1УДК 373.1 ББК 74.0
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ЛИЧНОСТНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ ПОДРОСТКОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (на примере предметной области «Филология»)
М. Г. Пронская
Аннотация. В статье рассматриваются возможности формирования готовности к личностному самоопределению подростков на занятиях предметной области «Филология». Проанализирована научная литература по данной проблеме, сформулированы теоритические положения как основа исследования. Представлена педагогическая структурно-содержательная модель формирования готовности к личностному самоопределению подростков, технология ее формирования и концептуальные положения. Изложены результаты педагогического эксперимента, подтверждающие эффективность применения модели.
Ключевые слова: готовность к личностному самоопределению, предметная область «Филология», подросток, педагогическая модель.
FORMATION OF READINESS FOR PERSONAL SELF-DETERMINATION
OF TEENAGERS IN LEARNING ACTIVITY
(on the example of the subject field "Philology")
M. G. Pronskaya
Abstract. The article considers the possibilities of forming the readiness for personal self-determination of teenagers at the lessons of „Philology". The scientific literature on the problem is analyzed, theoretical positions as a basis of research are formulated. The pedagogical structural-content model of forming readiness for self-determination, the technology of its formation and conceptual positions are presented. The results of the pedagogical experiment confirming the effectiveness of the implementation of the model are presented.
Keywords: readiness for personal self-determination, subject field „Philology", teenager, pedagogical model.
Особенности современного культурно-исторического периода, такие как информатизация, глобализация, высокая доступность информации и манипуляция ею, подмена ценностей, оказывают негативное влияние на процесс личностного самоопределения. Вследствие чего происходит деформация духовного потенциала личности, что затрудняет процесс ее становления. Современная образовательная политика государства направлена на обучение и воспитание обучающихся, результатом которого должна стать гармонично развитая личность, способная к самообразованию, саморазвитию, самореализации и личностному самоопределению.
Школа может оказать большое влияние на самоопределение личности, поэтому необходимо целенаправленное педагогическое сопровождение данного процесса. Однако анализ работы общеобразовательных учреждений, опросы педагогических коллективов показывают, что сопровождению готовности к личностному самоопределению уделяется недостаточное внимание в процессе учебной деятельности, а именно на уроке, несмотря на то, что образовательная составляющая является основной.
Анализ международных и отечественных исследований показал наличие большого количества работ, содержащих идеи, теоретиче-
ские положения, методологические подходы и концепции по проблеме формирования личностного самоопределения (Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, О. С. Газман, М. А. Гинзбург, И. В. Дубровиной, А. В. Мудрик, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн, С. Н. Чистякова и др.). Проблемы формирования личностного самоопределения в условиях школы освещены в трудах А. А. Дро-бота, О. В. Коповой, Л. Н. Кузнецовой, А. Н. Ту-бельского.
Однако было выявлено, что недостаточно освещены вопросы сопровождения готовности к личностному самоопределению подростков в учебной деятельности. В частности, предметная область «Филология» обладает большим ценностным потенциалом для решения данной проблемы.
Теоретической основой исследования стали следующие положения:
• личностное самоопределение - процесс самодетерминации, обусловленный деятель-ностной активностью личности, причиной которого является осознание собственного «Я» и определение жизненных целей, смысла жизни и построение жизненного плана [1-3];
• личностное самоопределение обусловливает все типы самоопределения;
• личностное самоопределение - главное новообразование юношеского возраста, подростковый возраст является сензитивным для формирования готовности к личностному самоопределению, в силу становления норм поведения, оценки и самооценки, поиска идеала, формирования нравственных убеждений и ценностных ориентаций, рефлексии;
• готовность к личностному самоопределению рассматривается как сформированность следующих психологических структур и механизмов: самосознание, системы ценностных ориентаций, саморегуляции, самооценки, самоактуализации, самодеятельности, самоидентификации [4];
• становление «Я-концепции» является основным результатом личностного самоопределения и системой представления человека о себе и его ожиданий на будущее, выражается также в самооценке личности;
• содержание «Я-концепции» обусловлено системой ценностно-смысловых ориентаций, которая определяет мотивы личности, по-
скольку личностное самоопределение имеет ценностно-смысловую природу [4; 5].
На основе данных положений уточнено понятие готовности к личностному самоопределению. Готовность к личностному самоопределению - интегративная характеристика личности, отражающая сформированность механизмов и психологических образований (самосознания, системы ценностных ориентаций, саморегуляции, самооценки, самоактуализации, самодеятельности, самоидентификации), необходимых для дальнейшего самоопределения личности и становления «Я-концепции».
