УДК 159.923 ББК Ю 939
Татьяна Иннокентьевна Ежевская,
кандидат психологических наук, Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н. Г. Чернышевского (Чита, Россия), e-mail: [email protected]
Психологическое здоровье как значимый ресурс информационно-психологической безопасности личности
В настоящее время в связи с актуальностью сохранения психологического здоровья от вредоносных воздействий окружающей информационной среды возрос научный интерес к проблеме информационно-психологической безопасности личности и идёт усиленный поиск эффективных механизмов её обеспечения. Информационно-психологическая безопасность личности не может обеспечиваться без учёта психологического здоровья, которое позволяет человеку сохранять определённое психологическое равновесие при информационном воздействии окружающей среды и является интегральной составляющей всех личностных характеристик. Определить сущность психологического здоровья, выделить его основные компоненты, играющие значимую роль в обеспечении информационно-психологической безопасности, - это основная цель данной статьи. В решении проблемы информационно-психологической безопасности значимую роль играют личностные ресурсы, важные составляющие психологического здоровья, которые являются значимым фактором конструктивного разрешения сложных ситуаций и обеспечивают личности возможность адекватно реагировать на информационные воздействия. В статье раскрываются современные подходы к оценке здоровья, взгляды учёных на понимание психологического здоровья и его составляющих, даётся определение психологического здоровья человека и его отличие от психического здоровья. Рассматривается взаимосвязь психологического здоровья с информационнопсихологической безопасностью личности и личностные ресурсы обеспечения информационно-психологической безопасности. Раскрываются некоторые личностные критерии информационно-психологической защищённости личности.
Ключевые слова: психологическое здоровье, информационно-психологическая безопасность, личностные ресурсы.
Tatijana Innokentievna Ezhevskaya,
Candidate of Psychology,
Zabaikalsky State Humanitarian Pedagogical University named after N. G. Chernyshevsky
(Chita, Russia), e-mail: [email protected]
Psychological Health as an Important Resource of Informational and Psychological Security of a Person
Today, due to the urgency of conserving psychological health from harmful environmental impacts of the information environment, scientific interest in the issue of informational and psychological security of personality has increased and there goes an intensive search for effective mechanisms of its achievement. Informational and psychological security of the person can not be provided without regard to mental health, which allows a person to maintain a psychological balance when information impacts the environment and it is an integral part of all personality traits. The main objectives of this article are to determine the nature of mental health and identify its main components that play an important role in providing informational and
© Т. И. Ежевская, 2012
205
psychological safety. In addressing the problem of informational and psychological security, an important role is played by personal resources, important components of psychological health, which are a significant factor in the constructive resolution of complex situations and provide the individual an opportunity to respond adequately to information exposure. The article describes modern approaches to assessing health, expands scientists’ views on the understanding of psychological health and its components, provides a definition of psychological health and explains its difference from mental health. It examines the relationship of psychological health with informational and psychological security of the personality and personal resources to ensure informational and psychological security, reveals some personal criteria for informational and psychological security of the personality.
Keywords: psychological health, informational and psychological security, personal resources.
Комплекс серьёзных проблем, связанных с безопасностью личности, расширился из-за влияния на человека продуктов собственной жизнедеятельности, включая и информационные. В последнее десятилетие возрос интерес учёных к разработке вопросов информационно-психологической безопасности личности. Исследование проблем информационно-психологической защищённости сегодня основывается на разных научно-психологических подходах (ресурсном, деятельностном, субъектном, экопси-хологическом и др.). Нами был разработан системно-ценностный подход к изучаемой проблеме, который рассматривает изучаемые явления во взаимосвязи и делает основной акцент на внутренних психологических ресурсах, способствующих информационнопсихологической защищённости личности и лежащих в основе психологического здоровья человека.
В современных условиях информационно-психологическая безопасность личности не может обеспечиваться без комплексного учёта всех психологических ресурсов человека. К их числу относится и психологическое здоровье, которое позволяет человеку сохранять определённое психологическое равновесие при информационном воздействии окружающей среды и является интегральной основой всех личностных характеристик. Психологическое здоровье и информационнопсихологическая безопасность личности взаимосвязаны в реальной жизнедеятельности личности. Психологически здоровый человек более активен и имеет больший уровень защиты от воздействия дестабилизирующей информационной среды. Защитить человека
от вредоносного влияния непрерывно воздействующего на него потока информации -значит сохранить его психологическое здоровье.
Раскрытие сущности психологического здоровья и определение основных личностных компонентов, лежащих в основе психологического здоровья и способствующих психологической защищённости человека от негативного влияния информационных факторов, является основной целью данной статьи.
