УДК: 159.922 - 057.875
С. В. Чермянин, А. С. Скороход, С. С. Вьюшкова
Формирование профессионально важных качеств у клинических психологов на этапе получения профессионального образования
Было проведено профессиографическое описание деятельности клинических психологов, работающих в лечебных учреждениях, и клинических психологов, участвующих в аварийно-спасательных и других неотложных работах при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Выявлен комплекс индивидуально-психологических свойств и психофизиологических качеств, так называемых «профессионально важных качеств», определяющих успешность профессиональной деятельности специалистов этой категории, что необходимо учитывать в ходе формирования профессиональных компетенций у студентов, обучающихся по специальности «Клиническая психология». Также для достижения цели и решения задач исследования в 2010-2015 гг. было проведено комплексное социально-психологическое изучение и психологическое обследование 428 студентов ЛГУ им. А. С. Пушкина, обучающихся по специальности «Клиническая психология» и «Психология». При выборе методов исследования опирались на психологические качества, которые способствуют успешной профессиональной деятельности клинического психолога: когнитивные, коммуникативные, морально-нормативные и поведенческие.
The problem of developing professionally important qualities for helping professions acquires increasing scientific and practical relevance in connection with the constant growth of extremes, the increase in the number of man-made disasters and the content transformation of conditions, activity and requirements to such specialists. But not everyone clinical psychologists has professional important qualities that contribute to the success of professional duties. As a result, working with the patients who are targets of stress, in some cases leads to burnout and loss of interest in this type of activity, which ultimately has a negative impact on the professional longevity of this category of specialists.
The activities of clinical psychologists working in medical institutions, and clinical psychologists involved in emergency and rescue other urgent works in the aftermath of emergency situation had been professional graphic described.
The complex of individual psychological properties and psychophysiological qualities that determine the success of professional activity of specialists had been identified, which should be used in the education of professional competencies of students, specialty "Clinical psychology». To achieve goals, 428 students studying "Leningrad state University n.a. A.S. Pushkin", majoring in "Clinical psychology" and "Psychology» had been surveyed in 2010-2015. The research methods were chosen with the help of the qualities of successful professional activity of clinical psychologist: cognitive, communicative, moral-normative and behavioral.
Ключевые слова: клинические психологи, профессионально важные качества, саморегуляция психоэмоционального и функционального состояния организма, коммуникативные качества, навыки межперсонального взаимодействия, психофизиологическое состояние.
© Чермянин С. В., Скороход А. С., Вьюшкова С. С., 2019
38
Key words: clinical psychologists, professionally important qualities, self-regulation of functional state, communicative qualities, skills of interpersonal interaction, psychophysiological state.
С 2000 г. в вузах нашей страны осуществляется подготовка специалистов в области клинической психологии. Основное предназначение клинических психологов - оказание психологической помощи лицам с трудностями адаптации, самореализации, связанными с их физическим, психологическим, социальным и духовным состоянием. Характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах, применяются работодателями в качестве основы для определения требований к уровню подготовки работников в данной сфере деятельности.
В федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования по направлению подготовки (специальности) 37.05.01 «Клиническая психология» приводится перечень требований, которым специалист должен соответствовать по окончании обучения. Деятельность клинического психолога направлена на повышение адаптационного потенциала человека, гармонизацию психического развития, охрану здоровья, профилактику, психологическую коррекцию и реабилитацию. Дезадаптационные нарушения в жизнедеятельности человека могут формироваться на фоне наличия у индивида патопсихологических характеристик, проявляющихся различными поведенческими аспектами в межперсональных взаимоотношениях.
В документах, касающихся стратегии модернизации российского образования, особое внимание уделяется формированию в процессе обучения компетентности будущих специалистов. Понятие «компетентность» включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую, не только обучение (знания и умения), но и систему формирования личностных качеств, ценностных ориентаций и мотива-ционных установок [1].
