ПЕДАГОГИКА
УДК 378
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЦЕССА ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА
Т. М. Давыденко 11 Е. Н. Шафоростова 21
1) Воронежский
государственный
университет
Старооскольский
технологический
институт
НИТУ «МИСиС»
e-mail:
davydenko@vsu.ru
В статье исследуются проблемы формирования процесса довузовской подготовки в инфомационно-образовательной среде учреждения высшего профессионального образования. Проводится анализ психо-лого-педагогических форм и методов организации данного процесса, определяются первостепенные цели и задачи, приоритетные направления формирования процесса довузовской подготовки.
Ключевые слова. Довузовская подготовка, профессиональная направленность, качество учебно-образовательного процесса, непрерывное образование, информационно-образовательное пространство, адаптация к системе обучения в вузе.
Актуальность проблемы управления процессом формирования довузовского образования как проблемы развития общества выражается в потребности разрешения противоречия между объективно имеющимися запросами современного общества в соразмеренном контингенте кадров и нерационально сформировавшимися субъективными профессиональными приоритетами молодежи. По своей сути профориентационная деятельность должна быть направлена на процесс формирования выбора школьниками наиболее востребованных обществом профессий, что позволит воздействовать на целесообразное распределение профессиональных кадров [4].
Вопросы довузовской подготовки обучающихся и их профессиональной ориентации рассматриваются в психолого-педагогических трудах многих ученых. Так, в исследованиях А. С. Борщова, Л. Н. Журкина, Б. Т. Лихачева, О. Б. Лысых, А. А. Петрусевича, В.
А. Садовничего, И. Ф. Харламова, И. В. Фролова, Г. Б. Чураковой анализируются организационные и педагогические подходы к профильному обучению, рассматриваются в связи с этим инновационные преобразования в общеобразовательной школе.
Разносторонние проблемы повышения результативности учебно-методической системы непрерывного образования рассмотрены в трудах Л. В. Анисимовой, О. В. Белоусовой, В. Н. Бобрикова, М. Ю. Бокарева, П. В. Густова, Е. Э. Захаржевской, С. М. Марковой, Е. А. Перминова, В. Н. Просвиркина, Е. Г. Плисецкого, Е. А. Смирновой, М. В. Шабановой, В. И. Шаповалова, Г. М. Щевелевой, Е. В. Янченковой и др. Ученые анализируют различные подходы к профориентационной деятельности, довузовскому обра-зовнию обучающихся, что способствует повышению качества подготовки к ЕГЭ и более осознанному выбору профессии, а также процессам адаптации обучения в вузе [6].
Социально-педагогическая направленность проблем довузовского образования отражена в трудах О. Г. Живейновой, И. И. Лошаковой, Д. Е. Филиппова, Э. Е. Чекановой, Н. Ю. Черновой, В. Н. Ярской и др. Обоснование теоретических основ методического обеспечения преемственности общего, профессионального и высшего образовании рассмотрено в работах А. В. Батаршева, Ю. А. Кустова, М. М. Мавлюшова, М. И. Махмутова, Н. В. Немовой, А. К. Орешкиной, Н. М. Резиной, Л. О. Филатовой, С. Н. Чистяковой,
Т. М. Чурековой, Г. И. Щукиной и др. Вопросам актуализации процессов довузовской подготовки обучающихся в условиях инновационного развития рынка труда и экономических запросов посвятили свои работы Б. С. Гершунский, Л. В. Голуб, А. Н. Джуринский, Н. Б. Кошкина, М. В. Никитин, Э. П. Печерская, А. И. Черных, В. М. Филиппов,
В. Д. Шадриков и др.
Таким образом, довузовская подготовка способствует основательному изучению отдельных предметов, формированию условий для выбора обучающимися индивидуальных образовательных траекторий в соответствии с их способностями, стремлениями и потребностями, более результативной подготовке выпускников к профессиональному самоопределению, обеспечивая преемственность общего и высшего профессионального образования [5].
