СЕКЦИЯ: КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
УДК 159.9
ЭМОЦИОНАЛЬНО-НЕБЛАГОПРИЯТНЫЕ СОСТОЯНИЯ В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА
© Е.С. Дьячкова
Ключевые слова: педагог; психологическое здоровье; эмоциональная сфера; тревожность; депрессия; стрессо-устойчивость.
Статья посвящена изучению эмоционально-неблагоприятных состояний педагогов общеобразовательной школы. Выявлены факторы эмоциональной сферы педагогов, обусловливающие состояние психологического здоровья педагогов.
Здоровье вообще и психологическое здоровье в частности является одной из важнейших ценностей человеческой жизни. Ведь, с одной стороны, психологическое здоровье является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей, с другой стороны, обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей его жизни.
Критериями психологического здоровья являются: хорошо развитая рефлексия, стрессоустойчивость, умение находить собственные ресурсы в трудной ситуации (И.В. Дубровина), полнота эмоциональных и поведенческих проявлений личности (В.С. Хомик), опора на собственную внутреннюю сущность (А.Е. Со-зонов, Ф. Пиалс), самопринятие и умение справляться со своими эмоциональными трудностями без ущерба для окружающих, «самообъективность» как четкое представление о своих сильных и слабых сторонах, наличие системы ценностей, содержащей главную цель и придающей смысл всему, что делает человек (Г. Ол-лпот), интерес к самому себе, общественный интерес, высокая фрустрационная устойчивость, гибкость (пластичность мысли, открытость изменениям), принятие неопределенности, стремление быть более объективным, рациональным, риск и др. (А. Эллис, У. Драйден), характер и динамика основных процессов, определяющих душевную жизнь индивида (Л.М. Аболин), в частности изменение ее свойств и особенностей на разных возрастных этапах (К.А. Абульханова, Б.С. Братусь, С.Л. Рубинштейн, Э. Эриксон). Важным критерием психологического здоровья является эмоциональное благополучие человека (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, М.Ю. Кистяковская, В.В. Лебединский, С.Л. Рубинштейн, Н.М. Щелованов и др.).
Эмоциональная сфера, будучи составляющей регуляторной системы в сложной структуре психики человека, обеспечивает активные формы его жизнедеятельности. Занимая центральное место в психическом развитии, эмоциональная сфера актуализирует потенциальные возможности, аккумулирует творческую энер-
гию личности (Б.Л. Теплов, П.М. Якобсон, Б.М. Не-менский, Б.И. Додонов, А.Н. Лутошкин), выполняет охранную - идиаторную функцию (Л.И. Божович). Нарушения эмоциональной сферы (эмоционально-неблагоприятные состояния) негативно сказываются на общем ходе развития личности, затрудняют все формы общения и деятельности человека. К эмоциональнонеблагоприятным состояниям относят тревожность, невротические расстройства (например, астенические, депрессивные состояния), эмоциональную напряженность, алекситимию и т. д.
Тревожностью считают переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, предчувствием грозящей опасности [1]. Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности - это т. н. полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Однако повышенный уровень тревожности является субъективным проявлением неблагополучия личности.
Проявления тревожности в различных ситуациях неодинаковы. В одних случаях люди склоны вести себя тревожно всегда и везде, в других - они обнаруживают свою тревожность лишь время от времени, в зависимости от складывающихся обстоятельств [2].
Ситуативно-устойчивые проявления тревожности принято называть личностными и связывать с наличием у человека соответствующей личностной черты (т. н. «личностная тревожность») [3]. Это устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий круг ситуаций как угрожающий, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личностная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные, связанные со специфи-
ческими ситуациями угрозы его престижу, самооценке, самоуважению. Ситуативно-изменчивые проявления тревожности именуют ситуативными, а особенность личности, проявляющей такого рода тревожность, обозначают как «ситуационная тревожность». Это состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Такое состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичным во времени.
Депрессию характеризует депрессивная триада: снижение настроения, утрата способности переживать радость (ангедония), нарушения мышления (негативные суждения, пессимистический взгляд на происходящее и т. д.) и двигательная заторможенность. При депрессии снижена самооценка, наблюдается потеря интереса к жизни и привычной деятельности.
