8. Хорошенкое В.К., Гуляев Г.А., Щербаков Ю.И., Гончаров Н.Т. Унифицированные микропроцессорные системы автоматизированного управления - основа создания высокопроизводительных технологий в растениеводстве. /Научные труды ВИМ. Т. 149. Автоматизация производства продукции растениеводства. Материалы 2-й Международной научно-практической конференции «Земледельческая механика в растениеводстве» (17-18 декабря 2003 г.). - М.: ВИМ, 2003.
Получено 13.05.2003.
УДК 631.1:631.15.46
Ю Л. МОРОЗОВ, канд. экон. наук
ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВЫХ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ АПК
В статье рассмотрены основные направления накопления и использования финансовых ресурсов для формирования и обеспечения эффективного функционирования материально-технической базы сельских товаропроизводителей в условиях переходного периода.
Стабильное развитие аграрной экономики непосредственно зависит от состояния ее инженерно-технической сферы. Снижение уровня технического обеспечения сельскохозяйственных предприятий приводит к устойчивому снижению производства продукции сельского хозяйства, что наглядно демонстрирует график (рис. 1). Сокращение тракторного парка в хозяйствах региона за годы перестройки на 56% сопровождалось соответствующим сокращением, например, площади под зерновыми культурами на 57,2%, поголовья КРС - на 62,4%. В этой связи активизация инвестиционной деятельности в инженерно-технической системе является ключевой проблемой развития АПК в переходный период, решение которой способно в значительной мере обеспечить непрерывный процесс расширенного воспроизводства в аграрном секторе экономики на основе новейших достижений науки и техники.
(О ОС
90 80 70 60
50 40 30
20 _
97.8
67.8
67.1 2 Нел мне тракторов
6,6 * ................—»? I
Пиголовм! К'РС У » С I - . _ П3
Г...........
43.1 4,5 — 42.8
393 "?7.6
IU.CCHHI.il' 1.КННЛ1
90.2
Плс niA.ni (ерновых
1995г.
1997г.
19981.
19991.
20001.
2001г.
Рис. 1. Динамика изменения некоторых показателей развития сельскохозяйственного производства Северо-Западного Федерального округа (в % к 1990 г.)
Для сельскохозяйственных предприятий основными источниками образования капитала для осуществления активной инвестиционной деятельности являются собственные финансовые ресурсы (прибыль, получаемая хозяйством от реализации продукции (услуг) и осуществления прочей хозяйственной деятельности, амортизационные отчисления, увеличение уставного капитала, средства от продажи ценных бумаг, паевые и иные взносы и т.д.), а также привлеченные средства (кредиты, ссуды и прочие заимствования).
Соотношение между собственными и привлеченными средствами для осуществления процессов расширенного воспроизводства зависит от экономического состояния хозяйства, развитости кредитной системы, наличия на рынке дешевых кредитов. В настоящее время это соотношение характеризуется следующими показателями (см. таблицу).
Структура инвестиций в основной капитал сельскохозяйственных предприятий России* (в фактически действовавших ценах)
2001г.
1995г. 1997г. 1999г. 2000г. (оценка)
Удельный вес капитальных
вложений в АПК в общем
объеме инвестиций в эконо-
мику России, % 9,2 7,6 9,9 10,0 10,0
То же в сельское хозяйство, % 3,5 2,5 3,0 3,0 3,0
Удельный вес сельского хо-
зяйства в валовом внутреннем продукте России, % 7,0 6,4 6,8 8,3 8,6
Структура инвестиций в ос-
новной капитал в АПК:
- собственные средства предприятий и организа- 56,3 63,3 59,8 67,1 67,0
ции - средства федерального бюджета 16,8 9,0 3,0 3,9 4,0
- средства бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов 13,8 11,9 3,2 4,3 4,5
- заемные и прочие при- 13,1 15,8 34,0 24,7 24,5
влеченные средства
* Статистические материалы и результаты исследований развития агропромышленного производства России. -М.: Россельхозакадемия, 2002.
