T. H. Шевченко
ЛИДЕРСТВО КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО СПЕЦИАЛИСТА СОЦИАЛЬНОКУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ
Работа представлена кафедрой социально-культурной деятельности Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор А. А. Сукало
Статья повествует о поиске путей улучшения качества профессиональной подготовки в вузах. В формировании конкурентоспособного специалиста социально-культурной сферы важнейшим условием становится лидерство как способ усиления адаптивных, активно-деятельностных, творческих качеств. В статье рассматриваются организационно-педагогические условия, этапы, технологии развития лидерских качеств.
The article deals with searching the ways of qualitative professional training improvement in higher educational establishments. To form a competitive specialist, leadership becomes the main condition of adaptive, active and creative qualities strengthening. The article highlights organisational and pedagogical conditions, stages and techniques of leader’s qualities development.
Востребованность специалистов в современных условиях обеспечивается конкурентоспособностью - интегральной характеристикой специалиста профессионально компетентного, мобильного, быстро адаптирующегося и способного оптимально разрешать профессиональные проблемы. Важнейшим фактором формирования конкурентоспособного специалиста становится развитие личностных качеств, обеспечивающих непрерывное прирастание профессиональной компетентности, развертывание внутреннего потенциала.
В контексте современной образовательной ситуации особую значимость приобретает лидерство как качество личности, отражающее степень целенаправленной активности субъекта, преобразующего действительность, в том числе и самого себя1 .
В социально-культурной деятельности (СКД) лидерство рассматривается как профессионально важное качество. Осуществление человекотворческой, культуроразви-
вающей функций специалистом СКД предполагает доминирование профессионала в процессе взаимодействия, взаимовлияния, направленных на стимулирование развития других посредством вовлечения в мир культуры, в различные виды творчества.
Проблема лидерства достаточно хорошо изучена в философско-историческом (В. Ю. Большаков, Е. В. Осипова, и др.), политическом (Г. А. Авцинова, А. А. Кочетков, Е. В. Кудряшова и др.), социально-психологическом (Т. А. Бендас, М. Вебер, А. Л. Ершов, А. В. Петровский и др.), экономическом (П. Друкер, О. В. Лукашо-ва, Д. У. Хант и др.), технологическом (Дж. Адаир, А. Г. Золотова, О. Г. Сударе-ва и др.) аспектах.
В современных условиях в связи с усилением роли и ответственности лидера в управлении социально-политическими, экономическими, культурными процессами изучение лидерства как феномена выходит за рамки узкофункционального, технологического подхода. Подготовка специалистов-лидеров
требует обоснования аксиологического подхода к лидерству.
Важное значение приобретает процесс формирования у лидеров, «идущих впереди» и «ведущих за собой», гуманистической, духовно-нравственной позиции, определяющей отношение к человеку как к цен -ности; ответственное обращение с лидерским инструментарием, особенно если это касается сферы межличностного взаимодействия.
Актуальность формирования лидерских качеств связана с необходимостью преодоления ряда противоречий, существующих в теории и практике профессионального образования: между традиционным отношением к лидерству как к доминированию над другими и современным подходом, основанном на использовании лидерских качеств, как для стимулирования развития индивидуальных особенностей Другого, так и личностного, и профессионального саморазвития; между востребованностью лидерских качеств у молодых специалистов в современных условиях и слабой мотивации к лидерству, проявляющейся в безынициативности, в пассивной жизненной позиции; между потребностью в лидерах социально-культурной сферы и отсутствием педагогических технологий, ориентированных на формирование лидерской направленности личности будущих специалистов в процессе профессиональной подготовки.
В условиях повышения требований к качеству подготовки специалистов решение проблемы формирования лидерских качеств в вузе как условия обеспечения кон -курентоспособности имеет практический интерес.
Лидерский статус обеспечивается индивидуально-личностными характеристиками и профессиональной компетентностью специалиста.
