УДК 378
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ: ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
© Наталья Алексеевна ШУЛЬГИНА
Курский государственный университет, г. Курск, Российская Федерация, старший преподаватель кафедры непрерывного профессионального образования,
e-mail: [email protected]
В статье рассматривается личностно ориентированная технология управления качеством довузовской подготовки, представлена совокупность управленческих действий, операций и коммуникаций, обеспечивающих успешность достижения индивидуальных результатов развития личности будущего абитуриента вуза в изменяющихся условиях, определены основные этапы личностно ориентированной технологии управления качеством довузовской подготовки.
Ключевые слова: личностно ориентированное управление качеством довузовской подготовки; технология управления качеством довузовской подготовки; этапы личностно ориентированной технологии управления качеством довузовской подготовки.
Переход России на уровневую систему профессионального образования требует сохранения и развития преемственности на всех его ступенях. Решение стратегической задачи подготовки конкурентоспособного выпускника вуза связано с внедрением новых моделей непрерывного образования, обеспечивающих возможность реализации индивидуальной траектории профессионально-личностного развития [1, 2]. Качество обучения в вузе в значительной степени зависит от качества образования абитуриентов, которое определяется многими факторами: качеством управления системой довузовской подготовки, качеством педагогического персонала, качеством технологий обучения, качеством образовательных программ, качеством образовательного потенциала абитуриентов, уровнем сформированности у них специально-деятельностных, социальных,
личностных компетенций [3].
Достижение нового качества подготовки абитуриентов вуза в процессе модернизации системы образования в значительной степени зависит от внедрения современных управленческих технологий, обеспечивающих эффективную реализацию новых моделей и содержания довузовского образования.
Технологичность становится яркой характеристикой управленческой деятельности. Она означает «переход на качественно новую ступень эффективности, оптимальности,
наукоемкости по сравнению с традиционным уровнем, выраженным понятием «методика». Технология - не дань моде, а стиль совре-
менного научно-практического мышления» [4, с. 36].
Технология управления - система управленческих действий, операций, коммуникаций, применяемых для достижения запланированного результата.
Основы технологии управления качеством довузовской подготовки опираются на мощный пласт достижений теории внутри-школьного управления, основы которой заложены в трудах Т.М. Давыденко, Ю.А. Ко-наржевского, М.И. Кондакова, В.Ю. Кричев-ского, В.С. Лазарева, А.М. Моисеева, А.А. Орлова, М.М. Поташника, Н.С. Сунцова, И.К. Шалаева, Т.И. Шамовой и др. Согласно исследованиям Г.Н. Подчалимовой, системно-деятельностный, личностно ориентированный, компетентностный подходы к управлению качеством школьного образования позволяют обеспечить целостность довузовской подготовки, взаимодействие и взаимосвязь ее содержательных элементов, со-подчиненность целевых ориентиров в деятельности подсистем различного уровня, осуществлять ориентацию на достижение конечных результатов в компетентностном формате, учитывать природные задатки, индивидуально-типологические особенности, интересы, склонности каждой личности, способствовать созданию условий для самовыражения, самореализации всех субъектов довузовской подготовки [5, 6].
При разработке технологии управления качеством довузовской подготовки мы опирались на личностно ориентированное пони-
мание управления (Т.И. Березина, Т.М. Давыденко, Г.Н. Подчалимова, Т.И. Шамова и др.), которое основано на приоритете развития человеческого потенциала обучающихся, реализации не только когнитивного, деятельностного, творческого, но и аксиологического, а также личностного компонентов содержания довузовской подготовки [5].
Согласно Е.В. Бондаревской [7], аксиологический компонент имеет целью оказание помощи в выборе личностно значимой системы ценных ориентаций, личностных смыслов в условиях выбора будущей профессии, вуза, довузовской подготовки. Когнитивный компонент обеспечивает обучающихся научными знаниями, лежащими в основе вузовского образования. Деятельностно-творческий компонент способствует формированию и развитию творческих способностей обучающихся, оригинальных подходов к решению задач, необходимых для самореализации личности в познании, труде, различных видах деятельности. Личностный компонент обеспечивает познание себя, развитие рефлексивной способности, овладение способами саморегуляции, самосовершенствования, нравственного и жизненного самоопределения, формирует жизненную позицию. Личностный компонент является системообразующим в содержании личностно ориентированной довузовской подготовки, и этим она отличается от традиционной, системообразующим компонентом которой является когнитивный. Из этого следует, что основные усилия по обновлению содержания довузовского образования должны быть направлены на усиление его личностносмысловой направленности, что требует адекватных педагогических и управленческих технологий. Их характерные черты: сотрудничество, диалогичность, направленность на поддержку индивидуальности обучающихся, предоставления им необходимой свободы для принятия самостоятельных решений и способов довузовской подготовки.
