Принцип седьмой. Интеграция как методология, обеспечивающая новизну образовательного продукта.
Интегративность свойственна такой системе, в которой структура обладает особыми связями, в результате чего «сумма» знаний даёт новые, ранее не существовавшие системные качества. Роль качественных изменений в структуре связей свидетельствует о достижении новой фазы развития системы. Термин «интеграция» используется часто не по праву. Некоторые склонны назвать интеграцией любое объединение элементов. По нашему мнению, «интеграция» не есть сумма исходных элементов, поэтому далеко не каждая сложная система обладает качествами интегративности.
При истинной интеграции обеспечивается:
• новая структура элементов;
• новые более сложные связи между элементами;
• взаимоувязывание элементов под новые цели;
• изменение («вырастание» из старых) качеств элементов;
• возрастание взаимозависимости элементов;
Библиографический список
1. Каган, М.С. Человек как проблема современной философии [Э/р]. - Р/д: http://anthropology.ru/ru/texts/kagan/man.html
2. Пассов, Е.И. Коммуникативное иноязычное образование: готовим к диалогу культур: пособие для учителей учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования. - Мн.: Лексис, 2003.
3. Журавлёва, Л.В. Теория-модель инновационной образовательной структуры «Институт диалога культур» в системе дополнительного образования: монография. - Елец: МУП «Типография» г. Ельца, 2010.
4. Пассов, Е.И. Программа-концепция коммуникативного иноязычного образования: Концепция развития индивидуальности в Диалоге культур: 5-11 классы. - М.: «Просвещение», 2000.
5. Каган, М.С. Философия культуры. - СПб.: ТОО ТК Петрополис, 1996.
6. Гершунский, Б.С. Философия образования для XXI века. (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций). - М.: Изд-во «Совершенство», 1998.
7. Дистервег, А. Избранные педагогические сочинения. - М.: Учпедгиз, 1956.
8. Булкин, А.П. Культуросообразность образования. Педагогический опыт России XVIII-XX вв.: дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2003.
9. Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность. - М.: Политиздт, 1975.
10. Новейший философский словарь. - Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом. 2001.
11. Журавлёва, Л.В. Теория-модель инновационной образовательной структуры «Институт диалога культур» в системе дополнительного образования: монография. - Елец: МУП «Типография» г. Ельца, 2010.
Bibliography
1. Kagan, M.S. A personality as philosophy issue [on-line resource]. - access mode http://anthropology.ru/ru/texts/kagan/man.html
2. Passov, E.I. Communicative “inoyazichnoe” education: make ready for cultures dialogue: The manual for the secondary school teachers. -Minsk: Lexis, 2003.
3. Zhuravleva, L.V. The theoretical model of the innovative educational organization “Institute for Cultures Dialogue” in Russian education system: monograph. - Elets: publishing house “Tipographia” 2010.
4. Passov, E.I. The curriculum-concept Communicative “inoyazichnoe” education. The concept: a personality development through a cultures dialogue: 5-11 grades of secondary education, 2000.
5. Kagan, M.S. Culture philosighy. - St. Petersburg: publishing house Petropolis, 1996.
6. Gershunski, B.S. The philosophy of education for XXI century. (Searching result-oriented educational conceptions). - Mosco, 1998.
7. Disterveig, A. The selected works. - Moscow, publishing house “Uchpedgis”, 1956.
8. Bulkin, A.P. The culture oriented education. The Russian teachers’ experience in XVIII-XX centuries: the dissertation on the doctoral degree in education. - Moscow, 2003.
9. Leontiev, A.N. The conscious activity of people, consciousness, personality. - Moscow, publishing house “Politizdat”, 1975.
10. The new philosophy dictionary: the second edition. - Minsk: publishing house “Interpresservis”, 2001.
11. Zhuravleva, L.V. The theoretical model of the innovative educational organization “Institute for Cultures Dialogue” in Russian education system: monograph. - Elets: publishing house “Tipographia” 2010.
