УДК 159.9
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В ПРОБЛЕМНОМ ПОЛЕ ПСИХОЛОГИИ
Т.В. Эксакусто, Н.А. Лызь (Таганрог)
Аннотация. Представлена систематизация исследований в проблемном поле психологии безопасности. Психологическая безопасность рассмотрена как предпосылка развития и самореализации личности. Сформулированы концептуальные основы изучения психологической безопасности субъекта.
Ключевые слова: психология безопасности; психологическая безопасность; субъект; личностное развитие.
Термин «психологическая безопасность» вошел в научный обиход относительно недавно, но уже получил распространение в сотнях научных работ. Кроме того, тематика психологической безопасности находит отражение в учебных пособиях, научно-популярных книгах и даже на специальных сайтах, ориентированных на широкую аудиторию. Высокий интерес к проблемам психологической безопасности обусловлен возрастающей потребностью научного описания явлений изменяющейся социальной реальности, более глубокого понимания и объяснения данного феномена и необходимостью решения возникающих в связи с ним практических задач.
Обращаясь к науке, следует отметить, что ее развитие невозможно без появления новых понятий. Известно, что научная деятельность на теоретическом уровне представляет собой построение и оперирование моделями реальности. В психологии самым распространенным типом модели является понятие. Именно понятия и категории (как наиболее общие из них) представляют собой «сгустки» знания, а также составляют тот «хрусталик», через который ученый видит изучаемую реальность. «Поскольку этот «хрусталик» представляет собой развивающийся орган, от характера его «преломляющих сред» зависит восприятие мира психических явлений и ориентация в нем» [7. С. 127]. Таким образом, в науке понятия выполняют две функции: во-первых, они концентрируют в себе содержание предметного знания, полученного при изучении определенного фрагмента реальности; во-вторых, они служат организаторами производства знания. Что же такое психологическая безопасность? Есть ли основания говорить о том, что психология обогатилась новым понятием? Насколько оно способно выполнять указанные функции?
Обзор более двухсот научных работ, в которых используется понятие психологической безопасности, показал, что в его рамках изучаются: психологические факторы опасности - безопасности среды (стили, формы, методы общения и взаимодействия, предметнопространственные особенности и др.); личностные детерминанты защищенности человека от негативных воздействий среды (социальных, информационных, политических, экономических, экологических и других факторов); способы повышения психологической устойчивости, защищенности; виды негативных пси-
хологических воздействий и способы защиты от них (здесь обычно используется термин «информационнопсихологическая безопасность»); человеческий фактор (психологические условия) безопасной деятельности (например, исследования психологических причин несчастных случаев на производстве, формирования безопасного поведения, самообеспечения безопасности); психологическая устойчивость человека в процессе экстремальной деятельности; влияние чрезвычайных ситуаций, трудных и опасных условий на психику и личность; субъективное восприятие ситуации как опасной или безопасной; переживание безопасности, степень удовлетворения потребности в безопасности и др.
Очевидно, что многообразие в науке имеет положительные стороны. Человека, психику, деятельность, социальные и другие процессы невозможно охватить единым взглядом, адекватно представить, рассматривая их из одной точки. Поэтому чем больше теорий, чем шире их «разброс», тем больше граней реальности попадают в сферу научного рассмотрения. Появление конкурирующих подходов также продуктивно с точки зрения наличия оппонентов, которые не дают науке застаиваться, а ученым «вязнуть» в стереотипах. Наиболее ценное знание формируется именно в «зазорах» между конкурирующими взглядами на реальность (М.К. Мамардашвили). Но для того чтобы хотя бы выявить различия между такими взглядами, необходим «общий язык» - устоявшиеся и принимаемые большинством ученых основные понятия. В данном случае использование термина «психологическая безопасность» в различных смыслах затрудняет процессы трансляции знания как внутри научного сообщества, так и за его пределы.