С другой стороны, формирование компетентности современного специалиста невозможно представить без развития других профессиональных компетенций. При этом под профессиональной компетенцией следует понимать нормативные требования к профессиональной подготовке специалиста, а под компетентностью - уже сложившиеся, состоявшиеся его качества [1; 2].
Ряд специалистов в области психологии определяют сущность понятия «профессиональная компетентность», как интеграцию знаний, опыта и профессионально значимых личностных качеств, которые отражают способность специалиста эффективно выполнять свою профессиональную деятельность [2-4].
Формированию профессионально значимых качеств специалисты уделяют особое внимание. В настоящее время в отечественной психологии укоренился термин, под которым профессионально значимыми (важными) качествами понимаются индивидуальные качества субъекта труда, влияющие на эффективность профессиональной деятельности и успешность ее усвоения и определяющие потенциальные или реализуемые способности к эффективному профессиональному обучению и дальнейшей конкретной профессиональной деятельности [4].
Исходя из этих положений, в процессе обучения будущих клинических психологов формированию профессиональных компетенций следует уделять первостепенное значение. Учитывая мнения авторитетов в области психологии, между понятием «профессиональные компетентности» и «профессионально значимые (важные) качества», с определенными оговорками можно поставить знак равенства. Поэтому формирование «профессионально значимых (важных) качеств» клинических психологов на этапе профессионализации в образовательном учреждении является важной и актуальной научно-практической задачей.
Противоречие заключается в том, что не все клинические психологи обладают необходимыми профессионально важными качествами (ПВК), способствующими успешности выполнения профессиональных обязанностей. Вследствие этого работа с пациентами, являющимися мишенями стрессогенных воздействий, в ряде случаев у самих клинических психологов приводит к эмоциональному выгоранию, профессиональным деформациям и потере интереса к данному виду деятельности, что в итоге негативным образом сказывается на профессиональном долголетии этой категории специалистов [5].
В отдельных исследованиях представлены требования к ПВК клинических психологов, опосредующие успешность профессиональной деятельности [6]. По мнению Н.С. Хоч и М.С. Пузиковой, в образовательном учреждении у клинического психолога необходимо формировать такие профессионально важные качества, как хороший уровень социальной адаптации, поведенческую регуляцию, коммуникативную компетентность и направленность на достижение результата в деятельности [7].
В рамках комплексного исследования было проведено профессио-графическое описание деятельности клинических психологов, работающих в лечебных учреждениях, и клинических психологов, участвующих в аварийно-спасательных и других неотложных работах (АСДНР) при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Выявлен комплекс
индивидуально-психологических свойств и психофизиологических качеств, определяющих успешность профессиональной деятельности специалистов этой категории, что необходимо учитывать в ходе формирования профессиональных компетенций у студентов, обучающихся по специальности «Клиническая психология».
При выборе методов исследования мы опирались на психологические качества, которые способствуют успешной профессиональной деятельности клинического психолога: когнитивные, коммуникативные, морально-нормативные и поведенческие. Полученные количественные показатели были дополнены и уточнены данными наблюдения и опроса. Для изучения профессионально-психологических качеств клинических психологов было осуществлено профессиографическое изучение и психологическое обследование 42 специалистов, работающих в лечебных учреждениях Минздрава РФ, а также 30 клинических психологов, работающих в учреждениях МЧС России и других «силовых» структурах.
В ходе профессиографических исследований и дальнейшей обработки полученных данных (профессиограмм) был выявлен комплекс профессионально важных качеств, определяющих успешность профессиональной деятельности клинического психолога. В соответствии с принципами, принятыми в психологии, при анализе психограмм в процессе отбора учитывались только те аспекты компетенций, которым эксперты присваивали от 7,0 до 10 баллов (по 10-балльной системе измерений). Учитывались те профессионально важные качества, при наличии которых возможно эффективное осуществление профессиональной деятельности специалиста; они составили не более 16% от общего количества всех качеств, представленных в профессиографическом опроснике В. А. Корзунина [8]. Способности, оцененные экспертами ниже 7,0 баллов, в анализе полученных данных не рассматривались.
