Научная статья на тему 'Лидерские качества как важная составляющая личности современного учителя'

Лидерские качества как важная составляющая личности современного учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5438
785
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИДЕР / ЛИДЕРСКИЕ КАЧЕСТВА / КАЧЕСТВА УЧИТЕЛЯ / ЛЕТНЯЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / TEACHER'S QUALITIES / LEADER / LEADERSHIP QUALITIES / SUMMER PEDAGOGIC PRACTICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Питина Татьяна Петровна

В статье анализируется проблема формирования лидерских качеств у студентов педвуза, обеспечивающих им в будущем успешную профессионально-педагогическую деятельность. Рассматриваются лидерские качества как профессионально значимые качества личности будущего учителя, являющиеся сложным образованием, включающим в себя организаторские, коммуникативные и личностные составляющие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Leadership ability as important part of personality of modern teacher

The article is devoted to the problem of formation of leadership qualities among pedagogic institutes students, which provide them in future successful professional-pedagogical activities. Leadership qualities are considered to be professional-significant qualities of personality of future teacher, that has organizing, communicative and individual ability.

Текст научной работы на тему «Лидерские качества как важная составляющая личности современного учителя»

ПЕДАГОГИКА

УДК 316.46:37.015.3

Питина Татьяна Петровна

Педагогический институт СГУ им. Н.Г Чернышевского, г. Саратов

tppitina@rambler.ru

ЛИДЕРСКИЕ КАЧЕСТВА КАК ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ

В статье анализируется проблема формирования лидерских качеств у студентов педвуза, обеспечивающих им в будущем успешную профессионально-педагогическую деятельность. Рассматриваются лидерские качества как профессионально значимые качества личности будущего учителя, являющиеся сложным образованием, включающим в себя организаторские, коммуникативные и личностные составляющие.

Ключевые слова: лидер, лидерские качества, качества учителя, летняя педагогическая практика.

Современный учитель должен обладать актуальными профессиональными знаниями, однако помимо их успешного педагога на сегодняшний день отличают такие важные и необходимые качества, как целеустремленность, активность, ответственность, общительность, т.е. востребованы учителя, являющиеся лидерами. Следовательно, в вузе необходимо формировать лидерские качества студентов, которые в будущем позволят им эффективно осуществлять педагогическую деятельность.

Опыт деятельности современных учителей показывает следующее: когда педагог обладает такими качествами, как самостоятельность, инициативность, организаторская проницательность, способность к самореализации, самосовершенствованию, саморазвитию, он достигает определенных высот в профессиональной деятельности. Людей, обладающих этими качествами, ученые (Г. М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров, Р. Л. Кричевский, В.П. Поздняков и др.) характеризуют как лидеров. Современный конкурентоспособный учитель, бесспорно, должен быть лидером.

Педагог по роду своей профессиональной деятельности руководит детским коллективом (классом), организует различные воспитательные дела, является носителем социально значимых личностных ценностей и выступает образцом поведения. Именно учитель воспитывает у детей нравственные ценности и оказывает влияние на их приоритеты, стимулирует познавательную деятельность учащихся и формирует у них позитивные установки. Осуществлять такую работу, эффективно управлять учебно-воспитательной деятельностью детей, продуктивно взаимодей-

ствовать на основе субъект-субъектных отношений может только учитель, которому присущи авторитетность, активность, статусность, рефе-рентность и влиятельность. Данные качества, как свидетельствует анализ психолого-педагогичес-ких исследований (Р. Л. Кричевский, Р. С. Немов,

A.В. Петровский и др.), являются ключевыми характеристиками лидера. Следовательно, обладая лидерскими качествами, современный учитель должен быть лидером в широком смысле слова.

Для нашей работы весьма ценна позиция исследователей, изучающих проблему профессиональных и социально значимых качеств личности учителя. Важнейшими среди них ученые (И.А. Зимняя, П.Ф. Каптерев, Н.В. Кузьмина,

B.П. Симонов) называют организаторские, коммуникативные и личностные качества, т.е. качества, присущие лидерам.

Е.В. Андриенко, учитывая специфику педагогической деятельности, выделяет две группы лидерских качеств учителя.

