ББК 88.37 YAK 159.923
Т.Г. АЛЁШИНА
T.G. ALYOSHINA
ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГОВ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ СИНДРОМА ЭМОУИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
INDIVIDUAL PERSONAL CHARACTERISTICS OF TEACHERS IN THE CONTEXT OF FORMING BURNOUT
Приведены результаты психологического исследования синдрома эмоционального выгорания у педагогов в целостном контексте изучения личности. Были определены индивидуально-типологические и формирующиеся на их базе личностные свойства, определяющие предрасположенность к возникновению эмоционального выгорания.
The results of psychological studies of emotional burnout in teachers in the holistic context of the study of personality. Identified individual-typologicaland formed on the basis of their personal characteristics that determine a predisposition to the emergence of burnout.
Ключевые слова: синдром эмоционального выгорания, личность, индивидуально-типологические свойства.
Key words: a syndrome of emotional burnout, personality, individual-typological properties.
В настоящее время возрос научный и практический интерес к проблеме эмоционального выгорания в различных сферах профессиональной деятельности. Современные исследования данной проблемы осуществляются в двух направлениях.
Первое направление - изучение особенностей профессиональной деятельности и выделение факторов, приводящих к возникновению синдрома эмоционального выгорания (СЭВ). Изучаются особенности трудовой деятельности в социальных профессиях: у педагогов (Т.В. Форманюк, В.Е. Орёл, Н.Е. Водопьянова, Т.И. Ронгинская), управленцев (Н.Е. Водопьянова, Л.Б. Серебрякова), у медицинского персонала (Г.С. Абрамова, Ю.А. Юдчиц, Н.В. Козина), у психологов (Е.Г. Лешукова, А.Н. Моховиков), у менеджеров и торговых агентов (А.Р. Фонарев, Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова) и др. Целью большинства этих работ является определение внешних факторов, влияющих на формирование СЭВ, и особенностей его протекания в той или иной профессиональной группе.
Второе направление - изучение личностных факторов, оно наименее разработано. Обнаружены такие показатели предрасположенности к стресс-реакциям, как: экстернальность и интернальность, поведение типа А, эмпа-тия и мотивация. Наличие корреляционных связей между личностными характеристиками и выгоранием привело к тому, что личностный фактор стал рассматриваться как ведущий при выборе социальных профессий [4].
На наш взгляд, в настоящее время назрела необходимость в целостном изучении личности и определении индивидуально-типологических и формирующихся на их базе личностных свойств, для определения предрасположенности к возникновению СЭВ. В нашем исследовании мы опираемся на авторский подход к пониманию личности - теорию ведущих тенденций Л.Н. Собчик [3].
СЭВ представляет собой процесс, развивающийся во времени под действием внешних и внутренних факторов. Действие внешних факторов необходимо, но недостаточно для развития синдрома. Их действие разворачивается на фоне внутренних факторов [2]. Существует ряд индивидуально-
личностных факторов, способствующих возникновению синдрома, а также влияющих на скорость и тяжесть его протекания. Личность представляет собой единый конструкт, включающий в себя индивидуально-типологические предиспозиции, которые находят своё продолжение и определяют индивидуальный стиль мотивационной, познавательной, эмоциональной и коммуникативной сферы.
Личность - понятие многомерное, поэтому экспериментально-психологические и психодиагностические исследования должны проводиться комплексно, иметь единую методологическую базу и выстраиваться в направлении от базовых характеристик к более высоким уровням развития личности.
В своём исследовании мы выдвинули гипотезу: существует ряд индивидуально-личностных особенностей, которые оказывают влияние на формирование эмоционального выгорания педагогов: индивидуально-типологические особенности личности, стиль межличностных отношение и определённый личностный профиль.
Экспериментальная работа включала в себя следующие этапы:
1) изучение СЭВ педагогов (методика В.В. Бойко);
2) изучение индивидуально-личностных особенностей педагогов (методики «Индивидуально-типологический опросник»; «Диагностика межличностных отношений»; «Стандартизированный многофакторный метод исследования личности»; модифицированный тест ММРГ Л.Н. Собчик);
3) выявление особенностей взаимосвязи индивидуально личностных факторов и СЭВ педагогов.
