ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 37.032
Ведерникова Людмила Васильевна
Доктор педагогических наук, профессор, заместитель директора по научной работе, Тюменский государственный университет (филиал), [email protected], Ишим
РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯх МОДЕРНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В данной статье автор раскрывает основные средства, способы и условия профессионально-личностного развития педагога и его профессионально-личностного потенциала в рамках разрабатываемой программы модернизации университетского педагогического образования, предполагающей существенные системные изменения в профессиональной подготовке педагогов, идеологии, целях, содержании подготовки; организации образовательного процесса; оценке результатов деятельности как студентов, так и преподавателей и повышении квалификации преподавателей вуза.
Ключевые слова: профессионально-личностное развитие, профессионально-личностный потенциал, средства и способы профессионально-личностного развития.
Модернизация педагогического образования предопределила существенные изменения в профессиональной подготовке педагогов. В связи с этим актуальным является становление будущего педагога как субъекта профессионально-педагогического образования и его профессионально-личностное развитие.
Идея целостности, единства личностного и профессионального развития легли в основу разработанной нами концепции, где фактором развития является внутренняя среда личности, ее активность и потребность в профессионально-личностном развитии.
Профессионально-личностное развитие педагога понимается нами как непрерывный процесс и результат сознательного, качественного изменения себя как субъекта профессионально-педагогической деятельности и становления профессионально-личностного потенциала.
Профессионально-личностный потенциал - это перспектива личности в овладении средствами проявления своей индивидуальности в профессии и через профессию.
Профессионально-личностное развитие педагога предполагает рассмотрение социальной и личностной детерминации данного процесса. К его элементам мы относим потребности, мотивы, интересы, цели.
Потребность как состояние личности
учителя рассматривается нами в качестве ее активности. Доказано, что в ряду высших потребностей человека ведущее место занимает потребность в саморазвитии. В рамках рассмотрения проблемы профессионально-личностного развития педагога представляется важным признание необходимости удовлетворения им этой потребности в профессиональной деятельности.
Свое объективное воплощение потребность находит в мотивах, которые, в свою очередь, определяют отношение личности учителя к объекту профессиональной деятельности и к своему месту в этой деятельности. Данное субъект-объектное отношение выступает базой, основой профессионально-личностного развития. В таких сферах, как профессиональная деятельность и образ «Я-профессиональное» должна быть заложена возможность удовлетворения потребности педагога в профессионально-личностном развитии. Именно в этом смысле мотив является опредмеченной потребностью (А. Н. Леонтьев).
Реальной причиной педагогических действий учителя, стоящей за мотивами как непосредственными побуждениями, является интерес - личностный и профессиональный. Он оказывает ориентирующее действие на деятельность педагога, т. е. под воздействием интереса происходит формирование на-
ЗЛепап Pedagogical .Тоита! ♦ № 5 / 2015
75
правленности личности учителя на осознание целей деятельности и саморазвития.
Наличие потребности и стремления к достижению будущего результата является инвариантным признаком, определяющим цель как образ предвосхищаемого результата. Осознанная и принятая учителем цель призвана придавать личностный смысл педагогической деятельности. Под личностным смыслом понимается «индивидуализированное отражение действительного отношения личности к тем объектам, ради которых развертывается ее деятельность, осознаваемое как "значение-для-меня"» [7, с. 192]. Основными объектами, к которым формируется отношение в исследуемом нами аспекте, выступают педагогическая деятельность и образ «Я-профессиональное». Следовательно, отправным моментом для профессионально-личностного развития педагога в профессиональной деятельности является установление им личностного смысла педагогической деятельности и отражение действительного отношения к своему «Я-профессиональное».
Педагогическая деятельность приобретает смысл для педагога в процессе сложного диалектического слияния, «сращивания», взаимоперехода личностных и профессиональных ценностей. Учитель целенаправленно «строит себя» в сфере профессиональной деятельности, ориентируется на движение к ценностям, адаптированным к педагогической практике, и на развитие своей личностно-творческой сущности; формируются ценностно-смысловые образования, определяющие основу его личностного и профессионального развития.
Рассмотренные нами функциональные звенья (потребности, мотивы, интересы, цели) являются частью системы социальной и личностной детерминации профессионально-личностного развития педагога. Только в совокупности эти составляющие связывают в органически единое целое направленность профессиональных ценностей и личностный смысл педагогической деятельности.