Многообразие подходов, позиций, ракурсов рассмотрения психологической безопасности не поддается одномерной классификации. Так, психологическая безопасность в одних работах соотносится с характеристиками внешнего мира или воздействий (состояние среды; условия жизнедеятельности; отсутствие угроз, скрытых форм насилия над личностью, опасностей для психики и личности в целом), в других - с психологическими характеристиками, состояниями самого человека (защищенность от негативных воздействий, устойчивость, переживание безопасности). При этом человек, а именно его психика или психологические свойства рассматриваются, во-первых, как объект безопасности (охраняемый
86
Социальная психология
объект); во-вторых, как фактор опасности-безопасности (например, собственной жизнедеятельности); в-третьих, как сфера отражения, локализации чувства безопасности; в-четвертых, как источник, управляющая инстанция, порождающая свойства субъекта безопасности. Когда изучается информационно-психологическая безопасность сложных охраняемых объектов (организации, государства, общества) или объектов, потенциально содержащих опасные факторы (реклама, Интернет и др.), личность как таковая даже не является объектом исследования.
Существуют и значительные различия в понимании критериев психологической безопасности. В большинстве работ основным критерием выступает целостность человека, функционирование организма и психики в соответствии с нормами, адекватность отражения и отношения к миру, адаптивность функционирования, защищенность сознания от изменения его состояния против воли человека. В других исследованиях состояние безопасности характеризуется удовлетворенностью настоящим, уверенностью в будущем (С.К. Рощин); неснижением вероятности достижения жизненных целей (А.В. Непомнящий); защищенностью ценностей, с которыми субъект отождествляет свою жизнь (Т.М. Краснянская), интересов, позиций, идеалов (Г.П. Серов); возможностью развития личности (Т.С. Кабаченко, Н.А. Лызь, С.Ю. Решетина, Т.Я. Смолян, А.Н. Сухов и др.).
Таким образом, анализируя собирательный образ психологической безопасности, можно сказать, что к данному феномену исследователи относят любые вопросы, связанные одновременно с двумя проблемами: опасностью - безопасностью - защищенностью и человеком - психикой - личностью. Вероятно, представленный анализ демонстрирует то, что в психологии не столько изучается феномен психологической безопасности, сколько разрабатывается специфическое проблемное поле (или отрасль) - психология безопасности.
Популярность термина и расширение представлений о безопасности «размывают» границы исследуемого понятия. Невозможность выделить существенные и необходимые признаки, отличающие понятие психологической безопасности от других, близких ему, не позволяет использовать его как «инструмент» эффективного приращения нового научного знания. Цель настоящей статьи - раскрыть авторский взгляд на место феномена психологической безопасности в проблемном поле психологии безопасности, определить его как понятие, отражающее модель реальности, сформулировать концептуальные основы его изучения, показать перспективные направления исследования.
Отправной точкой наших рассуждений служит разделение проблемного поля психологии безопасности на направления, в рамках которых возможно выявить сущностно единое понимание психологической безопасности. Таких направлений как минимум три.
Первое (назовем его психологией безопасной деятельности) изучает человека в различных видах
деятельности, в том числе на объектах высокого риска, в экстремальных и чрезвычайных ситуациях с точки зрения человеческого (психологического) фактора в обеспечении безопасности деятельности. Здесь рассматриваются индивидуально-психологические особенности, личностные качества, знания, умения и навыки человека, позволяющие обеспечивать безопасность объектов деятельности, других людей и самого себя в рамках конкретной деятельности (М.А. Котик, В. Кроуфорд, К. Марбе, Г. Мюнстерберг, В.П. Гребняк, К. Трамм, М. Гринвуд, Х. Вудс и др.) или жизнедеятельности в целом (Т.М. Краснянская). Наиболее характерно следующее определение: «Психологическая безопасность - это отрасль психологической науки, изучающая психологические причины несчастных случаев, возникающих в процессе труда и других видов деятельности, и пути использования психологии для повышения безопасности деятельности» [5. С. 19]. Именно такое понимание психологической безопасности (и несколько расширенное) встречается в зарубежных исследованиях. Оно же чаще всего используется в учебных пособиях по безопасности жизнедеятельности. Следует отметить, что здесь психология не столько решает собственные (вытекающие из развития психологической науки и практики) задачи, сколько выполняет запрос других сфер, обслуживая деятельность других профессионалов.
