УДК 378
КАЧЕСТВО ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ: СПЕЦИФИКА СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА
© 2010 Н. А. Шульгина
ст. преподаватель каф. непрерывного профессионального образования, e-mail: shulginaNA TA @yandex. ru
Курский государственный университет
В статье рассматривается довузовская подготовка как элемент системы непрерывного профессионального образования, отмечается специфика современной системы довузовской подготовки, определяются компоненты, критерии и показатели ее качества, проводится обоснование актуальности построения системы управления качеством довузовской подготовки.
Ключевые слова: довузовская подготовка, качество довузовской подготовки, структурные элементы качества довузовской подготовки, цель, задачи довузовской подготовки, управление качеством довузовской подготовки
Переход высшего образования России на многоуровневую систему подготовки кадров требует сохранения и развития преемственности на всех этапах обучения. Качество профессиональной подготовки в вузе в значительной степени зависит от качества образования абитуриентов, которое определяется многими факторами: уровнем подготовки по предметам, степенью осознанности выбора специальности, знанием современного состояния избранной сферы деятельности и перспектив ее развития, наличием навыков самостоятельной работы и т. д.
Рассмотрение качества довузовской подготовки в современных условиях обусловлено необходимостью анализа как положительных, так и негативных тенденций, связанных с внедрением новых форм контроля знаний обучающихся.
Довузовская подготовка является базовым элементом структуры многоуровневой системы высшего профессионального образования и звеном системы непрерывного образования. Именно на этом этапе происходит окончательный выбор старшеклассником будущей специальности и определяется качество его подготовки к обучению в вузе.
Характерными чертами довузовской подготовки абитуриентов как механизма профессионального и ценностного самоопределения личности, обеспечения преемственности между различными ступенями образования в условиях трансформации экономической системы общества являются: индивидуализация и дифференциация, динамизм и вариативность, интегративность и универсализация, адаптивность и доступность, согласованность образовательных программ и педагогических технологий, связь теории с практикой, единство общего, дополнительного и профессионального образования, согласование основных подходов к организации довузовской подготовки с общими дидактическими принципами с целью структуризации и дополнения научного знания в данном направлении.
Специфика современной системы довузовской подготовки состоит в её способности не только вооружать обучающихся первичными знаниями и умениями в избранной профессии, но и формировать у них потребность в непрерывном самостоятельном и творческом подходе к овладению новыми знаниями; создавать возможности для отработки умений и навыков самообразования, предоставляя
возможность осуществить профессиональную пробу; готовить к выбору направления дальнейшего образования, будущей профессиональной деятельности с учетом реальных потребностей рынка труда.
В современных условиях профессиональная успешность во многом зависит от способности выпускников образовательных учреждений приобретать и развивать компетенции, которые могут применяться к целому ряду жизненных обстоятельств.
С. Е. Шишов и В. А. Кальней выделяют следующие компетенции, которыми образовательные учреждения должны вооружать своих выпускников:
1) политические и социальные компетенции: способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путем, участвовать в функционировании и в улучшении демократических институтов;
2) компетенции, касающиеся жизни в многокультурном обществе. Чтобы препятствовать возникновению расизма, распространению климата нетерпимости, образование должно «вооружить» молодежь межкультурными компетенциями, такими как понимание различий, уважение друг друга, способность жить с людьми других культур, языков, религий;
3) компетенции, касающиеся владения устным и письменным общением. Они важны в работе и общественной жизни до такой степени, что тем, кто ими не обладает, грозит исключение из общества;
4) компетенции, связанные с возникновением общества информации (владение новыми технологиями, понимание необходимости их применения, способность критического отношения к распространяемой по каналам СМИ информации и рекламе);
5) способность учиться всю жизнь как основу непрерывной подготовки в профессиональном плане, а также в личной и общественной жизни [Шишов, Кальней 2000: 73, 75].
С целью выявления компонентов, критериев и показателей качества довузовской подготовки нами были проанализированы различные подходы к качеству образования.