В исследовании приняли участие педагоги дошкольного образования, учителя начальных классов, учителя-предметники г. Нефтеюганска, г. Меги-она, г. Радужного, г. Сургута. Общее количество 246 чел. Возрастные границы колеблются от 20 до 57 лет.
Средний возраст испытуемых составил 35 лет. Педагогический стаж определяется в интервале от 3,6 мес. до 36 лет. Средний показатель - 12 лет.
Все испытуемые - женщины, что не даёт нам возможности определить гендерные различия, проявляющиеся в составляющих синдрома.
Экспериментальное изучение связи индивидуально-личностных свойств с уровнем формирования СЭВ предполагает исследование особенностей и уровней СЭВ. Результаты диагностики по методике В.В. Бойко [1] позволили разделить испытуемых педагогов на три группы:
1) СЭВ сложился (56 чел.) - 22,7%;
2) СЭВ находится в процессе формирования (60 чел.) - 24,3%;
3) СЭВ не сложился (130 чел.) - 52,8%.
Значимые корреляционные связи между возрастом, педагогическим стажем и синдромом эмоционального выгорания не обнаружены. В нашем исследовании средний возраст в трёх группах приблизительно одинаков, а средний показатель педагогического стажа в первой группе значительно отличается от показателей во второй и третьей группе.
В первой группе педагогов наибольшее количество молодых педагогов, 32% испытуемых имеют педагогический стаж до пяти лет.
Во второй группе 17% молодых педагогов, в третьей группе - 27%.
Представляет интерес анализ биографических данных испытуемых (семейное положение, наличие или отсутствие детей).
В первой группе никогда не были замужем и не имеют детей 18% педагогов. 11% вдовы, 57% разведены и 14% замужем, 78% имеют одного ребёнка, 4% имеют двоих детей.
Во второй группе 3% педагогов никогда не были замужем, 6% не имеют детей, 10% разведены, 86% замужем, вдов нет. 53% респондентов имеют одного ребёнка, 38% - двух детей, 3% - трёх и более детей.
В третьей группе 10% педагогов не замужем, 10% разведены, 82% замужем, вдов нет. 1,5% не имеют детей, у 43% один ребёнок, 49% имеют двоих детей, 6% трёх и более.
В нашем исследовании мы не ставили задачу изучить взаимосвязь семейного положения и синдрома эмоционального выгорания, однако полученные данные, на наш взгляд, представляют интерес. Количественный анализ биографических данных позволяет сделать следующие выводы: в первой группе педагогов наибольший процент незамужних, бездетных и разведённых женщин, вдов. Отсутствуют женщины, имеющие больше двух детей. В третьей группе педагогов напротив, самый низкий процент незамужних и разведённых женщин. Большее количество многодетных мам.
Сводные данные результатов диагностики по методике Бойко (12 симптомов) по трём группам показаны на рис. 1.
Рис. 1. Ведущие симптомы синдрома эмоционального выгорания в трёх группах педагогов
Сравнительный анализ формирования СЭВ в трёх группах испытуемых позволяет сделать следующие выводы:
1. Формирование СЭВ зависит от интенсивности эмоциональных переживаний стрессогенного характера.
2. Наибольший «вклад» в возникновение состояния эмоционального напряжения вносит симптом переживания психотравмирующих обстоятельств (1, рис. 1).
3. Для всех трёх групп в фазе резистенции характерен симптом редукции (упрощения) профессиональных обязанностей (8, рис. 1). В профессиональной деятельности редукция проявляется в попытках облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат.
4. В фазе истощения СЭВ ярко проявляется симптомом личностной отстранённости, или деперсонализации (11, рис. 1). Такая форма защиты приводит не только к нарушению профессионального общения, но и к возникновению антигуманистического настроя к подопечным.
Для решения основной задачи нашего эксперимента, которая заключается в том, чтобы исследовать связь индивидуально-личностных особенностей педагогов с уровнем эмоционального выгорания, мы изучили индивидуально-типологические особенности личности (методика ИТО), в каждой группе педагогов. Для наглядной характеристики различий полученных данных в трёх группах педагогов, мы вывели средний индивидуально-типологический портрет для каждой группы (рис. 2).
