УДК 159.9
ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГОВ С РАЗНОЙ СТЕПЕНЬЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
© Елена Станиславовна ДЬЯЧКОВА
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии, e-mail: [email protected]
Статья посвящена изучению феномена выгорания педагогов общеобразовательной школы. В обзоре представлены причины, основные симптомы, наиболее характерные последствия выгорания и черты «не выгорающей личности». Исследование выявило личностные особенности педагогов с разной степенью выгорания, корреляты выгорания и ухудшение показателей психологического здоровья педагогов с выгоранием третьей стадии.
Ключевые слова: выгорание; педагоги; психологическое здоровье; эмоциональная сфера.
В профессиях социономического типа средством профессиональной деятельности выступает сама личность специалиста, поэтому требуется пристальное внимание к ее изучению. Серьезным фактором, препятствующим не только психологическому здоровью, но и личностно-профессиональному развитию, являются проблемы в эмоциональной сфере педагогов.
Напряженные ситуации в работе педагога довольно частое явление. Они могут провоцировать эмоциональное напряжение и переутомление, переживаемое в личностно значимых ситуациях общения с другими людьми, которое может проявляться в разных формах - от пассивно-защитных до аг-
1 Работа выполнена в рамках проекта «Психологическое здоровье педагогов как личностная ценность и фактор образовательной среды», ставшего победителем областного конкурса «Гранты для поддержки прикладных исследований молодых ученых 2011 года» администрации Тамбовской области.
рессивных. Многие педагоги отмечают, что после пережитого эмоционального напряжения они ощущают себя обессиленными и эмоционально «потухшими», их самочувствие ухудшается (появляются головные боли, расстройства желудочно-кишечного тракта, изменения со стороны сердечно-сосудистой системы и т. д.), а следовательно, снижается работоспособность. Подобные явления могут свидетельствовать о синдроме выгорания, одной из причин которого является отсутствие обратной связи от большинства реципиентов или ее негативный характер [1].
В зарубежной литературе этот синдром известен как burnout, который был введен американским психиатром X. Фрейденберге-ром в 1974 г. [2]. Понятие «выгорание» обычно используют для обозначения переживания человеком состояния физического, эмоционального и психического истощения, вызванного длительной включенностью в
эмоционально напряженные и значимые ситуации.
Б. Перлман и Е.А. Хартман предложили следующее определение выгорания. Выгорание - это ответ на хронический эмоциональный стресс, включающий три компонента: эмоциональное и/или физическое истощение; снижение рабочей продуктивности; деперсонализацию, или дегуманизацию, межличностных отношений [3].
Наиболее часто выгорание рассматривается как долговременная стрессовая реакция или синдром, возникающий вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней интенсивности. В связи с этим синдром выгорания ряд авторов обозначает как «профессиональное выгорание», что позволяет рассматривать это явление в аспекте личной деформации профессионала под влиянием профессиональных стрессов [4]. Этот синдром включает в себя три основные составляющие, выделенные К. Маслач: эмоциональную истощенность, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных достижений.
Под эмоциональным истощением понимается чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой. Деперсонализация предполагает негативное отношение к своему труду. Редукция профессиональных достижений - это возникновение у работников негативного самовосприятия в профессиональном плане и заниженной самооценки.
H. Freudenberger и G. North [5] предположили, что процесс выгорания может быть разделен на 12 этапов, которые не обязательно следуют друг за другом последовательно -принуждение себя, чтобы что-то доказать самому себе; работать человеку становится труднее, работа воспринимается тягостнее; пренебрежение собственными потребностями; смещение конфликтов (человек не осознает причину дистресса); трансформация ценностей (друзья или хобби отодвигаются на последний план); отрицание возникающих проблем (цинизм и агрессия становятся очевидными); отстранение (уменьшение социальных контактов до минимума, появление зависимостей); поведенческие изменения становятся очевидны для других; деперсонализация; внутренняя пустота; депрессия; формирование синдрома выгорания.