К первой группе относятся качества, способствующие успешному общению. Среди них - общительность, направленность на других, склонность к сотрудничеству, эмпатия, тактичность, терпение, эмоциональная устойчивость, гибкость в усвоении новых ролей, артистизм.

Другая группа качеств определяется особенностями педагогического труда. К ним относятся: высокая интеллектуальная гибкость, критичность и быстрота мышления, способность к импровизации, самокритичность, самостоятельность, инициатива и другие [2, с. 141-143].

Среди лидерских качеств учителя, выделяемых Е.В. Андриенко, встречаются специфические качества, необходимые только педагогу, но есть

12

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2011, Том 17

© Питина Т.П., 2011

и общие, свойственные лидерам в любой другой профессиональной деятельности.

Анализ источников по проблеме исследования (В.И. Андреев, А.В. Батаршев, Р.С. Немов) позволил определить следующие составляющие лидерских качеств: организаторские (организованность, ответственность, способность интегрировать усилия группы), коммуникативные (общительность, гибкость, влиятельность) и личностные (активность, ответственность, самостоятельность) качества.

Ориентируясь на формирование лидерских качеств студентов педвуза, мы исходили из того, что практически все они являются важными в работе учителя. Раскроем их возможности, опираясь на профессиональную деятельность учителя. Высокий уровень развития организаторских качеств помогает учителю эффективно строить деятельность каждого ученика и деятельность группы в целом. Сформированность коммуникативных качеств позволяет педагогу продуктивно развивать межличностные отношения с учащимися и регулировать отношения между учащимися, их родителями, коллегами. Устойчивые и позитивно направленные личностные качества, такие как целеустремленность, уверенность, ответственность, активность, способствуют профессиональному самосовершенствованию и личностному развитию учителя.

Признав лидерские качества важной составляющей личности учителя, логично остановиться на вопросе о возможности их формирования у будущего педагога.

Данный вопрос долгое время оставался дискуссионным. Представители персоналистическо-го подхода (Э. Боргатта, Э. Вигэм, Ф. Вудс, Дж. Доуд и др.) связывали наличие лидерских качеств с наследственностью, поэтому внешние воздействия, считали ученые, не оказывают никакого влияния на их развитие. Современные российские и зарубежные исследователи данной проблемы (И. Вагин, А. Глущай; С. Кучмарски и Т. Кучмарски; Д. Ньюстром, К. Дэвис), не соглашаясь с данной позицией, доказывают возможность формирования лидерских качеств. Качества лидера «можно выработать, отшлифовать, потому что они поддаются постановке и тренировке», - считают И. Вагин и А. Глущай [3, с. 35].

С точки зрения Д. Ньюстрома и К. Дэвиса, «некоторые из лидерских качеств могут быть «выращены» за относительно короткое время» [7, с. 182].

С. Кучмарски и Т. Кучмарски разработали ценностную теорию лидерства, одним из положений которой является то, что лидерству, основанному на ценностях можно обучаться в процессе деятельности [5, с. 30].

Анализ работ по проблеме исследования показал, что формирование лидерских качеств у студентов зависит от различных внутренних и внешних факторов:

- обучаемости и желания быть лидером (И. Вагин и А. Глущай);

- их «зоны ближайшего развития» (Л.С. Выготский);

- направленности студентов и уровня развития группы (М.Ю. Кондратьев и Ю.М. Кондратьев, А.В. Петровский).

На наш взгляд, наиболее точно вопрос о возможности формирования лидерских качеств отразила И.В. Пескова. Отдельные качества личности, считает она, можно развивать лишь в определенных пределах (например, быть более внимательным к отношениям внутри группы, содержательнее общаться и лучше взаимодействовать со сверстниками, заботливее относиться к их различным нуждам и стремлениям и пр.) [8, с. 57].

Опираясь на перечисленные факторы, мы считаем, что лидерские качества студентов необходимо начинать формировать с первого курса, тогда результат, достигнутый к моменту окончания вуза, будет гораздо эффективнее.

Большие возможности для формирования лидерских качеств студентов представляет образовательный процесс вуза.

