УДК 82
М.А. Ялхароева
Ингушский научно-исследовательский институт гуманитарных наук им. Ч.Э. Ахриева
ЛИЧНОСТЬ СТАЛИНА В ПУБЛИЦИСТИКЕ АБДУРАХМАНА АВТОРХАНОВА
В статье рассматривается личность Сталина в публицистике известного чеченского историка, политолога, публициста Абдурахмана Авторханова. Исследование строится на его произведениях: «Империя Кремля», «Мемуары», «Технология власти», «Убийство чечено-ингушского народа: Народоубийство в СССР», а также статьях, опубликованных в журнале «Свободный Кавказ». Несмотря на то, что Сталину посвящено множество статей, монографий, работ историков, социологов, философов, актуальность данной темы не ослабевает, так как все еще сохраняются силы, старающиеся реабилитировать Сталина, оправдать его преступления против человечества. Исследование представляет несомненный интерес для отечественного литературоведения, научная новизна которого состоит в том, что впервые в научный оборот вводятся статьи публициста, опубликованные в журнале «Свободный Кавказ».
Ключевые слова: Абдурахман Авторханов, личность, Сталин, журнал «Свободный Кавказ», публицистика, историк, политолог, публицист, реабилитация.
M.A. Yalharoeva
Ingush Scientific Research Institute of Humanitarian Sciences named after Ch.E. Akhriev
THE PERSONALITY OF STALIN IN JOURNAL ARTICLES BY ABDURAKHMAN AVTORKHANOV
The article offers some important insights into journal articles by the famous Chechen historian, political scientist and publicist AbdurakhmanAvtorkhanov. Avtorkhanovexamined the personality of Stalin in his works: "Empire of the Kremlin", "Memoirs", "Technology of Power", "Murder of the Chechen-Ingush People: Murder In the USSR ", as well as articles published in the journal "Free Caucasus". While a lot of articles, monographs, books of historians, sociologists and philosophers are devoted to Stalin, the relevance of this topic does not weaken, as there are still forces trying to justify Stalin s crimes against humanity. The research will be ofgreat interest for the Russian literary critics as the scientific novelty consists in the fact that for the first time articles published in the journal "Free Caucasus " are scientificallyanalyzed.
Key words: AbdurakhmanAvtorkhanov, personality, Stalin, Free Caucasus journal, journalism, historian, political scientist, publicist, rehabilitation.
Имя Сталина вписано в историю нашей страны трагическими страницами. С ним, прежде всего, ассоциируются массовые репрессии и культ личности. Это одна из самых неоднозначных фигур в новейшей истории. О нем написано достаточно много, по образному выражению Владислава Фельдблюма, «этими текстами можно в несколько слоёв покрыть поверхность нашей планеты»[15]. Но интерес к личности Сталина (как его сторонников, так и его противников) не ослабевает.
Разделяем точку зрения Владислава Фельдблюма, что необходимо «вдумчиво и непредвзято проанализировать деятельность И.В.Сталина в контексте того времени, когда он жил и работал» [Там же].
Одним из тех, кто исследовал жизнь и деятельность Сталина, был его современник, выпускник Института красной профессуры, известный историк, политолог и публицист Абдурахман Авторханов, который на себе испытал все изощрения и пытки чекистов. После пяти лет заключения ему удалось буквально вырваться из рук НКВД.
Чекисты, подвергая узника наряду с физическими истязаниями психологическим испытаниям, пытались сломать его, но достигли обратного эффекта. После перенесенного душевного потрясения (он стал свидетелем массовых убийств у Терского хребта) А.Авторханов дал себе аннибалову клятву: «Я сказал себе: «Советская система - самая проклятая из всех тиранических систем в истории человечества. Если мне суждено еще жить на свете, то эта жизнь будет посвящена борьбе с коммунистической тиранией всеми доступными мне средствами» [7, с.528].
Абдурахман Авторханов лично знал Сталина и посвятил ему немало книг и статей. Еще при жизни Сталина в 1950 году он написал книгу «Покорение партии», в 1951 году она вышла на французском языке под названием «Сталин у власти». За эту книгу в СССР А. Авторханов был заочно приговорен к смерти. Также при жизни Сталина он начал издавать в Мюнхене журнал «Свободный Кавказ» (1951-1954).