По мнению В.В. Бойко, выгорание возникает поэтапно в соответствии с механизмом развития стресса [6]. Автор характеризует три фазы стресса: напряжение, которое создают хроническая психоэмоциональная атмосфера, дестабилизирующая обстановка, повышенная ответственность, трудность контингента; резистенция, когда человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений; истощение - оскудение психических ресурсов, снижение эмоционального тонуса, которое наступает вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным. Соответственно каждому этапу возникают отдельные признаки, или симптомы, нарастающего выгорания.
В книге Б. ВетЛ «30 минут до выгорания» представлены четыре основные причины выгорания специалистов социальных профессий - это, во-первых, сильная ориентация специалистов на людей, благодаря чему они очень чувствительны к эмоциям, реакциям и взаимодействиям. Люди вокруг них (начальники, коллеги, клиенты, пациенты, студенты) являются одним из основных источников энергии в их жизни. В неблагоприятной обстановке на работе они не в состоянии быстро ликвидировать дефицит в энергоснабжении, несмотря на высокую производительность. Во-вторых, это высокая приверженность профессии. Ведь выбор профессии сознателен, и в данном случае выбор пал на профессию, которая находится на службе человеку. За ней лежат главным образом идеалы и высокие стандарты, которые могут изменить ситуацию, помогая другим, развивая потенциал в других. Кроме того, высокая приверженность происходит из-за внешних потребностей. В этих людях кто-то нуждается - ждет заботы, лечения, помощи и т. д. Третья причина - отсутствие или недостаточность ресурсов (эмоциональных, энергетических, материальных). И, в-четвертых, многие люди, работающие в области помогающих профессий, подвергаются риску неопределенных перспектив. Если в промышленном производстве отношения между усилиями и результатом в значительной степени предсказуемы, то в профессиях социономиче-ского типа не всегда есть шансы на успех [7].
К. Маслач с соавторами постулирует, что выгорание возникает, когда имеют место расхождения между работником и организа-
цией в одной из «шести сфер работы и жизни» - нагрузки, управление, вознаграждение, сообщество, справедливость и ценности [8]. Решение этих расхождений требует комплексных действий со стороны работника и организации. Авторы утверждают, что эмоциональное выгорание работников можно предотвратить, когда имеет место объем работы, который соизмерим с адекватными ресурсами человека для удовлетворения требований работы, когда присутствует баланс работы и личной жизни работника, когда руководитель поощряет сотрудников (действует система вознаграждений), когда атмосфера в коллективе строится на поддержке, сотрудничестве и четких организационных ценностях. Только тогда сотрудники могут чувствовать себя наилучшим образом.
Симптомы выгорания К. Маслач условно разделяет на физические, поведенческие и психологические. К физическим относятся: усталость, чувство истощения, восприимчивость к изменениям показателей внешней среды, астенизация, частые головные боли, расстройства желудочно-кишечного тракта, избыток или недостаток веса, одышка, бессонница. К поведенческим и психологическим относят следующие признаки: работа для человека становится все тяжелее, а способность выполнять ее все меньше; профессионал рано приходит на работу и остается надолго; поздно появляется на работе и рано уходит; берет работу на дом; у него отмечается: чувство неосознанного беспокойства; чувство скуки; снижение уровня энтузиазма; чувство обиды; чувство разочарования; неуверенность; чувство вины; чувство невос-требованности; легко возникающее чувство гнева; раздражительность; подозрительность; ригидность; неспособность принимать решения; дистанционирование от клиентов и стремление к дистанционированию от коллег; растущее избегание; общая негативная установка на жизненные перспективы; злоупотребление алкоголем и (или) наркотиками и др.
Выгорание может распространяться среди сотрудников. Те, кто подвержен выгоранию, становятся циниками, негативистами и пессимистами, взаимодействуя и эмоционально заражая других людей.
