ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 20. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. 2010. № 2
ГОЛОСА МОЛОДЫХ
ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГОВ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СТУДЕНТОВ
М.С. Кайдина
(ГОУ Педагогический колледж № 5 г. Москвы; e-mail: [email protected])
В статье рассматривается проблема развития социального интеллекта педагогов и студентов как важнейшей способности к эффективному межличностному взаимодействию. Представлены результаты исследования социального интеллекта педагогов ссузов.
Ключевые слова: социальный интеллект, личностные особенности.
В настоящее время потребность общества в высококвалифицированных специалистах является очень острой и просматривается тенденция усиления данной потребности в будущем. В качестве основного фактора обновления профессионального образования выступают запросы экономики и социальной сферы, науки, техники, технологий, рынка труда и перспективы их развития.
Основная цель профессионального образования — подготовка квалифицированного специалиста, конкурентоспособного на рынке труда, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности, готового к постоянному профессиональному росту. Важным свойством современного специалиста является его профессиональная мобильность — возможность и умение построить свою профессиональную карьеру и траекторию своего профессионального самоопределения в соответствии с запросами рынка труда, своими профессиональными возможностями, а также жизненными планами и ожиданиями [1].
Для успешной профессиональной деятельности важен уровень развития общего интеллекта, который определяется особенностями восприятия, внимания, памяти, мышления, эрудированности, общей культуры. Однако в работах современных психологов все яснее звучит мысль о том, что для более ясной картины умственного потенциала личности недостаточно знать показатели общего интеллекта, так же необходимо иметь представления и о способности к эффективному межличностному взаимодействию [2]. В ряде специальных экспериментов обнаружилось, что многие дети и взрослые, не продемонстрировавшие высоких способностей по специальным тестам (интеллекта,
креативности или учебной успешности), но показавшие хорошие результаты по параметрам эмоционального и социального развития, оказываются весьма успешными в жизни и творчестве. Причем их преимущества в достижении жизненного успеха часто оказываются настолько велики, что способны обеспечить им не только высокое социальное положение, но и привести их в дальнейшем к зачислению в когорту выдающихся. Напротив, у 95% интеллектуально одаренных детей наблюдаются "ярко выраженная инфантильность в эмоциональном отношении", сниженный интерес к деятельности, не связанной с получением знаний, "трудности общения со сверстниками" [2].
Таким образом, кроме развитого общего интеллекта необходим достаточно высокий уровень развития социального интеллекта как сложного образования, определяющего способность человека к эффективному общению и пониманию себя и других, успешность социальной адаптации, понимание и прогнозирование результатов собственного поведения и поведения партнеров по взаимодействию.
Педагогическое мастерство преподавателя во многом зависит от личностных качеств, общего интеллекта, воли, характера и социального интеллекта. Как указывает А.И. Щербаков, на процесс овладения педагогическим мастерством влияет наличие ряда факторов: устойчивый интерес и склонность к работе с детьми; наблюдательность и терпеливость; способность к рефлексии; творческое воображение и педагогический такт [3, 4].
А.А. Бодалев отмечает, что успешность общения и эффективность педагогической деятельности напрямую зависят от социального интеллекта педагога [3—5]. Так, исследования Е.С. Михайловой показывают, что педагоги, успешные в преподавательской деятельности, всегда имели высокий уровень социального интеллекта [5, 6]. Таким образом, показатель уровня социального интеллекта позволяет предсказать успешность педагогической деятельности. Процесс совершенствования педагогического процесса, повышения эффективности деятельности зависит от социального интеллекта педагога, что позволяет предъявлять возрастающие требования к личности учителя. Широко известна мысль К.Д. Ушинского о том, что "без личного, непосредственного влияния на воспитанника истинное воспитание, проникающее в характер, невозможно. Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовывать характер" [7]. Также можно предположить, что высокий уровень развития социального интеллекта педагогов является одним из условий развития социального интеллекта студентов.
Целью нашего исследования стало изучение личностных особенностей педагогов средних специальных учебных заведений (ссузов), влияющих на развитие социального интеллекта студентов. Объектом исследования стал образовательный процесс. В качестве предмета исследования нами рассматривался процесс развития социального ин-
теллекта студента. За основную гипотезу мы приняли предположение о том, что развитию социального интеллекта студента в максимальной степени способствуют личностные особенности и уровень социального интеллекта педагогов.
Экспериментальной базой для данного исследования стали ГОУ Педагогический колледж № 5 г. Москвы, ПТУ № 45 г. Славянска-на-Кубани и ГОУ Педагогический колледж г. Нижневартовска.
В ходе эксперимента на первом этапе были протестированы 72 педагога и сформированы четыре группы с различным уровнем социального интеллекта: высокий социальный интеллект — 9%, социальный интеллект выше среднего — 54, средний социальный интеллект — 34, социальный интеллект ниже среднего — 3% (рисунок).