На основе анализа теории и практики социально-культурной деятельности уста -новлено, что составляющими профессио-
нальной компетентности специалиста-ли-дера являются следующие: педагогическая, гуманитарная, культурная, личностная компетентность.
Педагогическая компетентность включает: владение социально-культурными технологиями; умение создавать педагогические условия для развития личности, проявления ее творческого потенциала; способности к осуществлению педагогически направляемой и организуемой деятельности.
Педагогическая компетентность обеспечивает ценностно-нравственный уровень воздействия, соблюдение норм, регулирующих выбор форм и методов профессиональной деятельности, педагогический стиль общения.
Гуманитарная компетентность прояв-ляется в готовности реализовать свой профессиональный и личностный потенциал во благо Другого; знании психофизиологических особенностей человека, его потребностей и способах их удовлетворения; умении решать ситуации, возникающие в процессе взаимодействия; обретении профессиональных и личностных смыслов, направленных на благо и развитие себя, других людей, общества в целом2.
Культурная компетентность специали-ста-лидера находит свое выражение в совокупности знаний, умений, навыков и ценностных ориентаций, позволяющих осознанно воспринимать процессы и явления общественной жизни, проявлять социальную адаптивность и психологическую мобильность, эффективно участвовать в жизни общества3.
Личностная компетентность выражается в самостроительстве, в проявлении преобразовательной активности по отношению к самому себе, к собственным свойствам и качествам. В этом смысле достижение лидерского статуса тождественно процессу самореализации.
Технология формирования лидера в вузе включает следующие этапы:
• адаптационный, связанный с адаптацией к образовательной деятельности, вхождением в мир профессии, формированием мотивации, потребности к лидерству;
• процессуальный, обеспечивающий освоение профессиональных знаний, умений и навыков, способствующих росту самооценки, уверенности в себе, готовности к лидерству;
• формирующий, направленный на апробацию лидерских ролей в процессе учебной и внеучебной деятельности;
• деятельностный, позволяющий реализовать профессиональные знания, умения, навыки, лидерские качества в процессе осуществления практической деятельности.
Реализация технологий формирования лидерских качеств становится возможной при соблюдении следующих условий:
1. Единство учебной и внеучебной деятельности, обеспечивающее целостность процесса формирования лидерских качеств.
2. Оптимизация культурно-образовательной среды вуза как пространства самореализации специалиста СКД.
3. Включение студентов в научно-исследовательскую, учебно-поисковую, художественно-творческую, культурно-досуговую деятельность.
4. Индивидуализация учебного процесса, формирование индивидуальной траектории образования каждого студента.
5. Педагогическое сопровождение, обеспечивающее психолого-педагогическую помощь и поддержку студентов в процессе профессионального становления.
Курс «Технологии развития лидерских качеств специалиста» включает:
• теоретический компонент, основанный на изучении концепций лидерства, его психологических основ, типологии лидеров ит. д.;
• практический компонент, предполагающий конструирование и проигрывание ситуаций, выполнение творческих индивидуальных и групповых заданий и т. д.;
• рефлексивно-проективный компонент, основанный на самодиагностике, самоанализе, самокоррекции и самопроекти-ровании4.
Разработанный спецкурс проходит апробацию в Санкт-Петербургском государственном университете культуры и искусств. Обобщение результатов апробации технологий позволит дополнить и скорректировать основные положения концепции формирования лидерских качеств будущих специалистов социально-культурной сферы.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Субъект действия, взаимодействия, познания: психологические, философские, социокультурные аспекты. М.: Москов. психол.-социал. ин-т; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2001. С. 88.
2 Фокина О. А. Гуманитарная компетентность будущих специалистов сервиса // Высшее образование. 2007. № 4. С. 51-53.
3 Ариарский М. А., Иелиееа И. А. Общекультурное развитие личности в системе непрерывного профессионального образования. Казань, 2006. С. 115.
4 Уманскии А. Л. Педагогическое сопровождение детского лидерства: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Кострома, 2004.