г----
33
Педагогика высшей школы
Е.Э. Артемова, Л.А. Тишина,
О.С. Глухоедова, М.А. Адильжанова
Психолого-педагогические условия формирования профессиональных компетенций у студентов дефектологических факультетов в процессе работы с неговорящими детьми
В статье рассматриваются вопросы формирования способностей студентов-дефектологов решать стандартные и нестандартные профессиональные задачи. Цель - привлечь внимание к проблеме формирования у студентов практических навыков работы с детьми с тяжелой речевой патологией. Применение современных гуманитарных технологий позволяет определить психолого-педагогические условия и оптимизировать процесс подготовки бакалавров по направлению «Специальное (дефектологическое) образование».
Ключевые слова: профессиональное образование учителя-дефектолога, профессиональные компетенции учителя-дефектолога, подготовка бакалавров на дефектологическом факультете, коррекционно-логопедическая работа, дети с тяжелой речевой патологией.
Известно, что процесс получения профессиональных навыков характеризуется созданием ряда определенных условий, направленных на развитие личности. Вопросы изучения специфики обучения в университете и системы совершенствования профильного ориентированного подхода к овладению специальными и необходимыми умениями возможны лишь в сопоставлении с факторами, обеспечивающими становление и социализацию личности.
Анализ тенденций развития специального (дефектологического) образования на современном этапе свидетельствует о необходимости расширения и совершенствования подготовки высококвалифицированных
Педагогика высшей школы
педагогических кадров. Современная система высшего дефектологического образования ориентирована на то, чтобы подготовить выпускников профессионально мобильными, расширить возможности их трудоустройства и обеспечить широкий диапазон деятельности в условиях работы одного учреждения.
Важной составляющей профессиональной компетентности специалиста по работе с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья (ОВЗ), является профессионально-личностная готовность. В ее основу положена профессионально гуманистическая направленность субъекта, которая проявляется в осознании им гуманистических ценностей профессиональной деятельности, целеустремленности в овладении профессиональным мастерством, действенности и активности личности в решении задач воспитания и обучения.
Учитель-дефектолог должен не только осознавать ценности профессии, мотивы своей деятельности, энергозатратность труда, но и свою готовность к выполнению профессиональной деятельности, сформиро-ванность личных свойств, востребованных профессией.
Высокий уровень регуляции деятельности педагога, работающего с лицами с оВЗ, подразумевает умение контролировать себя в стрессовых ситуациях, быстро и уверенно реагировать на изменения обстоятельств и принимать решения, поэтому учителю-дефектологу необходимо иметь в своем арсенале навыки и умения, позволяющие справляться с негативными эмоциями, навыки релаксации, способность адаптироваться в трудных неожиданных ситуациях. Самообладание дефектолога, его эмоциональная устойчивость позволяет предупредить конфликтные ситуации в отношениях между детьми, между детьми и педагогом, педагогом и родителями, родителями и детьми, что имеет особую значимость для правильной организации учебного процесса.
Учитель-дефектолог несет ответственность за выбранные цели, задачи, содержание, методы обучения и воспитания. обладая профессиональным мышлением, он должен уметь прогнозировать события и действия, владеть способами анализа профессиональных ситуаций, принятия профессиональных решений, гибкого построения коррекционно-педагогических программ.
В современных учреждениях системы образования, здравоохранения и социальной защиты должны быть созданы условия для удовлетворения особых образовательных потребностей лиц с ОВЗ. В связи с чем возникает необходимость новых требований к подготовке специалистов, которые должны владеть основами знаний в области смежных наук, ориентироваться в вопросах коррекционной педагогики, психологии, логопедии,
уметь взаимодействовать в работе с различными специалистами: врачами, воспитателями, психологами, специальными педагогами.
