Научная статья на тему 'Имиджетворчество будущего педагога как основа педагогического профессионализма'

Имиджетворчество будущего педагога как основа педагогического профессионализма Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
456
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / PEDAGOGICAL PROFESSIONALISM / ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИМИДЖ / PERSONAL-PROFESSIONAL IMAGE / ИМИДЖЕТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВИЗУАЛЬНАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / VISUAL APPEAL / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АРТИСТИЗМ / PEDAGOGICAL ARTISTRY / БУДУЩИЙ ПЕДАГОГ / FUTURE TEACHER / IMAGEСREATIVITY ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Серёжникова Раиса Кузьминична, Васильев Лев Геннадиевич, Макарова Валентина Александровна, Хачикян Елена Ивановна

Актуальность статьи обусловлена тем, что смена образовательной парадигмы, модернизация педагогического образования предъявляют особые требования к личности будущего педагога (учителя, педагога дошкольного образования) и уровню проявления его педагогического профессионализма. На основе сущностных характеристик продуктивной педагогической деятельности в аспекте мастерства, выделяется определение понятия педагогического профессионализма как культуры педагогической деятельности процесса и результата реализации продуктивной практической и психологической (внешней и внутренней) активности педагога, проявляющейся в его имиджетворческой деятельности. Это вносит существенные изменения в содержание подготовки будущего педагога, что предполагает обогащение содержания педагогического образования. Теоретический анализ позволил выявить, что множество имиджевых характеристик структурируются, с одной стороны, по индивидуально-личностным критериям и профессиональным с другой: составляющие имиджа педагога подвергаются динамике в воображении студентов на разных этапах обучения: оценка преподавателем и оценка обучающимися имиджевых характеристик педагога значительно дифференцируются. Поэтому особое значение уделяется специфике имиджетворческой деятельности будущего педагога в процессе профессиональной подготовки в университете. В статье обоснована необходимость применения элементов имиджетвор-чества с целью совершенствования учебно-профессиональной деятельности будущего педагога. Представлена имиджетворческая деятельность студента-бакалавра направления подготовки педагогическое образование в процессе совершенствования визуальной привлекательности, педагогического артистизма, включающих ситуационные задачи (кейсы), содержание которых способствовало расширению педагогической эрудиции, развитию творческого мышления и педагогических способностей будущего педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Серёжникова Раиса Кузьминична, Васильев Лев Геннадиевич, Макарова Валентина Александровна, Хачикян Елена Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Imagecreativity of the Future Teacher as the Basis of Pedagogical Professionalism

The relevance of the article is due to the fact that the change of the educational paradigm, the modernization of the pedagogical education make special demands on the personality of the future teacher (teacher, teacher of pre-school education) and the level of manifestation of his pedagogical professionalism. On the basis of the essential characteristics of productive pedagogical activity in the aspect of mastery, the definition of the concept of pedagogical professionalism as a culture of pedagogical activity the process and result of the realization of the productive practical and psychological (external and internal) activity of the teacher manifested in his activity as an entertainer is singled out. This introduces significant changes in the content of the preparation of the future teacher, which involves enriching the content of teacher education. Theoretical analysis made it possible to reveal that many image characteristics are structured, on the one hand, according to individual and personal criteria and professional ones, on the other: the components of the teacher’s image are subject to dynamics in the students’ imagination at different stages of training: the teacher’s assessment and evaluation of the teacher’s image characteristics significantly differentiate. Therefore, special importance is given to the specificity of the future teacher’s imageсreativity activity in the process of professional training at the university. The article substantiates the necessity of applying elements of creative work with the aim of improving the educational and professional activity of the future teacher. The imageсreativity of the studentbachelor of the direction of preparation is presented in the process of improving the visual appeal, pedagogical artistry, including situational tasks (cases), the content of which contributed to the expansion of pedagogical erudition, the development of creative thinking and the pedagogical abilities of the future teacher.