Все аспекты компетенций, выделенные экспертами как профессионально важные и необходимые для успешности профессиональной деятельности клинического психолога, были сведены в четыре условных блока относящихся:
1) к когнитивным качествам (когнитивным навыкам);
2) нервно-эмоциональной устойчивости и психической саморегуляции;
3) к коммуникативным качествам;
4) к морально-нормативным качествам.
Перечень компетенций и их рейтинг в каждом блоке представлены в табл. 1.
Таблица 1
Профессионально важные компетенции, необходимые клиническому психологу для успешности профессиональной деятельности
№ п/п Изучаемая компетенция (профессиографический опросник В.А. Корзунина, 2001) Количественная характеристика изучаемого показателя (10-балльная шкала)
Психологи МЧС, в том числе участвовавшие в АСДНР, п = 30 М+т Психологи, работающие в лечебных учреждениях, n = 42 M±m
1 2 3 4
1. Когнитивные аспекты компетенций
1.1. Умение выделить в информации существенное, главное (логическое мышление) 9,32±0,2 9,02 ±0,2
1.2. Способность своевременно и объективно оценить обстановку и свои действия (критичность мышления) 8,90±0,2 8,77±0,2
1.3. Способность на основе единичных фактов находить закономерность (индуктивные умозаключения) 8,83±0,3 8,44 ±0,3
1.4. Умение прогнозировать исход событий с учетом их вероятности 8,35±0,1 8,22±0,2
1.5. Способность находить новые необычные решения (творческое мышление) 8,52±0,4 8,33 ±0,4
1.6. Независимость и самостоятельность суждений (самостоятельность мышления) 8,32±0,2 8,32±0,3
1.7. Способность применять общие закономерности к конкретным единичным фактам (дедуктивное мышление) 8,09±0,3 8,30±0,3
1.8. Способность быстро находить правильные решения при дефиците времени (быстрота мышления) 7,96±0,1 7,77±0,3
2. Эмоционально-регуляторные аспекты компетенц ий
2.1. Способность быстро находить правильные решения при дефиците времени 9,11 ±0,1 8,60±0,2
2.2. Способность объективно оценить обстановку, свои действия и действия окружающих 8,88±0,1 7,7±0,2
2.3. Самообладание, выдержка при стрессовых ситуациях 8,72±0,1 7,51±0,2
2.4. Способность сохранять устойчивость внимания в стрессовых ситуациях или в условиях помех 8,61±0,2 8,34±0,3
2.5. Настойчивость в достижении поставленной цели 8,55±0,2 7,0±0,2
2.6. Смелость, решительность 8,35±0,2 6,1± 0,3 *
1 2 3 4
2.7. Умение сохранять работоспособность в экстремальных условиях при повышенных физических и психических нагрузках 8,30±0,2 6,4±0,3*
2.8. Умение принимать решения в быстроменяющейся обстановке 8,29±0,2 5,8± 0,4*
2.9. Способность к длительному сохранению высокой активности в условиях развивающегося утомления 7,96±0,2 7,03±0,3
2.10. Выносливость к напряженной и длительной умственной деятельности 7,60±0,2 8,10±0,3
3. Коммуникативные аспекты компетенций
3.1. Умение вести беседу, спор, логически аргументировать свою точку зрения 9,14±0,1 8,73±0,2
3.2. Способность располагать к себе людей, вызывать у них доверие. Тактично и внимательно обходиться с окружающими 9,01 ±0,1 8,53±0,2
3.3. Способность находить наиболее целесообразную форму общения в зависимости от условий общения и окружающей обстановки 8,77±0,3 7,45±0,3
3.4. Умение согласовывать свои действия с действиями партнеров, отказ от личных притязаний на успех при решении общей задачи 8,62±0,2 7,33±0,2
3.5. Способность правильно оценивать эмоциональное состояние человека 8,57±0,3 7,7±0,2