Из данных таблицы видно, что наметившийся в последние годы рост удельного веса сельского хозяйства в валовом внутреннем продукте страны (с 7 до 8,6%) не сопровождался ростом капиталовложений в эту важнейшую отрасль народного хозяйства. А некоторые позитивные сдвиги в развитии сельскохозяйственного производства за последние годы были достигнуты сельскими товаропроизводителями исключительно за счет использования накопленных ранее материально-технических ресурсов. В структуре инвестиций в основной капитал преобладают собственные средства предприятий - 67% (70% по СЗ ФО), и их удельный вес продолжает расти. Это обусловлено, в основном, практическим устранением государства от вопросов бюджетного финансирования аграрного сектора экономики. Снижение доли бюджетов всех уровней в инвестировании АПК за последние четыре года составило 3,6 раза и в настоящее время их удельный вес в структуре инвестиций в основной капитал в хозяйствах Северо-Западного ФО составляет всего 1,4%.
Это заставляет сельских товаропроизводителей ориентироваться в инвестиционной политике лишь на собственные средства. А их тяжелое экономическое состояние и высокие процентные ставки практически закрывают им доступ на кредитный рынок. Из общего количества хозяйств в регионе в 2001 г. 52,1% относились к категории убыточных, а средний уровень рентабельности их по всей деятельности, включая субсидии из бюджетов всех уровней, не превышал 9,2%.
Таким образом, в настоящее время отсутствует один из важнейших факторов, стимулирующих развитие аграрной экономики в условиях рынка, - накопление капитала, позволяющего обеспечить непрерывный процесс расширенного воспроизводства в сельском хозяйстве. Вот почему важнейшей задачей государства при реализации технической политики в АПК является создание необходимых условий для обеспечения аграрным производителям приемлемого уровня рентабельности.
Большинство хозяйств имеют просроченную финансовую задолженность. Подавляющая ее часть приходится на долю несостоятельных хозяйств. Финансово благополучные и временно неплатежеспособные хозяйства производят около 40% товарной продукции сельского хозяйства. Поэтому именно им в первую очередь должна оказываться прямая бюджетная поддержка. Государственная поддержка неплатежеспособным хозяйствам должна носить избирательный харак-
тер и оказываться в зависимости от причин неэффективности их работы и на основе оценки реальной возможности повысить эффективность производства.
Для несостоятельных хозяйств нужны другие меры экономического оздоровления. Государство должно содействовать появлению в таких предприятиях новых организационно-правовых и экономических отношений, обеспечивающих эффективное ведение производства, повышение мотивации труда и ответственности работников; при необходимости, в соответствии с действующим законодательством, применять процедуры банкротства.
Значительная роль в обеспечении прибыльности производства и инвестирования в инженерно-техническую сферу АПК отводится амортизации. Амортизационные отчисления позволяют поддерживать ценовую конкурентоспособность производимой продукции, не завышая ее себестоимость в год покупки основных средств и не занижая ее в последующие годы, накапливать финансовые средства и использовать их для обновления основных производственных фондов и, в первую очередь, их активной части. По своему экономическому содержанию амортизационные отчисления служат одним из источников финансовых накоплений для осуществления расширенного воспроизводства. В дореформенный период 90% этого фонда в сельскохозяйственных предприятиях расходовалось на воспроизводство машинно-тракторного парка [1].
