УДК 371. 124 + 377.1 ББК Ч421.421
Н. И. Мазурчук
Екатеринбург
Г. Ю. Чаплина
Симферополь
КРОССКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД К МИССИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ КОЛЛЕДЖА
ГСНТИ 14.37.01 Код ВАК 13.00.01 КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: кросскультурный подход; миссия преподавателя колледжа; миссионный подход в образовании; профессионально-педагогическая компетентность преподавателя колледжа.
АННОТАЦИЯ. Рассматривается инновационное развитие образования, ставшее стратегическим выбором России и Украины, что создало объективные предпосылки для актуализации национальной идеи, идеи служения. В этой связи становится очевидным, что происходящие преобразования привлекают интерес к проблеме миссии преподавателя колледжа как носителя и проводника культурных ценностей.
N. I. Mazurchuk
Ekaterinburg
G. Yu. Chaplina
Simferopol
CROSS-CULTURAL APPROACH TO THE MISSION OF A COLLEGE TEACHER
KEY-WORDS: cross-cultural approach; mission of a college teacher; mission approach in education; pedagogical professional competence of a college teacher.
ABSTRACT. The innovative development of education, which became a strategic choice of Russia and Ukraine, created objective conditions for actualization of the national idea — the idea of service. In this connection it becomes apparent, that the current changes attract the interest to the problem of college teacher mission as a bearer and guide of the cultural values.
Существует обусловленность изучения ряда педагогических явлений социальными, культурными и экологическими факторами. Кросскультурный подход к их рассмотрению наиболее актуален в условиях глобализации образования. Кросскультурные исследования направлены на выявление как универсальных, так и специфических особенностей изучаемых педагогических явлений, а также описывающих их теорий.
© Мазурчук Н. И., Чаплина Г. Ю., 2011
Так, в конце первого десятилетия XXI в. человечество все более осознает себя единым целым. В современной мировой практике прослеживается тенденция к пониманию универсальной общечеловеческой миссии образования в целом и преподавателя в частности. Интернационализация образования, обусловленная укрепляющейся экономической интеграцией, непосредственно осуществляется в масштабах геополитических регионов, которые
объединяют страны, близкие по условиям исторического развития и социально-экономической структуре. В этих странах, как показали кросскультурные исследования, общие представления об общемировых культурных ценностях, формировании планетарного сознания имеют сходные черты.
В этой связи вполне объясним тот факт, что проблема миссии преподавателя колледжа актуальна как для России, так и для Украины.
Сегодня эти страны переживают кризисные явления. В этот период, когда изменяются условия общественной жизни и социальная структура общества, устанавливается новая нормативноценностная его модель, а образование, имея общественную природу и исторический характер, отражает задачи социального развития и культуры этих обществ. В этих условиях преподаватель колледжа призван стать носителем и проводником ценностей инновационной модели образования, так как он является субъектом общественных отношений.
Теоретико-методологические установки, связанные с реформацией обществ, идущих по пути инновационного развития, предполагают изменение фундаментальных представлений о человеке и его развитии через образование. В этих странах создается системная модель содержания образования в отличие от модели, представленной разноуровневыми предметами со сла-бовыраженными межпредметными связями. Основополагающими ориентирами в системе современного образования на территории стран СНГ (Россия, Украина) являются гуманизированные, личностно ориентированные культурные ценности. В то же время развитие личности студента на всех уровнях — сознания, чувств и поведения — становится ценностным основанием педагогической деятельности преподавателя колледжа. Это утверждение базируется на изменении отношения к студенту как сложной многофакторной системе и к знанию, которое должно быть обращено в будущее, а не в прошлое.
В контексте вышесказанного деятельность преподавателя колледжа —
это государственная миссия, предназначение которой — создание условий для развития личности студента как носителя активной, инициативной, ответственной, творческой позиции; его самоопределение в культуре своей страны для служения своему гражданскому, профессиональному и семейному долгу, своему призванию. В этой связи центральное место в научных дискуссиях, разворачивающихся на фоне модернизации систем образования России и Украины, отводится мис-сионному подходу — актуальному направлению, отражающему генеральную цель образования и конечный смысл деятельности преподавателя колледжа, основанных на идее «служения».
Понятие «миссия» еще не осмыслено до конца. Но ясно только одно: именно образование наиболее полно и интегративно содержит практически все дефиниции рассматриваемого понятия, которые раскрывают его аксиологическое значение.
Миссия — это:
• главный критерий оценки необходимости всех действий;
• совесть прошлого и глаза будущего;
• прицеливание в будущее;
• главная суперцель;
• это видение своего предназначения в рамках общества;
• основной смысл существования;
• признак зрелости и профессионализма;
• индикатор всей деятельности [1]. Обобщая вышесказанное, можно
сделать вывод, что миссия преподавателя — это духовное образование, отражающее социальное мировоззрение педагога как совокупность взглядов, убеждений, ценностей и установок, определяющих способы профессиональной деятельности и общения, принципы бытия профессионального педагогического сообщества [4].
