Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2009. № 1. С. 17-24. © И. В. Шагарова, 2009
УДК 159.923
ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ БЕЗРАБОТНЫХ
И.В. Шагарова
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского
Clause is devoted to study of psychological features of situation of loss of work. This situation is difficult and stressful for the people. We consider psychological aspects of the situation of the loss of a job, the personal characteristics. The main factors are the self-esteem, the self-control, the self-government, the self-criticism, responsibility. The results can be useful to job agencies and practical psychologists.
Проблема безработицы является одной из важнейших социальных проблем современного общества. Как показано в работах зарубежных и отечественных ученых, безработица влечет за собой множество негативных последствий, связанных с физическим и психическим здоровьем, психологическим и материальным благополучием, обеспечением нормального функционирования субъекта в социуме, а также с уровнем его личностного и профессионального развития.
Кроме того, положение безработного осложняет современная ситуация на рынке труда, которая обусловлена экономическим кризисом. В настоящее время изменились требования к специалистам, их образовательному уровню, квалификации, профессиональной мобильности и конкурентоспособности работников. Подобная ситуация затрудняет решение проблемы трудоустройства людьми, потерявшими работу. В связи с этим возникает острая необходимость оказания психологической помощи безработным, обучения оптимальным и коррекции неоптимальных способов преодоления кризиса безработицы. Изучение личностных особенностей безработных является необходимым условием определения оснований для разработки подобных программ.
Необходимо отметить, что в зарубежной психологии проблема безработицы успешно исследуется с начала XX в. Кроме того, в изучении проблемы безработицы в зарубежной психологической науке выделено несколько научных направлений: институциональный (М. Яхода, П. Уорр, Д. Фрайер), когнитивно-мотивационный (Н. Физер, Б. Вайнер, У. Дейрити, А. Голдсмит, А. Киники, Дж. Лэтэк, Г. Прассиа) и биографический
подходы (Д. Сьюпер, Дж. Дозье, С. Осипоу, Г. Элдер, А. Каспи) [4].
В рамках институционального подхода к данной проблеме психологическое содержание безработицы связывается с особенностями института трудовой занятости, подчеркивается зависимость личности от особенностей данного института и наличие потребности в принадлежности к нему. В рамках когнитивно-мотивационного подхода безработный рассматривается как оценивающий, интерпретирующий, действующий субъект, который выбирает определенные стратегии поведения в трудной жизненной ситуации. Биографический подход сконцентрирован на изучении карьеры. Данный подход, по словам А.Н. Дёмина, «является скорее предпосылкой для целенаправленных исследований безработицы, чем уже оформившейся традицией в данной предметной области» [4, с. 27]. Представители биографического подхода отмечают, что безработица является составной частью карьеры и жизненного пути личности.
Особенность исследований личностнобиографических предпосылок и следствий нестабильных карьер и безработицы заключается в определении факторов риска. Так, исследования Г. Элдера с сотрудниками [4] показали, что факторами риска экономической депривации, в том числе из-за потери работы, является раздражительность и эмоциональная неустойчивость, которая сочеталась с конфликтами в семейных отношениях и негативным стилем детско-родительских отношений. Согласно данным А. Каспи [4], люди с раздражительным характером имеют более низкий профессиональный статус, а также чаще меняют место работы и пребывают в статусе безработного. По результатам исследований финских психологов нестабильность карьеры
(безработица, частая смена мест работы) связана с влиянием таких факторов, как высокая тревожность, психическая лабильность, низкая добросовестность, нейротизм, невысокая школьная успеваемость. В рамках данного направления установлено, что факторы риска нестабильной карьеры и безработицы взаимодействуют между собой и провоцируют возникновение определенных событий, которые в целом могут отрицательно влиять на личностное, социальное и профессиональное развитие [4].
В отечественной психологии исследование проблемы безработицы началось относительно недавно.
Некоторыми учёными предпринята попытка исследования психологических особенностей безработных. Так, A.A. Осипова
[9] отмечает, что многим безработным не хватает самоуважения. Также A.A. Осипова считает, что у безработных отмечается потеря интереса к жизни, стремления к самосовершенствованию .
