Научная статья на тему 'Личностные ресурсы в обеспечении информационно-психологической безопасности человека'

Личностные ресурсы в обеспечении информационно-психологической безопасности человека Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1838
307
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЛИЧНОСТНЫЕ РЕСУРСЫ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / INFORMATION-PSYCHOLOGICAL SAFETY / PERSONAL RESOURCES / PSYCHOLOGICAL HEALTH / PSYCHOLOGICAL STABILITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ежевская Татьяна Иннокентьевна

В статье рассматривается значимость свойств личности в обеспечении информационно-психологической защищенности человека. Основной акцент делается на психологическом здоровье, психологической устойчивости, системе личностных ценностей, мотивационной включенности, мотивации достижения, адекватности отражения мира, адаптации человека к воздействию информационной среды и его активности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personal Resources in Information and Psychological Security Providing of a Person

The article deals with the importance of personality traits in providing information and psychological security of a person. It emphasizes psychological health, psychological stability, the system of personal values, motivational involvement, achievement motivation, adequate reflection of the world, human adaptability to the impacts of information environment and man's activity

Текст научной работы на тему «Личностные ресурсы в обеспечении информационно-психологической безопасности человека»

Гуманитарный вектор. 2011. № 1 (25)

УДК 152.3 ББК Ю952

Т. И. Ежевская

г. Чита

Личностные ресурсы в обеспечении информационнопсихологической безопасности человека

В статье рассматривается значимость свойств личности в обеспечении информационнопсихологической защищенности человека. Основной акцент делается на психологическом здоровье, психологической устойчивости, системе личностных ценностей, мотивационной включенности, мотивации достижения, адекватности отражения мира, адаптации человека к воздействию информационной среды и его активности.

Ключевые слова: информационно-психологическая безопасность, личностные ресурсы, психологическое здоровье, психологическая устойчивость.

T. I. Ezhevskaya

Chita

Personal Resources in Information and Psychological Security Providing of a Person

The article deals with the importance of personality traits in providing information and psychological security of a person. It emphasizes psychological health, psychological stability, the system of personal values, motivational involvement, achievement motivation, adequate reflection of the world, human adaptability to the impacts of information environment and man’s activity

Key words: information-psychological safety, personal resources, psychological health, psychological stability.

Информационно-психологическая среда оказывает существенное влияние на нормальное функционирование и развитие человека, адекватность его поведения, отношение к себе и окружающей реальности. В настоящее время ученые и практики все чаще поднимают вопросы, связанные с информационно-психологической защищенностью человека. Проблема информационнопсихологической безопасности людей в связи с все возрастающей актуальностью требует своего дальнейшего исследования и нахождения эффективных механизмов обеспечения данного вида безопасности. Под информационнопсихологической безопасностью понимается, с одной стороны, устойчивое состояние защищенности личности от негативных информационных воздействий, способных изменять психические состояния и психологические свойства человека, модифицировать его поведение; а с другой стороны, возможность личности сохранять свои системообразующие свойства и основные психологические характеристики по отношению к данным воздействиям.

Современная психологическая наука понимает личность как психологическую самоде-терминирующуюся систему, которая стремится к сохранению своей целостности в любых взаимодействиях с внешней средой, обладает избирательным отношением к действительности и избирательной надситуативной активностью,

обеспечивающими ее психологическое благополучие при воздействии окружающей негативной информационной реальности.

В современных условиях информационнопсихологическая безопасность личности не может обеспечиваться без комплексного учета всех ее психологических ресурсов. В этой связи, решение проблемы информационно-психологической защищенности личности возможно через активизацию ее внутренних ресурсов.

Безопасность человека напрямую связана с сохранением его психологического здоровья, которое, в свою очередь, является значимым личностным ресурсом, защищающим человека от дестабилизирующего и дисфункционального воздействия информационной среды. Уровень психологического здоровья зависит от наличия определенных личностных свойств и характеристик. По мнению О. В. Хухлаевой, для определения уровня психологического здоровья важно наличие таких личностных характеристик, которые способствуют успешной адаптации и продуктивному развитию личности, динамическому равновесию между индивидом и средой обитания [10].

Результаты теоретического анализа психологических работ и наши исследования позволили заключить, что критериями психологического здоровья личности выступают: самоценность и ценность другого, адекватность самовосприятия и восприятия окружающего мира, психологическая

устойчивость к негативным информационным влияниям, внутренний локус контроля при взаимодействии с информационными потоками, мотивационная готовность к активной деятельности и достижению своих целей, самоактуализация.

Психологическое здоровье человека связано с его системой ценностей, психологической устойчивостью, эмоционально-деятельностной адаптивностью, мотивацией достижения, потребностью в саморазвитии и самоактуализации, субъективным ощущением благополучия и многим другим.