Текст научной работы на тему «Имиджетворчество будущего педагога как основа педагогического профессионализма»

http://www.uchzap.com ISSN 2542-0089ISSN 2542-0070 (Online)

УДК 378.0

DOI: 10.21209/2542-0089-2018-13-2-85-92

Раиса Кузьминична Серёжникова1,

доктор педагогических наук, профессор, Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского (248023, Россия, г. Калуга, ул. Степана Разина, 26), e-mail: seryozhnikova@mail.ru

Лев Геннадиевич Васильев2,

доктор филологических наук, профессор, Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского (248023, Россия, г. Калуга, ул. Степана Разина, 26), e-mail: argumentation@mail.ru

Валентина Александровна Макарова3,

доктор педагогических наук, профессор, Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского (248023, Россия, г. Калуга, ул. Степана Разина, 26),

e-mail: kaf34@tksu.ru

Елена Ивановна Хачикян4,

доктор педагогических наук, профессор, Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского (248023, Россия, г. Калуга, ул. Степана Разина, 26),

e-mail: helena64@bk.ru

Имиджетворчество будущего педагога как основа педагогического профессионализма

Актуальность статьи обусловлена тем, что смена образовательной парадигмы, модернизация педагогического образования предъявляют особые требования к личности будущего педагога (учителя, педагога дошкольного образования) и уровню проявления его педагогического профессионализма. На основе сущностных характеристик продуктивной педагогической деятельности в аспекте мастерства, выделяется определение понятия педагогического профессионализма как культуры педагогической деятельности - процесса и результата реализации продуктивной практической и психологической (внешней и внутренней) активности педагога, проявляющейся в его имиджетворческой деятельности. Это вносит существенные изменения в содержание подготовки будущего педагога, что предполагает обогащение содержания педагогического образования. Теоретический анализ позволил выявить, что множество имиджевых характеристик структурируются, с одной стороны, по индивидуально-личностным критериям и профессиональным - с другой: составляющие имиджа педагога подвергаются динамике в воображении студентов на разных этапах обучения: оценка преподавателем и оценка обучающимися имиджевых характеристик педагога значительно дифференцируются. Поэтому особое значение уделяется специфике имиджетворческой деятельности будущего педагога в процессе профессиональной подготовки в университете. В статье обоснована необходимость применения элементов имиджетвор-чества с целью совершенствования учебно-профессиональной деятельности будущего педагога. Представлена имиджетворческая деятельность студента-бакалавра направления подготовки - педагогическое образование в процессе совершенствования визуальной привлекательности, педагогического артистизма, включающих ситуационные задачи (кейсы), содержание которых способствовало расширению педагогической эрудиции, развитию творческого мышления и педагогических способностей будущего педагога.

Ключевые слова: педагогический профессионализм, личностно-профессиональный имидж, имиджетворческая деятельность, визуальная привлекательность, педагогический артистизм, будущий педагог

1 Р К. Серёжникова - организатор исследования.

2 Л. Г Васильев - подготовка и апробация методико-практического обеспечения исследования.

3 В. А. Макарова формулирует выводы и обобщает итоги реализации коллективного исследования.

4 Е. И. Хачикян формулирует выводы и обобщает итоги реализации коллективного исследования.

© Серёжникова Р. К., Васильев Л. Г., Макарова В. А, Хачикян Е. И., 2018

85

Введение. Традиционно значимым в педагогической деятельности является процесс передачи и приёма информации. Возможность устранения причин, из-за которых снижается эффективность данного процесса, нередко заключается в области имиджелогии. Непонимание информации часто возникает в случае, если источник информации неоднозначно воспринимается как «чужой», «абстрагированный», неавторитетный, причина которых часто заключается в негативном имидже педагога. Положительный индивидуальный имидж педагога способствует взаимопониманию на основе активизации симпатии и доверия. С помощью имиджетворческой деятельности возможна координация действий и психических состояний всех участников образовательного процесса, объединение их в общность.

Эффективность учебного процесса во многом зависит от того, насколько адекватен ситуации педагог и насколько точно воспринимают его учащиеся. Связь между имиджем и профессионализмом становится очевидной исследователям, изучающим эффективность профессиональной деятельности и педагогического профессионализма педагога. В исследованиях, раскрывающих аспекты личности педагога, отмечается, что творческому учителю присущи: осознание и убеждённость в значимости творчества для профессиональной деятельности; интеллектуальная активность, обеспечивающая взаимосвязь научно-педагогического стиля с творчеством и отражающаяся в индивидуальном стиле творческой профессиональной деятельности. Вне поля зрения остаётся индивидуальный стиль творческой профессиональной деятельности будущего педагога, его индивидуальный «почерк» как основа его личностно-профессионального имиджа.