Нами была разработана структурно-содержательная модель формирования готовности к личностному самоопределению подростков на занятиях предметной области «Филология» (рис. 1). Модель состоит из следующих компонентов: целевого, содержательно-технологического, критериально-результативного.
Целевой компонент включает в себя постановку основной цели, задач, разработку принципов реализации модели, обеспечивает эффективность ее применения. Целью работы по реализации модели является повышение уровня готовности к личностному самоопределению подростков в результате его педагогического сопровождения на занятиях предметной области «Филология». Для достижения поставленной цели следует решить ряд задач, отличающихся своей равноценностью и взаимообусловленностью и оказывающих комплексное воздействие на результат:
• формирование системы ценностных ориентаций;
• формирование коммуникативной компетенции;
• формирование адекватной самооценки;
• познание своего «Я»;
• повышение уровня мотивации, а как следствие активности в учебной деятельности;
• развитие рефлексивной компетенции.
Среди принципов, определяющих формирование готовности к личностному самоопределению, мы выделяем следующие. Принцип системности определен самой структурой личностного самоопределения, стоящего из взаимозависимых и взаимообусловленных компонентов. Поэтому и сопровождение личностного самоопределения должно прово-
Целевой компонент
Т.
\
Цель: повышение уровня готовности к личностному самоопределению подростков Задачи: - формирование системы ценностных ориентаций,
- формирование коммуникативной компетенции,
- формирование адекватной самооценки,
- познание своего «Я»,
- повышение активности в учебной деятельности,
- развитие рефлексивных умений. Принципы: - системности,
- ситуативности,
- вариативности,
- персонификации.
/ \ /
Содержательно-технологический компонент
Структура готовности к личностному самоопределению:
- деятельностный,
- ценностно-смысловой,
- коммуникативный, -эмоционально-
оценочный,
- рефлексивный компоненты .
Технология:
- методика «Сиюминутная ситуация»,
- формирующее оценивание,
- создание ситуаций успеха,
- предоставление свободы выбора,
- развитие коммуникативной компетенции,
- коучинг в образовании.
\ ( \ !
Критериально-результативный компонент
Критерии:
- степень сформированности системы ценностных ориентаций,
- уровень активности в деятельности (учебной, общественной и др.),
- адекватность самооценки,
- уровень развития рефлексивной компетенции,
- уровень развития коммуникативной компетенции.
Ожидаемые результаты:
- повышение степени сформированности системы ценностных ориентаций, -повышение уровня активности в деятельности,
- нормализация самооценки,
- совершенствование рефлексивной компетенции,
- повышение уровня развития коммуникативной компетенции.
Рис. 1. Структурно-содержательная модель формирования готовности к личностному самоопределению подростков на занятиях предметной области «Филология»
диться по различным направлениям, составляющим единую систему. Принцип ситуативно-сти предполагает использование обучающих ситуаций, предполагающих самоопределение учеников и поиск их решения. Цель создания такой ситуации - вызвать мотивацию, направить деятельность ученика для решения проблемы [6]. Принцип вариативности заключается в максимальном предоставлении ученику широкого спектра полноценных возможностей вариантов обучения, заданий, форм работы, а также полной свободы их выбора. Соблюдение данного принципа помогает сформировать ответственность за собственный выбор, учитывать индивидуальные потребности ученика.
Учет индивидуальных особенностей обучающегося, его интересов достигается также соблюдением принципа персонификации. Он требует от учителя знания и постоянного изучения личности ученика, его направленности личности, ценностно-смысловых установок, мотивов и т. д. Обозначенные принципы образуют систему, где они проявляются одновременно на каждом этапе и дополняют друг друга.
Содержательно-технологический компонент модели выстроен на основе выделенных задач, определен структурой готовности к личностному самоопределению. В соответствии с этим разработана технология формирования готовности к личностному самоопределению подростков. Основным достоинством предлагаемой технологии является ее полная включенность в учебный процесс, то есть применение непосредственно на занятиях предметной области «Филология».
Основополагающим элементом является структура готовности к личностному самоопределению, которую мы рассматриваем как систему следующих компонентов.