Рис. 2. Среднестатистические индивидуально-типологические портреты для трёх групп педагогов
Средние значения по каждой шкале представлены в таблице 1.
Таблица 1
Средние значения по шкалам для трёх групп педагогов
№ группы Шкала Экстраверсия Шкала Спонтанность Шкала Агрессивность Шкала Ригидность Шкала Интроверсия Шкала Сензитивность Шкала Тревожность Шкала Лабильность
1 5 3,8 5,2 5,2 5,7 6,4 6,4 5,4
2 5,5 4,4 4,2 5,1 5,7 6,5 6,5 5,7
3 6,4 3,8 3,8 4,7 5,4 6,3 6,3 5,8
Значимые корреляционные связи между симптомами и фазами эмоционального выгорания и индивидуально-типологическими особенностями определяем с помощью ранговой корреляции Спирмена. Анализ данных по трём группам позволяет сделать следующие выводы:
1. Все индивидуально-типологические свойства в зависимости от характера взаимодействия с симптомами СЭВ можно условно разделить на три группы. Условием для выделения групп является направленность значимой корреляционной связи. Однонаправленные (только положительная либо только отрицательная) и разнонаправленные связи.
2. Мы установили, что личностные характеристики, формирующиеся на базе таких индивидуально-типологических свойств, как «лабильность» и «сен-зитивность» и умеренно выраженные, замедляют процесс формирования синдрома эмоционального выгорания.
3. Напротив, личностные характеристики, формирующиеся на базе таких индивидуально-типологических свойств как «тревожность», «интровер-сия» и «агрессивность» способствуют формированию данного синдрома и ускоряют протекание этого процесса.
4. Группа индивидуально-типологических свойств, имеющая разнонаправленные значимые корреляционные связи, не может трактоваться однозначно и требует более подробного анализа. Такое конституционально заданное свойство, как «экстраверсия» представлено в основном в фазе истощения и её симптомах. Сила эмоциональных проявлений симптомов «эмоционального дефицита» и «эмоциональной отстранённости» направлена вовне (отрицательная корреляционная связь), а сила реакций симптома «психосоматические и психовегетативные нарушения» направлена на себя (положительная корреляционная связь). Другими словами, уменьшая внешние негативные реакции, мы увеличиваем силу внутренних переживаний, что приводит к различным психосоматическим нарушениям.
5. «Спонтанность» - это свойство, проявляющееся высокой поисковой активностью и напористостью, поэтому логично предположить, что для таких людей не характерно упрощение выполнения профессиональных обязанностей (отрицательная корреляционная связь с симптомом «редукция профессиональных обязанностей»). Это, в свою очередь, может приводить к повышению уровня эмоционального напряжения и к возникновению определённых защитных реакций (положительная корреляционная связь с фазой напряжения и симптомами «личностная отстранённость» и «психосоматические психовегетативные нарушения»).
6. Конституциональное свойство «ригидность» представлена значимыми корреляционными связями в двух фазах: в фазе напряжения и в фазе ре-зистенции. Данное свойство представляет собой смешанный тип реагирования, который лежит на рубеже между субъективизмом и пассивностью интроверсии с одной стороны, и самоутверждающейся наступательностью агрессивности - с другой. При умеренных показателях выявляет устойчивость к стрессу и педантизм, а при повышенных настойчивость и настороженную подозрительность. Этим можно объяснить значимые положительные корреляционные связи с такими симптомами в фазе напряжения как «переживание психотравмирующих ситуаций» и «тревога, депрессия». Выявлены значимые отрицательные корреляционные связи с симптомами «загнанности в клетку», «эмоциональная отстранённость», «редукция профессиональных обязанностей» и фазой резистенции.
7. Значимая положительная корреляционная связь с фазой истощения (собственно синдром эмоционального выгорания) выявлена только у конституционального свойства «агрессивность» (уровень значимости - ps < 0,05).