В центре второго направления - психологическая безопасность среды. Здесь, как правило, объектом изучения является пространство «среда - человек», а предметом - информационные, социальные, предметнопространственные и другие характеристики среды и условия жизнедеятельности, способные оказывать влияние на психику, сознание, личность, поведение человека, нарушая тем самым его безопасность (И.А. Баева, Г.В. Грачев, В.А. Дмитриевский, Т.С. Кабаченко,
А.Н. Сухов и др.). Особое внимание уделяется характеру угрожающих влияний (негативное информационнопсихологическое воздействие, внушение, манипулирование и др.) и их последствиям (нарушение адекватности отражения реальности, психического состояния, адаптивности функционирования и др.). В отличие от первого направления, основной целью здесь является не безопасность деятельности, а благополучие самого человека, и актуальные задачи ставят именно психологическая наука и практика. В рамках данного направления из всего многообразия исследований, на наш взгляд, следует выделить работы И.А. Баевой и ее последователей, где под психологической безопасностью понимается состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников [1]. В отличие от других исследований, представляющих безопасность как отсутствие угроз,
87
№ 37
Сибирский психологический журнал
2010 г.
вскрытие сущностных характеристик психологически безопасной среды (в данном случае образовательной), позволяет не только изучать нарушение безопасности, но и выявлять пути ее повышения.
В третьем направлении в качестве «ответственной инстанции», «носителя» и сферы локализации феномена безопасности рассматривается не среда, а сам человек. Здесь психологическая безопасность определяется через субъективную картину мира, защищенность, готовность, переживание, состояние сознания, а в пределе - качества личности, позволяющие преодолевать опасности, быть устойчивой к негативным воздействиям, а также способствующие минимизации производимых опасностей для себя, общества и природы и благополучию в целом (последнее уводит нас от понятия психологической безопасности к безопасной личности [6]). Остановимся на третьем направлении более детально, поскольку полагаем, что при наличии значительного потенциала и большого количества исследований оно недостаточно разработано на концептуальном уровне.
Обобщение результатов отечественных исследований, анализ базовых психологических закономерностей с учетом собственной исследовательской позиции позволили сформулировать следующие концептуальные положения для определения психологической безопасности.
1. Базовое положение опирается на ряд идей методологического уровня. Первая постулирует единство человека и мира и утверждает, что человеку мир не дан как нечто внешнее, отстоящее от него, - он сам создает свой мир, наполняя его своим присутствием, собственным смыслом, создавая субъективные и объективные обстоятельства своей жизни, в том числе и опасности/безопасности. Вторая идея связывает безопасность любой сложной системы с проявлением внутренних источников (потенциала) развития, реализация которых обеспечивается в ходе взаимодействия со средой не оградительными мерами, а преобразованием негативных условий в фактор прогресса [9]. Таким образом, центром психологической безопасности можно считать субъекта как целостную, активную, рефлексивную, ответственную, способную разрешать жизненные противоречия и саморазвиваться управляющую инстанцию (К.А. Абульханова, А.В. Брушлинский, С.Л. Рубинштейн и др.).
2. Конституирующую характеристику субъекта составляют отношения (к миру, к себе, к другим), именно в отношениях концентрируются взаимосвязи человека и мира, поэтому они могут рассматриваться в качестве базовой характеристики психологической безопасности. Однако их рассмотрение вне деятельной активности и субъективного плана ведет к «вырожденной» модели. Отношения, проявляющиеся во взаимосвязях человека с объективной и субъективной реальностью, обеспечивают определенный уровень социальной активности человека и определяют вместе с результатами активности удовлетворенность субъекта. Взаимосоответствие
(баланс) отношений, активности и удовлетворенности и является, на наш взгляд, свидетельством психологической безопасности человека, поскольку такой баланс возможен, если они соответствуют окружающим условиям, требованиям и «вызовам» среды.
