ОБРАЗОВАНИЕ
УДК: 377
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса как условие социально-психологической адаптации студентов
А.В. Жиркова
Статья посвящена проблеме социшьно-психологической адаптации студентов педагогических колледжей. Решение данной проблемы автор видит через комплексное психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса. В статье представлен теоретический анализ понятий "социально-психологическая адаптация", "факторы адаптации". Также представлена модель и программа социально-психологической адаптации студентов в учебно-образовательном процессе, реализация которого призвана обеспечить успешность социализации студентов.
Статья будет интересна для преподавателей, педагогов-психологов, студентов психолого-педагоги-ческих специальностей.
This article is devoted to the problem of the students' social and psychological adaptation in Teacher Training colleges. The author thinks that this problem can be solved by means of the complex psyclio-pedagogical accompaniment of the educational process.
The theoretical analysis of the term "social and psychological adaptation " can be found in this article. The factors of adaptation are also described.
Special attention is paid both to the criteria of the students' adaptation and the levels of their development.
At must be mentioned that the program of the students' social and psychological adaptation in educational process was approved in Teacher Training colleges-2 (Yakutsk, Republic of Sakha (Yakutia). Realization of this program will help to provide the students' successful socialization and future progress.
The article will be useful for Teachers, psychologists and students of psycho-pedagogical professions.
Происходящие изменения в обществе предъявляют высокие требования в системе образования, которые, в свою очередь, влекут за собой усложнение учебных планов, включение новых учебных дисциплин, что требует высокой мобилизации деятельности, повышения активности, самостоятельности студента. Успешное формирование специалиста в колледже в значительной степени зависит от процесса социально-психоло-гической адаптации студента.
В области социальных наук социальная адаптация понимается как уравновешенное соотношение социальной деятельности и социального в человеке. Социально-психологическая адаптация рассматривается как приспособление к групповым нормам и системам взаимоотношений в
ЖИРКОВА Анжелика Васильевна, педагог-психолог ГОУ "Якутский педагогический колледж №2".
конкретных социальных группах. Она выражается в приспособлении новичка к социальной жизни группы, в формальных отношениях с товарищами по деятельности и достаточно высоком уровне удовлетворенности этими отношениями. К. средствам адаптации личности относятся активное усвоение социальных норм, ценностей, а также средств и способов деятельности [3|, выработка образцов мышления и поведения, которые отражают систему ценностей и норм данного социального коллектива, преобразование, закрепление и развитие умений и навыков межличностного общения.
По-мнснию А.Л. Кузнецовой, к средствам социально-психологической адаптации можно отнести сформированность адекватных способов проявления эмоциональных реакций, социальных и профессионально значимых средств общения, поведения и деятельности, принятых в обществе и поддерживаемых в нем, в которых лич-
Ю
НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ. №2. ?П08. ИЮНЬ
ность может быстро реализовывать свои внутренние тенденции, потребности, склонности, то есть находит себя в социальной среде и самоопределяет себя в ней |9].
Социально-психологическая адаптация личности предусматривает активную личностную позицию, осознание своего статуса и связанное с ним ролевое поведение, обусловленное опосре-дованностью включения в социальную среду индивидуальными особенностями человека. В качестве таких опосредованных звеньев выступают мотивационная структура личности, ее внутренняя позиция, социальные отношения. Мотивы деятельности тесно связаны с активными потребностями общества.
В литературе рассматриваются две группы факторов, которые влияют на успешность хода адаптационных процессов: субъективные факторы и факторы среды. К субъективным факторам относятся: пол. физиологические и психологические характеристики человека; к факторам среды - условия труда, режим и характер деятельности, особенности социальной среды. В научной литературе также используется термин "педагогический фактор", или "педагогические условия". Происходит деление факторов на внешние и внугренние. К внешним факторам относятся организационные, информационные, а к внутренним - установки, мотивация, уровень достижения [5]. По мнению Н.В. Кузьминой, основными критериями социально-психологической адаптации студентов следует считать такие психологические характеристики личности:
• общественная активность и ответственность;
• умение самостоятельно работать;
• наличие творческих способностей и творческого отношения к труду, познанию, общению;
• наличие волевых качеств и сопротивление трудностям в труде, познании и общении;
• дисциплинированность и коллективизм [7|.