Отдельные вопросы довузовской подготовки школьников в условиях формирования информационно-образовательного пространства рассмотрены в трудах Г. В. Дорофеевой, М. В. Карнаухова, А. В. Кузнецовой, Н. В. Мотуренко, Т. Г. Новикова, А. А. Орловой, А. А. Остапенко, Т. Г. Савчина, И. Б. Федоровой, С. Н. Чистякова, О. В. Хуказова и др. Воспитание контингента обучающихся, наиболее отвечающего запросам технических вузов, возможно лишь при конструктивном и производительном взаимодействии учреждений среднего и высшего образования на основе тесного профориентационного сотрудничества и довузовской подготовки школьников к ЕГЭ. В основе такого взаимодействия школьных учреждений и вузов заложены следующие дидактические принципы: системность и последовательность, педагогическая корректность, связь теории с практикой, своевременность профориентационной деятельности, дифференцированный подход, наглядность и др.[2].
Выбор будущей профессии станет осмысленным лишь тогда, когда окончательное решение о нем является итогом процесса довузовской подготовки, в ходе которого обучающийся:
- понимает необходимость подготовки к выбору будущей профессиональной деятельности;
- стремится объективно оценивать свой потенциал;
- формирует самооценку на основе профессиональных и индивидуальных знаний;
- оценивает профессиональные предложения вузов, на основе чего осуществляет образовательной выбор [3].
Имеющийся опыт профориентационной работы в рамках довузовской подготовки с образовательными учреждениями показывает, что преподаватели высших учебных заведений должны проводить в профильных классах как дополнительные, так и установленные учебным планом основные занятия. Данный подход позволяет формировать у абитуриентов основу необходимых знаний, умений и навыков, а также способствовать формированию характерной психологической атмосферы, чему оказывает содействие организация учебного процесса, присущая высшему учебному заведению: лекции, лабораторные и практические работы повышенной сложности, семинары, занятия в научном сообществе. Важность организации действенной довузовской подготовки отмечают специалисты различных уровней образовательной деятельности [1].
Таким образом, довузовская подготовка представляет собой целенаправленную траекторию воспитания и обучения с помощью освоения образовательных программ повышенной сложности, оказания дополнительных образовательных услуг и реализации информационно-образовательной деятельности вуза в интересах слушателей с целью их подготовки к поступлению в высшие учебные заведения.
Процесс довузовской подготовки является важным компонентом информационнообразовательной системы непрерывного обучения в вузе, цель которой - наиболее полное удовлетворение потребностей слушателей в реализуемых образовательных услугах [4]. Непрерывное повышение качества учебно-образовательной деятельности, внедрение инновационных технологий в процесс довузовской подготовки являются условиями результативного обучения слушателей.
Образовательные программы в сфере довузовской реализуются при наличии соответствующей лицензии в целях:
- обеспечения качественного обучения слушателей на всех уровнях довузовской подготовки, имеющихся в вузе;
- вариативной подготовки слушателей к единому государственному экзамену для поступления на факультеты по выбранным направлениям;
- формирования у слушателей навыков мыслительной и познавательной деятельности, самостоятельной работы;
- профориентационной работы и профильного обучения слушателей;
- обеспечения целостного и системного подходов формирования довузовской подготовки в вузе;
- расширения траектории образовательных услуг, предоставляемых вузом в сфере довузовской подготовки;
- обеспечения организационно-педагогических условий для осуществления инициатив кафедр и других подразделений вуза, устремленных на разработку и исполнение общеобразовательных услуг и программ довузовской подготовки;
- обеспечения соответствия траекторий довузовской подготовки в вузе подлинным образовательным потребностям слушателей [1].
В рамках реализации программ довузовской подготовки в вузе ведется активная консультативная деятельность, нацеленная на информирование о направлениях подготовки на факультетах, ознакомление с правилами приема, с перспективами развития рынка, образовательных услуг в информационно-образовательном пространстве вуза.
Современные процессы формирования общества определяют образование как главную созидательную траекторию в области экономического развития, а также выделяют основным ядром для решения социально-этических и нравственных проблем, сохранения и развития науки и культуры, укрепления государственности. В этой связи наиболее актуальным является усиление роли непрерывного образования, основная идея которого заключается в неизменном созидательном саморазвитии личности в течение жизни [5].
