педагогические науки
Данилов Дмитрий Алексеевич, Корнилова Алла Георгиевна, Корнилов Юрий Вячеславович ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТА ...
УДК 371.134
ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТА К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
© 2018
Данилов Дмитрий Алексеевич, доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО, профессор кафедры «Социальная педагогика» Педагогического института Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова (677000, Россия, Якутск, проспект Ленина, 2, e-mail: [email protected]) Корнилова Алла Георгиевна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой «Социальная педагогика» Педагогического института Корнилов Юрий Вячеславович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Информатика и вычислительная техника» Педагогического института
Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова (677000, Россия, Якутск, проспект Ленина, 2, e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье на основе обобщения опытно-экспериментальной работы в Пединституте СВФУ определены оптимальные условия реализации индивидуальных возможностей и способностей студентов в процессе профессиональной подготовки. Профессиональная подготовка учителя рассмотрена в статье как непрерывный процесс, осуществляемый в учебном заведении, а также как определенный результат личностного развития на ценностно-смысловое освоение выпускником своего внутреннего мира. Определен акцент на адекватной подготовке кадров с учетом их индивидуальных личностно-педагогических способностей и возможностей. Так индивидуальный потенциал человека заключается в его личностных возможностях и способностях, которые меняются в зависимости от жизненных ситуаций и совершенствуются им самим в процессе выполнения осуществляемой им деятельности. Опираясь на идеи известных педагогов, была разработана программа подготовки студентов к педагогической деятельности, где предусмотрены три этапа последовательной подготовки личностно-профессионального педагога с учетом его индивидуальных способностей и возможностей. Первый этап - этап вхождения студентов в сферу профессиональной деятельности. Второй этап - психолого-педагогический тренинг, связанный с усилением внимания к специальным предметам, укреплением профессиональных мотивов и интересов к профессии, профессиональным самоопределением, приобретением уверенности, самостоятельности. Третий этап ориентирован на целенаправленное «погружение» студентов в профессиональную деятельность.
Ключевые слова: неповторимая индивидуальность, личностный потенциал, личностные качества, личностно-профессиональная готовность, «погружение в профессию», студент, профессиональная деятельность, культурный уровень, ценностные ориентации, психолого-педагогический тренинг.
PERSONAL AND PROFESSIONAL TRAINING OF A STUDENT TO PEDAGOGICAL ACTIVITY
© 2018
Danilov Dmitry Alekseevich, doctor of pedagogical Sciences, corresponding member of RAO, Professor of the Department "Social pedagogy" of Pedagogical Institute
Kornilova Alla Georgievna, doctor of pedagogical Sciences, Professor, head of the Department "Social pedagogy" of Pedagogical Institute Kornilov Yuriy Vyacheslavovich, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of "Informatics and computer engineering" Department of Pedagogical Institute North-Eastern Federal University named after M. K. Ammosov (677000, Russia, Yakutsk, Lenin Avenue, 2, e-mail: [email protected])
Abstract. In the article, on the basis of generalization of experimental work at the NEFU Pedagogical Institute, the optimal conditions for the realization of individual abilities and abilities of students in the process of professional training are determined. The teacher's professional training is considered in the article as a continuous process carried out in an educational institution, and also as a certain result of personal development for the value-sense development by a graduate of his inner world. The emphasis is on adequate training, taking into account their individual personality-pedagogical abilities and capabilities. So, the individual potential of a person lies in his personal capabilities and abilities, which change depending on life situations and are improved by him in the process of carrying out the activities carried out by him. Based on the ideas of well-known teachers, a program was developed to prepare students for pedagogical activity, which provides for three stages of the consistent preparation of a personal and professional teacher, taking into account his individual abilities and capabilities. The first stage is the stage of students entering the sphere of professional activity. The second stage is psychological and pedagogical training associated with increased attention to special subjects, the strengthening of professional motives and interests in the profession, professional self-determination, the acquisition of confidence and independence. The third stage is focused on purposeful "immersion" of students in professional activities.
