УДК 80
ВОРОЖБИТОВА Александра Анатольевна,
доктор филологических наук, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой русской филологии Сочинского государственного университета туризма и курортного дела. Автор около 300 научных публикаций
СОЧИНСКАЯ ЛИНГВОРИТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА: ПРОГРАММА И НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ
В статье охарактеризованы достижения сочинской лингвориторической школы за 10 лет ее функционирования, проблематика выполненных и продолжающихся исследований. Автор описывает три группы лингвориторических параметров изучения речемыслительных феноменов: этосно-мотивационно-диспозитивные, логосно-тезаурусно-инвентивные, пафосно-вербально-элокутивные.
Лингвориторическая парадигма, этос, логос, пафос, инвенция, диспозиция, элокуция
2010-2011 годы являются юбилейными для сочинской лингвориторической (ЛР) школы1. Актуальность разрабатываемой в ее рамках научной проблематики обусловлена синтезирующим, комплексным характером ЛР парадигмы. Данный интегративный подход филологической науки базируется на антропоцентрической и когнитивной лингвистике, психолингвистике, лингвокультурологии, классической риторике и неориторике, других современных языковедческих и литературоведческих дисциплинах. В образовательно-прикладном аспекте учитываются достижения общей и возрастной психологии, общей и профессиональной педагогики, лингводидактики, методик преподавания русского языка и литературы и др. дисциплин. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРОГРАММА СОЧИНСКОЙ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ «ЛИНГВОРИТОРИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ» Теоретико-методологические основы лингвориторической парадигмы. ЛР пара-
© Ворожбитова А.А., 2011
дигма как совокупность научных представлений, теоретических установок, терминологических платформ на базе междисциплинарного синтеза лингвистики и (нео)риторики. Новый уровень рассмотрения социокультурно значимой речемыслительной деятельности и детализации современной концепции интеграции языкового и речевого образования. Категориальные аспекты и методология исследования ЛР парадигмы. ЛР константы социокультурной коммуникации.
Интегральная ЛР компетенция языковой личности: структура и механизмы реализации. Механизмы ЛР компетенции как психолингвистические образования в структуре языковой личности: преддиспозитивно-ориентировочный, инвентивно-парадигматический, диспозитивносинтагматический, элокутивно-экспрессивный, редакционно-рефлексивынй, мнемонический, акциональный, психориторический - в рамках коммуникативной, текстовой, языковой субком-
петенций. Их работа в рецептивно-аналитическом, репродуктивно-конструктивном, продуктивно-творческом регистрах, монологическом и диалогическом режимах, в устной и письменной форме, различных стилях речи, типах речи, речевых и литературных жанрах.
Типология языковой личности в ЛР парадигме: коллективная языковая личность этноса, совокупная языковая личность этносоциума, региональная, (этно)социостратная, групповая, коллегиальная языковая личность. Языковая личность россиянина как тип по гражданской принадлежности.
ЛР картина мира как дискурс-универсум и детерминант способа ментального видения, проблемы ее деформирования. Логосно-тезау-русно-инвентивные, пафосно-вербально-элоку-тивные, этосно-мотивационно-диспозитивные параметры ЛР картины мира как содержательно-смысловая основа и изобразительно-выразительные особенности, идейно-нравственный вектор и архитектонически-композиционные аспекты картины мира и идиостиля литературной личности.
Концепты культуры («топосы») и смысловые модели («топы») как звенья системноструктурной организации ЛР картины мира, ядро идиостиля литературной личности. Концептуализация и категоризация как парадигматика и синтагматика лингвориторики речемыслительного процесса литературной личности: «сверхлексический» и «сверхсинтаксический» дискурсивные уровни. Топическая система продуцента художественного/автометапоэтическо-го дискурса как парадигматика топосов-концеп-тов и синтагматика топов-мест. Взаимодействие топосов как системных элементов и топов как структурных компонентов дискурс-текста как новое концептуально-художественное качество творческого речемыслительного целого.