Таким образом, процесс формирования довузовской подготовки является достаточно сложным, интегративным явлением профессиональной деятельности с четко сформулированными целями, задачами, востребованными формами и методами обучения. Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что формирование системы довузовской подготовки включает следующие первостепенные цели в подготовке обучающихся:
- профориентацию;
- развитие и укрепление мотивации к продолжению обучения;
- проведение в жизнь первоначальной специализации.
Таким образом, довузовская подготовка является неотъемлемой частью общероссийской системы непрерывного образования. Ключевой проблемой организации довузовской подготовки в информационно-образовательной среде вуза является формирование духовного потенциала школьников, развитие их индивидуальных способностей и профессионально значимых качеств [3].
Непрерывность образования в системе довузовской подготовки способствует формированию общественной устойчивости и развитию социума, обусловливает качество подготовки кадровых ресурсов для всех сфер функционирования государства.
Проведенный анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод, что важным фактором развития процесса довузовской подготовки является формирование у обучающихся старших классов наиболее осмысленного выбора будущей профессии, реализация условий учебно-воспитательной деятельности, направленной на привлечение в высшие учебные заведения абитуриентов, которые осознанно определились с выбором профессии. Как показывает практика эксперимента, мотивированный выбор обучающимися профессиональных траекторий значительно повышает качество учебного процесса и обеспечивает подготовку специалистов высокой квалификации в вузе [2].
Процесс развития системы довузовской подготовки на основе формирования информационно-образовательной среды вуза и средней школы является реализацией профильной системы обучения, а также повышения качества подготовки выпускников школ и формирования их профессиональнальных потребностей. Ключевая цель обучения на курсах довузовской подготовки - глубокое изучение предмета, систематизация и обобщение знаний, развитие прочных умений и навыков выполнения заданий различной степени трудности. Существенным преимуществом организации довузовской подготовки является и то, что занятия дают возможность обучающимся адаптироваться к системе обучения в вузе, приобрести опыт взаимодействия с преподавателями [6].
Самоопределение в выборе будущей профессии и понимание личного профессионального роста мы определяем как сложную многогранную организацию в формировании информационно-образовательной среды вуза, для эффективного развития которой необходимо согласованное управление на всех этапах подготовки кадрового потенциала региона и развития управляющих элит.
Список литературы
1. Анисимова Л. В. Модернизация системы довузовской подготовки на современном этапе: Дис. ... канд. пед. наук: Москва, 2004.
2. Белоусова О. В. Методолого-экспериментальное построение развивающего образования в проблемном поле «школа - вуз»: дис. ... доктора педагогических наук. Ростов-на-Дону, 2009.
3. Беспаленко П. Н. Дорожная карта ^-проекта «Лестница успеха» по формированию и
становлению управленческих элит градообразующих предприятий малых городов России/ Материалы Первого Всероссийского элитологического конгресса с Международным участием «Элитология России: современное состояние и перспективы развития», г.Ростов-на-Дону, ЮРИФ
РАНХиГС, 2013.
4. Давыденко Т. М., Шафоростова Е. Н. Формирование профессиональных компетенций педагогов технического вуза/Научные ведомости БелГУ. - 2013. - №6.
5. Шамова Т. И. Управление образовательным процессом в адаптивной школе / Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко. - М.: Педагогический поиск, 2001.
6. Щевелева Г. М. Профессионально ориентированная региональная довузовская подготовка/ Щевелева Г. М - М. Профессиональное образование, 2001. - № 2.
PROBLEMS OF FORMATION PROCESS OF PRE-UNIVERSITY TRAINING IN THE INFORMATION-EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY
T. M. Davydenko 1) E. N. Shaforostova 2)
1) Voronezh State University
2) Stary Oskol Technological Institute NRTU «MISA»
e-mail:
davydenko@vsu.ru
This article studies the problems of formation the process of preUniversity training in the information-educational sphere of the University. The paper discusses the results of the analysis of psychological and pedagogical forms and methods of organizational process of the pre-University training, defined primary objectives and tasks, priority directions of formation process about pre-University training.
Keywords. Pre-University training, professional orientation, the quality of teaching and educational process, ongoing education, information and educational space, adaptation to the system of education.