Многофакторное исследование личности позволяет получить многосторонний портрет личности человека, включающий богатый спектр структурных компонентов личности (методика СМИЛ). Анализ полученных результатов представляет собой ломаную линию - профиль СМИЛ. При анализе полученных результатов необходимо учитывать особенности данной методики. Интерпретация данных проводится не «слева направо», а «сверху вниз», т.е. шкалы рассматриваются по степени их значимости, исходя из «высоты показателей. Поэтому проведение корреляционного анализа в данном случае некорректно. Отдельно взятые показатели по базисным шкалам не информативны и не дают целостной картины о личности склонной к эмоциональному выгоранию. Сравнивать индивидуальные профили 246 человек достаточно затруднительно. Поэтому при интерпретации данных мы ориентировались на усреднённый портрет личности (профиль СМИЛ) в каждой группе педагогов. Для этого были рассчитаны средние показатели по базисным шкалам и выстроены соответствующие профили. Мы поставили задачу выстроить усреднённый портрет педагога для каждой из трёх групп (рис. 3).
1 аЗо'Г Г а —■— 2аЭо'Г Г а ЗаЗо'Г Г а
Рис. 3. Усреднённые личностные профили для трёх групп педагогов
Профиль, выстроенный на базе данных первой группы, резко отличается от профилей второй и третьей групп высотой показателей. Такой профиль называют пикообразным трёхфазным профилем, по числу контрастирующих пиков. Профили второй и третьей группы практически совпадают, т.е. большинство шкал находится приблизительно на одном уровне, такой профиль называют «линейным». Он чаще всего встречается у лиц, относимых к конкордатной норме, то есть у личностей гармоничных. Значения шкал находятся в широком коридоре нормы (от 30 до 70 Т). Большой интерес представляет интерпретация по отдельным базисным шкалам. Повышенные 4-я и 6-я шкалы выявляют стенические свойства личности, высокие показатели по 8-ой шкале усиливают индивидуалистичность. На начальном этапе исследования мы предполагали, что профильный рисунок в первой и третьей группе будет значительно отличаться, что даст нам основания для выделения отдельных личностных характеристик, которые препятствуют появлению синдрома эмоционального выгорания либо приводят к его формированию. Однако сравнительный анализ профилей трёх групп показал, что они повторят рисунок друг друга и отличаются лишь интенсивностью проявлений тех или иных личностных свойств. Это может быть связанно с тем, что для людей с таким профилем характерен выбор педагогической профессии. Личностные характеристики не выходящие за пределы нормы такого профиля приветствуются в профессии педагога. Повышение показателей по шкалам импульсивности, ригидности и индивидуалистичности могут приводить к возникновению синдрома эмоционального выгорания.
Диагностика межличностных отношений (методика ДМО) отражает определённый стиль межличностного взаимодействия индивида со средой. Именно в нём находят своё отражения индивидуально - личностные характеристики, описанные выше. Синдром эмоционального выгорания формируется именно в процессе межличностного общения и находит там своё отражение, поэтому одной из задач нашего исследования было определение стиля поведения, который способствует либо наоборот препятствует возникновению СЭВ. Анализ полученных данных проводился для каждой группы отдельно.
Значимые корреляционные связи между симптомами и фазами эмоционального выгорания и типами межличностных отношений определяем с помощью ранговой корреляции Спирмена.
Рассмотрим более подробно влияние каждого типа отношений и симптоматику синдрома эмоционального выгорания.
I «Властный - лидирующий» тип не обнаружил значимых корреляционных связей ни в одной группе педагогов.
II «Независимый - доминирующий» выявлены отрицательная корреляция с симптомом «загноности в клетку» (уровень значимости - ps < 0,05), и положительная корреляция с симптомом «эмоциональной отстранённости» (уровень значимости + ps < 0,05).
III «Прямолинейно-агрессивный» отрицательная корреляция с симптомами «переживание психотравмирующих обстоятельств» и «неудовлетворённость собой» (уровень значимости - ps < 0,05).
IV «Недоверчивый - скептический» положительная корреляция с симптомами « неадекватного избирательного эмоционального реагирования» (уровень значимости + ps < 0, 01), «личностная отстранённость или деперсонализация» (уровень значимости + ps < 0,05), отрицательная корреляция с фазой истощения (уровень значимости - ps < 0,05).