Личность Сталина А. Авторханов рассматривает в контексте важных исторических событий. Основываясь на достоверных фактах и документах, публицист анализирует его действия, поступки и мотивы, которыми он руководствовался. Публицист, цитируя Гете, в «Мемуарах» писал: «Быть искренним я обещаю, быть безучастным - не могу» [7, с.724]. Далее он признается, что у него двоякое отношение к Сталину: «...как палача, я его ненавижу, что лишает меня способности писать о нем, соблюдая «чувство меры», но как технолог власти, он меня всегда поражал, чтобы не сказать восхищал» [Там же, с.756].
В своем самом популярном классическом труде по истории сталинизма «Технология власти», описывая искусство технологии власти, непревзойденным мастером которого был Сталин, автор охарактеризовал Сталина всесторонне: как политика, как государственного деятеля, как человека.
Еще семинаристом Сталин написал весьма оригинальное сочинение, в котором причину поражения Цезаря объяснял отсутствием у него аппарата личной власти, контролирующего аппарат государственной (сенатской) власти. Едва став генеральным секретарем ЦК ВКП (б) (апрель 1922 года), Сталин усиленно начал претворять в жизнь свою семинарскую схему. Прежде всего, он сформировал партийный аппарат и поставил его над партией. Создал партию в партии на основе личной преданности.
Действуя известным принципам «разделяй и властвуй», он избавлялся от своих идейных противников. Руками бухаринцев расправился с троцкистами, также после были уничтожены и бухаринцы. Сам при этом Сталин многозначительно молчал, не вступал в дискуссию.
Из 24 членов ЦК, руководивших Октябрьской революцией, к концу двадцатых годов в живых и на свободе остался один Сталин (12 человек было расстреляно, 1 арестован, 2 убиты врагами, 1 покончил жизнь самоубийством, 7 умерло естественной смертью). Сталин всем дал понять, что в партийном активе место только послушным.
В 1929 году Сталин отпраздновал 50-летний юбилей. К этой дате был приурочен первый сборник статей, посвященных ему. Это было уже началом культа личности. Сталин обладал безраздельной политической властью и непререкаемым авторитетом, находился уже вне всякой критики. Того, кто осмеливался мыслить не по-сталински, безжалостно уничтожали. Но и преданные ему люди нередко становились жертвами.
Ответственность за свои собственные ошибки Сталин перекладывал на местное руководство, на рядовых исполнителей, жестоко карая самых добросовестных за «перегибы». Его основную человеческую сущность А.Авторханов отметил коротко и емко: «Абсолютная безыдейность и бездонное властолюбие» [3, с.3].
Отсутствие у Сталина всякой морали проявляется во всех его действиях и поступках, которые были продиктованы одной единственной целью: получить безраздельную власть, и шел он к ней, по утверждению А.Авторханова, сметая на своем пути все и всех. Делал он это методично, напористо, целеустремленно. Будучи посредственным человеком, он расправился с оппонентами, которые превосходили его во всех отношениях. Бухарин - признанный теоретик, Троцкий и Рыков - искусные ораторы. Сталин не обладал ни тем, ни другим. Как теоретик он был слабым, красноречием он тоже не отличался, но превзошел их всех в одном: в коварстве и честолюбии.
Сталин был «гениальный мастер криминальных дел», - пишет А. Авторханов [9, с. 16].
Факт остается фактом - Сталин имел криминальное прошлое, в молодые годы он занимался грабежами и насилием, потом эти криминальные методы он возвел в государственный ранг, репрессии стали неотъемлемой частью политического курса, проводимого им в стране.
Управлять он мог, только внушая людям страх, невзирая на лица и ранги, цивилизованные, не криминальные методы ему были неприемлемы по сущности натуры. Если человек не соглашался со сфабрикованными обвинениями, стремился доказать свою невиновность, его истязание усиливалось. «Сталин был первый политик в истории, который синтезировал политическое руководство государством с искусством уголовных методов управления народом» [7, с.760].
