были не за счет завышения цен, а путем увеличения объемов реализуемой продукции (хлеб, мука, др. хлебобулочные изделия). Члены агрохолдинга оплачивают услуги, связанные с продвижением продукции по технологической цепочке (подработка, сушка, хранение) по более низким тарифам (на 9-24%), чем хозяйствующие субъекты, не входящие в него. Эффективная ценовая политика агрохолдинга выстраивалась с учетом финансового положения каждого интегрированного субъекта, поэтому для ЗАО "X" было предусмотрено исключение: пшеница для выработки муки приобреталась членами холдинга по цене, равной рыночной (в 2001 г. - по 1873 р. за 1т). Такое перераспределение финансовых ресурсов в пользу сельскохозяйственного предприятия обеспечило ему рентабельность в размере 105%, которая заложила основу расширенного воспроизводства.
В качестве источников капитальных вложений (в сумме 773,6 млн руб.) агрохолдингом использованы собственная прибыль (13,9%), кредиты банков (34,4%) и частные инвестиции (51,7%). Таким образом, в финансировании превалирует частный капитал в размере 400 млн руб. Это подтверждает предположение о том, что интегрированные агроформирования - более привлекательны для инвесторов, чем отдельные предприятия.
Частное инвестирование осуществ-
ляется через головное предприятие ОАО "Новоаннинский КХП", которое в соответствии с планом направляет средства в соответствующие подразделения агрохолдинга. Довольно значительный объем капиталовложений можно осуществить за счет собственной прибыли -
102,7 млн руб. (2006 г.).
На наш взгляд, следует использовать финансовый механизм, который должен регулировать использование данного источника. Формируется так называемый "финансовый котёл", который складывается из поступлений денежных средств в размере нераспределенной прибыли на общий счет агрохолдинга, контролируемый Финансово-расчетным центром (Советом директоров). Распределение "котла" производится на мероприятия, предусмотренные инвестиционной программой. По своей экономической сути он является фондом беспроцентного кредитования участников агрохолдинга при недостатке у кого-либо из них собственных средств. Агрохолдинг, объединяя предприятия в одну производственную цепочку и сохраняя их финансовую и хозяйственную самостоятельность, в то же время осуществляет жесткий финансовый контроль за расходованием денежных средств, аккумулированных в "финансовом котле".
В бизнес-плане на 2009-2010 гг. в агрохолдинге "Новоаннинский" следует выделить приоритетные направления
Экономика
его развития и в первые годы предусмотреть направление необходимого объема финансовых средств на обновление и пополнение машинно-тракторного парка ЗАО "X", способного обрабатывать все 8500 га земель, что практически в два раза увеличит объем производства зерновых. Остальные участники агрохолдинга (ОАО "Новоаннинский КХП, ЗАО "Солнечная страна", ОАО "Новоаннинский хлебозавод", ОАО "Волгоградская МТС") получат свою долю финансовых ресурсов после восстановления и создания сырьевой производственной базы.
Вывод
Реализация стратегии развития агрохолдинга, направленная на устойчивое рентабельное функционирование всех его структурных подразделений, предусматривает расширение мощностей предприятия, покупку сельскохозяйственной техники для обработки земли, строительство ангаров для ее хранения, строительство животноводческих помещений и закупку племенного скота пока лишь на сумму 20 млн руб. (2,5% от общей суммы инвестиций), и это только начало, поскольку главным преимуществом финансового механизма агрохолдинга является возможность концентрации ресурсов на приоритетном направлении и широкого применения инноваций, позволяющих совершать прорыв в обновлении основных производственных фондов.
Литература
1. Ушачёв И.Г. Агропродовольственный сектор: основные направления и проблемы // Экономист. - 2006. - №5.
2. Сельское хозяйство Волгоградской области. Территориальный орган Федеральной службы гос. статистики по Волгоградской области, 2007 г.
3. Состояние и меры по развитию агропромышленного комплекса и рыболовства РФ: Ежегод. докл., 2004. - М.: МСХ РФ: Федеральное агентство по сельскому хозяйству, 2005.
4. Экономические проблемы воспроизводства в АПК России. - М.: "Энциклопедия российских деревень", 2003.
5. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (на 2008-2012 годы). Проект на 09.06.2007 г.
6. Кошкарев И.А. Развитие регионального зернопродуктового подкомплекса (теория, методология и практика). - М.: ВНИИЭСХ, 2003.
ЛИЗИНГ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ ОБНОВЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ ФОНДОВ В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ
Р.Н. АБРАМОВ,
аспирант, Тюменский государственный университет, г Тюмень
Ключевые слова: лизинг, основные фонды организации, сельское хозяйство, инвестиционный механизм, рыночные преобразования.
