08.00.05 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ,
08.00.05 УДК 330:002.6
ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННОГО
ОБСЛУЖИВАНИЯ МАЛОГО АГРОБИЗНЕСА
© 2016
Афанасьева Мария Семеновна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Прикладная экономика» Павлов Александр Юрьевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Прикладная экономика»
Пензенский государственный технологический университет, Пенза (Россия)
Аннотация. Цель: рассмотреть принципы логистического подхода к управлению предприятием с целью создания оптимальной модели информационно-консультационного обслуживания агробизнеса.
Методы. В ходе исследования применяется проектный метод, который позволяет определить целостность исследования, стадии и порядок его разработки, а также с целью построения теории, абстрактно-логический метод, включающий многообразные приемы и операции, а именно анализ и синтез, дедукцию и индукцию, формальную логику, гипотетическое предположение. В качестве основы исследования определен принцип системности, то есть объект и предмет исследования рассматриваются во взаимосвязи всех элементов и внешних связей.
Результаты. Определены роль и значение логистического подхода к управлению информационными потоками в агропромышленном комплексе. Реализация данного подхода предлагается в рамках понятия информационной логистики с использованием основных принципов логистического менеджмента.
Научная новизна. В статье предложены основополагающие принципы формирования модели информационно -консультационного обслуживания агробизнеса на основе логистического подхода, к которым отнесены демократизм, материально-техническое объединение, устойчивость информационных связей и региональная локализация.
Практическая значимость. Основные положения и выводы статьи могут быть использованы в расширении понятия информационного обеспечения малого агробизнеса как логистической функции управления информационными потоками на всех этапах продвижения материальных потоков в сфере сельскохозяйственного производства.
Ключевые слова: агропромышленный комплекс, единство, звено, информационно-консультационное обслуживание, информационный поток, логистический подход, малый агробизнес, модель, принцип, приоритет стратегического видения, системный подход, устойчивость информационных связей.
LOGISTIC APPROACH TO THE ORGANIZATION OF INFORMATION AND ADVISORY SERVICES FOR SMALL AGRIBUSINESS
© 2016
Afanasyeva Mariya Semenovna, the candidate of economical science, the associate professor of the chair «Applied Economics» Pavlov Aleksandr Jurievich, the candidate of economical science, the associate professor of the chair «Applied Economics»
Penza State Technological University, Penza (Russia)
Annotation. Objective: to examine the principles of the logistic approach to the enterprise management with the aim of creating an optimal model of information and advisory service for the agribusiness.
Methods: the study applies a design method which allows determining the integrity of the research, stages and order of its development and with the aim of building theory, abstract-logical method, including the diverse techniques and operations, namely analysis and synthesis, deduction and induction, formal logic, hypothetical assumption. As a basis, the study identifies the principle of consistency, that is, the object and subject of research are considered in relation to all elements and external relations.
Results: to determine the role and importance of logistic approach to management of information flows in the agricultural sector. The implementation of this approach is proposed in the framework of the concept of information logistics using the basic principles of logistics management.
Scientific novelty: the article offers the fundamental principles of forming a model of information and Advisory services for agribusiness based on the logistic approach, which include democracy, logistical unification, stability of ties and regional localization.
Practical relevance: the main provisions and conclusions of the article can be used in the extension of the concept of information support of small agribusiness as a logistics function management of information flows at all stages of the promotion of material flow in agricultural production.