Результаты диагностики социального интеллекта педагогов ссузов: 1 — высокий социальный интеллект (СИ), 2 — СИ выше среднего, 3 — средний СИ,
4 — СИ ниже среднего
Как показали результаты 16-факторного опросника Кеттелла, педагоги, обладающие высоким уровнем социального интеллекта и уровнем выше среднего, проявляют следующие личностные качества: А — общительность (8 балов; 7,7 бала соответственно), С — эмоциональная устойчивость (6,1; 5,7), Е — доминантность (6,4; 6,6), F — экспрессивность (6,5; 7), N — дипломатичность (6; 6), Q3 — высокий самоконтроль (7; 6,8), MD — адекватность самооценки (5,7; 5,6). Такие качества личности являются профессионально значимыми и коррелируют с успешностью в профессиональной деятельности. Таким образом, социальный интеллект обнаруживает связь с личностными особенностями педагогов ссузов.
Возникает вопрос: можно ли развивать социальный интеллект и каким образом процесс развития социального интеллекта можно включить в образовательный процесс подготовки специалистов сред-
него звена? Мы провели пилотное исследование зависимости уровня развития социального интеллекта студентов от уровня социального интеллекта педагогов, ведущих педагогическую практику, в течение 156 часов и выявили положительную корреляцию этих показателей.
Согласно структурно-динамической теории развития социального интеллекта Д.В. Ушакова, "уровень развития той или иной интеллектуальной функции зависит, кроме индивидуального потенциала, также и от того, сколько времени и труда вложено в ее развитие" [5: 27]. Отсюда следует, что социальный интеллект поддается развитию, которое происходит через опыт общения, т.е. имплицитно. Высокий уровень развития социального интеллекта педагогов и уровень выше среднего зависят от следующих личностных качеств:
• общительность, открытость, готовность к сотрудничеству, внимание к людям, готовность к совместной работе, активность в устранении конфликтов в группе (фактор А);
• эмоциональная устойчивость и зрелость, выдержанность (фактор С);
• доминантность, самостоятельность, независимость, настойчивость (фактор Е);
• дипломатичность (фактор
• высокий самоконтроль, целенаправленность, сильная воля, умение контролировать свои эмоции и поведение (фактор Q3);
• адекватность самооценки личности, ее определенная зрелость (фактор MD).
Таким образом, высокий уровень развития социального интеллекта коррелирует с определенными особенностями личности педагога и является условием развития социального интеллекта студента. Так как обучение в ссузе приходится на период формирования личности, студенты испытывают потребность в социальном опыте. Эта потребность может искать выход в стихийном поиске в виде неорганизованных, неуправляемых поступков и действий, но может быть реализована и в специально созданных условиях. Для полноценного развития личности студентов необходимы достойный уровень подготовки и переподготовки педагогов, организованное приобретение социального опыта и практика социальных взаимодействий, обеспечивающая спонтанное и активное развитие личности. Важнейшей задачей является поиск оптимальных форм социального научения и выявления их специфических закономерностей. В нем наглядно демонстрируется необходимость организации социально-психологической работы с педагогами, моделирование и развитие социального интеллекта как необходимого и важного качества личности.
Как показывают исследования, динамика социального интеллекта может изменяться в результате реализации специальных учебных программ, направленных на развитие социального интеллекта [7]. Специфику этих программ можно представить в трех компонентах:
1) теоретический подход к выделению слагаемых социального интеллекта;
2) диагностика социального интеллекта педагогов и студентов;
3) занятия по формированию социального интеллекта, включающие в себя лекции, семинары, а также тренинги общения.
Список литературы
1. ПряжниковН.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. М.: Академия, 2001. 480 с.
2. Юркевич B.C. Проблема эмоционального интеллекта // Вестник практической психологии образования. 2005. № 3 (4). С. 4—10.
3. Баширов И.Ф. Социальный интеллект как фактор успешности профессиональной деятельности военного психолога: Дис. ... канд. психол. наук: 19.00.05. М., 2006. 210 с.
4. Геранюшкина Т.П. Социальный интеллект студентов-менеджеров и его развитие в условиях формирующего эксперимента: Дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07. Иркутск, 2001. 194 с.
5. Ушаков Д.В. Социальный интеллект как вид интеллекта // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Ушакова, Д.В. Люсина. М.: Институт психологии РАН, 2004. С. 11—29.
6. Михайлова Е.С. Методика исследования социального интеллекта: Адаптация теста Дж. Гилфорда и М. Салливена: Руководство по использованию. СПб.: ИМАТОН, 1996. 56 с.
7. Генкина В.А. Развитие социального интеллекта педагога специальной школы в профессиональной деятельности: Дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2000. 257 с.
CHARACTER AND PERSONALITY OF TEACHERS WHICH HAVE AN IMPACT ON THE DEVELOPMENT OF STUDENT'S SOCIAL INTELLECT
M.S. Kaydina
The article deals with the problem of development of social intellect of teachers and students educated at secondary professional specialized colleges. Social intellect is considered to be one of the most important competences for effective interpersonal communication. Results of research of social intelligence of teachers Average Special Educational Institutions (ASEI) are presented.
Key words: social intellect, character and personality.
Сведения об авторе
Кайдина Марина Сергеевна — педагог-психолог ГОУ Педагогический колледж № 5 г. Москвы. Тел. (495) 503-94-82; e-mail: [email protected]