УДК 316.6
ПРОБЛЕМА САМОРЕГУЛЯЦИИ АКТИВНОСТИ БЕЗРАБОТНЫХ В СИТУАЦИИ ПОТЕРИ РАБОТЫ
© 2012 Е.В. Корецкая
доцент каф. психологии и педагогики, канд. психол. наук, доцент e-mail: [email protected]
Курский институт социального образования (филиал) РГСУ
В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей поведения безработных в ситуации потери работы. Опираясь на анализ психологической литературы, автор разработал и реализовал программу исследования, позволившую получить социально-психологические факты, характеризующие особенности проявления отдельных компонентов регуляторного опыта безработных.
Ключевые слова: активность, регуляторный опыт, рефлексивность,
саморегуляция, стратегии поведения, особенности саморегуляции.
Проблема. Изучение психологических механизмов регуляции поведения личности в ситуации потери работы и безработицы имеет как теоретическое, так и практическое значение. Неспособность большинства людей, переживших вынужденную потерю работы, активно включиться в преодоление как социальных, так и индивидуальных последствий события приводит к значительным социальнопсихологическим и социально-экономическим издержкам как со стороны государства, так и со стороны личности [Хакимова 2002]. Потерю работы часть людей рассматривает как личное поражение, как следствие собственной профессиональной некомпетентности; при этом обстоятельства, не зависящие от воли человека, зачастую игнорируются или недооцениваются. Другая часть людей, наоборот, причины своей безработицы стабильно видят в общеэкономической ситуации, особенностях отношений в коллективе, рассматривают как образ жизни, не уделяя достаточного внимания собственному контролю над ситуацией. От этого во многом зависит стиль целенаправленного поведения на преодоление ненормативного кризиса. Актуальность проблемы осознанной регуляции поведения в ситуации потери работы также обусловлена необходимостью решения задач профессионального самоопределения во взрослом периоде жизни, особенно если человек сталкивается с длительными затруднениями в поиске работы [Шляхтин 1991].
Если проблемой активности человека занимались достаточно давно и успешно, то проблема специфической активности, развиваемой самим субъектом, стала предметом пристального изучения недавно [Осницкий 2010: 50]. Особую роль в становлении современных представлений о саморегуляции сыграл системный подход, в рамках которого подчеркивается ее многоуровневая детерминация [Ломов 1984]. Под влиянием кибернетических и физиологических моделей управления в контексте информационного подхода, с одной стороны, в контексте деятельностного подхода, с другой стороны, сформировались представления о едином процессе психической активности человека в форме двух специфических способов его существования. Это послужило методологической предпосылкой и предопределило развитие психологических представлений о возможности относительно независимого выделения процессов - активности и ее регуляции - на каждом из уровней организации психики [Моросанова 2002]. Ядром концепции, предложенной О.А. Конопкиным, стало
представление о целостной системе осознанной саморегуляции произвольной активности, позволяющей реализоваться субъектной целостности; понимание того, что при содержательном анализе субъектных характеристик внимание уделяется той или иной осознаваемой целенаправленной активности, которая имеет определенный личностный смысл и относительно которой человек выступает как ее инициатор и творец [Конопкин 1995].
На основе субъектного подхода к исследованию психики человека [Рубинштейн 2006; Абульханова 1997; Брушлинский 2000 и др.) и представления о функциональной структуре системы осознанной саморегуляции произвольной активности человека [Конопкин 1995] разработана концепция индивидуального стиля саморегуляции [Моросанова 2002]. Впервые индивидуальные особенности саморегуляции стали рассматривать в связи с выраженностью экстраверсии и нейротизма, со структурой мотивационно-потребностной сферы, спецификой личностных защит. Система осознанной саморегугуляции служит для субъекта средством организации психических ресурсов для выдвижения и достижения целей [Моросанова 2004]. Процесс саморегуляции способствует выработке гармоничного поведения, на его основе развивается способность управлять собой сообразно реализации поставленной цели, направлять свое поведение в соответствии с требованиями жизни и профессиональными задачами. Наряду со специфическими особенностями, характерными лишь для какой-то одной частной регуляторной функции, были определены и такие особенности, которые характеризуют процесс регуляции в целом, являясь по сути свойствами личности: адекватность, осознанность, гибкость, надежность и устойчивость. Актуальные возможности человека осознанно инициировать и управлять произвольной активностью отражает общий уровень, или степень осознанной саморегуляции.