А.К. Осницкий и Т.С. Чуйкова [10] приводят результаты исследования К. Леаны и Д. Фельдмана о влиянии личностных особенностей на стратегии выхода из кризисной ситуации, связанной с потерей работы. У безработных, по-разному переживающих потерю работы, они сопоставляют три индивидуальные характеристики: локус контроля, личностный тип А в сравнении с типом Б и самооценку. Наиболее активные формы поведения по изменению ситуации своей незанятости наблюдались у типа А. Личностный тип А отличается агрессивностью (такие люди в стремлении достичь желаемого склонны противопоставлять себя окружающим). В ситуации с большим количеством препятствий тип А напрягает все силы, чтобы их преодолеть, не отступают ни при каких обстоятельствах. Личностный тип Б менее чувствителен к затруднительным обстоятельствам, склонен не препятствовать происходящим событиям. Для типа А наиболее характерно справляющееся поведение. Авторы отметили, что локус контроля играет небольшую роль в выработке стратегии поведения. Безработные с заниженной самооценкой, по мнению авторов, в меньшей степени склонны использовать активное поведение при попытке найти новую работу.
Результаты данного исследования, как отмечают А.К. Осницкий и Т.С. Чуйкова, ориентируют исследователей на дальнейший поиск связи активности в совладании с ситуацией потери работы с другими характеристиками. По мнению авторов, механизмы преодоления трудной ситуации определяются во многом личностным опытом преодоления жизненных трудностей при решении разнообразных задач. Для того, чтобы описать индивидуальные стратегии совладания с ситуацией потери работы, дать им объяснение,
А.К. Осницкий и Т.С. Чуйкова обращаются к анализу опыта субъектной активности человека, анализу его личностной и деятельностной осознанной саморегуляции.
По мере накопления опыта регуляции в различных видах деятельности и различных сторонах одного и того же вида деятельности, у человека формируется особое свойство -субъектность как специфическая организация психического. Субъектность способствует активной сознательной и целенаправленной реализации накопленного опыта при решении задач жизнедеятельности. Индивидуальные особенности опыта субъектной активности и его составляющих, мера их согласованности, сформированные в этом опыте регуляторные умения, по мнению авторов, и становятся главными детерминантами успешности совладания с различными жизненными трудностями, в том числе и с потерей работы.
Таким образом, по мнению А.К. Осницкого и Т.С. Чуйковой [10], особенности разрешения ситуации потери работы связаны с индивидуальными характеристиками человека, определяемыми в значительной мере накопленным опытом субъектной активности: опытом осознанного саморегулирования своего поведения, опытом принятия самостоятельных решений и действий. Индивидуальные различия безработных в преодолении трудной ситуации, в основе которых лежат отличия в сформированности отдельных компонентов опыта субъектной активности, определяют динамику и содержание поисковой активности. Чем выше показатели сформированности ценностного, рефлексивного, операционального и коммуникативного компонентов опыта субъектной активности, тем эффективнее поиск.
Таким образом, в исследованиях зарубежных и отечественных авторов отмечены
отдельные личностные свойства безработных. Вместе с тем большой комплекс личностных свойств остается малоисследованным. Кроме того, отсутствует четкое теоретическое обоснование выбора тех или иных качеств безработных, которые подвергаются изучению.
На наш взгляд, в качестве основных личностных особенностей, которые оказывают важнейшее влияние на психологическое состояние и профессиональное развитие личности, должны рассматриваться качества субъекта. Анализ научной литературы по проблеме свойств субъекта, показал, что в качестве таковых выделяются отношение к себе, ответственность, рефлексивность, а также способность к эффективной саморегуляции своей деятельности и поведения.
К.А. Абульханова [1], Л.В. Алексеева [2], Е.А. Уваров [11] отмечают важность Я-кон-цепции и отношения к себе. Рефлексивность как одна из важнейших характеристик субъекта рассматривается в работах Л.В. Алексеевой [2],
В.В. Знакова [5], A.B. Карпова [6], А.К. Ос-ницкого [10]. На важность саморегуляции как свойства субъекта указывают К.А. Абульханова [1], Л.В. Алексеева [2], А.К. Осницкий
[10], Е.А. Уваров [11], O.A. Конопкин [7],
В.И. Моросанова, Е.М. Коноз [8]. Важность ответственности как индивидуальной характеристики субъекта подчеркивается в работах К.А. Абульхановой [1], Л.И. Дементий [3]. Отмеченные субъектные качества имеют большое значение в контексте данной работы, поскольку именно они, на наш взгляд, гипотетически могут являться детерминантами выбора субъектом направления своего профессионального развития.