Одним из важных психологических ресурсов обеспечения информационно-психологической безопасности личности будет являться ее система ценностей как интегральный внутренний и внешний показатель сущности, целостности и зрелости личности, во всем многообразии, широте и многоуровневости ценностных взаимосвязей. Система ценностей как сущностное ядро личности является образованием сознания и в то же время определяет сознание человека при взаимодействии с окружающей информационной реальностью, влияет на его самовосприятие, восприятие действительности, ощущение благополучия и защищенности. Устоявшаяся ценностная система личности при взаимодействии с информационной средой проявляется через феномен надситуатив-ной активности, что обеспечивает личности относительную автономность в неблагоприятных ситуациях информационного влияния, определенный уровень контроля своих реакций и действий.

Система ценностей личности образована из взаимосвязей ценностей разной степени осознанности, устойчивости, направленности. Разнообразие и многоплановость ценностных взаимосвязей обеспечивает личности не только определенную стабильность, но и некую гибкость в ситуации, видение надситуативного смысла своего поведения и действий, что позволяет ей в определенной мере сохранять свои психологические характеристики и целостность.

На основе относительно устойчивого ядра взаимосвязанных личностных ценностей происходит отражение психологического поля поступающей информации и осуществляется формирование и актуализация определенного ценностного отношения к поступающей информации, что, в свою очередь, обусловливает мотивацию человека к определенным поступкам и действиям как в конкретных обстоятельствах, так и вне данной ситуации. Формирование, переструктурирование и развитие определенной системы ценностных связей позволит личности самой обеспечить свою информационно-психологическую безопасность и безопасность другого, а также сохранить свои системообразующие качества в ситуациях вредоносного влияния информационных потоков.

В обеспечении информационно-психологической безопасности значимое место занимает мотивационная включенность в достижении цели, которая опирается на устойчивое мотивационноценностное ядро личности, состоящее из совокупности мотивов, главными из которых являются смыслообразующие мотивы. Мотивация достижения тесно связана с ценностно-смысловыми ориентирами жизненного поля человека, позволяет личности сохранять не только определенную автономность, но влияет на внутренний локус контроля и настойчивость в достижении намеченной цели, что помогает личности противостоять негативным информационно-психологическим эффектам воздействия и видеть надситуативный смысл своих реакций и действий в конкретной ситуации.

В качестве основного личностного критерия обеспечения информационно-психологической безопасности личности С. Ю. Решетина и Г. Л. Смолян рассматривают чувство удовлетворенности или неудовлетворенности собственной информированностью [8]. Чувство удовлетворенности связано с относительно устойчивым положительным эмоциональным переживанием и осознанием личностью возможности удовлетворения своих основных потребностей даже в неблагоприятной ситуации, при возникновении обстоятельств, которые могут блокировать или затруднять их реализацию. Это чувство может оцениваться как чувство информационной недостаточности или избыточности. Нарушение безопасности сопровождается возникновением у человека ряда состояний, связанных с эмоциональным фоном, - тревоги, страха, напряженности, стресса, что может привести к нарушению различных сфер личности. Состояние безопасности же сопровождается чувством спокойствия, удовлетворенности, уверенности.

Следующий критерий, позволяющий обеспечить определенную степень личностной защищенности, - это адекватность отражения окружающего мира. Под адекватностью отражения понимается установление такого отношения между отображаемым и отображающим, которое наилучшим образом помогает сохранению и совершенствованию функциональных свойств личности. Образ мира в качестве психологической категории обозначает результат и идеальную форму отражения предметов и явлений внешнего мира в сознании человека. Качественность образа мира обусловлена адекватностью отражения окружающей среды. Субъективный образ мира является механизмом построения отношений личности со средой. Основное препятствие для усвоения личностью информационных воздействий, направленных на восстановление адекватной картины мира, представляют механизмы психологической

Гуманитарный вектор. 2011. № 1 (25)

защиты, т. е. искажение информации в случае ее несовпадения с установками личности. Обычно личность реагирует адекватно на изменения окружающей среды, но в случае же, если воздействие среды выходит за пределы норм реакции, человек может отражать их неадекватно, что является основанием психологического нездоровья человека.

Адекватность отражения мира напрямую связана с адаптированностью личности. Адаптация - это результат активного поиска личностной системой наиболее оптимального и наиболее устойчивого состояния системы для конкретного сочетания внутренних и внешних условий существования личности, путем активизации своих резервных возможностей в условиях изменения окружающей среды. Другими словами, можно сказать, что адаптация - это оптимальная саморегуляция в изменяющихся условиях информационной среды.

