УДК 82
М.А. Ялхароева
Ингушский научно-исследовательский институт гуманитарных наук
им. Ч.Э. Ахриева
ЛИДЕРЫ ЧЕЧЕНО-ИНГУШСКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ - ПУБЛИЦИСТЫ В-Г. ДЖАБАГИЕВ И А. АВТОРХАНОВ
Статья посвящена известным в России и за рубежом публицистам и общественно-политическим деятелям Вассан-Гирею Джабагиеву и Абдурахману Авторханову, вокруг которых концентрировалась чечено-ингушская диаспора Европы, США и Ближнего Востока. В-Г. Джабагиев и А.Авторханов сыграли важную роль в формировании общественно-политической, социально-культурной мысли чечено-ингушского зарубежья и оставили в ней заметный след многочисленными работами, ставшими классическими трудами. Автор рассматривает творчество и деятельность ингуша В-Г. Джабагиева и чеченца А.Авторханова как лидеров чечено-ингушской диаспоры и, объединив их в одной статье, в новом ракурсе -чечено-ингушском зарубежье.
Ключевые слова: В-Г. Джабагиев, А.Авторханов, чечено-ингушское зарубежье, публицисты, лидеры, соратники, диаспора, журнал «Свободный Кавказ», северокавказская эмиграция, общественно-политические деятели.
M.A. Yalharoeva
Ingush Scientific Research Institute of Humanities named after Ch.E. Akhriev
PUBLICISTS V-G. JABAGIEV AND A. AVTORHANOVAS THE LEADERS OF THE CHECHEN-INGUSH DIASPORA
The article is devoted to publicists and political figures Vassan-GirayJabagiev and Abdurahman Avtorkhanov. Their works are praised in Russia and abroad. They developed the socio-political and socio-cultural opinions of the Chechen-Ingush Diaspora in Europe, the USA and the Middle East. V-G. Jabagiev and A. Аvtorhanovproducednumerous works which are considered to be classical works. The author discusses the work and legacy of Ingush V-G. Jabagiev andChechen A. Аvtorhanovinone article through a new perspective of the term "Chechen-Ingush Diaspora."
Key words: V-G. Jabagiev, A. Avtorhanov, the Chechen-Ingush Diaspora, journalists, leaders, colleagues, Diaspora, a journal of "Free Caucasus ", North Caucasus emigration, socio-political figures.
Начало 50-х годов XX столетия характеризуется сложной общественно-политической обстановкой в мире, которая в новейшей истории получила название «холодной войны». Именно в этот период идет активизация деятельности кавказской диаспоры, проживавшей во многих странах Европы и Востока, а также в США. Их действия были сопряжены с попытками разобраться в происходящем в мире, найти точки соприкосновения с мировым сообществом, определить в нем свое место, найти пути решения многих задач (культурных, исторических, политических), стоящих перед ними.
Все эти цели и задачи способствовали появлению ряда печатных органов, в которых находит свое отражение общественно-политическая мысль северокавказской эмиграции.
Знаковым событием в жизни северокавказского зарубежья было появление журнала «Свободный Кавказ» (1951 г.), главным редактором которого был чеченец Абдурахман Авторханов. Когда Абдурахман Авторханов решил издавать журнал, его поддержали из старой эмиграции, в первую очередь, ингуши Вассан-Гирей Джабагиев и Бексултан Котиев (Батырхан).
Вассан-Гирей Джабагиев (1882-1961) - один из лидеров северокавказской эмиграции - относился ко второй волне чечено-ингушской эмиграции, Абдурахман Авторханов (1908- 1997) - к третьей. Разница в возрасте (26 лет) не помешала им стать соратниками в борьбе с коммунизмом.
Давая оценку деятельности В-Г. Джабагиева и А. Авторханова, исследователь М. Яндиева пишет: «В сложной ситуации «холодной войны» в северокавказской политической эмиграции первой и второй «волн», сконцентрировавшейся главным образом в Германии и Турции, Джабагиев и Авторханов являлись несомненными лидерами, взаимовлиявшими и взаимообогащавшими друг друга и свое окружение» [15, с.33].