Эмоциональная неустойчивость (эмоциональная нестабильность, нейротизм), по некоторым данным, связана с показателями лабильности нервной системы. Эмоциональная устойчивость - черта, выражающая сохранение организованного поведения, ситуативной целенаправленности в обычных и стрессовых ситуациях. Характеризуется зрелостью, отличной адаптацией, отсутствием большой напряженности, беспокойства, а также склонностью к лидерству, общительностью. Нейротизм выражается в чрезвычайной нервности, неустойчивости, плохой адаптации, склонности к быстрой смене настроений (лабильности), чувстве виновности и беспокойства, озабоченности, депрессивных реакциях, рассеянности внимания, неустойчивости в стрессовых ситуациях. Нейротизму соответствует эмоциональность, импульсивность, неровность в контактах с людьми, изменчивость интересов, неуверенность в себе, выраженная чувствительность, впечатлительность, склонность к раздражительности [3]. Нейроти-ческая личность характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вызывающим их стимулам. У лиц с высокими показателями по шкале нейро-тизма в неблагоприятных стрессовых ситуациях может развиться невроз.
Одним из синдромов, часто встречающихся в работе педагогов, является выгорание. Данному синдрому была посвящена статья [4].
Цель настоящего экспериментального исследования: обследовать эмоциональную сферу и выявить эмоционально-неблагоприятные состояния в структуре личности педагогов, обусловливающих уровень психологического здоровья.
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Настоящее исследование было посвящено особенностям эмоциональной сферы педагогов общеобразовательной школы № 12 г. Тамбова (Классическая гимназия им. Г.Р. Державина). В нем приняли участие 37 человек в возрасте от 23 до 54 лет.
Использовались: методика «Диагностика уровня профессионального выгорания» В.В. Бойко, анкета оценки нервно-психической устойчивости педагога, методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге, Госпитальная шкала тревоги и депрессии HADS, Пятифакторный личностный опросник («Большая пятерка»), методика «Копинг
стратегия преодоления стресса», «Индивидуальнотипологический опросник» (ИТО) (Л.Н. Собчик), «Тест смысложизненных ориентаций» (СЖО) Д.А. Леонтьева, комплексная методика «Профиль функциональных ограничений», «Опросник функционального состояния», «Диагностика работоголизма», «Самоактуализа-ционный тест» (САТ), методика исследования склонности к виктимному поведению О.О. Андронниковой, методика исследования самоотношения (MIS).
Статистическая обработка данных производилась с помощью программы SPSS 18.0 for Windows.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
Диагностика стрессоустойчивости по методике Холмса и Раге выявила, что у 11,11 % исследованных педагогов сопротивляемость к стрессу высокая, т. е. они устойчивы к стрессовым ситуациям в жизни, у 47,22 % - степень сопротивления стресса пороговая, и у 41,67 % наблюдается ранимость, что свидетельствует о высоком риске возникновения стресса. Эти испытуемые близки к фазе нервного истощения и им грозят психосоматические заболевания.
Как показал проведенный корреляционный анализ (рис. 1), шкала стрессоустойчивости имеет положительные и отрицательные связи (р < 0,01; р < 0,05). Так как в среднем по группе испытуемых можно говорить о низкой степени сопротивляемости стрессу, то результаты анализа вполне закономерны. Низкий уровень стрессоустойчивости положительно связан со шкалой эмоции (г = 0,478) (р < 0,01), общение (г = 0,524) (p < 0,01) «Профиля функциональных ограничений», т. е. у педагогов имеют место нарушения в эмоциональной и коммуникативной сферах. Низкая стрессо-устойчивость коррелирует со шкалой «некритический тип поведения» методики исследования склонности к виктимному поведению (г = 0,702) (р < 0,01), что говорит об их доверчивости, неосмотрительности, неосторожности, неумении правильно оценивать жизненные ситуации в результате каких-либо личностных или ситуативных факторов: эмоциональное состояние, возраст, заболевание. Они склонны к идеализации людей, оправданию негативного поведения других, не замечают опасности.
Низкая степень сопротивляемости стрессу связана со шкалой внутренняя конфликтность методики MIS (r = 0,552) (р < 0,01). В данном случае у педагогов наблюдается умеренное повышение по шкале, что говорит о повышенной рефлексии, глубоком проникновении в себя, осознании своих трудностей, адекватном образе «Я» и отсутствии вытеснения.