3.6. Способность находить наиболее целесообразную форму общения в зависимости от индивидуальных особенностей собеседника 8,40±0,2 8,63±0,2
3.7. Умение правильно оценивать окружающих, выявлять сильные и слабые стороны 8,25±0,3 7,21±0,2
4. Морально-нравственные и этические аспекты компетенций
4.1. Способность соблюдать кодекс психолога 9,22±0,1 8,93±0,2
4.2. Готовность перепроверить свои предположения и советоваться на суперви-зии с более опытными специалистами. Умение признавать и исправлять свои ошибки 9,20±0,1 8,70±0,2
4.3. Способность отстраненно относиться к слабостям и патологическим проявлениям личности 9,18±0,2 8,60±0,3
4.4. Отношение к больному как к личности (работа с больным, а не с болезнью) 9,15±0,2 8,82±0,3
4.5. Эмпатийность (способность к сопереживанию) 9,12±0,1 8,33±0,2
4.6. Способность и умение говорить только то, что «не навредит» пациенту 9,01 ±0,1 8,15±0,2
1 2 3 4
4.7. Соблюдение правил профессиональной этики 8,89±0,3 8,92±0,3
4.8. Осознание общественной важности своей профессиональной деятельности 8,93±0,3 8,3±0,3
4.9. Готовность уважать права и достоинство личности 8,83±0,3 8,75±0,3
4.10. Дисциплинированность 8,81 ±0,2 7,44±0,3
4.11. Способность побуждать людей к активной деятельности 7,98±0,3 6,4±0,3*
4.12. Умение брать на себя ответственность за принятые решения и действия 7,49±0,3 6,1±0,3 *
4.13. Тактичность, деликатность 7,41±0,3 8,18±0,2
* - значение ПВК меньше 7,0 стенов
Анализ представленных в таблице ПВК, выделенных как психологами, работающими в лечебных учреждениях Минздрава РФ, (п=42), так и психологами лечебных учреждений МЧС России и других «силовых» структур (п=30) в большинстве случаев оказались схожими. Их следует рассматривать как комплекс профессионально важных качеств, необходимых клиническому психологу с позиции профессиональной компетентности для успешности деятельности.
Установлено, что для успешности профессиональной деятельности клинического психолога особое значение имеют:
• когнитивные аспекты компетенций и в первую очередь умение выделить в информации главное и существенное, способность своевременно и объективно оценить обстановку;
• эмоционально-регуляторные компетенции;
• коммуникативные и морально-нормативные компетенции.
Выявленный комплекс компетенций следует рассматривать как основное «ядро» индивидуально-психологических и психофизиологических ПВК клинического психолога, определяющих успешность профессионализации специалиста.
Однако дальнейший анализ профессиографического исследования показал, что эксперты - клинические психологи МЧС России и других «силовых» структур, предъявляют более жесткие требования к компетенциям, особенно к их когнитивным и эмоционально-регуляторным аспектам. Это объясняется тем, что они принимают участие в оказании экстренной психологической помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях, а также личному составу аварийно-спасательных формирований, участвующих в ликвидации последствий крупномасштабных техногенных и экологических катастроф. Деятельность в условиях чрезвычайных ситуаций предполагает наличие достаточного высокого уровня нервно-эмоциональной устойчивости и психической саморегуляции: способность сохранять самообладание при стрессогенных воздей-
ствиях, умение быстро и объективно оценивать сложившуюся ситуацию, сохранять работоспособность в экстремальных условиях при повышенных физических и психических нагрузках, умение работать в коллективе и подчиняться приказам руководителей.