Вассан-Гирей Джабагиев родился в известной в Ингушетии семье 3 мая 1882 года в с. Насыр-Корт. Его отец Элджи был образованным человеком, который прославился на русско-турецкой войне, он являлся полным Георгиевским кавалером. Элджи дал сыну прекрасное образование, в 1900 году Вассан-Гирей с отличием оканчивает Владикавказское реальное училище и поступает в Петербургский университет, оттуда он переводится в Дерптский политехнический институт, вскоре уезжает в Германию и поступает в Йенский технический университет, который оканчивает в 1908 году.
Начало трудовой деятельности Вассан-Гирея совпало с известными политическими событиями в России, в это время он занимал должность вице-директора Департамента земледелия. После Февральской революции Вассан-Гирей, оставив свои научные изыскания и успешную служебную карьеру, возвращается на родину и активно включается в общественно-политическую деятельность, которую не прерывал до конца жизни.
На Кавказе он избирается членом Центрального Комитета Союза Горцев Северного Кавказа, занимает должность министра финансов, становится председателем Парламента Горской республики.
В 1919 году он выехал в Тифлис для заключения финансовых соглашений с республиками Закавказья, работал в Военном Комитете как представитель Северного Кавказа, организовывал борьбу против генерала Деникина. Как председатель Парламента Горской республики в 1921 году Вассан-Гирей был делегирован на Версальскую мирную конференцию, которая проходила в Париже. Оттуда вернуться на родину он уже не смог.
До 1927 года Вассан-Гирей жил в Париже, потом переехал в Польшу. В Польше он занялся журналистикой, работал редактором газеты «Варшавский курьер», открыл информагенство «Ориент». В 1930 году начал издавать на польском языке журнал «Исламское обозрение». В 1938 году он едет в Стамбул в качестве официального представителя польского телеграфного агентства.
Во время Второй мировой войны, когда немцы приблизились к Кавказу, Вассан-Гирей как кавказский лидер был приглашен немецкими властями в Берлин. Но он отказался от сотрудничества, ибо фашистская идеология, как и большевизм, были для него одинаково неприемлемы. Но он принял самое активное участие в судьбе пленных ингушей и чеченцев, которым он помогал при посредничестве международного Красного Креста.
В 1949 году Вассан-Гирей вернулся в Турцию. Умер 18 октября 1961 года, похоронен в Стамбуле.
Формирование Адбурахмана Авторханова проходило в иных социальных и исторических условиях, он родился в чеченском селе Нижний Наур в простой крестьянской семье. Начальное образование получил, одновременно обучаясь в двух школах: в русской и арабской. Русская школа в селе была только пятиклассной, и после ее окончания он продолжил обучение в медресе, из которого был отчислен за чтение запрещенной исламской и светской (русской) литературы. В своих воспоминаниях по этому поводу он пишет: «Отец этому был только рад и ежедневно брал меня с собой на поле» [3, с. 74].
Летом 1923 года Абдурахман сбежал из дому в г. Грозный, где был определен в детский дом. В детдоме он закончил семь классов и поступил в областную партийную школу, после ее окончания поступил на рабфак, вступил в Коммунистическую партию Советского союза (КПСС).
В 1929 году он окончил Рабфак, в 1930 году его назначили заведующим отделом народного образования Чеченской автономной области, вскоре он организовал Чеченский Национальный драматический театр и стал его директором. А. Авторханов был членом Союза писателей СССР по секции критики, принимал участие в Первом съезде писателей.
B 1933 году он поступил на Курсы марксизма-ленинизма при ЦК ВКП в Москве, в 1934 поступил на исторический факультет ИКП, который закончил в 1937 году.
После окончания Института А. Авторханов был направлен на работу в Грозный, в распоряжение Чечено-Ингушского обкома ВКП. В день возвращения из Москвы, 10 октября 1937 года, он был арестован прямо на Пленуме обкома партии вместе руководителями Чечено-Ингушетии (кроме первого секретаря обкома). Его обвиняли по статье 58 УК РСФСР (в измене родине, в участии в подготовке вооруженного восстания, в шпионаже, во вредительстве, в ведении контрреволюционной антисоветской пропаганды, в участии в контрреволюционной организации).