Keywords: logistic approach, model, information and consulting services, the agro-industrial complex, small agro business, the flow of information, principle, link, a systematic approach, priority of strategic vision, unity, stability information links.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами Современная система сельскохозяйственного консультирования в РФ предполагает совокупность центров консультирования, созданных на федеральном, региональном и областном уровнях и предназначенных для решения задач по оказанию информационно -консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и сельскому населению [1]. Проведенное нами исследование показало, что реализованная в регионах Российской Федерации концепция информационного консультирования сельхозтоваропроизводителей
не реализованная в полной мере и не обеспечивает полным комплексом услуг представителей малого агробизнеса. Так, анкетное обследование представителей малых форм хозяйствования в сельской местности Пензенской области позволило определить, что только 35 % респондентов полностью информированы о деятельности организаций, которые занимаются поддержкой малого бизнеса; 62 % сталкиваются с проблемами ведения бухгалтерского учета, подготовки и предоставления в налоговые органы и государственные фонды отчетной документации [2, с. 581]. Кроме того, для мелких сельхозтоваропроизводителей остается нерешенной проблема сбыта
произведенной продукции, участники опроса отмечают отсутствие доступной информации о конъюнктуре рынка, ценах на сельскохозяйственную продукцию и формах ее реализации [3]. Решение перечисленных проблем требует разработки новых подходов к управлению информационными потоками в области агропромышленного производства.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которые опирается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы Основным требованием к развитию системы информационного обслуживания является сочетание функций образования, распространения знаний, науки и консультирования [4; 5]. Анализ публикаций по данной теме показал, что целями осуществления мероприятий по оказанию информационно-консультационной помощи малым формам хозяйствования является расширение их доступа к рынку научных, образовательных, консультационных услуг и информации, а также повышение качества переподготовки и квалификации специалистов для сельского хозяйства [2; 6; 7; 8]. Однако при постоянно возрастающих информационных потоках малые формы хозяйствования сталкиваются с проблемой поиска, отбора, определения актуальности и достоверности, а также практического применения действительно необходимых им технологических решений и информации.
Логистика является инструментом рационального использования ресурсов, сокращения затрат времени и денег на пути доведения продукции до потребителей. Возможности логистики в повышении эффективности процессов закупки, транспортировки, хранения и распределения материальных потоков признаны во всем мире и используются во всех областях человеческой деятельности, в том числе и в сельском хозяйстве [9]. Содержательное наполнение термина «логистика» достаточно многообразно и зависит от ученых и специалистов, которые так или ина-
че затрагивают его в своих научных трудах. Рассмотрение логистического подхода к управлению деятельностью АПК представлено в ряде работ [10; 11; 12; 13] и часто ориентировано на рассмотрение материального потока в качестве основного объекта оптимизации. Стоит отметить, что на настоящий момент концептуально важным ресурсом для любой сферы деятельности является информация. Эффективное использование материальных ресурсов в значительной степени зависит именно от эффективности использования информации. Информационные ресурсы имеют координальное отличие от материальных, которое заключается в накоплении и качественном приращении, отсутствии фактического износа. Данный вид ресурсов способствует оптимальному и эффективному использованию материальных и финансовых ресурсов, их сбережению. Информация является одним из видов ресурсов, необходимых как для процесса принятия решений, так и для определения стратегических, тактических и оперативных задач [14]. В связи с этим, на наш взгляд, возрастает значение логистического подхода к управлению информационными потоками в АПК.
Формирование целей статьи (постановка задания) В сложившейся ситуации необходимо рассмотреть принципы логистического подхода к управлению предприятием с целью создания оптимальной модели информационно-консультационного обслуживания агробизнеса. Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов Реализация логистического подхода к управлению информационными потоками успешно осуществляется в рамках понятия информационной логистики, которую можно рассматривать как организацию и использование систем информационного обеспечения производственно-хозяйственных процессов на предприятии.
Общее представление о логистическом подходе можно сформировать с привлечением шести основных принципов логистического менеджмента (таблица 1) [12].