Современные подходы к оценке здоровья базируются на основополагающих теоретических представлениях о единстве организма с окружающей средой. Здоровье -это целостное многомерное динамическое состояние человека в условиях конкретной окружающей среды, позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции. Исходя из данных представлений, здоровье рассматривается как естественное состояние организма, характеризующее его уравновешенность с окружающей средой, включая информационную. Если рассматривать норму здоровья как равновесие со средой, то любое нарушение этого равновесия является опасным для здоровья. Но так как человек в силу объективных и субъективных обстоятельств не может находиться в постоянном равновесии со средой, то, следовательно, он часто переходит в зону риска для своего здоровья. Для сохранения устойчивости личностных структур равновесие организма со средой должно быть подвижно.
Концепция здоровья, сформулированная современными учёными, основывается на представлениях об организме человека как
сложной самоорганизующейся системе, которая обладает большими функциональными резервами и способами адаптироваться к самым разным условиям [1]. Но «цена», которую платит организм за своё существование в окружающем мире, слишком велика и очень рано его приспособительные возможности истощаются.
Понятие «психологическое здоровье» все ещё часто используется как аналог устоявшегося понятия «психическое здоровье», нарушение которого можно представить как широкий спектр деформаций - от психических отклонений до психических заболеваний. Сегодня складывается мнение, что термин «психологическое здоровье» относится к личности в целом. Следовательно, можно сказать, что психологическое здоровье - это личностное здоровье. Психика же является тем, что обеспечивает устойчивость личности как открытой системы: «с помощью её система устанавливает соответствие между тем, что ей нужно от среды, и тем, что в среде отвечает на актуальный запрос системы. Поэтому психика является важнейшим инструментом порождения такой реальности, в которой оказываются совмещёнными субъективное пространство человека и объективное пространство среды» [6, с. 6].
Ряд учёных рассматривает психологическое здоровье с точки зрения полноты, богатства развития личности. В этом направлении раскрывают данную проблематику отечественный исследователь И. В. Дубровина, которая ввела термин «психологическое здоровье» в оборот отечественной науки, и зарубежный психолог А. Г. Маслоу, связавший психологическое здоровье с самоактуализацией личности и метамотивами, суть которых составляют потребности и ценности роста. Маслоу считал, что здоровый человек не боится осуждения окружающих людей, и эта его способность обусловлена чувством базового удовлетворения. Испытываемые им чувства безопасности и причастности, его любовь и самоуважение функционально автономны или, говоря другими словами, не зависят от факта удовлетворения потребности, лежавшей в их основе [7].
Для описания психологического здоровья О. В. Хухлаева использует понятие «гармония», под которым подразумевается
баланс между различными частями «Я», а также между человеком и средой обитания. Исследователь считает, что психологическое здоровье неразрывно связано с духовностью человека и способностью сочетать согласие с собой и активную позицию в жизни [10]. И исследования алтайских учёных Л. Д. Деминой и И. А. Ральниковой показали, что психологическое здоровье человека детерминируется особенностями баланса, гармонией жизненных сил человека, своеобразием жизненного пространства и связано с особенностями личности и её целостностью [3].
В. И. Слободчиков и А. В. Шувалов, определяя психологическое здоровье, использовали понятие «интеграл», производное от латинского «integer», что означает «полный, цельный, ненарушенный» [9].
Работы учёных и практиков показали, что если нарушается целостность личности под влиянием информационных воздействий, то это может привести к взаимосвязанным изменениям со стороны психического здоровья, жизненных установок, направленности личности, структуры ценностей, структуры мотивов, целей, нарушению структуры черт личности и мировоззрения.
Если говорить о пределах допустимых изменений психологического потенциала на уровне целостной личности, то, согласно К. Леонгарду, критериями психологического здоровья можно считать недопустимость появления в результате информационных воздействий выраженных акцентуаций личности.
М. П. Гурьянова выделяет категорию «жизнеспособность личности» как интегрированное личностное качество, ориентирующее на деятельное, ценностное, ответственное отношение человека к собственному здоровью, своей жизнедеятельности, а также здоровью и жизнедеятельности других людей. Отметим, что немаловажную роль в сохранении психологического здоровья играет и подвижность личностного потенциала.
По мнению О. В. Хухлаевой, обобщённая модель психологического здоровья должна включать аксиологический, инструментально-технологический и потреб-ностно-мотивационный компонент [11]. Рассмотрение исследуемой проблемы в рамках подхода позитивного психологического
здоровья позволяет выделить следующие критерии измерения безопасного развития: возможность личностного выбора и автономность развития даже в неблагоприятной жизненной среде.