При изучении индивидуальных особенностей саморегуляции А. К. Осницкий пришел к заключению, что основой субъектной активности человека является регуляторный опыт. Систему саморегуляции и регуляторный опыт он рассматривает в качестве важнейших механизмов функционирования психических явлений. На систему саморегуляции деятельности может влиять личностная саморегуляция, осуществляемая на основе сформированного у человека опыта субъектной активности. Структурными компонентами личностной саморегуляции выступают блок ценностей, блок рефлексии, блок привычной активизации, блок операциональный и блок сотрудничества. «В каждом из блоков (компонентов) регуляторного опыта есть свои законы внутренней организации и законы согласования с другими компонентами регуляторного опыта» [Осницкий 2010: 89].
В последние годы, разрабатывая проблему саморегуляции, исследователи ввели конструкт контроля поведения [Сергиенко 2010]. В отличие от других подходов был сделан акцент на внутренних индивидуальных ресурсах человека, лежащих в основе способности к саморегуляции. Контроль поведения стали рассматривать как единую систему, включающую три субсистемы регуляции (когнитивный контроль, эмоциональную регуляцию, волевой контроль), которые интегрируются, создавая индивидуальный паттерн саморегуляции.
Анализ эмпирических исследований показал, что, как правило, их результатом является характеристика личностно-стилевых особенностей саморегуляции учащихся, учителей, спортсменов-профессионалов [Осницкий 2010: 88]. К сожалению, работ по изучению индивидуальных особенностей саморегуляции безработных явно недостаточно. Бесспорно, в этом аспекте научный интерес представляют работы Т.С. Чуйковой по установлению взаимосвязи отдельных характеристик осознанной саморегуляции с показателями социальной адаптивности в группах безработных с
разной стратегией преодоления критической ситуации, А.К. Осницкого по изучению сформированности компонентов субъектного (регуляторного) опыта и их взаимодействия у безработных. Н.Р. Хакимовой удалось установить, что безработные женщины боятся взять на себя ответственность в выборе профессии и в последующем на своем рабочем месте не чувствуют ответственности за то, как складывается их жизнь. Экстерналы менее активно ищут информацию и обычно хуже осведомлены о социальных ситуациях, чем интерналы. Они проявляют меньше ответственности за неудачи, чаще оказываясь более практичными [Хакимова 2002]. При этом следует заметить, что эти исследования проводились на небольших выборках безработных, при анализе эмпирических данных не учитывались дополнительные переменные (например, возраст, пол, образование).
Исследование системы саморегулирования и процесса саморегуляции в целом, индивидуальных особенностей, стилей саморегуляции дает возможность углубить изучение регуляторных механизмов активности безработных. Поэтому целью нашего исследования стало изучение отдельных компонентов регуляторного опыта безработных. Объект исследования - регуляторный опыт безработных. Предмет исследования - компоненты регуляторного опыта безработных в ситуации потери работы. В качестве гипотезы исследования выступило предположение о том, что регуляция поведения безработного в ситуации потери работы обусловлена особенностями рефлексивного и мотивационного блоков, а также гендерной принадлежностью.
Организация и методы исследования. Организация исследования предусматривала два этапа. В первой серии исследования участвовали безработные в возрасте от 18 до 30 лет, объем выборки составлял 45 человек. Организационной базой исследования являлся отдел по трудоустройству и занятости населения Сеймского округа г. Курска. В качестве регуляторных компонентов для изучения нами были выбраны рефлексивный, мотивационный и поведенческий блоки. Диагностика индивидуальных особенностей рефлексивности безработных проводилась с помощью методики А.В. Карпова. Для изучения копинг-стратегий нами была выбрана методика диагностики копинг-стратегии преодоления стресса. Изучение мотивационного компонента проводилось с помощью методики «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (опросник Л. А. Реана).
Во второй серии исследования участвовали 100 безработных в возрасте от 20 до 66 лет, из них 63 безработных женщин и 37 безработных мужчин. Организационной базой исследования также являлся отдел по трудоустройству и занятости населения Сеймского округа г. Курска. В качестве регуляторных компонентов для изучения нами были выбраны копинг-стратегии, диагностика которых проводилась с помощью методики «Индикатор стратегий преодоления стресса» Амирхана. Для диагностики мотивационного компонента мы использовали методику диагностики мотивации к достижению успеха Т. Эллерса и его методику диагностики мотивации избегания неудач. Анализ полученных результатов был проведен с учетом дополнительных переменных - пол, возраст, уровень образования.