В настоящее время в соответствии с действующими положениями амортизационные отчисления учитываются в бухгалтерском учете как расходы и таким образом участвуют в формировании себестоимости произведенной продукции и дохода предприятия. В условиях низкой рентабельности и убыточности большинства хозяйств поступающая выручка от реализации продукции в первую очередь используется на уплату текущих расходов (налоги, пополнение оборотных средств, ремонт техники и т.д.). В целом по России с 1995 г. по настоящее время по целевому назначению используется лишь около 10% начисленной амортизации. Как видим, амортизационный фонд в большинстве хозяйств не выполняет своей главной функции - быть резервным фондом для восстановления средств труда по истечении срока их службы. Необходимо исправлять это положение. Хозяйства должны использовать амортизационный фонд строго по целевому на-
значению. Любые отвлечения из амортизационного фонда могут производиться только на возвратной основе.
Важнейшим аспектом амортизационной политики государства является установление норм амортизационных отчислений и порядка списания балансовой стоимости основных фондов. В настоящее время амортизационный срок эксплуатации основных средств определяется предприятиями самостоятельно и исчисляется с момента приобретения объекта. Нормы амортизации также рассчитываются индивидуально каждым хозяйствующим субъектом, без каких либо ограничений или рекомендаций со стороны государства.
В доперестроечное время повсеместно использовался линейный метод списания балансовой стоимости основных фондов, при котором амортизация начислялась равными долями в течение всего срока службы основных фондов до полного перенесения их стоимости на стоимость производимой продукции. При этом годовая сумма начисления амортизации определялась с учетом первоначальной стоимости объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной, исходя из установленного срока его использования.
В соответствии с утвержденным в 1997 г. новым Положением [2] предлагаемый к использованию перечень способов погашения стоимости основных средств был расширен и включал наряду с линейным методом:
- Метод уменьшаемого остатка, при котором годовая сумма амортизационных отчислений определяется по остаточной стоимости объекта основных фондов на начало отчетного года. Вследствие этого величина амортизационных отчислений будет ежегодно уменьшаться с уменьшением остаточной стоимости основных фондов, а амортизационный срок службы многократно увеличиваться.
- Метод списания стоимости по сумме числа лет срока полезного использования, при котором амортизация начисляется по линейному способу, а годовая сумма начисления амортизации определяется, исходя из первоначальной стоимости объекта и годового соотношения числа лет, остающихся до конца службы объекта, и суммы числа лет срока его службы. При этом амортизационный срок службы увеличивается на период, в течение которого основные средства находились на консервации, в ремонте или проходили модернизацию, и амортизация на них не начислялась.
- Метод списания стоимости пропорционально объему производимой продукции (работ), при котором начисление амортизационных отчислений осуществляется на определенный объем продукции (работ) в отчетном периоде, а норма амортизации определяется соотношением первоначальной стоимости объекта основных средств и предполагаемого объема продукции (работ) за весь срок полезного его использования.
В Положении вместо установленного срока использования основных средств включено понятие «срок полезного использования» -период, в течение которого использование объекта основных средств призвано приносить доход предприятию или служить выполнению целей его деятельности. Выбор способа начисления амортизации и определение срока полезного использования предоставлены хозяйствующим субъектам.
В соответствии с новым Налоговым кодексом РФ [3] налогоплательщики обязаны начислять амортизацию одним из следующих методов:
линейным методом; нелинейным методом.
При применении линейного метода сумма ежегодных амортизационных отчислений в отношении объекта амортизируемого имущества определяется как произведение его первоначальной (восстановительной) стоимости и нормы амортизации, определенной для данного объекта. Норма амортизации по каждому объекту определяется по формуле:
К = (1/и)*100%, (1)
где К - норма амортизации в процентах к первоначальной (восстановительной) стоимости объекта амортизируемого имущества; п - срок полезного использования объекта, лет.
При применении нелинейного метода годовая сумма амортизационных начислений определяется как произведение остаточной стоимости объекта амортизируемого имущества и нормы амортизации, определенной для данного объекта.
При этом норма амортизации по каждому объекту определяется по формуле:
К = (2/и)*100%, (2)
где К - норма амортизации в процентах к остаточной стоимости объекта амортизируемого имущества.