Таким образом, для подтверждения данного предположения была предпринята попытка исследования субъектных качеств безработных.
Целью исследования стало определение личностных особенностей безработных.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Выявить личностные особенности безработных.
2. Определить факторную структуру личностных качеств безработных.
В ходе исследования использовались следующие методы: авторская анкета с целью определения социально-демографических особенностей выборки, наличия стрессовых ситуаций, предшествующих потере работы и возникших после ее потери, причины потери работы, длительности безработицы; субъективной оценки ситуации потери работы; методика исследования самоотношения (С.Р. Панти-леев); методика ССП-98 (стиль саморегуляции поведения) В.И. Моросановой, методика исследования локализации субъективного контроля личности (Е.Г. Ксенофонтова), методика диагностики рефлексивности (A.B. Карпов).
Для обработки результатов исследования использовался такой метод математической статистики, как факторный анализ (метод главных компонент с вращением Varimax).
Исследование проводилось на базе Служб занятости г. Омска. Общий объем выборки составил 250 безработных.
Как уже отмечалось выше, личностные качества безработных можно рассматривать как детерминанты выбора способов преодоления кризиса профессионального становления, а также как ресурсы, способствующие оптимальному преодолению данного кризиса. Личностные качества безработных в рамках данного исследования представлены его субъектными качествами, такими как рефлексивность, самоотношение, уровень развития саморегуляции, уровень субъективного контроля (локус контроля).
На данном этапе исследования, на наш взгляд, необходимо рассмотреть, какими личностными качествами характеризуются безработные нашей выборки в целом. Данные выраженности личностных качеств безработных представлены в таблицах 1, 2, 3.
Исходя из данных, представленных в таблице 1, можно сказать, что большинство безработных имеют средний уровень выраженности всех параметров самоотношения, а именно - самоуверенности, саморуководства, отраженного самоотношения, самоценности, самопринятия. Вместе с тем средний уровень выраженности имеют и такие параметры самоотношения, как закрытость, самопривязан-ность, внутренняя конфликтность и самообвинение.
Т а б л и ц а 1
Количество безработных с различным уровнем выраженности особенностей самоотношения
№ Наименование компонента самоотношения безработного Количество безработных с высоким уровнем выраженности компонента самоотношения Количество безработных со средним уровнем выраженности компонента самоотношения Количество безработных с низким уровнем выраженности компонента самоотношения
1 Закрытость 12,1 % 150 чел. (72,5 %) 32 чел. (15,5 %)
2 Самоуверенность 30,0 % 103 чел. (49,8 %) 42 чел. (20,3 %)
3 Саморуководство 39,6 % 94 чел. (45,4 %) 31 чел. (15,0 %)
4 Отраженное самоотноше-ние 23,7 % 156 чел. (75,4 %) 2 чел. (1,0 %)
5 Самоценность 25,1 % 71,5 % 3,4 %
6 Самопринятие 27,1 % 71,5 % 1,4 %
7 Самопривязанность 26,6 % 57,0 % 16,4 %
8 Внутренняя конфликтность 15,0 % 80,2 % 4,8 %
9 Самообвинение 15,5 % 80,2 % 4,8 %
Таким образом, большинство безработных выборки избирательно относятся к себе, преодолевают некоторые виды психологических защит при актуализации других, в привычных для себя условиях сохраняют работоспособность, уверенность в себе, верят в то, что могут контролировать ситуацию и управлять обстоятельствами, но при появлении трудностей и в критических ситуациях уверенность в себе у них снижается, появляются беспокойство, тревога, снижаются регуляторные возможности «Я». Также большинство участников исследования считают, что положительное отношение окружающих распространяется лишь на некоторые качества и по-
ступки, а другие личностные проявления, вызывают у окружающих раздражение и непринятие. Большинство безработных высоко оценивают некоторые свои качества, но другие личностные характеристики могут недооцениваться, при этом человек склонен принимать не все свои достоинства и критиковать не все недостатки, а также стремиться к изменению лишь некоторых своих качеств, обвиняя себя за некоторые поступки и действия, но при этом возможно обвинение окружающих.