Три года шло следствие, 19 марта 1940 года суд оправдал его, но НКВД опротестовал приговор, и он вышел на свободу только через два месяца (19 мая 1940 года), но и этот приговор также был вскоре отменен, и в декабре того же года его снова арестовали.
Новый суд состоялся в октябре 1941 года, который приговорил его к четырем годам тюрьмы за «идеологическое вредительство». С учетом времени, проведенного в заключении, он должен был выйти на свободу, но и этот приговор был опротестован. Верховным Судом РФССР А. Авторханов был оправдан, 22 апреля 1942 года его освободили, но преследование не прекращалось. Обнаружив за собой слежку, он сначала ушел в подполье, затем перешел линию фронта и сдался немцам. В январе 1943 года А. Авторханов переехал в Берлин, готовил политические и исторические обзоры по Кавказу, сотрудничал в русской периодике в Германии, стал членом Северокавказского Национального комитета, из которого вышел в 1944 году.
Через год А. Авторханов переехал в американскую зону оккупации, совместно с организацией «Антибольшевистский блок народов» издавал журнал на русском языке «Набат», где публиковался под псевдонимом Суровцев.
В 1948 году он начал читать лекции о Советском Союзе в военной академии, которая впоследствии стала называться «Русским Институтом армии США» в Гармише (Германия). Позже стал штатным сотрудником академии, проработал там до выхода на пенсию (1979 г.), защитил докторскую диссертацию по политологии, преподавал
политическую историю России и СССР в XIX-XX веках, историю и организацию КПСС, заведовал кафедрой политических наук и был председателем Академического Совета института, был награжден медалью.
В 1950 году он был одним из основателей «Института по изучению истории и культуры СССР» в Мюнхене, a также Северокавказского антибольшевистского национального объединения и его печатного органа - журнала «Свободный Кавказ», принял активное участие в создании Северокавказской редакции радио «Освобождение» - «Свобода». Ha русской волне радио «Свобода» читал лекции «История культа личности», «История партии: как она была», вёл раздел «Партия сегодня».
Когда в 1991 году Чечня объявила суверенитет, А.Авторханов обратился к чеченскому народу и к Д. Дудаеву, предостерегая их от военного противостояния с Россией. В 1994 году он обращается к президенту Б. Ельцину, но не был услышан ни одной стороной.
Умер А.Авторханов в апреле 1997 года, похоронен в Мюнхене.
Вассан-Гирей Джабагиев и Абдурахман Авторханов были одними из самых ярких северокавказских публицистов, «по существу были ведущими (из наиболее активных представителей северокавказской национальной политэмиграции первой и второй «волн») идеологами и профессиональными политическими аналитиками, осмысливавшими природу советского коммунизма...» [15, с.301].
Глубокие и разносторонние знания, аналитический склад ума, яркое и образное слово позволили им оставить после себя много серьезных научных, публицистических трудов, которые увидели свет в газетах и журналах многих европейских стран, вышли отдельными изданиями.
Выявлено более 500 работ В.-Г. Джабагиева, 100 из них по проблемам сельского хозяйства России, Кавказа и Европы. Широко известны две его работы: «Свободная земельная собственность и техника сельского хозяйства в Европе» и «Промышленная сушка картофеля», опубликованные отдельными изданиями в Санкт-Петербурге в 1915 году.
В эмиграции В.-Г. Джабагиеву приходилось ежедневными статьями зарабатывать на жизнь, поэтому он не смог написать большого произведения, кроме одной книги «Взаимоотношения России и Кавказа» («Кавказско-русская борьба»), Стамбул, 1967 г. В 1995 году в Стамбуле книга вышла вторым изданием.
Вассан-Гирей не оставил мемуаров. На настоятельные просьбы друзей и близких он говорил: «Я пишу правду, многие могут обидеться» [13, с. 30].
А. Авторханов, напротив, написал довольно объемные мемуары [3]. Всего им опубликовано более 300 работ, из них 15 книг.