Keywords: unique individuality, personal potential, personal qualities, personal and professional readiness, "immersion in the profession", student, professional activity, cultural level, value orientations, psychological and pedagogical training.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Современная эпоха с ее сложным, противоречивым общественно-экономическим развитием - это время значимых преобразований, когда требуется активный, деятельный человек. Для этого как одна из существенных задач выдвигается развитие и совершенствование способностей, потенциальных возможностей каждого человека как неповторимой индивидуальности, актуализация которой подчеркивается в парадигмальной основе современного образования. И сегодня в системе образования образовалась проблема подготовки человека нового поколения, который активен и деятелен, ему свойственно свободное
творчество, регулируемое его собственной общественно ценной мотивацией, личностным потенциалом и человеческими качествами.
Решение этой сложной проблемы возлагается, прежде всего, на учебное заведение, где этим занимается педагог (учитель-предметник, воспитатель, социальный педагог, педагог-психолог, преподаватель в школе и профессиональном учебном заведении) в процессе образовательной деятельности. Только специалист, обладающий развитым личностно-профессиональным потенциалом, богатым педагогическим чутьем, находящийся в постоянном поиске нового может увидеть уникальность личности каждого обучающегося.
Danilov Dmitry Alekseevich, Kornilova Alla Georgievna, Kornilov Yuriy Vyacheslavovich PERSONAL AND PROFESSIONAL TRAINING OF A STUDENT ...
pedagogical sciences
Профессиональное мастерство педагога объединяет его знания, умения и личностные свойства, обеспечивающие успех в многогранной социально-педагогической деятельности. В профессиональном мастерстве особое место занимает способность учителя конструировать воздействие на учеников из арсенала своих приемов и способов на основе владения им своим психофизическим аппаратом как инструментом воздействия. Его компетентность проявляется в личностно-профессио-нальной деятельности, осуществляемой на основе своей духовно-нравственной культуры, добросовестности и ответственности, устойчивости и энергичности индивидуального характера, в признании неповторимой индивидуальности ученика, в осознании личной ответственности за судьбу каждого конкретного ученика, вверенного ему.
Растущие требования к обучению и воспитанию, а также сам характер педагогического процесса, его динамизм, изменчивость условий обусловливают творческое отношение специалиста к профессионально-педагогической деятельности, обусловленное его личностным индивидуальным потенциалом. Для обеспечения такого феноменального подхода к педагогической деятельности необходима адекватная подготовка кадров с учетом их индивидуальных личностно-педагогических способностей и возможностей.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Взгляды на эту проблему отечественных педагогов были обращены достаточно давно. С.Т. Шацкий [1] считал целесообразным сочетание теоретической подготовки будущих педагогов с накоплением их личного профессионального опыта: научиться создать условия для раскрытия духовных сил и возможностей ребенка, умело руководить его развитием с учетом индивидуальных черт личности. По А.С. Макаренко [2], подготовка учителя должна быть направлена на то, чтобы они были подтянуты и сдержанны, культурны во всех отношениях, вежливы, знакомы с литературой, искусством, музыкой.
Данный феномен обеспечивается современным направлением профессиональной подготовки педагогов на основе и с учетом их личностно-индивидуального развития. Среди современных исследований следует отметить изучение данного феномена через призму духовно-нравственного воспитания [3], путем социально-педагогической интеграции [4, 5]. Другими авторами изучены такие вопросы и представлены результаты динамики личностно-профессионального развития будущих педагогов в процессе формирования педагогического компонента психолого-педагогической деятельности [6-11], раскрыт механизм формирования личностных и профессиональных качеств студентов педагогического вуза посредством внедрения модели личностно профессионального роста будущих учителей в процессе подготовки к инновационной педагогической деятельности [7-15].