Рассматривая информационно-психологическую безопасность в контексте внутреннего психологического здоровья,
С. Ю. Решетина и Г. Л. Смолян выделили ряд личностных критериев её обеспечения [8].
В качестве основного субъективного критерия данные авторы рассматривают чувство удовлетворённости или неудовлетворённости собственной информированностью. Чувство удовлетворённости связано с относительно устойчивым положительным эмоциональным переживанием и осознанием личностью возможности удовлетворения своих основных потребностей даже в неблагоприятной ситуации, при возникновении обстоятельств, которые могут блокировать или затруднять их реализацию. Это чувство может оцениваться как чувство информационной недостаточности или избыточности. Нарушение безопасности сопровождается возникновением у человека ряда состояний, связанных с эмоциональным фоном, - тревоги, страха, напряжённости, стресса, что может привести к нарушению различных сфер личности. Состояние безопасности же сопровождается чувством спокойствия, удовлетворённости, уверенности.
Следующий критерий - это адекватность отражения окружающего мира. Под адекватностью отражения понимается установление такого отношения между отображаемым и отображающим, которое наилучшим образом помогает сохранению и совершенствованию функциональных свойств личности. Субъективный образ мира является механизмом построения отношений личности со средой. Основное препятствие для усвоения личностью информационных воздействий, направленных на восстановление адекватной картины мира, представляют механизмы психологической защиты, т. е. информация искажается в случае её несовпадения с установками личности. Обычно личность реагирует адекватно на изменения окружающей среды, но в случае же, если воздействия среды выходят за пределы норм реакции, человек может отражать их неадекватно. Деформация много-
мерного мира человека является основанием психологического нездоровья человека [6].
Адекватность отражения мира и безопасность личности напрямую связана с адаптивностью личности. Общеизвестно, что адаптация - это результат активного поиска личностной системой наиболее оптимального и наиболее устойчивого состояния системы для конкретного сочетания внутренних и внешних условий существования личности путём активизации своих резервных возможностей в условиях изменения среды существования. Процессы адаптации направлены на поддержание сбалансированности в системе «человек - среда».
Нарушение сбалансированности системы «человек - среда» влечёт за собой напряжение адаптационных компонентов системы и, соответственно, влияет на личность в целом. Если информационная среда оказывает на человека сверхсильное воздействие, то это может привести к стрессу. Неспецифические адаптационные процессы, развёртывающиеся в ответ на воздействие стрессоров в системе приёма и переработки информации, обеспечивают ограничение числа перерабатываемых единиц информации. Чем хуже функционируют механизмы неспецифической адаптации, тем ниже стрессоустойчивость системы приёма и преобразования информации и тем выше возможность личностных изменений.
Механизмы сохранения здоровья, способность адаптироваться к условиям окружающей среды зависят от силы и длительности воздействующих факторов, от индивидуальных качеств организма и личностных свойств.
Следующим важным условием и критерием психологического здоровья личности является её устойчивость к различным информационным воздействиям. Психологическую сущность устойчивости личности составляет личностная ориентация на отдаленные факторы жизни. Психологически устойчивая личность контролирует собственные эмоциональные переживания и использует конструктивные стратегии поведения в конкретных ситуациях информационного воздействия.
Ученые выделили также ряд других личностных качеств и свойств, способствующих сохранению психологического здоровья.
Например, О. Ю. Зотова считает, что для безопасности личности немаловажную роль играют когнитивные характеристики (полнота и точность отображения характеристик окружающего мира; субъективная близость образов «Я» с образом «Я в безопасности», позитивное оценивание субъективной реальности), мотивационно-оценочные (единство переживания субъектом состояния психологической безопасности в совокупности с ситуацией жизнедеятельности), мотивационно-потребностные (высокий уровень удовлетворенности потребности в безопасности), ценностные (расширенный диапазон ценностей, уменьшение отвергаемых и нейтральных ценностей; уравновешенность индивидуальных и групповых ценностей) и коммуникативные (высокий уровень доверия к себе) характеристики [5]. Н. Л. Шлыкова добавляет высокий уровень личностной выносливости, активные тактики сопротивления стрессу, внутренний локус контроля [12].
Локус контроля определяет, насколько эффективно может человек контролировать окружающую реальность и владеть ею. Люди с внутренним локусом контроля понимают, что только некоторые явления находятся вне сферы человеческих влияний и используют активные стратегии по преодолению опасных ситуаций. Сравнительно низкий уровень интернального контроля является качеством личности, использующим психологические механизмы пассивного преодоления негативного информационно-психологического воздействия и располагающим слабыми личностными и средовыми ресурсами. Он предполагает слаборазвитую Я-концепцию.