V «Покорно-застенчивый» отрицательная корреляция с симптомами «неадекватного избирательного эмоционального реагирования», «редукция профессиональных обязанностей» уровень значимости - ps < 0,05), фазой резистенции (уровень значимости - ps < 0, 01).
VI «Зависимый - послушный» отрицательная корреляция с симптомами «эмоционально-нравственной дезориентации» (уровень значимости -ps < 0, 01), «эмоциональной отстранённости» (уровень значимости + ps < 0, 05).
VII «Сотрудничающий - конвенциальный» положительная корреляция с симптомами «эмоционально-нравственной дезориентации» (уровень значимости + ps < 0,05), «психосоматических и психовегетативных нарушений» (уровень значимости + ps < 0, 01). Отрицательная корреляция с симптомами «эмоциональный дефицит», «эмоциональной отстранённости», «личностная отстранённость или деперсонализация» (уровень значимости - ps < 0,01), и фазой резистенции (уровень значимости - ps < 0,05).
VIII « Ответственно-великодушный» положительная корреляция с симптомами «тревоги и депрессии», «эмоционально-нравственной дезориентации» (уровень значимости + ps < 0, 01), отрицательная корреляция с симптомом «эмоциональной отстранённости» (уровень значимости - ps < 0,01).
Как видно из приведённого выше анализа, ведущие тенденции, берущие своё начало в заданных конституциональных свойствах находят своё продолжение в типах межличностных отношениях.
Обобщая результаты проведённого исследования, мы пришли к следующим выводам:
1. Формирование синдрома эмоционального выгорания зависит от интенсивности эмоциональных переживаний стрессогенного характера. Наибольший «вклад» в возникновении состояния эмоционального напряжения вносит симптом «переживания психотравмирующих обстоятельств». Для всех трёх групп в фазе резистенции характерен симптом «редукции (упрощения) профессиональных обязанностей». В фазе истощения синдром эмоционального выгорания ярко проявляется симптомом «личностной отстранённостью, или деперсонализацией».
2. Личностные характеристики, формирующиеся на базе таких индивидуально-типологических свойств, как «лабильность» и «сензетивность» и умеренно выраженные, замедляют процесс формирования синдрома эмоционального выгорания; напротив, личностные характеристики, формирующиеся на базе таких индивидуально-типологических свойств как «тревожность», «интроверсия» и «агрессивность» способствуют формированию данного синдрома и ускоряют протекание этого процесса.
3. Усреднённый портрет эмоционально выгоревшего педагога отличается значительным повышением по шкалам «индивидуалистичности», «ригидности» и «импульсивности».
4. Эмоционально выгоревшие педагоги характеризуются преобладанием неконфорнмых тенденций в межличностных отношениях, склонностью к дизъюнктивным появлениям, большей независимостью мнения, упорством в отстаивании собственной точки зрения, тенденцией к лидерству и доминированию. Это находит своё отражение в таких стилях межличностных отношениях, как «независимый - доминирующий», «прямолинейный - агрессивный» и «недоверчивый - скептический».
5. Сочетание этих индивидуальных характеристик в одном личностном конструкте приводит к возникновению синдрома эмоционального выгорания.
Использование данной батареи психодиагностических методик позволит выявить индивидуально-личностные особенности педагога, характерные для синдрома эмоционального выгорания, и на основании полученных результатов выстроить план коррекционных мероприятий. В настоящее время работа по результатам исследования продолжается.
Литература
1. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других [Текст] / В.В. Бойко. - М. : Информац. изд. дом «Филин», 1996. - 472 с.
2. Орёл, В.Е. Исследование феномена психического выгорания в отечественной и зарубежной психологии [Текст] / В.Е. Орёл // Проблемы общей и организационной психологии. - Ярославль, 1999. - С. 76 - 97.
3. Собчик, Л.Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики [Текст] / Л.Н. Собчик. - СПб. : Изд-во «Речь», 2003. - 624 с.
4. Форманюк, Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя [Текст] / Т.В. Форманюк // Вопросы психологии. - 1994. - № 6. - С. 57 - 64.