Личностно ориентированная технология управления качеством довузовской подготовки опирается также на ведущие идеи управления социальными системами и образовательными организациями; основные закономерности и принципы теории социального управления; философское определение качества во всей его многоаспектности; сис-
тему ценностей в области профессионального самоопределения, самоорганизации, стремления к продолжению образования, рефлексии. Все вышеуказанное по сути и составляет сущностную основу законов лич-ностно ориентированной технологии управления качеством довузовской подготовки. Основными характеристиками названной технологии являются их направленность на личностное саморазвитие, системность, концептуальность, научность, интегративность, гарантированность результата, эффективность, мотивированность, новизна, оптимальность, возможность переноса в новые условия.
Технологическая цепочка личностно ориентированных управленческих действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата, связанного с созданием условий для развития личности будущего абитуриента вуза. Главная особенность и сложность логики технологии личностно ориентированного управления качеством в том, что на основании имеющихся данных об образовательном и личностно-смысловом потенциале абитуриентов, их профессиональных потребностей прогнозируются будущие образовательные технологии. Предположение о возможном результате выдвигается еще до того, как исследованы средства и варианты его достижения.
На основе изучения работ С.Г. Воровщи-кова, В.С. Сластенина, И.Ф. Исаева, А.В. Лубкова, М. Н. Невзорова, Л. С. Подымовой, Г.Н. Подчалимовой. Н.К. Сергеева, Е.Н. Шия-нова нами выявлены следующие технологии управления качеством довузовской подготовки:
- педагогические (методы обучения персонала; технологии педагогических измерений; технологии педагогического контроля; технологии педагогического анализа; технологии педагогического проектирования; технологии методической работы; технологии интегрированного, дифференцированного обучения; технологии изучения, внедрения и распространения передового педагогического опыта; методы экспериментирования и др.).
- организационно-управленческие (метод сетевого планирования; технологии при-
нятия и реализации управленческих решений; метод делегирования полномочий; метод документирования; технологии кадровой работы; технологии инновационного менеджмента; технологии педагогического маркетинга и др.).
- информационные (информационнокоммуникационные технологии; технологии формирования и управления базами данных, банками статистической информации; консалтинговые технологии; технология мониторинга; технологии сбора, поиска, хранения, обработки, передачи информации; методы визуализации информации и др.).
- математико-статистические (методы моделирования объектов и процессов; методы анализа операций; методы корреляционного, дисперсионного, факторного анализа; методы оптимизации; методы решения многокритериальных задач выбора; статистические методы контроля качества и др.).
- психологические (технологии мотивационного менеджмента; методы психодиагностики, психологического тестирования; технологии социально-педагогической работы; социологические методы и др.).
- экономические (технологии марке -тинговой деятельности; технологии финансового менеджмента; методы материального стимулирования; технологии совершенствования образовательной инфраструктуры; технологии экономической работы; технологии управления ресурсами и др.).
- технические (использование технических средств: аудио, видео, компьютерных, применение сетевых технологий; технологии применения контрольного, измерительного оборудования и др.).
- системные и программно-концептуальные (технологии разработки стратегий, концепций, программ; технологии системной рефлексии; технологии неструктурированного управления).
Личностно ориентированная технология управления качеством довузовской подготовки соединяет в себе упорядоченную, законообразную совокупность действий, операций и процедур, обеспечивающих успешность достижения индивидуальных результатов развития личности будущего абитуриента вуза в изменяющихся условиях.
Нами были определены следующие этапы личностно ориентированной технологии
управления качеством довузовской подготовки.
1 этап. Изучение состояния довузовской подготовки, степени ее личностно ориентированной направленности.
Цель: получение информации о целях, задачах, содержании довузовской подготовки, о формах и методах ее осуществления в образовательных учреждениях, выявление концептуальных основ, определение позиций общеобразовательных учреждений при взаимодействии с вузом.
Виды деятельности: диагностика качества подготовки выпускников общеобразовательных учреждений, анализ содержания и технологий, определение позиций учителей и администрации школ и обучающихся при взаимодействии с вузами, выявление степени готовности названных категорий к взаимодействию с вузами на этапе довузовской подготовки.