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования предусматривает введение различных дополнительных факультативов («Специфика организаторской деятельности», «Конфликтология»), которые дают студентам возможность приобрести навыки эффективного общения, умения вести себя в конфликтной ситуации, вести дискуссию, спор, грамотно доносить информацию, т.е. способствуют формированию коммуникативных качеств. Наряду с коммуникативными качествами факультативные занятия, спецкурсы, тренинги («Вожатый - лидер детского коллектива», «Багаж лидера», «Тренинг эффективного общения») и внеаудиторная работа (клуб «Я - лидер», выездной семинар «Три дня в лагере») оказывают продуктивное влияние на организаторские качества студентов. Данные качества, в свою очередь, фор-

мируются посредством следующих умений: планировать свои действия и действия подчиненных, быстро ориентироваться в ситуации и принимать правильное решение, управлять людьми, мотивировать и стимулировать их на работу. Благодаря курсам, направленным на формирование коммуникативных и организаторских качеств, которые охватывают и развитие ценностно-мотивационной сферы, студенты приобретают личностные качества, связанные с данной сферой.

Вариативность современного образования дает возможность каждому педагогу, а особенно преподавателям педагогических дисциплин, использовать в практических занятиях активные методы обучения с ориентацией на будущую профессиональную деятельность или вводить в учебный процесс такие дисциплины, которые в большей степени будут способствовать достижению поставленных ими задач.

В итоге проведенного нами анализа работ различных авторов (Д. Адаира, Р. Л. Кричевского и др.), посвященных проблеме лидерства, выяснилось, что одним из условий становления лидера является наличие профессиональных знаний и умений в определенной деятельности. Так, Е.С. Волков среди главных черт лидера особо важным считает наличие профессиональных качеств в деятельности, в которую включены все [4, с. 23]. Вуз в данном случае как раз и является тем местом, где человек приобретает профессиональные качества. Таким образом, образовательная среда вуза становится базой для обретения необходимых лидеру знаний и умений.

Большие возможности для формирования лидерских качеств заложены в педагогической практике, а именно в летней педагогической практике.

Во-первых, это опыт практической деятельности студентов с детьми, и именно здесь студент получает возможность проявить свои лидерские качества в детском коллективе. Сферой приложения организаторских качеств являются внутриот-рядные мероприятия, организация жизнедеятельности детей. Коммуникативные качества студентов формируются в повседневном межличностном общении с детьми. О высокоразвитых личностных качествах можно говорить, если в течение всей смены вожатый является беспрекословным авторитетом для детей.

Во-вторых, сама среда ДОЛ обладает уникальными возможностями, благоприятными для формирования лидерских качеств студентов. Прежде

всего, это особенности временного детского коллектива. Смена в лагере ограничена определенным временным промежутком, поэтому четкое планирование каждого дня смены позволяет обеспечивать полную занятость детей в течение дня, а так как вожатый, в отличие от детей, владеет полной информацией о распорядке дня, это даёт ему психологическое преимущество и позволяет поддерживать лидерскую позицию. На укрепление данной позиции влияет также замкнутый характер организации жизни и относительная автономия существования детей в ДОЛ, это происходит посредством приобретения такого статуса вожатым, как «значимый взрослый». Коллективный характер жизнедеятельности и интенсивность совместной деятельности позволяют эффективно формировать организаторские качества вожатых.

Одной из особенностей детского коллектива в лагере является более интенсивное взаимодействии и гораздо более быстрое прохождение стадий развития коллектива по сравнению со школой поэтому, если вожатому удастся сформировать дружный коллектив, это будет показателем наличия у него лидерских качеств и послужит хорошим подспорьем для последующей педагогической практики в школе. В лагере данная задача решается гораздо легче, чем в школе, т.к. в ДОЛ смена временно ограничена и динамика развития смены достаточно хорошо изучена, это даёт возможность вожатому вовремя перевести внимание и переключить деятельность детей.