Статья поступила в редакцию 12.04.11
УДК 373.1.02
Kuznetsova L.N. PERSONAL SELF-DETERMINATION OF TEENAGERS OF THE OPEN REPLACEABLE COMPREHENSIVE SCHOOL (ORCS). In article theoretical aspects of personal self-determination and pedagogical conditions of personal self-determination of teenagers ORCS are considered. Results of the concrete empirical research directed on formation of personal self-determination of teenagers are resulted.
Key words: adaptation, disadaptation, communicative competence, personal self-determination.
Л.Н. Кузнецова, ст. преп. ГОУВПО «АГАО», г. Бийск, E-mail: kuznetsova.I @mail.ru
ЛИЧНОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ПОДРОСТКОВ ОТКРЫТОЙ СМЕННОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ (ОСОШ)
В статье рассматриваются теоретические аспекты личностного самоопределения и педагогические условия личностного самоопределения подростков ОСОШ. Приведены результаты конкретного эмпирического исследования, направленного на формирование личностного самоопределения подростков.
• новая фаза развития системы.
Интеграция знаний различных наук в системе теории-модели ИДК рассматривается как способ, обеспечивающий у выпускников гармонизацию эмоционального и рационального отношения к культуре. Интегративным эффектом гуманитарного образования в ИДК является гармонизация отношения человека с миром, формирование целостного образа жизни человека в ситуации неопределённого, быстро меняющегося мира. Это в свою очередь позволяет воспитывать культуру чувств, снимать давление бессознательного на жизнь. Описанная в диссертации гуманитарная (смыслогенерирующая) система направлена на взаимопонимание, т.е. на готовность к диалогу культур. Весь комплекс принципов будет наблюдаться во всех аспектах теории-модели ИДК.
Описание семи методологических принципов построения (исследования и преобразующей деятельности) подробно представлено в монографии «Создание тории-модели Института диалога культур» [11].
Ключевые слова: адаптация, дезадаптация, коммуникативная компетентность, личностное самоопределение.
Подростковый возраст является важным этапом в развитии личности, так как встает проблема личностного самоопределения, выбора профессии, определения дальнейшего жизненного пути. Личностное самоопределение лежит в основе всех других видов самоопределения (социального, профессионального, религиозного и других) и является новообразованием подросткового возраста.
Самоопределение личности начинается в детстве, активно проявляется в старшем школьном возрасте, не прекращается в течение всей жизни человека. Однако именно подростковый период жизни часто становится смыслообразующим для всей его последующей социальной деятельности.
Личностное самоопределение у каждого школьника складывается в зависимости от индивидуальных особенностей, развития самосознания, самооценки, влияния окружающей среды, прошлого опыта школьной жизни и проявляется в разных сферах деятельности и на разном уровне: когнитивном -включает знания о себе и других; о нормах, требованиях, правилах поведения и общения; знание об особенностях и способах общения, взаимодействия; эмоциональном - включает умения воспринимать и понимать себя и других, эмоциональную устойчивость в отношениях; поведенческом - включает установку на успех, толерантность, эмпатийность, бесконфликтное общение [1].
Личностное самоопределение подростков - это формирование на основе объективной самооценки позитивного отношения к себе, Другому, к деятельности при гармонизации внешних и внутренних условий, осознания цели и смысла жизни.
Трудности в личностном самоопределении могут быть заложены в период адаптации ребенка к школе: низкий уровень адаптационных способностей; игнорирование индивидуальных особенностей ребенка; недостаточная компетентность педагогов и родителей в преодолении трудностей адаптации. Эти трудности носят дезадаптирующий характер в подростковом возрасте и усугубляются особенностями самого возраста.