Методология и методы исследования. Личность педагога, учителя в современной научной литературе рассматривается как центральный, стержневой фактор педагогического взаимодействия. Однако под влиянием активного развития отечественных и зарубежных теорий личности, практического воплощения методологии личностно-ориентированной педагогики существенно эволюционирует и система взглядов на проблему личности педагога -от её значения как персонифицирован-

ной основы педагогической деятельности к пониманию его собственной ценности, уникальности, субъектности [4; 8; 13]. Профессиональные и общечеловеческие характеристики личности педагога, составляющие основу содержательной сущности профессионализма личности будущего педагога, представляют собой сложную целостную систему, которая рассматривается с позиций основных подходов и уровней анализа феномена имиджетворчества: нормативно-ролевой, личностно-дифферен-цированный, классифицируемых на дифференциально-типологический и диффе-ренциально-уровневый, субъектный. Кроме этого, считаем необходимым учитывать современные тенденции изучения личности через отдельные интегративные явления, отражающиеся рядом терминов и понятий, хотя чёткой и логически стройной их классификации ещё не предложено, однако все эти явления взаимосвязаны между собой и относятся к единому феномену личности, являясь одновременно и предпосылками, и результатами её формирования [10; 14; 15].

Учитывая социально-обусловленные подходы, основанные на функционально-ролевой методологии, подсистема профессионализма личности будущего педагога в широком контексте содержит нормативные требования к чертам и свойствам субъекта педагогической деятельности, рассматривается через соответствие (несоответствие) человека, его профессиональных и личностных качеств существующим требованиям при выполнении социально-профессиональной роли педагога, учителя. По мнению А. В. Петровского, «личность учителя, как и всякая личность, - социальное качество индивида и она проявляется через свойства и характеристики, составляющие основу общечеловеческого развития» [9, с. 13]. По утверждению И. Д. Лушникова, личность учителя - это профессиональное качество индивида, а профессионализм -характеристика его личности, проявляющаяся через профессионально значимые характеристики [7, с. 71].

Процесс модернизации педагогического образования ориентирует будущего педагога на овладение инновационными педагогическими средствами, обеспечивающими не только совершенство педагогической деятельности учителя, но и выводящими её на уровень искусства. По мнению амери-

канского педагога-исследователя Дуга Ле-мова, «Эффективное преподавание - это искусство. В любом виде искусства - живопись ли это, или скульптура, или литература - великие мастера, преобразуют сырьё (холст, камень, чернила) в бесценное достояние человечества, используя, кроме знаний и навыков, базовые инструменты. И алхимия, возникающая при этом, поистине впечатляет, потому что инструменты эти часто выглядят со стороны чем-то на редкость простым и обыденным» [6, с. 17]. Другими словами, действия мастера отражают искусство исполнения деятельности.

Личностно-профессиональный имидж будущего педагога - это комплексная характеристика, интегрирующая в себе его личностные и профессиональные качества. По мнению учёных, личностно-профессио-нальный имидж функционирует благодаря действию внешних и внутренних факторов. К первым относится внешняя привлекательность - не только врождённая, но и та, которую приобретает будущий педагог за счёт профессионализма, проявляющаяся в мастерстве (общая культура, управление поведением, умение самосовершенствоваться и т. д.). Роль факторов выполняют: наличие у будущего педагога высокого жизненного тонуса, который проявляется в манере общения, сдержанной реакции на жизненные трудности, толерантности, умении скрывать недомогание, неудовлетворительное состояние здоровья, плохое настроение, внутренний дискомфорт.

Личностно-профессиональный имидж будущего педагога характеризуется как позитивный и негативный. При этом характер имиджа в значительной степени обусловлен внутренней сущностью студента-будущего педагога (профессиональная самооценка, потребность в самореализации, гибкость в поиске творческих альтернатив) и зависит от выбора средств воздействия на субъектов образовательного процесса. «Педагогу с положительным имиджем присущи черты собственного достоинства, самоуважения, ответственность за себя и других, активная профессиональная позиция и т. д.» [16, с. 152].

Личностно-профессиональный имидж будущего педагога выполняет ведущую роль в выстраивании гуманных межличностных отношений в педагогическом взаимодействии и реализуется в процессе

имиджетворческой деятельности. Имид-жетворческая деятельность будущего педагога - разновидность профессионально-педагогической деятельности, реализуемой средствами личностно-профессионального имиджетворчества.

