В.И. Волошко,
преподаватель кафедры педагогики и психологии КГКП, «Костанайский
педагогический колледж» Управления образования акимата Костанайской области
He2i32i создер: лидер, педагог, Kacuemmepi
Ключевые слова: лидер, педагог, качества
Keywords: leader, teacher, qualities
о; x
i
<
СП
о
in
£ ua О в;
О §
ГЕ X ш н
CL
о
ш Н
СОВРЕМЕННОЕ ЛИДЕРСТВО ПЕДАГОГА.
ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ
Ацдатпа
Б^л макал ада бшм беру аясында болашак ма-мандардын, кешбасшы цасиеттерш калыптасты-ру сурактары каралады. Костанай педагогикалык колледж! студенттершц бершген касиеттерш калы птастыруы на эсер ететш факторларга талдау бершген.
Аннотация
В данной статье рассматриваются вопросы формирования лидерских качеств будущих специалистов в области образования. Дан анализ факторам, влияющим на формирование данных качеств у обучающихся Костанайского педагогического колледжа.
Annotation
This article considers future specialists' leadership skills formation in education. It represents the analysis of the factors affecting development of these skills in Kostanay pedagogical college.
«Никогда не поздно стать тем, кем тебе хочется быть» Джордж Элиот.
В современном образовании всё чаще используется словосочетание «Педагог - Лидер». Каким должен быть педагог-лидер? Какими личностными качествами должен обладать? Насколько сильны, должны быть лидерские задатки педагога?
Обратимся к различным источникам - словарям, трактующим данные понятия.
ПЕДАГОГ - лицо, занимающееся преподавательской и воспитательной работой [2, с 407]
ПЕДАГОГ - (от греч. Paidagogos-Bocnnra-тель) - лицо, ведущее практическую работу по воспитанию и обучению детей и молодёжи и имеющее специальную подготовку в этой области ( учитель школы, преподаватель училища и Т.д.) [4]
а
ЛИДЕР - член группы, за которым она признаёт право принимать ответственные решения в значимых для неё ситуациях. [5, с 278]
ЛИДЕР - член группы, чей авторитет безоговорочно признается остальными членами готовыми следовать за ним. Группа признает за лидером право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях. [6, с 234]
Современный педагог должен обладать необходимыми профессиональными знаниями, однако помимо их успешного педагога отличают такие важные и необходимые качества, как активность, общительность, целеустремленность, ответственность, т.е. востребованы педагоги, являющиеся лидерами. Таким образом, необходимо формировать лидерские качества студентов, которые в будущем помогут им результативно осуществлять педагогическую деятельность. Педагог, который обладает такими качествами, как самостоятельность, инициативность, организаторская проницательность, способность к самореализации, самосовершенствованию, саморазвитию, достигает определенных высот в профессиональной деятельности. Людей, обладающих этими качествами, ученые характеризуют как лидеров. Конкурентоспособный педагог, бесспорно, должен быть лидером.
Учитывая специфику педагогической деятельности, выделяют следующие лидерские качества педагога (см. схема 1. Лидерские качества педагога).
Среди лидерских качеств педагога, встречаются специальные, которые необходимы только педагогу, и общие, свойственные лидерам в любой другой профессиональной деятельности. Ориентируясь на формирование лидерских качеств студентов колледжа, мы всё таки исходим из того, что все они важны в ра-
боте педагога.
Организаторские качества помогают эффективно строить деятельность каждого ученика и деятельность группы в целом.
Коммуникативные позволяют продуктивно развивать межличностные отношения с учащимися и регулировать отношения между учащимися, их родителями, коллегами.
Целеустремленность, уверенность, ответственность, активность, способствуют профессиональному самосовершенствованию и личностному развитию педагога.
Считаем, что лидерские качества студентов необходимо начинать формировать с первого курса тогда результат, достигнутый к моменту окончания колледжа, будет гораздо эффективнее.
Большие возможности для формирования лидерских качеств обучающихся представляет образовательный процесс колледжа.
ГОСО ТиПО предусматривает введение различных дополнительных факультативов которые дают возможность приобрести навыки эффективного общения, умения вести дискуссию, спор, грамотно доносить информацию, т.е. способствуют формированию коммуникативных ка-
2
честв.
-
Так же обучающиеся участвуют в <
слётах лидеров, областных и городских 2
мероприятиях, которые оказывают про- %
дуктивное влияние на развитие их ор- Г
ганизаторских качеств, в колледже дей- £
о
ствует самоуправление.