Таблица 1 - Принципы логистического подхода к управлению предприятием
Принцип Суть принципа Значение принципа для повышения эффективности управления информационными потоками
Системный подход Рассмотрение входящих и исходящих логистических потоков как единого целого Применение данного подхода позволяет снизить совокупные логистические издержки за счет оптимизации их составных частей и ускорить временной интервал прохождения логистического потока через предприятие
Приоритет стратегического видения Предполагает развитие логистических систем от простого к сложному или поэтапное развитие (эволюционный путь развития) Позволяет формировать логистическую стратегию управления потоками в соответствии с этапом развития предприятия или группы предприятий
Интеллигентное управление материалами Предполагает установление долгосрочных партнерских хозяйственных связей с участниками логистической цепи Позволяет достигать эффекта синергии за счет достижения взаимной пользы всех участников на основе движения прозрачного информационного потока
Единство материальной и информационной логистики Внедрение эффективно работающей информационной системы, интегрированной со всеми логистическими функциями Позволяет получать доступную и актуальную информацию для решения оптимизационных логистических задач в реальном режиме времени
Создание логистических ядер или точек роста логистической системы Поэтапное решение отдельных задач, которые становятся ядрами формирования логистической системы на предприятии Постепенно приводит к развитию всей логистической системы предприятия
Использование электронных технологий Использование электронных технологий Позволяет получать предприятиями в режиме реального времени информацию о потребности логистической системы в тех или иных ресурсах и как следствие оперативно корректировать процессы и формировать потоки
Особенно стоит отметить принцип единства материальной и информационной логистики в части сложившейся в агробизнесе ситуации. В связи с тем, что около 50 % продукции сельского хозяйства производится и реализуется в среде малого агробизнеса, где отсутствует или крайне ограничено применение информационных технологий [15], распространение на них локального логистического процесса становится крайне затруднительным. По сути, для представителей инфраструктуры обеспечения деятельности малого агробизнеса, например органов государственной власти, они представляют собой «черный ящик» - известны показатели на входе и выходе, а сам объект, его внутренние закономерности остаются не познанными [16]. Поэтому внедрение систем управленческого учета и измерение объемов материальных потоков в рамках производственных процессов на территории сельских поселений может способствовать прозрачности расходов на физическое товародвижение, планирование потребностей в рабочей силе. Следовательно, для эффективного управления материальными потоками на предприятии нужно сделать его «прозрачным», чтобы охарактеризовать все процессы без исключения, что позволит так организовать работу, чтобы логистические затраты стали минимальными [12].
Исходя из вышесказанного, важным фактором повышения эффективности АПК является реализация логистического подхода к управлению информационными потоками.
Информационный поток в общем понимании - это перемещение в некоторой среде структурированных данных. Информационный поток в логистике связывает снабжение, производство и сбыт, охватывает управление всеми процессами перемещения материального потока с целью реализации основного правила логистики: нужный товар должен быть доставлен в нужное время, в нужное место, с наименьшими затратами, нужного качества, в нужном количестве и нужному потребителю материального потока. Если это правило выполняются, то цель логистической деятельности считается достигнутой. Кроме того, информационный поток является залогом обеспечения важных свойств логистической системы, таких как открытость и гибкость, за счет реализации основных своих функций управления и контроля за логистическими операциями.
Формирование информационного потока в агробизнесе ограничивается рядом особенностей [17, с. 126]:
- сезонность работ;
- влияние на периодичность формирования логистических потоков естественных циклов развития продукции агробизнеса;
- потребность в значительных дополнительных затратах на срочную реализацию, переработку или хранение продукции сельского хозяйства, будь то готовая продукция или сырье для промпереработки;
- отсутствие территориальной локализации производственных процессов, поскольку переработчики сельскохозяйственного сырья удалены от его источников;
- требования, предъявляемые к качеству сельскохозяйственной продукции, усложняющие все логистические процессы в АПК и создающие дополнительные ограничения практически на каждом участке деятельности.
Информационный поток формируется, продвигается и поглощается в рамках логистической системы АПК [18], в состав которой специалисты включают следующие звенья:
1. Производители растениеводческой и животноводческой продукции - крупные и средние предприятия, крестьянские (фермерские) хозяйства.
2. Изготовили комбикормов - отдельные предприятия и собственные специализированные цеха.
3. Оптовые логистические компании, рынки, государственные закупочные организации.
4. Перерабатывающие предприятия.
5. Предприятия общественного питания.
6. Сервисные предприятия, жилищно-коммунальное хозяйство.
7. Производители средств производства и транспорта для сельского хозяйства.
Все эти звенья, будучи тесно связанными между собой, оказывают значительное влияние на общую эффективность деятельности отрасли и отдельных предприятий [17, с. 127]. При этом ряд ученых говорят о необходимости создания сети специализированных логистических компаний, обслуживающих представителей агробизнеса по всей логистической цепочке [9; 17; 19-30]. На наш взгляд, данную функцию успешно выполнят организации информационно-консультационной инфраструктуры, которые должны стать равноправным звеном логистической системы АПК.