В. А. Кальней, С. Е. Шишов, Е. В. Яковлев рассматривают качество образования как степень достижения поставленных целей и задач. Авторы отмечают, что качество образования есть социальная категория, определяющая состояние и результативность процесса образования, его соответствие потребностям и ожиданиям общества в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетентностей личности [Шишов, Кальней 2000; Яковлев 2000].
В работах А. П. Крахмалева, М. М. Поташника качество образования рассматривается также как соотношение цели и результата, как мера достижения целей. При этом авторы отмечают, что цели (результаты) должны быть заданы диагностично и спрогнозированы на перспективу [Крахмалев 2001; Управление качеством образования 2000: 448].
П. И. Третьяков и Т. И. Шамова отмечают, что качество образования есть равнодействующая следующих составляющих: потребностей личности и общества, целевых приоритетов, спрогнозированного результата [Третьяков, Шамова 2001].
Предпринимаются попытки более широкого раскрытия сущности качества образования с включением характеристик уровня сформированности знаний, умений, навыков, творческих способностей, нравственных качеств, социальных, психических и физических свойств личности обучающихся (Е. В. Бондаревская, Г. М. Коджаспирова, В. П. Панасюк, В. М. Полонский, А. И. Субетто).
Различные подходы к трактовке понятия «качество образования» позволяют нам сделать вывод о том, что одни авторы ориентируются на потребности личности и общества; другие - на сформированный уровень знаний, умений и навыков и другие социально значимые качества; третьи - на совокупность свойств и результатов; четвертая группа авторов - на цели и результаты; пятая - на способность образовательного учреждения удовлетворять установленные и прогнозируемые потребности обучающихся, их родителей и других внутренних и внешних потребителей.
Качество довузовской подготовки рассматривается нами в единстве трех его составляющих (условий, процесса и результата) и представляет собой совокупность качества процесса, качества условий и качества результата. Нельзя не отметить, что говорить о качестве мы можем тогда, когда на этапе довузовской подготовки происходит:
- овладение обучающимися системой научных знаний;
- развитие познавательных умений и навыков, формирование на этой основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности;
- развитие её творческих сил и способностей;
- ведется работа по профессиональной ориентации учащихся и поиску талантливой и одаренной молодежи.
Главная цель довузовской подготовки заключается не только в формировании специальнонаучных знаний учащихся, целостности их представлений об окружающем мире, но и в обеспечении полноценной реализации школьниками индивидуальных склонностей и способностей, их профессионального самоопределения [Концепция профильного обучения 2002]. Это вызывает необходимость уточнить современное понимание сущности профессионального самоопределения личности. В настоящее время оно трактуется в контексте развития личности как субъекта деятельности. Интегративным критерием профессионального самоопределения является внутренняя готовность личности к осознанному и самостоятельному планированию, коррекции и реализации перспектив своего развития.
Качественное довузовское образование сочетает в себе не только систему общих и специальных знаний, но и личностные свойства, которые необходимо развивать. Проблема состоит в эффективном контроле и оценке качества, которое должно соответствовать требованиям государства, общества и самой личности обучающегося.
Полноценность информации о качестве довузовской подготовки в значительной мере обеспечивается системой критериев. Основу для ее создания составляют требования федеральных и региональных образовательных стандартов. Так, за основу могут быть взяты следующие критерии: владение учащимися теоретическим,
прикладным содержанием учебной дисциплины; уровень развития культуры мышления, логических рассуждений, культуры общения (навыки общения и способы обоснования рассуждений), культуры самоорганизации деятельности (мобилизация личностных возможностей и методы эффективного взаимодействия с объектом изучения).
С учетом критериев социального и профессионального самоопределения личности обучающихся и специфики довузовской подготовки можно выделить показатели, отражающие:
— профессиональные возможности обучающихся (их индивидуальные особенности; социально-психологические свойства; жизненная позиция; характер; общий уровень самопознания; коммуникативные способности и т.д.);
— профессиональные потребности обучающихся (сформированность
профессиональных интересов и склонностей, их структура, наличие целей профессионального намерения и т.д.);
— соответствие профессиональных возможностей профессиональным потребностям (соответствие типа личности типу профессиональной среды, потребностей - состоянию здоровья, потребностей абитуриентов - потребностям общества).