Первые его работы вышли в тридцатых годах прошлого столетия: «К основным вопросам истории Чечни» (1930 г.), «Краткий историко -культурный и экономический очерк о Чечне» (1931 г.), «Революция и контрреволюция в Чечне» (1933 г.), «К объединению, рожденному революцией» (1934 г.). B соавторстве с Яндаровым и Мациевым он написал «Грамматику чеченского языка».
В 1930 году А. Авторханов в газете «Правда» написал критическую статью о социально-политическом положении в национальных окраинах, отметил некорректное отношение к национальным кадрам на местах, указал на ошибки, допущенные в коллективизации. Статья вызвала резко отрицательную реакцию в Центре, и автор по совету соратников выступил в газете с опровержением. Собственно, с этой статьи у А. Авторханова и начались проблемы.
В 1950 году вышла его книга «Покорение партии», которая имела большой успех и в 1951 году была издана на французском языке под названием «Сталин у власти». Впоследствии она была переведена на многие европейские языки.
В 1959 году выходит самая известная в СССР его книга «Технология власти», в 1973 - книга «Происхождение партократии». В 1976 году он написал книгу «Загадка смерти Сталина: заговор Берия». А. Авторханов продолжал писать и после выхода на пенсию: «Мемуары», «Сила и бессилие Брежнева», «От Андропова к Горбачеву», «Империя Кремля» и т.д.
Публицистика В-Г. Джабагиева и А.Авторханова многогранна. Она охватывает проблемы борьбы против большевизма, актуальные проблемы прогресса и демократии. В работах В-Г. Джабагиева и А.Авторханова нашли отражение вопросы национальной политики Кремля, депортация народов в СССР. Этим проблемам посвящены статьи В-Г. Джабагиева «Кремлевская амнистия и уничтожение северокавказских народов» [10], «Национальная политика Кремля» [11], книги А Авторханова «Империя кремля» [1], «Убийство чечено-ингушского народа» [5] и др. Трагедия поверженной родины всегда была одной из главных тем для северокавказской эмиграции, и в частности, для чечено-ингушской [14].
Во многих работах В-Г. Джабагиева и А.Авторханова, посвященных национальной политике Кремля, красной нитью проходит мысль, что свобода всех народов в СССР напрямую зависит от свободы титульной нации России - русского народа, который также пребывает в угнетенном состоянии.
Изучая наследие А.Авторханова, обвиняемого в национализме, в частности, в русофобии, мы пришли к парадоксальному заключению: он не только не страдал русофобией, но и с уважением и любовью относился к русскому народу. А. Авторханов сам предельно ясно выразил свое отношение к русскому народу: «Я никогда ни единого слова против русского народа не говорил. Я все-таки человек русской культуры...» [3, с. 700-701].
В-Г. Джабагиев и А. Авторханов были воспитаны на почве русской прогрессивной мысли, формировались в русской среде и, естественно, не могли, вольно или невольно, не впитать в себя черты русской культуры.
Большое место в своих работах публицисты отводили освещению Кавказской войны, национально-освободительной борьбе горцев (В-Г.Джабагиев: «Взаимоотношения России и Кавказа» [8], «Борьба Северного Кавказа за свободу» [7], «Шейх Мансур» [12], А Авторханов: «Империя кремля» [1], «Убийство чечено-ингушского народа: Народо-убийство в СССР» [5] и др.).
Зарубежная публицистика В-Г. Джабагиева и А.Авторханова характеризуется своей политической направленностью, критикой советской политической системы, борьбой с тоталитаризмом (В-Г. Джабагиев: «Гибель Берия и судьба триумвирата» [9], А Авторханов: «Технология власти» [4], « К вопросам психологической войны против СССР» [2] и др.). Публицисты разоблачили антинародную сущность коммунистической идеологии, ее главного вдохновителя Сталина, потопившего в крови миллионы граждан страны и подвергшего геноциду целые народы. Они оба считали, что глубокое внутреннее противоречие наметилось не только в руководстве страны, но и в обществе, что неминуемо приведет коммунистический строй к краху.
В-Г. Джабагиев и А.Авторханов, как отмечает М.Яндиева, «были, прежде всего, страстными политическими публицистами, что определило остро полемический, а не академический характер их работ» [15, с.303].