Ценностно-смысловой компонент выражается в появлении системы ценностных ориентаций личности, формировании ее устойчивости, приоритете одних ценностей над другими, а также знание себя и определение своей позиции к значимым объектам, ценностям. Ценностно-смысловое ядро обеспечивает функцию самопознания и самореализации.
Деятельностный компонент включает в себя активность личности в деятельности (в данном случае в учебной), умение действовать
в соответствии с нормами. Данный компонент обеспечивает функцию самодеятельности и саморегуляции.
Эмоционально-оценочный компонент, в первую очередь, отражает отношение личности к себе, ее самооценку, также происходит оценка окружающей действительности личностью.
Рефлексивный компонент выражается в умении переосмыслить отношения к действительности, а также отражает временную перспективу личности, ее жизненный план. Эмоционально-оценочный и рефлексивный компоненты выполняют функции обеспечения самоидентификации, самооценивания, развития самосознания.
Коммуникативный компонент отражает уровень коммуникативной компетенции учащихся, в их способности эффективно строить коммуникацию, обеспечивает механизмы саморегуляции при общении с другими людьми.
Технология формирования готовности к личностному самоопределению подростков на занятиях предметной области «Филология» включает следующие направления работы в соответствии с его компонентами, к каждому из которых определены методы работы:
1) формирование устойчивой системы ценностных ориентаций - методика «Сиюминутная ситуация», создание ситуаций успеха, предоставление свободы выбора;
2) формирование коммуникативной компетенции - методика «Сиюминутная ситуация», комплекс «Эффективное общение»;
3) формирование адекватной самооценки - формирующее оценивание, создание ситуаций успеха, предоставление свободы выбора, коучинг в образовании;
4) познание своего «Я» - методика «Сиюминутная ситуация», коучинг в образовании;
5) повышение активности в учебной деятельности - формирующее оценивание, создание ситуаций успеха, предоставление свободы выбора, коучинг в образовании;
6) развитие рефлексивной компетенции -методика «Сиюминутная ситуация», формирующее оценивание, предоставление свободы выбора, коучинг в образовании.
Разработана авторская методика «Сиюминутная ситуация», реализуемая на учебных за-
нятиях предметной области «Филология». Ее применение помогает сформировать устойчивую систему ценностных ориентаций, развивает рефлексивную и коммуникативную компетенции обучающегося, способствует познанию его собственного «Я». Методика реализована в виде учебно-методического пособия, которое представляет собой комплект карточек с учебными заданиями или ситуациями. Методика основана на применении ситуативного подхода в обучении в концепции личностно ориентированного образования. Учебное задание или ситуация, создаваемая на уроке, содержит возможность выразить учащимся собственную позицию, ценностное суждение, аргументировать его, путем обращения к личному опыту. Пособие состоит из набора карточек, распределенных по тематическим категориям: семья, Родина, здоровье и др. В каждой карточке представлены два задания разных приемов и методов работы.
В критериально-результативном компоненте определены критерии и уровни готовности к личностному самоопределению подростков, они представлены на схеме модели. Это позволило спрогнозировать результаты реализации модели. Ожидаемые результаты:
• повышение степени сформированности системы ценностных ориентаций;
• повышение уровня активности в деятельности;
• нормализация самооценки;
• совершенствование рефлексивной компетенции;
• повышение уровня развития коммуникативных умений и, как следствие, повышение уровня готовности к личностному самоопределению.
На основе педагогической модели удалось выявить концептуальные положения формирования готовности к личностному самоопределению.
Структура готовности к личностному самоопределению представляет собой систему следующих взаимозависимых компонентов: дея-тельностного, коммуникативного, ценностно-смыслового, эмоционально-оценочного, рефлексивного.
Процесс формирования готовности к личностному самоопределению будет эффектив-
ным при соблюдении принципов системности, персонификации, вариативности и ситуатив-ности.
Структура готовности к личностному самоопределению является ключевым звеном модели и оказывает влияние на выбор технологии реализации ее формирования, определяет критерии и показатели ее сформированности.
Технология формирования готовности к личностному самоопределению строится с учетом факторов, оказывающих влияние на процесс самоопределения личности, структуры готовности к личностному самоопределению, целей, задач и принципов этой работы.
Результаты эффективности формирования готовности к личностному самоопределению зависят от всех компонентов системы его реализации: целей, задач, принципов, структуры готовности к личностному самоопределению, технологии ее сопровождения, факторов, влияющих на этот процесс. Ожидаемые результаты формируются в соответствии с критериями оценки готовности к личностному самоопределению и ее уровнями.