Низкая стрессоустойчивость положительно связана со шкалой социальное взаимодействие (r = 0,424) (р < 0,05), ясность сознания (г = 0,413) (р < 0,05), еда (г = 0,400) (р < 0,05), работа (г = 0,389) (р < 0,05), ведение домашнего хозяйства (г = 0,398) (р < 0,05) «Профиля функциональных ограничений», что может говорить о трудностях в данных сферах у исследуемых педагогов.
Также отмечается положительная корреляция со шкалой работоголизм (г = 0,372) (р < 0,05), госпитальной шкалой тревоги (г = 0,374), (р < 0,05), что говорит о повышенном уровне тревоги и работоголизме педагогов с низкой стрессоустойчивостью. Имеются положи-
Рис. 1. Корреляционные связи низкого уровня стрессоустойчивости с психологическими показателями педагогов (Обозначения:
======== - положительная корреляция (р < 0,01),_____________- положительная корреляция (р < 0,05), = = = = = = - отрицательная
корреляция (р < 0,01),_________- отрицательная корреляция (р < 0,05))
тельные корреляции со шкалами самопринятие (г = 0,484) (р < 0,01), сензитивность (г = 0,385) (р < 0,05), и отрицательные со шкалами - поддержка (г = -0,552) (р < 0,01), ориентация во времени (г = -0,586) (р < 0,01), ценностные ориентации (г = -0,590) (р < 0,01), принятие агрессии (г = -0,365) (р < 0,05) методики САТ.
Получается, что люди с низкой стрессоустойчиво-стью принимают себя, свои чувства и эмоции, они сен-зитивны, но не нуждаются в поддержке, они ориенти рованы на какой-то один отрезок жизни - либо прошлое, либо настоящее или будущее, они почти разделяют ценности, присущие самоактуализирующейся личности и не принимают собственные агрессивные импульсы.
Анализ результатов, полученных по исследованию тревоги педагогов, показал, что клиническая тревога имеет место у 11,11 % педагогов. Этим людям нужна помощь специалиста. У 47,22 % педагогов выявлена субклинически выраженная тревога. Их показатели по данной шкале находятся на границе нормы (состояние
предболезни). И только у 41,67 % учителей отсутствует достоверно выраженные симптомы тревоги.
Госпитальная шкала тревоги имеет ряд достоверных положительных и отрицательных корреляций с другими личностными особенностями (рис. 2). Так, она положительно коррелирует со шкалой работоголизма (г = 0,620) (р < 0,01). По-видимому, работоголизм присущ более тревожным личностям. Тревога коррелирует со шкалами методики «Профиль функциональных ограничений» - сон и отдых (г = 0,557) (р < 0,01), социальные взаимодействия (г = 0,418) (р < 0,05), эмоции (г = 0,424) (р < 0,05), еда (г = 0,364) (р < 0,05), работа (г = 0,363) (р < 0,05). Соответственно, у тревожных педагогов наблюдаются негативные изменения в обозначенных сферах жизни. Тревога положительно связана со шкалами методики В.В. Бойко - напряжение (г = 0,472) (р < 0,01), истощение (г = 0,498) (р < 0,01), эмоциональное выгорание (г = 0,468) (р < 0,01). То есть у людей с высоким уровнем тревоги отмечается выгорание.
Рис. 2. Корреляционные связи госпитальной шкалы тревоги с другими психологическими показателями (Обозначения:
======== - положительная корреляция (р < 0,01),___________- положительная корреляция (р < 0,05), = = = = = = - отрицательная
корреляция (р < 0,01),_- отрицательная корреляция (р < 0,05))
Также шкала тревоги положительно коррелирует с низким уровнем стрессоустойчивости (г = 0,374) (p < 0,05), с рефлексивностью (г = 0,377) (р < 0,05), самообвинением (г = 0,446) (р < 0,05) (MIS), самопри-нятием (г = -0,516) (р < 0,01) (MIS), со склонностью к самоповреждающему поведению (г = 0,541) (р < 0,05) по методике исследования склонности к виктимному поведению, а также отрицательно с рядом шкал опросника функционального состояния - социально-ролевые функции (г = -0,484) (р < 0,01), психологические функции (г = -0,461) (р < 0,05), время (г = -0,404) (р < 0,05), общение (г = -0,378) (р < 0,05). По-видимому, у более тревожных лиц имеются проблемы в обозначенных сферах.