Наличие информации о качестве довузовской подготовки позволяет повысить степень обоснованности принимаемых управленческих решений. При этом важно учитывать, что результат управленческого воздействия во многом зависит не от его интенсивности, а от его характера, качества, удачно выбранного времени и т. д. Поэтому, принимая решение с целью коррекции образовательного процесса на этапе довузовской подготовки, необходимо предусматривать:
— выделение факторов, оказывающих существенное влияние на процесс и результат профессионального самоопределения личности;
— создание моделей возможных оптимальных путей развития личности с целью формирования ее готовности к профессиональному самоопределению в зависимости от соответствия профессиональных интересов учащихся, их профессиональных возможностей и потребностей рынка труда;
— поиск механизмов воздействия на личность с указанной целью;
— изучение процессов самоорганизации личности, происходящих под влиянием внешних управленческих воздействий, посредством организации обратной связи.
По мере развития современного образования число характеристик качества довузовской подготовки (а следовательно, и требований к качеству подготовки абитуриентов) постоянно растет.
Рост степени насыщения рынка образовательных услуг, усиление конкуренции среди высших учебных заведений вызвали к жизни понятие «качество подготовки абитуриентов», под которым понимается его способность соответствовать в определенный период времени сложившимся или предполагаемым требованиям вуза. Сегодня социально-экономическая и демографическая ситуации в стране привели к резкому количественному спаду числа выпускников образовательных учреждений, к усилению конкуренции в сфере образовательных услуг в условиях перехода к рыночной экономике, к определенному повышению интереса к получению высшего образования. Поэтому в рамках довузовской подготовки большое внимание уделяется реализации её новых функций. К их числу относятся аксиологическая, компетентностная, диагностическая, компенсаторная, информационная,
консультационная, функция субъектной активности, ориентирующая, прогностическая (моделирующая), рефлексивная, маркетинговая функции.
Обеспечение качества довузовской подготовки требует анализа актуальных потребностей обучающихся; проектирования качества; планирования качества; контроля качества; обратной связи с потребителями услуг на этапе довузовской подготовки (анализ отзывов, пожеланий абитуриентов и их родителей).
Считаем целесообразным остановиться на комплексе ключевых вопросов и определить ведущие факторы качества довузовской подготовки. По нашему мнению, его следует рассматривать как многокомпонентную систему. В числе структурных элементов этой системы мы выделяем следующие:
- качество педагогического персонала (Кто учит? Хотят ли они учить? Их профессиональная компетентность в области довузовской подготовки; внедрение стимулирующих факторов и структур; наличие соответствующего социального статуса и достаточного финансирования; наличие опыта непрерывного профессионально-личностного саморазвития и др.);
- качество образовательных программ (Чему мы учим? Проявление особого внимания к определению конечных результатов в компетентностном формате, к выявлению целей довузовской подготовки с учетом потребностей общества; разработка и реализация индивидуальных образовательных программ; формирование и развитие общеучебных умений и навыков и т.д.);
- качество образовательного потенциала абитуриентов (Кого мы учим? Хотят ли они учиться? Требуют особого внимания вопросы, связанные с учетом способностей абитуриентов, обеспечением доступности образования, переходом с одного уровня образования на другой);
- качество ресурсного обеспечения образовательного процесса на довузовском этапе обучения (Как обеспечено обучение? Необходимость более активно привлекать обучающихся к процессу управления своим образованием, используя для этого возможности информационных технологий, дистанционных средств обучения; мобилизовывать соответствующие знания и навыки для анализа, принятия решений, для того, чтобы отстаивать собственный выбор, уметь предвидеть возникающие ситуации);
- качество управления системой довузовской подготовки, учитывающее качество инфраструктур внутренней и внешней среды и осуществляющееся во взаимодействии с окружающей средой.
Одним их первых указал на необходимость управления качеством образования Е. Б. Куркин - заместитель министра образования России в 1990 г. По его мнению, «управление качеством образования — это разработка и осуществление системы мер, позволяющих экономически эффективно предоставлять образовательные услуги такого качества, которое соответствует требованиям потребителя» [Куркин 1997]. В этом определении акцент сделан на понимании образования в контексте рынка образовательных услуг, где в качестве товара выступают образовательные услуги, а участники процесса образования становятся их потребителями. Нельзя не согласиться с автором, что рынок образовательных услуг уже стал реальностью.