В исследованиях Р. В. Вольнова показано, что сравнительно выраженный ин-тернальный локус контроля является качеством личности, характерным для социально адаптированных людей, использующих психологические механизмы активного преодоления негативного информационнопсихологического воздействия, имеющих позитивную «Я-концепцию», располагающих личностными и средовыми ресурсами [2].
Таким образом, психологическое здоровье и, как следствие, осознаваемость и самообеспечение информационнопсихологической безопасности будет зависеть и от эмоционально-оценочного отно-
шения к себе, к собственной деятельности, к условиям среды. Н. Л. Шлыкова указывает на то, что «обобщённые устойчивые представления человека о том, что отвечает его потребностям, интересам, намерениям, целям, планам, определяют пути (способы) формирования психологически безопасного существования» [12, с. 84]. Человек как субъект способен распоряжаться собственными ресурсами и благодаря этому строить отношения с реальностью.
Опираясь на вышеизложенное, можно заключить, что среди важных компонентов психологического здоровья находится: удовлетворенность, адекватность отражения окружающего мира, адаптивность, психологическая устойчивость, целостность личности, внутренний локус контроля, личностная активность, автономность, мотивация и система личностных ценностей, включающая самоценность, — которые дают личности возможность защититься от негативного информационно-психологического влияния окружающей действительности.
Сегодня, в связи с актуальностью сохранения психологического здоровья от вредоносных воздействий окружающей информационной среды, идёт усиленный поиск эффективных механизмов обеспечения безопасности личности. В решении данной проблемы значимую роль играют личностные ресурсы, которые являются значимым фактором конструктивного разрешения сложных ситуаций, обеспечивают личности возможность адекватно реагировать на воздействие извне и преодолевать стрессогенные ситуации. Они определяют психологическое здоровье, которое позволяется человеку сохранять определённое психологическое равновесие при информационном воздействии окружающей среды и обеспечить возможный в конкретной ситуации уровень своей психологической безопасности.
Одной из задач в обеспечении информационно-психологической безопасности человека является развитие его ценностного сознания, внутренних побуждений сохранять свою личностную целостность и психологическое здоровье.
Список литературы
1. Агаджанян Н. А., Баевский Р. М., Берсенева А. П. Проблемы адаптации и учение о здоровье: учеб. пособие. М.: РУДН, 2006. 284 с.
2. Вольнов Р. В. Психолого-правовые особенности обеспечения информационно-психологической безопасности личности: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации. М., 2011. 25 с.
3. Демина Л. Д., Ральникова И. А. Психологическое здоровье и защитные механизмы личности: учеб. пособие. Барнаул: Изд-во Алтайского ун-та, 2000.
123 с.
4. Дубровина И. В. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. М.: Деловая книга, 2000. 176 с.
5. Зотова О. Ю. Социально-психологическая безопасность личности: автореф. дис. ... докт. психол. наук / Московский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. М., 2011. 44 с.
6. Клочко В. Е. Психологическое здоровье и онтопедагогика // Психологическое здоровье участников образовательного процесса: материалы регион. конф., 11 мая 2001 г. Барнаул: БГПУ, 2002. С. 4-7.
7. Маслоу А. Г. Дальние пределы человеческой психики / под науч. ред.
Н. Н. Акулиной. СПб.: Евразия, 1997. 430 с.
8. Решетина С. Ю., Смолян Г. Л. Информационно-психологическая безопасность личности (контуры проблемы) // Проблемы информационнопсихологической безопасности: сб. ст. и материал. конф. / под ред.
А. В. Брушлинского и В. Е. Лепского. М.: Ин--т психол. РАН, 1996. С 18-30.
9. Слободчиков В. И., Шувалов А. В. Антропологический подход к решению проблемы психологического здоровья детей // Вопросы психологии. 2001.
№ 4. С. 91-105.
10. Хухлаева О. В. Психологическое здоровье как системообразующий фактор психологической службы в образовании // 3-я Российская конф. по экологической психологии (Москва, 15-17 сентября 2003 г.): тезисы. М.: Психологический институт РАО, 2003. С. 174-175.
11. Хухлаева О. В. Тропинка к своему Я: программа формирования психологического здоровья у младших школьников. М.: Генезис, 2001. 280 с.
12. Шлыкова Н. Л. Психологическая безопасность субъекта профессиональной деятельности. Тверь: Триада, 2004. 151 с.
Статья поступила в редакцию 10.02.2012 г.