Рассматривая профессиональную компетентность как показатель качества специального (дефектологического) образования, следует выделить следующие ее параметры:
- актуальная квалифицированность (необходимый объем знаний, умений и навыков из профессиональной области, способность продуктивного владения современными информационными технологиями для осуществления профессиональной деятельности);
- когнитивная готовность (умение на деятельностном уровне осваивать профессию, способность к поиску и освоению научной информации, умение учиться и учить других);
- коммуникативная подготовленность (владение родным и иностранными языками и т.д.);
- владение инструментальными методами анализа своей деятельности с целью его рационализации и гуманизации;
- креативная подготовленность как способность к поиску новых принципиальных подходов к решению известных задач;
- понимание тенденции и основных направлений развития профессиональной области в сочетании с духовными, политическими, социальными и экономическими процессами;
- осознание позитивного отношения к своей деятельности как готовность к профессиональному совершенствованию, корпоративной самоидентификации и позиционированию;
- устойчивые и развивающиеся профессионально значимые личностные качества.
В структуре специальной профессиональной компетентности специалиста по работе с лицами с оВЗ, на наш взгляд, основополагающими являются четыре составляющие элемента: теоретическая, методическая, психологическая и педагогическая компетенции. Результаты исследования показали, что возможности или условия развития одного из элементов не компенсируют некомпетентность других, поэтому важным является создание такой образовательной среды, в которой предусматривается разработка, реализация, анализ типовых и нестандартных профессиональных задач, обеспечивающих накопление студентами практического опыта в условиях образовательного процесса.
Развитие теоретической и педагогической компетентности обусловливается всем процессом специального (дефектологического) образования и является интегральной характеристикой его интеллектуальных, моральных, социальных, этических, политических аспектов знаний.
Педагогика и психология
Педагогика высшей школы
Методическая компетентность в структуре подготовки специалис-та-дефектолога включает знания специальных (профильных) методик обучения и воспитания, умения логически обоснованно конструировать учебный процесс для конкретной дидактической ситуации с учетом психологических механизмов усвоения учебного навыка и с учетом вопросов выявления, преодоления и предупреждения нарушений речевого и психического развития лиц с ОВЗ. Методическую компетентность мы рассматриваем как комплекс умений по анализу, синтезу, сравнению, абстрагированию, обобщению, конкретизации педагогических феноменов, как профессиональные качества интеллекта: аналогия, фантазия, гибкость и критичность мышления. Методическая компетентность определяется набором знаний, умений, навыков, способностей, необходимых педагогу-дефектологу для осуществления профессиональной деятельности. Современные образовательные стандарты требуют от выпускника умения проектировать вариативные программы обучения и воспитания для детей с тяжелой речевой патологией.
Психологическая компетентность рассматривается нами как система знаний в области общей и специальной (коррекционной) психологии, как совокупность умений организовывать учебный процесс с учетом индивидуальных психологических и возрастных особенностей обучающихся, осуществлять дифференцированное обучение, оценивать уровень собственной деятельности. Важнейшими компонентами психологической компетенции являются: психологическая готовность к коррекционно-педагогической работе с лицами с ОВЗ - наличие позитивной психологической установки на работу; сформированность определенных личностных качеств - принятие ребенка, толерантность, эмпатия, направленность на саморазвитие.
педагогическая компетентность специалиста по профилю специальное (дефектологическое) образование представляет собой знания в области дидактики, педагогики; возможности использования и создания специальных образовательных условий и коррекционно-образовательной среды; умения адекватно индивидуально-психологическим особенностям детей и группы применять педагогические средства обучения и воспитания; владение педагогическими средствами диагностики и коррекции нарушений.
Учитывая тот факт, что главная ценность человека заключается не в знании, которое он приобретает, а в той деятельности, которую он осуществляет, возникает необходимость создания специальных педагогических условий, обеспечивающих готовность студентов к взаимодействию с различными социальными институтами, группами и организациями.
Как показывает опыт работы в практических учреждениях, выпускники дефектологических факультетов оказываются не готовыми осуществлять свою профессиональную деятельность в системе коррекционно-логопедической работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения развития (комплексные нарушения развития, тяжелая речевая патология, сложная структура дефекта и др.). Такая неспособность обусловлена рядом объективных и субъективных причин.
