Научная статья на тему 'Принципы и методы формирования и функционирования логистических систем в сфере услуг физической культуры и спорта'

Принципы и методы формирования и функционирования логистических систем в сфере услуг физической культуры и спорта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1650
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / СФЕРА УСЛУГ / СПОРТИВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ОБСЛУЖИВАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ / КАЧЕСТВО ОБСЛУЖИВАНИЯ / ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ПОТОК / НАУЧНЫЙ ИНСТРУМЕНТ / ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / LOGISTICS SYSTEM / SERVICES / SPORTS ORGANIZATION / CUSTOMER SERVICE / SERVICE QUALITY / LOGISTICS FLOW / SCIENTIFIC INSTRUMENT / LOGISTICAL APPROACH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мальцева Наталия Сергеевна

Применение логистического подхода в государственном управлении организациями физической культуры и спорта (ФКиС) способствует рационализации комплекса услуг ФКиС, проведению спортивно-зрелищных мероприятий, учебно-тренировочного процесса, а также информационно-консультативных, образовательных и других услуг ФКиС. В связи с этим, наиболее значимую роль играет управление логистическими потоками на основе формирования логистической системы управления, призванной повысить качество предоставляемых услуг. Статья раскрывает теоретические аспекты формирования и функционирования логистических систем организаций сферы услуг ФКиС с целью поиска наиболее эффективных методов управления на уровне как отдельно взятой организации ФКиС, так и в федеральном масштабе. Обобщены основные определения логистической системы, приведенные ведущими исследователями логистики в России. Предложено авторское определение понятия «логистическая система обслуживания потребителей ФКиС». Представлены общепризнанные классификации логистических систем, разработана авторская классификация логистической системы сферы услуг ФКиС, изучены ее признаки, позволяющие более качественно реализовать структурное построение логистической системы и решить основные проблемы, возникающие в процессе ее функционирования. Также подробно рассмотрены элементы логистической системы сферы услуг ФКиС на макро-, мезои микроуровнях. Выявлены концептуальные предпосылки формирования логистического управления сферой услуг ФКиС, способствующие, главным образом, развитию сферы услуг ФКиС в регионах РФ, в частности, в Саратовской области. Предлагаемые новые теоретические подходы к управлению сферой услуг ФКиС особенно полезны при разработке способов повышения качества обслуживания потребителей услуг ФКиС

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS AND PRINCIPLES OF LOGISTICS SYSTEMS FORMATION AND OPERATION IN SPORT SERVICE INDUSTRY

Logistic approach application in governmental management of sport service organizations promotes the rationalization of a sport service package, sporting and entertainment events and the training process, as well as informational, advisory, educational and other sport industry services. Thereby, the management of logistic flows plays the most important role in the logistic systems formation, designed to improve the quality of services. The paper discloses the theoretical aspects of the logistic systems formation and functioning in sport service industry in order to look for the most effective methods of management at either the level of individual sport organizations or the federal level. In the paper, the leading Russian logistic researchers' basic definitions of the logistic system are systemized. The author's definition of the term «Logistic system sport service industry» is suggested. The paper describes the recognized logistic system classifications and works out the author's classification of logistical system of sport service industry and details of its indications, which allow to realize the logistic system structural construction and to solve major problems arising in the course of its operation. Also the elements of the logistic system in sport service industry are observed at macro-, mesoand micro levels. The conceptual prerequisites of the logistic management formation in sport service industry are worked out. They give an impulse to develop sport service industry in the regions of the Russian Federation and in the Saratov region in particular. The new suggested theoretical approaches to the management of the sport service industry are particularly useful in the development of the ways to improve the service quality of customers

Текст научной работы на тему «Принципы и методы формирования и функционирования логистических систем в сфере услуг физической культуры и спорта»

УДК 338.465.4

Мальцева Наталия Сергеевна Nataliya Maltseva

ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ В СФЕРЕ УСЛУГ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

METHODS AND PRINCIPLES OF LOGISTICS SYSTEMS FORMATION AND OPERATION IN SPORT SERVICE INDUSTRY

Применение логистического подхода в государственном управлении организациями физической культуры и спорта (ФКиС) способствует рационализации комплекса услуг ФКиС, проведению спортивно-зрелищных мероприятий, учебно-тренировочного процесса, а также информационно-консультативных, образовательных и других услуг ФКиС. В связи с этим, наиболее значимую роль играет управление логистическими потоками на основе формирования логистической системы управления, призванной повысить качество предоставляемых услуг.