Среди наиболее характерных последствий выгорания авторы называют: деформа-
цию Я-концепции (повышение негативизма по отношению к «Я»), гневливость, циничность, подозрительность, депрессию, сверхдоверчивость, ригидность и различные формы дезадаптации, которые непосредственно относятся к психосоциальному здоровью личности.
В работе [9] описываются черты «не выгорающей личности»: уравновешенность
психических процессов, интернальность; видение позитивных последствий любых своих начинаний и в больших делах, и в малых; любовь к работе благодаря созданию новизны в ней; ироничность, удовлетворение жизнью, подпитываемое способностью видеть бесконечное разнообразие и изменчивость всего, даже в мелочах, прежде всего, в природных явлениях; умеренный фатализм, который способствует беспрерывному удовлетворению жизнью и др.
Проанализировав ряд основных положений относительно синдрома выгорания, можно сформулировать цель экспериментального исследования: изучить личностные особенности педагогов общеобразовательной школы с разной степенью выгорания.
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
В исследовании приняли участие 37 педагогов общеобразовательной школы № 12 г. Тамбова (Классическая гимназия им. Г.Р. Державина) в возрасте от 23 до 54 лет.
Использовались: методика «Диагностика уровня профессионального выгорания»
В.В. Бойко, анкета оценки нервнопсихической устойчивости педагога, методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге, Госпитальная шкала тревоги и депрессии HADS, Пятифакторный личностный опросник («Большая пятерка»), методика «Копинг стратегия преодоления стресса», индивидуально-типологический опросник (ИТО) (Л.Н. Собчик), тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева, комплексная методика «Профиль функциональных ограничений», «Опросник функционального состояния», диагностика работоголизма, Самоактуализа-ционный тест (САТ), методика исследования склонности к виктимному поведению, методика исследования самоотношения (MIS).
Статистическая обработка данных производилась с помощью программы SPSS 18.0 for Windows.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Анализ методики профессионального выгорания показал следующее. Согласно методике В.В. Бойко, если испытуемый набирает 36 и менее баллов по той или иной фазе выгорания, то считается, что фаза не сформировалась, от 37 до 60 баллов - фаза в стадии формирования, 61 и более баллов -сформировавшаяся фаза [10].
Отсюда, стадия напряжения наблюдается у 38,89 % педагогов, при этом минимальное значение по данной шкале равно 8, а максимальное - 82, среднее значение - 35,61± 18,41. У индивидуума, подверженного выгоранию первой степени, проявляются умеренные, недолгие и случайные признаки этого процесса (переживание психотравмирующих обстоятельств, неудовлетворенность собой, «загнанность в клетку», тревога и депрессия). Эти признаки и симптомы проявляются в легкой форме и выражаются в заботе о себе, например, путем расслабления или организации перерыва в работе.
Стадия резистенции имеет место быть у 72,22 % обследуемых педагогов. При этом минимальное значение по данной шкале равно 2, а максимальное - 87, среднее значение равно 49,19±18,20. На второй стадии выгорания симптомы (неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, эмоциональнонравственная дезориентация, расширение сферы экономии эмоций, редукция профессиональных обязанностей) проявляются более регулярно, носят более затяжной характер и труднее поддаются коррекции. Профессионал может чувствовать себя истощенным после хорошего сна и даже после выходных.
Стадия истощения выявлена у 30,56 % педагогов. Минимальное значение по данной шкале равно 6, максимальное - 66, среднее -26,81±16,26. Признаки и симптомы третьей стадии выгорания (эмоциональный дефицит, эмоциональная отстраненность, деперсонализация, психосоматические и психовегетативные нарушения) являются хроническими. Могут развиваться физические и психологи-
ческие проблемы типа язв и депрессии; попытки заботиться о себе, как правило, не приносят результата, а профессиональная помощь может не давать быстрого облегчения. Профессионал может подвергать сомнению ценность своей работы, профессии и жизни как таковой.