Результаты исследования. Анализ эмпирических данных начнем с результатов исследования по методике «Рефлексивность» А.В. Карпова в группе молодых безработных в возрасте 18-30 лет. У 37% испытуемых выявлен низкий уровень рефлексивности, у 53% испытуемых данное психическое свойство имеет средний уровень развития, и лишь у 10% испытуемых выявлен высокий уровень рефлексивности. Полученные результаты свидетельствуют о том, что у 1/3 молодых безработных рефлексивно-психологические механизмы не обеспечивают не только потенциальную, но и реальную открытость человека новому опыту, другому человеку,
самому себе. В результате проведенного статистического анализа был выявлен значимый показатель среднего уровня рефлексивности (таблица 1).
Таблица 1
Распределение средних тенденций рефлексивности у безработной молодежи
Уровни X Мо Ме 0 ШІП шах 8
Низкий 105,529 112 110 9,76 80 113 95,264
Средний 122,652 126 124 7,450 107 132 55,509
Результаты исследования рефлексивности по данной выборке сопоставимы с данными, полученными нами на выборке студентов заочной формы обучения, безработных, зачисленных в группу по программе профессиональной переподготовке «Менеджер по персоналу», а также безработных - участников Т-групп.
По методике «Копинг-стратегии преодоления стресса» результаты исследования показали, что 86,7% респондентов выбирают когнитивную копинг-стратегию, 4,4% -эмоциональную стратегию и 8,9% респондентов выбирают поведенческую копинг-стратегию.
В результате проведенного статистического анализа (табл. 2), нами был выявлен высокий показатель основных стратегий.
Таблица 2
Распределение средних тенденций копинг-стратегий у безработной молодежи
X Мо Ме 0 ШІП шах 8
Основные стратегии 28,17 7 30 29 4,677 17 40 21,876
Подстратегии 9,7 10 10 1,730 5 12 2,994
Реализация копинг-стратегий поведения является отражением трех сфер иерархической структуры психики (эмоциональной, когнитивной, поведенческой). Все виды копинг-стратегий поведения имеют определенную степень адаптивных возможностей (адаптивные, частично (относительно) адаптивные, неадаптивные [Балабанова 2002]. Согласно такой систематизации среди стратегий эмоционального копинга адаптивными являются протест и оптимизм; когнитивного копинга -проблемный анализ, установка на собственную ценность и сохранение самообладания; поведенческого копинга - сотрудничество и оптимизм. Основная функция копинг-стратегий состоит в адаптации безработного к требованиям ситуации. Копинг может способствовать овладению ситуацией, ослаблять или смягчать её воздействие, при этом копинг не является автоматизированным адаптивным поведением.
Опробование различных вариантов, подкрепленное успешными примерами других людей, помогает человеку выработать конструктивную позицию по отношению к неудачам, определить свои слабые и сильные стороны, ожидания и требования к себе и выработать в итоге эффективную стратегию поведения на рынке труда. Понимание механизмов активизации регуляторного опыта невозможно, на наш взгляд, без рассмотрения мотивации успеха и боязни неудач.
Результаты исследования по методике «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (опросник Л. А. Реана) показали, что у 53,3% молодых безработных выявлена мотивация на успех, у 46,7% безработных мотивационный полюс не выражен. В результате проведенного статистического анализа нами был выявлен высокий показатель мотивации, ориентированной на успех (таблица 3).
Таблица 3
Распределение средних тенденций мотивации у безработной молодежи
Показатели мотивации X Мо Ме 0 ШІП Шах 8
Мотивация на успех 15,3 14 15 1,68 14 19 2,840
Мотивационный полюс не выражен 11,1 13 12 1,63 8 13 2,661
Мотивация на успех относится к позитивной мотивации. При такой мотивации безработный ориентирован на конструктивный, положительный результат в поиске работы. В основе активности субъекта лежит надежда на успех и потребность в достижении успеха. Если показатель мотивации не выражен, это является свидетельством сниженной активности безработных. В основе поведения лежит идея ожиданий. Решая проблему трудоустройства, человек уже заранее опасается и больше думает о путях избегания неудачи, а не о способах достижения успеха. Такие люди обычно отличаются повышенной тревожностью, низкой уверенностью в своих силах, стараются избегать ответственности, а при рассмотрении проблемы трудоустройства как сверхтрудной задачи могут впадать в состояние близкое к панике или проявлять высокий уровень ситуативной тревожности.
