Л. Н. Плахина
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Работа представлена кафедрой профессиональной педагогики и психологии Пензенской государственной технологической академии.
Научный руководитель — кандидат исторических наук, доцент В. Н. Люсев
В статье рассматриваются психолого-педагогические условия, способствующие успешному формированию управленческих качеств будущих педагогов профессионального обучения.
Ключевые слова: психолого-педагогические условия, управленческие качества, студенческое самоуправление, тьютор.
L. Plakhina
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR ADMINISTRATIVE QUALITIES FORMING AMONG FUTURE TEACHERS OF VOCATIONAL EDUCATION
The psychological and pedagogical conditions promoting the successful forming of administrative qualities of future vocational education teachers are considered in the article.
Key words: psychological and pedagogical conditions, administrative qualities, students’ selfmanagement, tutor.
Одной из основных проблем российской экономики является низкий удельный вес среди специалистов людей, обладающих лидерскими качествами, умеющих управлять, работать с персоналом и организовать работу с точки зрения эффективности функционирования системы. По данным статистики, 8% выпускников американских высших учебных заведений обладают качествами менеджера и готовы к управленческой деятельности, в России доля таких выпускников всего 0,4%. Эта проблема усугубляется бурным развитием российской рыночной экономики, развитием малого и среднего бизнеса, т. е. появлением большого количества небольших компаний, от эффективной организации которых зависит успешное функционирование всей экономики страны. Как правило, организаторами таких компаний являются молодые люди, недавно закончившие вуз. Получается, что именно на вузах лежит основная ответственность за подготовку выпускника — лидера, менеджера, организатора.
Проблема формирования управленческих качеств очень актуальна на сегодняшний день, так как современные социально-экономические условия предъявляют жесткие требования к специалистам во всех сферах профессиональной деятельности. Именно от подготовки в вузе зависит востребованность выпускников на рынке труда, их профессионализм и конкурентоспособность.
В центре всей системы образования ставится личность обучающегося, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий для его развития. Задачей вуза является полноценное развитие личности обучаемого,
формирование конкурентоспособного специалиста. Сформированные управленческие качества педагога являются основой его конкурентоспособности. Таким образом, необходимо создавать такие условия, которые бы способствовали успешному формированию управленческих качеств будущих педагогов профессионального обучения.
Под педагогическими условиями мы понимаем обстоятельства, специально создаваемые педагогом для успешного формирования управленческих качеств будущих педагогов профессионального обучения и предполагающие достижение определенного результата.
Мы предполагаем, что процесс формирования управленческих качеств будет более успешным, если реализовать следующие психо-лого-педагогические условия:
1. Изменение содержания подготовки педагогов профессионального обучения за счет вариативного вузовского компонента программы.
Для формирования управленческих качеств педагогов через содержательную составляющую подготовки мы воспользовались вузовским блоком учебного плана, включающим национально-региональный компонент и дисциплины по выбору в каждом предметном цикле. С этой целью в цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин были введены дисциплины «Психология управления», «Культура делового общения», «Коммерческое и трудовое право», которые направлены на формирование интеллектуальной составляющей будущих педагогов (правовых знаний, законов манипулирования человеческим поведения, особенностям делового общения),
навыков взаимодействия с людьми, умений убеждать, добиваться своего результата.
В цикл математических и естественнонаучных дисциплин введены дисциплины «Информационные технологии в образовании», «Здоровьесберегающие технологии в профессиональном образовании», направленные на обучение основам организации как собственного труда, так и труда обучающихся, своих коллег. Педагог-управленец должен хорошо владеть компьютером, заботиться о собственном здоровье, здоровье своих подчиненных.
Цикл общепрофессиональных дисциплин содержит дисциплины, знание которых позволяет грамотно диагностировать развитие личности своих учеников, правильно организовать педагогическое взаимодействие с аудиторией, обладать способностями анализировать, выводить, интерпретировать педагогические понятия, применять законы классического менеджмента в профессионально-педагогической сфере. К числу таких дисциплин относятся «Педагогические коммуникации», «Пси-холого-педагогическая диагностика», «Педагогический менеджмент», «Педагогическая герменевтика».