На основе вышеописанной модели и с целью доказательства ее эффективности осуществлялась экспериментальная работа на базе муниципального образовательного учреждения «Островецкая средняя общеобразовательная школа» с.п. Островецкое, Раменского района Московской области. В эксперименте приняли участие 210 человек: 191 ученик 12-15 лет 6-8-го классов, 4 учителя русского языка и литературы, 5 учителей иностранного языка, школьный психолог, 9 классных руководителей.
В ходе экспериментальной работы удалось добиться значительного повышения уровня готовности к личностному самоопределению подростков экспериментальной группы по сравнению с контрольной группой. Результаты представлены на рис. 2.
Удалось установить, что существует прямая зависимость между степенью эффективности работы по сопровождению личностного самоопределения, выраженной в положительной или отрицательной динамике, и уровнем готовности к личностному самоопределению. Это положение проверено при помощи критерия корреляции Пирсона, что доказывает достоверность результатов исследования.
Рис. 2. Уровень готовности к личностному самоопределению подростков до и после эксперимента
в контрольной и экспериментальной группах
Уровень готовности к личностному самоопределению
%
60,00 50,00
40,00
30,00 20,00 10,00 0,00
did
ЭГ Высокий уровень
ЭГ Средний уровень
ЭГ Низкий уровень
КГ
Высокий уровень
КГ
Средний уровень
КГ Низкий уровень
□ До эксперимента
31,78%
17,75%
50,47%
30,95%
35,71%
33,34%
I После эксперимента
55,14%
16,82%
28,04%
39,29%
29,76%
30,95%
Таким образом, формирование готовности к личностному самоопределению подростков представляет собой актуальную педагогическую проблему. Ее эффективное решение в рамках образовательного процесса является одной из задач деятельности школы и учителя. Предметная область «Филология» обладает значимым ресурсом для формирования готовности к личностному самоопределению. Разработанная и поверенная на практике модель формирования готовности к личностному самоопределению подростков на занятиях предметной области «Филология» доказывает свою эффективность. Также выявлена прямая зависимость между эффективностью работы по формированию готовности к личностному самоопределению и повышением уровня готовности к личностному самоопределению.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. - М.: Просвещение, 1989. - С. 87-90.
2. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2000. - 720 с.
3. Сафин В. Ф., Ников Г. П. Психологический аспект самоопределения // Психологический журнал. - 1984. - № 4. - С. 65.
4. Коповая О. В. Педагогическая система формирования готовности к личностному самоопределению девиантных подростков: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Саратов, 2003. - 175 с.
5. Фоминых Е. К. Формирование готовности к личностному самоопределению в процессе профессионализации: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07. - Казань, 2000. - 146 с.
6. Хуторской А. В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов // Интернет-журнал «Эйдос». - URL: www. eidos.ru/journal/2002/0423.htm (дата обращения: 17.02.2017).
REFERENCES
1. Abulkhanova-Slavskaya K. A. Deyatelnost i psikhologiya lichnosti. Moscow: Prosveshche-nie, 1989. Pp. 87-90.
2. Rubinstein S. L. Osnovy obshchey psikhologii. St. Petersburg: Piter, 2000. 720 p.
3. Safin V. F., Nikov G. P. Psikhologicheskiy aspekt samoopredeleniya. Psikhologicheskiy zhurnal. 1984, No. 4, p. 65.
4. Kopovaya O. V. Pedagogicheskaya sistema for-mirovaniya gotovnosti k lichnostnomu samoop-redeleniyu deviantnykh podrostkov. PhD dissertation (Education). Saratov, 2003. 175 p.
5. Fominykh E. K. Formirovanie gotovnosti k lichnostnomu samoopredeleniyu v protsesse professionalizatsi. PhD dissertation (Psychology). Kazan, 2000. 146 p.
6. Khutorskoy A. V. Opredelenie obshchepred-metnogo soderzhaniya i klyuchevykh kompe-
tentsiy kak kharakteristika novogo podkhoda k konstruirovaniyu obrazovatelnykh standartov. Internet-zhurnal "Eydos". Available at: www. eidos.ru/journal/2002/0423.htm (accessed: 17.02.2017).
Пронская Мария Геннадьевна, аспирант Московского государственного областного университета e-mail: [email protected]
Pronskaya Maria G., post-graduate student, Moscow Region State University e-mail: [email protected]