Научная статья на тему 'Психолого-педагогические условия формирования социального интеллекта педагогов'

Психолого-педагогические условия формирования социального интеллекта педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
912
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ПЕДАГОГИ / СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ / SELF-REALIZATION / TEACHERS / SOCIAL INTELLIGENCE / CONDITIONS OF FORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сараева Надежда Михайловна, Макарова Наталья Александровна

В статье определяется актуальность проблемы формирования социального интеллекта, понимаемого как комплекс таких когнитивно-личностных свойств педагога, которые обеспечивают эффективное взаимодействие в субъект-субъектной педагогической деятельности (социальной по генезу и содержанию), тем самым обусловливая достижение в ней необходимой компетентности, определяющей уровень и диапазон самореализации. Выявлены и теоретически обоснованы условия формирования социального интеллекта как фактора самореализации педагогов: активизация мотивации к самореализации; знание и понимание значимости социального интеллекта для успешного выполнения приоритетных в плане самореализации видов педагогической деятельности; практическое совершенствование умений и навыков эффективного субъект-субъектного взаимодействия; мониторинг и оценка сформированности свойств социального интеллекта как фактора самореализации педагогов. Представлена модель процесса формирования социального интеллекта педагогов/представителей других социономических профессий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сараева Надежда Михайловна, Макарова Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psycho-Pedagogical Conditions of Social Intellect Development ofTeacher’s Self-Realization factor

The authors define the urgency of the problem of developing social intellect, which is understood as a complex of such cognitive and personal teacher’s attributes which provide effective collaboration in the subject-subjectival teaching process (social in its genesis and content), providing the achievement of the necessary competence, which determines self-realization scope and level. The authors found and theoretically explained conditions to develop social intellect as a teachers’ self-realization factor: activating of motivation to self-realization; knowing and understanding of the importance of social intellect to successfull fulfill of priority kinds of teaching activity concerning self-realization; practical improvement of skills in effective subject-subjectival interaction; monitoring and assessing of social intellect characteristics’ development as a teachersself-realization factor. Besides, the authors present a model of social intellect formation process for educators / representatives of other socionomic professions.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические условия формирования социального интеллекта педагогов»

УдК 159.923 ББК Ю 940

Надежда Михайловна Сараева,

доктор психологических наук, профессор, Забайкальский государственный университет (Чита, Россия), e-mail: saraiewa@mail.ru Наталья Александровна Макарова,

преподаватель,

Забайкальский государственный университет (Чита, Россия), e-mail:natalya.setkova@mail.ru

Психолого-педагогические условия формирования социального интеллекта педагогов1

В статье определяется актуальность проблемы формирования социального интеллекта, понимаемого как комплекс таких когнитивно-личностных свойств педагога, которые обеспечивают эффективное взаимодействие в субъект-субъектной педагогической деятельности (социальной по генезу и содержанию), тем самым обусловливая достижение в ней необходимой компетентности, определяющей уровень и диапазон самореализации. Выявлены и теоретически обоснованы условия формирования социального интеллекта как фактора самореализации педагогов: активизация мотивации к самореализации; знание и понимание значимости социального интеллекта для успешного выполнения приоритетных в плане самореализации видов педагогической деятельности; практическое совершенствование умений и навыков эффективного субъект-субъектного взаимодействия; мониторинг и оценка сформированности свойств социального интеллекта как фактора самореализации педагогов. Представлена модель процесса формирования социального интеллекта педагогов/представителей других социономических профессий.

Ключевые слова: самореализация, педагоги, социальный интеллект, условия формирования.