Статья раскрывает теоретические аспекты формирования и функционирования логистических систем организаций сферы услуг ФКиС с целью поиска наиболее эффективных методов управления на уровне как отдельно взятой организации ФКиС, так и в федеральном масштабе. Обобщены основные определения логистической системы, приведенные ведущими исследователями логистики в России. Предложено авторское определение понятия «логистическая система обслуживания потребителей ФКиС». Представлены общепризнанные классификации логистических систем, разработана авторская классификация логистической системы сферы услуг ФКиС, изучены ее признаки, позволяющие более качественно реализовать структурное построение логистической системы и решить основные проблемы, возникающие в процессе ее функционирования. Также подробно рассмотрены элементы логистической системы сферы услуг ФКиС на макро-, мезо- и микроуровнях. Выявлены концептуальные предпо-

Logistic approach application in governmental management of sport service organizations promotes the rationalization of a sport service package, sporting and entertainment events and the training process, as well as informational, advisory, educational and other sport industry services. Thereby, the management of logistic flows plays the most important role in the logistic systems formation, designed to improve the quality of services.

The paper discloses the theoretical aspects of the logistic systems formation and functioning in sport service industry in order to look for the most effective methods of management at either the level of individual sport organizations or the federal level. In the paper, the leading Russian logistic researchers' basic definitions of the logistic system are systemized. The author's definition of the term «Logistic system sport service industry» is suggested. The paper describes the recognized logistic system classifications and works out the author's classification of logistical system of sport service industry and details of its indications, which allow to realize the logistic system structural construction and to solve major problems arising in the course of its operation. Also the elements of the logistic system in sport service industry are observed at macro-, meso- and micro levels. The conceptual prerequisites of the logistic management formation in sport service industry are worked out. They give an impulse to develop sport service industry in the regions of the Russian Federation and in the Saratov region in particular. The new suggested theoretical approaches to the management of the sport service industry are particularly

сьшки формирования логистического управления сферой услуг ФКиС, способствующие, главным образом, развитию сферы услуг ФКиС в регионах РФ, в частности, в Саратовской области. Предлагаемые новые теоретические подходы к управлению сферой услуг ФКиС особенно полезны при разработке способов повышения качества обслуживания потребителей услуг ФКиС

useful in the development of the ways to improve the service quality of customers

Ключевые слова: логистическая система, сфера услуг, спортивная организация, обслуживание потребителей, качество обслуживания, логистический поток, научный инструмент, логистический подход

Key words: logistics system, services, sports organization, customer service, service quality, logistics flow, scientific instrument, logistical approach

В последние годы сфера услуг физической культуры и спорта (ФКиС) приобретает особую актуальность. Проведение в России Олимпийских игр, чемпионата мира по футболу, «Формулы-1» и других крупных соревнований способствовало обновлению не только технической базы объектов спорта высших достижений, а также сооружений массового спорта. Согласно отчетам о выполнении ФЦП «Развитие физической культуры и спорта в РФ на 2006-2015 годы» [11], за период с 2006 по 2013 гг. по направлению «Массовый спорт» введено в эксплуатацию 508 спортивных объектов, что составляет 78,8 % от общего объема профинансированных объектов. Также планируется повысить эффективность использования существующих объектов спорта с 60 %, что соответствует состоянию на 2015 г., до 80 % к 2020 г.

Управление организациями ФКиС и отраслью в целом в условиях рын очных отношений достаточно подробно исследовано и описано в трудах таких ученых, как В.У. Агеевец, В.В. Алешин, Л.В. Аристова, Г.З. Аронов, В.Е. Горшков, Л.В. Жестян-ников, В.И. Жолдак, В.Н. Зуев, В.А. Ка-кузин, В.В. Кузин, Е.В. Кузьмичева, М.Е. Кутепов, Р.М. Орлов, И.И. Перевер-зин, В.А. Черепов и др. Однако, несмотря на достаточно обширную литературу по данному вопросу, следует заметить, что некоторые проблемы до настоящего времени остаются за пределами научных интересов

отечественных авторов. Речь идет о проблемах поиска наиболее эффективных методов управления на уровне как отдельно взятой организации ФКиС, так и в федеральном масштабе.