Поэтому клиническим психологам, работающим в условиях АСДНР, помимо известных требований, предъявляемых к специалистам этих профессий, необходимы сугубо частные профессиональные качества. Это касается способности к формированию устойчивых морально-нормативных качеств (соблюдение правил профессиональной и корпоративной этики, осознанное понимание государственной и общественной важности своей профессиональной деятельности, способность к сопереживанию в процессе оказания экстренной психологической помощи пострадавшим и др.).
Для достижения цели и решения задач по формированию необходимых для клинического психолога ПВК в ходе проведенного исследования (2010-2015 гг.) было осуществлено комплексное социально-психологическое изучение и психологическое обследование 428 студентов ЛГУ им. А. С. Пушкина. Из них 214 человек - студенты 1-У курсов, обучавшихся по специальности «Клиническая психология» (основная группа). В качестве контрольной группы выступали 214 студентов IV курсов, обучавшихся по специальности «Психология» (контрольная выборка). В ходе констатирующего эксперимента студенты 1-У курсов (основной и контрольной групп) были обследованы комплексом психодиагностических методик. Обследование проводилось трижды: в начале учебного года, перед производственной практикой (в начале весеннего семестра) и в конце учебного года.
Для достижения цели исследования было необходимо определить, от уровня развития каких психологических качеств и свойств личности зависит успешность профессионального обучения по избранной специальности. Установлено, что основными психологическими характеристиками студентов, способствующими успешности обучения по специальности «Клиническая психология», являются: высокий и достаточный уровень личностного адаптационного потенциала, включающего в себя в качестве составляющих показатели нервно-психической устойчивости, коммуникативных и моральных качеств индивида. Кроме этих качеств, крайне важными являются основные психологические защитные механизмы личности (в первую очередь рациональные механизмы психологических защит), а также мотивационные установки индивида в плане успешности обучения и дальнейшей профессиональной деятельности.
Так, на начальном этапе обучения студенты используют преимущественно неконструктивные формы психологических защитных реакций «Регрессию» и «Отрицание», связанные с дефицитом знаний и профес-
сиональных навыков. «Интеллектуализация» занимает у первокурсников последнее место в рейтинге защит. Учебно-воспитательный процесс обеспечивает формирование у студентов старших курсов более конструктивных видов защит, связанных с переработкой и переоценкой информации, таких как: «Компенсация», «Интеллектуализация» и «Проекция». На последнем месте в рейтинге видов защит у студентов старших курсов, оказались: «Вытеснение», «Реактивное образование», «Регрессия», Показатель степени напряженности защит у студентов старших курсов, по сравнению с первокурсниками, ниже на 20 %.
В процессе обучения у большинства студентов (95 %) отмечается устойчивая мотивация к обучению и наличие интереса к деятельности клинического психолога. Наиболее популярная сфера трудоустройства у студентов старших курсов - здравоохранение (36,8%), а также психологические подразделения «силовых структур» (31,6%), где роль клинического психолога является определенной и конкретной.
Особое внимание в плане формирования ПВК у будущих специалистов в области клинической психологии необходимо уделять производственным практикам студентов. Учитывая, что многие ведущие специалисты в области психологии, определяя сущность понятия «профессиональная компетентность», дают возможность представить ее как интеграцию знаний, опыта и профессионально значимых (важных) личностных качеств, которые отражают способность специалиста эффективно выполнять профессиональную деятельность [1; 3; 4]. Поэтому только во время прохождения всех типов производственных практик у обучающих формируются необходимые компетенции, когда студенты «впитывают» наблюдаемые ими особенности взаимоотношений в профессиональной среде, корпоративные требования, ценностные ориентации и мотиваци-онные установки зрелых клинических психологов, что в ряде случаев невозможно показать в ходе учебного процесса в образовательном учреждении.