Имеется ряд отрицательных связей тревоги со шкалами самоактуализационного теста - это: поддержка (г = -0,456) (р < 0,01), гибкость поведения (г = -0,448) (р < 0,05), синергии (г = -0,417) (р < 0,05), т. е. чем более выражена тревога у личности, тем в меньшей степени она способна к гибкости в реализации своих ценностей в поведении, взаимодействии с окружающими людьми, менее способна быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию, тем ниже
способность к целостному восприятию мира и людей, к пониманию связанности противоположностей, таких как игра и работа, телесное и духовное и др.
Исследование выявило, что ярко выраженная депрессия имеет место только у 2,7 % исследуемых педагогов. Этим испытуемым нужна помощь специалиста. У 11,11 % выявлена субклинически выраженная депрессия, т. е. они находятся на границе нормы. У большинства испытуемых (86,11 %) выраженные симптомы депрессии отсутствуют.
В результате корреляционного анализа оказалось, что госпитальная шкала депрессии положительно связана со шкалой передвижение (г = 0,391) (р < 0,05) «Профиля функциональных ограничений» (рис. 3). По-видимому, педагоги с выявленной депрессией испытывают в сфере передвижения трудности, например, мало двигаются, передвигаются в пределах одного здания, большую часть времени проводят дома и т. д.
Сходной со шкалой тревоги в исследовании имелась шкала тревожности (эмоциональность, восприимчивость, незащищенность) индивидуально-типологического опросника. Исследование педагогов по данной шкале продемонстрировало интересные результаты.
Рис. 3. Корреляционная связь госпитальной шкалы депрессии со шкалой «Передвижение» «Профиля функциональных ограничений» (Обозначения:_____________- положительная корреляция (р < 0,05))
Среднее значение в группе равно 5,34 ± 2,04 балла, причем имеются довольно низкие показатели (1 балл) и высокие - 9 баллов.
Оказалось, что гипоэмотивность наблюдается у 3,44 % педагогов, нормальное соотношение эмоциональности, восприимчивости имеет место у 27,78 %, умеренная выраженность симптомов - у 44,83, т. е. у них выявлены акцентуированные черты тревожности и избыточная выраженность, у 17,24 % педагогов выявлено состояние эмоциональной напряженности и затрудненная адаптация, что является свидетельством значительной эмоциональной напряженности и признаком наличия внутреннего конфликта.
Шкала тревожности имеет ряд положительных и отрицательных корреляций (рис. 4). Она положительно связана с госпитальной шкалой тревоги (г = 0,643) (р < 0,01), со шкалой эмоционального выгорания (г = = 0,662) (р < 0,01), со шкалами «Профиля функциональных ограничений» - отдых и развлечения (г = 0,538) (р < 0,01), социальное взаимодействие (г = 0,569) (р < 0,01), эмоции (г = 0,679) (р < 0,01), сон - отдых (г = 0,545) (р < 0,01), работа (г = 0,481) (р < 0,01), ясность сознания (г = 0,400) (р < 0,05). Скорее всего, у тревожных лиц имеют место нарушения в обозначенных сферах.
Шкала тревожности также положительно коррелирует со шкалой самообвинение (MIS) (г = 0,528) (р < 0,01), что говорит о том, что тревожные люди склонны обвинять, в первую очередь, себя в различных жизненных ситуациях (рис. 4). Данная шкала также связана со шкалами методики исследования склонности к виктимному поведению - некритическое поведение (г = 0,593) (р < 0,01), активный тип потерпевшего (г = 0,533) (р < 0,05), некритический тип поведения (г = 0,593), реализованная виктимность (г = 0,606) (р < 0,01). Судя по всему, тревожные лица чувствуют себя жертвой и ведут себя как жертва в различных жизненных ситуациях.
Тревожные лица не принимают себя такими, какие они есть, о чем свидетельствует отрицательная корреляция тревожности с самопринятием (г = -0,469) (р < 0,05) (MIS). У них выражена внутренняя конфликтность (г = 0,408) (р < 0,05) (MIS).
Основными стратегиями, применяемыми педагогами с высоким уровнем тревожности для совладания со стрессом, являются когнитивные (г = 0,529) (р < 0,05), о чем свидетельствует связь шкалы тревожности с когнитивными стратегиями методики исследования копинг-стратегий преодоления стресса. То есть тревожные лица имеют установку на изменение ситуа-
ции, на активную переработку проблем и эффективное приспособление; они отказываются от преодоления трудностей; у них отмечается мрачность прогноза, проекция тревоги в будущее и проекция переживаний в прошлое.