к объективным причинам можно отнести недостаточное количество часов в учебном плане для практического освоения изучаемых специальных дисциплин (для проведения практических и лабораторных занятий, для организации и проведения учебно-производственной практики на базе специальных коррекционных учреждений). Студенты не имеют возможности познакомиться с методами и приемами работы с детьми с тяжелыми нарушениями развития, поскольку такой категории детей не оказывается помощь в системе государственных учреждений специального (коррекционного) образования. С каждым годом возрастает число детей, имеющих те или иные нарушения развития, а количество специальных учреждений, способных оказывать профессиональную квалифицированную помощь, сокращается.
к субъективным причинам можно отнести следующее:
- недостаточная мотивация обучающихся к овладению профессиональными практическими навыками;
- отсутствие у студентов определенных личностных качеств (толерантность, эмпатия, сострадание и т.п.), из-за чего далеко не все студенты способны адекватно воспринимать особенности детей с оВЗ.
проведенное нами среди студентов-первокурсников дефектологического факультета МГГУ им. М.А. Шолохова исследование, направленное на определение мотивации выбора профессии, показало следующие результаты:
- 43,7% опрошенных ответили, что «хотят помогать детям с проблемами»;
- у 21,9% участников опроса в семье или у ближайших родственников есть лица с проблемами в развитии (речевая патология, нарушения опорно-двигательного аппарата, задержка развития и т.п.);
- 15,6% респондентов отметили, что их привлекло то обстоятельство, что профессия дефектолога - это нечто среднее между врачом и педагогом (практически все студенты из этой группы имеют среднее профессиональное медицинское образование);
- 12,5% студентов выбрали профессию по примеру родителей (мамы) или других родственников;
Педагогика и психология
Педагогика высшей школы
- 6,3% опрошенных сами в детстве занимались с логопедом и под влиянием этих занятий «с детства тоже мечтали стать логопедом».
Приведенные результаты исследования позволяют говорить о том, что большинство респондентов осознанно подошли к выбору профессии, однако далеко не многие из них реально представляют себе специфику работы дефектолога и логопеда. В связи с этим нам представляется необходимым включить в учебный план адаптационный практический курс, включающий ознакомительное посещение различных учреждений, в которых обучаются и воспитываются дети с проблемами в развитии. При прохождении такого курса студенты получат возможность непосредственно наблюдать за работой специалистов, принимать участие в разработке и обсуждении индивидуальных образовательных маршрутов, осознанно подойти к выбору профиля подготовки по направлениям «Специальное (дефектологическое) образование», «Психолого-педагоги-ческое образование».
Особая роль, на наш взгляд, отводится дисциплинам предметной подготовки, поэтому составление вариативных образовательных программ подготовки бакалавров и возможность выбора студентами необходимого перечня дисциплин позволят более эффективно формировать у студентов профессиональные компетенции.
Таким образом, в процессе обучения необходимо создавать такие пси-холого-педагогические условия, которые бы позволяли адаптировать личностные амбиции обучающихся к формату новых условий деятельности и давали возможность реализации и освоения единого комплекса программ и проектов, реализуемых в вузе.
Библиографический список
1. Вербицкий А.А., Бакшаева Н.А. Развитие мотивации студентов в контекстном обучении: Монография. М., 2000.
2. Лисуренко Л.А. Формирование готовности к взаимодействию с особым ребенком у будущих педагогов-воспитателей специальных (коррекционных) учреждений: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2004.
3. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.
4. Назарова Н.М. Теория и практика профессиональной подготовки сурдопедагога: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 1993.
5. Сычева Е.А., Ратанова Т.А. Когнитивная дифференцированность и интеллектуальные особенности студентов дефектологического факультета // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Сер. «Педагогика и психология». 2011. № 2. С. 71-78.
6. Яковлева И.М. Формирование профессиональной компетентности учителя-олигофренопедагога: Монография. М., 2009.