При формировании модели информационно-консультационного обслуживания агробизнеса на основе логистического подхода необходимо учитывать следующие основополагающие принципы:
1. Демократизм. Все элементы данной модели должны быть независимы, равноправны [20]; взаимосвязь элементов устанавливается по взаимным обязательствам и с соблюдением взаимной ответственности.
2. Материально-техническое объединение. Ресурсная база предлагаемой модели должна быть совместной и использоваться в соответствии с установленными для нее нормами и правилами при достижении баланса интересов всех элементов. В качестве основного ресурса при этом рассматривается информация.
3. Устойчивость информационных связей. Схемы передачи информационных потоков должны быть оптимизированы, обязательно наличие обратной связи.
4. Региональная локализация. Перенос центра ответственности с федерального на региональный уровень с целью приближения элементов модели к источнику материальных и сопутствующих им потоков. Информационно-консультационные службы в данном случае выступают логистическими центрами по продвижению информационных потоков.
Применение перечисленных принципы при формировании модели информационно-консультационного обслуживания агробизнеса на основе логистического подхода обеспечит получение следующих результатов:
- повышение конкурентоспособности элементов модели за счет совместного использования обширной информационной базы и расширения возможностей по повышению ценности предлагаемого материального потока;
- повышение совокупного дохода элементов модели за счет возникновения сетевого синергетического эффекта;
- снижение транзакционных издержек.
Выводы исследования и перспективы
дальнейших изысканий данного направления
Таким образом, результаты данного исследования позволяют расширить понятие информационного обеспечения малого агробизнеса как логистической функции управления информационными потоками на всех этапах продвижения материальных потоков в сфере сельскохозяйственного производства. Перспективой развития данной темы является развитие нового направления в экономике сельского хозяйства в рамках логистики АПК как науки.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Демишкевич Г. М. Перспективные направления развития системы сельскохозяйственного консультирования // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2009. № 7. С. 47-50.
2. Палаткин И. В., Афанасьева М. С. Модель информационно-консультационного обслуживания малого аграрного бизнеса на базе региональных и муниципальных бизнес-инкубаторов // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. С. 581.
3. Ильясова А. В., Батова В. Н. Совершенствование системы формирования и использования ресурсного потенциала сельскохозяйственных потребительских кооперативов // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 8 (12). С. 296-301.
4. Патрина Е. Н., Кочеткова О. В., Кусенко Л. И., Невежин Д. В. Методические рекомендации по развитию информационного обеспечения и консультационного обслуживания в агропромышленном комплексе волгоградской области. Волгоград, 2013. 61 с.
5. Ермакова Н. Ю., Лисова О. М., Тенищев А. В., Гуреева М. Е. Роль информационно-консультационных служб в развитии малых форм аграрного предпринимательства // Экономика и предпринимательство. 2013. № 11-2 (40-2). С. 250-254.
6. Сердобинцев Д. В., Усанов А. Ю., Сорокина Л. В. Развитие региональных сельскохозяйственных информационно-консультационных служб // Аудит и финансовый анализ. 2012. № 4. С. 92-394.
7. Золотарева Е. Л., Дымов А. Д., Сорокина М. С. Проблемы формирования и эффективности функционирования информационно-консультационных служб сельского хозяйства // Экономические науки. 2012. № 94. С. 113-116.
8. Крыгин А. А. Состояние, направления развития и границы производственных возможностей малых форм хозяйствования в аграрном секторе экономики // Образование, наука и производство. 2013. № 1. С. 47-51.
9. Носов А. Поможет ли логистика сельскому хозяйству России? // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2012. № 3. С. 16-21.
10. Ворожейкина Т. М., Игнатов В. Д. Логистика в АПК. М. : КолосС, 2007. 184 с.
11. Магомедов А. М., Бучаев А. Г. Логистика агропромышленного комплекса региона // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2013. № 10 (58). С. 74.