Результаты исследования особенностей саморегуляции произвольной активности безработных представлены в таблице 2.
Т а б л и ц а 2
Количество безработных с различным уровнем выраженности особенностей саморегуляции произвольной активности
№ Наименование личностного качества безработного Количество безработных с высоким уровнем выраженности компонента саморегуляции Количество безработных со средним уровнем выраженности компонента саморегуляции Количество безработных с низким уровнем выраженности компонента саморегуляции
1 Общий уровень саморегуляции 22,7 % 52,7 % 24,6 %
2 Планирование 0 % 42,5 % 57,5 %
3 Моделирование 7,7 % 57,0 % 35,3 %
4 Программирование 8,7 % 54,6 % 36,7 %
5 Оценка результатов 1,9 % 59,4 % 38,6 %
6 Гибкость 0,5 % 36,7 % 62,8 %
7 Самостоятельность 0 % 35,3 % 64,7 %
Показатели общего уровня саморегуляции произвольной активности, а также таких компонентов саморегуляции, как моделирование, программирование и оценка результатов дея-20
тельности, у большинства безработных находятся в зоне средних значений. У большинства представителей выборки отмечается низкий уровень выраженности такого компонен-
та процесса саморегуляции, как планирование, а также таких личностно-регулятивных свойств, как гибкость и самостоятельность. При этом ни один участник исследования не характеризуется высоким уровнем развития программирования, а также самостоятельности. Таким образом, большинство безработных характеризуются низкой потребностью в планировании деятельности, планы деятельности и поведения у них подвержены частой смене, цели деятельности, как правило, редко бывает достигнуты. Эти люди отличаются низкой способностью к самостоятельному выдвижению целей деятельности и поведе-
Количество безработных с различным уровнем
ния. Кроме того, большинство безработных чувствуют свою неуверенность в изменяющихся условиях деятельности, при переменах в жизни, смене обстановки и образа жизни. Как правило, они отличаются низкой способностью реагировать на ситуацию, быстро и своевременно планировать деятельность и поведение, выделять значимые условия, корректировать свои планы, деятельность и поведение. Кроме того, большинство представителей выборки зависимы от мнения окружающих, часто и некритично следуют чужим советам, нуждаются в помощи при регуляции деятельности и поведения.
Т а б л и ц а 3
фаженности интернальности и рефлексивности
№ Наименование личностного качества безработного Количество безработных с высоким уровнем выраженности личностного качества Количество безработных со средним уровнем выраженности личностного качества Количество безработных с низким уровнем выраженности личностного качества
1 Интернальность 27,1 % 46,4 % 26,6 %
2 Рефлексивность 23,2 % 58,5 % 18,4 %
Большинство безработных являются ам-биналами, т. е. не обладают ярко выраженной направленностью субъективного контроля. Также большая часть представителей выборки характеризуются средним уровнем рефлексивности, т. е. в средней степени склонны к анализу как прошлых, так и настоящих и будущих собственных действий и поступков.
Следующий этап исследования был посвящен изучению факторной структуры личностных свойств безработных.
С помощью процедуры факторного анализа были выделены 6 основных личностных факторов, имеющих наибольшее значение.
Результаты факторного анализа приведены в таблице 4.