2 этап. Разработка программы личностно ориентированного управления качеством довузовской подготовки. Принятие решения о качественных изменениях образовательного процесса на этапе довузовской подготовки,
об обеспечении ее личностно ориентированной направленности.
Цель: выработать стратегию личностно ориентированного управления качеством довузовской подготовки на основе моделирования личности будущего абитуриента и студента вуза. Мотивировать субъектов на обновление содержания и ресурсов управления качеством довузовской подготовки в контексте ее личностно ориентированной направленности.
Виды деятельности: создание ситуации осознанной необходимости в поиске новых подходов к решению проблемы управления качеством довузовской подготовки.
3 этап. Маркетинговые исследования.
Цель: изучение условий (программнометодических, организационно-педагогических, психологических, эргономических, материально-технических, кадровых и др.) эффективности личностно ориентированного управления качеством довузовской подготовки.
Виды деятельности: выявление реальных предпосылок для обеспечения качества лич-ностно ориентированной довузовской подготовки. Оценка соответствия предполагаемых
нововведений запросам старшеклассников и их родителей, информирование их о предъявляемых услугах на довузовском этапе. Установление особых требований к качеству довузовской подготовки и к педагогическим работникам с позиции профессиональных и должностных требований.
4 этап. Планирование личностно ориентированного управления качеством довузовской подготовки.
Цель: разработать комплексно-целевую программу личностно ориентированного управления качеством довузовской подготовки и создать условия для ее реализации. Обеспечить участие учителей, администрации общеобразовательных учреждений и преподавателей вузов в планово-прогностической деятельности.
Виды деятельности: анализ ряда показателей (качества знаний, умений, навыков абитуриентов; уровня квалификации преподавателей; уровня материально-технической базы, особенностей социальной среды, социального регионального заказа на образование, системы внешних связей вуза и т. д.). Выбор и формулирование основной идеи, разработка проекта концепции, формулирование генеральных целей и определение подцелей личностно ориентированного управления качеством довузовской подготовки. Разработка основных концептуальных подходов к управлению. Выявление структурных элементов личностно ориентированного управления как системы. Создание рабочих групп с целью уточнения необходимых мер и мероприятий, последовательности их осуществления для достижения конечной цели комплексно-целевой программы управления качеством довузовской подготовки.
5 этап. Личное участие субъектов довузовской подготовки в процессе управления качеством.
Цель: сформировать рабочие группы, непосредственно осуществляющие личност-но ориентированное управление качеством довузовской подготовки. Стимулировать развитие ценностного отношения субъектов довузовской подготовки к достижению нового качества довузовской подготовки и профессионального самоопределения.
Виды деятельности: осуществление
управленческой деятельности специально организованными структурными подразде-
лениями вузов и общеобразовательных учреждений, временными рабочими группами, состоящими из учителей общеобразовательных учреждений, педагогов-психологов и преподавателей вузов.
6 этап. Организационно-исполнительское обеспечение личностно ориентированного управления качеством довузовской подготовки.
Цель: мотивировать субъектов довузовской подготовки на освоение технологии личностно ориентированного управления качеством, методов разработки и коррекции программ довузовской подготовки, распределить управленческие полномочия, координировать деятельность по повышению качества довузовской подготовки.
Виды деятельности: психолого-педагоги-ческие семинары; научно-практические конференции и педагогические чтения; проведение открытых занятий и мастер-классов; экспресс-опросы; тренинги; консультации с педагогами и обучающимися, собеседования; заседания рабочей группы по обсуждению содержания деятельности структурных подразделений, участвующих в управлении качеством довузовской подготовки; методические выставки, тематические бюллетени.
7 этап. Контрольно-диагностическое сопровождение личностно ориентированного управления качеством довузовской подготовки. Мониторинг процесса личностно ориентированного управления качеством довузовской подготовки.
Цель: уточнить критерии и показатели качества довузовской подготовки, осуществить выбор контрольно-диагностического инструментария. Собрать, обработать и обобщить информацию о ходе личностно ориентированного управления качеством довузовской подготовки. Выявить результативность работы по повышению качества довузовской подготовки старшеклассников.
Виды деятельности: работа методических комиссий, маркетинговой службы по анализу контрольно-диагностического инструментария и разработке критериев и показателей качества довузовской подготовки с учетом результатов мониторинга.
8 этап. Разработка, реализация и рефлексия управленческих решений.