Концепты в составе базовых концепт-оппозиций как ключевые элементы ЛР картины мира литературной личности. Концепт-оппозиция как универсалия дискурсивного уровня. Концепт-оппозиции добро/зло, правда/ложь, Христос/антихрист и др. как системные эле-
менты ЛР картины мира, топически организованные в дискурсивном пространстве литературно-художественной коммуникации, универсуме языка и культуры.
Дискурс как ЛР феномен: дискурс-парадигматика и дискурс-синтагматика. Советский дискурс как выражение ментальной диглоссии ЛР характера. Советский дискурс в ситуации идеологического конфликта: типы дискурс-синтагматики. «Кризисная гиперавтокоммуникация» коллективной языковой личности в масштабах национального макродискурса: социолин-гвориторический аспект теории речевых актов. Этапы развития и типология советского дискурса. Специфика советского языкового сознания и ЛР характеристики советской языковой личности. Советский дискурс в свете «этосного императива». Официальный «советский язык» и публицистика Великой Отечественной войны в свете ЛР подхода. ЛР ориентиры анализа военной публицистики. ЛР конструкты советского языкового сознания в публицистическом тексте военного периода. Советское ментальное пространство в его самопротивопоставле-нии идеологии фашизма. Аргументация выживания. Заглавия и концовки как диспозитивно значимые элементы. Функции тропов и фигур: элокутивный аспект. Имена собственные как идеологемы языкового сознания.
Интегрирующая функция ЛР интерпретации. Трихотомия «текст - дискурс - произведение» в ЛР парадигме. Публицистка как «идеальный объект» ЛР интерпретации. ЛР модель литературного произведения. Языковая личность и литературная личность: соотношение понятий. «Риторский статус» и «художественно-эстетический статус» литературной личности. Инвен-тивно-диспозитивный каркас и элокутивное наполнение дискурс-текста. Инвентивно-элоку-тивная координация. Диспозиция как риторическое выдвижение (архитектонический аспект) и «части речи» (композиционный аспект). ЛР сценарий текста как имплицитная филологическая информация. Текст как синергетическая структура ЛР характера. Элокутивно-экспрес-сивные аспекты ЛР интерпретации. Функционально-метаболические взаимодействия как
генерирующая субстанция текста. ЛР экспрессия в элокутивно-экспрессивной самоорганизации текста. Художественный и автометапоэти-ческий типы дискурса как дихотомия, дискурсивная универсалия.
Реализация концепции ЛР парадигмы в филологической науке на материале различных типов дискурса: научного, эзотерического, проповеднического, религиозно-философского, политического, военного, фольклорного, художественного, научно-фантастического, документально-художественного, (авто)метапоэтическо-го, дискурса СМИ и др.2.
Языковая личность как субъект дискурсивных процессов в ЛР парадигме.
Совокупная региональная языковая личность: реакции респондентов и дискурс СМИ как репрезентация ЛР проявлений общественного языкового сознания. Дискурсивное пространство Сочинского региона как объект ЛР исследования (концепт «курорт Сочи»). Концепт «Москва» («Санкт-Петербург» и др.) как доминанта ментальных представлений региональной языковой личности. Концепт «Олимпиада в Сочи» в ментальных представлениях региональной языковой личности как отражение функционирования общественного языкового сознания в условиях социокультурной инновации.
Языковая личность ученого как продуцента научного дискурса разных типов. ЛР параметры идиостиля как выражение менталитета языковой личности ученого (А.Ф. Лосев). В.В. Виноградов как профессиональная языковая личность ученого-филолога в ЛР парадигме (на материале дискурса о языке и стиле русских писателей). ЛР параметры научно-педагогического дискурса как отражение специфики языковой личности К.Д. Ушинского.
Языковая личность эзотерического типа: специфика речемыслительного процесса (Д. Андреев «Роза мира»). Проповедник как языковая личность и его ЛР компетенция.