К основным средствам, обеспечивающим основу профессионально-личностного развития педагога и развитие профессионально-личностного потенциала как перспективы личности в овладении средствами
проявления своей индивидуальности в профессии и через профессию, можно отнести: самовоспитание, самообучение и самообразование.
Самовоспитание - «систематическая и сознательная деятельность человека, направленная на саморазвитие и формирование базовой культуры личности» [8, с. 137]. Для педагога крайне важно помнить слова А. Б. Орлова о том, что личность воспитывается личностью, духовность производится духовностью [6]. Именно через формы и методы самовоспитания: «самокритику, самовнушение, самообязательство, самопереключение, эмоционально-мыслительный перенос в положение другого человека» [8, с. 137] педагог развивает свою личность.
Процесс профессионального самовоспитания чрезвычайно индивидуален. Однако в нем всегда можно выделить три взаимосвязанных этапа: «самопознание, самопрограммирование, самовоздействие» [8, с. 67].
В условиях смены образовательных парадигм, гуманизации образования и воспитания самовоспитание становится практической проблемой педагога. Он не имеет права позволить «застыть» своей личности, ибо перед ним сегодня стоит «важнейшая задача понимания проблемности опыта своих младших современников» [9, с. 86] и включения этого опыта в свой собственный.
Самообучение рассматривается как средство совершенствования учителем личност-но значимых способов его педагогической деятельности. Самообучение может происходить в трех формах:
1) наращивание знания нового введением его в существующую систему;
2) изменение и создание новых структур, когда существующие становятся недостаточными;
3) настройка как тонкое приспособление знания к решению задачи [5, с. 93-103].
В отличие от самообучения, движущей силой которого является ощущение педагогом нехватки каких-то конкретных профессиональных знаний и умений, профессиональное самообразование, по мнению Г. М. Коджаспировой, представляет собой специально организованную, самодеятельную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностно или общественно
VOCATIONAL TRAINING
значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение квалификации [4, с. 69]. Самообразование раздвигает границы самообучения: педагог уже не просто совершенствует те или иные стороны своей педагогической деятельности, но развивает свой творческий профессиональный потенциал в целом. Самообразование выступает в роли средства совершенствования знаний как в соответствии с профессиональными и личностными потенциями учителя, так и исходя из достигнутого социумом профессионально-нормативного их уровня.
К основным способам профессионально-личностного развития, призванным обусловливать развертывание сущностных сил личности и развитие профессионально-личностного потенциала в педагогическом контексте, можно отнести педагогическую активность.
Педагогическая активность рассматривается нами как определенное состояние деятельности педагога, выражающее его способность и внутреннюю готовность к продуктивному использованию своих творческих сущностных потенций и к преобразованию учебно-воспитательного процесса. Поэтому педагогическая активность присуща в большей степени такой деятельности, в основе которой лежит профессиональная свобода и самодеятельность учителя. Одной из важных характеристик педагогической активности как способа профессионально-личностного развития является надси-туативность (В. А. Петровский), т. е. выход за рамки исходных целей. Надситуативная активность позволяет педагогу подняться над уровнем требований ситуации, преодолеть внешние и внутренние «барьеры» (В. А. Сластенин, Л. С. Подымова).
Идея профессионально-личностного развития педагога, его профессионально-личностного потенциала является основополагающей в рамках разрабатываемой Тюменским государственным университетом и филиалом ФГБОУ ВПО «ТюмГУ» в г. Иши-ме «Стратегической программы университетского педагогического образования». В связи с этим нами внесены существенные системные изменения в профессиональную подготовку педагога, трансформируется ор-
ганизация профессиональной подготовки. Приведем некоторые из них.
- Меняется идеология подготовки и цели (становление профессиональной компетентности учителя); меняется содержание педагогического образования (отказ от понимания содержания профессиональной подготовки как «энциклопедической совокупности» предметных знаний (информации) в пользу развития прикладных умений, формирование которых происходит на базе современных научных знаний, рефлексии опыта, профессиональных проб, что и определяет такие особенности процесса профессиональной подготовки, как нелинейность, вариативность, модульность, индивидуально ориентированный способ освоения содержания подготовки). С этой целью меняются учебные планы и программы подготовки будущего педагога.