Быть может, можно было найти какие-нибудь оправдания преступлениям Сталина, если жертвы репрессий не исчислялись бы миллионами. О какой целесообразности действий Сталина может идти речь, когда он уничтожил только за 1935 -1940 гг. не десятки, не сотни и даже не один миллион, а семь миллионов людей. Только за два с половиной года (с середины 1936 г. и по 1938 г.) в маленькой Чечено-Ингушетии было расстреляно 80 тысяч человек. Всего Сталиным за годы правления, по подсчетам профессора И.А.Курганова, уничтожено 66 миллионов человек, «в СССР пишут, что Сталин убил «только» 55 миллионов чел.» [4, с.101]. Для сравнения: за четыре года войны погибло в три раза меньше - 20 миллионов.
«Мы убиваем одних, чтобы другие жили лучше» [7, с.527], - крайне цинично и кощунственно заявил А.Авторханову вытолкнувший его из ряда смертников лейтенант Левак.
Репрессиям подверглись представители самых разных слоев общества: известные писатели, режиссёры, актёры, инженеры, конструкторы, врачи (пресловутое «дело врачей») - все, кто мало-мальски не подходил под стандарты сталинского режима, пытался мыслить по-своему, а не по-сталински. Сталин «без эмоции гнева, без экстаза садиста, просто и деловито косил людей, которые не хотели быть его рабами, как пахарь косит сорную траву» [Там же, с. 760].
Накануне смерти Сталина А. Авторханов опубликовал статью «Волчий закон сталинизма», в которой, анализируя текущие статьи в газете «Правда», приходит к выводу, что Сталин готовит в стране новые репрессии. «Сталин жил и может жить, только питаясь кровью своих истерзанных рабов. Это его социальная диета. Горючее и эликсир одновременно», - пишет автор [2, с.3].
Своими античеловеческими методами Сталин превращал преданных партии и его руководству людей в «бандитов», «врагов» Советской власти. В книгах «Мемуары» и «Убийство чечено-ингушского народа: Народоубийство в СССР» А. Авторханов подробно описывает, как власть перековала его, идейного ленинца, и других коммунистов: Хасана Исраилова (талантливого поэта, корреспондента московской «Крестьянской газеты»), юриста Майрбека Шерипова (родного брата героя Гражданской войны Асланбека Шерипова, погибшего за Советскую власть) - в «бандитов». Фальсификаторы истории, списывая у А. Авторханова факты, которые он поведал всему миру несколько десятилетий тому назад, преподносят сегодня непросвещенным читателям и обывателям в искаженном виде эти «сенсационные» открытия, чтобы оправдать преступления самого жестокого тирана XX века.
Говоря об интеллектуальных способностях Сталина, А. Авторханов не отказывает ему в наличии ума, но он у него односторонний, трезвый, практичный, коварный, цепкий, нацеленный на достижение личных интересов, во главе которых стояло властолюбие. Все его действия направлены на захват и удержание власти. В этом искусстве он превзошел многих одаренных политиков.
А. Авторханов отмечает, что Сталину было присуще отсутствие болтливости, он отличался внутренней сосредоточенностью, ему были чужды академизм и теоретизирование, он обладал ярко бросающимся в глаза грубым реализмом, граничащим с откровенным цинизмом. Публицист отмечает еще другие негативные черты характера Сталина: грубость, упрямство, злопамятность, мстительность. Свои жертвы он отслеживал как хищник, с изощренной хитростью и крайним вероломством.
В статье «Интервью Сталина» А. Авторханов резюмирует: «Ложь, возведенная в государственный культ, и цинизм, напитанный социальным ядом, конкурируют .... только с виртуозным коварством» [5,с.3].
У Сталина не было друзей, А. Авторханов отмечает, что он, обладая крайним эгоизмом, беспринципностью, отвечал своим соратникам большой неблагодарностью, предавал их. Он «окружал себя людьми, преданность которых обусловливалась не общественными идеалами, а лишь соображениями карьеры» [14, с. 136].
А.Авторханов писал, что Сталину были чужды любые человеческие чувства, что у него не было «ни души, ни любви, ни жалости» [9, с. 7]. «В волчьем сердце Сталина не было хотя бы маленькой фибры любви к женщине» [Там же, с. 20].