Советская/антисоветская языковая и литературная личность в художественно-идеологическом дискурсе как вариативной интерпретации действительности, продукте идеоречевого цикла в тоталитарном обществе. ЛР парамет-
ры художественно-идеологического дискурса советской литературной личности (Аркадий Гайдар). Документально-художественный синтез как ЛР дискурсивная стратегия (А.И. Солженицын «Архипелаг ГУЛАГ»). ЛР картина мира Б. Пастернака как сущностная характеристика идиостиля («Доктор Живаго»).
ЛР особенности языковой личности автора «женской прозы» эпохи постмодернизма (на материале текстов Л. Петрушевской).
Лингвориторико-концептуальный анализ поэтических текстов русской классики как основа выявления этнокультурной специфики менталитета языковой личности в аспекте художественной рецепции.
Дискурс как ЛР континуум саморепре-зентации языковой личности.
Литературно-художественная коммуникация как объект ЛР анализа в разных типах дискурса. Этнокультурные особенности русских, польских и немецких сказок: ЛР аспект. ЛР функции новозаветных репрезентаций в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»: интертекстуальный аспект. Русский научно-фантастический дискурс ХХ века как ЛР конструкт. Оптимизм и пессимизм как ЛР контрстратегии речемыслительной деятельности (И. Ильф, Е. Петров «Двенадцать стульев», «Золотой теленок»). Верлибрический дискурс как реализация идеоречевого цикла особого типа в лингвориторической парадигме.
ЛР основы идеологического дискурса в ситуации политической борьбы. ЛР параметры политического дискурса (на материале текстов идеологов большевизма). Лингвориторика большевизма и его идейной оппозиции в России. Русский религиозно-философский дискурс начала ХХ века: лингвориторические параметры групповой языковой личности (на материале сборника статей «Из глубины», 1918 год).
Советский официальный дискурс периода Великой Отечественной войны и его роль в разгроме фашизма. ЛР параметры советского официального дискурса периода Великой Отечественной войны (на материале передовых статей газеты «Правда», 1941-1945 годы)». Языковое сопротивление как ЛР категория.
Советская аргументативная модель в передовых статьях газеты «Правда» периода Великой Отечественной войны.
Эзотерический дискурс как лингвориторический конструкт. ЛР параметры российского эзотерического дискурса рубежа ХХ-ХХ1 веков. ЛР средства выражения антропоцентризма в русском и переводном эзотерическом дискурсе.
Дискурс успеха как ЛР репрезентация ментального пространства эффективной жизнедеятельности языковой личности. Лингвориторика интертекста в переводном американском проповедническом дискурсе как метафизическом дискурсе успеха. ЛР особенности американских переводных и российских книжных серий «Успех!».
Дискурс масс-медиа как ЛР триггер социокультурно-образовательного пространства в формировании коллективной языковой личности реципиента. Дискурс современной прессы как смысловое поле формирования ценностных ориентиров коллективной языковой личности (мик-роконцептосфера «Богатство»). Лингвориторические средства конструирования маскулинного гендер-идеала в мужском журнальном дискурсе.
Прикладные аспекты ЛР парадигмы. ЛР образование как инновационная педагогическая система. Концепция педагогической лингвориторики. Структура ЛР компетенции как теоретическая основа обучения языку и речи. ЛР теория сильной языковой личности как общая стратегия языкового образования и воспитания. Сильная языковая личность диалогического, поликультурного типа как современная модификация отечественного речевого (ЛР) идеала. Интерпретация как обучение восприятию художественного текста в свете лингвори-торико-герменевтического круга.
Непрерывное ЛР образование как инновационная педагогическая система: принципы проектирования и опыт реализации. ЛР составляющая подготовки профессиональной языковой личности. ЛР параметры профессиограм-мы специалиста и проблемы педагогической синергетики. Проектная разработка системы ЛР подготовки на разных образовательных сту-
пенях и опыт ее апробации. Целе-функциональ-ное моделирование системы ЛР образования. Конструирование содержания обучения на разных ступенях системы ЛР образования. Реализация концепции непрерывного ЛР образования: дошкольное учреждение - школа - вуз - по-ствузовская подготовка (аспирантура, система дополнительного профессионального образования). Основные направления реализации концепции ЛР образования в образовательных программах педагогического вуза.