В нашем исследовании было учтено, какие формы совладающего поведения используют педагоги, насколько они умеют преодолевать стрессы. Анализ данных по методике «Копинг-стратегии преодоления стресса» показал, что доминирующие копинг-стратегии у педагогов отсутствуют. Каждый педагог в зависимости от своих личностных особенностей решает собственные проблемы разными способами.
Тревожность положительно коррелирует со шкалой стрессоустойчивости (г = 0,426) (р < 0,05). Так как у педагогов в среднем выявлен низкий уровень стрессо-устойчивости, то можно утверждать, что тревожные лица отличаются низкой степенью сопротивляемости стрессам.
Имеются отрицательные корреляции со шкалами опросника функционального состояния - психологические функции (г = -0,495) (р < 0,01), социальная активность (г = -0,616) (р < 0,01), время (г = -0,419) (р < 0,05), общение (г = -0,409) (р < 0,05).
Шкалой, которая отражает весьма серьезные нарушения в эмоциональной сфере, является шкала эмоции (психосоциальная категория) «Профиля функциональных ограничений». При высоких баллах по данной шкале у исследуемого лица выявляется раздражение и нетерпеливость по отношению к себе, внезапный плач, страхи, особенно перед будущим, возможные попытки самоубийства и др. В среднем по группе исследуемые педагоги набрали 57,41 ± 84,24 балла, что свидетельствует о норме: минимальное значение равно 0,00, максимальное - 348. Это говорит о том, что все исследуемые педагоги, кроме одного имеют нормальные показатели состояния эмоциональной сферы
На проявление таких негативных эмоций оказывают значимое влияние резистенция (г = 0,454) (р < 0,01) как стадия выгорания, эмоциональное выгорание (г = 0,434) (р < 0,05), низкий уровень стрессоустойчивости (г = 0,478) (р < 0,01), работоголизм (г = 0,468) (р < 0,01), виктимное поведение - имеются положительные связи со шкалами методики исследования склонности к виктимному поведению - некритическое виктимное поведение (г = 0,640) (р < 0,01), саморазру-шающее поведение (г = 0,539) (р < 0,05), реализованная виктимность (г = 0,497) (р < 0,05), высокий уровень тревоги (г = 0,424) (р < 0,05), неуравновешенность нервной системы (г = 0,381) (р < 0,05), внутренний
Рис. 4. Корреляционные связи шкалы тревожности ИТО с психологическими показателями педагогов (Обозначения: ========
- положительная корреляция (р < 0,01),_________- положительная корреляция (р < 0,05), = = = = = = - отрицательная корреляция
(р < 0,01),_- отрицательная корреляция (р < 0,05))
конфликт (г = 0,408) (р < 0,05) (MIS), самообвинение (г = 0,406) (р < 0,05) (MIS), использование когнитивных копинг-стратегий преодоления стресса (г = 0,507) (р < 0,05), о чем свидетельствуют соответствующие корреляции (рис. 5).
Подобное явление чаще всего встречается у человека с соматической патологией. Одновременно с психологическими проблемами в таком случае можно наблюдать негативные явления со стороны физической, о чем говорят следующие корреляции. Имеются отрицательные связи почти со всеми шкалами опросника функционального состояния - психологические функции (г = -0614), социальная активность (г = -0,710) (р < 0,01), социальное взаимодействие (г = -0,469) (р < 0,01), болезнь (г = -0,658) (р < 0,01), время (г = -0,709) (р < 0,01), общение (г = -0,529) (р < 0,01), работа (г = -0,377) (р < 0,05).
Исследование эмоциональной неустойчивости -эмоциональной устойчивости (4 фактор «Большой пятерки») педагогов показало, что минимальное значение по данному фактору равно 5, максимальное - 75, среднее - 45,88. Оказалось, что у 25 учителей наблюдаются высокие значения по данному фактору, и, следователь-
но, проявляется эмоциональная неустойчивость. Эти педагоги не способны контролировать свои эмоции и импульсивные влечения. В поведении это проявляется как отсутствие чувства ответственности, уклонение от реальности, капризность. Такие люди чувствуют себя беспомощными, неспособными справиться с жизненными трудностями. Они с тревогой ожидают неприятностей, в случае неудачи легко впадают в отчаяние и депрессию, хуже работают в стрессовых ситуациях, т. к. испытывают психологическое напряжение. У них, как правило, занижена самооценка, они обидчивы и винят себя в неудачах.