Формирование целей статьи (постановка задания). Исходя из постановки проблемы целью данного исследования определен поиск оптимальных условий реализации индивидуальных возможностей и способностей студентов в процессе личностно-профессиональной подготовки студента к педагогической деятельности. Профессиональная подготовка учителя представляет собой, с одной стороны, непрерывный процесс, осуществляемый в учебном заведении, с другой стороны, определенный результат личностного развития на ценностно-смысловое освоение выпускником своего внутреннего мира.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Опираясь на идеи известных педагогов, мы разработали программу подготовки студентов для педагогической деятельности. Известно, что традиционно обра-
зовательный процесс в педагогическом вузе нацелен на подготовку, прежде всего, специалистов-предметников. А в современных условиях, когда в системе образования приоритетным становится воспитание и развитие личности, педагог-воспитатель является ключевой фигурой. В соответствии с этим в разработанной программе предусмотрены три этапа последовательной подготовки лич-ностно-профессионального педагога с учетом его индивидуальных способностей и возможностей.
Первый этап (1 курс) рассматривается как этап вхождения студентов в сферу профессиональной деятельности. В практике наблюдается нужный уровень готовности первокурсников к получению знаний по специальности, но недостаточный опыт в профессиональной деятельности. Отсюда ставится задача повышения интереса первокурсников к специальности и профессии педагога. И только на основе осознания интересов к выбранной специальности и профессии у студента возникают идеальные побуждения к профессиональной деятельности.
Для этого в процессе подготовки студентов к профессионально-педагогической деятельности как одно из средств использовали «погружение в профессию». Оно осуществлялось медитацией (приведением психики каждого с учетом его личностной индивидуальности в состояние углубленной сосредоточенности), обеспечивающей взаимодействие мышления, чувства, воли. Это, как подчеркивается специалистами [16], особенно мощный способ восприятия, который можно использовать для достижения поставленных целей и задач.
«Погружение в профессию» осуществлялось разными способами. На лекционных занятиях подчеркивалось значение изучаемого материала в профессиональной деятельности для развития интеллектуальных, личностных, гражданских качеств учеников. На семинарских занятиях студенты раскрывали реальную ценность рассматриваемых вопросов для использования в многогранной деятельности учителя. Также в процессе «погружения в профессию» организовывались встречи с учителями, с известными педагогами и специалистами в сфере обучения, воспитания и развития личности школьников.
Второй этап (2-3 курсы) - психолого-педагогический тренинг, связанный с усилением внимания к специальным предметам, укреплением профессиональных мотивов и интересов к профессии, профессиональным самоопределением, приобретением уверенности, самостоятельности. В данном контексте большую роль играет студенческое самоуправление, в котором функционируют многообразные виды деятельности, через которые студенты включаются во все формы социально-педагогической, учебно-воспитательной работы вуза. В результате перед студентом раскрывается широкое поле выборов педагогической деятельности, соответствующее его неповторимой индивидуальности, которое часто не открывается им самим из-за ограниченного жизненного опыта, недостатка знаний и неполной освоенности всего богатства жизненной социальной культуры.
На третьем этапе (4 курс) осуществляется целенаправленное «погружение» студентов в соответствующую их индивидуальным возможностям, способностям профессиональную деятельность, что осуществляется широким кругом проводимых преподавателями и самими студентами действий. В этом процессе студенты активно осваивают наиболее рациональные пути и способы организации профессиональной деятельности, приобретают и оттачивают необходимые для этого знания, навыки и умения.
Разработанная программа опытной работы содержит модель выпускника педагогического университета. В ней подчеркиваются такие показатели его становления как педагога:
- ценностные ориентации (отношение к человеку как к ценности; патриотизм; направленность на созидательный труд; стремление к истине как к идеалу; сохранение и приумножение социокультурных традиций и др.);
педагогические науки
Данилов Дмитрий Алексеевич, Корнилова Алла Георгиевна, Корнилов Юрий Вячеславович ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТА ...
- культурный уровень (приобщенность к достижениям мировой и национальной культуры; уважительное, деликатное, тактичное отношение к детям; внутренняя высоконравственная позиция; любовь к прекрасному и др.);
- личностные качества (милосердие, умение прощать; толерантность, гуманизм; готовность к постоянному личностному и профессиональному росту и др.).