Старение и износ основных фондов и, особенно, технологического оборудования - заметный негативный фактор ограничения экономического роста в АПК.
Анализ статистических показателей свидетельствует о том, что за годы
рыночных преобразований резко снизился коэффициент обновления (ввод в действие основных фондов, без скота), причем даже по сравнению с 1990 г. -наихудшим годом по этому показателю, начиная с 1970 г., - почти в четыре раза. Характерно, что снижение коэффициен-
~та обновления имеет место по всем отраслям реального сектора экономики: промышленности, сельскому хозяйству и строительству. При этом, если по промышленности разрыв в количественных значениях данного показателя между
The Leasing, the main funds to organizations, agriculture, investment mechanism, market transformations.
годами, предшествующими рыночным реформам, и годами рыночных реформ аналогичен разрыву, относящемуся ко всем основным фондам российской экономики, то по сельскому хозяйству этот разрыв более существен: между 2002 и 1990 годами в 11,7 раза, а между 2002 и 1970 годами - 24,8 раза.
Несколько меньший разрыв имеет место по коэффициенту выбытия. В период, предшествующий рыночным преобразованиям, коэффициент выбытия основных средств в 2,0-2,3 раза превышал этот коэффициент в период рыночных преобразований. Все это не могло не отразиться на увеличении степени износа основных средств.
В период с 1995 по 2003 годы продолжает увеличиваться степень износа основных фондов сельскохозяйственных организаций - с 37,6 до 49,0. Особенно настораживает тот факт, что наибольшую степень износа имеет активная часть основных фондов, к которой относятся машины и оборудование. Так, в 2003 году в сельском хозяйстве степень износа машин и оборудования составляла 56,0%. Такая степень износа технологического оборудования не может не отразиться на качестве производимой продукции, продуктов питания, на соблюдении оптимальных сроков проведения агротехнических работ.
За годы рыночных преобразований резко сократилось производство продукции тракторного и сельскохозяйственного машиностроения. В 2002 году выпуск тракторов составил 9,2 тыс. штук суммарной мощностью 1 млн л.с., в то время, как в 1990 году они, соответственно, составляли 214 тыс. штук и
22.7 млн л.с. Резко сократилось производство и других видов техники для нужд сельского хозяйства.
Такое сокращение производства продукции тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, столь необходимой работникам агропромышленного комплекса, не могло не отразиться на уменьшении как посевных площадей под полевые культуры, так и на снижении объемов производства продукции растениеводства и животноводства при одновременном старении основных фондов.
Анализ основных показателей сельскохозяйственных организаций подтверждает вышеуказанный тезис. Так, по сравнению с 1990 годом в 2002 году посевная площадь зерновых культур сократилась в 1,67 раза (с 61,3 до 36,6 млн га), картофеля и овощебахчевых культур - в 6 раз (с 1,8 до 0,3 млн га), кормовых культур - 1,81 раза (с 43 до
23.7 млн га).
Даже несмотря на сокращение за годы рыночных преобразований площадей сельхозугодий снизилась обеспеченность сельскохозяйственных организаций тракторами и комбайнами, вызванная соответствующим сокращением объемов приобретения изделий тракторного и сельскохозяйственного машино-
строения. Если в 1990 году на 1000 га пашни приходилось 10,6 тракторов, то в 2002 году - 6,8 шт., из-за чего за этот период в 1,54 раза увеличилась нагрузка пашни на один трактор, а увеличение посевов (посадки) зерновых культур на один зерноуборочный комбайн составило 1,45 раза - со 152 га в 1990 году до 221 га в 2002 году.
Сложное финансово-экономическое состояние большинства сельских товаропроизводителей, их низкая покупательная способность, острый дефицит капитальных вложений из-за многократного диспаритета цен на продукцию сельского хозяйства и промышленные средства производства и услуг - все эти факторы также влияют на сокращение и старение машинно-тракторного парка сельскохозяйственных организаций, способствуют снижению уровня механизации производственных процессов в земледелии и животноводстве и, как следствие, приводит к падению объемов производства сельхозпродукции.
Важнейшим условием восстановления и развития агропромышленного комплекса является расширение его инвестиционной базы. Проблема развития материально-технической базы сельского хозяйства всегда была одной из самых главных и наиболее трудно решаемых, но особенно острый характер она приобрела после 90-х годов ХХ века. В последние годы в Тюменской области несколько увеличился ввод в действие производственных мощностей сельского хозяйства, что было обеспечено, прежде всего, за счет средств регионального бюджета. Их удельный вес в общих инвестициях по агропромышленному комплексу Тюменской области составляет 25,1%, а по России в целом -только 4,3%. Если удельный вес Тюменской области в Российской Федерации по численности сельского населения составляет 1,9%, то по инвестициям в основной капитал агропромышленного комплекса за счет бюджетов субъектов Федерации - 7,6%.