12. Левкин Г. Г., Колычев Н. М., Семченко В. В. Логистика в сельском хозяйстве: методология и концепция использования // Вестник кадровой политики, аграрного образования и инноваций. 2014. № 4-6. С. 52-59.
13. Стукач В. Ф., Пецевич В. С., Косенчук О. В., Левкин Г. Г. Логистика : учебное пособие. Омск, 2003. 256 с.
14. Гришин Д. С. Исторические аспекты развития информационной логистики // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2014. № 3 (63). С. 17.
15. Волков А. Г., Батова В. Н. Современные информационные системы контроллинга // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 2. № 6 (28). С. 325-329.
16. Сальников И. И. Развитие средств реализации информационной потребности человека : монография. Пенза : Приволжский Дом знаний, 2014. 88 с.
17. Хмельницкая З. Б., Золотухин С. Ю. Формирование логистических систем агропромышленного ком-
плекса с использованием информационно-консультационных служб // Известия Уральского государственного экономического университета. 2015. № 5 (61). С. 125-129.
18. Игнатов В. С., Пименова Д. В. Информационное пространство. Структура и функции // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2007. № 3. С. 3-10.
19. Валерий Филимонов. Логистика в животноводстве и сельском хозяйстве. 2011 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.fill2001.narod.ru/LgstGvtn.htm (дата обращения: 18.02.2016).
20. Иванова М. И. Факторная модель обоснования выбора поставщика при формировании логистики поставок // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2014. № 1. С. 44-46.
21. Черкасов В. А. Исследование развития пищевых предприятий и предприятий перерабатывающего сектора АПК в кризисных условиях // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 3. С. 98-101.
22. Дорошкевич Д. В. Формирование механизма стратегического управления развитием региональной транспортно-логистической системы // Карельский научный журнал. 2014. № 3. С. 59-61.
23. Новикова А. В. Научно-технический прогресс в перерабатывающих отраслях АПК (эволюционный подход) // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 6 (10). С. 200-202.
24. Евтодиева Т. Е. Современные формы организации логистики: системы и сети // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2011. № 32. С. 18.
25. Мордовченков Н. В., Николенко П. Г., Клюева Ю. С. Агрокластер как инновационный организационно-экономический механизм управления технологическими процессами в АПК // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 1 (10). С. 89-95.
26. Ключник А. В., Олейник Е. А., Чирва Г. Н. Специфические особенности финансового обеспечения интегрированных предприятий АПК // Карельский научный журнал. 2014. № 1. С. 91-94.
27. Мансуров Р. Е. Современное состояние развитие зернопродуктового подкомплекса республики Бурятия // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 4 (13). С. 48-51.
28. Дорошкевич Д. В. Применение логистических кластеров на региональном уровне // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2014. № 3. С. 27-30.
29. Лагодиенко В. В., Корниецкий А. В. Методические принципы логистической системы управления материальными потоками // Карельский научный журнал. 2014. № 4. С. 119-121.
30. Харламова И. Ю. Особенности маркетинга услуг // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. 2013. № 4-1. С. 127-131.
REFERENCES
1. Demishkevich G. M. Perspektivnie napravleniya razvitiya sistemi sel'skohozyaystvennogo konsul'tirovaniya Perspective directions of development of agricultural consultancy system (Perspective directions of development of agricultural consultancy system), Ekonomika sel'skohozyayst-vennih i pererabativayuschih predpriyatiy. 2009. No. 7. pp. 47-50.
2. Palatkin I. V., Afanas'eva M. S. Model' informat-sionno-konsul'tatsionnogo obsluzhivaniya malogo agrarnogo
biznesa na baze regional'nih i munitsipal'nih biznes-inkubatorov (Model information and Advisory service for small agrarian business on the basis of regional and municipal business incubators), Sovremennie problemi nauki i obra-zovaniya. 2015. No. 1-1. pp. 581.
3. Il'yasova A. V., Batova V. N. Sovershenstvovanie sistemi formirovaniya i ispol'zovaniya resursnogo potentsiala sel'skohozyaystvennih potrebitel'skih kooperativov (Improving the system of formation and use of resource potential of agricultural consumer cooperatives), XXI vek: itogi proshlogo i problemi nastoyaschego plyus. 2013. No. 8 (12). pp. 296-301.