В зависимости от объекта имиджевого воздействия, эту деятельность можно представить как внутреннюю (имиджетвор-ческую) и внешнюю (имиджепреобразова-тельную):

1. Имиджетворческая деятельность -это рефлексивно-творческая деятельность будущего педагога, личностно-профессио-нальный имидж личностного саморазвития и профессионального самосовершенствования. Под влиянием имиджетворческой деятельности происходит интенсивное развитие личностных и профессионально значимых имиджевых характеристик студента, формируется его имиджетворческая позиция в педагогическом взаимодействии.

2. Имиджепреобразовательная деятельность - организационно-творческая деятельность будущего педагога, ориентированная на аудиторию учащихся (аудиторию имиджа) и образовательную среду. Личност-но-профессиональный имидж способствует совершенствованию имиджетворческого поведения будущего педагога и гуманизации образовательной среды. Средствами имиджепреобразовательной деятельности будущего педагога является имиджетвор-ческое влияние и имиджетворческое взаимодействие, влияющие на формирование у учащихся положительных имиджевых качеств, повышение уровня знаний и воспитанности.

Субъектом имиджепреобразователь-ной деятельности выступает педагог (реализация личностного и педагогического «Я»). «Поэтому, если сравнивать поведение актера на сцене с поведением учителя в классе, то у них лишь одна точка соприкосновения - это полная выразительность своих действий, которая помогает окружающим до конца понять мотивы их поведения и поступков» [1, с. 5]. А этой выразительности следует учиться.

Имиджевая деятельность проявляется в имиджетворчестве, характеризуемом как управление будущим педагогом собственным внешним образом и преобразованием личности воспитанника средствами педагогической техники. По мнению Д. А. Белу-

хина, источником информации о поведенческих действиях является тело человека, которое через «внешний облик» наблюдательному человеку может многое сказать, поэтому будущему педагогу необходимо освоить педагогические эффекты, педагогическую импровизацию, педагогическое перевоплощение, обогащающих процесс педагогического взаимодействия оригинальностью и инновационностью [3]. Благодаря имиджетворчеству у будущих педагогов развивается педагогический артистизм и педагогическая гибкость, как рассмотрено в предыдущих исследованиях, появляются новые возможности для активизации педагогического творчества и совершенствования педагогического мастерства [11; 12].

Результаты исследования и их обсуждение. Результаты нашего исследования выявили, что развитию у студентов имиджетворчества способствует целенаправленное содержание педагогического образования. В процесс подготовки бакалавров по направлению «Педагогическое образование», профиль «Начальное образование» включали в вариативный компонент профессиональной подготовки дисциплины: «Основы педагогического мастерства», «Методика воспитательной работы», «Основы культуры и техники речи», «Основы сценического и экранного искусства», «Имидж современного педагога», практическое содержание которых способствовало развитию педагогических умений и способностей. В частности, содержание дисциплин было ориентировано на ознакомление студентов с палитрой имиджевых характеристик и содержанием имиджетворческой деятельности. Практические и тренинговые занятия приобщали студентов к искусству заботы о внешнем виде, базируясь на знаниях о его культуре и способах эффективного оформления. В результате будущий педагог приобретал черты внешней (визуальной) привлекательности.

Исследования (Д. А. Белухин, Е. А. Петрова, В. Н. Черепанова, И. Л. Чертикова и др.) показывают, что мнение о педагоге начинает складываться в первые минуты его знакомства с учащимися, и от этого в дальнейшем будет зависеть успешность усвоения предмета, гармоничность взаимоотношений, желание вступать в контакт с педагогом [11]. Первое же занятие способствует составлению впечатления о характе-

ре взаимоотношений с учащимися: требовательность, внимание и справедливость в оценке.

Анализ составляющих имиджетвор-чества позволил выявить структуру: профессиональный компонент (специальная эрудиция, методическое мастерство, педагогическая техника); личностный компонент (чуткость, уверенность, привлекательность, общительность и др.); ценностный компонент (моральные, философские, эстетические ценности, носителем которых является педагог); культурологический компонент (культура поведения, общая эрудиция, круг интересов, стиль общения и др.); социальный компонент (социальная перцепция, престиж профессии и др.).