Обвинял А.Авторханов Сталина в ксенофобии, в антисемитизме. Сталин действовал по-своему: он уничтожал евреев руками евреев, «чтобы еврейскими же устами обосновать правомерность всей этой инквизиции (Эренбург)» [2, с.4]. Говоря об антисемитизме Сталина, А. Авторханов также ссылается на Троцкого и на автора книги «Антисемитизм в СССР» Соломона Шварца.
А. Авторханов писал о том, что Сталин, чтобы упрочить свою власть, старался вбить клин между народами России, посеять между ними взаимную вражду и ненависть. Сталин намеренно реализовывал эту политику, руководствуясь при этом принципом политики римской империи: «разделяй и властвуй». Стараясь воспламенить русский патриотизм, особенно он пытался настроить малые народы СССР против русского народа.
Много внимания А. Авторханов уделил важному вопросу - роли Сталина в победе над фашистской Германией.
В первые дни войны, отмечает публицист, анализируя информацию, полученную им из разных источников, Сталин был в панике, уехал на дачу и не выходил на связь.
Данная ситуация по-разному интерпретируется другими авторами. Но неоспоримым, общеизвестным фактом является то, что Сталин выступил по радио перед народом только через две недели после начала Великой Отечественной войны, т.е. 3 июля 1941 года.
На вопрос, какова роль Сталина в победе над фашистской Германией, публицист дает однозначный ответ - главная роль в победе над фашизмом принадлежит русскому народу.
Именно в русском патриотизме, в беззаветной преданности родине русского народа увидел А. Авторханов причины поражения в войне Гитлера и победы Сталина [16, с. 64]. Публицист писал: «Сталин на торжествах в Кремле по поводу победы в войне похвалил русский народ именно за его терпение, добавив, что советское правительство делало ошибки, за которые другой народ прогнал бы свое правительство. Сталин был прав. Во время войны власть перешла от клики Сталина к вооруженному русскому народу. Он сверг и уничтожил чужеземных тиранов, но сохранил своего тирана, да еще собственную победу приписал ему одному, первому дезертиру первого периода войны» [4, с.101].
И сам Сталин прекрасно осознавал, что «.если вспыхнет новая война, то спасти советскую империю может только сама державная сила - русская нация» [Там же].
Перед самой войной Сталин обезглавил Красную Армию. А. Авторханов приводит общеизвестные факты и цифры. Из пяти маршалов трое расстреляны, было репрессировано много офицеров из командного состава. Таким образом, Сталин, расстреляв почти накануне войны весь цвет генералитета, полностью обезглавил и обезоружил армию, практически лишил ее военно-политического руководства, что, естественно, сказалось на поражении Советской Армии в первые дни войны.
А. Авторханов отмечает, что Сталин не был бы в состоянии повести за собой Ивана, если бы не политическое тупоумие Гитлера, который рассчитывал на ненависть народов СССР к своему правительству, развернувшему в стране красный террор. Но Гитлер упустил одну «мелочь»: враги тирана не являлись врагами своей страны. Гитлер «всерьез представил себе Ивана действительно не помнившим своего родства» [6, с.9].
Во всех своих работах публицист предсказывал бесславный конец Сталину. Пророческими словами заканчивает он статью «Ахиллесова пята Вышинского: «Я тебя породил, я тебя и убью, - будет гласить его всенародный приговор над ренегатом Джугашвили» [1, с.3].
После смерти Сталина А. Авторханов написал некролог, в котором выразил всю силу своей ненависти к тирану, который лишил его родины. На склоне лет он писал: «Я свою жизнь променял бы на то, чтобы иметь возможность с заплечной сумой, даже прося подаяние, пройтись по земле родной Чечни.» [11, с.38].