Сформировавшееся профессиональное выгорание не наблюдается только у 19,4 % педагогов. Минимальное значение по данной шкале равно 21, максимальное - 191, среднее - 111,64±43,99, то есть выгорание сформировано почти у всех исследованных педагогов.
Оценка различий между группами педагогов с профессиональным выгоранием первой и третьей стадии по ряду психологических показателей осуществлялась с помощью t-критерия Стьюдента для независимых выборок (Independent Samples T Test). Были обнаружены достоверные различия на уровне 95 и 99 % (p < 0,05 и p < 0,01). Групповая статистика представлена в табл. 1.
Группы достоверно (p < 0,05 и p < 0,01) различаются по следующим шкалам - тревога, депрессия, работоголизм, шкала «социальные взаимодействия» и «эмоции» методики «Профиль функционального состояния», шкала ориентации во времени и сензи-тивность методики САТ, шкала локус контроля жизни теста СЖО и по шкалам пятифакторного личностного опросника - «доминирование -подчиненность », «доверчивость -
подозрительность», «эмоциональный ком-
форт-депрессивность», «артистичность-от-
сутствие артистичности» (табл. 1).
Педагогам с выгоранием на третьей стадии в большей степени присущ работого-лизм - бегство от реальности посредством изменения своего психического состояния, в данном случае достигающегося фиксацией на работе. Работа для трудоголика - отнюдь не одна из составных частей его жизни: она полностью заменяет собой привязанность, любовь, развлечения, другие виды активности. Одна из важных особенностей трудоголизма - компульсивное стремление к постоянному успеху и одобрению со стороны окружающих. Трудоголик испытывает страх потерпеть неудачу, «потерять лицо», быть обвиненным в некомпетентности, лености, оказаться хуже других в глазах начальства. С этим связано доминирование в психологиче-
функциональных ограничений» (табл. 1). У них наблюдаются проблемы в социальном взаимодействии. Они более сензитивны к себе - в большей степени отдают себе отчет в своих потребностях и чувствах, хорошо ощущают и рефлексируют их. Баллы ниже среднего по шкале «Ориентация во времени» САТ свидетельствуют о неспособности субъекта жить настоящим (переживать настоящий момент своей жизни во всей его полноте), т. е. педагоги с выгоранием третьей стадии не ощущают в полной мере неразрывность прошлого, настоящего и будущего - не видят свою жизнь целостной. И они в меньшей степени, чем педагоги с выгоранием первой стадии имеют убеждение в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь (табл. 1).
Что касается анализа результатов, полученных при исследовании личностных особенностей педагогов, то можно констатировать, что группе испытуемых с выгоранием на третьей стадии присущи признаки доминантности, в отличие от испытуемых с выгоранием первой стадии (15,43±7,28 и 9,14±2,04 соответственно), подозрительности (13,14±1,35 и 10,43±2,57 соответственно), депрессивно-сти (11,14±2,19 и 7,71±2,98 соответственно) и артистичности (12,43±1,51 и 10,71± 1,38 соответственно).
Таблица 1
Статистические показатели в группах педагогов с профессиональным выгоранием первой и третьей стадии
Психологические показатели Педагоги с профессиональным выгоранием первой стадии Педагоги с профессиональным выгоранием третьей стадии
Госпитальная шкала тревоги 6,13±2,39 9,00±3,1**
Госпитальная шкала депрессии 3,40±1,84 5,63±2,99*
Диагностика работоголизма 10,43 ±3,69 14,87 ±4,32**
Социальные взаимодействия («Профиль функциональных ограничений») 88,50 ±103,04 265,40 ±270,4*0
Эмоции («Профиль функциональных ограничений») 21,29 ±38,94 103,33 ±105,08*
Ориентация во времени (САТ) 10,50±2,82 8,21±2,22*
Сензитивность (САТ) 4,57±1,398 6,21±1,67**
Субшкалы методики СЖО
Цели 34,86±4,45 32,33±6,89
Процесса 31,00±4,45 28,67±3,52
Результат 26,93±3,47 24,75±3,86
Локус контроля Я 22,428±2,82 20,75±3,12
Локус контроля Жизни 32,07±5,25 27,00±4,81*
Примечание. * - р < 0,05; ** - р < 0,01.