Наличие и выраженность у студентов необходимых качеств, определяющих успешность профессиональной деятельности клинического психолога, предполагающего работать в лечебных учреждениях или же в психологических подразделениях «силовых структур», необходимо учитывать при распределении студентов на обучение по соответствующим специализациям. При этом достаточный уровень развития нервно-психической устойчивости, коммуникативных и морально-нормативных качеств студентов предполагает таких кандидатов рекомендовать, в первую очередь, к обучению по специализации № 1 «Психологическое обеспечение в чрезвычайных и экстремальных ситуациях» и специализации № 3 «Патопсихологическая диагностика и психотерапия» в соответствии с ФГОС по направлению подготовки (специальности) 030401 «Клиническая психология». В ходе учебно-воспитательного процесса
необходимо формировать профессионально-психологические качества, способствующие успешности деятельности по специальности, путем осуществления целенаправленных занятий и тренингов.
С учетом требований профессиональной компетентности и психологической готовности к деятельности, обучение клинических психологов, вне зависимости от специализации, должно быть направлено на формирование коммуникативных и морально-нормативных качеств, нервно-психической устойчивости и способности к психической саморегуляции, толерантности и повышенной ответственности за жизнь и здоровье пациентов [9].
При проведении целенаправленных занятий и тренингов в отношении студентов, предполагающих осуществлять дальнейшую профессиональную деятельность в психологических формированиях МЧС России и «силовых структурах», необходимо их целенаправленно обучать методам сохранения эмоциональной устойчивости в условиях стресса и методам восстановления функционального состояния и резервных возможностей организма. В отношении студентов, предполагающих осуществлять дальнейшую профессиональную деятельность в лечебных учреждениях, в первую очередь следует уделять внимание способности к формированию широкого диапазона психологической приемлемости, оптимального ролевого репертуара, толерантности, направленности на саморазвитие и личностный рост.
Система психолого-педагогического сопровождения студентов, обучающихся по специальности «Клиническая психология», должна ре-ализовываться на всех этапах их адаптации и включать в себя процедуры мониторинга психофизиологического состояния, а также комплекс психолого-педагогических воздействий, направленных на формирование необходимых профессиональных важных качеств, необходимых для успешной профессиональной деятельности в дальнейшем и активизацию внутриличностных ресурсов.
Список литературы
1. Хуторской А. В. Общепредметное содержание образовательных стандартов.
- М., 2002. - 86 с.
2. Глебова Л. Н., Кузнецова М.Д., Шадриков В.Д. Мониторинг качества высшего педагогического образования. - М.: Логос, 2012. - 368 с.
3. Зинченко Ю. П. Проблемы психологического образования и науки / Ю.П. Зинченко // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2014. - 1 (56).
- С. 90-92.
4. Шадриков В. Д., Дружинин В.Н. Формирование подсистемы ПВК в процессе профессионализации // Проблемы индустриальной психологии: межвуз. тематический сб. - Ярославль, 1979. - С. 3-18.
5. Чермянин С. В., Корзунин В. А., Скороход А. С. Методологические аспекты психолого-педагогического сопровождения студентов вуза, обучающихся по специальности «Клиническая психология» // Вестн. ЛГУ им. А. С. Пушкина. - 2015. - № 1. Т. 5. Психология. - С. 65-78.
6. Чернышова Л.А. Роль супервизии в формировании профессионально важных качеств клинического психолога // Известия Самарск. науч. центра РАН. - 2012. - № 2-1. Т. 14. - С. 175-177.
7. Хоч Н.С., Пузикова М.С. Гендерные аспекты психофизиологического моделирования профессиограммы клинического психолога // Изв. Самарск. науч. центра РАН. - 2010. - № 5-2. - Т. 12.
8. Корзунин В. А. Закономерности динамики профессионально важных качеств военных врачей в процессе профессионализации: дис. ... д-ра психол. наук. - СПб., 2001. - С. 207.
9. Скороход А. С. Формирование профессиональных компетенций в ходе психолого-педагогического сопровождения студентов, обучающихся по специальности «Клиническая психология»: дис. ... канд. психол. наук. - СПб., 2017. - 263 с.
Статья поступила: 05.04.2019. Принята к печати: 22.04.2019