Nadezhda Mikhailovna Sarayeva,

Doctor of Psychology, Professor, Transbaikal State University (Chita, Russia), e-mail: saraiewa@mail.ru Natalia Aleksandrovna Makarova,

Teacher,

Transbaikal State University (Chita, Russia), e-mail:natalya.setkova@mail.ru

Psycho-Pedagogical Conditions of Social Intellect Development of Teacher’s Self-Realization Factor

The authors define the urgency of the problem of developing social intellect, which is understood as a complex of such cognitive and personal teacher’s attributes which provide effective collaboration in the subject-subjectival teaching process (social in its genesis and content), providing the achievement of the necessary competence, which determines self-realization scope and level. The authors found and theoretically explained conditions to develop social intellect as a teachers’ self-realization factor: activating of motivation to self-realization; knowing and understanding of the importance of social intellect to successfull fulfill of priority kinds of teaching activity concerning self-realization; practical improvement of skills in effective subject-subjectival interaction; monitoring and assessing of social intellect characteristics’ development as a teachers’ self-realization factor. Besides, the authors present a model of social intellect formation process for educators / representatives of other socionomic professions.

Keywords: self-realization, teachers, social intelligence, conditions of formation.

'Работа выполнена при поддержке РГНФ (проект № 12-06-00025), в рамках Государственного задания вузу Минобрнауки РФ, № 6.3657.2011 и в рамках гранта 6.8055.2013 по теме «Разработка моделей ресурсных центров в Забайкальском государственном университете как опорном вузе региональной экономики Забайкальского края».

© Н. М. Сараева, Н. А. Макарова, 2013 127

Модернизация российской системы образования, реализация приоритетного национального проекта «Образование», президентской образовательной инициативы «Наша новая школа», другие мероприятия государства в сфере образования создают необходимые социальные условия для успешного решения поставленных перед педагогом важнейших задач и его самореализации, определяемой, прежде всего, продуктивной профессиональной деятельностью. Вместе с тем актуализируется проблема формирования внутренних факторов самореализации - тех личностных и профессиональных свойств, которые способствуют приобретению педагогами компетентности, обусловливающей уровень и диапазон самореализации. В связи с этим особую значимость приобретает проблема изучения условий формирования необходимых для самореализации педагога качеств. Среди них ведущее место по праву занимает социальный интеллект-детерминанта, определяющая продуктивность не только социономических видов деятельности, но и развития личности в современном информационном обществе, прогресс которого связан с «экономикой знания».

Социальный интеллект как самостоятельный вид выделен в последние десятилетия ХХ в. (Э. Торндайк) и всё больше привлекает внимание исследователей, которые рассматривают его и как способность, и как свойство личности. Проблема сущности, функций, формирования и развития социального интеллекта подвергнута к настоящему времени глубокому анализу в зарубежной и отечественной психологии (Дж. Гилфорд, Н. Кантор, Р. Стернберг и др., В. Н. Куницына и др., Д. В. Ушаков и др.).

В педагогической науке значимость социального интеллекта также вызвала интерес к нему у ряда исследователей. Проведён анализ формирования социального интеллекта у младших подростков (Е. В. Ватина [4]). Рассмотрено развитие социального интеллекта детей (И. В. Харитонова [10]) и взрослых (В. А. Генкина [5], О. Ю. Павлова [9]) в различных видах деятельности.

В большинстве исследований социальный интеллект рассматривается как фактор успешности деятельности, главным образом, - профессиональной деятельности человека, прежде всего, в сфере профессий типа «человек-человек» и готовности к ней (И. Ф. Башаров [2], Е. В. Беляева [3], Г. П. Геранюшкина [6]).

Несмотря на наличие ряда интересных исследований, разработку проблемы социального интеллекта в педагогике ещё нельзя назвать активной. Так, многие аспекты формирования социального интеллекта педагогов пока не стали предметом широкого изучения. Одним из них, не получивших достаточной разработки, является вопрос о детерминирующей роли социального интеллекта в самореализации педагога.

Исследования самореализации, которая становится в настоящее время едва ли не культурным стереотипом развитых стран, приобрели особую актуальность в связи с осознанием её значимости для общественного и индивидуального развития (А. Маслоу, К. Роджерс.

