Научная статья на тему 'Личностно-профессиональная позиция молодого педагога высшей школы как фактор развития личности профессионала'

Личностно-профессиональная позиция молодого педагога высшей школы как фактор развития личности профессионала Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
452
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ / МОЛОДОЙ ПЕДАГОГ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / DEVELOPMENT OF PERSONALITY / PERSONAL AND PROFESSIONAL POSITION / YOUNG HIGHER SCHOOL TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Десненко Светлана Иннокентьевна

Рассматриваются две группы требований к молодому педагогу высшей школы: 1) требования к личности молодого педагога высшей школы, ориентированного на развитие личности студента как будущего специалиста; 2) требования к молодому педагогу высшей школы, ориентированному на успешное выполнение деятельности по развитию личности студента как будущего специалиста. Раскрываются условия успешного выполнения деятельности по развитию личности студента как будущего специалиста

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Десненко Светлана Иннокентьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personal and Professional Position of a Young Higher School Teacher as a Factor of Personality Development of a Professional

Personal and professional position is an integrative characteristic of a specialist, the ba-sic factor of the development of his personality as a professional. Two groups of re-quirements to a young higher school teacher are considered: 1) requirements to the per-sonality of a young higher school teacher oriented towards the development of students personality as a future teacher; 2) requirements to a young higher school teacher ori-ented towards successful performance of work directed on the development of students personality as a future specialist. The conditions of the successful work performance di-rected on the development of students personality as a future specialist are shown in the article

Текст научной работы на тему «Личностно-профессиональная позиция молодого педагога высшей школы как фактор развития личности профессионала»

УДК 378.12

Десненко Светлана Иннокентьевна Svetlana Desnenko

ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛА

PERSONAL AND PROFESSIONAL POSITION OF A YOUNG HIGHER SCHOOL TEACHER AS A FACTOR OF PERSONALITY DEVELOPMENT OF A PROFESSIONAL

Рассматриваются две группы требований к молодому педагогу высшей школы: 1) требования к личности молодого педагога высшей школы, ориентированного на развитие личности студента как будущего специалиста; 2) требования к молодому педагогу высшей школы, ориентированному на успешное выполнение деятельности по развитию личности студента как будущего специалиста. Раскрываются условия успешного выполнения деятельности по развитию личности студента как будущего специалиста

Ключевые слова: развитие личности, личностно-профессиональная позиция, молодой педагог высшей школы

Personal and professional position is an integrative characteristic of a specialist, the ba-sic factor of the development of his personality as a professional. Two groups of re-quirements to a young higher school teacher are considered: 1) requirements to the per-sonality of a young higher school teacher oriented towards the development of student’s personality as a future teacher; 2) requirements to a young higher school teacher ori-ented towards successful performance of work directed on the development of student’s personality as a future specialist. The conditions of the successful work performance di-rected on the development of student’s personality as a future specialist are shown in the article

Key words: development of personality, personal and professional position, young higher school teacher

В настоящее время в высшем профессиональном образовании ведущей тенденцией является переход к личностно ориентированной парадигме образования, характерной чертой которой выступает особое ценностное отношение к личности обучающегося и ориентация на развитие его внутреннего мира. В рамках личностно ориентированной парадигмы качественно и эффективно способен работать педагог, который стремится к личностно-творческой самореализации, у которого развито особое профессиональное качество — личностно-профессиональная позиция. Педагог с развитой личностно-профессиональ-

ной позицией отличается высоким уровнем самоактуализации, самореализации и профессионализма. Он способен создавать ситуацию развития личности обучающихся, организовывать совместную продуктивную деятельность, направленную на развитие их субъектных качеств. А. К. Маркова отмечает, что именно позиция, внутренние ценности и смыслы (а не методы и приемы) освещают труд педагога, делают его значимым и развивающим для обучающихся

[7].

Раскроем более подробно сущность понятия «личностно-профессиональная позиция педагога».