В. П. Панасюк в своем исследовании отмечает, что «управление качеством образовательного процесса - это целенаправленное, комплексное, скоординированное воздействие как на данный процесс в целом, так и на его основные элементы в целях достижения наибольшего соответствия параметров его функционирования и результатов соответствующим требованиям, нормам и стандартам» [Панасюк 1999].
Задачи, стоящие перед системой довузовской подготовки, решаются многими учреждениями высшего профессионального образования по-разному. Основной организационной формой довузовской подготовки в Курском государственном университете (КГУ) является факультет довузовской подготовки.
К числу приоритетных задач довузовской подготовки в условиях КГУ принадлежат:
- профессиональное самоопределение и психологическая адаптация абитуриентов;
- выявление остаточных знаний как необходимое условие их коррекции и обновления;
- систематизация и обобщение знаний;
- организация обучения, направленного на предупреждение учебных затруднений и оказание индивидуальной и дифференцированной помощи слушателям;
- подготовка к сдаче вступительных испытаний в вуз;
- развитие познавательной самостоятельности и выявление творческого потенциала слушателей;
- выявление и развитие у абитуриентов качеств, необходимых для будущей профессиональной деятельности.
Ниже представлена структурно-функциональная модель факультета довузовской подготовки, которая служит реализации вышеназванных задач.
Управление бухгалтерского учета и экономики
Ґ \
Управление по
воспитательной
работе
ч /
Органы управления образования
Сложившиеся тенденции развития высшего профессионального образования требуют подготовки абитуриентов не только к поступлению в вуз, но и к вузовским условиям обучения. Поэтому в деятельности факультета довузовской подготовки КГУ важное место отводится контролю остаточных знаний выпускников общеобразовательных учреждений, их коррекции, обобщению и систематизации. Это стало наиболее значимо сегодня, когда зачисление в вузы проводится по результатам единого государственного экзамена.
Проанализировав результаты образовательной деятельности студентов первого курса, мы сделали вывод о недостаточном уровне сформированности у обучающихся навыков самоорганизации, самообучения, умения работать с литературой, владения навыками конспектирования, выделения главного, рационального использования учебного и свободного времени. Вполне очевидной становится необходимость
включения в систему довузовской подготовки работы по развитию у абитуриентов навыков, способствующих успешному обучению в вузе, выявлению качеств, необходимых специалисту-профессионалу.
Важное место в системе довузовской подготовки в Курском государственном университете занимает совместная работа с общеобразовательными учреждениями, которая непосредственно связана с организацией:
- единого содержательного образовательного пространства;
- целенаправленной работы по профессиональной ориентации старшеклассников;
- системы, позволяющей развивать общеучебные умения и навыки, которые необходимы для обучения в вузе и которые не может сформировать общеобразовательное учреждение.
Услуги, предоставляемые абитуриентам на этапе довузовской подготовки в КГУ различны по своему составу и структуре, поэтому можно выделить различные признаки их классификации:
- по количеству обучающихся (индивидуальные занятия, малые группы (35 человек), групповые занятия (10-15 человек);
- по срокам обучения (интенсивные (3-5 дней), краткосрочные (1-2 мес.), среднесрочные (2-3 мес.), продолжительные (6-9 мес.));
- по месту обучения (на базе университета, выездные - на базе общеобразовательной школы, других учреждений);
- по форме обучения (очные, очно-заочные, дистанционные);
- по форме предоставления учебного материала (вербальная, аудиовизуальная, с использованием современных информационно-коммуникационных технологий и др.);
- по составу преподавателей (профессорско-преподавательский состав вуза, ведущие учителя общеобразовательных учреждений);
- по типу используемых методов обучения (традиционные и инновационные методы обучения) и др.
Таким образом, на фоне изменения социокультурной ситуации изменилось содержание и формы довузовской подготовки, появились новые направления в работе с абитуриентами.