Цель: обеспечить устойчивое функционирование и развитие системы управления
качеством довузовской подготовки в образовательном учреждении, оптимизировать на основе маркетингового анализа ее эффективности выбор путей решения выявленных проблем довузовской подготовки старшеклассников. Обеспечить целенаправленность, скоординированность действий при реализации принятых управленческих решений и контроле за их выполнением.
Виды деятельности: проведение маркетингового диагностирования. Заседание рабочих групп по вопросам исполнения принятых управленческих решений. Систематизация аналитической информации.
Использование управленческих технологий - явление не новое для практики образовательных учреждений. Однако специфический предмет исследования - процесс лично-стно ориентированного управления качеством довузовской подготовки - предполагает поиск наиболее оптимальной совокупности средств для достижения конечной цели и реализации функций управления.
При разработке личностно ориентированной технологии управления качеством довузовской подготовки необходимо учитывать также порядок взаимодействия структурных элементов системы довузовской подготовки и закономерности управленческих отношений субъектов довузовской подготовки. Структура исследуемой технологии представлена последовательностью процедур, включающих в себя в качестве составляющих определенные операции. Логика управленческих действий подчинена стадиям управленческого цикла: от диагностико-
прогностической работы к практическому осуществлению видов деятельности на каждом этапе. Эффективность довузовской подготовки может быть обеспечена благодаря рефлексивному управлению. Специфика рефлексивного управления образовательным процессом на этапе довузовской подготовки состоит в том, что оно побуждает собственную активность и самостоятельность субъектов управления, влияет на процессы их самоуправления и тем самым обеспечивает их субъективную позицию.
Таким образом, личностно ориентированная технология управления качеством довузовской подготовки строится на основе следующих положений.
Во-первых, названная технология разрабатывается под конкретный управленческий замысел, в основе которого, безусловно, должна быть авторская гуманистическая позиция по обеспечению качества довузовской подготовки будущих абитуриентов в личностно-смысловом контексте.
Во-вторых, технологическая цепочка управленческих действий, операций, коммуникаций строится в строгом соответствии с системой целей и задач, имеющей форму конкретного ожидаемого измеряемого результата, который включает не только когнитивную, деятельно-творческую, но и аксиологическую, личностную составляющую.
В-третьих, исследуемая технология предусматривает поэтапное планирование и последовательное воплощение полисубъектных управленческих действий и операций, осуществляемых на диалогической основе.
В-четвертых, личностно ориентированная технология управления качеством довузовской подготовки строится на основе сотрудничества всех структурных подразделений вуза и субъектов довузовской подготовки.
В-пятых, органической частью личност-но ориентированной технологии управления качеством довузовской подготовки являются рефлексия и диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения развивающего образовательного процесса, его условий и результатов.
1. Вройейнстийн А.И. Оценка качества высшего образования. М., 2000.
2. Профессионально-личностное становление преподавателя и студента / под ред. Л.Н. Макаровой, И. А. Шаршова. Москва; Тамбов, 2006.
3. Панасюк В.П., Головичер Г.В. Опыт и лучшие практики построения и применения региональных, муниципальных и внутришкольных систем оценки качества образования. Салехард; Москва, 2009.
4. Виленский М.Я., Образцов П.И., Уман А.И. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе. М., 2005.
5. Подчалимова Г.Н. Проектирование содержания дополнительного профессионального образования руководителей школ: теория и практика. М., 2001.
6. Давыденко Т.М. Рефлексивное управление школой: теория и практика. Белгород, 1995.
7. Бондаревская Е.В. Концепция личностно ориентированного образования и целостная
педагогическая теория // Шк°ла духовности. Поступила в редакцию 11.04.2011 г.
1999. № 5. С. 41-52.
UDC 378
LEARNER-ORIENTED QUALITY MANAGEMENT OF PRE-UNIVERSITY TRAINING: TECHNOLOGICAL ASPECT
Natalia Alekseevna SHULGINA, Kursk State University, Kursk, Russian Federation, Senior Lecturer of Continuing Professional Education Department, e-mail: [email protected].
The article deals with the learner-oriented technology of quality management of pre-university training; the system of administrative actions, operations and communications, which provides success of achieving individual results of personality development of a perspective university applicant in changing conditions, the basic stages of the learner-oriented technology of quality management concerning pre-university training.
Key words: learner-oriented quality management of pre-university training; quality management technology of preuniversity training; stages of learner-oriented technology of quality management of pre-university training.