3. Психологическая безопасность относится к категории состояния, учитывающего, с одной стороны, динамичность изменений, с другой - целостность и относительную стабильность системы. Однако говоря о психологической безопасности субъекта, следует указать на устойчивую личностную основу такого состояния - потенциал субъекта, включающий совокупность ценностно-смысловых ориентаций и личностных качеств, определяющий как сами характеристики психологической безопасности, так и достижение их взаимосоответствия при различных внешних условиях. Такой потенциал может рассматриваться: в статическом аспекте, проявляющемся в совокупности особенностей ценностно-смысловой сферы человека, его нравственности и духовности; в динамическом аспекте, обеспечивающем личностное развитие, самореализацию; в аспекте результативности, эффективности личности, отражающем возможность адаптации личности к заданным обстоятельствам и преодоления их.
4. Определяющими критериями и одновременно условиями безопасности являются: целостность человека (физическая, психическая, психологическая, духовно-нравственная), возможность развития (как предпосылка и результат преодоления различного рода опасностей и сохранения целостности), возможность достижения жизненных целей, осуществления своего предназначения [6, 8-10]. Исходя из этого, функциональная роль психологической безопасности проявляется в том, что она есть необходимое (а вместе с потенциалом и достаточное) условие для личностного развития и самореализации.
Таким образом, психологическая безопасность есть состояние динамического баланса отношений субъекта (к миру, к себе, к другим), его активности и удовлетворенности, соответствующих различным (в том числе угрожающим) влияниям внешнего и внутреннего мира, которое позволяет субъекту сохранять целостность, саморазвиваться, реализовать собственные цели и ценности в процессе жизнедеятельности (рис. 1). Потенциал субъекта безопасности понимается как совокупность личностных характеристик (субъективной картины мира, духовнонравственных ориентаций, интенций к саморазвитию и самореализации, характеристик ценностно-смысловой сферы, интернальности, жизнестойкости и др.), проявляющихся в индивидуально-неповторимой форме, что создает пространство возможностей субъекта в плане обеспечения психологической безопасности.
Разработку понятия психологической безопасности с данных концептуальных позиций мы считаем одной из наиболее перспективных задач современной пси-
88
Социальная психология
Отношения к миру, к себе, к другим
Внешняя среда
Рис. 1. Модель психологической безопасности
хологии. Ведь именно психологическая безопасность определяет «равновесное состояние» (носящее не статический, а динамический характер) как во внутреннем пространстве субъекта, так и в системе «человек - внешняя среда», позволяющее ему «работать» не столько на выживание, отработку, адаптацию, сколько на самореализацию и саморазвитие. Безусловно, такая внутренняя и внешняя деятельность или же изменяющаяся среда будут приводить к нарушению достигнутого равновесия (что соответствует деформации внешнего круга на рисунке), а значит, к нарушению психологической безопасности. Но, преодолевая трудности и препятствия, субъект восстанавливает равновесие на более высоком уровне, наращивая свой потенциал (что соответствует увеличению диаметра внутреннего круга на рисунке), повышает уровень психологической безопасности (увеличение диаметра внешнего круга) и становится более устойчивым к различным факторам среды и способным брать новые высоты. Таким образом, психологическая безопасность не есть самоцель, это лишь условие личностного развития, самореализации и самоосуществления человека. Тем не менее разработка методов оценки и изучение психологической безопасности позволят выявить препятствия личностного развития, построить комплексные объяснительные схемы, обеспечивающие продуктивную коррекционную и развивающую практическую деятельность психологов. Следует также отметить, что поскольку взаимосвязи личности со средой учитываются в данной модели в превращенном виде - в форме отношений, активности и удовлетворенности субъекта, то для оценки психологической безопасности не требуется диагностика свойств среды, поэтому такие исследования, а также дальнейшая практическая работа могут осуществляться сугубо психологическими методами.