Объемы финансирования агропромышленного комплекса из бюджета области достигают 11-15% всех расходов, что превышает показатели многих других регионов Урала и России в целом. Поэтому всё большее значение имеет внедрение и развитие государственных инвестиций для приобретения техники и оборудования посредством лизинга, который является эффективным инвестиционным механизмом в условиях дороговизны сельскохозяйственной техники и оборудования и ограниченности в денежных средствах сельскохозяйственных организаций. Лизинг рассматривается как особая форма поддержки АПК в силу его льготного налогообложения. Лизинг, по своей сути, представляет собой эффективный и доступный финансовый механизм модернизации и реструктуризации основных фондов российских сельхозтоваропроизводителей. Он создает дополнитель-
Экономика
ную конкуренцию на рынке финансовых услуг, увеличивает объем капитальных вложений за счёт нового механизма приобретения и обновления основных средств, открывает новые возможности сбыта для производителей оборудования, позволяет исключить нецелевое использование денежных средств.
Чрезвычайно важным является повышение роли государства в инвестиционном процессе, который осуществляется по различным направлениям и на различных уровнях, включая федеральный и региональный. Так при государственной поддержке развиваются лизинговые операции в процессе ассигнований на формирование лизингового фонда. Возникновение данного фонда обусловлено проведением государством мер по стабилизации сельскохозяйственного производства и устойчивого обеспечения его необходимой техникой. Правительство Российской Федерации Постановлением №686 от 16.06.1994 г. определило метод обеспечения агропромышленного комплекса машиностроительной продукцией на основе финансовой аренды с использованием на эти цели средств финансовой поддержки сельского хозяйства. Зачинателем работы в этом направлении стало ОАО "Росагроснаб", которое использовало лизинг для обеспечения сельскохозяйственных организаций необходимой техникой.
В 2001 году было создано ОАО "Ро-сагролизинг" с уставным капиталом в сумме 5 млрд рублей из средств федерального бюджета. Основные цели деятельности ОАО "Росагролизинг": улучшение оперативности применения лизинга как формы инвестиционной региональной политики государства в области АПК, а также повышение возвратности средств лизингового фонда от лизингополучателей. Поскольку эти структуры для осуществления своих функций пользуются государственными средствами, представляется необходимым законодательное регулирование их создания и деятельности.
В решении такой проблемы макроэкономического уровня, как техническое перевооружение сельского хозяйства, определяющую роль играет государство. Именно при его поддержке сегодня в рамках новой национальной системы аграрного лизинга в едином ключе работают и лизинговые компании, и сельхозтоваропроизводители, и страховые компании, и машиностроительные заводы, и агропромышленные холдинги, решая общую задачу ресурсного обеспечения продовольственной безопасности страны.
По мнению ряда авторитетных ученых, агролизинговые отношения в системе российского АПК пока не получили должного развития. Формирование лизинговых отношений сдерживается в сельском хозяйстве страны по многим причинам, но в большей степени объясняется такое состояние монополизмом
Экономика
в сферах производства средств производства и реализации сельскохозяйственной продукции, в сфере переработки и торговли, а также вследствие неудовлетворительного финансового состояния сельскохозяйственных организаций. Если в сельском хозяйстве развитых стран Западной Европы сельские товаропроизводители среди потребителей лизинговых услуг занимают почти 10%, то доля российских товаропроизводителей среди пользователей лизинговых услуг составляет только около двух процентов.
Для успешного развития лизинга основными факторами являются: устранение нехватки стартового капитала для организации лизинговых компаний, приближенных к пользователям лизинговых услуг. Если лизинг позволяет товаропроизводителю приобрести технику, располагая 1/3 необходимых для этого средств, то лизинговая компания приобретает технику у её производителя за полную стоимость, для чего лизингодателю требуется кредит. Для банков лизинговая компания является предпочтительным заёмщиком в силу масштабности своего займа в сравнении с множеством лизингополучателей, берущих небольшие кредиты. Так финансовый лизинг содействует снижению риска невозврата кредита.
Развитие лизинга сдерживается ещё и из-за отсутствия инфраструктуры лизингового рынка, развернутой сети лизинговых компаний, консалтинговых фирм, которые адресно обслуживали бы всех участников лизингового процесса.