Т а б л и ц а 4
Результаты факторного анализа личностных качеств безработных
Наименование личностного качества безработного Фактор 1 Фактор 2 Фактор 3 Фактор 4 Фактор 5 Фактор 6
1 2 3 4 5 6 7
Закрытость -0,223 -0,021 -0,040 -0,111 -0,060 0,953
Самоуверенность 0,476 0,454 0,603 -0,121 0,220 0,172
Саморуководство 0,476 0,663 0,451 0,083 0,313 -0,004
Отраженное самоот-ношение 0,334 0,651 0,528 -0,104 0,105 0,015
Самоценность 0,339 0,760 0,299 -0,027 0,114 -0,020
Самопринятие 0,148 0,890 0,125 -0,133 0,167 -0,069
Самопривязанность -0,389 -0,317 -0,794 0,070 -0,048 0,096
Внутренняя конфликтность -0,124 -0,501 0,029 0,712 -0,194 -0,104
Самообвинение -0,084 0,039 -0,088 0,937 -0,006 -0,052
Интернальность 0,398 0,291 0,553 -0,018 0,603 -0,115
Рефлексивность 0,284 0,249 0,116 -0,128 0,867 -0,052
О к о н ч а н и е т а б п. 2
1 2 3 4 5 6 7
Общий уровень саморегуляции 0,861 0,223 0,233 -0,106 0,235 -0,131
Планирование 0,839 0,242 0,138 -0,111 0,099 -0,110
Моделирование 0,892 0,107 0,160 -0,037 0,171 -0,114
Программирование 0,902 0,147 0,182 -0,025 0,173 -0,153
Оценка результатов 0,902 0,099 0,227 -0,076 0,149 -0,122
Г ибкость 0,778 0,289 0,261 -0,072 0,009 0,059
Самостоятельность 0,826 0,293 0,157 -0,028 0,102 0,021
Процент от общей дисперсии 35,1 17,7 11,8 8,4 7,7 5,9
Вес фактора 6,3 3,2 2,1 1,5 1,4 1,1
Примечание: жирным шрифтом обозначена значимая факторная нагрузка личностного качества безработного.
Таким образом, факторная структура личностных качеств безработного представлена шестью факторами, совместно объясняющими 86,6 % от общей дисперсии.
Фактор 1, описывающий 35,1 % от общей дисперсии и имеющий наибольший вес (6,3), представлен семью показателями, относящимися к особенностям саморегуляции произвольной активности субъекта: общим уровнем саморегуляции (факторная нагрузка 0,861), планированием (0,839), моделированием (0,892), программированием (0,902), оценкой результатов (0,902), гибкостью (0,778) и самостоятельностью (0,862). Данный фактор описывает субъекта как способного к осуществлению эффективной саморегуляции своего поведения и деятельности, т. е. характеризует общий уровень сформированности индивидуальной системы саморегуляции субъекта. Субъект при высоких показателях по фактору способен ставить перед собой достаточно осознанные и реальные цели, планировать свое время для её реализации. При этом субъект действует самостоятельно, способен самостоятельно выдвигать цели деятельности, вырабатывать программу достижения поставленной цели, контролировать ход выполнения, анализировать происходящие события и последствия своих действий, оценивать промежуточные и конечные результаты своей деятельности и поведения. Также у субъекта с высокими показателями ярко выражена способность гибко реагировать на изменение условий, возникновение непредвиденных, сложных обстоятельств и при этом самостоятельно и гибко корректировать и изменять цели, программу действий, а также цель при появлении рассогласования планируемых действий
и их результатов. Человек достаточно легко осваивает новые виды деятельности и формы поведения, достаточно уверенно действует в непривычных условиях и ситуациях и чаще добивается успеха как в привычных, так и в новых видах деятельности. У человека с низкими показателями по фактору выражена низкая сформи-рованность системы осознанной регуляции произвольной активности, у него существуют трудности как с выдвижением цели, так и с разработкой и реализацией программы действий, анализом происходящих событий, последствий и возможных результатов собственных действий, их оценкой и коррекцией. Условное название данного фактора - «Саморегуляция».
Фактор 2, описывающий 17,7 % от общей дисперсии, имеющий достаточно высокий вес (3,2), включает переменные, относящиеся к особенностям самоотношения: саморуковод-ство (0,663), отраженное самоотношение (0,651), самоценность (0,760), самопринятие (0,890). Субъект с высокими показателями по фактору характеризуется представлениями о себе как об основном источнике собственного развития, достижений, результатов, успехов и неудач своей деятельности и поведения. Человек представляет себя способным противостоять сложившимся обстоятельствам и контролировать ход своей жизни. Субъект ощущает себя как способного вызывать уважение и симпатию у других людей, а также как способного проявлять достаточно высокую открытость в межличностных и деловых отношениях. Человек с высокими показателями по фактору достаточно высоко ценит себя, свои качества, уникальность и индивидуальность,
способен рационально воспринимать критику в свой адрес. Кроме того, субъект уверен в себе, способен поддерживать положительное отношение к себе при возникающих неудачах и конфликтных ситуациях. При высоких показателях по фактору у субъекта выражены положительное отношение к себе, а также способность принимать себя со всеми достоинствами и недостатками. Условное название данного фактора - «Аутосимпатия».