4. Patrina E. N., Kochetkova O. V., Kusenko L. I.,
Nevezhin D. V. Metodicheskie rekomendatsii po razvitiyu in-formatsionnogo obespecheniya i konsul'tatsionnogo obsluz-hivaniya v agropromishlennom komplekse volgogradskoy ob-lasti (Methodical recommendations for the development of information support and consultancy services in the agro-industrial complex of Volgograd region). Volgograd, 2013. 61 p.
5. Ermakova N. YU., Lisova O. M., Tenischev A. V., Gureeva M. E. Rol' informatsionno-konsul'tatsionnih sluzhb v razvitii malih form agrarnogo predprinimatel'stva (The role of information and consultancy services in the development of small forms of agrarian business), Ekonomika i predprini-matel'stvo. 2013. No. 11-2 (40-2). pp. 250-254.
6. Serdobintsev D. V., Usanov A. YU., Soroki-na L. V. Razvitie regional'nih sel'skohozyaystvennih infor-matsionno-konsul'tatsionnih sluzhb (The development of regional agricultural information and consultancy services), Audit i finansoviy analiz. 2012. No. 4. pp. 92-394.
7. Zolotareva E. L., Dimov A. D., Sorokina M. S. Problemi formirovaniya i effektivnosti funktsionirovaniya in-formatsionno-konsul'tatsionnih sluzhb sel'skogo hozyaystva (Problems of formation and functioning of informationconsulting service of agriculture), Ekonomicheskie nauki. 2012. No. 94. pp. 113-116.
8. Krigin A. A. Sostoyanie, napravleniya razvitiya i granitsi proizvodstvennih vozmozhnostey malih form ho-zyaystvovaniya v agrarnom sektore ekonomiki (Status, directions of development and the boundaries of production possibilities of small forms of managing in agrarian sector of economy), Obrazovanie, nauka i proizvodstvo. 2013. No. 1. pp. 47-51.
9. Nosov A. Pomozhet li logistika sel'skomu ho-zyaystvu Rossii? (Will logistics agriculture of Russia?), RISK: Resursi, informatsiya, snabzhenie, konkurentsiya. 2012. No. 3. pp. 16-21.
10. Vorozheykina T. M., Ignatov V. D. Logistika v APK (Logistics in agriculture). M. : KolosS, 2007. 184 p.
11. Magomedov A. M., Buchaev A. G. Logistika agropromishlennogo kompleksa regiona (Logistics of agro-industrial complex of the region), Upravlenie ekonomi-cheskimi sistemami: elektronniy nauchniy zhurnal. 2013. No. 10 (58). pp. 74.
12. Levkin G. G., Kolichev N. M., Semchenko V. V. Logistika v sel'skom hozyaystve: metodologiya i kontsept-siya ispol'zovaniya (Logistics in agriculture: methodology and concept of use), Vestnik kadrovoy politiki, agrarnogo ob-razovaniya i innovatsiy. 2014. No. 4-6. pp. 52-59.
13. Stukach V. F., Petsevich V. S., Kosenchuk O. V., Levkin G. G. Logistika (Logistics), uchebnoe posobie. Omsk, 2003. 256 p.
14. Grishin D. S. Istoricheskie aspekti razvitiya infor-matsionnoy logistiki (Historical aspects of the development of information logistics), Upravlenie ekonomicheskimi siste-
mami: elektronniy nauchniy zhurnal. 2014. No. 3 (63). pp. 17.
15. Volkov A. G., Batova V. N. Sovremennie infor-matsionnie sistemi kontrollinga (Modern controlling information system), XXI vek: itogi proshlogo i problemi nastoyaschego plyus. 2015. T. 2. No. 6 (28). pp. 325-329.
16. Sal'nikov I. I. Razvitie sredstv realizatsii informat-sionnoy potrebnosti cheloveka (The development of the means of implementation of the information needs of the person), monografiya. Penza : Privolzhskiy Dom znaniy, 20 14. 88 p.