В силу сложности и многомерности человека исследование психологической безопасности в целом
представляется достаточно трудным. Наиболее целесообразным на современном этапе будет изучение частных случаев или аспектов психологической безопасности. Учитывая общую концептуальную модель, впоследствии возможно обобщение результатов с формированием общей психологической картины данного феномена. Выделим наиболее разработанные аспекты психологической безопасности субъекта на основе областей ее локализации, а также перспективные направления исследований на основе данной модели.
Исторически наиболее ранним и хорошо изученным является направление информационнопсихологической безопасности, где представлена психологическая безопасность субъекта информационнокоммуникативных процессов [4, 8] (сюда не относятся исследования собственно негативных информационных воздействий вне субъекта). Один из основателей данного направления Г.В. Грачев рассматривает информационнопсихологическую безопасность личности как «состояние защищенности психики от действия многообразных информационных факторов, препятствующих или затрудняющих формирование и функционирование адекватной информационно-ориентировочной основы социального поведения человека и в целом жизнедеятельности в современном обществе, а также адекватной системы его субъективных (личностных, субъективно-личностных) отношений к окружающему миру и самому себе» [4. С. 38]. Как в данном определении, так и в результатах многочисленных исследований внутренних условий такой защищенности (Г.В. Грачев, В.Е. Лепский, А.В. Ля-шук, Г.Л. Смолян, С.Ю. Решетина, В.А. Сведюк и др.) видна концептуальная общность с разработанной моделью, в частности с содержанием потенциала субъекта безопасности, с пониманием отношений и активности как показателей и критериев безопасности.
Другое разработанное направление рассматривает психологическую безопасность как чувство, по-
89
№ 37
Сибирский психологический журнал
2010 г.
рождаемое субъективным восприятием себя в мире, субъективной оценкой состояния жизнедеятельности с точки зрения его подконтрольности, реализации потребности в безопасности, а также наличия необходимых возможностей для удовлетворения остальных потребностей (А.А. Баканова, С.А. Богомаз, Л. Бурбо,
А.Г. Гладких, А. Маслоу, Н.В. Козлова, Т.М. Краснянская, М. Сен-Жак, Б. Шнайер, Р. Янофф-Бульман и др.). Причем здесь речь идет не о ситуативном переживании и кратковременных эмоциях, обусловленных конкретным моментом, а о достаточно устойчивом чувстве, взаимосвязанном с отношениями субъекта и обусловливающем его удовлетворенность и активность, что позволяет соотнести эти исследования с разработанной моделью. Среди множества полученных результатов особо следует выделить работы С.А. Богомаза и его учеников, в которых представлен способ количественной оценки степени переживания человеком своей личной безопасности, изучена взаимосвязь ряда характеристик потенциала субъекта (осмысленности жизни, целеустремленности, социально-психологической адаптивности) с субъективным восприятием себя и мира и, как следствие, переживанием психологической безопасности, исследована ее динамика у субъектов, находящихся в разных условиях, а также влияние чувства безопасности на успешность деятельности. На обширном эмпирическом материале С.А. Богомазом показано, что чувство психологической безопасности имеет субъективное содержательное наполнение, способствующее психической стабильности человека и его успешности в жизни, а также является важным условием личностного развития [2, 3].
Одним из новых и перспективных направлений в исследовании психологической безопасности, локализованной в пространстве межличностных отношений, является изучение социально-психологической безопасности. Согласно подходу, предлагаемому одним из авторов статьи [10], ее структура в целом соответствует модели психологической безопасности и включает три модуса: гармоничность отношений (когнитивный компонент), удовлетворенность ими (эмоциональномотивационный компонент) и защищенность (поведенческий компонент).
Таким образом, социально-психологическая безопасность рассматривается как состояние динамического баланса (соответствия) внутреннего потенциала субъекта и угрожающих условий различного генеза, проявляющееся в наличии гармоничных, приносящих удовлетворение взаимоотношений, характеризующихся защищенностью (отсутствием деформаций, нарушений и трудностей, а также толерантностью в отношениях). Равно как и в модели психологической безопасности, определяющим для гармоничности отношений, удовлет-
воренности ими и защищенности субъекта становится его потенциал, учет которого позволяет проследить весь путь возникновения, поддержания и развития социально-психологической безопасности: от устойчивых личностных особенностей к характеристикам субъекта межличностных отношений, их взаимосвязи и далее - к собственно его социально-психологической безопасности. Полученные эмпирические результаты [11] дают основание говорить о различных типах социально-психологической безопасности, обусловленных особенностями проявления модусов гармоничности, удовлетворенности, защищенности во взаимосвязи с потенциалом субъекта.