Некоторые авторы включают в число критериев адаптации к учебной деятельности успеваемость как показатель успешности и продуктивности деятельности, интерес к изучаемым предметам, направленность на будущую профессию, отношение к занятиям, сформированность умения работать без контроля со стороны. В сфере межличностных отношений показателем адаптивности личности является реальное положение человека в коллективе и его социальный статус, авторитет, признание членами группы.
Адаптивность человека не может определяться только одной какой-либо характеристикой личности, так как внешняя среда представляет собой набор разнообразных факторов, влияющих на
процесс адаптации. Изменения происходят на всех уровнях структуры личности:
• Эмоциональный уровень - удовлетворенность работой, положением личных и семейных дел как положительное состояние психики;
• Ценностный уровень - изменение направленности личности и система отношений;
• Когнитивный уровень - узнавание новой среды, получение информации о ней;
• Поведенческий уровень - изменение поведения в сфере общения и деятельности;
• Личностный уровень - изменение комплексных характеристик личности [8,12|.
Процесс адаптации студентов связан с разного рода трудностями, которые вытекают не только из индивидуально-психологических особенностей интеллекта и личности человека, участвующего в деятельности, но и из целого ряда объективных причин, из которого выделяют методический барьер между средней образовательной школой и средним специальным учебным заведением, проявляющийся в различии применяемых в ней методов обучения и воспитания; увеличение объема и иной характерной, подлежащей усвоению информации. Также объективные трудности при адаптации к обучению в новом учебном заведении испытывает сельская молодежь, так как она связана еще и с своеобразными трудностями перехода в новую среду.
Термин "студенчество" обозначает студенчество как социально-демографическую группу, характеризующуюся численностью, половозрастным, территориальным расположением, социальным статусом, как особую фазу, стадию социализации, которую проходит значительная часть молодежи и которая характеризуется определенными социально-психологическими особенностями юношеского возраста |11). Учитывая возрастные и социальные особенности современного студента, акцент в образовательной деятельности ставится на саморазвитие личности, подкрепленное формированием самостоятельности в стратегических видах жизнедеятельности.
Составляющие психолого-педагогического сопровождения [12|:
1. диагностическое направление;
2. коррекционно-развиваюшее направление;
3. профилактическое направление.
Психологическое сопровождение играет важную роль в процессе социально-психологической адаптации студентов, так как представляет собой целый и непрерывный процесс изучения и анализа, формирования, развития и коррекции субъектов труда, основной целью которых является сотрудничество в рамках новой социальной
среды для студентов, условий, которые позволяли бы им успешно развиваться и обучаться.
Наилучшим результатом деятельности любого учебного заведения является выпуск грамотного специалиста, умеющего анализировать и проектировать свою будущую педагогическую деятельность. Фундаментом предполагаемого нами результата является успешная адаптация студента к новым условиям жизнедеятельности. Основной механизм адаптации студентов - система психолого-педагогического сопровождения, предлагаемая учебным заведением.
Анализ деятельности психологических служб российских вузов показывает, что при всей неоспоримой значимости выполняемой ими работы они не охватывают всех задач, которые может решить психологическая служба но проблеме пси-холого-педагогического сопровождения образовательного процесса [9]. Это объясняется тем, что идет постепенное накопление опыта, получаемого в ходе обобщения данной проблемы. Особого подхода в психолого-педагогическом сопровождении требует воспитательно-образовательный процесс в ССУЗе. Сопровождение адаптации будет возможным, если своевременно помочь студенту в процессе адаптации сделать осмысленный выбор модели поведения, оказать сопровождение в его взаимодействии с учебной и социальной деятельностью. Адаптация студента включает в себя не только приспособительный, но и развивающий аспекты. Итак, студент на протяжении учебного процесса проходит следующие виды адаптации:
• Психологическая адаптация, которая определяется активностью личности и выступает как единство усвоения правил среды и ее преобразование. Например, положительная учебная мотивация, коммуникабельность.
Доминир} кш«|с вилы алаптаиии первокурсников
ДО МО РО АО
• Адаптация психологическая, выражающаяся в перестройке динамического стереотипа личности в соответствии с новыми требованиями окружающей среды. Например, нормальное состояние психического и физического здоровья организма, высокий уровень активности, нахождение жизненных смыслов.