К тому же, проходя педагогическую практику в школе, студент попадает в уже сформировавшийся коллектив, а в период ЛПП коллектив детей не сформирован. Именно данное обстоятельство является, пожалуй, одним из наиболее важных условий формирования лидерских качеств вожатого. Как правило, во время ЛПП студент впервые становится официальным руководителем детского коллектива, получая при этом определенный статус и возможность влиять на детей. На первых порах формирования коллектива руководитель априорно имеет определенное влияние и вес в группе, которое затем может пропасть, если у него отсутствуют необходимые качества. Напротив, если коллектив уже сформирован (чаще всего данная ситуация наблюдается при прохождении практики в школе), возможность влияние студентов на детей заметно сокращается. Также во время прохождения ЛПП у студента появляется дополнительная возможность

14

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2011, Том 17

при помощи сплочения временного детского коллектива утвердиться в роли лидера. На стадии формирования коллективов, считает Д. Адаир, лидеры получают особенно благоприятную возможность влиять на его уникальный характер [1, с. 44].

Согласно изученным нами исследованиям у вожатого больше возможностей стать лидером, чем у других членов группы. По мнению Р.Л. Кри-чевского, это возможно, благодаря психологическому преимуществу, которым руководитель обладает перед другими членами группы. «Согласно атрибутивной ошибке «неравных возможностей ролевого доведения», исполнители более привилегированных социальных ролей нередко воспринимаются подчиненными как обладающие всевозможными достоинствами, которые будто бы отсутствуют у владельцев менее престижных ролей» [6, с. 234].

Вожатый в лагере выступает в разных ролях -он и друг, и советчик, и руководитель, и организатор, и вдохновитель и т.д. Благодаря данной возможности студент овладевает различными лидерскими ролями, в перспективе выходя на роль универсального лидера.

В-третьих, закрепленные в процессе ЛПП лидерские качества будут перенесены в дальнейшую профессиональную деятельность студента. В продолжение этой мысли рассмотрим следующую позицию. Выполнение функций лидера, как обнаружили исследователи, формирует или способствует формированию определенных качеств у лидера: если человек долго выполняет эту роль, то происходит интериоризация (присваивание) нормативных требований роли, а это ведет к закреплению черт личности, необходимых для эффективного лидерства. Например, уверенность в себе, настойчивость, необходимые для руководства людьми, формируют и закрепляют эти качества у лидера, и то, что раньше было его социальной ролью, становится частью его «Я - концепции» [9, с. 10].

Примерно такие же выводы были сделаны П. Секордом и К. Бакманом. Однажды став лидером и благодаря этому завоевав центральное положение в системе отношений и в иерархии ста-

тусов, лидер, по мнению данных исследователей, с одной стороны, получает положительную оценку со стороны членов группы, а с другой - развивает в себе лидерские способности. Кроме того, положительный опыт лидерства в значительной степени мотивирует его на сохранение занимаемой позиции [5, с. 63].

Подтверждает вышеприведенные предположения и исследования Б. Басса о том, что в случае перехода индивида в новую группу его прежний статус оказывает существенное влияние на его лидерские притязания в новой для него группе, а также на возможность успеха в процессе завоевания им положения лидера [5, с. 64-65].

Таким образом, наличие лидерских качеств является необходимым условием для успешной работы учителя. Они позволяют педагогу эффективно решать как образовательные, так и воспитательных задачи, поэтому формировать лидерские качества необходимо во время профессионального обучения в вузе, в том числе на этапе подготовки студентов к ЛПП.

Библиографический список

1. Адаир Д. Искусство управлять людьми и самим собой. - М.: Эксмо, 2006. - 656 с.

2. Андриенко Е.В. Социальная психология. -М.: Академия, 2000. - 264 с.

3. Вагин И., Глущай А. Поднимись над толпой! Тренинг лидерства. - СПб: Питер. - 127 с.

4. Волков Е. С. Зависимость ценностных ориентаций студентов от смены вида деятельности. -М., 1981. - 30 с.

5. Евтихов О.В. Тренинг лидерства: монография. - СПб.: Речь, 2007. - 256 с.

6. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 318 с.

7. Ньюстром Д., Дэвис К. Организационное поведение. - СПб.: Питер, 1999. - 447 с.

8. ПесковаИ.В. Организационно-педагогические условия формирования позитивных лидерских качеств у детей: Дис. ... канд. пед. наук. - Нижний Новгород, 2003. - 176 с.

9. Румянцева В.И. Лидерство в спорте. - М.: ФИС, 1983. - 80 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.