Научная статья на тему 'Особенности формирования социальной компетентности у будущих бакалавров социальной работы в учебной деятельности в вузе'

Особенности формирования социальной компетентности у будущих бакалавров социальной работы в учебной деятельности в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
252
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАТИВНАЯ МОТИВАЦИЯ / ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ / ГЕНДЕРНАЯ СПЕЦИФИКА / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ / COMPETENCE-BASED APPROACH / SOCIAL COMPETENCY / EDUCATIONAL ACTIVITY ORGANIZATION FORMS AND METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнова Екатерина Анатольевна

В данной статье анализируются результаты экспериментального исследования, ориентированного на формирование интегративной и инструментальной мотивации обучения иностранному языку у девушек и юношей студентов технического вуза. Наряду с этим, прослеживается динамика психологических особенностей, влияющих на формирование изучаемых видов мотивации, выделенных на констатирующем этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The special aspects of the social competency formation of expectant social work

Bachelors in educational activity at a higher education institution The article is devoted to realizing the competence-based approach in the course of vocational training of future social work Bachelors. The features of social competence formation in educational activity have also been described.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования социальной компетентности у будущих бакалавров социальной работы в учебной деятельности в вузе»

Особенности формирования социальной компетентности у будущих бакалавров социальной работы...

УДК 378

Смирнова Екатерина Евгеньевна

кандидат педагогических наук Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

kaf_sozrab@ksu.edu.ru

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ

Статья посвящена особенностям реализации компетентностного подхода в процессе профессиональной подготовки будущих бакалавров социальной работы. Автором раскрываются особенности формирования социальной компетентности в учебной деятельности.

Ключевые слова: компетентностный подход, социальная компетентность, формы и методы организации учебной деятельности.

Решение проблем качественного профессионального обучения и воспитания в учреждениях высшего образования в настоящее время в государственных документах связывается с реализацией компетентностного подхода, с формированием у обучающихся компетенций или компетентностей [3].

Объективная необходимость поиска более эффективных методов обучения в высшей школе диктуется изменениями в науке, производстве и трудовой деятельности человека. Обострились противоречия традиционной системы обучения между усвоением студентами разобщенных по учебным дисциплинам знаний и необходимостью их комплексного применения в практической деятельности человека. Эти противоречия особенно ярко проявляются в тех сферах профессиональной подготовки, где от специалиста требуется установление социальных контактов, понимание ситуаций межличностного взаимодействия, то есть высокий уровень социальной компетентности.

Вопрос о содержании и структуре данного понятия в современной психолого-педагогической литературе является дискуссионным, что определяется сложностью однозначного обобщения особенностей различных видов человеческой активности. Тем не менее, анализ источников по проблеме исследования данного феномена, позволил нам сделать вывод о том, что социальная компетентность представляет собой интегральную систему личностных качеств, социальных знаний и умений, опыта принятия решений в жизненных ситуациях, взаимодействия с другими людьми и культурами, обеспечивающих способность человека действовать в социуме с учетом позиций других людей. Структура социальной компетентности - многоуровневая, строится с учетом жизненного опыта личности и включает: знания и умения, обеспечивающие эффективную социальную деятельность индивида; личностные качества, позволяющие индивиду действовать самостоятельно и ответственно; готовность к установлению и развитию социальных контактов, самосовершенствованию [1; 2]. Социальная компетентность имеет важное значение во всех без

исключения сферах человеческой активности, где осуществляются различные взаимодействия с другими людьми, социальными институтами и т.п.

Ее развитие у будущих бакалавров социальной работы предполагает расширение социальной грамотности обучающихся, обогащение их социального опыта, наращивание социальных умений и навыков, углубление социального интеллекта, обеспечивающих социальную и профессиональную успешность личности.

Анализ содержания основной образовательной программы по направлению подготовки «Социальная работа», разработанной на кафедре социальной работы КГУ им. Н.А. Некрасова, показывает, что организация учебной деятельности будущих бакалавров социальной работы в рамках реализации компетентностного подхода ориентирована на усиление прикладного, практического характера предметного обучения.

Применение развивающих технологий и методов в процессе преподавания дисциплин всех блоков учебного плана направлено, в первую очередь, на приобретение студентами опыта осуществления профессиональной деятельности, активизацию, апробацию и интеграцию полученных знаний, умений и навыков.

Выбор метода проектов обусловлен возможностью интеграции знаний, полученных при изучении различных дисциплин. Данный метод способствует развитию у студентов способностей к рефлексивной оценке планируемых и достигнутых результатов, постановке цели и выбору средств ее достижения, то есть формированию качеств, связанных со способностью брать на себя ответственность, участвовать в принятии решений, ставить цели и планировать результат, анализировать, корректировать.