Любовь к родине и острая ностальгия определили одну из самых пронзительных тем в публицистике А. Авторханова - народоубийство в СССР и, в частности, депортацию чечено-ингушского народа. Огромное количество людей по этническим (61 национальность), конфессиональным и социальным признакам было безвинно наказано Сталиным - выслано с родных мест. Семь народов лишились своих национальных автономий. Это одно из самых зверских деяний тирана XX века, которому публицист посвятил книгу «Убийство чечено-ингушского народа: Народоубийство в СССР» [10], она вышла при жизни Сталина, в 1952 году в Мюнхене.
В майском номере 1953 года журнала «Свободный Кавказ» А.Авторханов опубликовал статью «Тактика, но не стратегия», в которой отметил, что со смертью Сталина
в СССР ничего не изменится, так как Сталин не был обычным диктатором. «Он был конструктором и водителем универсальной системы властвования, которая может существовать без него» [8, с.1].
Это поняла и творческая интеллигенция Советского Союза. Известные деятели советской науки, литературы и искусства в 1966 году (14 февраля 25 человек и 25 марта 13 человек) обратились с письмами к Л.И. Брежневу и в Президиум ЦК КПСС против реабилитации Сталина [12,13]. Живые свидетели преступлений сталинской инквизиции писали: «Нам до сего времени не стало известно ни одного факта, ни одного аргумента, позволяющих думать, что осуждение культа личности было в чем-то неправильным» [12].
Сталинская эпоха - одна из самых трагических в истории нашей страны. Абдурахман Авторханов, раскрыв ее истинную сущность, внес большой вклад в развенчание культа личности Сталина, в восстановление исторической правды, и, что немаловажно, делать это он начал еще при жизни «конструктора и водителя универсальной системы властвования».
Список литературы
1. Авторханов А.Г. Ахиллесова пята Вышинского // Свободный Кавказ. - 1952 -№1-2 (4-5). - С.1-3.
2. Авторханов А.Г. Волчий закон сталинизма // Свободный Кавказ. - 1953 -№2 (17). - С.1-5.
3. Авторханов А.Г. Жалкий конец великого палача // Свободный Кавказ. - 1953 -№7-8 (22-23). - С.1-3.
4. Авторханов А.Г. Империя Кремля. - Минск-Москва: «Полифакт» - «Дружба народов», 1991. - 112 с.
5. Авторханов А.Г. Интервью Сталина // Свободный Кавказ. - 1953 - №1 (16). - С.1-5.
6. Авторханов А.Г. К вопросам психологической войны против СССР // Свободный Кавказ. - 1952 - №4 (7). - С.4-11.
7. Авторханов А.Г. Мемуары. - Франкфурт на Майне: Посев, 1983. - 761 с.
8. Авторханов А.Г. Тактика, но не стратегия // Свободный Кавказ. - 1952 - №5 (20). -С.1-3.
9. Авторханов А.Г. Технология власти. - Франкфурт на Майне: Посев, 1976. - 720 с.
10. Авторханов А.Г. Убийство чечено-ингушского народа: Народоубийство в СССР. -М: СП «Вся Москва», 1991. - 80с.
11. Натаев С.А. А.Г. Авторханов - ученый, публицист, общественный деятель // А.Г. Авторханов - ученый, публицист, общественный деятель. Материалы Международной научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения А.Г. Авторха-нова (г. Грозный, 21-22 октября 2008г.). Назрань: ООО «Пилигрим», 2008. С 234-238.
12. Письмо деятелей советской науки, литературы и искусства Л.И. Брежневу против реабилитации И.В.Сталина. 14 февраля 1966 г. http://www.ihst.ru/projects/ sohist/document/letters/antistalin.htm
13. Письмо 13-ти деятелей советской науки, литературы и искусства в Президиум ЦК КПСС против реабилитации И.В.Сталина. 25 марта 1966 г. http://www.ihst.ru/ projects/sohist/document/letters/antistalin.htm
14. Хатуев И.З. Абдурахман Авторханов: жизнь, борьба и творческое наследие. Нальчик: ООО «Печатный двор». - 2012. - 208с.
15. Фельдблюм В. О Сталине (к 55 летию со дня смерти) http://v-professor.narod.ru
16. Ялхароева М.А. Образ русского народа в публицистике Абдурахмана Авторханова// Научное обозрение: гуманитарные исследования. - 2017 - №10-114 (7). - С.62-66.