Таким образом, требования времени диктуют необходимость создания условий для развития, продвижения и успешной деятельности организаций ФКиС. Именно поэтому необходимы комплексный, инновационный подход к процессам управления. Создание и использование логистического подхода к управлению организациями сферы ФКиС связано не только с необходимостью удовлетворения растущих социально-культурных потребностей населения, но и с необходимостью управления процессом развития системы ФКиС на рациональной основе.

Прежде чем рассмотреть особенности формирования и функционирования логистических систем, рассмотрим теоретические подходы к определению понятия «логистическая система», а также определим само понятие «логистическая система в сфере услуг ФКиС».

Данному понятию уделяется особое внимание в трудах Б.А. Аникина, А.М. Гад-жинского, В.В. Дыбской, Л.Б. Миротина, О.А. Новикова, А.Н. Родникова, А.И. Се-мененко, В.И. Сергеева и др.

Большинство авторов едины в представлении логистической системы как сложной целостной, адаптивной системы

с обратной связью, выполняющей те или иные логистические операции и функции. В остальных источниках их уточняют, дополняют, делая ее более емкой, конкретной, специфичной.

Рассмотрим основные определения логистической системы, приведенные ведущими исследователями логистики в России (табл.1).

Таблица 1

Основные определения логистической системы

Определение термина Источник

Адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические функции. Она, как правило, состоит из нескольких подсистем и имеет развитые связи с внешней средой Гаджинский A.M. Логистика. М.: «Дашков и Ко», 2012. 484 с. [2]

Совокупность логистической сети и системы администрирования, формируемая компанией для реализации своей логистической стратегии (тактики) Логистика / В.В. Дыбская, Е.И. Зайцев, В.И. Сергеев, A.H. Стерлигова; под. ред. В.И. Сергеева. М.: Эксмо, 2014. 994 с. [7]

Сложная организационно завершенная (структурированная) экономическая система, состоящая из взаимосвязанных в едином процессе управления материальными и сопутствующими им потоками элементов-звеньев, совокупность которых, границы и задачи функционирования объединены внутренними целями организации бизнеса и (или) внешними целями Миротин Л.Б., Ташбаев Ы.Э. Системный анализ в логистике. М.: Экзамен, 2014. 479 с. [8]

Упорядоченная структура, в которой осуществляется планирование и реализация движения и развития совокупного ресурсного потенциала, организованного в виде логисти ческого потока, начиная с отчуждения ресурсов у окружающей среды вплоть до реализации конечной продукции Новиков O.A., Уваров С.А. Логистика. СПб.: Бизнес-пресса, 2000. 208 с. [9]

Относительно устойчивая совокупность звеньев (структурных/функциональных подразделений компании, а также поставщиков, потребителей и логистических посредни ков), взаимосвязанных по основным и (или) сопутствующим потокам и объединенных единым управлением логи стическим процессом для реализации корпоративной стратегии организации бизнеса Корпоративная логистика: 300 ответов на вопросы профессионалов / под общ. и науч. ред. В.И. Сергеева. М.: ИНФРА-M, 2013. 633 с. [6]

Таким образом, как и для многих других понятий логистики, устоявшегося определения понятия «логистическая система» нет. Как утверждают Л.Б. Миротин и Ы.Э. Таш-баев, понятие логистической системы является широким и неточным: «затруднительно дать определение, которое относилось бы ко всем видам логистических систем без исключения и, вместе с тем, четко выделяло одни от других» [8].

Учитывая все особенности приведенных понятий логистической системы, дадим следующее определение логистической системы обслуживания потребителей ФКиС.