Э. В. Галажинский, В. Е. Клочко, Л. А. Коро-стылёва и др.). В отечественной науке конкретизирован подход к пониманию сущности самореализации. Самореализация понимается как внешний процессуальный аспект развития личности, сущностным аспектом которого является самоактуализация. Самоактуализация -процесс, протекающий во внутреннем плане личности, а самореализация - во внешнем. Самореализация есть форма самоактуализации (Э. В. Галажинский).

Проблема самореализации является одной из самых обсуждаемых и в педагогических исследованиях (Т. И. Барышникова [1], М. Н. Кириченко [7] и др.). Изучены объективные и субъективные условия профессиональной самореализации учителей, дан анализ формирования профессиональной компетентности будущего учителя на основе готовности к педагогической самореализации. Но роль конкретных внутренних факторов самореализации педагога, в частности, такого важнейшего свойства, как социальный интеллект, и условия его формирования нуждаются в уточнении, теоретическом и эмпирическом обосновании.

В проблемном поле самореализации педагогов социальный интеллект понимается нами как комплекс когнитивно-личностных свойств, которые обеспечивают эффективное взаимодействие в субъект-субъектной педагогической деятельности (социальной по генезу и содержанию), тем самым обусловливая достижение в ней необходимой компетентности, определяющей уровень и диапазон самореализации.

Процесс формирования социального интеллекта наиболее эффективен при выполнении личностью ведущей деятельности. Про-

фессиональную деятельность исследователи называют ведущей для большинства взрослых самореализующихся людей. В этой связи в исследовании дан анализ тех возможностей самореализации, которые предоставляются профессиональной сферой педагогов, рассмотрено, в каких видах педагогической деятельности достижение компетентности (и тем самым расширения диапазона самореализации) обусловлено свойствами социального интеллекта. Представлена система приоритетных (содержащих наибольший потенциал) для самореализации видов педагогической деятельности: воспитание и развитие личности во внеурочное время; учебная деятельность; научно-методическая деятельность. Названные приоритетные для самореализации педагога виды деятельности представляют собой систему: исключение из неё одного из видов деятельности влечёт за собой дефицитарность самореализации.

Теоретический анализ проблемы формирования социального интеллекта как фактора самореализации педагогов и рассмотрение приоритетных видов деятельности, обеспечивающих наибольшие возможности для неё, позволили выделить психолого-педагогические условия, способствующие данному процессу.

Под условиями понимается совокупность взаимосвязанных требований, на основании которых осуществляется целенаправленный процесс формирования каких-либо свойств.

Теоретически определены и обоснованы следующие условия формирования социального интеллекта как фактора самореализации педагогов:

- активизация мотивации к самореализации (повышению уровня педагогической компетентности в приоритетных видах деятельности);

- знание и понимание значимости социального интеллекта для успешного выполнения приоритетных в плане самореализации видов педагогической деятельности, достижения в них необходимой компетентности, определяющей уровень и диапазон самореализации;

- практическое совершенствование умений и навыков эффективного субъект-субъект-ного взаимодействия, моделирование и выполнение приоритетных для самореализации видов педагогической деятельности, обусловленных свойствами социального интеллекта, решение коммуникативных задач;

- мониторинг и оценка сформированности свойств социального интеллекта как фактора

самореализации педагогов по результатам диагностики уровня его развития и связи с показателями самореализации педагогов.

В результате обобщения полученного материала была разработана модель процесса формирования социального интеллекта как фактора самореализации педагогов (рис.). Модель включает четыре блока: целевой, содержательный, организационно-деятельностный и результативно-оценочный.

В целевом блоке сформулирована цель, методологические принципы и подходы к решению проблемы. Содержательный блок представлен двумя компонентами: потребностно-мотивационнным (активизация мотивации и повышение уровня компетентности в приоритетных для самореализации видах педагогической деятельности); информационным (углубление знаний о сути социального интеллекта, выделение приоритетных в плане самореализации видов педагогической деятельности, достижение в них необходимой компетенции, определение путей и средств формирования социального интеллекта). В организационнодеятельностном блоке определены организационные формы, методы, этапы реализации программы формирования социального интеллекта посредством современных (активных) методов обучения. Результативно-оценочный блок предполагает мониторинг и оценку сфор-мированности социального интеллекта как фактора самореализации педагогов по результатам диагностики уровня его развития и связи с показателями самореализации педагогов.