Использование модельного метода (деловые и ролевые игры) предоставляет студенту наибольшую меру самостоятельности и творческого поиска. Данный метод позволяет проигрывать различные социальные роли, исследовать окружающую среду для выявления ее возможностей и ресурсов, формировать готовность полагаться на субъектив-

© Смирнова Е.Е., 2014

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 3

129

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ные оценки и идти на умеренный риск в искусственно созданной ситуации.

Информационно-поисковые, проблемные и профессионально ориентированные задания позволяют повысить интерес студентов к выбранной профессии, активизировать и закрепить теоретические знания и практические навыки, повысить профессиональную подготовку студентов, обучить работе с информацией.

На формирование и развитие персональной и коммуникативной компетенций большое влияние оказывает использование методов развивающей психодиагностики и тренинга. Психодиагностика стимулирует процесс самопознания: изучение особенностей структуры личности, характера, самоотношения, самооценки и пр. и определения путей, способов изменения негативных качеств. Метод тренинга развивает, совершенствует положительные и корректирует негативные качества личности.

Использование коллективных форм обучения позволяет увеличить количество социальных и межличностных связей между студентами, повысить сплоченность, взаимопонимание и взаимопомощь, развить навыки работы в группе, научить объяснять, слушать и понимать собеседника, учитывать мнение других. Стимуляция профессионального и делового общения студентов при выполнении задания развивает коммуникативную компетенцию студентов и повышает их ответственность за формирование межличностных связей в коллективе.

Обеспечение междисциплинарных связей при выполнении информационно-поисковых и творческих заданий обучает студентов интегрировать знания и умения, полученные при изучении различных дисциплин, собирать, анализировать и классифицировать информацию, позволяет преодолевать разрыв между разными дисциплинами. Решение профессионально ориентированных задач, составление отчетов о проделанной работе на персональном компьютере позволяет повысить профессиональную направленность образовательного процесса и развивать информационную компетенцию студентов.

В качестве примера организации процесса формирования социальной компетентности будущих бакалавров социальной работы может быть представлена следующая последовательность действий: междисциплинарная лекция «Социальные проблемы отдельных категорий населения и пути их решения», проведение практических занятий по методам исследования, методике проектирования и проведения отдельных форм социальной деятельности, индивидуальные консультации по подбору методик изучения конкретных проблем по месту опыта их решения в различных регионах России и другие [2].

Их реализация подразумевает использование технологий, направленных на формирование образов социальной жизни, ориентации на социально

значимые ценности, развитие умений оценивать ситуации, находить оперативное ее решение, способность адекватно действовать, нести ответственность за выбор.

Такими технологиями являются: групповые дискуссии («Социальные идеалы современной России», «Что из себя представляет социальная политика в отношении молодежи?», «Стандарты и социальные нормативы качества жизни населения конкретного региона», «Социальная напряженность: ее источники, пути предупреждения и преодоления», «Миссии и цели предоставления социального обслуживания населению»); групповое взаимодействие, при котором используются как варианты фронтальных сетей (студенты непосредственно не общаются, но опосредованно включаются в решение повседневных задач), так и радиальная (передача осуществляется через центральную фигуру по цепочке от одного обучающего к другому), иерархическая (когда общение идет от куратора к лидерам, помощникам и просто участникам) сети. Темами для группового взаимодействия становятся проблемы окружающей действительности: повышение эффективности работы социальных учреждений в конкретном регионе, опыт реализации различных аспектов помощи отдельным категориям населения и другие.

Немаловажным элементом, выполняющим роль связующего звена между вышеназванными приемами, обеспечивающими формирование и развитие социальной компетентности у будущих бакалавров социальной работы, является обучение конструктивному компромиссу, что необходимо для профессионализма работника социальной сферы, который постоянно сталкивается с конфликтными ситуациями.

Содержание формирования социальной компетентности будущих бакалавров социальной работы невозможно представить без учета социокультурного, ценностно-смыслового опыта развития личности.

В системе подготовки бакалавров социальной работы при преподавании дисциплин «Введение в профессию», «Основы социального государства», «Деонтология» и других немаловажное место отводится формированию основных ценностных систем - духовной ориентации, нравственной позиции, отношения к человеку, к обществу, государству, к культуре, к труду.