- Существенно меняется организация образовательного процесса - уход от предметов к модулям, разрабатывается новая структура модулей, в которую обязательно включаются практикумы, разрабатываются «сопровождающие» модули (коммуникативные, поддерживающие); меняется стратегия преподавания - «разворачивание» образовательного процесса для студента как событийного; происходят изменения в оценке образовательных результатов, которые соотносятся с трудовыми действиями стандарта профессиональной деятельности педагога. К подобным изменениям мы относим оценку допрофессионального опыта студентов, мониторинг индикаторов роста компетент-ностей в процессе решения профессионально-педагогических задач, оценку не только образовательных, но и методических, научных результатов будущих педагогов, которые фиксируются как в цифровом, так и бумажном портфолио студентов.
- Важным условием является и повышение квалификации преподавателей нашего вуза, которое включает в себя как самостоятельную рефлексивно-проектную деятельность, так и сопровождение и поддержку внутривузов-ского и межвузовского обучения в рамках курсов повышения квалификации и др.
Использование вышеперечисленных средств и реализация данных условий способствует профессионально-личностному развитию и становлению профессионально-
Siberian Pedagogical Journal ♦ № 5 / 2015
77
личностного потенциала будущего педагога как перспективы личности в овладении средствами проявления своей индивидуальности в профессии и через профессию, обеспечивая тем самым деятельностную основу подготовки будущего педагога. В процессе этого происходит внутреннее принятие студентами целей предстоящей деятельности, опора на внутренние мотивы деятельности, обеспечивается совместный со студентами выбор разнообразных обучающихся средств, адекватных целям, вариативность действий и создание ситуации выбора в соответствии с возможностями студента, где главные результаты - это внутренние позитивные личностные изменения и самооценка на основе применения индивидуальных эталонов достижения.
Библиографический список
1. Ведерникова Л. В. Педагогическая практика как среда профессионального самоопределения студентов // Сибирский педагогический журнал. - 2006. - № 2. - С. 98-107.
2. Ведерникова Л. В. Принципы и условия становления исследовательской компетентности
будущих педагогов // Среднее профессиональное образование. - 2012. - № 12. - С. 43-45.
3. Ведерникова Л. В. Организация научно-исследовательской деятельности как основы инновационного развития вуза // Педагогическое образование и наука. - 2012. - № 2. - С. 77-79.
4. Коджаспирова Г. М. Культура профессионального самообразования педагога. - М.: НПЦ профориентации, 1994. - 344 с.
5. Норман Д. Память и научение. - М.: Мир, 1985. - 160 с.
6. Орлов А. Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. -М.: Логос, 1995. - 224 с.
7. Психология. Словарь / под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.
8. Сластенин В. А., Исаев И. Ф, Мищенко А. И., Шиянов Е. Н. Педагогика: учебное пособие. - М.: Школа-Пресс, 1997. - 512 с.
9. Современный философский словарь / под ред. В. Е. Кемерова. - М.: Одиссей, 1996. - 608 с.
10. Tomlinson P. Understanding mentoring: Reflective strategies for school-based teacher preparation. - Bristol, PA: Open University Press, 1995. - 156 с.
11. Gordon Th. Teacher's Effectiveness Training. - N. Y.: Peter H. Wyden, 1975. - 240 с.
Vedernikova Lyudmila Vasilyevna
Dr. Sci. (Pedag.), Prof., Deputy Director for Science of the branch of Tyumen State University in Ishim, [email protected], Ishim
THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL AND PERSONAL POTENTIAL OF A FUTURE TEACHER IN THE CONDITIONS OF MODERNIZATION OF PEDAGOGICAL EDUCATION
Abstract. In this article the author reveals the basic means, methods and conditions of professional and personal development of a teacher and his professional and personal potential in the framework of developing program of modernization of the University of pedagogical education, presupposing significant, systematic changes in teachers professional training, ideology, aims, the content of training; organization of educational process; the evaluation of results of both students and teachers activity and University teachers advanced training.
Keywords: professional and personal development, professional and personal potential, means and methods of professional and personal development.
Поступила в редакцию 17.08.2015