Исследователи, занимающиеся проблемой формирования позиции педагога, трактуют понятия «профессиональная позиция педагога», «педагогическая позиция», «субъектная педагогическая позиция», «личностно-профессиональная педагогическая позиция» как интегративное личностное образование, представляющее собой систему отношений, определяющих профессиональную деятельность педагога. В основании большинства работ последних лет, так или иначе связанных с понятием профессиональной педагогической позиции, лежит подход к определению данного понятия, предложенный В.А. Сластени-ным. Под позицией педагога он понимает систему интеллектуальных, волевых, эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической действительности и педагогической деятельности [8]. Ряд ученых [3; 6 и др. ] рассматривает профессиональную позицию как неотъемлемую составляющую профессиональной компетенции, другие исследователи характеризуют позицию как необходимое условие осуществления педагогической деятельности. В ряде работ [ 1; 2; 6 и др. ] подчеркивается, что педагогическая деятельность является специфически личностным образованием, выражающим профессиональную позицию каждого педагога; в литературе [1; С. 3 и др. ] профессионально-педагогическая позиция признается характеристикой, определяющей выбор субъектом своего профессионального пути, осуществления деятельности, поведения, общения.

Анализ литературы по проблеме формирования позиции педагога позволяет сделать следующие выводы:

— профессиональная позиция педагога выступает как системообразующая категория, как фактор развития личности профессионала, как воплощаемое в профессиональных отношениях и поведении единство профессионального сознания и деятельности, отражающее основную цель педагога — создавать условия для развития обучающихся в про-

цессе их образования и воспитания;

— понятия «педагогическая позиция», «личностная позиция» могут претендовать на роль эквивалента целостной личности педагога, т.к. охватывают все уровни личностной структуры;

— категория «педагогическая позиция» неразрывно связана с категорией «педагогическая деятельность». Это объясняется тем, что феномен позиции обнаруживается только через деятельность (действие, воздействие) или потенциал деятельности; позиция содержит в себе совокупность отношений, которые и опосредуются в деятельностных проявлениях;

— сущностными характеристиками по-зиции педагога являются субъект-ность, активность, сознательность, свобода выбора цели, способов и средств ее реализации, ответственность, уникальность, динамичность;

— личностно-профессиональная позиция педагога имеет собственную специфику. Она заключается в том, что отношение педагога к себе как к субъекту собственной деятельности связано с его отношением к обучающимся как субъектам их собственной деятельности; в силу гуманитарной специфики профессии педагога, где создается «образовательное пространство встречи поколений» [Л.Н. Куликова], педагогическая позиция представляет собой единство личностной и профессиональной позиций;

— личностно-профессиональную позицию педагога необходимо рассматривать как многогранное понятие, отражающее различные аспекты отношений педагога как личности с людьми (обучающимися, коллегами и др.), с профессиональной деятельностью, с самим собой.

Данные выводы могут быть применены к педагогу высшей школы, организации его профессионально-педагогической деятельности. На рис. 1 показано разнообразие характеристик понятия «личностно-профессиональная позиция молодого педагога высшей школы».

Целостная характеристика личности молодого педагога

Показатель социально активной личности молодого педагога

Целостная система жизненных V / Способ и результат

и профессиональных отношений личности \ / личностно-профессионального

молодого педагога, определяющая успешность ее самоопределения

самореализации \ / личности молодого педагога

Способ реализации базовых ценностей личности молодого педагога Личностно-профессиональная ь Составляющая профессиональной компетенции

А позиция молодого педагога

Интегративное личностное образование как система отношений, определяющих профессиональную деятельность педагога

Фактор профессиональной деятельности молодого педагога, основная детерминанта в развертывании и перестраивании деятельности

Единство профессионального сознания и деятельности

Рис. 1. Схема личностно-профессиональной позиции молодого педагога высшей школы

Вестник ЧитГУ № 7 (64) 2010

Принимая во внимание рассмотренную сущность позиции педагога, дадим следующее определение личностно-профессиональной позиции молодого педагога высшей школы.