ском состоянии чувства тревоги, не покидающее трудоголика ни во время работы, ни в минуты непродолжительного отдыха, который не бывает полноценным из-за постоянной фиксации мыслей на работе. Трудоголизм является такой же формой саморазрушения, как и другие зависимости. Он приводит к переутомлению, нехватке сил на другие занятия и сужению круга интересов. Все вытесняет необходимость чувствовать себя очень нужным, незаменимым в определенных делах [11].
Согласно исследованию [12], трудоголики характеризуются относительно низкими показателями психологического благополучия: у них ниже по сравнению с нетрудого-ликами показатели субъективного ощущения счастья и здоровья.
По данным [13] трудоголики отличаются перфекционизмом; не склонны делегировать полномочия; испытывают на работе высокий уровень стресса; часто жалуются на состояние здоровья. Перечисленные качества особенно характерны для тех людей, которые, имея непреодолимое влечение к работе, уходя в нее с головой, тем не менее не испытывают удовольствия от нее.
Педагогам с профессиональным выгоранием третьей стадии в большей степени свойственна тревога и депрессия, что подтверждает и шкала «эмоции» «Профиля
Корреляционный анализ выявил ряд положительных и отрицательных достоверных (р < 0,01 и р < 0,05) связей выгорания с психологическими особенностями (рис. 1). Так, профессиональное выгорание положительно коррелирует с госпитальной шкалой тревоги (г = 0,468) (р < 0,01), со шкалой работоголиз-ма (г = 0,474) (р < 0,01). По-видимости, трудоголикам более свойственны симптомы выгорания.
Профессиональное выгорание также связано со шкалами методики «Профиль функциональных ограничений» - эмоции (г = 0,434) (р < 0,05), ясность сознания (г = 0,357) (р < 0,05), еда (г = 0,387) (р < 0,05). Так как в соответствии с описанием методики, чем выше баллы набирают по данным шкалам испытуемые, тем менее желательным является результат, то в данном случае этот факт можно интерпретировать следующим образом.
Рис. 1. Корреляционные связи профессионального выгорания с психологическими показателями Обозначения:
положительная корреляция (р < 0,01);
------------- положительная корреляция (р < 0,05);
ниш ии отрицательная корреляция (р < 0,01);
------------ отрицательная корреляция (р < 0,05)
У лиц со сформированным выгоранием наблюдаются проблемы в эмоциональной сфере; у них налицо проблемы с ясностью сознания - они становятся невнимательными, им трудно сосредоточиться на каком-то одном деле и т. д.; они испытывают проблемы с едой (меньше пьют жидкости, едят, вынуждены соблюдать диету и т. д.).
Шкала выгорания отрицательно коррелирует со шкалой локус жизни методики СЖО (г = -0,489) (р < 0,01). Так как по данной шкале испытуемые набрали в среднем 29,86±5,49, то можно говорить, что лица, имеющие убеждение в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь, в меньшей степени склонны к эмоциональному выгоранию.
Также шкала выгорания отрицательно связана со шкалами опросника функционального состояния - время (г = -0,442) (р < 0,05), психологические функции
(г = -0,449) (р < 0,05). По-видимости, у лиц с эмоциональным выгоранием ухудшаются психологические функции и восприятие времени.
Кроме того, профессиональное выгорание отрицательно связано со шкалой «Ориентация во времени» методики САТ (г = -0,444) (р < 0,05). По-видимости, лица с выгоранием в большей степени ориентированы лишь на один из отрезков временной шкалы (прошлое, настоящее или будущее). Также наблюдается положительная корреляция выгорания со шкалами - социальное взаимодействие (г = 0,377) (р < 0,05) и сензи-тивность (г = 0,360) (р < 0,05) «Профиля функциональных ограничений». Лицам с выгоранием свойственны нарушения в сфере социального взаимодействия с окружающими (они реже встречаются с друзьями, посещают общественные мероприятия, часто находятся в одиночестве и т. д.).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выгорание сформировано почти у всех исследованных педагогов.