Фактор 3, описывающий 11,8 % общей дисперсии, имеет вес 2,1. Данный фактор включает переменную «Самопривязанность», имеющую высокую факторную нагрузку (-0,794), а также переменную «Самоуверенность», имеющую меньшую факторную нагрузку (0,603). В целом фактор описывает степень желания к изменению представлений о себе, Я-концепции, а также уверенность в себе. Учитывая отрицательный знак факторной нагрузки переменной «Самопривязанность», можно заключить, что низкие показатели по фактору отражают высокую ригидность Я-концепции, нежелание субъекта изменять свои качества и отношение к себе. При этом такое отношение к себе, ощущение самодостаточности является помехой самосовершенствованию и самореализации, причиной чего может быть неуверенность в себе. Высокие показатели по фактору отражают высокую готовность к изменению Я-кон-цепции, открытость новому опыту, желание развивать и совершенствовать собственные качества, свое «Я» и при этом уверенность в себе. Условно данный фактор можно назвать «Готовность к изменению».
Фактор 4 описывает 8,4 % общей дисперсии и имеет вес 1,5. Данный фактор включает две переменные, относящиеся к характеристикам самоотношения: «Внутренняя конфликтность» (факторная нагрузка 0,712) и «Самообвинение» (0,937). Высокие значения по фактору описывают негативное отношение субъекта к себе, наличие внутренних конфликтов, установку на поиск в себе негативных качеств и обвинение себя за их наличие, большое расхождение Я-реального и Я-идеального, нереалистично завышенный уровень притязаний, постоянный контроль всех проявлений своего Я. Кроме того, высокие значения фактора указывают на выраженное самообвинение, ощущение собственной ма-
лоценности. Низкие же значения по фактору указывают на положительное отношение к себе, защиту собственного Я путем преимущественного обвинения других или отрицание наличия проблем. Характеристики, входящие в данный фактор, составляют один из факторов самоотношения «Самоуничижение», поэтому условно данный фактор можно назвать именно таким образом.
Фактор 5 описывает 7,7 % от общей дисперсии, имеет вес 1,4. Данный фактор включает переменную «Рефлексивность», имеющую большую факторную нагрузку (0,867), а также переменную «Интернальность», имеющую меньшую факторную нагрузку (0,603). Субъект с высокими показателями по данному фактору при высокой ответственности проявляет стремление к анализу собственных действий в настоящем, прошлом и прогнозированию результатов и последствий собственных действий. Человек склонен анализировать и обдумывать произошедшие события, выделяя значимые элементы ситуаций, допущенные ошибки, причины и мотивы собственного поведения и действий других людей. Субъект проявляет склонность к самоанализу, стремится анализировать происходящие с ним события, соотносить результативность действий и условий, способствующих достижению цели, а также прогнозировать возможный исход тех или иных действий и ситуаций. Условное название фактора - «Рефлексивность».
Фактор 6, описывающий 5,9 % от общей дисперсии и имеющий вес 1,1, включает одну переменную самоотношения «Закрытость» (факторная нагрузка 0,953). Данный фактор при низких значениях отражает открытость, внутреннюю честность отношения субъекта к себе, глубокое понимание себя, склонность к рефлексии, ориентацию на собственное мнение и видение ситуаций и происходящих событий. Высокие же показатели фактора отражают высокую степень закрытости своего «Я» как перед собой, так и перед другими, осознанное нежелание раскрываться, признавать свои ошибки и существование личных проблем, а также желание соответствовать общепринятым нормам поведения и взаимоотношений с другими людьми. Условное название фактора - «Закрытость Я».
Таким образом, проведенное исследова-
ние позволило сформулировать следующие выводы.