Для интерпретации полученной связи рефлексивности и копинг-стратегий был использован критерий линейной корреляции Пирсона. Необходимые расчеты производились в программе 81ай8йса 6.0. Были получены следующие результаты:
- между показателями копинг-стратегий и рефлексивностью выявлена значительно положительная корреляционная связь;
- между показателями копинг-стратегий и уровнем мотивации выявлена значительно положительная корреляционная связь.
Анализ эмпирических данных во второй серии исследования мы начали с определения степени выраженности у безработных базисных копинг-стратегий: разрешение проблем, поиск социальной поддержки, избегание (уклонение) с учетом независимой переменной - пола испытуемых. Среди безработных мужчин 62% испытуемых используют копинг-стратегию «разрешение проблем», 32% - «поиск социальной поддержки» и 6% - стратегию «избегание». В группе безработных женщин 53 % испытуемых используют копинг-стратегию «поиск социальной поддержки», 33%
- «разрешение проблем» и 14% стратегию «избегание» (рис. 1).
Мы установили, что существуют различия в выборе базисных копинг-стратегий безработными мужчинами и женщинами. Если у первых доминирует стратегия «разрешение проблем», то у вторых - стратегия «поиск социальной поддержки».
Для проверки достоверности различий в показателе копинг-стратегий между безработными разных полов мы применили математический критерий Стьюдента.
62%
53%
32% 33%
14%
6%
Мужской пол Женский пол
Тип стратегии
□ Разрешение проблем □ Избегание □ Поиск социальной поддержки
Рис. 1. Базисные копинг-стратегии у безработных мужчин и женщин
Различия в показателе копинг-стратегии «избегание» составили 1;эмп =3,406 при £=137 1 0,01=2,626, 1 0,05=1,9984. Таким образом, 1;эмп > 1кр., что означает достоверные различия в показателе копинг-стратегии «избегание» между безработными мужского и женского пола. Различия в показателе копинг-стратегии «поиск социальной поддержки» составили 1;эмп=4,666 при £=137, 1 0,01=2,626, 1 0,05=1,998. Таким образом, 1эмп> 1кр., что означает достоверные различия в показателе копинг-стратегии «поиск социальной поддержки» между безработными мужского и женского пола. Различия в показателе копинг-стратегии «разрешение проблем» составили 1,мп =4,948 при £=137, 1 0,01=2,626, 1 0,05=1,9984. Таким образом, 1эмп> 1кр., что означает достоверные различия в показателе копинг-стратегии «разрешение проблем» между безработными мужского и женского пола.
Анализ эмпирических данных во второй серии исследования мы продолжили с учетом независимой переменной - возраста испытуемых. Особенности выбора безработными базисных копинг-стратегий представлен на рисунке 2.
80% -|
от 50 лет от 30 до 50 лет от 25 до 29 лет от 18 до 24 лет
Тип стратегии
| □ Разрешение проблем____□ Избегание______□ Поиск социальной поддержки |
Рис. 2. Особенности выбора базисных копинг-стратегий в разных возрастных группах безработных
Каждый второй безработный в возрасте от 18 до 24 лет предпочитает выбирать стратегию «избегание» (46%), в то же время одна треть молодых безработных (38%)
выбирает стратегию «поиск социальной поддержки» и лишь 16% молодых безработных
- стратегию «разрешение проблем».
В возрастной группе от 25 до 29 лет безработные не используют стратегию «избегание», 67% безработных применяют стратегию «разрешение проблем» и 33% -«поиск социальной поддержки». В данной возрастной группе самый высокий относительно других возрастных групп показатель стратегии «разрешение проблем».
В возрастной группе от 30 до 50 лет безработные (56%) выбирают стратегию «разрешение проблем», при этом 40% безработных ориентированы на стратегию «поиск социальной поддержки», 4% испытуемых выбирают стратегию «избегание».
В возрастной группе от 50 лет и старше 58% безработных предпочитают стратегию «поиск социальной поддержки», 33% - стратегию «разрешение проблем» и 9% - стратегию «избегание».