У 43,75 % педагогов наблюдаются средние значения по данному фактору. Нельзя сделать четкое предположение об их эмоциональной устойчивости либо неустойчивости.
Низкие значения наблюдаются у 31,25 % исследуемых лиц, т. е. этим педагогам свойственны такие черты, как самодостаточность, уверенность в своих силах, эмоциональная зрелость, они смело смотрят в лицо фактам, спокойны, постоянны в своих планах и привязанностях, не поддаются случайным колебаниям настроения. На жизнь такие люди смотрят серьезно и
Рис. 5. Корреляционные связи шкалы «Эмоции» с психологическими показателями педагогов (Обозначения: ======== - положительная корреляция (р < 0,01),__________- положительная корреляция (р < 0,05), = = = = = = - отрицательная корреляция (р
< 0,01),_________- отрицательная корреляция (р < 0,05))
Рис. 6. Корреляционные связи шкалы «эмоциональной устойчивости - эмоциональной неустойчивости» с психологическими показателями педагогов (Обозначения: ======== - положительная корреляция (р < 0,01),________- положительная корреляция (р < 0,05), = = = = = = - отрицательная корреляция (р < 0,01),__- отрицательная корреляция (р < 0,05))
реалистично, хорошо осознают требования окружающих, не скрывают от себя собственных недостатков, не расстраиваются из-за пустяков, чувствуют себя хорошо приспособленными к жизни. Эмоционально устойчивые люди сохраняют хладнокровие и спокойствие даже в самых неблагоприятных ситуациях. Они чаще пребывают в хорошем расположении духа, чем в плохом. Шкала «эмоциональной неустойчивости - эмоциональной устойчивости» положительно (р < 0,05) коррелирует с госпитальной шкалой депрессии (г = 0,617), со шкалой эмоции (г = 0,617), сон и отдых (г = 0,503) «Профиля функциональных ограничений», со шкалой спонтанность (г = 0,509), самопринятие (г = 0,535) (рис. 6).
То есть эмоционально неустойчивым педагогам свойственно состояние депрессии, для них характерны негативные эмоции, у них наблюдаются проблемы со сном и в сфере отдыха. Зачастую они не могут контролировать себя, для них характерна спонтанность эмоций. Тем не менее, они принимают себя такими, какие они есть.
Имеются отрицательные связи со шкалами самоуважение (г = -0,658) (р < 0,01), сензитивность (г = -0,679) (р < 0,01), поддержка (г = -0,539) (р < 0,05), ориентация во времени (г = -0,594) (р < 0,05). Следовательно, эмоционально неустойчивые педагоги относительно зависимы в своих поступках, мало стремятся руководствоваться в жизни собственными целями, убеждениями, установками и принципами, часто подвержены внешнему влиянию. Они часто живут прошлым или думают только о будущем, мало способны переживать настоящий момент своей жизни во всей его полноте, а не просто как фатальное следствие прошлого или подготовку к будущей «настоящей жизни».
ВЫВОДЫ
Исследование эмоциональной сферы педагогов установило следующее.
У большинства обследованных педагогов выявлен низкий и средний уровни стрессоустойчивости. Эти испытуемые близки к фазе нервного истощения, и им грозят психосоматические заболевания. Педагоги с низкой стрессоустойчивостью имеют повышенный уровень тревоги и склонны к работоголизму. Они сен-зитивны, не нуждаются в поддержке, принимают себя, свои чувства и эмоции, но не принимают собственные агрессивные импульсы. Они ориентированы на какой-то один отрезок жизни - либо прошлое, либо настоящее или будущее, почти не разделяя ценности, присущие самоактуализирующейся личности. У них наблюдается повышенная рефлексия, адекватный образ «Я» и отсутствие вытеснения.
Клиническая тревога имеет место у 11,11 % педагогов. Этим людям нужна помощь специалиста. У 47,22 % педагогов выявлена субклинически выраженная тревога (состояние предболезни). У 41,67 % учителей отсутствуют достоверно выраженные симптомы тревоги. Тревожным личностям присущ работоголизм, они более склонны к выгоранию. У них наблюдаются негативные изменения в таких сферах жизни, как социальные взаимодействия, эмоции, еда, работа. Чем более выражена тревога у личности, тем в меньшей степени она способна к гибкости в реализации своих ценностей в поведении, взаимодействии с окружающими людьми, менее способна быстро и адекватно реагировать на
изменяющуюся ситуацию, тем ниже способность к целостному восприятию мира и людей, к пониманию связанности противоположностей, таких как игра и работа, телесное и духовное и др.