Особое значение в педагогическом взаимодействии имеет межличностное общение - уважительное отношение, обращение к учащимся по имени, манера поведения, партнёрские отношения, основой которого является владение навыками невербальной интеракции. Невербальные сигналы обычно не контролируются сознанием, а значит - проявляются через подсознательные установки человека. Эти данные являются предпосылками степени доверия к педагогу и излагаемой им информации. Знание невербальных компонентов имиджа включает в себя умение будущего педагога управлять лицевой экспрессией, сконцентрировать на себе внимание аудитории с помощью эмоциональности и созвучной с нею выразительной пантомимой, а также успешной пространственной организацией тела. При этом результаты восприятия напрямую зависят от «эффектов» восприятия («эффект ореола», «эффект первичности», «эффект новизны», «эффект стереотипи-зации»), которые требуют продолжительной идентификации у студентов. В связи с чем формирование имиджетворчества начинается с первого курса и продолжается в процессе профессиональной подготовки будущего педагога в рамках бакалавриата.

В организации пространства имиджетворческой самореализации студентов, ориентируясь на эффекты и механизмы восприятия в процессе поиска будущим педагогом эффективной линии поведения во взаимодействии с учащимися, базовыми компонентами содержания занятий и тренингов являлись категории бессловесных действий имиджетворческой деятельности,

разработанные Д. В. Белухиным: «мобилизация - индикатор готовности что-то сделать», «вес - индикатор эмоционального состояния», «пристройка - индикатор отношения» в качестве определённых параметров, создающих внешний облик будущего педагога [3].

Общеизвестно, что эффект первого впечатления о человеке базируется на визуальном восприятии. По данным психологических исследований, внешне привлекательные люди легче вызывают симпатию у окружающих, как отмечает Роберт Б. Чал-дини. Он подчёркивает, что симпатичные люди имеют значительные преимущества.

Визуальная привлекательность - это не только совершенные физические данные, но и внешние проявления внутренних - общечеловеческих и профессиональных качеств личности. Основой визуальной привлекательности человека выступает его внешний вид, проявляющийся в умении носить одежду, в выразительности речи, в манере поведения. В. Абрамян, автор книги «Театральная педагогика», отмечает важность эмоционально-выразительной сферы будущего педагога, в которой он представляет через систему эмоционально-выразительных средств (голосовых, моторных, мимических, пластических и т. д.), обеспечивающих технологию педагогической деятельности и проявление творческого потенциала будущего педагога [1, с. 36-37].

С целью актуализации когнитивной сферы личности и развития творческого мышления мы предлагали студентам ситуационные упражнения (кейсы), сконструированные нами на основе произведений, разносторонне освещающих проблему визуальной привлекательности человека и вызывающих по этому поводу обсуждения, размышления (кейс «О красивом лице», отрывок из притчи Омара Хайяма, кейс «Каким должен быть настоящий учитель», притча Ш. Амонашвили, требования к личности учителя, предложенные классиками педагогической мысли Я. А. Ко-менским, А. С. Макаренко, Я. Корчаком, В. А. Сухомлинским) [2; 8].

Заключение. Убедительные объяснения возможности сущности и содержания имиджетворческой деятельности будущего педагога, необходимости её формирования содержатся в концептуальных исследованиях профессионально-педагогиче-

ской компетентности Н. В. Кузьминой. Как считает автор, ведущим признаком профессионально-педагогической компетентности является её осознанность и сфор-мированность до начала самостоятельной деятельности, прежде всего, способность педагога к продуктивному педагогическому общению. Таким образом, подчёркивается роль специальной педагогической подготовки в развитии познавательной сферы педагогического взаимодействия. Структуру компетентности педагога Н. В. Кузьмина рассматривает через выделение характеристик её основных видов - предметно-профессиональной компетентности, методической компетентности, социально-психологической компетентности, дифференциально-психологической компетентности, аутопсихологической компетентности. Н. В. Кузьмина и её последователи впервые вводят в научную область и раскрывают понятие аутопсихологической компетентности, признавая за ней важную роль в становлении и развитии педагогического профессионализма. Сущность аутопси-хологической компетентности, по мнению учёных, заключается в осведомлённости педагога о себе, в знаниях сильных и слабых сторон собственной личности и деятельности, а также в готовности и способности к целенаправленной работе над собой, в развитии личностных черт и поведенческих характеристик на основе знаний о путях и способы самосовершенствования [5, с. 90-111].