Реализация положений модели проводилась в процессе опытной работы в Педагогическом институте Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова. Чтобы повысить уровень самостановления студента с развитым личностно-профессиональным потенциалом как педагога, исходя из того, что студент должен являться активным участником педагогического процесса в вузе, особое место в опытной работе занимает включение студентов в социально значимую, профессионально-ориентированную деятельность студенческого самоуправления.
Самоуправлением студент наделяется полномочиями как совокупностью взаимозависимых прав и обязанностей. Он выступает субъектом собственной деятельности в учебном заведении, становится активным лицом всей проводимой в вузе жизни. Он обладает правом голоса в решении коллективных проблем. В итоге студент обретает способность нести ответственность за жизнедеятельность института и события ее реальности.
Чтобы будущий учитель был активным участником в собственной образовательной и последующей профессионально-педагогической работе, рекомендовано самоуправлению студентов свою работу строить на субъектно-деятельностном подходе. При его реализации студент становится в позицию субъекта познания, педагогического труда, способного выбирать, программировать, выполнять те виды деятельности, которые адекватны его природной индивидуальности, удовлетворяют его потребности в саморазвитии и самореализации.
В студенческом самоуправлении одним из направлений работы является гражданское воспитание будущих учителей. Для этого особую роль играет окружающая социальная среда, которая имеет много возможностей для формирования и развития личности студентов-педагогов. Самоуправлением предусматривается активное участие студентов в культурно-просветительной жизни социума. Они работают с родителями по вопросам личностного развития их детей, взаимодействуют с организациями и учреждениями, принимают участие в их повседневной жизнедеятельности социально-производственного, культурно-просветительного характера. Так создается образовательная среда как место саморазвития, самореализации, профессионального и личностного становления будущего учителя. У него формируются такие профессиональные качества, как гражданская ответственность, толерантность, самоконтроль и др.
Другое направление работы самоуправления студентов - воспитание нравственно развитой и духовно богатой личности. Данное направление предполагает, согласно программе, решение таких задач, как развитие нравственно-эстетических качеств личности, воспитание культуры общения и т.д. Для этого организовывались культурный досуг, выставки творчества студентов, встречи с интересными людьми, творческие конкурсы, фестивали. Так, студенты получают возможность не только приобщаться к искусству, но и творить его самим.
Студенческим самоуправлением, по программе опытной работы, также организуется педотряд «Школа вожатых» для подготовки вожатых и воспитателей. Они летом работают в лагерях отдыха детей, зимой - помощниками социальных педагогов, классных руководителей. Работа с детьми требует от них самых разнообразных знаний и умений. Подготовка их в педотряде осуществляется в организуемых встречах, специальных занятиях (тренингах, деловых играх, круглых столах),
где студенты обмениваются знаниями психологии, управления процессом развития личности ребенка и детского коллектива, а также в области применения современных воспитательных технологий. После занятий и успешной аттестации студенту выдается удостоверение «Социального технолога».
Как видно, студенческое самоуправление представляет собой процесс упорядочения социальных связей и отношений студентов. В результате обеспечивается уточнение студентами представлений о себе как субъекте социальной деятельности, социальных отношений, а также сотрудничество, творчество, реализация собственного потенциала. Знания и опыт, полученные в студенческом самоуправлении, как видно из опытной работы, делают выпускников мобильными, востребованными в воспитательной работе, в области управления и других областях социально-педагогической деятельности.
Особое внимание студентов в опытной работе уделялось проблеме взаимоотношения учителя с учениками. На тренингах, круглых столах разбирали психологические и педагогические факторы, определяющие взаимоотношения субъектов педагогического процесса. На них студенты осваивали, что психологическая позиция порождает смещение акцента с поведенческих правил на ценностные отношения, устраняя внешнее давление на ученика, суждения о нем по отдельным актам его поведения. С позиции педагогических факторов вырабатывается методика регулирования благоприятного состояния учащегося для успешного осуществления им деятельности. И педагог берет на себя миссию заботы и помощи, поддержки и вдохновления во имя максимально возможного эмоционального развития ученика.