Логистическая система обслуживания потребителей ФКиС представляет собой структурированную экономическую систему, состоящую из оптимизированной совокупности элементов (процессов, объектов) , функционально взаимосвязанных

в едином процессе управления на определенной территории клиентскими (людскими) потоками, которые осуществляют движение синхронно с сервисными потоками в совпадающем направлении, а также сопутствующими потоками, поддерживающими движение клиентских потоков (материальные, информационные, финансовые, кадровые, транспортные).

Логистическая система сферы услуг ФКиС характеризуется сложностью и неоднородностью. Она состоит из множества элементов, которые представляют собой юридически самостоятельные предприятия, организации, учреждения, предоставляющие потребителям ФКиС продукт или услугу, рассматриваемые как целое в рамках логистической системы обслуживания потребителей ФКиС, подсистемы логистической системы, логистической сети (канала, цепи), реализующие один или несколь-

ко видов логистической деятельности на определенной территории.

Такими элементами логистической системы могут являться органы государственного регулирования и муниципального управления, Министерство спорта, спонсорские компании, общественные и добровольные организации, маркетинговые и рекламные службы, вузы по подготовке специалистов сферы ФКиС, учреждения ФКиС, коммерческие предприятия.

Все элементы системы сферы услуг ФКиС связаны между собой и оказывают взаимное влияние. Так, величина клиенто-потока в определенном регионе зависит от количества организаций ФКиС, их вместимости, уровня профессионализма рабочего состава, качества обслуживания и других показателей.

Классификации логистической системы отличаются в зависимости от сферы исследования и специфики ее составных элементов. Логистическая система сферы услуг ФКиС иерархична: она имеет несколько уровней — от отдельной взятой организации ФКиС до объединений районного, регионального и федерального уровней.

Не существует общепризнанной классификации логистических систем. Специалисты и ученые разных школ классифицируют их по-разному, опираясь на свое понимание логистики. В.А. Гудков и Л.Б. Миротин [3] определяют два типа логистической системы: макро- и микрологические. Аналогичную классификацию представляет В.И. Сергеев [6].

Макрологические логистические системы рассматриваются на административно-территориальном уровне, также выделяют макрологические системы по объектно-функциональному признаку: ведомственные, отраслевые, торговые, военные, институциональные. В западной практике часто используется понятие «глобальные макрологистические системы», к которым относят государственные системы, формируемые на уровне страны в целом, межгосударственные системы, охватывающие несколько стран, и трансконтинентальные

системы, создаваемые в пределах нескольких континентов.

Объектом управления в микрологических системах может быть как отдельно взятое предприятие, его подразделение, так и группа предприятий, объединенных между собой на корпоративной основе. Различают микрологические системы по сфере, сектору и организации бизнеса.

Ряд авторов выделяют следующие типы логистических систем: макрологиче-ские, микрологические и мезологические [5]. Можно заметить, что в уже приведенную систему несколькими годами ранее В.И. Сергеев добавляет мезологические системы.

Мезологические системы определяются как логистические системы, связывающие разнопрофильные микрологические системы и объединяющие потоковые процессы нескольких отраслей производства и услуг. Выделение мезологических структур произошло значительно позже, чем макро-и микрологических, это связано с тем, что организационные основы мезоэкономики сложились не так давно.

Классификация логистической системы приведена на рис. 1.

На наш взгляд, более точная классификация представлена в диссертационной работе В.И. Буракова [1]. Согласно данной классификации, степень сложности логистических систем соотносится с уровнями экономики. Классификация представлена на рис. 2.

Цель формирования логистической системы сферы услуг ФКиС — оптимизация логистических потоков, обеспечивающих представление услуг ФКиС в заданном месте в нужном объеме и ассортименте, в максимально возможной степени подготовленных к промежуточному или конечному потреблению при заданном уровне издержек, что окажет существенное влияние на качество обслуживания клиентов и финансовые результаты организации ФКиС.

Тем не менее, цели функционирования логистической системы могут различаться в зависимости от ее типа. Так, для микрологической системы сферы услуг ФКиС

целью функционирования можно определить минимизацию логистических издержек, получение максимальной прибыли, оптимизацию клиентопотока при высокой загруженности организации, повышение

пропускной способности организации, привлечение и удержание клиентов. При этом важным моментом остается качество оказываем услуг ФКиС.