Теоретико-методологическое обоснование модернизации филологических образовательных программ высшего профессионального образования в лингвориторико-синергетическом аспекте (ГОС-2, ФГОС-3: наборы дисциплин учебных планов и их содержательные минимумы). ЛР основы художественной рецепции (восприятия, понимания, анализа и интерпретации литературно-художественного текста) с учетом этнокультурной специфики ментальных установок реципиента русского поэтического текста в аспекте совершенствования профессиональной подготовки, в т.ч. в преподавании русского языка как иностранного.
Различные аспекты проблематики непрерывного ЛР образования применительно к педагогическим специальностям3: ЛР идеал как фактор становления профессиональной языковой личности будущего учителя, билингвальная модель профессиональной подготовки языковой личности будущего учителя иностранного языка, билингвальная подготовка будущего юриста как профессиональной языковой личности, формирование готовности будущего учителя к творческой художественно-изобразительной деятельности: речемыслительные аспекты, формирование готовности младших школьников к восприятию литературно-художественного произведения на основе ЛР подхода, формирование речемыслительной культуры младших школьников на базе алгоритмов текстовых действий, формирование коммуникативной культуры младших школьников в системе полиязыко-вого образования, ЛР основы формирования языковой личности в системе дошкольного образования.
Представив исследовательскую программу сочинской ЛР школы, остановимся подробнее на некоторых итогах ее реализации. В рамках развития концепции и идеологии ЛР парадигмы защищены 2 докторские и 20 кандидатских диссертаций по теории языка и педагогическим специальностям, продолжаются 15 диссертационных исследований, выполнены 4 проекта НИР, изданы 9 монографий4, 4 учебных пособия имеют грифы УМО университетов РФ, организованы курсы повышения квалификации5.
На концептуальной основе ЛР подхода выполнен ряд научно-исследовательских проектов, например: «Разработка инновационного программно-методического обеспечения и интерактивных методов обучения по программе повышения квалификации «Лингвориторика: деловой русский» (дистанционная форма обучения)» (грант СГУТиКД, 2006 год)6. Выполнены и продолжаются проекты НИР, финансируемые Министерством образования и науки РФ:
- «Непрерывное лингвориторическое образование: научно-методические рекомендации для Южного федерального округа» (ФЦП «Русский язык», 2004 год)7;
- «Разработка теоретико-методологических проблем исследования состояния и функционирования общественного языкового сознания в условиях социокультурной инновации (на примере дискурсивной ситуации Большого Сочи после присвоения олимпийского статуса)» (ФЦП, мероприятие 1, 2009-2010 годы);
- «Разработка теоретико-методологических основ исследования феномена языковой личности творческого субъекта, создателя глобальных социокультурно-педагогических проектов, в контексте гуманистической образовательной парадигмы в России XXI века» (ФЦП, мероприятие 1, 2011-2012 годы);
- «Лингвориторический концептуальный анализ поэтических текстов русской классики как основа выявления этнокультурной специфики российского и американского менталитетов (по данным психолингвистического эксперимента среди студентов-филологов)» (АВЦП «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2011 годы)», 2009-2011 годы).
В связи с последней темой - вопросами эффективной художественной рецепции и построения адекватного дискурса-интерпретанты -напомним суть нашего прочтения пушкинского «Пророка» как грандиозной метафоры теоретических и прикладных аспектов ЛР парадигмы8. Стихотворение иллюстрирует алгоритм становления языковой личности в процессе ее обучения высшими силами сверхэффективной речевой деятельности, как рецептивной, так и продуктивной. Обычный человек превращается в Пророка, Сверх-языковую личность, Ритора, способного донести до других людей Божественные Этос, Логос и Пафос (см. таблицу).