Адаптация может быть представлена как: физиологическое явление приспособления к условиям среды; состояние полного удовлетворения потребностей; процесс изменений внешней и внутренней среды (процесс адаптирования); свойство обеспечивающее устойчивость к условиям внешней среды; активность личности в приспособлении; результат приспособленности к внешней среде (адаптированность).
Адаптация как социально-психологический процесс при благоприятном течении приводит личность к состоянию адап-тированности. Г.В. Безюлёва и В.Н. Судаков отмечают, что сущность процесса адаптации личности состоит в том, что в зависимости от характера референтных изменений социальной среды и преобразовательных возможностей человека происходит перестройка структуры личности, её расширение и развитие [2].
Важным аспектом адаптации является принятие человеком социальной роли. Продуктивность адаптации существенно зависит от того, насколько адекватно человек воспринимает себя и свои социальные связи: искаженное или недостаточно развитое представление о себе ведет к нарушениям адаптации. Характер протекания адаптации школьников зависит от качества выполнения им роли ученика.
Неуспешность в учебной деятельности, негармоничные отношения со сверстниками, субъективность педагогов по отношению к подросткам приводят к утрате интереса к школе, нежеланию посещать ее, стремлению к демонстративному поведению и конфликтам с окружающими. Такой негативный опыт приводит в подростковом возрасте к дезадаптации и к формированию негативной Я концепции.
В последние годы в психолого-педагогической литературе представлены различные классификации видов дезадаптации: по «институтам», где произошла дезадаптация (школьная, семейная, групповая); по возрастным особенностям (дошкольная, младшего школьника, отроческая, подростко-
вая); по взаимодействию личности с окружающими людьми (внутренняя, внешняя и смешанная), по уровню устойчивости (устойчивая ситуативная, временная и общая устойчивая) (М.К. Акимова, М.М. Безруких, Г.Ф. Кумарина, А.М. Прихожан и др.)
Исследователи феномена школьной дезадаптации определяют ее как совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии социально-психологического статуса ребенка требованиям ситуации школьного обучения. А.М. Александровская, Н.Г. Лусканова, В.В. Ковалев, Т.П. Кулакова к основным проявлениям школьной дезадаптированности относят затруднения в учебе, нарушении школьных норм поведения. При этом они отмечают, что речь идет о слабовыраженных недостатках интеллектуального развития, которые преодолеваются при активной педагогической методической помощи [3].
Отсутствие успехов в учебной деятельности (неумение определить учебную задачу, выбрать рациональный способ решения, осуществить контроль, адекватно оценить свою работу) приводит к потере интереса, мотивов к учебе в школе, потребности в самоутверждении через учебную деятельность. Такой подросток «внутренне» отходит от школы, а потом и реально ее покидает (А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов). Вследствие чего, сужается круг общения и обедняется его характер общения, не удовлетворяется потребность в эмоциональном контакте (А.В. Мудрик, Я. Щепаньский). Некоторыми подростками предпринимаются попытки выхода из создавшейся ситуации: смена учебного заведения, что и является проявлением личностного самоопределения [4].
Открытая сменная общеобразовательная школа является единственным образовательным учреждением, где подросток со школьной дезадаптацией может продолжить обучение.
Открытая сменная общеобразовательная школа является государственной организацией, обладает возможностями создавать в полной мере благоприятные условия для такой категории подростков, соблюдает государственные образовательные стандарты, преследует те же цели, что и обычная общеобразовательная школа. Но формы обучения (вечерней, очнозаочной) в большей степени определяют специфику этой школы: по контингенту учащихся, формам обучения, технологиям обучения, характеру взаимодействий учитель-ученик, так что эти школы стоят особняком в системе общего образования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 года и 9 сентября 1996 года принято «Типовое положение о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении», в котором разрешается на местном уровне определять наименование данных учебных заведений: вечерняя (сменная) общеобразовательная школа, Открытая (сменная) общеобразовательная школа, Центр образования. Условия и порядок освоение общеобразовательных программ устанавливаются Уставом учреждения. Учреждения самостоятельны в выборе форм, средств и методов обучения, режима работы в пределах Закона «Об образовании».