Они стояли на одной идеологической платформе, однако в отдельных вопросах их взгляды не всегда совпадали, например, они «неодинаково размышляли по национальному вопросу» [15, с.303]. Но плюрализм взглядов не отдалял их друг от друга, они до конца жизни остались единомышленниками и соратниками.
Отмечая стилистические особенности публицистов, М.Яндиева пишет: «Завораживающая логика, простая разговорная интонация, отсутствие даже намека на псевдонаучное менторство - таков стиль В-Г. Джабагиева и А. Авторханова» [15, с.303].
В то же время надо отметить, что тон произведений В-Г. Джабагиева более сдержанный, у А.Авторханова он повышенный, эмоциональный, ему свойственно «использование специфической неординарной лексики» [6, с.20]. Особенно ярко это проявилось в некрологе, посвященном Сталину: «перестало биться волчье сердце и работать дьявольский ум... Осиновый кол в его могилу! Вечное проклятие его памяти!» [4, с.7-8].
В-Г. Джабагиев и А. Авторханов - это яркое явление в чечено-ингушском и кавказском зарубежье по масштабности наследия, по разнообразию проблематики, по дарованию. Можно с уверенностью сказать, что они сыграли важную роль в формировании нового мышления и мировоззрения не только в чечено-ингушской и северокавказской диаспорах, они обогатили общественно- политическую мысль, теорию и практику мировой истории и политологии. В то же время с сожалением приходится констатировать, что их наследие до сих пор не получило в полной мере объективной оценки, оно не стало предметом отдельных научных исследований, глубокого, скрупулёзного анализа.
Список литературы
1. Авторханов А.Г. Империя кремля. - Минск-Москва, 1991. - 112 с.
2. Авторханов А.Г. К вопросам психологической войны против СССР // Свободный Кавказ. - 1952 - №4 (7). - С.4-11.
3. Авторханов А.Г. Мемуары. - Франкфурт на Майне: Посев, 1983. - 761 с.
4. Авторханов А.Г. Технология власти. - Франкфурт на Майне: Посев, 1976. - 720 с.
5. Авторханов А.Г. Убийство чечено-ингушского народа: Народоубийство в СССР. -М: СП «Вся Москва», 1991. - 80с.
6. Вартумян А. А. Научное наследие А.Г. Авторханова и геополитические «риски» кавказского региона // А.Г.Авторханов - ученый, публицист, общественный деятель. Материалы Международной научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения А.Г. Авторханова (г. Грозный, 21-22 октября 2008г.). - Назрань, 2008. -С. 19-25.
7. Джабагиев В-Г. Э. Борьба Северного Кавказа за свободу //Свободный Кавказ. -1951. - №1. - С.19-25
8. Джабагиев В-Г. Э. Взаимоотношения России и Кавказа. - Стамбул, 1995. - 103 с.
9. Джабагиев В-Г.Э. Гибель Берия и судьба триумвирата // Свободный Кавказ. -1953. - №7-8 (22-23). - С. 20-21.
10. Джабагиев В-Г.Э. Кремлевская амнистия - и уничтожение северокавказских народов // Свободный Кавказ. - 1953. №5 (20), с.12.
11. Джабагиев В-Г.Э. Национальная политика Кремля //Свободный Кавказ. - 1954. -№1 (24). - С.12-17.
12. Джабагиев В-Г.Э. Шейх Мансур // Свободный Кавказ. - 1953. - №1 (16) - С. 12-18.
13. Ялхароева М.А. Литературно-публицистическая деятельность ингушской диаспоры в Турции. - Назрань, 2008. - 172 с.
14. Ялхароева М.А. Тема поверженной родины в публицистике чечено-ингушского зарубежья // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2017. - № 8. Ч.2. - С.62-64.
15. Яндиева М.Д. Ингуши и Ингушетия в трудах и днях Абдурахмана Авторха-нова // А.Г.Авторханов - ученый, публицист, общественный деятель. Материалы Международной научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения А.Г. Авторханова (г. Грозный, 21-22 октября 2008г.). - Назрань, 2008. - С. 287-308.