Божественная Инвенция потенциально достигается путем наделения языковой личности способностью к ясновидению, яснослышанию, ясночувствованию. Диспозитивные характери-
ИМПЛИЦИТНАЯ ЛИНГВОРИТОРИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ В СТИХОТВОРЕНИИ «ПРОРОК» АС. ПУШКИНА: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
«Вход» ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС «Выход»
Готовность к обучению и воспитанию Результат образовательного процесса
Невербальная фаза учебного диалога Вербальная фаза учебного диалога
Рецептивная интенция, деятельностнокоммуникативная потребность («Духовно жаждою томим...») I. Обучение: 1) инвенции 2) диспозиции 3)элокуции Божий глас как одушевляющий психоэнергетический импульс («Восстань, пророк...») Пророк, Мессия, Сверх-языковая личность
II. Воспитание «сердце трепетное - угль, пылающий огнем»
стики потенциального дискурса будущего Пророка приобретают пространственно-синтагматическое развертывание: небо, горняя обитель, земная поверхность, подводный мир. В результате переструктурируется лингвокогнитивный уровень языковой личности, и тезаурус обычного человека приобретает пророческую способность вместить высший Логос. Элокуция, адекватная космической мудрости, способная материально воплотить Божественный Пафос, потенциально формируется на уровне ассоциативно-вербальной сети («грешный язык», «празднословный и лукавый», заменяется «жалом мудрыя змеи»). Внушение Божественного Этоса происходит на мотивационном уровне языковой личности: «И он мне грудь рассек мечом, И сердце трепетное вынул, и угль, пылающий огнем, во грудь отверстую водвинул». В результате поэт перевоплощается в идеальную языковую личность Пророка по всем трем группам ЛР параметров: логосно-тезаурусно-инвен-тивным («И виждь, и внемли»); этосно-моти-вационно-диспозитивным («Исполнись волею моей»); пафосно-вербально-элокутивным («Глаголом жги сердца людей»). Отметим, что в 1990-е годы в личной беседе Ю.Н. Караулов оценил предложенную нами трактовку как прекрасную иллюстрацию для студентов при объяснении трехуровневой структуры языковой личности.
В период 2002-2010 годов издано 15 межвузовских сборников научных трудов с международным участием «Лингвориторическая парадигма: теоретические и прикладные аспекты»
(Вып. 1-15). Авторы сборников - доктора и кандидаты наук, известные ученые. Среди российских городов, помимо Сочи, представлены Москва, Санкт-Петербург, Великий Новгород, Волгоград, Воронеж, Саратов, Старый Оскол, Тверь, Тамбов, Борисоглебск, Саранск, Мичуринск, Смоленск, Краснодар, Ростов-на-Дону, Армавир, Таганрог, Нальчик, Ейск, Анапа, Геленджик, Майкоп, Ставрополь, Карачаевск, Махачкала, Челябинск, Томск, Барнаул, Нижний Тагил, Магнитогорск, Чебоксары, Архангельск, Северодвинск, Тюмень, Красноярск, Мурманск, Йошкар-Ола и др. Зарубежные участники сборников представляют Украину, Литву, Латвию, Германию, Польшу, США. Издание призвано объединить усилия филологов - теоретиков и методистов, а также психологов, педагогов, философов, культурологов, социологов, политологов, в центре внимания которых - язык в его риторической функции, созидающей дискурсивно-текстовый универсум культуры, русская языковая личность как субъект речемыслительных процессов и ее интегральная ЛР компетенция.
Перспективы дальнейших исследований заключаются в расширении и углублении применения интегративного ЛР подхода к исследованию феномена речемыслительной деятельности как процесса и продукта языковой личности в различных сферах ее дискурсивно-текстовой самоактуализации в социокультурно-образовательном пространстве речевой коммуникации, в т.ч. межвременной и межкультурной.
Примечания
1 См. первые публикации научного и методического характера с термином «лингвориторика»: Ворожби-това А.А. Наследие В.В. Виноградова и концепция лингвориторики // Международная юбилейная сессия, посвященная 100-летию со дня рождения акад. В.В. Виноградова: тез. докл. М., 1995. С. 231-232; Она же. Терминология лингвориторической парадигмы // Терминоведение / под ред. В.А. Татаринова. М., 1995. Вып. 2-3; Она же. Лингвориторика. Программа для студентов 1 курса юридического факультета. Ставрополь, 1995.