Под личностно-профессиональной позицией молодого педагога высшей школы будем понимать целостную характеристику личности молодого педагога высшей школы, которая отражает ценностно-смысловое, инициативно-ответственное отношение к самому себе, к профессиональной деятельности, к студентам — будущим специалистам и условиям их развития, к коллегам.

Дадим пояснения, касающиеся сути данного определения.

В ценностно-смысловом, инициативно-ответственном отношении молодого педагога высшей школы к самому себе, к профессиональной деятельности, к коллегам отражается совокупность ценностного отношения к профессии, признание ценности становления и развития коллег по работе, система взглядов и установок личности специалиста, определяющая выбор поведения, деятельности, общения.

Инициатива и ответственность рассматриваются в данном случае как две диалектические формы активности [4]. Инициатива — это самовыражение субъекта в познании, деятельности и общении, в опережении личностью внешних требований. Ответственность — гарантирование личностью достижения цели при определенных самой личностью условиях (предполагаемая затрата времени, ресурсов, учет уровня сложности и предполагаемых препятствий и т.д.). При этом активность является качественной характеристикой личности преподавателя вуза как профессионала.

В системе высшего профессионального образования личностно-профессиональная позиция молодого педагога высшей школы выступает условием его деятельностной активности, фактором развития его личности как профессионала.

Анализ литературы по проблеме формирования позиции педагога, проведенный нами педагогический эксперимент позволили выявить и обосновать структуру личностно-профессиональной позиции молодого педагога высшей школы, критерии, показатели и уровни ее сформированности [5].

Сформулируем две группы требований к молодому педагогу высшей школы:

1) требования к личности молодого педагога высшей школы, ориентированного на развитие личности студента как будущего специалиста;

2) требования к молодому педагогу высшей школы, ориентированному на успешное выполнение деятельности по развитию личности студента как будущего специалиста.

1. Требования к личности молодого педагога высшей школы, ориентированного на развитие личности студента как будущего специалиста

1.1. Сформированное научное мировоззрение молодого педагога высшей школы должно стать основой формирования его личностно-профессиональной позиции.

Научное мировоззрение молодого педагога высшей школы должно включать систему обобщенных взглядов о мире, о месте человека в нем, систему взглядов, убеждений, идеалов, принципов, соответствующих диалектико-материалистическому миропониманию. Характеристиками научного мировоззрения молодого педагога высшей школы должны выступать научность и гума-нистичность.

1.2. Сформированная личностно-профессиональная позиция молодого педагога высшей школы должна стать основой его деятельности по развитию личности студента как будущего специалиста средствами конкретной учебной дисциплины.

Личностно-профессиональная позиция молодого педагога высшей школы должна выражаться в наличии ценностных ориентаций по отношению к

профессиональной деятельности, к студентам и условиям их развития и предполагать сопряженность реализации личностных ценностей и ценностей педагогической профессии.

2. Требования к педагогу высшей школы, ориентированному на успешное выполнение деятельности по развитию личности студента как будущего специалиста

2.1. Деятельность молодого педагога высшей школы по развитию личности студента должна обусловливаться наличием у молодого педагога высшей школы как преподавателя стремления к реализации основной цели — содействие развитию студента как будущего специалиста средствами конкретной учебной дисциплины.

Содействие выражается:

а) в выявлении молодым педагогом высшей школы мировоззренческих основ знания конкретной учебной дисциплины;

б) в организации мыследеятель-ности, выражающейся в совместном со студентами осмысливании выявленных мировоззренческих основ;

в) в выборе молодым педагогом высшей школы развивающих личностно ориентированных технологий, направленных на развитие студента как будущего специалиста при изучении конкретной учебной дисциплины;

г) в организации общения, ориентированного на диалог и направленного на развитие личности будущего специалиста в системах «преподаватель-студент», «студент-группа студентов», «преподаватель-группа студентов»;

д) во включении студентов в деятельность по развитию их личности.

2.2. Деятельность молодого педагога высшей школы по развитию личности студентов как будущих специалистов должна обусловливаться наличием у молодого педагога высшей школы направленности на студента, на себя, на предметную сторону профессии.

