МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»
№1/2016
ISSN 2410-700Х
References:
1. Апресян Ю.Д. Лексическая семантика. Синонимические средства языка. - М.: Наука, 1974. - 251 c.
2. Башкова И.В. Творческая языковая личность и вариативность русской языковой картины мира // Вестник ТГПУ, 2015. №4 (157). С.112-116.
3. Воротников Ю.Л. Языковая картина мира как лингвистическая категория // Международная научная конференция «Язык и Культура», Москва, 14.09. 2001г. - 17.09.2001г.
4. Гумбольдт В. Язык и философия культуры. - М., 1985.
5. Маслова В.А. Лингвокультурология. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 208 c.
6. Михалев А.Б. Слои языковой картины мира // Международная научная конференция «Язык и Культура», Москва, 14.09.-17.09.2001г.
7. Чибисова О.В. Семантическое пространство концепта «мать» в русской и китайской лингвокультурах // Успехи современного естествознания. 2015. №1-2. С. 311-315.
8. Badrutdinova L. A., Ziatdinova G. I. To the question of national language picture of the world // Science time. 2014. № 12 (12). Pp. 24-26.
9. Vorozhbitova А.А., Issina G. I. Linguistic and rhetorical picture of the world of collective linguistic personality as the basic discourse-universe of ethnocultural and educational space // European Researcher. 2014. Vol. (67). № 1-2. Pp.156-162.
10.Zinken, J. Linguistic pictures of the world or language in the world? Metaphors and methods in ethnolinguistic research // http://eprints.port.ac.uk/4231/1/Zinken_(2008)_Language_in_the_world_.pdf
© Г.А. Шушарина, 2016
УДК 81'33
Бондарь Анастасия Сергеевна
студентка кафедры лингвистического образования ИТА ЮФУ,
г. Таганрог, РФ E-mail: anastasiabondar2010@mail.ru Научный руководитель: Каширина Наталья Алексеевна
доцент кафедры лингвистического образования ИТА ЮФУ,
г. Таганрог, РФ
УСЕЧЕНИЯ В ЯЗЫКЕ СОВРЕМЕННОЙ АМЕРИКАНСКОЙ ПРЕССЫ
Аннотация
Статья посвящена исследованию функционирования усечений в текстах современных американских средств массовой информации. Раскрыто понятие термина "усечение". Особое внимание уделено сравнению частотности употребления усечений в печатных изданиях разного типа. На основе анализа усечений в газетных и журнальных статьях определены основные функции усечений в текстах современных СМИ.
Ключевые слова
Средства массовой информации; усечения; солидные, демократичные и "желтые" издания; хрестоматийные
усечения; воздействие на читателя.
В настоящее время средства массовой информации играют огромную роль в жизни общества. Они служат как для информирования людей, так и для оказания воздействия на читателя. Стремление к усилению экспрессивности речи и стремление к упрощению языковых форм приводит к возникновению все новых лексических единиц. Одной из таких единиц является усечение. В толковом словаре иностранных слов Л.П.Крысина [1] усечение (апокопа) определяется как отпадение
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №1/2016 ISSN 2410-700Х_
одного или нескольких звуков в конце слова. Усечения широко используются во всех видах СМИ, что обусловлено тенденцией к экономии языковых усилий и стремлением оказать воздействие на читателя.
Целью данной работы является исследование функционирования усечений в текстах современных американских СМИ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: во-первых, раскрыть специфику термина "усечение"; во-вторых, сравнить частотность употребления усечений в различных видах СМИ; в-третьих,
проанализировать функции усечений в различных типах газетных и журнальных изданий.
Для решения поставленных задач используются описательный и сравнительно-сопоставительный методы исследования.
Материалом для исследования послужили усечения, найденные в изданиях различного типа: солидных ("Forbes", "The Washington Post"), демократичных ("New York Daily News", "New York Post") и "желтых" ("Glamour", "Vanity Fair"). Для анализа нами было отобрано по 10 газетных и журнальных статей из изданий каждого типа.
Функциональная значимость усечений состоит в том, что они обобщают и концентрируют содержательную сторону языковой единицы. Н.А.Соловьева определяет усечения как "лексические единицы, образованные в результате уменьшения звукового и графического комплекса одного слова (vet < veteran) или одного компонента словосочетания" [2].
Традиционно выделяют несколько типов усечений: апокопа (усечение финальной части): pic - picture; аферезис (усечение начальной части): phone - telephone; синкопа (усечение середины слова): regs -regulations; смешанный тип (сочетание нескольких типов): comp - accompaniment.