В 2000 г. защищена докторская диссертация Ворожбитовой А.А. по теории языка; с 2001 года в СГУТиКД функционирует аспирантура по теории языка; в 2002 году защищена докторская диссертация Ворожбитовой А.А. по общей педагогике.
2 В разработке дальнейших разделов программы, которые могут быть углублены и дополнены, раскрыты на новом материале, принимали участие аспиранты и соискатели, защитившие кандидатские диссертации и продолжающие работу над диссертационными исследованиями в рамках сочинской ЛР школы. Специальность 10.02.19 -
«теория языка»: И.В. Анистратенко, О.Ю. Берсенева, В.В. Дружинина, С.В. Зубарев, А.С. Зубцов, М.Б. Зуев, С.Э. Кегеян, Л.Н. Кузнецова, Т.В. Киреева, М.М. Мишина, Н.И. Пермякова, В.И. Протуренко, Т.Е. Ренз, Л.Л. Романенко, Е.С. Ромашенкова, В.В. Сиганова, Л.А. Синельникова, О.В. Скулкин, И.С. Соборная, Г Д. Стасива, И.К. Субботина, К.К. Сунгуртян, А.Б. Тихонова, Н.Д. Федоренко, З.К. Хачецукова, Н.Ю. Хачатурова, Е.В. Якушова.
3 В разработке следующего раздела программы принимали участие аспиранты и соискатели по педагогическим специальностям 13.00.01 - «Общая педагогика, история педагогики и образования» (Е.В. Ермакова, А.Ю. Петровская, Т.Е. Тихонова, С.А. Шапкина), 13.00.08 - «Теория и методика профессионального образования» (С.С. Гармашо-ва, Н.А. Дацун, А.В. Тимофеев, А.В. Юрьева).
4 См., напр.: ВорожбитоваА.А. Лингвориторическая парадигма: теоретические и прикладные аспекты: моногр. Сочи, 2000; Она же. Лингвориторическое образование как инновационная педагогическая система (принципы проектирования и опыт реализации): моногр. Сочи, 2002.
5 В 2011 году запланировано проведение 3-й Сочинской лингвориторической школы (24 сентября - 5 октября): курсы повышения квалификации «Лингвориторическая парадигма: теоретические и прикладные аспекты» (72 ч., гос. свидетельство о повышении квалификации); научный семинар «Сочинская лингвориторическая школа» (12 ч., сертификат).
6 См.: Ворожбитова А.А. Лингвориторические основы инновационного педагогического процесса по программе дополнительного профессионального образования «Деловая коммуникация» в Сочинском госуниверси-тете // Вестн. Сочин. гос. ун-та туризма и курорт. дела. 2008. N° 3-4. С. 111-129.
7 См., напр.: ВорожбитоваА.А. Лингвориторическое образование как социокультурная стратегия // Изв. высш. учеб. заведений. Северо-Кавказский регион. Сер.: Обществ. науки. 2003. № S9. С. 88-96; Она же. Языковая ситуация в Южном федеральном округе и концепция непрерывного лингвориторического образования // Педаг. науки. 2006. № 6. С. 34-43.
8 См. подроб.: Ворожбитова А.А. Теория текста: Антропоцентрическое направление: учеб. пособие (с грифом УМО). М., 2005. С. 164-173.
Vorozhbitova Alexandra
SOCHI SCHOOL OF LINGUAL RHETORIC:
SYLLABUS AND SOME RESULTS
The article characterizes the achievements of Sochi School of Lingual Rhetoric over 10 years of its functioning, overviews the themes of the completed and current research. The author describes three groups of lingual rhetoric parameters for studying speech and thought phenomena: ethos motivational dispositive, logos thesaurus inventive, pathos verbal elocutive.
Контактная информация: e-mail: alvorozhbitova@mail.ru
Рецензент - Воробьева О.И., доктор филологических наук, профессор кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации Северного (Арктического) федерального университета