Таким образом, с точки зрения возрастных особенностей нарушение такого регуляторного компонента, как ориентация в поведении и действиях в большей мере на избегание неудач, характерно в данной выборке для безработных в возрасте от 18 до 24 лет. Доминирование стратегии «поиск социальной поддержки» у безработных в возрасте 50 лет и старше обусловлено, на наш взгляд, ситуацией предпенсионного возраста, а не дефектами в сформированности регуляторного опыта.
Анализ эмпирических данных с учетом независимой переменной - уровня образования представлен на рисунке 3.
54%
11%
34%
14% —
4%
50%
33%
Высшее
] Избегание
Среднее Среднее техническое Среднее специальное
Тип стратегии
□ Разрешение проблем
□ Поиск социальной поддержки
60% -
50%
40%
30%
20%
10%
0%
Рис. 3. Соотношение копинг-стратегий и уровня образования безработных
Безработные граждане со средним образованием в своем поведении и действиях в основном выбирают стратегию «поиск социальной поддержки» (52%), стратегию «разрешение проблем» выбирают 34% испытуемых, 14% респондентов используют стратегию «избегание». В группе безработных со средним специальным образованием 50% респондентов применяют стратегию «поиск социальной поддержки», 33% -стратегию «разрешение проблем» и 17% - стратегию «избегание». Данные группы безработных имеют общую тенденцию в ориентации на социальную поддержку. Безработные со средним техническим образованием и высшим образованием ориентированы в большей степени на применение стратегии «разрешение проблем» (соответственно 52% и 54%). Стратегию «поиск социальной поддержки» выбирают 44% безработных со средним техническим образованием 35% безработных с высшим
образованием. Стратегию «избегание» выбираеют 4% безработных со средним техническим образованием и 11% безработных с высшим образованием
Таким образом, уровень образования может выступать в качестве фактора, определяющего индивидуальный стиль активности субъекта в ситуации потери работы.
Результаты диагностики уровня мотивации избегания неудач по методике Т. Эллерса представлены на рисунке 4. Анализ эмпирических данных показал, что среднее значение показателя уровня мотивации к избеганию неудач в группе безработных женщин составил 19,62, что соответствует показателю высокой мотивации к избеганию неудач. Среднее значение в группе безработных мужчин составил 18,75 баллов, что также соответствует показателю высокой мотивации к избеганию неудач.
67%
51%
18%
15% 12%
Мужской пол Женский пол
Уровень мотивации к избеганию неудач □ Очень высокий уровень □ Высокий уровень □ Средний уровень
80%
70%
60%
50%
40%
30%
20%
10%
0%
Рис. 4. Дифференциация уровня мотивации избегания неудач у безработных
Согласно полученным данным, у 67% безработных мужчин высокий уровень мотивации к избеганию неудач, у 18% - очень высокий уровень, у 15% - средний уровень мотивации к избеганию неудач. У 51% безработных женщин очень высокий уровень мотивации к избеганию неудач, защите, у 37% - высокий уровень и у 12% -средний уровень мотивации к избеганию неудач. Для проверки достоверности различий в показателе уровня мотивации к избеганию неудач между безработными разных полов мы применили математический критерий Стьюдента. Полученный результат составил 1;эмп=1,574 при £=98 1 0,01=2,626, 1 0,05=1,9984. Таким образом, 1эмп<1кр., что означает отсутствие достоверных различий в показателе уровня мотивации избегания неудач между безработными мужчинами и женщинами.
Результаты диагностики уровня мотивации к достижению успеха по методике Т. Эллерса представлены на рисунке 5. Анализ эмпирических данных показал, что среднее значение показателя уровня мотивации достижения успеха в группе безработных женского пола составил 18,37, что соответствует показателю умеренно высокого уровня мотивации к достижению успеха. Среднее значение показателя уровня мотивации достижения успеха в группе безработных мужчин составил 21,57 баллов, что соответствует слишком высокому уровню мотивации к достижению успеха.
42%
33%
25%
15% 9%
Женский пол Мужской пол
I □ Слишком высокий уровень □ Умеренно высокий уровень I
Рис. 5. Дифференциация уровня мотивации достижения успеха у безработных
Для того чтобы проверить достоверность различий в показателе уровня мотивации достижения успеха между безработными разных полов, мы применили математический критерий Стьюдента. Полученный результат составил 1,мп=5,276 при £=98 1 0,01=2,626, 1 0,05=1,9984. Таким образом 1;эмп>1;кр., что означает наличие достоверных различий в показателе уровня мотивации достижения успеха между безработными мужского и женского пола.