Аутопсихологическая компетентность будущего педагога, на наш взгляд, занимает особое место в системе его профессиональных знаний, поскольку принадлежит преимущественно к сфере социального интеллекта и синтезирует в самосознании студента все другие виды профессиональной компетентности - специально-предметной, методической, социально-психологической, коммуникативной и т. д. А в общей структуре педагогического профессионализма аутопсихологическая компетентность выступает определяющим фундаментальным условием и результатом самопреобразовательных воздействий как особого вида внутриличностной деятельности, предметом которой является сам будущий педагог, его развитие и совершенствование как произвольного, так и непроизвольного характера на основе собственной актив-

ности и функционирования самосознания. Введение аутопсихологической компетентности в содержание профессионально-педагогической компетентности как её системообразующего фактора открывает новые возможности для понимания сущности этого профессионально-личностного образования и, соответственно, совершенствование организации профессиональной подготовки педагогических кадров.

Таким образом, имиджетворчество имеет важное значение на этапе профессионального становления будущего педагога. Основой развития имиджетворче-ства является имиджевая деятельность, реализуемая средствами личностно-про-фессионального имиджа. Развитию имид-жетворчества способствуют задания на актуализацию когнитивной сферы личности.

Характеристика педагогического профессионализма будущего педагога способствует определению качеств личности и соотношения необходимых и желаемых свойств поведения студента для достижения успеха в педагогической профессии, созданию обобщённого образа-портрета, который закрепляется в общественном и научно-педагогическом сознании и является основой для разработки профессионально-педагогической компетентности конкурентоспособного педагога.

Наряду с установлением личной определённости педагога-профессионала путём описания профессионально важных качеств очевидна и методологическая ограниченность нормативно-ролевого подхода,

поскольку, во-первых, профессионально важные качества будущего педагога являются динамическими новообразованиями и не остаются неизменными; во-вторых, кроме этих черт, личности будущего педагога присущи и «непрофессиональные» свойства, проявляющиеся в профессиональном поведении; в-третьих, на практике усреднённый набор требований к профессионально важным качествам вступает в противоречие с реальными возможностями и потребностями конкретных профессиональных педагогов. Кроме этого, положительные профессиональные качества личности педагога невозможно абсолютизировать, в связи с чем, Ф. Н. Гоноболин отмечал роль некоторой диалектичности проявления свойств личности педагога. Он подчёркивал, что о хорошем педагоге нельзя точно сказать, он всегда строгий или мягкий, активный или пассивный и др. «Он обычно бывает и тем, и другим в зависимости от обстоятельств. Теплота в отношениях необходима, но бывает, нужна и определённая холодность, большая помощь учащимся сочетается с предоставлением им самостоятельности ...» [11, с. 79].

С позиций нормативно-ролевого подхода содержание профессионализма личности будущего педагога характеризуется вариативно-творческой комбинацией номенклатуры профессионально важных качеств педагога с точки зрения их достаточной представленности, разнообразия, гармоничного сочетания, отражающихся в его имиджетворчестве.

Список литературы

1. Абрамян В. Ц. Театральна педагогика. Киев: Либра, 1996. 224 с.

2. Амонашвили Ш. А. Основы гуманной педагогики. Кн. 2. Как любить детей. М.: Амрита-Русь, 2012. 349 с.

3. Белухин Д. А. Как возненавидеть себя, детей и педагогику. М.: Останкино, 1992. 144 с.

4. Виноградова Н. И., Улзытуева А. И. Становление компетентности будущего учителя начальной школы в области содействия школьнику в познавательном саморазвитии // Учёные записки Забайкальского государственного университета. Сер. Педагогические науки. 2016. Т. 11, № 2. С. 163-169.

5. Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высш. шк., 1990. 162 с.

6. Лемов Д. Мастерство учителя. Проверенные методики выдающихся преподавателей / пер. с англ. О. Медведевой; ред. Н. Шульпина. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. 416 с.

7. Лушников И. Д. Педагогические основы профессионально-личностного развития учителя на послевузовском этапе: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. М., 1993. 399 с.

8. Матяш Н. В. Самовоспитание профессиональной компетентности будущего учителя: авто-реф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Брянск, 1994. 15 с.