17. Hmel'nitskaya Z. B., Zolotuhin S. YU. Formiro-vanie logisticheskih sistem agropromishlennogo kompleksa s ispol'zovaniem informatsionno-konsul'tatsionnih sluzhb (The formation of logistics systems of agricultural complex using information and consultancy services), Izvestiya Ural'skogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta. 2015. No. 5 (61). pp. 125-129.
18. Ignatov V. S., Pimenova D. V. Informatsionnoe prostranstvo. Struktura i funktsii (Information space. Structure and function), Izvestiya visshih uchebnih zavedeniy. Po-volzhskiy region. Obschestvennie nauki. 2007. No. 3. pp. 3-10.
19. Valeriy Filimonov. Logistika v zhivotnovodstve i sel'skom hozyaystve (Logistics in farming and agriculture). 2011 [Elektronniy resurs]. Rezhim dostupa: http://www.fill2001.narod.ru/LgstGvtn.htm (data obrasche-niya: 18.02.2016).
20. Ivanova M. I. Faktornaya model' obosnovaniya vibora postavschika pri formirovanii logistiki postavok Factor model for supplier selection in the formation of the logistics of supply), Azimut nauchnih issledovaniy: ekonomika i upravlenie. 2014. No. 1. pp. 44-46.
21. CHerkasov V. A. Issledovanie razvitiya pischevih predpriyatiy i predpriyatiy pererabativayuschego sektora APK v krizisnih usloviyah (A study of the development of food enterprises and enterprises in the processing sector of agriculture in times of crisis), Baltiyskiy gumanitarniy zhurnal. 2014. No. 3. pp. 98-101.
22. Doroshkevich D. V. Formirovanie mehanizma strategicheskogo upravleniya razvitiem regional'noy trans-portno-logisticheskoy sistemi (The formation mechanism of strategic management of development of regional transport-logistic system), Karel'skiy nauchniy zhurnal. 2014. No. 3. pp. 59-61.
23. Novikova A. V. Nauchno-tehnicheskiy progress v pererabativayuschih otraslyah APK (evolyutsionniy podhod) (Scientific and technological progress in the processing branches of the agroindustrial complex (evolutionary approach)), XXI vek: itogi proshlogo i problemi nastoyaschego plyus. 2013. No. 6 (10). pp. 200-202.
24. Evtodieva T. E. Sovremennie formi organizatsii logistiki: sistemi i seti (Modern forms of logistics: systems, networks), Upravlenie ekonomicheskimi sistemami: elektronniy nauchniy zhurnal. 2011. No. 32. pp. 18.
25. Mordovchenkov N. V., Nikolenko P. G., Klyue-va YU. S. Agroklaster kak innovatsionniy organizatsionno-ekonomicheskiy mehanizm upravleniya tehnologicheskimi protsessami v APK (The agrarian cluster as an innovative organizational and economic mechanism of management of technological processes in agriculture), Azimut nauchnih is-sledovaniy: ekonomika i upravlenie. 2015. No. 1 (10). pp. 89-95.
26. Klyuchnik A. V., Oleynik E. A., CHirva G. N. Spetsificheskie osobennosti finansovogo obespecheniya inte-grirovannih predpriyatiy APK (Specific features of financial
provision of integrated agricultural enterprises), Karel'skiy nauchniy zhurnal. 2014. No. 1. pp. 91-94.
27. Mansurov R. E. Sovremennoe sostoyanie razvitie zernoproduktovogo podkompleksa respubliki Buryatiya (Modern state of development of grain products subcomplex of the Republic of Buryatia), Azimut nauchnih issledovaniy: ekonomika i upravlenie. 2015. No. 4 (13). pp. 48-51.
28. Doroshkevich D. V. Primenenie logisticheskih klasterov na regional'nom urovne (The use of logistics clusters at the regional level), Azimut nauchnih issledovaniy: ekonomika i upravlenie. 2014. No. 3. pp. 27-30.
29. Lagodienko V. V., Kornietskiy A. V. Metodi-cheskie printsipi logisticheskoy sistemi upravleniya materi-al'nimi potokami (Methodological principles of logistics materials management), Karel'skiy nauchniy zhurnal. 2014. No. 4. pp. 119-121.