Спецификой данной школы являются разноуровневые классы по возрастному составу, по школьному и жизненному опыту. Структура Открытой общеобразовательной школы (ОСОШ) представлена двумя ступенями обучения: первая ступень - с 6 по 9 класс, вторая - с 10 по 12 класс. Первая ступень обучения ОСОШ принимает на себя коррекционноразвивающие и ребилитационные функции.
На первом этапе нашего опытно-экспериментального исследования предстояло уточнить, осмыслить новые грани статуса школы в соответствии с законодательством, чтобы избежать превращения ее в разновидность вспомогательной школы. Для одних учащихся она должна обеспечивать полноценную по времени и качеству коррекцию социальнодидактической запущенности; для других - норму обучения в традиционных рамках вечерней школы; для третьих - образование, приближенное к условиям и требованиям общеобразовательной школы.
Нами был разработан комплекс педагогических условий личностного самоопределения подростка ОСОШ:
1) организационные условия: улучшение материальнотехнической базы (благоустроенность помещения, обеспеченность средствами обучения и воспитания, соблюдение санитарно-гигиенических норм и др.); разработка и внедрение концептуальных основ ОСОШ (определение функций, принципов, целей, задач); проведение социальной и психологопедагогической диагностики (определение дезадаптирующих факторов, педагогической запущенности, динамики учебной деятельности, характерных особенностей личности, коммуникативной компетентности и др.); согласованность воздействий школы, семьи в воспитании и образовании (совместное определение целей, возможностей, путей преодоления проблем обучения, воспитания, развития, общения и др.).
2) педагогические условия: доверительный социальнопсихологический климат (система нормативно-правовых требований, гуманно-демократическая система взаимоотношений, позитивное общение, сотрудничество и т.д.); повышение профессиональной компетентности педагогов (личностные характеристики, высокий уровень психолого-педагогических знаний, ориентации и позиция на адекватное личностное самоопределение подростка, педагогическая поддержка семьи др.); введение факультатива ориентированного на формирования коммуникативной компетентности и личностного самоопределения подростков.
Эффективность формирования позитивного личностного самоопределения повышается при этапном осуществлении адаптации, индивидуализации и интеграции.
Проверка эффективности педагогических условий личностного самоопределения подростков осуществлялась на базе Открытой сменной общеобразовательной школы города Бий-ска. В исследовании участвовали подростки 6 - 9 классов.
Для оценки эффективности педагогических условий личностного самоопределения был разработан комплекс показателей и критериев оценки сформированности личностного самоопределения подростков. Показателями личностного самоопределения являются когнитивный, эмоциональный и поведенческий. Критерии сформированности личностного самоопределения подростков: 1) знания о личности, о процессе общения, о конфликтных ситуациях, о правах и обязанностях ученика и учителя; 2) умения воспринимать себя и других, понимать себя, свои состояния и других, слушать, пользоваться средствами общения, управлять собой, распознавать
В целом, можно сделать вывод, что дезадаптированность подростков преодолима и возможно формирование личностного самоопределения в результате созданных основных педагогических условий: формирование коммуникативной компетентности подростков и совершенствования коммуникативной
Библиографический список
и выходить из конфликтных ситуаций, соблюдать дисциплину; 3) позитивное отношение к себе, учителю, школе, установка на успех, эмпатия, толерантность, эмоциональная устойчивость, принятие роли и статуса ученика.