• Социальная адаптация - взаимодействие личности с социальной средой, в ходе которого решаются внутренние и внешние противоречия личности со средой. Например, положительный жизненный опыт, высокий уровень самодегерми-нации собственного поведения. Адаптация социальная обычно связывается с кардинальными периодами в деятельности человека и его окружения [3]. Выделяют два типа адаптационного периода человека в зависимости от мотивов и потребностей личности:
1) активная адаптация характеризуется активным воздействием личности на социальную среду;
2) пассивная адаптация определяется пассивным, конформным принятием целей и ценностных ориентации социальной группы |6).
• Психолого-педагогическая адаптация, выражающаяся в оптимизации взаимоотношений личности и группы, сближение их целей деятельности. усвоение индивидуумом норм и традиций группы, вхождение в ее ролевую структуру. Например, успешность в учебе, организованность, активность, положительные ценностные ориентации.
Психологической службой была проведена диагностическая работа по изучению доминирующих видов адаптации студентов 2006-2007 учебного года к концу 1 семестра.
Как видно из гистограммы, наименьшие проценты выявлены по социальной и психологической адаптации (большинство не определило свои жизненные ориентиры, с трудом адаптируется, отчего зависит уровень активности студентов, самоутверждение в новой социальной роли "студент"). Учитывая результаты диагностирования, проводится комплекс мероприятий, способствующий адаптации первокурсников к учебной деятельности. Весь комплекс мероприятий можно разделить на три блока:
- учебный блок: проведение цикла занятий "культура учебного труда", где преподаватели объясняют структуру учебной деятельности, эффективные приемы, записи лекций, запоминание информации, оформление научных работ и т.д. Для целенаправленного взаимодействия педагогов и студентов большую работу проводит предметно-цикловая комиссия педагогики и психологии и частных методик;
Модель психолого-педагогического сопровождения социально-психологической адаптации студентов в ССУЗе
IkiiMxici ичссьля 1ИЛ1 нос IUKJ СI ч.юм:
л ^
Ahjlih» и С1р> курирование
( о»\кч 'mj* iniMVHocii- прсло.?матс.1м;ко<и систем н ik'hmvkm мчсской лиы nooptaiiHMuiiii и и лниговлипо •oft рЛиы
I I
11 i : i ' ' I i lit = ; г i '= i?
Ш
II
ikUiiiKu.
V
- психологический блок: проведение тренинга по сплочению групп, выявление лидеров, развитие коммуникативных навыков студентов, индивидуальная работа.
В заключение хотелось бы отметить, что теоретический анализ понятия "адаптация" с позиций педагогической психологии подтвердил сложность и многоаспектность, необходимость применения системного подхода к определению содержания и сущности адаптации студентов. Своевременно проведенная диагностика и соответствующая коррекционная работа всех структурных подразделений колледжа будут способствовать успешной адаптации студентов.
ЛИТЕРАТУРА
1. А1ьбуханова-Сшаская К.А. Активность и создание личности как субъекта деятельности. - М.: Наука. 1989. - 183 с.
2. Ананьев Б.Г. Индивидуальное развитие человека. - М.: Просвещение. 1983. - 334 с.
3. Андреева Д.А. О понятии адаптации: исследование адаптации студентов к условиям учебы в вузе.// Человек и общество. - Л.; 1979. - Вып. 13. - С 15 - 25.
4. Асмо.юв А Г. Личность как предмет психологического исследования. - М.: 1994. - 105 с.
5. Жильцова П. Р. Организационная модель деятельности психолого-педагогической службы профессионального колледжа. Автореферат... лисе. канд. иед. наук. - М.. 2005. - 21 с.
6. Зимняя МЛ. Ключевая компетентность - новая парадигма результата образования. // Высшее образование сегодня. 2003. N»5. - С. 34 - 42.
7. Мудрик A.B. Обшепие в процессе воспитания. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 320 с.
8. Новиков А. М. Колледж - модель для России.//Специалист. 1995. №8. - С. 2 - 5.
9. Паншина И.А. Педагогическое сопровождение социально-профессиональной адаптации учащихся. - М.. Просвещение 2004. - 21 с.
10. Платонов К.К. Структура и развитие личности. - М„ 1986.
11. Ирошевский М.Г. Психология творчества и психология в деятельности.// Вопросы психологии. 1985. - С. 20.
12. Ясвин H.H. Образовательная среда от модели к проектированию. М.: изл-во "Смысл", 2001.
- воспитательный блок: проведение классных часов, встречи с интересными людьми, деятельность клуба "Интеллект", шефство старших курсов над первокурсниками и др.;