Руководствуясь взаимодействием этих факторов, студенты, занимаясь с учениками, учились предоставлять ученикам свободу выбора мнений, форм и вариантов решения проблемы, создавать ситуацию успеха ученика, либо триумфа его личности в деятельности. Речь в данном случае идет о тонком влиянии педагога на становление и развитие у ученика его внутренних отношений к миру, об инициировании внутренней активности ученика, которая проявляется как его собственное усилие, им самим созданное. Как видно, мастерство педагога основано на его профессиональных и личностных качествах (профессиональный долг, социальная активность, любовь к учащимся, педагогическая справедливость, интеллигентность, эрудиция, духовность и нравственная зрелость, коммуникативность).
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, в целостной системе педагогического образования особую значимость приобретают гуманистические ценности, которые определяют цели, содержание, технологии формирования и развития уникальной личности будущего педагога, стремящегося к самоактуализации, готового решать задачи по формированию у учащихся духовных, нравственных ценностей и гражданских, личностных качеств.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Шацкий С.Т. Школа для детей или дети для школы //Избранные педагогические сочинения. Т. 2. — М., 1980. — 414 с.
2. Макаренко А.С. О воспитании. — М.: Политиздат, 1988. — 256 с.
3. Данилов ДА., Корнилова А.Г., Корнилов Ю.В. Духовно-нравственное воспитание в сфере образования: монография. — М., 2017. — 94 с.
4. Данилов ДА., Корнилова А.Г., Корнилов Ю.В. Социально-педагогическая интеграция в системе воспитания // Современные наукоемкие технологии. 2017. № 3. С. 88-91.
5. Данилов Д.А., Корнилова А.Г., Корнилов Ю.В. Социально-педагогический феномен в системе образования. — Якутск, 2018. — 91 с.
6. Хлоповских Ю.Г. Личностно-профессиональное развитие студентов в процессе профессиональной подготовки к психолого-педагогической деятельности // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2011. № 1. С. 43-46.
7. Горбунова О.В. Социальная зрелость личности будущих педагогов-психологов: подходы к определению // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 1 (6). С. 45-47.
8. Беляева Е.Н. Современные тенденции профессиональной под-
Danilov Dmitry Alekseevich, Kornilova Alla Georgievna, Kornilov Yuriy Vyacheslavovich PERSONAL AND PROFESSIONAL TRAINING OF A STUDENT ...
pedagogical sciences
готовки педагога //Карельский научный журнал. 2014. № 1 (6). С. 4648.
9. Течиева В.З. Формирование функциональных умений у будущих педагогов в процессе профессиональной подготовки //Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 189-191.
10. Кондаурова И.К. Перспективы организации профессиональной подготовки будущих учителей // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 3 (12). С. 25-27.
11. Гирка И.В. Формирования профессиональной компетентности у будущих учителей информатики в процессе профессиональной подготовки //Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 2 (11). С. 42-45.
12. Мулеван Е.Г. Критерии личностно-профессионального роста студентов педагогического вуза в процессе подготовки к инновационной педагогической деятельности //Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2008. № 8. С. 79-85.
13. Аксарина Я.С. Педагогические условия формирования профессиональной готовности педагогов к применению инноваций в учреждениях профессионального образования // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 42-46.
14. Корчагина М.В. Формирование готовности к научно-исследовательской деятельности как фактора повышения качества подготовки будущих педагогов профессионального обучения //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 8 (12). С. 93-98.
15. Морквян И.В. Определение перечня интеллектуальных умений будущих учителей информатики для их формирования на занятиях дисциплин естественно-математического цикла // Карельский научный журнал. 2015. № 2 (11). С. 35-39.
16. Основы психологии: практикум /ред.-сост. Л.Д. Столяренко. — Ростов н/Д.: Феникс, 2001. - 704 с.
Статья поступила в редакцию 26.10.2018 Статья принята к публикации 27.12.2018