Системообразующим компонентом модели являются условия формирования социального интеллекта как фактора самореализации педагогов.

Эффективность выделенных условий доказана в опытно-экспериментальной работе. Её содержанием являлся психолого-педагогиче-ский формирующий эксперимент, который состоял в разработке и осуществлении программы специального практико ориентированного курса, построенного в соответствии с представленной моделью процесса формирования социального интеллекта педагогов.

В психолого-педагогическом эксперименте участвовали 56 педагогов МОУ СОШ п.г.т. Но-вокручининский и пос. Верх-Чита Читинского района Забайкальского края. Для создания оптимальных условий работы в тренинге педагоги были разделены на три подгруппы численностью 20, 20 и 16 человек.

О

Б

5

8

Э Я

5

5 со св Я 4> Є

а й о о

2 Он

11 — СЗ я Я о д

н Я а Я

5 ^

•О* сз

со

а Я

я н

8 1

П к и я

§ й Я со X Я

я со

са я

В. й

я "

О '©“ о ^ ^ О

2 л я

§ 50 е

3 о Й « к 2 § л к

£ а р.

>> сз

ч

4

5

и

я

5 §

|з § 2

*3

б-

К4

а г*

^ ^ „г Я 2 И ^ С 3 2 О з ч 3

І з а

йІ° * Ш І

П Г ^ С

кО Я

ю я

>% <и

>» л

ю СО О С

I. Целевой блок Формирование социального интеллекта (СИ) педагогов как фактора самореализации педагога

Методология

Подходы: субъектно- Принципы: систематичность,

деятельностный, последовательность, учет

компетентностныи возрастных и индивидуальных

особенностей

г

X

Лотребностно-мотивационный: активизация мотивации к самореализации (повышению уровня педагогической компетенции в приоритетных для самореализации видах деятельности)

Информационный: углубление знаний о сути, структуре, характеристиках СИ; выделение системы приоритетных в плане самореализации видов педагогической деятельности; рассмотрение значимости СИ для успешного их выполнения, достижения в них необходимой компетентности, определяющей уровень и диапазон самореализации; определение путей и средств формирования СИ, обоснование применения активных методов работы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

III. Организационно-деятельностный блок Реализация программы формирования социального интеллекта педагогов:

Организационная форма: практико ориентированный курс, включающий тренинг эффективной коммуникации и продуктивного взаимодействия

Методы: объяснительные: элементы лекции, демонстрация; поисковые: моделирование и анализ приоритетных для самореализации видов педагогической деятельности, обусловленных свойствами СИ; проблемные: решение коммуникативных задач; практическое совершенствование и закрепление умений и навыков эффективного взаимодействия, деловые игры, упражнения

Подготовительный

/

Практический

/

Рефлексивно-

интеграционный

IV Резулыпативно-оценочный блок Мониторинг и оценка сформированное™ свойств СИ как фактора самореализации педагогов, включающий в себя:

Диагностика уровня СИ по критериям применяемых методик

Диагностика уровня самореализации по критериям применяемых методик

Результат:

Повышение уровня СИ и самореализации педагогов

Рис. Модель процесса формирования социального интеллекта как фактора самореализации педагога

Программа практико ориентированного курса реализовывалась в течение 2 лет, циклами (3 цикла в течение учебного года продолжительностью полтора-два месяца в каждой школе). Занятия проводились 2 раза в неделю во второй половине дня, продолжительностью 120 минут.

Оценка эффективности условий формирования социального интеллекта осуществлялась с помощью тестового и опросного методов. Для определения уровня социального интеллекта использовался «Тест социального интеллекта» Дж. Гилфорда и М. Салливена, адаптированный Е. С. Михайловой; «Опросник социальнопсихологической адаптированности» - шкала СПА К. Роджерса и Р. Даймонда. Уровень самореализации определялся по результатам «Самоактуализационного теста» (САТ) Э. Шо-строма в модификации Л. Гозмона, М. Кроза и М. Латинской. Показатели уровня развития социального интеллекта педагогов на констатирующем и формирующем этапах эксперимента представлены в табл. 1.