Процесс формирования ценностей сопряжен с многократной рефлексией, осмыслением, чему способствует предоставление в ходе учебных занятий ситуаций выбора, создание условия для продуктивной аналитической и коррекционной деятельности обучающихся. Отбор организационных форм предусматривает многократную возможность анализировать ситуации реальной жизни, особенно при проведении практических занятий на базе реабилитационных центров, специализированных

130

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20

Личностный аспект профессиональной готовности дефектологов

школ, общественных объединений инвалидов, пожилых и других категорий клиентов специалистов сферы социальной работы. Одной из наиболее продуктивных форм, в данном случае, является используемая преподавателями технология «изучения случая». Ситуации, отражающие проблемы и противоречия реальной жизни, выступают для будущих бакалавров социальной работы убедительным учебным материалом, побуждающим их к углубленному анализу социальных проблем, ставящих в ситуацию сопоставления выдвигаемых гуманистических ценностей и опыта реализации социальных программ. Подобная умственная работа служит также источником поиска путей организации инновационной деятельности для творческих личностей.

Таким образом, социальная компетентность является одним из ключевых показателей качества образовательного процесса по направлению подготовки «Социальная работа», а также определяется профессиональную успешность будущего бакалавра в этой сфере. Анализ опыта формирования социальной компетентности будущих бакалавров социальной работы показывает необходимость использования в учебной деятельности развивающих технологий и методов (метода проектов, деловых и ро-

левых игр, тренингов и т.п.), коллективных форм обучения, обеспечения междисциплинарных связей. Особое место отводится формированию основных ценностных систем - духовной ориентации, нравственной позиции, отношения к человеку, к обществу, государству, к культуре, к труду - через предоставление ситуаций выбора изучение конкретного случая в практике социальной работы.

Библиографический список

1. Басова В.М. Теория и практика формирования социальной компетентности личности. - Кострома, 2004. - 206 с.

2. Глушкова Е.О. Педагогическое сопровождение развития социальной компетентности студентов вузов // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювено-логия. Социокинетика. - 2012. - Т. 18. - № 1 (Ч. 1). - С. 225-228.

3. ФГОС ВПО по направлению подготовки 040400 Социальная работа (квалификация (степень) «бакалавр») от 8 декабря 2009г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.edu.ru/ db-mon/mo/Data/d_09/prm709-1.pdf.

УДК 376; 378

Ваниева Виктория Юрьевна

Северо-Осетинский государственный педагогический институт, г. Владикавказ

vvanieva@yandex.ru

ЛИЧНОСТНЫЙ АСПЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕФЕКТОЛОГОВ

В статье проведен анализ психологической и педагогической литературы, рассматривающей проблему исследования личностного в структуре профессиональной компетентности педагога, и, в частности, педагога-дефек-толога. Дается характеристика личностного аспекта профессиональной готовности дефектолога, выделяются доминантные личностные характеристики, без которых невозможна эффективная педагогическая деятельность.

Ключевые слова: профессиональная готовность, личностный аспект профессиональной готовности, структура профессиональной готовности, компоненты профессиональной готовности.

В связи с трансформацией и модернизацией российского образования, его интеграцией в мировое сообщество, гуманизацией и демократизацией российского социального пространства возникает потребность в новых педагогических формах, которые бы могли обеспечить воспитание гармоничного человека. В психолого-педагогических исследованиях профессиональная готовность рассматривается как устойчивая характеристика личности, проявляющаяся и формирующаяся в процессе деятельности, являющаяся как составной частью этой деятельности, так и ее результатом. И зарубежные, и отечественные исследователи отмечают сложность и многомерность этого явления (Э.Ф. Зеер, Дж. Равен, И.А. Зимняя, М.А. Маркова, В.В. Краевский, Н.В. Кузьмина, А.В. Хуторской и др.).

При исследовании структуры профессиональной готовности авторы выделяют различное количество

компонентов. П.Ф. Каптерев выделял специальные (объективные и субъективные) и личностные свойства учителя, причем именно последние он считал одним из важных факторов успешности педагогической деятельности. По А.К. Марковой, структура профессиональной готовности состоит из следующих элементов: профессиональных психологических и педагогических знаний и умений, педагогических позиций и установок и, наконец, личных качеств [6]. Многие авторы дополняют структуру профессиональной готовности компонентом, отражающим ценностное отношение педагога (И.А. Зимняя, Д. Ермаков, М. Подболотова, Ю. Гавронская), а также мотивационной составляющей (В. Адольф, И.А. Зимняя, А.А. Савченко и др.). Н.В. Кузьмина рассматривает пять групп профессиональных умений: гностические, проектировочные, конструктивные, организационные, коммуникативные. В. Симоненко и М. Ретивых рас-

© Ваниева В.Ю., 2014

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 3

131

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.