Рис. 1. Классификация логистической системы

Логистическая система по В.И. Буракову

Уровень экономической системы

Степень сложности —Л объекта Объект ч Научная дисциплина, —^изучающая объект

Глобальная система Мировое хозяйство Экономика мирового хозяйства

Сверхсложная система Народное хозяйство страны, региона Региональная экономика

Очень сложная система Корпорации, финансово-промышленные группы Экономика корпорации

Сложная система Отрасль экономики Отраслевая экономика

Простая система Фирма, предприятие Экономика предприятия

Подсистема Цех, производство, служба, отдел Организация производства

Модуль (элемент) Рабочее место Эргономика

Мировая экономическая система

Макроэкономическая система

Мезоэкономическая система

Микроэкономическая система

Рис. 2. Классификация логистической системы по В.И. Буракову

Критерии создания макрологических ческих, идеологических, культурных, при-систем находятся под влиянием не только родных и других факторов. Примером вли-экономических, но и социальных, полити- яния политических факторов может быть

использование Олимпийских игр с целью политического шантажа, бойкотирования Олимпиады, политического давления, пропаганды, выражения политического протеста. Например, влияние экономического фактора характеризуется попытками СМИ и спонсоров спортивных мероприятий влиять на время проведения соревнований, их правила, и даже на спортивные результаты.

Логистическая система сферы ФКиС классифицируется по следующим признакам: по организационно-территориальному делению, по формированию бюджета, отраслевому делению, объектно-функциональному делению и по организации предприятия. Классификация логистической системы сферы ФКиС представлена на рис. 3.

Рис. 3. Классификация логистической системы сферы ФКиС (авторская)

По административно-территориальному делению логистические системы сферы ФКиС делятся на системы местного, регионального, федерального и международного уровней. При повышении уровня логистической системы усложняется ее структура, увеличивается число элементов (звеньев) и связей между ними, усложняется характер взаимодействия между отдельными элементами, расширяются функции, выполняемые системой.

По формированию бюджета логистические системы сферы ФКиС подразделяются на системы коммерческих и некоммерческих организаций ФКиС. В зависимости от способа формирования бюджета различаются особенности формирования, управления и контроля логистических потоков, главным образом, финансовых. Например, основным источником формирования финансовых потоков некоммерческой организации ФКиС являются государственные органы управления. В коммерческих — собственные, привлеченные или заемные финансовые средства учредителей коммерческих организаций.

По отраслевому признаку различают логистические системы ФКиС производственной сферы и сферы услуг. Производственная сфера ФКиС — совокупность отраслей материального производства, имеющих конечным результатом своей деятельности некий материальный продукт (средства производства и предметы потребления). Например, строительство спортивных объектов, производство инструментов технического оснащения спортивных объектов и спортивных товаров (спортивный инвентарь, одежда и обувь, спортивное питание). Сфера услуг ФКиС включает в себя услуги по реализации тренировочного процесса, проведению спортивных мероприятий различных уровней, предоставлению спортивных сооружений населению, прокату и ремонту спортивного инвентаря, а также подготовку специалистов ФКиС.

Согласно Общероссийскому классификатору услуг [10], на рис. 4 представлена общая классификация услуг ФКиС.

Услуги ФКиС ОКУН: код 07000«

Проведение занятии но ФКиС

Проведение спортивно-зрел и и/ных мероприятии

Предоставление объектов ФКиС для населения

Прочие услуги ФКиС

Рис. 4. Классификация услуг ФКиС по ОКУН

По объектно-функциональному делению логистические системы делятся на системы специализированных и комплексных объектов спорта. Для спортивных комплексов характерно более сложное управление, в отличие от специализированных объектов ФКиС. Комплексные объекты имеют несколько спортивных зон, предоставляют широкий спектр услуг различным группам населения, соответственно, их логистическая система имеет больше связей, элементов и уровней.