Группы педагогов с профессиональным выгоранием первой и третьей стадии различаются по ряду показателей. Так, педагогам с выгоранием на третьей стадии в большей степени присущи работоголизм, тревога и
депрессия, что подтверждает и шкала «эмоции» «Профиля функциональных ограничений». У них наблюдаются проблемы в социальном взаимодействии. Они более сензи-тивны к себе - в большей степени отдают себе отчет в своих потребностях и чувствах, хорошо ощущают и рефлексируют их. У них отмечается неспособность жить настоящим (переживать настоящий момент своей жизни во всей его полноте), т. е. они не ощущают в полной мере неразрывность прошлого, настоящего и будущего - не видят свою жизнь целостной. И они в меньшей степени, чем педагоги с выгоранием первой стадии, имеют убеждение в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Группе испытуемых с выгоранием на третьей стадии присущи признаки доминантности, подозрительности, депрессивности и артистичности.
Корреляционный анализ установил, что выгорание положительно связано с госпитальной шкалой тревоги, со шкалой работа-голизма. У лиц со сформированным выгоранием наблюдаются проблемы в эмоциональной сфере, ухудшаются психологические функции и восприятие времени. Им свойственны нарушения в сфере социального взаимодействия с окружающими (они реже встречаются с друзьями, посещают общественные мероприятия, часто находятся в одиночестве и т. д.). Они испытывают проблемы с едой (меньше пьют жидкости, едят, вынуждены соблюдать диету и т. д.).
Исследование показало, что лица, имеющие убеждение в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь, в меньшей степени склонны к выгоранию.
1. Психология профессионального здоровья / Никифоров Г.С. [и др.]. СПб., 2006.
2. Freudenberger H.J. Staff burnout // Journal of Social Issues. 1974. № 30 (1). P. 159-165.
3. Perlman B., Hartman E.A. Burnout: summary and future research // Human relations. 1982. V. 35 (4).
4. Maslach С., Schaufeli W. History and conceptual speciificity of burnout // Recent Developments in Theory and Research. Hemisphere. N. Y., 1993.
5. Kraft U. Burned Out // Scientific American Mind. 2006. June/July. P. 28-33.
6. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М., 1996.
7. Berndt Frank H. 30 Minuten gegen Burn-out. GmbH. 2009.
8. Maslach C., Schaufeli W.B., & Leiter M.P. Job burnout. In S.T. Fiske, D.L. Schacter, &
C. Zahn-Waxler (Eds.). Annual Review of Psychology. 2001. V. 52. P. 397-422.
9. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса. М., 2009.
10. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Самара, 2003.
11. Руководство по аддиктологии. М., 2006.
12. Líbano M., Llorens S., SalanovaM. & Schaufeli W. Validity of a brief workaholism scale // Psico-thema. 2010. № 22 (2). P. 143-150.
13. Spence J.T., & Robbins A.S. Workaholism: definition, measurement, and preliminary results // Journal of Personality Assessment. 1992. V. 58. P. 160-178.
Поступила в редакцию 6.09.2011 г.
UDC 159.9
PERSONALITY FEATURES OF TEACHERS WITH BURNOUT OF DIFFERENT DEGREE Elena Stanislavovna DYACHKOVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Psychology, Associate Professor of Clinical Psychology Department, e-mail: [email protected]
The article is devoted to study of the phenomenon of burnout of teachers of secondary school. This review presents reasons, major symptoms, and effects of burnout and features of “not burnable personality”. The research has revealed personality features of teachers with burnout of different degree, correlates of burnout and deterioration of psychological health of teachers on the third stage burnout.
Key words: burnout; teachers; mental health; emotional sphere.