Цикл дисциплин специализации разных образовательных отраслей также предполагает обучение дисциплинам, формирующим управленческие качества. Основы технического менеджмента изучаются дисциплинами «Управление качеством продукции» (для образовательной отрасли «экономика и управление»), «Основы автоматического управления» (для образовательной отрасли «информатика, вычислительная техника и компьютерные технологии»), основы управления коллективом — при изучении дисциплины «Управление персоналом», освоить искусство работы с документами возможно в дисциплине «Документирование управленческой деятельности».
Формированию управленческих качеств мы смогли подчинить и содержание факультативных дисциплин. В весеннем семестре 1, 2, 3-го курсов проводится «Психологический практикум», который на первом этапе формирует навыки межличностного взаимодействия, на втором — способствует управлению собствен-
ным интеллектуальным развитием и на третьем — развивает управленческие качества, готовит к деятельности наставников студенческих групп первого курса. С целью успешной, бесстрессовой адаптации студентов первого курса в новой среде высшего учебного заведения в первом семестре изучается дисциплина «Технологии обучения в вузе». Любой специалист, обладающий управленческими качествами, должен хорошо знать нормативно-правовую базу в пределах своей профессиональной отрасли, с этой целью будущие педагоги профессионального обучения изучают на четвертом курсе дисциплину «Нормативно-правовое обеспечение образования». Навыкам научного исследования, самообразования призвана обучать «Комплексная учебно-исследовательская работа студентов». Здесь студенты учатся, как писать дипломную работу, готовить доклад на научную конференцию, обоснованно выступать на научном семинаре, закладывать основы будущего диссертационного исследования.
2. Целенаправленная организация педагогической практики.
Большую роль в формировании управленческих качеств играет педагогическая практика, которую студенты проходят на четвертом и пятом курсах. На специальности «Профессиональное обучение» студенты проходят педагогическую практику на базе средне-специ-альных образовательных учреждений.
В заданиях на педагогическую практику требуется организовать и провести занятия, воспитательные мероприятия, на пятом курсе организовать взаимодействие с педагогами образовательного учреждения с целью обмена педагогическими новациями, провести работу по профориентации учащихся. По сути, это первый практический опыт организационноуправленческой деятельности, который реализуется еще на студенческой скамье.
3. Активизация научно-исследовательской работы студентов — будущих педагогов профессионального обучения.
Научно-исследовательская деятельность формирует у студентов навыки выступления в большой аудитории, привлечения внимания и
интереса к своей работе, способности к организаторской и управленческой деятельности. Поэтому преподавателям необходимо активизировать научно-исследовательскую работу будущих педагогов профессионального обучения, что практикуется на специальности «Профессиональное обучение» ПГТА.
Организация научно-исследовательской работы будущих педагогов профессионального обучения включает в себя несколько этапов. На первом этапе студенты привлекаются для участия в студенческих научно-исследовательских конференциях, которые организуются в осеннем и весеннем семестрах. Для студентов 1-го и 2-го курсов организуется конференция «Современная наука в России: взгляд молодежи». Специфика этой конференции в том, что студенты старших курсов выступают научными руководителями студентов младших курсов. Второй этап предполагает включение наиболее активных студентов в студенческий научно-исследовательский кружок академии. На третьем этапе студенты, принимающие активное участие в научно-исследовательской работе, уже выбирают направление научного исследования, по которому они будут заниматься в дальнейшем. Четвертый этап характеризуется участием студентов в конкурсах научно-исследовательских работ, олимпиадах по профессиональной педагогике и психологии. На пятом этапе осуществляются публикации студентов в сборниках научных трудов. Шестой этап дает возможность участия студентов в конкурсах грантов, проводимых в ПГТА и российскими научными фондами. Седьмой этап открывает перспективу поступления в аспирантуру по специальностям 13.00.01 и 13.00.08. и возможность остаться работать преподавателями на кафедрах в академии.
4. Внедрение в воспитательную систему вуза различных форм студенческого самоуправления, программ школы «Лидер», способствующих самореализации студентов.
На современном этапе развития общества неуклонно возрастает социальная активность студенческой молодежи. И прежде всего она выражается в развитии студенческого движения. Это происходит по той причине, что сту-
денты все больше чувствуют необходимость объединения для реализации собственных интересов и потребностей, защиты своих прав.
Социальному развитию личности студента наиболее способствует коллективная самоорганизация студенческой среды, одним из наиболее ярких проявлений которой выступает студенческое самоуправление.