Цена адаптации - это особое напряжение управляющих систем, которое необходимо для обеспечения адаптационной деятельности человека в отклоняющихся от нормы условиях. Адаптация к определенным условиям может обернуться обратной стороной - дезадаптированностью личности, неумением оценивать ситуацию и действовать в изменяющихся условиях. Если информационная среда оказывает на человека сверхсильное воздействие, то это может привести к стрессу. Нарушение сбалансированности системы «человек-среда» влечет за собой напряжение адаптационных компонентов системы и, соответственно, влияет на личность в целом. Неспецифические адаптационные процессы, развертывающиеся в ответ на воздействие стрессоров в системе приема и переработки информации, обеспечивают ограничение числа перерабатываемых единиц информации. Чем хуже функционируют механизмы неспецифической адаптации, тем ниже стрессоу-стойчивость системы приема и преобразования информации и тем выше подверженность возникновения личностных изменений. Механизмы сохранения здоровья, способность адаптироваться к условиям окружающей среды зависят от силы и длительности воздействующих факторов и от индивидуальных качеств организма и личностных свойств.

Следующим важным условием информационно-психологической защищенности личности является ее устойчивость к различным информационным воздействиям, что проявляется в избирательности при выборе информации, в умении оценивать негативные и противоречивые воздействия, т. к. с каждым днем появляются все новые, трудно прогнозируемые, информационные риски. Л. И. Божович под устойчивостью личности понимала такой уровень сформированное™ лично-

сти, на котором человек при различных внешних воздействиях сохраняет свои личностные позиции, обладает иммунитетом по отношению к воздействиям, противоречащим его личностным установкам и ценностям [2].

Анализ научных работ показывает, что психологическую устойчивость не следует понимать только как косность, ригидность. Она предполагает определенную гибкость и учет обстоятельств. Таким образом, под психологической устойчивостью личности рассматривают «подвижное равновесное ее состояние, сохраняемое путем противодействия, нарушающего это равновесие внешних и внутренних факторов, и как целенаправленное нарушение этого равновесия в соответствии с задачами, возникающими при взаимодействии личности со средой. Относительно этих задач личность формирует внутреннюю модель внешней (проблемной) ситуации, которая и определяет ее поведение» [7, с. 13]. «Личность можно считать устойчивой, если она способна произвести критический анализ, оценку поступившей к ней информации, если у нее сформированы умения принимать решения, производить анализ и синтез информации, выбирать из альтернатив, смотреть на предмет или явления с разных точек зрения. Это предполагает определенный уровень развития сознания, сформированность определенных когнитивных структур» [6, с. 24].

Исследуя проблему психологической безопасности, Н. Л. Шлыкова отмечает, что такие личностные характеристики, как высокий уровень личностной выносливости, активные тактики сопротивления стрессу, внутренний локус контроля будут факторами, обеспечивающими психологическую безопасность человека [9].

Локус контроля - характеристика локализации причин, исходя из которых, человек объясняет свое поведение и ответственность, как и наблюдаемое им поведение и ответственность других людей. Д. Роттер (разработчик данного концепта) считает, что локус контроля определяет, насколько эффективно может человек контролировать окружающую реальность и владеть ею. Люди с интернальным локусом контроля чаще используют активные стратегии по преодолению опасных ситуаций.

Таким образом, важными внутренними критериями психологического здоровья и детерминантами информационно-психологической безопасности личности являются такие личностные ресурсы, как субъективная удовлетворенность информацией, адекватность отражения мира, психологическая устойчивость к информационным влияниям, внутренний локус контроля, личностная активность и автономность, развитая система личностных ценностей, мотивационная включенность в достижение цели и адаптированность к информационным влияниям.

Список литературы

1. Бодров В. А. Информационный стресс: учеб. пособие для вузов. М.: ПЕРСЭ, 2000. 352 с.

2. Божович Л. И. Проблема формирования личности. М.: Междунар. пед. академия, 1995. 208 с.

3. Виноградова Н. И. Логика исследования профессионального здоровья преподавателя педагогического вуза // Гуманитарный вектор. 2010. № 1(21). С. 70-74.

4. Ежевская Т. И. Информационная среда и психологическая безопасность личности // Безопасность в современном мире: теория и практика: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Чита: ЗабГГПУ, 2007. С. 18-22.

5. Клочко В. Е. Психологическое здоровье и онтопедагогика // Психологическое здоровье участников образовательного процесса: материалы региональной конференции, 11 мая 2001 г. Барнаул: БГПУ, 2002. С. 4-7.

6. Краснянская Т. М. Безопасность человека: психологический аспект: учеб. пособие. Ставрополь: Пресса, 2005. 216 с.

7. Крупник Е. П., Лебедева Е. Н. Психологическая устойчивость личностных конструктов в период взрослости // Психологический журнал. 2000. Т. 21. № 6. С. 12-13.

8. Решетина С. Ю., Смолян Г. Л. Информационно-психологическая безопасность личности (контуры проблемы) // Проблемы информационно-психологической безопасности : сб. статей и материалов конференции) / под ред. А. В. Брушлинского и В. Е. Лепского. М.: Ин-т психологии РАН, 1996. С. 18-30.

9. Шлыкова Н. Л. Психологическая безопасность субъекта профессиональной деятельности. Тверь: Триада, 2004. 151 с.

10. Хухлаева О. В. Тропинка к своему Я: программа формирования психологического здоровья у младших школьников. М.: Генезис, 2001. 280 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.