По организации предприятия логистические системы организации ФКиС делятся на внутренние, внешние и интегрированные. Внутренние (внутрипроизводственные) логистические системы обеспечивают управление потоками в пределах отдельно взятой организации для решения внутри-организационных задач. Внешние логистические системы оптимизируют потоки на этапах вхождения в объект логистической системы и выбытия из него. Также внешние логистические системы обеспечивают управление совокупностью организаций, объединенных по заданному принципу. Главной целью интегрированных логистических систем является учет временных и пространственных факторов в процессе оптимизации управления логистическими потоками для достижения поставленных целей.

Таким образом, макрологистические системы организаций ФКиС формируются на уровне административно-территориаль-

ного образования с целью решения коммерческих, экономических, социальных и других задач. Микрологистика решает локальные задачи в рамках отдельных звеньев логистической системы и координирует выполнение логистических функций по планированию, реализации и контролю за движением сервисных и сопутствующих им потоков для решения задач, поставленных перед системой.

Формирование логистической системы в сфере услуг ФКиС является сложным процессом. Приступая к ее созданию, первоначально необходимо изучить и определить ту совокупность целей, которые влияют на взаимодействие элементов данной системы и затрагивают такие определяющие аспекты, как удовлетворение спроса потребителей, количество подразделений (на микроуровне) и предприятий, входящих в логистическую систему (на макроуровне).

В целом процесс формирования логистической системы организаций сферы услуг ФКиС включает ряд последовательных этапов (рис. 5).

В процессе формирования логистических систем может применяться разнообразный научный инструментарий, являющийся методической основой их построения.

Совокупность методов, используемых при формировании логистических систем в зависимости от этапов их построения, представлена на рис. 6.

Совокупность методов, применяемых при системной организации логистической деятельности и формировании логистических систем, представлена на рис. 7.

Каждый из указанных научных инструментов используется при решении заданных логистических задач, приведенных на рис. 8.

Таким образом, предложенная Т.Е. Ев-тодиевой [4] систематизация методов позволяет более качественно реализовать структурное построение логистической системы и решить основные проблемы, возникающие в процессе ее функционирования.

Рис. 5. Этапы формирования логистической системы

Рис. 6. Методы, применяемые при формировании логистических систем

Рис. 7. Методы, используемые при системной форме организации логистики

Основные задачи, решаемые научными инструментами

Научные инструменты

Метод «Дельфи»

ад 2 К £ Метод мозгового штурма

CL 5Г к ад к С) Метод ранга

Морфологический метод

Метод синектики

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Решаемые задачи

Упорядочение проблем логистической системы: оценка логистической информации; прогноз и оценка логистических процессов, о которых нельзя или трудно собрать информацию; оценка уровня сервиса.

Оценка состояния рыночной конъюнктуры; прогнозирование развития рынка и отдельных его параметров; выбор стратегии распределения; выбор стратегии закупок.

Выбор поставщика, перевозчика, участника дистрибутивного канача; оценка эффективности функционирования информационных систем, систем, закупки; выбор места расположения элементов логистической инфраструктуры.

Структурирование и решение любой логистической проблемы.

Для структуризации логистических проблем, принятия любых решений в сфере логистики.

ад а к

0 ад за

1

с о

к

Метод анализа точки критического соотношения

Функционально-стоимостный метод

Решение задачи «MOB» («сделать или купить»); определение целесообразности реализации продукции самостоятельно или через посредников; определение безубыточности деятельности систем; принятие решения о пользовании услугами наемного склада; размещение элементов инфраструктуры.

Снижение затрат: проектирование объектов и закупки материалов; улучшение стоимостных характеристик материального потока; оценки процессов оформления заказов в логистической системе; формирование стоимостных характеристик; анализ и оптимизация выполняемых функций: анализ процесса перемещения груза.

ад

а ü ад ад

<5 ад

Симплексный метод

Линейное программирование

Метод центра гравитации

Метод математического модел ирования

ЛВС-анализ

XYZ-анализ

Анализ эффективности использования производственных ресурсов; планирование загрузки оборудования; планирование мощности цепей поставок; решение проблемы инвестирования логистической системы.

Выбор средств перевозки с учетом объемов, характеристик грузов; определение оптимальных маршрутов движения.

Выбор места расположения поставщиков, складов, распределительных центров; формирование оптимальных маршрутов.