Научить абитуриента учиться, самостоятельно приобретать знания важно не только для дальнейшего обучения в вузе, но и для предстоящей работы по специальности.
Качественная довузовская подготовка, на наш взгляд, сочетает в себе не только совокупность большого количества общих и специальных знаний, но и таких его свойств и их проявлений, которые способствуют удовлетворению потребностей, развитию личностных качеств абитуриента и отвечают его интересам. Важным критерием качества довузовской подготовки является востребованность полученных знаний в конкретных условиях и местах их применения для достижения поставленной цели и повышения качества жизни.
При этом все перечисленные выше действия являются сложными и представляют собой совокупность множества более простых операций, каждая из которых имеет собственную цель, критерии контроля и методы коррекции качества в случае несоответствия уровня качества стандартам.
Сказанное выше свидетельствует о необходимости построения системы управления качеством, которая представляет собой совокупность организационной структуры, распределение полномочий и ответственности, методов, процедур и ресурсов, необходимых для установления, поддержания и совершенствования качества подготовки старшеклассников на довузовском этапе обучения.
В ходе проведения формирующего эксперимента по совершенствованию системы управления качеством довузовской подготовки нами были определены основные виды работ, реализуемых через факультет довузовской подготовки КГУ:
- прогнозирование количественного состава контингента абитуриентов;
- сбор и анализ информации об организации и обеспечении образовательного процесса на этапе довузовской подготовки;
- осуществление постоянного контакта с учреждениями среднего образования и органами управления образованием;
- осуществление постоянного контроля за становлением абитуриента в психологическом, профориентационном, качественном аспектах;
- разработка учебно-методических материалов;
- осуществление постоянного контроля за уровнем преподавания и качеством подготовки слушателей курсов;
- разработка рекомендаций по совершенствованию качества довузовской подготовки абитуриентов;
- анализ информации о качестве подготовки старшеклассников общеобразовательных учреждений и внесение корректировок в рабочие программы дисциплин, по которым осуществляется довузовская подготовка;
- изучение, обобщение и внедрение в образовательный процесс на этапе довузовской подготовки передовых образовательных технологий и методической литературы;
- формирование спроса на получение высшего образования через опрос, анкетирование слушателей довузовской подготовки.
Путь к новому качеству довузовской подготовки в некотором отношении открыли инновационные подходы к обучению, которые призваны реагировать на складывающиеся ситуации на рынке труда и индивидуализировать образовательные программы с учетом интересов и способностей абитуриентов в сочетании с объективной оценкой их деятельности.
Библиографический список
Байденко В. И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. 2004. № 11. С. 17-22.
Зимняя И. А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? (теоретико-методологический аспект) // Высш. образование сегодня: реформы, нововведения, опыт: журнал. 2006. №8. С. 20-26.
Концепция профильного обучения в учреждениях общего среднего образования // Директор школы. 2002.№ 4. С. 97-114.
Крахмалев А. П. Качество образования как актуальная проблема управления. Омск, 2001.
Куркин Е. Б. Управление образованием в условиях рынка. М.: Новая школа, 1997. 144 с.
Панасюк В. П. Научные основы проектирования педагогических систем внутришкольного управления качеством образовательного процесса (Монография) / науч. ред. и предислов. А. И. Субетто. СПб. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. 297с.
Третьяков П. И., Шамова Т. И. Управление качеством образования: сущность и проблемы: сб. материалов науч. сессии ФПК и ППРО, М., 2001.
Управление качеством образования: практикоориентированная монография и методическое пособие / под ред. М. М. Поташника. М.: Пед. об-во России, 2000. 448 с.
Шишов С. Е., Кальней В. А. Школа: мониторинг качества образования. М., 2000.
316 с.
Шишов С. Е., Кальней В. А. Мониторинг качества образования в школе. М.: Пед. общ-во России, 2000. 320 с.
Яковлев Е. В. Структурно-функциональная характеристика внутривузовского управления качеством образования // Труды научно-исслед. лабор. «Управление качеством образования в высшей школе» Вып.4. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2000. С 73-86.