Выводы. Эмпирическое исследование компонентов регуляторного опыта безработных в основном подтверждает выдвинутую гипотезу, в частности:
- основные стратегии поведения безработных взаимосвязаны с уровнем развития рефлексивности и мотивацией на успех;
- предпочитаемые стратегии поведения в ситуации потери работы у безработных мужского пола статистически достоверно отличаются от аналогичного показателя респондентов женского пола;
- нарушение регуляторного компонента обусловлено возрастом безработных и наиболее ярко выражено среди молодежи;
- индивидуальный стиль активности безработных в ситуации потери работы обусловлен уровнем образования.
Полученные результаты имеют практическое значение, так как позволяют определить основные направления психологической консультативной помощи: индивидуальное и групповое психоконсультирование безработных в возрасте от 18 до 24 лет, использующих преимущественно стратегию «избегание» в ситуации потери работы (или затруднений в трудоустройстве); дифференцированный подход в психокоррекционной работе с безработными мужчинами и безработными женщинами; использование в качестве критерия комплектовании Т-групп таких особенностей регуляторного опыта, как низкий уровень развития рефлексии, ориентация в поведении преимущественно на избегание неудач; разработка развивающей психокоррекционной программы для безработных со средним и средним специальным образованием. Таким образом, психологический аспект решения проблемы саморегуляции активности безработных связан с изменением их представлений о ситуации безработицы, коррекцией мотивационно-потребностной сферы, определением личностных особенностей регуляции активности в критической ситуации, профилактикой дезадаптации на рынке труда.
Библиографический список
Абульханова К.А. Мировоззренческий смысл и научное значение категории субъекта // Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики. М.: Институт психологии РАН, 1997. С. 56-74.
Балабанова Е.С. Гендерные различия стратегий совладания с жизненными трудностями // Социологические исследования. 2002. №11. С. 28-31.
Брушлинский А.В. Деятельность субъекта как единство теории и практики // Психол. журн. 2000. Т. 21. №6. С. 5-11.
Конопкин О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект) // Вопросы психологии. 1995. № 1. С. 5-12.
Ломов Б.Ф. Метологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. 226 с.
Моросанова В.И. Личностные аспекты саморегуляции произвольной активности человека [Электронный ресурс] // Психологический журнал. Том 23. 2002, № 6. 2. ЦКЬ: ЬИр://р8Уюигпа1.ги/|3р/рар.рЬр91ё=20040214 (дата обращения 13.09.2011).
Моросанова В.И. Опросник «Стиль саморегуляции поведения» [Электронный ресурс] // Журнал практической психологии и психоанализа. 2004, №2. ЦКЬ: ЬИр://р8Уюигпа1.ги/|3р/рар.рЬр91ё=20040214 (дата обращения 13.09.2011)
Осницкий А.К., Чуйкова Т.С. Саморегуляция активности субъекта в ситуации потери работы //Вопросы психологии. 1999. №1. С. 92-104.
Осницкий А. К. Психологические механизмы самостоятельности. М.: Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2010. 232 с.
Осницкий А. К. Регуляторный опыт, субъектная активность и самостоятельность человека. Часть 2 [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2009. № 6(8). ИКЬ: ЬйрУ/рвувШёу.ги (дата обращения: 13.09.2011).
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2006. 713 с.
Сергиенко Е.А., Виленская Г.А., Ковалева Ю.В. Контроль поведения как субъектная регуляция. М.: Институт психологии РАН, 2010. 352 с.
Хакимова Н.Р. Психологические особенности профессионального
самоопределения безработных женщин // Сибирская психология сегодня: сб. науч. тр. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002.
Чуйкова Т. С. Саморегуляция активности при преодолении человеком кризиса, связанного с потерей работы: дисс. ... канд. психол. наук. М., 1998. 170 с.
Шляхтин Г.С. Возрастные особенности временной перспективы личности // Психология личности и время: тезисы докладов и сообщений Всесоюз. науч.-теор. конф. г. Черновцы, 23-25 апр. 1991 г. Т. 2. Черновцы, 1991. С. 13-16.