Таблица 1

Количество испытуемых (в %) по уровням развития социального интеллекта по тесту Дж. Гилфорда и М. Салливена

Уровень социального интеллекта Констатирующий этап N=56 Формирующий этап N=56

Высокий 0 30,0

Средний 63,0 63,0

Низкий 37,0 7,0

Данные таблицы свидетельствуют о положительной динамике роста уровня социального интеллекта у педагогов при сопоставлении данных формирующего и констатирующего этапов экспериментов.

Обратимся к результатам диагностики уровня социально-психологической адаптации как интегрального показателя социального интеллекта педагогов на констатирующем и формирующем этапах эксперимента (табл. 2).

Данные таблицы показывают, что на формирующем этапе показатели социального интеллекта испытуемых стали выше.

Таблица 2

Значения шкал опросника СПА на разных этапах эксперимента

№ Шкалы опросника СПА Констати- рующий этап Формирующий этап

1 Адаптация 69,42 87,45

2 Самопринятие 57,69 74,29

3 Принятие других 51,28 78,49

4 Эмоциональный комфорт 52,80 73,92

5 Интернальность 52,32 78,76

Представим результаты диагностики уровня самореализации по тесту САТ педагогов на разных этапах эксперимента (табл. 3).

Таблица 3

Количество испытуемых (в %) по уровням самореализации (САТ)

Уровень самореализации Констатирующий этап Формирующий этап

Высокий 5,0 30,0

Средний 37,5 61,0

Низкий 57,5 9,0

Анализ результатов эксперимента позволяет констатировать рост уровня самореализации педагогов по окончании курса. Качественный анализ шкал САТ при сопоставлении данных констатирующего и формирующего этапов, обнаружил рост показателей, которые входят в структуру социального интеллекта: гибкости поведения, самопринятия, контактности.

Обобщая результаты диагностики уровня социального интеллекта и самореализации на констатирующем и формирующем этапах эксперимента, можно отметить заметный рост показателей уровня социального интеллекта и самореализации, что является свидетельством эффективности реализованных в рамках прак-тико-ориентированного курса условий формирования социального интеллекта как фактора самореализации педагогов.

Представим результаты корреляционного анализа показателей социального интеллекта и самореализации на этапе формирующего эксперимента (табл. 4). Выявлены положительные связи средней силы (по Е. В. Сидоренко, 2001) между показателями социального интеллекта и 9 из 14 шкал САТ.

Таблица 4

Результаты корреляционного анализа данных Теста социального интеллекта и САТ

Название шкал Социальный интеллект

Способность предвидения последствия поведения людей Способность отражать невербальную экспрессию Способность адекватного тражения вербальной экспрессии Способность понимать логику развития ситуации Общий результат по четырём субтестам

САТ

Компетентно сть во времени 0,343** 0,346** 0,218** 0,378**

Поддержка 0,345** 0,398*** 0,257** 0,368**

Сензитивность к себе 0,284** 0,214** 0,384** 0,354** 0,269**

Спонтанность 0,339** 0,387*** 0,389*** 0,379**

Представление о природе человека 0,364** 0,257** 0,247** 0,385**

Синергия 0,322** 0,384*** 0,285**

Познавательные потребности 0,357** 0,333** 0,239**

Самопринятие 0,364** 0,357**

Креативность 0,375** 0,399*** 0,287**

Примечание: * - корреляция значима на уровнер < 0,05, * * - корреляция значима на уровнер < 0,01, *** - кор-

реляция значима на уровне р > 0,0001.

Корреляционный анализ подтверждает наличие зависимости между переменными, т. е. значимую роль социального интеллекта как фактора самореализации педагога. Таким образом, проведённое исследование

доказало эффективность выявленных условий формирования социального интеллекта педагогов, целесообразность их реализации в специальном практико ориентированном курсе.