Проектирование системы распределения, проектирование перевозочного процесса; определение места расположения элементов логистической инфраструктуры; проектирование рациональных графиков выполнения работ.

Анализ поставщиков; анализ потребителей; управление запасами; планирование размещения запасов в логистических иепях.

Управление запасами; решение задач планирования закупок.

Прогнозирование выходных и входных материальных потоков, объемов спроса, рыночной конъюнктуры, уровней запаса, объемов производства, объемов перевозки, мощности цепи поставок.

Рис. 8. Основные логистические задачи, решаемые научными инструментами

Далее рассмотрим основные принципы формирования логистических систем организаций ФКиС. При формировании

логистической системы организаций ФКиС должны соблюдаться следующие принципы:

— реализация услуг на основе разработанных и внедренных в организации ФКиС стандартов обслуживания всех категорий клиентов;

— четкое распределение должностных обязанностей работников организации ФКиС;

— ориентация на удовлетворение потребностей одновременно нескольких категорий клиентов организации ФКиС;

— ориентация на непрерывное совершенствование процессов, процедур и документации относительно логистического обслуживания клиентов;

— достижение гибкости, быстрой адаптации к изменениям факторов внешней среды организации ФКиС в условиях политической и экономической нестабильности;

— согласование локальных целей функциональных элементов логистической системы для достижения глобальных целей организации ФКиС;

— оптимальная интеграция логистической системы в действующие бизнес-процессы, а также в систему управления организацией ФКиС.

Персонал службы логистики должен обеспечивать реализацию следующих принципов в обслуживании клиентов:

— четкое исполнение заказов и принятие соответствующих мер в области политики обслуживания потребителей;

— предупреждающие мероприятия и реализация механизма контроля над качеством обслуживания потребителей;

— оптимизация расхода ресурсов предприятия, связанного с обеспечением требуемого потребителями уровня обслуживания;

— формирование корпоративных обязательств по поддержанию внутриоргани-зационных стандартов обслуживания потребителей;

— систематический анализ требований, предъявляемых к логистической системе.

Преимущества логистического подхода к управлению логистической системой сферы услуг ФКиС не исследованы, также

сфера услуг ФКиС имеет свою специфику, в связи с этим нами разработаны концептуальные предпосылки формирования логистического управления сферой услуг ФКиС, способствующие, главным образом, развитию сферы услуг ФКиС в регионах РФ, в частности, в Саратовской области:

— расширение основных и сопутствующих услуг в процессе обслуживания потребителей ФКиС посредством перехода субъектов ФКиС от обособленной деятельности к взаимодействию с предприятиями, оказывающими сопутствующие услуги в системе обслуживания потребителей ФКиС;

— обеспечение качества обслуживания потребителей посредством оптимизации логистических потоков, главным образом, клиентских и сервисных в рамках процесса реализации услуг ФКиС, а также автоматизации процесса обслуживания потребителей;

— изыскание способов увеличения клиентского потока;

— повышение производительности кадровых ресурсов;

— обеспечение необходимого объема финансирования в процессе функционирования объектов ФКиС;

— модернизация объектов ФКиС в зависимости от потребностей потребителей ФКиС.

Решение указанных задач позволяет повысить эффективность функционирования объектов ФКиС, в частности, повысить финансовую устойчивость предприятий, уменьшить логистические издержки на реализацию логистических потоков.

Таким образом, использование методов и принципов формирования логистической системы организаций ФКиС позволяет скоординировать подразделения логистической системы, обеспечить их согласованность, дает возможность рассмотреть деятельность организации как целостной системы, что, в свою очередь, способствует обеспечению предоставления необходимых услуг ФКиС заданного качества при заданном уровне издержек.

Список литературы_

1. Бураков В.И. Формирование территориально-отраслевой логистической системы лесного комплекса: автореф. дис. ... д-ра экон. наук, 2000. 397 с.

2. Гаджинский A.M. Логистика. М.: Дашков и Ко, 2012. 484 с.

3. Гудков В.А., Миротин Л.Б., Ширяев C.A., Гудков Д.В. Основы логистики / Под ред. В.А. Гуд-кова. М.: Горячая линия-Телеком, 2013. 386 с.