1. Большинство безработных имеют средний уровень выраженности таких параметров самоотношения, как самоуверенность, само-руководство, отраженное самоотношение, самоценность, самопринятие, самопривязан-ность. В то же время средний уровень выраженности имеют и такие особенности самоотношения личности, как закрытость, внутренняя конфликтность и самообвинение. Большинство безработных являются амбиналами, т. е. не обладают ярко выраженной направленностью субъективного контроля; а также характеризуются средним уровнем рефлексивности, т. е. в средней степени проявляют склонность к анализу прошлых, настоящих и будущих собственных действий и поступков. Показатели общего уровня саморегуляции произвольной активности, а также таких компонентов саморегуляции, как моделирование, программирование и оценка результатов деятельности, у большинства безработных находятся в зоне средних значений. Однако у большинства представителей выборки отмечается низкий уровень выраженности такого компонента процесса саморегуляции, как планирование, а также таких личностно-регулятивных свойств, как гибкость и самостоятельность. При этом ни один участник исследования не характеризуется высоким уровнем развития программирования, а также самостоятельности.
2. При исследовании факторной структуры личностных качеств безработных было выявлено 6 факторов: «Саморегуляция», «Аутосимпатия», «Готовность к изменению», «Самоуничижение», «Рефлексивность», «Закрытость Я».
Фактор «Саморегуляция» описывает субъекта как способного к осуществлению эффективной саморегуляции своего поведения и деятельности, т. е. характеризует общий уровень сформированное™ индивидуальной системы саморегуляции субъекта.
Фактор «Аутосимпатия» в целом описывает представления субъекта о способности нести ответственность за свои действия, неудачи и достижения, контролировать ход своей жизни и противостоять обстоятельствам, положительное отношение субъекта к себе и своим качествам, ощущение ценности своей личности для себя и других людей.
Фактор «Готовность к изменению» в целом описывает степень желания к изменению представлений о себе, Я-концепции, а также уверенность в себе.
Фактор «Самоуничижение» описывает негативное отношение субъекта к себе, наличие внутренних конфликтов, установку на поиск в себе негативных качеств и обвинение себя.
Фактор «Рефлексивность» описывает способность субъекта к глубокой рефлексии при высокой ответственности за свои действия.
Фактор «Закрытость Я» характеризует степень открытости своего «Я» как для себя, так и для других людей.
В качестве перспектив дальнейшего изучения личностных качеств безработных можно отметить исследование влияния особенностей личности на выбор различных стратегий преодоления стресса, вызванного потерей работы, расширение спектра изучаемых особенностей личности, поиск надежного обоснования выбора тех или иных качеств.
1. Абульханова КА. Принцип субъекта в отечественной психологии // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2005. - Т. 2. - № 4. - С. 3-21.
2. Алексеева Л.В. Психология субъекта и субъекта преступления: монография. - Тюмень, 2004. - 520 с.
3. Дементий Л.И. Теоретические основания и диагностика ответственности и локуса контроля: учебно-методическое пособие. - Омск, 2001. - 72 с.
4. Дёмин А.Н. Теоретические подходы к проблеме безработицы в зарубежной психологии // Психологический журнал. - 2005. - Т. 26. - № 4. - С. 20-29.
5. Знаков В.В. Самопонимание субъекта как когнитивная и экзистенциальная проблема // Психологический журнал. - 2005. - Т. 26. - № 1. - С. 18-28.
6. Карпов A.B. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал. - 2003. - Т. 24. - № 5. - С. 45-57.
7. Конопкин O.A. Структурно-функциональный и содержательно-психологический аспекты осознанной саморегуляции // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2005. - Т. 2. - № 1. - С. 27-42.
8. Моросанова В.И., Коноз Е.М. Стилевая саморегуляция поведения человека // Вопросы психологии. - 2000. - № 2. - С. 118-127.
9. Осипова A.A. Справочник психолога по работе в кризисных ситуациях / A.A. Осипова. -2-е изд. -Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 315 с.
10. Осницкий А.К., Чуйкова Т.С. Саморегуляция активности субъекта в ситуации потери работы // Вопросы психологии. - 1999. - № 1. - С. 92-104.
11. Уваров Е.А. Субъектная активность как ведущий фактор саморазвития человека // Журнал прикладной психологии. - 2005. - № 1. - С. 2-21.