Благодаря студенческому самоуправлению формируются важнейшие умения и навыки, необходимые будущему специалисту, например умение управлять и умение делать, что предполагает не только профессиональную подготовку (это прерогатива образовательных программ), но и широкую компетентность, позволяющую лучше ориентироваться в различных сложных ситуациях, осуществлять общие проекты, проявлять уважение к иным мнениям и ценностям, быть лично ответственным за собственные решения и действия.
На базе специальности «Профессиональное обучение» ПГТА в феврале 2006 г. создан студенческий клуб «СТОРИ», целью которого является реализация задач по удовлетворению потребностей студентов в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии. Студенческий клуб занимается организацией общественной, досуговой деятельности студентов, помогает выпускающей кафедре в контроле за учебной деятельностью, проводит студенческие научные конференции, круглые столы по актуальным молодежным проблемам. Ребята сами определяют основные направления деятельности клуба, выступая в роли управленцев.
По результатам наших многочисленных исследований было установлено, что у студентов, входящих в студенческий клуб, управленческие качества выражены сильнее и продолжают постоянно развиваться.
С февраля 2007 г. на специальности реализуется программа «Студенческая школа Лидер-ПО». Программа «Студенческая школа Лидер-ПО» направлена на подготовку студентов к будущей самостоятельной жизни, т. е. на освоение системы знаний и практических умений, необходимых для успешного решения
проблем, возникающих в социальной деятельности, для эффективного взаимодействия с социальной средой.
Программа «Студенческая школа Лидер-ПО» реализуется не только через внутреннюю среду вуза (студенческий конвент ПГТА, студенческие клубы «Лидер», «СТОРИ», профком ПГТА и т. д.), но и через внешние связи (работа педагогами-организаторами в различных учреждениях г. Пензы, работа помощниками специалистов в администрации г. Пензы, работа вожатыми и воспитателями в ДОЛ Российской Федерации и т. д.). Таким образом, программа «Студенческая школа Лидер-ПО» является важным фактором развития управленческих качеств и самореализации студентов специальности «Профессиональное обучение» ПГТА.
5. Назначение студентов старших курсов кураторами групп первого курса.
Основой для воспитания личности, обладающей качествами лидера, готовой и умеющей организовать созидательную, социально-полезную деятельность, адаптированной к условиям современной жизни, является организация воспитательной работы на уровне студенческой группы. И здесь вся ответственность за организацию воспитательной работы лежит на кураторе.
Как показывает практика, работа кураторов далека от совершенства. Кураторская деятельность не всегда способствует приспособлению студентов к специфике учебного заведения, формированию конкурентоспособной, всесторонне развитой личности.
Чтобы отрегулировать возникающие трудности и противоречия, необходим новый подход к организации воспитательной работы студенческой группы. Необходимо, чтобы кураторская деятельность носила не формальный характер, а стала основой для развития личности каждого студента. Куратор должен стать опорой для решения всех возникающих проблем группы и каждого студента в отдельности.
Решая возникшие трудности и противоречия, касающиеся воспитательной работы и кураторской деятельности, на базе Института
промышленной экономики, информатики и сервиса (ИПЭИС) Пензенской государственной технологической академии (ПГТА) был разработан и реализован проект «Тьюторская деятельность студентов старших курсов ИПЭ-ИС ПГТА». Суть его в том, что среди студентов третьего курса ИПЭИС были отобраны желающие стать кураторами первого курса. В течение весеннего семестра они проходят тренинг-обучение, и в сентябре в помощь ку-раторам-преподавателям первого курса назначаются студенты, именуемые тьюторами-сту-дентами, по два человека на каждую студенческую группу.
С целью изучения роли проекта в воспитательной системе академии был проведен опрос. На вопрос: «Кого из наставников Вы чаще видите?» — 70% студентов ответили, что видят чаще тьюторов-студентов. На вопрос: «С кем, по Вашему мнению, легче находить общий язык?» — 80% студентов ответили, что с тью-торами-студентами. 95% студентов доверяют больше тьюторам-студентам и 70% студентов видят помощь только от них. 100% студентов считают, что эксперимент с внедрением данного проекта надо продолжать.
Но кураторская деятельность студентов имеет двустороннее действие. Так, 95% тьюто-ров-студентов считают, что кураторская работа дала им очень богатый опыт в формировании навыков организационно-управленческой деятельности, у них появилась уверенность в себе, целеустремленность, ответственность, организованность.