30. Harlamova I. Ju. Osobennosti marketinga uslug (Features of marketing of services), Jekonomika i upravlenie: analiz tendencij i perspektiv razvitija, 2013, No. 4—1. pp. 127-131.
Дата поступления статьи в редакцию 27.09.2016
08.00.05 УДК 338.46
ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ЭТАПОВ РАЗВИТИЯ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ УСЛУГ
© 2016
Завиваев Николай Сергеевич, ст. преподаватель кафедры «Экономика и автоматизация бизнес-процессов»
Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, Княгинино (Россия) Проскура Наталья Викторовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и автоматизация бизнес-процессов»
Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, Княгинино (Россия)
Аннотация. Введение. Статья посвящена вопросам становления и развития этапов телекоммуникационных услуг, рассмотрены основные вехи и значимые события, выделены этапы с характерными чертами. Определено значение и взаимосвязь открытия различных технических средств связи со становлением отрасли. Развитие телекоммуникационных услуг непосредственно связано с уровнем информатизации общества. В современных условиях информатизация общества занимает особое место, в связи с этим особую популярность принимает информация - самый востребованный товар на современном рынке.Вступивший в силу 5-й технологический уклад обозначил новую роль информации как стратегического ресурса общества. Таким образом, в настоящее время качественный скачок экономики России возможен только на основе использования достижений научно-технического прогресса. Ввиду усложнения технологических процессов и техники в настоящее время очень важными ресурсами страны являются информация и информационные услуги, которые лежат в основе становления информационного общества. Целью формирования и развития информационного общества в Российской Федерации является повышение качества жизни граждан, обеспечение конкурентоспособности России, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий. Процесс перехода к оказанию государственных услуг в электронной форме является одним из приоритетных направлений информатизации общества. Несомненно, существующий механизм реализации заданной стратегии имеет свои недочеты, хотя результаты реализации сложно переоценить. На современном этапе сокращается время длительности этапов развития телекоммуникаций ввиду повсеместной информатизации практически всех отраслей и сфер народного хозяйства.
Ключевые слова/абонентский телеграф, информационное общество, инфокоммуникационные услуги, информатизация, информационное пространство, конкурентоспособность, радио, сферы народного хозяйства, телеграф, телетайп, технологические и технические процессы, этапы развития телекоммуникационных услуг, эффект.
APPROACHES TO FORMATION DEVELOPMENT LEVELS OF THE TELE COMMUNICATIONAL SERVICES
© 2016
Zavivaev Nikolay Sergeevich, the senior lecturer of the chair «Economics and automatization of business processes»
Nizhniy Novgorod state engineering-economic university, Knyaginino (Russia) Proskura Natalia Viktorovna, the candidate of economic sciences, the associate professor of the chair «Economics and automatization of business processes»
Nizhniy Novgorod state engineering-economic university, Knyaginino (Russia)
Annotation. Introduction. The article is devoted to questions of formation and development stages of telecommunication services, reviewed the major milestones and significant events, stages with characteristic features. It is defined the value and relationship of opening various technical means of communication with the development industry. The development of telecommunications services is directly related to the level of Informatization of the society. In modern conditions of Informatization of society has a special place in this regard, the special popularity takes information is the hottest product on the market today. Entered into force on 5th technological order outlined the new role of information as a strategic resource for companies. Thus, at present, a qualitative leap of the economy of Russia is possible only on the basis of use of achievements of scientific-technical progress. In view of the complexity of technological processes and equipment currently, very important resources of the country are information and information services that underpin the development of information society. The purpose of formation and development of information society in the Russian Federation is to improve the quality of life of citizens, ensuring the competitiveness of Russia, development economic, socially-political, cultural and spiritual spheres of life of society, the improvement of public administration system based on the use of information and telecommunication technologies. The process of transition to rendering state services in electronic form is one of the priority directions of Informatization of society. Undoubtedly, the existing mechanism for the implementation of a given strategy has its flaws, although the results of the implementation are difficult to overestimate. At the