Данные качества формируются по сред- = ством следующих умений: планировать £
свои действия, быстро ориентироваться -
в;
в ситуации и принимать правильное ре- = шение, управлять людьми, мотивировать д и стимулировать их на работу.
Современное образования дает воз-
можно сть каждому педагогу использовать активные методы обучения с ориентацией на будущую профессиональную деятельность, которые в большей степени будут способствовать достижению поставленных ими задач.
Большие возможности для формирования лидерских качеств заложены в педагогической практике, особенно хотелось бы отметить летнюю педагогическую практику. Во-первых, это опыт практической деятельности студентов с детьми, и именно здесь они получают возможность проявить свои лидерские качества в детском коллективе.
Свои организаторские качества студенты могут реализовать через внутри-отрядные мероприятия, организацию жизнедеятельности детей.
Коммуникативные качества студентов формируются в повседневном межличностном общении с детьми.
Если сравнивать с практикой в школе то здесь студент попадает в уже сформировавшийся коллектив, а в период летней практики коллектив детей не сформирован. Именно данное обстоятельство является, пожалуй, одним из наиболее важных условий формирования лидерских качеств вожатого. Как правило, во время летней практики студент впервые становится официальным руководите-
<
лем детского коллектива, получая при этом определенный статус и возможность влиять на детей. На первых порах формирования коллектива руководитель в априори имеет определенное влияние и вес в группе, которое затем может пропасть, если у него отсутствуют необхо-
ш
димые качества.
И наоборот, если коллектив уже сформирован, возможность влияние студентов на детей заметно сокращается. Также во время прохождения летней практики
у студента появляется дополнительная возможность при помощи сплочения временного детского коллектива утвердиться в роли лидера.
Вожатый в лагере выступает в разных ролях - он и друг, и советчик, и руководитель, и организатор, и вдохновитель и т.д. Благодаря данной возможности студент овладевает различными лидерскими ролями, в перспективе выходя на роль универсального лидера. Приобретённые в процессе летней практики лидерские качества будут перенесены в дальнейшую профессиональную деятельность студента.
Выполнение функций лидера, формирует или способствует формированию определенных качеств у лидера и если человек долго выполняет эту роль, то в дальнейшем она становится нормой, а это ведет к закреплению черт личности, необходимых для эффективного лидерства. Например, уверенность в себе, настойчивость, необходимые для руководства людьми, формируют и закрепляют эти качества у лидера, и то, что раньше было его социальной ролью, становится частью его «Я - концепции».
Таким образом, наличие лидерских качеств является необходимым условием для успешной работы, будущего педагога. Они позволяют эффективно решать как образовательные, так и воспитательные задачи.
Развитие лидерских качеств и навыков необходимо для тех, кто хочет максимально контролировать и нести ответственность за события в своей жизни, и не просто плыть по течению. Зачастую успех ассоциируется именно с лидерами. А кто сегодня не хочет быть успешным? При этом не стоит забывать, что главное не формальная погоня за статусом лидера, а развитие талантов и спо-
собностей, которые станут первым шагом на пути к самосовершенствованию.
В своем послании к народу Казахстана от 5 октября 2018 г. РОСТ БЛАГОСОСТОЯНИЯ КАЗАХСТАНЦЕВ: ПОВЫШЕНИЕ ДОХОДОВ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ Президент Н.Назарбаев предложил 2019 год объявить годом молодёжи. Приоритетом глава государства считает создание широкой платформы социальных лифтов, которая будет включать полный комплекс мер поддержки всех категорий молодежи. И это ещё раз доказывает необходимость в тех, кто в будущем будет руководить государством - лидерах.
Немаловажную роль в формировании лидерских качеств студента играет педагог - лидер, который является реальным примером того, каким должен быть ЛИДЕР.
Педагог должен обладать не только предметными знаниями, но и педагогическими, технологическими. В данное время педагогу необходимо меняться, менять традиционную методику преподавания. Применять новые подходы в преподавании и обучении. Деятельность учителя не должна ограничиваться ведением уроков, педагог сегодня обязан принимать активное участие в разных мероприятиях, совершенствовать свои навыки и умения, взаимодействовать с другими педагогами, распространять свой опыт, быть лидером.
Вопросы лидера и лидерства интересовали человека в разное время. Хотелось бы остановиться на высказываниях некоторых известных людей:
Аристотель: «Догоняй тех, кто впереди, и не жди тех, кто сзади» [8].
Томас Фуллер: «Если вы владеете знанием, дайте другим зажечь от него свои светильники» [9].