Таким образом, данный проект можно рекомендовать для внедрения в воспитательную систему учреждений профессионального образования.
6. Внедрение в учебный процесс следующих педагогических технологий:
• сотрудничества в учебном процессе;
• личностно ориентированного обучения;
• тренингового обучения;
• проектирования.
• Технология сотрудничества в учебном процессе.
Главной единицей в учебно-воспитательном процессе является педагогическое взаимо-
действие, которое предполагает взаимное и плодотворное развитие качеств личности педагога и обучающихся на основе равенства в общении и партнерства в совместной деятельности. Сотрудничество является одним из основных способов активизации саморазвития обучающегося.
В системе субъект-субъектных отношений обучающийся активно влияет на содержание и технологию обучения, становится более самостоятельным, активным и инициативным, тем более что эти качества только приветствуются и стимулируются педагогом. Во время занятий с использованием технологии сотрудничества происходит развитие у студентов инициативности, коммуникабельности, активности, креативности и других управленческих качеств будущих педагогов.
Таким образом, внедрение в учебный процесс технологии сотрудничества преподавателей со студентами является важным педагогическим условием для формирования управленческих качеств у будущих педагогов профессионального обучения.
• Технология личностно ориентированного обучения.
Реализация технологии личностно ориентированного обучения предполагает наличие у педагога следующих свойств — эмпатий-ность, толерантность, отношение к студенту как к уникальной личности, направленность на самореализацию, удовлетворение потребности в самоутверждении. Педагогу необходимо помочь студенту реализовать себя, проявить свои способности, раскрыть себя. Работать в парадигме личностно ориентированного образования сможет педагог, обладающий управленческими качествами, любящий свою профессию, способный оказывать воздействие на личностное развитие обучаемых на основе диалога, сотрудничества, при условии неподав-ления авторитетом.
• Технология тренингового обучения.
Технология основана на внедрении в учебный процесс тренингов, напрямую влияющих на развитие личности. Нами была разработана программа тренинга на формирование управленческих качеств «Эффективное лидер-
ство». Тренинги проводятся при обучении в «Студенческой школе Лидер-ПО», а также при подготовке тьюторов к кураторской деятельности.
Программа тренингового обучения направлена на развитие: умений и навыков быстрой и точной ориентировки в ситуации взаимодействия с людьми; умений и навыков гибкой инициативы в общении и разрешении возникших вопросов; умений и навыков, позволяющих понимать потребности и мотивы поведения другого человека в контексте ситуации; умений и навыков уверенности в себе и восприятия партнера по общению; умений эффективно управлять людьми; лидерских умений и навыков; умений и навыков творческого подхода к действительности; умений и навыков творческого преодоления конфликтов и нахождение новых решений для старых проблем.
По результатам опроса после проведения тренинга студенты утверждают, что они лучше узнали себя как личность, смогли открыть некоторые свои способности, стали чувствовать себя более уверенно, открыто.
До и после проведения тренингового обучения мы проводили исследования на выявление динамики формирования управленческих качеств. Так, после тренингового обучения у студентов значительно увеличились показатели, связанные с организационно-управленческой деятельностью.
• Технология проектирования.
Использование технологии проектирования дает возможность студентам проявить самостоятельность, творчество и организованность. Во время работы над проектом они не только демонстрируют усвоенные знания, умения, но и совершенствуют свое мастерство, овладевают новыми компетенциями. В результате выполненных дел, которые предполагает технология проектирования, развиваются качества, необходимые педагогу-управленцу.
Итак, выделенные психолого-педагогиче-ские условия способствуют эффективному формированию управленческих качеств будущих педагогов профессионального обучения. В рамках созданных психолого-педагогиче-
ских условий получены следующие результаты: во-первых, произошло повышение мотивации студентов к обучению, более быстрая и эффективная адаптации первокурсников к учебному процессу вуза, во-вторых, формирование в вузе реального управленческого резерва численностью более 500 студентов, имеющих большие шансы стать успешными менеджерами, в-третьих, повысилась конкуренте-
способность выпускников специальности «Профессиональное обучение» на рынке труда, причем не только регионального уровня. Таким образом, в вузе была реализована интегративная модель организации учебно-вос-питательного процесса, направленная на формирование выпускника, обладающего управленческими качествами, конкурентоспособного на современном рынке труда.