Направленность молодого педагога высшей школы при осуществлении деятельности по развитию личности студента выражается:

а) через направленность на студента как центральную фигуру педагоги -ческого процесса, направленность на содействие развитию его личности как будущего профессионала средствами конкретной учебной дисциплины и максимальной самоактуализации его индивидуальности;

б) через направленность на себя, что выражается в потребности молодого педагога высшей школы самосовершенствоваться и самореализовываться в сфере педагогического труда;

в) через направленность на предметную сторону профессии педагога, заключающуюся в определении наиболее эффективных средств конкретной учебной дисциплины, способствующих развитию личности студентов как будущих специалистов.

Основой содействия развитию личности студентов — будущих специалистов средствами конкретной учебной дисциплины должна стать ориентация молодого педагога высшей школы на целостную личность студента как самоценность, которая проявляется в установке на его принятие, эмпатическое понимание, диалог.

2.3. Деятельность молодого педагога высшей школы по развитию личности студентов должна обусловливаться наличием у молодого педагога высшей школы стремления к осуществлению основных условий успешного выполнения деятельности, направленной на развитие личности студентов как будущих профессионалов средствами конкретной учебной дисциплины.

На рис. 2 в графической форме представлены требования к молодому педагогу высшей школы, ориентированному на развитие личности студентов как будущих специалистов.

Сформированное научное мировоззрение педагога высшей школы 1. Требования к личности молодого педагога высшей школы, ориентированной на развитие личности студентов - Сформированная личностно-профессиональная позиция педагога высшей школы

Требования к молодому педагогу высшей школы, ориентированному на развитие студентов — будущих специалистов при изучении конкретной учебной дисциплины

о

Сп

Стремление педагога высшей школы к реализации основной цели — содействие развитию личности студентов

2. Требования к молодому педагогу высшей школы, ориентированному на успешное выполнение деятельности по развитию личности студентов — будущих специалистов

т

Наличие направленности педагога высшей школы: на студента, на себя, на предметную сторону профессии

Стремление педагога высшей школы к осуществлению основных условий успешного выполнения деятельности по развитию личности у студентов — будущих специалистов

Овладение педагогом высшей школы основами знания и содержанием конкретной учебной дисциплины на личностном уровне

Самообразование педагога высшей школы по проблеме развития личности студентов при изучении конкретной учебной дисциплины

Реализация индивидуально-творческой модели развития личности студентов как результата творческого саморазвития и самосовершенствования педагога высшей школы

Педагогическая рефлексия деятельности по развитию личности студентов, личностного и профессионального поведения педагога высшей школы

Рис. 2. Схема требований к молодому педагогу высшей школы, ориентированному на развитие личности студентов как будущих специалистов

Педагогические науки

В ходе проведенного педагогического эксперимента были выявлены условия успешного выполнения молодым педагогом высшей школы деятельности по развитию личности студентов.

Условия успешного выполнения деятельности по развитию личности студентов будущих специалистов должны заключаться:

1) в овладении молодым педагогом высшей школы основами знания и содержанием конкретной учебной дисциплины на личностном уровне;

2) в реализации индивидуально-творческой модели развития личности студентов — будущих специалистов при изучении конкретной учебной дисциплины как результата творческого саморазвития, самосовершенствования и самореализации молодого педагога высшей школы;

3) в педагогической рефлексии деятельности, направленной на развитие личности студентов при изучении конкретной учебной дисциплины, ее результатов, своего личностного и профессионального поведения;

4) в самообразовании молодого педагога высшей школы по проблеме развития личности студента.

Раскроем перечисленные условия более подробно.