Ярко выраженная депрессия имеет место у 2,7 % исследуемых педагогов. Этим лицам нужна помощь специалиста. У 11,11 % выявлена субклинически выраженная депрессия, т. е. они находятся на границе нормы. У большинства испытуемых (86,11 %) выраженные симптомы депрессии отсутствуют. Педагоги с выявленной депрессией испытывают трудности в сфере передвижения (мало двигаются, передвигаются в пределах одного здания, большую часть времени проводят дома и т. д.).
Анализ данных по методике «Копинг-стратегии преодоления стресса» показал, что доминирующие копинг-стратегии у педагогов отсутствуют. Каждый педагог в зависимости от своих личностных особенностей решает собственные проблемы разными способами. Так, у 17,24 % педагогов выявлено состояние эмоциональной напряженности и затрудненная адаптация, что является свидетельством значительной эмоциональной напряженности и признаком наличия внутреннего конфликта. Данные лица чаще других прибегают к когнитивному копингу, т. е. имеют установку на изменение ситуации, на активную переработку проблем и эффективное приспособление; они отказываются от преодоления трудностей, у них отмечается мрачность прогноза, проекция тревоги в будущее и проекция переживаний в прошлое. Такие люди склонны обвинять, в первую очередь, себя в различных ситуациях жизни. Они чувствуют себя жертвой и ведут себя как жертва в различных жизненных ситуациях.
Исследование эмоциональной устойчивости - неустойчивости педагогов выявило, что эмоциональная устойчивость присуща 75 % педагогов, а эмоциональная неустойчивость проявляется у 25 % лиц. Эти педагоги не способны контролировать свои эмоции и импульсивные влечения. В поведении это проявляется как отсутствие чувства ответственности, уклонение от реальности, капризность. Такие люди чувствуют себя беспомощными, неспособными справиться с жизненными трудностями. Они с тревогой ожидают неприятностей, в случае неудачи легко впадают в отчаяние и депрессию, хуже работают в стрессовых ситуациях, т. к. испытывают психологическое напряжение. У них, как правило, занижена самооценка, они обидчивы и в неудачах склонны винить себя.
Таким образом, исследование эмоциональной сферы как фактора психологического здоровья выявило такие нарушения у педагогов, как выгорание, высокий уровень тревоги, в единичном случае депрессию, эмоциональную неустойчивость, низкий уровень стрессо-устойчивости. Можно сделать вывод, что для коррекции ряда проблем эмоциональной сферы педагогов требуется психологическое вмешательство, т. к. выявленные особенности указывают на проблемы психологического здоровья, снижают профессиональную мотивацию и препятствуют эффективной самореализации педагогов в профессиональной деятельности. В работу школьных психологов необходимо включать мероприятия, направленные на коррекцию имеющихся у педагогов эмоциональных проблем, - методики психической саморегуляции (управление ритмом дыхания,
нервно-мышечная релаксация, аутогенная тренировка, музыкальная терапия), используемые в форме индивидуальной и групповой психокоррекции.
ЛИТЕРАТУРА
1. Психологический словарь / под ред. И.М. Кондакова. М., 2000.
2. Менделевич В.Д. Клиническая психология. М., 1997.
3. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика: методики и тесты. Самара, 2003.
4. Дьячкова Е.С. Личностные особенности педагогов с разной степенью профессионального выгорания // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2011. Вып. 10 (102). С. 102-109.
БЛАГОДАРНОСТИ: Работа выполнена в рамках проекта «Психологическое здоровье педагогов как
личностная ценность и фактор образовательной среды», ставшего победителем областного конкурса «Гранты для поддержки прикладных исследований молодых ученых 2011 года» администрации Тамбовской области.
Поступила в редакцию 16 ноября 2011 г.
Dyachkova E.S. EMOTIONAL-ADVERSE STATUSES IN STRUCTURE OF TEACHER’S PERSONALITY
The article is devoted to study of emotional and adverse conditions of teachers of secondary school. The research has revealed the factors of emotional sphere of the teachers, which cause a status of psychological health.
Key words: teacher; mental health; emotional sphere; anxiety; depression and stress.