Широко распространены усечения, которые стали хрестоматийными и используются в текстах печатных изданий любого типа. К таким усечениям, например, относятся: phone - telephone, plane - airplane. Некоторые усечения стали использоваться только в последнем десятилетии. Их появление, по большей части, обусловлено научно-техническим прогрессом [3]: tech - technology и др. Также появилось множество усечений, используемых для выражения эмоциональности. Такие усечения обычно употребляются в речи молодежи и поэтому часто встречаются в "желтых" печатных изданиях. Например: fab - fabulous, fave -favorite и др. Поскольку в одних изданиях используются только хрестоматийные усечения, а в других часто встречаются усечения, по стилистике являющиеся сленговыми, сохраняется некоторая граница между разными типами изданий: солидными, демократичными и "желтыми" [4].
Чтобы проследить тенденции употребления усечений в текстах различных типов, нами был проведен анализ текстов различных изданий на наличие и функционирование в них усечений.
Так, при анализе в текстах солидных изданий мы зафиксировали всего 14 примеров использования усечений. Солидные издания тщательно отбирают лексические средства для статей и используют минимальное количество усечений. В основном, это стилистически нейтральные усечения, такие как: program - programme, auto - automobile, phone - telephone, tech - technology, gym - gymnastics.
В текстах демократичных изданий ("New York Post", "New York Daily News") мы зафиксировали 20 примеров использования усечений. Многие из этих усечений связаны с политикой и технологиями: Dems -Democrats, gov - government, phone - telephone, app - application, tech - technology. Также в текстах были зафиксированы следующие усечения: sitcom - situational comedy, cop - copper, pub - public place, photo -photograph, ad - advertisement и др.
В текстах "желтых" изданий ("US Weekly", "People") усечения используются более часто, поскольку авторы статей стремятся к оригинальности и повышенной экспрессивности. В этих изданиях мы зафиксировали 25 примеров использования усечений. Это такие усечения как: celebs - celebrities, photo -photographs, cam - camera, pic - picture, mag - magazin, phone - telephone, champ - champion. Также в "желтых" изданиях мы зафиксировали такие усечения как fab - fabulous, rep - reputation, hols - holidays, teen - teenager, rep - representative, chemo - chemotherapy и др. В "желтых" изданиях усечения чаще всего выполняют функцию привлечения внимания, установления контакта, воздействия на читателя, формирования у него
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №1/2016 ISSN 2410-700Х_
определенного отношения к информации: положительного (delish - delicious), отрицательного (simp -simpleton) или ироничного (lecky - electrician).
Таким образом, в настоящее время исследование усечений становится одной из самых актуальных проблем современной лингвистики. Важно учитывать, что в разных печатных изданиях усечения используются с различной частотностью. Так, наиболее часто данные лексические единицы встречаются в статьях "желтых" изданий, авторы которых стремятся к экспрессивности выражения, привлечению внимания читателей, и наименее часто - в статьях солидных официальных изданий, авторы которых более тщательно отбирают лексические средства. Таким образом, использование усечений в текстах СМИ отражает специфику и характер этих СМИ с точки зрения их главной коммуникативной задачи - оказания воздействия на целевую аудиторию. Список использованной литературы:
1. Крысин Л. П. Толковый словарь иноязычных слов. - М.: Эксмо, 2008. - 944с.
2. Соловьева Н.А. Функционально-прагматическая специфика усечений в текстах печатных СМИ (на материале британской и американской прессы начала XXI века) / Н.А. Соловьева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Научный журнал. Аспирантские тетради. - СПб, 2007. - №18 (44). - с.247-255. (0,9 п.л.).
3. Алексеев Д.И. Сокращенные слова в русском языке. - Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1979. - с.3-40.Соловьева Н.А. Усечения в современной англоязычной прессе. Автореф. дис... канд. фил. наук. -Пятигорск: ПГЛУ, 2009. - 24 с.
4. Бондарь А.С. Усечения в языке современной американской прессы. «Взаимодействие языков и культур в современном мире»: Сборник материалов Международной студенческой научно-практической конференции, 8 апреля 2015 г. - Таганрог: Изд-во ЮФУ, 2015. - с.325-331
© А.С.Бондарь, 2016
УДК 81
Ворожбитова Александра Анатольевна
д-р филол. наук, д-р пед. наук, профессор СГУ,
г.Сочи, РФ E-mail: alvorozhbitova@mail.ru
ЛИНГВОРИТОРИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА КАК КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ОСНОВА ФОРУМА ФИЛОЛОГОВ В СОЧИ
LINGUISTIC AND RHETORICAL PARADIGM AS A CONCEPTUAL BASIS FOR PHILOLOGICAL FORUM
Аннотация
Характеризуется комплексный филологический проект «Профессиональная языковая личность: форум русистов в Сочинском государственном университете (10-13 мая 2017 г.)», разработанный в русле теории и методологии Сочинской лингвориторической (ЛР) школы.
Abstract.
The article characterises a complex philological project "Professional Linguistic personality: forum of specialists in Russian philology in Sochi State University (May 10-13, 2017), which is prepared with regard to theoretical and methodological traditions of Sochi Linguistic and Rhetorical School.