Литература
1. Кабатова Е.В. Лизинг: правовое регулирование, практика. - М.: ИНФРА-М., 1996. - 204 с.
2. Сенчагов В.К. Экономическая безопасность России: Общий курс. - М.: Дело, 2005. - 896 с.
3. Серых В.А. Инвестиции в АПК: большие надежды на лизинг // Лизинг. - 2006. - №4. - С. 24-33.
4. Сёмин А.Н., Сёмина Н.А., Сычёва Ф.А., Шарапова В.М. Лизинг в системе регионального АПК: научные основы развития. Екатеринбург: Изд-во Урал. ГСХА, 2004. - 360 с.
Мешает развитию лизингового рынка отсутствие достаточно стройной системы информационного обеспечения лизинговой деятельности, которая поддерживала бы наличие постоянно восполняемой и доступной информации о предложениях и условиях предоставления лизинговых услуг.
Вопреки наличию недостатков развития рынка лизинговых услуг, которые, по нашему мнению, следует последовательно и настойчиво устранять, сдача машин и оборудования в лизинг для многих сельских товаропроизводителей остаётся наиболее оптимальной и оперативной формой обновления основных фондов. На сегодня лизинг зарекомендовал себя как эффективный инвестиционный механизм на рынке материально-технических ресурсов АПК, он остается эффективным механизмом доукомплектования и воспроизводства машинно-тракторного парка сельскохозяйственных организаций.
Совершенствование всего агроли-зингового рынка способствует преодолению диспаритета цен на сельхозмашины и продукцию сельского хозяйства; расширению сбыта и покупки сельхозтехники и оборудования. По выводам специалистов, повышению спроса на сельхозмашины способствует активизация корпоративных аграрных коммерческих организаций и фермерских хозяйств, а также личных подсобных хозяйств населения, садово-огородных товариществ, подсобных хозяйств промышленных предприятий. Сегодня созда-
ются условия для рационализации сочетания интересов всех агентов лизингового рынка: изготовителей машин, пользователей и лизингодателей.
Все это способствует возникновению синергетического (умноженного, кумулятивного) эффекта. Он обусловливается деятельностью комплекса факторов, среди которых: льготы, предоставляемые сельским товаропроизводителям; включение лизинговых платежей в себестоимость продукции; использование фьючерсных сделок на сельскохозяйственную продукцию; возможность и потребность оплаты лизинговых платежей в натуральной форме. Такая форма взаиморасчетов отвечает интересам и сельхозтоваропроизводителей, и государства, так как она гарантирует поставки продукции в федеральный фонд.
Выгоды очевидны и от ускоренной амортизации техники; снижения простоев техники и потерь при выполнении сельскохозяйственных работ; роста эффективности использования техники за счёт высокого качества сервисных услуг и др.
Положительным фактором может стать и то, что экономический эффект, полученный на лизинговом рынке, может быть поделён между агентами рынка в соответствующих пропорциях с учётом вклада в формирование конечного результата. Этот фактор мог бы стать предметом активного научного поиска с участием и учёных, и практиков лизинговой деятельности.
КЛАСТЕРИЗАЦИЯ - ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ АГРАРНОГО ПРОИЗВОДСТВА ЯМАЛА
О.В. КИРИЛОВА,
кандидат экономических наук, доцент Е.И. ЕНИНА, аспирант, Тюменская ГСХА, г. Тюмень
Ключевые слова: конкуренция, территориальнопроизводственные комплексы, кластеры.
В настоящее время на Ямале сложились разнообразные типы интеграционных моделей, различающиеся в зависимости от целей сотрудничества, характера хозяйственных отношений между их участниками, степени самостоятельности входящих в объединение предприятий. Развита система общин, ведущих традиционное хозяйство в оленеводстве. На уровне округа принята целевая программа,
Г*?
направленная на реорганизацию предприятий рыбной отрасли. Все предприятия были интегрированы в ОГУП "ВИК рыбной отрасли" составленной из двух промышленных зон: Восточная (ОГУП "Тазовский рыбозавод", МУП "Гыдинс-кий рыбозавод", МУП "Пуровский рыбокомбинат") и Западная (ООО "Салехард - рыба", ООО "Новопорт - рыба", ООО "Салемал-рыба", МУП "Горьковский рыбозавод").
Цель и методика исследования
За последние шесть лет финансирование программных направлений развития АПК увеличилось до 310,1 млн рублей в 2007 году (таблица 1).
Аграрная политика в округе часто приводила к искусственному созданию "полюсов" экономического роста, не имеющих необходимой устойчивости
Competition, territorial and production complexes, klasters.