Список литературы

1. Барышникова Т. И. Педагогические условия развития способности к самореализации у студентов вуза (На материале изучения иностранного языка): дис. ... канд. пед. наук. Хабаровск, 2002. 194 с.

2. Башаров И. Ф. Социальный интеллект как фактор успешности профессиональной деятельности военного психолога: дис. ... канд. психол. наук. М., 2006. 210 с.

3. Беляева Е. В. Социальный интеллект и психологические качества личности руководителя: дис. ... канд. психол. наук. Самара, 2006. 207 с.

4. Ватина Е. В. Организационно-педагогические условия формирования социального интеллекта учащихся младшего подросткового возраста с недоразвитием познавательной деятельности: дис ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2006. 220 с.

5. Генкина В. А. Развитие социального интеллекта педагога специальной школы в профессиональной деятельности: дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2000. 257 с.

6. Геранюшкина Г. П. Социальный интеллект студентов-менеджеров и его развитие в условиях формирующегося эксперимента: дис. ... канд. психол. наук. Иркутск, 2001. 171 с.

7. Кириченко А. М. Особенности самореализации учителя в условиях трансформирующегося российского общества: дис. ... канд. пед. наук. М. 165 с.

8. Лукичёва М. А. Развитие социального интеллекта у студентов - будущих педагогов: дис. ... канд. психол. наук. Череповец, 2004. 150 с.

9. Павлова О. Ю. Развитие социального интеллекта будущих специалистов социальной работы: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Казань, 2009. 14 с.

10. Харитонова И.В. Особенности социального интеллекта старших дошкольников и его развитие средствами психогимнастики: дис. ... канд. психол. наук. Краснодар, 2006. 176 с.

References

1. Baryshnikova T I. Pedagogicheskie uslovija razvitija sposobnosti k samorealizacii u studentov vuza na materiale izuchenija inostrannogo jazyka: dis. ... kand. ped. nauk. Habarovsk, 2002. 194 c.

2. Basharov I. F. Social’nyj intellekt kak faktor uspeshnosti professional’noj dejatel’nosti voennogo psihologa: dis. ... kand. psihol. nauk. M., 2006. 210 s.

3. Beljaeva E. V. Social’nyj intellekt i psihologicheskie kachestva lichnosti rukovoditelja: dis. ... kand. psihol. nauk. Samara, 2006. 207 s.

4. Vatina E. V. Organizacionno-pedagogicheskie uslovija formirovanija social’nogo intellekta uchashhihsja mladshego podrostkovogo vozrasta s nedorazvitiem poznavatel’noj dejatel’nosti: dis ... kand. ped. nauk. Ekaterinburg, 2006. 220 s.

5. Genkina V. A. Razvitie social’nogo intellekta pedagoga special’noj shkoly v professional’noj dejatel’nosti: dis. ... kand. ped. nauk. Cheljabinsk, 2000. 257 c.

6. Geranjushkina G. P. Social’nyj intellekt studentov-menedzherov i ego razvitie v uslovijah formirujushhegosja jeksperimenta: dis. ... kand. psihol. nauk. Irkutsk, 2001. 171 s.

7. Kirichenko A. M. Osobennosti samorealizacii uchitelja v uslovijah transformirujushhegosja rossijskogo obshhestva: dis. ... kand. ped. nauk. M., 165 s.

8. Lukichjova M. A. Razvitie social’nogo intellekta u studentov - budushhih pedagogov: dis. ... kand. psihol. nauk. Cherepovec, 2004. 150 c.

9. Pavlova O. Ju. Razvitie social’nogo intellekta budushhih specialistov social’noj raboty: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Kazan’, 2009. 14 s.

10. Haritonova I.V Osobennosti social’nogo intellekta starshih doshkol’nikov i ego razvitie sredstvami psihogimnastiki: dis. ... kand. psihol. nauk. Krasnodar, 2006. 176 s.

Статья поступила в редакцию 29.06.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.