Выделяя другие сферы локализации психологической безопасности и определяя их через отношение к деятельности, активность в ней и удовлетворенность ею, можно говорить о психологической безопасности субъекта профессиональной или учебной деятельности, являющейся стартовым условием самореализации и саморазвития человека в условиях данной деятельности. Здесь психологическая безопасность пока изучена в контексте адаптированности и субъективной удовлетворенности, а феномены психического выгорания, профессионального стресса, посттравматического синдрома можно интерпретировать как нарушения психологической безопасности. Возможно, использование разработанного конструкта, ориентирующего на изучение баланса отношений, активности и удовлетворенности, позволит более комплексно объяснить профессиональное развитие личности, откроет новые грани известных проблем.
В заключение отметим, что настоящее исследование отражает попытку авторов подойти к проблеме психологической безопасности исходя из идей целостности человека, его единства с миром, ценностей субъективного благополучия, развития, самореализации. Желание определить психологическую безопасность субъекта как понятие, отражающее самостоятельный психологический феномен, привело к необходимости рассмотрения проблемного поля психологии безопасности и отделения того, что напрямую к данному феномену не относится, а именно изучение психологических аспектов безопасной деятельности и психологически безопасной среды. Представленная модель психологической безопасности субъекта обладает высоким эвристическим потенциалом и позволяет объяснять явления и факты в этой сфере, объединить полученные в рамках разных исследований результаты и наметить направления дальнейших исследований. Необходимость изучения психологической безопасности как условия развития личности определяет актуальность, а наличие концептуальной базы - и возможность дальнейших продуктивных исследований проблемы.
90
Социальная психология
Литература
1. БаеваИ.А. Психологическая безопасность в образовании. СПб.: Союз, 2002. 271 с.
2. Богомаз С.А., КозловаН.В. Динамика психологической безопасности у юношей в условиях армейской службы и обучения в военном инсти-
туте // Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 330. С. 147-151.
3. Богомаз С.А. Оценка психологической безопасности выпускников школы // Сибирский психологический журнал. 2009. № 34. С. 58-62.
4. Грачев Г.В. Личность и общество: информационно-психологическая безопасность и психологическая защита. М.: ПЕР СЭ, 2003. 301 с.
5. КотикМ.А. Психология и безопасность. Таллин: Валгус, 1987. 440 с.
6. Лызь Н.А. Модельные представления о безопасной личности // Известия ТРТУ. 2005. № 7(51). С. 21-25.
7. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. М.: ИНФРА-М, 1998. 528 с.
8. Проблемы информационно-психологической безопасности / Под ред. А.В. Брушлинского, В.Е. Лепского. М.: Ин-т психологии РАН, 1996.
9. Ходаковский Е.А. Системология безопасности (применение системного анализа к явлениям безопасности) // Безопасность. 1997. № 7-9.
С. 178-185.
10. Эксакусто Т.В. Проблема обеспечения социально-психологической безопасности личности // Российский психологический журнал. 2008. Т 5, № 3. С. 35-43.
11. Эксакусто Т.В. Социально-психологическая безопасность субъекта межличностных отношений // Личность и бытие: субъектный подход.
М.: Ин-т психологии РАН, 2008. С. 413-417.
PSYCHOLOGICAL SAFETY IN THE PROBLEM FIELD OF PSYCHOLOGY Eksakusto T.V., Lyz’ N.A. (Taganrog)
Summary. Ways of study in psychology of safety are systematized in the article. Psychological safety is considered as a prerequisite for personal development and self-realization. Conceptual foundations of the study of subject’s psychological safety are given.
Key words: psychology of safety; psychological safety; the subject; personal development.
91