9. Петровский А. В. Быть личностью. М.: Педагогика, 1990. 110 с.

10. Семиченко В. А. Психология личности. Киев: Видавець Ешке О. М., 2001. 427 с.

11. Серёжникова Р К. Ценностно-синергетический подход к организации педагогического процесса в высшей школе // Высшее образование в России. Научно-педагогический журнал. 2012. № 3. С. 77-81.

12. Серёжникова Р. К., Смачная О. Ю. Театральная деятельность как фактор реализации компе-тентностного подхода в университете // Казанская наука. 2015. № 1. С. 185-187.

13. Чалдини Р. Психология влияния. Как научиться убеждать и добиваться успеха / пер. с англ. О. С. Епимахова. М.: Эксмо, 2013. 416 с.

14. Bass Bernard M., Steidlmeier Paul. Ethics, character, and authentic transformational leadership behavior // The Leadership Quarterly. 1999. Vol. 10, Is. 2. June. Pp. 181-217.

15. Botagul Turgunbayeva, Bakytzhamal Bekzhanova, Elmira Uaidullakyzy. Akmeological approach in professional training of the undergraduates in terms of postgraduate education // Journal of Procedia -Social and Behavioral Sciences. 2013. No. 89. Pp. 544-548.

16. Serezhnikova R. K., Fishman B. E., Abramenko N. Yu., Zhoglo L. Ya., Fishbein M. H. Pedagogical Synergetic as the Activity Approach Basis in Professional Training at the University // International Education Studies. 2015. Vol. 8, No. 8. Pp. 148-157.

Статья поступила в редакцию 05.03.2018; принята к публикации 25.03.2018

Библиографическое описание статьи

Серёжникова Р. К., Васильев Л. Г., Макарова В. А., Хачикян Е. И. Имиджетворчество будущего педагога как основа педагогического профессионализма // Учёные записки ЗабГУ. Сер. Педагогические науки. 2018. Т. 13, № 2. С. 85-92. DOI: 10.21209/2542-0089-2018-13-2-85-92.

Raisa K. Serezhnikova1,

Doctor of Pedagogy, Professor, Tsiolkovsky Kaluga State University (26 Stepana Razina st., Kaluga, 248023, Russia), e-mail: seryozhnikova@mail.ru

Lev G. Vasilyev2,

Doctor of Philology, Professor, Tsiolkovsky Kaluga State University (26 Stepan Razin st., Kaluga, 248023, Russia), e-mail: argumentation@mail.ru

Valentina A. Makarova3,

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Tsiolkovsky Kaluga State University (26 Stepana Razina st., Kaluga, 248023, Russia),

e-mail: kaf34@tksu.ru

Elena I. Khachikyan4,

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Tsiolkovsky Kaluga State University (26 Stepana Razina st., Kaluga, 248023, Russia), e-mail: helena64@bk.ru

The Image^ea^^y of the Future Teacher as the Basis of Pedagogical Professionalism

The relevance of the article is due to the fact that the change of the educational paradigm, the modernization of the pedagogical education make special demands on the personality of the future teacher (teacher, teacher of pre-school education) and the level of manifestation of his pedagogical professionalism. On the basis of the essential characteristics of productive pedagogical activity in the aspect of mastery, the definition of the concept of pedagogical professionalism as a culture of pedagogical activity - the process and result of the realization of

1 R. K. Serezhnikova is the organizer of the research.

2 L. G. Vasilyev - preparation and testing techniques-practical security research.

3 V. A. Makarova formulates conclusions and summarizes the results of the collective research.

4 E. I. Khachikyan formulates conclusions and summarizes the results of the collective research.

the productive practical and psychological (external and internal) activity of the teacher manifested in his activity as an entertainer is singled out. This introduces significant changes in the content of the preparation of the future teacher, which involves enriching the content of teacher education. Theoretical analysis made it possible to reveal that many image characteristics are structured, on the one hand, according to individual and personal criteria and professional ones, on the other: the components of the teacher's image are subject to dynamics in the students' imagination at different stages of training: the teacher's assessment and evaluation of the teacher's image characteristics significantly differentiate. Therefore, special importance is given to the specificity of the future teacher's imagecreativity activity in the process of professional training at the university. The article substantiates the necessity of applying elements of creative work with the aim of improving the educational and professional activity of the future teacher. The imagecreativity of the studentbachelor of the direction of preparation is presented in the process of improving the visual appeal, pedagogical artistry, including situational tasks (cases), the content of which contributed to the expansion of pedagogical erudition, the development of creative thinking and the pedagogical abilities of the future teacher.