4. Евтодиева Т.Е. Методические аспекты формирования логистических систем. Режим доступа: http://izvestia.asu.ru/2012/2-1 /econ/ TheNewsOfASU-2012-2-1-econ-07.pdf (дата обращения 11.10.2015).

5. Карнаухов С.Б. Логистические системы в экономике России. М.: ООО Фирма «Благовест-В», 2002. 216 с.

6. Корпоративная логистика: 300 ответов на вопросы профессионалов / Под общ. и науч. ред. В.И. Сергеева. М.: ИНФРА-M, 2013. 633 с.

7. Логистика / Под. ред. В.И. Сергеева. М.: Эксмо, 2014. 994 с.

8. Миротин Л.Б., Ташбаев Ы.Э. Системный анализ в логистике. М.: Экзамен, 2014. 479 с.

9. Новиков О.А., Уваров С.А. Логистика. СПб.: Бизнес-пресса, 2000. 208 с.

10. Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН: код 070000). Раздел «Услуги физической культуры и спорта». Режим доступа: http://classifikators.ru/okun/070000 (дата обращения 11.10.2015).

11. Отчет о выполнении федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в РФ на 2006 - 2015 годы» по регионам Российской Федерации. Режим доступа: http://minsportfcp.ru/ dokumenty/ (дата обращения 11.10.2015).

Коротко об авторе _

Мальцева Н.С., аспирант, ООО «Текса», логист,

Москва, Россия

[email protected]

Научные интересы: логистика в сфере услуг, управление некоммерческими организациями физической культуры и спорта, методы управления логистическими системами в сфере услуг физической культуры и спорта

_List of literature

1. Burakov V.I. Formation of territorial-sectoral forest complex logistics system [Formirovaniye territori-alno-otraslevoy logisticheskoy sistemy lesnogo komplek-sa]: abstract. diss. ... doctor of economic sciences. 2000.

2. Gadzhinsky A.M. Logistika [Logistics]. Moscow: Dashkov & Co, 2012. 484 p.

3. Gudkov V.A. Osnovy logistiki [Fundamentals of Logistics]. Moscow: Hotline-Telecom, 2013. 386 p.

4. Yevtodiyeva T.Ye. Metodicheskiye aspek-ty formirovaniya logisticheskikh sistem (Methodical aspects of logistical system formation) Available at: http: //izvestia.asu.ru/2012/2-1 /econ/TheNewsO-fASU-2012-2-1-econ-07.pdf (accessed 11 October 2015).

5. Karnaukhov S.B. Logisticheskiye sistemy v ekonomike Rossii [Logistic systems in the Russian economy]. Moscow: Company Ltd. «Blagovest-In». 2002.216 p.

6. Sergeev V.I. Korporativnaya logistika: 300 ot-vetov na voprosy professionalov [Corporate logistics: 300 answers to the questions of professionals]. Moscow: INFRA-M. 2013. 633 p.

7. Logistika [Logistics]. Moscow: Exmo, 2014. 994 p.

8. Mirotin L.B. Sistemnyy analiz vlogistike [System analysis in logistics]. Moscow: Exam. 2014. 479 p.

9. Novikov O.A., Uvarov S.A. Logistika [Logistics]. St. Petersburg: Business press. 2000. 208 p.

10. Obshcherossiyskiy klassifikator uslug nase-leniyu (National Classification of public services) Available at: http://classifikators.ru/okun/070000 (accessed 11 October 2015).

11. Otchet o vypolnenii federalnoy tselevoy pro-grammy «Razvitiye fizicheskoy kultury i sporta v RF na 2006 - 2015 gody» po regionam Rossiyskoy Fed-eratsii (Report on the implementation of the Federal Target Program «Sport industry development in Russia in 2006 — 2015» for the Russian Federation regions) Available at: http://minsportfcp.ru/dokumenty/ (accessed 11 October 2015).

_ Briefly about the author

N. Maltseva, postgraduate, Tecsa Ltd., logistical manager, Moscow, Russia

Scientific interests: logistics service industry, management of sport industry non-profit organizations, methods of logistics systems management in sport service industry

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.