При этом с момента, когда остаточная стоимость объекта достигнет 20% от его первоначальной стоимости, она фиксируется как его базовая стоимость для дальнейших расчетов.
Выбор способа начисления амортизации во многом обусловлен видом, интенсивностью использования объекта основных средств в течение срока эксплуатации, характером его износа во времени. На рис. 2 приведен сравнительный анализ методов исчисления амортизации на условном примере: стоимость объекта амортизации принята равная 300 тыс. руб., срок полезного использования - 10 лет.
Анализ показывает, что равномерный (линейный) метод может быть рекомендован лишь для средств производства с весьма продолжительным сроком эксплуатации, не требующих значительных затрат на ремонт и мало подверженных моральному износу. В условиях высокой инфляции происходит быстрое обесценивание накапливаемых в течение продолжительного времени амортизационных средств, что не позволяет производить своевременное обновление основных фондов. Поэтому для поддержания высоких темпов научно-технического прогресса в условиях переходной экономики наиболее целесообразно использовать различные нелинейные способы начисления амортизации, являющиеся, по существу, разновидностью метода ускоренной амортизации. Эти способы позволяют в первые годы функционирования основных средств списывать их стоимость в два и более раз быстрее, чем при равномерном линейном списании.
Остаточная стоимость, тыс. руб.
Голы
Рис. 2. Начисление амортизации различными методами по сельскохозяйственной технике условной стоимостью 300 тыс. руб.
Ускоренная амортизация позволяет более эффективно мобилизовать средства для технологического и технического перевооружения производства, является гарантией от потерь из-за морального износа основных фондов. Она может быть рекомендована для сельскохозяйственных предприятий промышленного типа (птицефабрики, животноводческие комплексы, зверосовхозы, тепличные комбинаты), а также для других финансово устойчивых предприятий, для хозяйств, активно использующих лизинг для пополнения и обновления своих ос-
135
новных фондов. Ускоренная амортизация способствует развитию рынка подержанных машин. Последнее обстоятельство особенно важно, поскольку открывает доступ на рынок сельскохозяйственной техники низкорентабельным сельхозпредприятиям, фермерским (крестьянским) хозяйствам. Кроме того, развитие рынка подержанной техники должно обеспечить загрузку предприятий технического сервиса и тем самым остановить процессы их разрушения и перепрофилирования.
В ближайшем будущем на вторичном рынке может быть задействовано до 40-50% парка машин. По мнению академика РАСХН В.И. Черноиванова [4] машинный парк сельского хозяйства должен представлять трехуровневую пирамиду. Верхний уровень ее образуется новыми машинами, срок эксплуатации которых 3-5 лет; средний -на котором сосредоточено более 50% количественного состава парка техники, эксплуатируемой в экономически крепких хозяйствах -4-12 лет и приобретенной на вторичном рынке. Третий уровень или основание пирамиды составляют 20-25% наиболее старой техники. Такая структура соответствует сложившемуся к настоящему времени имущественному расслоению российских сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Чтобы рынок вторичных материально-технических ресурсов заработал полноценно, необходимо обеспечить их оборот. Для этого необходимо организовать скупку и восстановление подержанной техники и запасных частей, которые будут обходиться сельскому товаропроизводителю в 2-3 раза дешевле новых.
Сельское хозяйство в силу своих отраслевых особенностей (длительный производственный цикл, сезонный характер сельскохозяйственного производства, зависимость экономических результатов от природно-климатических факторов и т.д.) даже в условиях стабильной экономики не может нормально функционировать, не прибегая к заемным средствам.