Всё это позволило нам выделить три уровня сформиро-ванности позитивного личностного самоопределения подростков: низкий, средний и высокий. Низкий уровень сформиро-ванности личностного самоопределения характеризуется недостаточностью знаний подростка о своих способностях и возможностях в учебной деятельности, общении. Негативное представление о роли ученика, негативное отношение к деятельности и педагогу. Отсутствие знаний об общении, некоммуникабельность или болезненная общительность. Неадекватная самооценка. Средний уровень - сформированы знания о себе, других в общении и деятельности. Обладает ситуативным позитивным отношением к деятельности (в ситуации успеха), сверстникам и педагогам. Весьма или умеренно общителен, владеет знаниями об общении и применяет их. Нестабильная самооценка. Высокий уровень сформированности позитивного личностного самоопределения характеризуется владением знаний о себе, других в общении и деятельности. Устойчивое позитивное отношение к деятельности, сверстникам, учителям. Владеет знаниями и умениями общения, обладает нормальной коммуникабельностью. Адекватная самооценка.
В соответствии с определенными нами критериями и показателями путем подбора диагностических методик был создан диагностический комплекс, позволяющий получить достоверную информацию о различных сторонах исследуемого феномена. Для изучения эффективности педагогических условий формирования позитивного личностного самоопределения подростка ОСОШ мы использовали следующие методики: тест общительности В.Ф. Ряховского, опросник коммуникативных умений подростков, методика изучения самооценки (А.А. Реан), анкетирование, проективная методика, педагогическое наблюдение, экспертная оценка. Результаты диагностики обсуждались на психолого-педагогических консилиумах, методических объединениях и педагогических совещаниях ОСОШ.
По результатам проведенной диагностики на констатирующем и итоговом этапах эксперимента отмечаем динамику сформированности личностного самоопределения подростков ОСОШ (Таблица 1).
компетентности учителей. По данным администрации Открытой сменной общеобразовательной школы все подростки, участвовавшие в эксперименте, успешно обучались в данном учреждении и продолжили свое обучение в средних и высших профессиональных учебно-воспитательных учреждениях.
Таблица 1
Динамика количественных результатов формирования личностного самоопределения подростков ОСОШ (%)
Критерии Отношение к деятельности Общительность Коммуникативные умения Самооценка
На начало По окончании На начало По окончании На начало По окончании На начало По окончании
Низкий 70 10 40 20 32 15 50 30
Средний 20 10 60 30 35 20 30 20
Высокий 10 80 - 50 33 65 20 50
1. Акатов, Л.И. Социальное самоопределение старшеклассников: ретроспективный подход. - Курск: Изд-во Курского государственного университета, 2009.
2. Безюлева, Г.В. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации учащихся и студентов: монография. - М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2008.
3. Кумарина, Г.Ф. Школьная дезадаптация: признаки и способы предупреждения. // Народное образование. - 2002. - №1.
4. Мудрик, А.В. Общение в процессе воспитания: учебное пособие. - М.: Пед. общество России, 2001.
Bibliography
1. Akatov, L.I. Social self-seniors: a retrospective approach. - Kursk: Izd Kursk State University, 2009.
2. Bezyuleva, G.V. Psycho-pedagogical support professional adaptation of students: monograph. - M.: KNOW VPO Moscow Psychological and Social Institute, 2008.
3. Coumarin, G.F. School maladjustment: the symptoms and prevention methods // Education. - 2002. - № 1.
4. Mudrik, A.V. Communication in the educational process: Textbook. - Moscow: Ped. Society of Russia, 2001.
Статья поступила в редакцию 09.04.11
УДК 37:002
Shipunova M.N. THE CHARACTERISTIC OF THE LEVEL OF FOUNDATION PUPILS' INFORMATION CULTURE. Modern approaches to the definition “information culture”, stages of pedagogical experiments are described in this search. The characteristic of the level of foundation pupils' information culture in studying of scientific discipline is given.
Key words: information culture, level, indicators, information activity, information style of thinking, to be ready to information communication, technological readiness.