Keywords: pedagogical professionalism, personal-professional image, imagecreativity activity, visual appeal, pedagogical artistry, future teacher

References

1. Abramyan V. C. Teatral'na pedagogika. Kiev: Libra, 1996. 224 s.

2. Amonashvili SH. A. Osnovy gumannoj pedagogiki. Kn. 2. Kak lyubit' detej. M.: Amrita-Rus', 2012. 349 s.

3. Beluhin D. A. Kak voznenavidet' sebya, detej i pedagogiku. M.: Ostankino, 1992. 144 s.

4. Vinogradova N. I., Ulzytueva A. I. Stanovlenie kompetentnosti budushchego uchitelya nachal'noj shkoly v oblasti sodejstviya shkol'niku v poznavatel'nom samorazvitii // Uchyonye zapiski Zabajkal'skogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. Pedagogicheskie nauki. 2016. T. 11, № 2. S. 163-169.

5. Kuz'mina N. V. Professionalizm lichnosti prepodavatelya i mastera proizvodstvennogo obucheniya. M.: Vyssh. shk., 1990. 162 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Lemov D. Masterstvo uchitelya. Proverennye metodiki vydayushchihsya prepodavatelej / per. s angl. O. Medvedevoj; red. N. SHul'pina. M.: Mann, Ivanov i Ferber, 2014. 416 s.

7. Lushnikov I. D. Pedagogicheskie osnovy professional'no-lichnostnogo razvitiya uchitelya na poslevuzovskom ehtape: dis. ... d-ra ped. nauk: 13.00.01. M., 1993. 399 s.

8. Matyash N. V. Samovospitanie professional'noj kompetentnosti budushchego uchitelya: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01. Bryansk, 1994. 15 s.

9. Petrovskij A. V. Byt' lichnost'yu. M.: Pedagogika, 1990. 110 s.

10. Semichenko V. A. Psihologiya lichnosti. Kiev: Vidavec' Eshke O. M., 2001. 427 s.

11. Seryozhnikova R. K. Cennostno-sinergeticheskij podhod k organizacii pedagogicheskogo processa v vysshej shkole // Vysshee obrazovanie v Rossii. Nauchno-pedagogicheskij zhurnal. 2012. № 3. S. 77-81.

12. Seryozhnikova R. K., Smachnaya O. YU. Teatral'naya deyatel'nost' kak faktor realizacii kompetentnostnogo podhoda v universitete // Kazanskaya nauka. 2015. № 1. S. 185-187.

13. CHaldini R. Psihologiya vliyaniya. Kak nauchit'sya ubezhdat' i dobivat'sya uspekha / per. s angl. O. S. Epimahova. M.: EHksmo, 2013. 416 s.

14. Bass Bernard M., Steidlmeier Paul. Ethics, character, and authentic transformational leadership behavior // The Leadership Quarterly. 1999. Vol. 10, Is. 2. June. Pp. 181-217.

15. Botagul Turgunbayeva, Bakytzhamal Bekzhanova, Elmira Uaidullakyzy. Akmeological approach in professional training of the undergraduates in terms of postgraduate education // Journal of Procedia -Social and Behavioral Sciences. 2013. No. 89. Pp. 544-548.

16. Serezhnikova R. K., Fishman B. E., Abramenko N. Yu., Zhoglo L. Ya., Fishbein M. H. Pedagogical Synergetic as the Activity Approach Basis in Professional Training at the University // International Education Studies. 2015. Vol. 8, No. 8. Pp. 148-157.

Received: March 05, 2018; accepted for publication March 25, 2018 Reference to the article

Serezhnikova R. K., Vasilyev L. G., Makarova V. A., Khachikyan E. I. The Imagecreativity of the Future Teacher as the Basis of Pedagogical Professionalism // Scholarly Notes of Transbaikal State University. Series Pedagogical Sciences. 2018. Vol. 13, No. 2. PP. 85-92. DOI: 10.21209/2542-0089-2018-13-2-85-92.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.