Поэтому другим важным внебюджетным источником инвестиций для производителей сельскохозяйственной продукции, а тем более в условиях сокращения бюджетного финансирования, являются кредиты. В развитых странах банковские кредиты покрывают третью часть, а то и больше, потребностей предприятий в инвестиционных ресурсах. По мнению ряда отечественных экономистов оптимальным в структуре источников инвестирования является соотношение собственных и заемных средств на уровне 60 и 40 % [5]. К сожалению, у нас
этот экономический рычаг формирования финансовых и материально-технических ресурсов сельскохозяйственных предприятий используется крайне слабо. Причин здесь несколько. Одна из них - практическая недоступность кредитных ресурсов для села из-за высоких процентных ставок. В США, например, где проводится активная политика по регулированию процентных ставок, учетная ставка федерального резервного банка не превышает 7%, ассоциации производственного кредита - 9-10%, банков для кооперативов - 9-10%. У нас же эти ставки составляют 25% и более и значительно превышают уровень доходности отрасли.
Таким образом, наличие средств для инвестиций является необходимым, но не достаточным условием для осуществления инвестиционного процесса. Решающее значение в условиях переходного периода приобретает состояние инвестиционного климата, понятие которого большинство экономистов правомерно трактуют одинаково: это совокупность политических, экономических, социальных, финансовых, организационно-правовых, географических факторов, присущих той или иной стране (региону), побуждающих или сдерживающих инвесторов вкладывать свои капиталы в экономику.
Высокая степень риска невозврата ссуды из-за низкой эффективности сельскохозяйственного производства, все увеличивающаяся кредитная задолженность сельскохозяйственных предприятий и отсутствие надежных залоговых гарантий является главной причиной, которая сдерживает процесс кредитования аграрной сферы.
При выборе источника внешних финансовых заимствований сельскохозяйственное предприятие должно ориентироваться на минимизацию затрат, связанных с их обслуживанием. Общая сумма средств, которую надо уплатить за использование кредита, выраженная в процентах к его объему, называется ценой капитала. Для банковской ссуды цена капитала может быть определена из выражения:
Ц0В=1Б(\-н\ (3)
где Цсс - цена ссуды банка;
н - ставка налога на прибыль;
1б - процент, уплачиваемый банку.
В последние годы в сельскохозяйственном производстве получают все большее распространение доказавшие свою эффективность механизмы товарного кредитования и поддерживаемого государством лизинга.
Товарный кредит предоставляется сельскому товаропроизводителю на формирование материальных ресурсов для проведения сезонных работ. Такая форма кредитования выгодна сельскому товаропроизводителю, так как она по существу представляет ему беспроцентную отсрочку платежей в бюджет до реализации собранного урожая.
Во многих странах лизинг является мощным финансовым инструментом и используется для активизации инвестиционной деятельности. В США, например, объем лизинговых операций составляет свыше 100 млрд. долл., что соответствует одной трети внутренних инвестиций. Следует отметить, что все государства предоставляют лизинговым компаниям существенные льготы: частичное освобождение от налога, ускоренная амортизация, создание специальных фондов, предназначенных для компенсации возможных потерь по окончании лизингового договора.
В России лизинговую деятельность за счет средств федерального бюджета с 1994 г. осуществляло АО «Росагроснаб» [6], а с 2001 г. - специально созданная компания АО «Росагролизинг». Создание государственной лизинговой компании должно значительно сократить сроки лизинговых операций, создать реинвестиционный фонд, в который будут поступать возвратные средства за технику, поставляемую по лизингу в прошлые годы.
В 2001 г. по федеральному лизингу сельскохозяйственные предприятия России приобрели 3845 тракторов (28,5% от общего объема приобретения тракторов), 347 зерноуборочных комбайнов (7,0%), 180 кормоуборочных комбайнов (10,8%), причем, по сравнению с 2000 г. поставки техники по лизингу были значительно снижены [7].