Вильям Артур Ворд: « Посредственный педагог рассказывает. Хороший педагог объясняет. Замечательный педагог показывает. Гениальный педагог вдохновляет» [9].
Все эти высказывания о настоящем Лидере. Лидер и успешный человек -это гениальный педагог. Вот к чему надо стремиться каждому.
ЛИТЕРАТУРА
1. Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана. 5 октября 2018 г. Рост благо-госостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни [Электронный ресурс] www.akorda.kz
2. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: справочное издание/ С.И. Ожегов,- М.: Издательство ACT, 2015.- 736 с.
3. Педагогический поиск/ Сост. И.Н. Баженова. - 3-е изд., с испр. и доп. - М.: Педагогика, 1990,- 560с.
4. Академик [Электронный ресурс] https://professional_education. academic, ru
5. Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е.С. Рапаце-вич,- Минск.: Современное слово, 2005. -720 с.
6. Новейший психологический словарь / В. Б. Шапарь, В. Е. Россоха, О. В. Шапарь,- Ростов н / Д.: Феникс, 2007,806 с.
7. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: в 3-х т./Сост. О.С. Богданова, В.З.Смаль. - М.: Педагогика, 1979.
8. Цитаты и афоризмы [Электронный ресурс] http://citaty.su
9. Жемчужины мысли[Электронный ресурс] http://www.inpearls.ru
ас <
ш
О
т £
из О
О §
ас
х
ш н
о. О ш Н
в;
X
ГГ <
m О
го
£ UQ
О —
О §
л: X ш н
CL
О ш Н
А.К. Кенешова,
«Цостанай к] рылыс колледж!» казак mini
ddeonemi пэшнщ окытушысы
Hep'wi свздер: ойът, бшм, дагды, свйлеу, ой-лау, салыстыру, шыгар-машылъщ.
Ключевые слова: игра, знание, навыки, мышление, сравнение, творчество.
Keywords: game, knowledge, skills, thinking, comparison, work.
ЦАЗАК; Т1Л1 ЖЭНЕ ЭДЕБИЕТ САБАГЫНДА ¥ЛТТЬЩ ОЙЫН ЭЛЕМЕНТТЕР1Н ЦОЛДАНУ
Ацдатпа
Бул макалада сабак урд^сшде ойын технологиясыныц эле-менттерш пайдалана отырып, студенттердщ ой-epiciH кецей-ту, танымдьщ кабшеттерш, бшмдерш, icKepniKTepi мен даг-дыларьша ыкпал ету мэселелер1 карастырылады.
Аннотация
В данной статье рассматривается игровая технология, способствующая расширению кругозора, познавательной деятельности, применению знаний, умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитию трудовых навыков. Приведены примеры, как проведение игр в учебной деятельности способствует развитию памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, развивает воображение, фантазию, творческие способности.
Annotation
In this article the author considers games technologies to elevate mind, to motivate to cognitive performance, to use knowledge, abilities and skills in practical activity, to develop labor skills. The examples of how games promote development of memory, speech, thinking, imagination, fantasy, creative capabilities, abilities to compare, find analogies.
Оку урдюшдеп rypni инновациялык технологиялар - бшм сапасын арттырудыц кеглль Жаца педагогикалык технология угымы - бшм мен тэрбие берудеп гылымныц нэтижеге кол жетюзук жаца ¡здешстерш оцтайлы пайдалану, сол аркылы жогары керсетю штерге жету деген сез.
Ойын угымьша тусшктеме берсек - бул адамныц мшез кулкын ©3i баскаруымен аныкталатын когамдык тэж1рибеш калыптастыруга арналган жагдаяттар Heri3i ндеп ic эрекеттщ 6ip Typi. Ойьшньщ, acipece, балалардыц психологиясьша тип-зет!н acepi коп, ойын кезшде карым-катынасы кецешп, таным кабшетт ocin, мшез-кулкы калыптасады. Ойьш пэндпс эрекет-терд1 жетпццрш, 6ipnecin жумыс жасай бшуге дагдыландыра-ды. Окытушыньщ мецгертш отырган бшмш аса зор ьщылас-пен тыцдап, бшмд1 жаксы мецгеруше комектеседа [1, 2406.].
Жаца заманауи технологияларыньщ 6ipi -ойын технология-сы. ¥лы ойшыл, жазушы Василий Александрович Сухомлин-ский езшщ ойын былай бпццрген: «Ойын - баланыц алдьшан