М.Н. Шипунова, учитель МОУ «Гимназии № 11», г. Бийск, E-mail: [email protected]
ХАРАКТЕРИСТИКА УРОВНЕЙ СФОРМИРОВАННОСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ
В работе описаны современные подходы к понятию «информационная культура», этапы педагогического эксперимента, дана характеристика уровней сформированности информационной культуры учащихся в процессе изучения общественных дисциплин.
Ключевые слова: информационная культура, уровни, показатели, информационная активность, информационный стиль мышления, готовность к информационному общению, технологическая готовность.
В современных условиях социальная роль информатизации в жизни общества способствует переходу системы образования на новые принципы изучения учебных дисциплин. Информатизация образования является одним из ключевых условий, определяющих последующее успешное развитие информационной культуры.
Понятие «информационная культура» характеризуется многогранностью и определяется на современном методологическом уровне неоднозначно.
В настоящее время существует несколько подходов к его интерпретации. В связи с тем, что информационная культура связана с двумя фундаментальными категориями - «информация» и «культура», основными подходами к трактовке этого понятия выступают информационный и культурологический. Большинство исследователей определяют информационную культуру, придерживаясь информационного подхода. Использование культурологического подхода к интерпретации информационной культуры существенно расширяет её содержание.
Информационная культура рассматривается как неотъемлемая составная часть общей культуры личности; как область культуры, связанная с функционированием информации в обществе и формированием информационных качеств личности; включается в человеческую культуру в целом, гармонизируя внутренний мир личности в ходе освоения социально необходимой информации и т.д. В культурологическом плане информационная культура тесно переплетается со многими другими видами культур (экономической, правовой, нравственной и др.) является неотъемлемой их составляющей. С позиций культурологического подхода информационная культура рассматривается в качестве способа жизнедеятельности человека в информационном обществе, как составляющая процесса формирования культуры человечества.
Для понимания феномена информационной культуры применяют психолого-педагогический подход. Информационная культура представляет собой составную часть, неотъемлемый компонент процесса всестороннего и гармоничного развития личности, решаемого современной системой образования. Информационная культура в широком смысле - это совокупность принципов и реальных механизмов, обеспечивающих позитивное взаимодействие этнических и национальных культур, их соединение в общий опыт человечества. Ин-
формационная культура в узком смысле слова - это оптимальные способы обращения со знаками данными, информацией и представление их заинтересованному потребителю для решения теоретических и практических задач; механизмы совершенствования технических сред производства, хранения и передачи информации; развитие системы обучения, подготовки человека к эффективному использованию информационных средств и информации.
Информационная культура - область культуры, связанная с функционированием информации в обществе и формированием информационных качеств личности [1, с. 57]. Информационная культура личности - гармонизация внутреннего мира личности в ходе освоения всего объема социально-значимой информации [2, с. 141]. Информационная культура - информационная деятельность аксиологического характера, т.е. обусловленная ценностями культуры [3, с. 15]. Информационная культура - качественная характеристика жизнедеятельности человека в области получения, передачи, хранения и использования информации, где приоритетными являются общечеловеческие духовные ценности [4, с. 2]. Информационная культура - совокупность информационных возможностей, которые доступны специалисту в любой сфере деятельности в момент развития цивилизации [5, с. 12]. Информационная культура - уровень знаний, позволяющий человеку свободно ориентироваться в информационном пространстве, участвовать в его формировании и способствовать информационному взаимодействию [6, с. 59]. Информационная культура - степень совершенства человека, общества или определенной его части во всех возможных видах работы с информацией: её получении, накоплении, кодировании и переработке любого рода, в создании на этой основе качественно новой информации, ее передаче, практическом использовании. Информационная культура является продуктом творческих способностей и выступает содержательной стороной субъект-субъектных и объект-объектных отношений [6, с. 31]. Информационная культура - это часть общей культуры, компетенции, обеспечивающие оптимальное осуществление индивидуальной информационной деятельности, направленной на удовлетворение информационных потребностей. Компетенции включают: наличие информационного мировоззрения (представление о таких понятиях как информационное обще-