Необходимо развивать эту форму поставки техники, поскольку именно лизинг является наиболее эффективной и практически единственной формой закупки техники в условиях убыточности большинства хозяйств. Важнейшее значение лизинга для развития материально-технической базы сельскохозяйственных предприятий в современных условиях можно проиллюстрировать на примере сельскохозяйственных предприятий Ленинградской области. По данным академика РАСХН А.И. Костяева здесь доля сельскохозяйственной техники, приобретаемой по лизингу, по различным видам колеблется от 75% (тракторы) до 95% (комбайны). Лизингом воспользовались, начиная с 1994 г., 90% хозяйств области. Областной лизинг является основным
источником приобретения хозяйствами зарубежной техники, обеспечивающей освоение новейших технологий, повышение качества выполняемых работ и производительности труда в сельскохозяйственном производстве.
Расширение лизинговой деятельности должно сопровождаться развитием рынка сельскохозяйственных машин, присутствием на нем конкурентной борьбы производителей технических средств. При монополии же изготовителей отсутствует потребность последних в совершенствовании машин, повышении их качества. Вследствие чего, выделяя крестьянам средства под очень низкий процент, государство практически облегчает сбыт потребителю недоброкачественной техники, тем самым закрепляется отставание в ее развитии.
В этой связи на переходный период к рыночной экономике необходима система государственного контроля и регулирования качества, уровня надежности и экономичности выпускаемой и эксплуатируемой сельскохозяйственной техники и оборудования. Должна быть разработана система гарантированной правовой защиты сельских товаропроизводителей от недобросовестного выполнения своих функций производителями техники и услуг. Необходимо ввести лицензирование реализации техники различной степени сложности.
Одним из перспективных источников финансирования низкорентабельных и убыточных хозяйств с целью активизации их производственной деятельности является передача ими прав на владение своей собственностью взамен на инвестиции и создания на этой основе соответствующих организационно-хозяйственных структур, способных не только поднять производство, но и обеспечить конкурентоспособность производимой сельскохозяйственной продукции за счет освоения новейших технологий и техники, отвечающих современным требованиям научно-технического прогресса. Такими структурами могут стать разнообразные крупные корпоративные структуры и холдинговые образования агропромышленного типа.
Такие процессы активно идут в ряде областей России. Например, в Белгородской области в настоящее время лишь треть пашни осталось у самостоятельных сельхозпредприятий, большинство хозяйств интегрировано в агрохолдинги. В Орловской области организованы и уже доказали высокую эффективность агропромышленные объединения холдингового типа ОАО «Орловская Нива» и ОАО «Орловский агрокомбинат». Главная цель создания холдингов подобного типа -
повышение эффективности агропромышленного производства на основе технологического и технического перевооружения, проведение сбалансированной инвестиционной политики по отношению к участникам совместного производства. Структурными подразделениями агрофирм, входящих в состав холдингов, являются сельскохозяйственные, перерабатывающие и агросервисные предприятия, в том числе МТС, ремонтно-технические и снабженческие предприятия.
Активно идут подобные процессы в АПК Ленинградской и ряда других областей региона.
Рассмотренные выше основные направления инвестиционной деятельности должны активно использоваться сельскохозяйственными предприятиями для развития своей материально-технической базы, эффективного использования техники.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Проекты реформирования регионального АПК. Книга 2 (части У-Х1). - М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2001. - С. 160-161.
2. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/97: Приказ Министерства финансов РФ от 3 сентября 1997 г. № 65н.
3. Налоговый кодекс РФ в ред. от 24.07.2002 г., ст. 259.
4. Черноиванов В.И. Научно-технический прогресс - основа развития сельскохозяйственного производства. - М.: МЭСХ. -2000. -№ 2. С. 2-4.
5. Жидкова Е.В. Анализ источников финансирования деятельности предприятий инженерно-технической системы АПК. - М.: ФГНУ Росинформагротех, 2001. - 47 с.
6. Об организации обеспечения агропромышленного комплекса машиностроительной продукцией на основе долгосрочной аренды (лизинга): Постановление Правительства РФ от 16.06.1994 г. № 686.
7. Агропромышленный комплекс России в 2001 году: Статистический сборник. - М., 2002.
Получено 29.04.2003.