Овладение молодым педагогом высшей школы основами знания и содержанием конкретной учебной дисциплины на личностном уровне проявляется:

а) в свободном владении научной информацией в рамках учебной дисциплины;

б) в осмыслении мировоззренческих основ знания и ценностных аспектов содержания конкретной учебной дисциплины, способствующих развитию личности студентов как будущих профессионалов;

в) в способности молодого педагога высшей школы выстраивать мотивационнопсихологическое и процессуально-методическое обеспечение занятий по конкретной учебной дисциплине на основе сопряженности личностных возможностей, потребностей и способностей студентов — будущих специалистов и личностно-профессиональных возможностей, потребностей и способ-

ностей самого молодого педагога высшей школы;

г) в способности педагога высшей школы к реализации деятельности по развитию личности студентов — будущих специалистов в условиях свободы выбора студентами целей, содержания образования, способов работы на занятиях, предоставления им возможности осуществления саморефлексии.

Реализация индивидуально-творческой модели развития личности студентов — будущих специалистов при изучении конкретного учебного предмета как результата творческого саморазвития, самосовершенствования и самореализации молодого педагога высшей школы предусматривает:

а) внесение авторского начала в целе-полагание, отбор и конструирование содержания конкретной учебной дисциплины;

б) внесение авторского начала в построение методической системы, направленной на развитие личности студентов как будущих специалистов средствами конкретной учебной дисциплины, реализующей индивидуальный стиль деятельности молодого педагога высшей школы.

Педагогическая рефлексия деятельности, направленной на развитие личности студентов средствами конкретной учебной дисциплины, заключается:

а) в осуществлении молодым педагогом высшей школы анализа цели, содержания, структуры деятельности, направленной на развитие личности студентов как будущих специалистов при изучении конкретной учебной дисциплины, средств и способов ее осуществления с целью дальнейшего осознанного ее регулирования, корректировки и контроля;

б) в способности молодого педагога высшей школы встать на позицию студента, понять его и вести рассуждение с точки зрения студента с целью выявления возможных затруднений обучающегося и оказания ему дальнейшего содействия при развитии его личности средствами конкретной учебной дисциплины;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в) в способности молодого педагога высшей школы проводить оценку своего поведения при осуществлении деятельнос-

ти по развитию личности студентов — будущих специалистов с точки зрения студента с целью определения, понимает ли и каким образом обучающийся, т.е. студент, преподавателя, его действия, направленные на оказание помощи студенту как будущему специалисту в деятельности по развитию его личности, и последующей корректировки молодым педагогом высшей школы своего дальнейшего поведения.

Самообразование молодого педагога высшей школы по проблеме развития личности студентов как будущих специалистов при изучении конкретной учебной дисциплины заключается в индивидуально организуемом самим преподавателем учении, которое осуществляется в контексте профессиональной деятельности в течение всей его профессиональной жизни.

Литература

1. Аксенова Г.И. Формирование субъектной позиции учителя в процессе профессиональной подготовки: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. — М., 1998. — 43 с.

2. Бедерханова В.П. Становление личностно ориентированной позиции педагога: монография. — Краснодар, 2001. — 220 с.

3. Гогоберидзе А.Г. Теоретические основы развития субъективной позиции студента в условиях высшего профессионально-педагогического образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - СПб., 2002. - 46 с.

4. Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала. — М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. — 752 с.

5. Десненко С.И. Подготовка молодого педагога высшей школы к развитию личности студентов вузов: научно-метод. пособие. — Чита: ЗабГГПУ, 2008. — 185 с.

6. Ковалева А.М. Становление субъектной позиции студентов педагогического вуза в учебновоспитательном процессе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. — Красноярск, 2005. — 21 с.

7. Маркова А.К. Психология труда учителя: кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1993. — 192 с.

8. Сластенин В.А. — М.: Издательский Дом МАГИСТР-ПРЕСС, 2000. — 488 с.

Коротко об авторе ________________________________________________Briefly about the author

Десненко С.И., д-р пед. наук, профессор, Читинс- S. Desnenko, Doctor of Pedagogical Sciences, Associ-

кий государственный университет (ЧитГУ) ate Professor, Chita State Univer-sity

[email protected]

Научные интересы: подготовка студентов, готов- Areas of expertise: training of students, readiness of

ность молодого педагога высшей школы к развитию a young higher school teacher for personality develop-

личности студентов ment of students

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.