На уровне и научного, и общественного сознания укоренилось мнение о прямой зависимости реализации идей миссионного подхода в образовании, миссии преподавателя в педагогическом процессе, в первую очередь, от профессионально-педагогической компетентности учителя.
Глубокий анализ содержания и средств профессиональной деятельности преподавателя колледжа позволил нам рассмотреть сущность профессионально-педагогической компетентно-
сти посредствам деятельностного и культурологического подходов и выявить в структуре его профессиональнопедагогической компетентности 4 компонента и 4 элемента (таблица).
Таблица
Профессионально-педагогическая компетентность
Компоненты
профессионально-
педагогической
компетентности
преподавателя
колледжа
Элементы профессионально-педагогической компетентности
Коммуникативная
компетенция
Профессионально-
техническая
компетенция
Психологическая
компетенция
Риторическая
компетенция
Когнитивный
• знание нормативных документов, определяющих положение студента;
• знание основ педагогики взаимодействия, конфликтологии как науки о гармонии;
• знание особенностей педагогического, студенческого коллективов и т. д.
• знание характеристик стилей деятельности преподавателя;
• знание алгоритма ведения занятия;
• знание схем анализа и самоанализа занятия;
• знание алгоритма диагностики коллектива;
• знание современных технологий организации коллектива обучающихся;
• знание современных образовательных технологий, направленных на развитие обучающегося и т. д.
• знание роли ощущения и восприятия в овладении способностью к эмпатии;
• знание роли слова и его оттенков в процессе гармонизации знаний и нравственности;
• знание признаков классификации и типов детей по различному уровню эмоциональной выразительности и т. д.
• знание существенных признаков, системы требований педагогической риторики;
• знание причинноследственных связей между педагогической риторикой и культурой речи;
• знание вербальных средств воспитания и т. д.
Деятельностный
умение соотносить реальный процесс учебновоспитательного взаимодействия с теоретическими знаниями об организации коммуникативного процесса; умение ставить цели и решать сложные коммуникативные задачи, способствующие изменению взглядов, установок и ценностей обучающегося и т. д.
умение соотносить витагенный опыт обучающихся с содержанием изучаемого ими материала; умение системно мыслить и видеть противоречия в функционировании и развитии образовательной системы и т. д.
умение использовать знание особенностей личности обучающихся и мудрость чувств в решении сложных проблемных ситуаций;
умения выявлять показатели и причины проступков обучающихся; умение использовать защитные механизмы психики и способы снятия напряженности в условиях образовательного процесса и т. д.
умение использовать вербальные способы и средства воспитания; умение соответствовать системе требований педагогической риторики и т. д.
Творческий
• умение использовать инновационные способы взаимодействия;
• умение организо-
вывать и осуществлять продуктивную коммуникацию как с отдельными обучающимися, так и с группой лиц;_________
• умение организовать исследовательский поиск, сформировать интерес к исследовательской деятельности, как индивидуальной, так и групповой;
• умение ориентироваться в инновационных способах психологического проникновения в мир чувств и эмоций обучающегося;
• умение соотносить актуальность и результативность работы над собой по общему алгоритму формирования риторической компетентности с эффективностью работы по авторскому алгоритму;
101
Окончание таблицы
Компоненты профессионально- педагогической компетентности преподавателя колледжа Элементы профессионально-пе дагогической компетентности
Коммуникативная компетенция Профессионально- техническая компетенция Психологическая компетенция Риторическая компетенция
Творческий • умение принимать решения с учетом личностных и социальных последствий; • умение использовать традиционные способы общения для решения нестандартных задач и т. д. • умение сформировать у обучающихся навыки самоорганизации, самостоятельности, самообучения, саморегуляции, самоопределения и саморазвития; • умение распознавать, оценивать и анализировать исследовательские явления, ситуации, возникающие в жизни, исследовательские способности не только собственные, но и обучающихся; • умение соотносить эффективность работы при использовании общих алгоритмов с результативностью, достигнутой в процессе внедрения авторских технологий и собственной технологической цепочки; • умение проявлять энтузиазм и сподвижничество в деле педагогических инноваций; умение соотносить новые педагогические технологии со спецификой собственной профессиональной деятельности и т. д. • умение критически мыслить в сложных нестандартных ситуациях; • умение обогащать и осознавать мир своих чувств и т. д. • умение обогащать культуру речи, обучаясь педагогической риторике и т. д.
Мотивационно- ценностный • понимание сущности «Актуальное Я» и «Идеальное Я»; • понимание значимости собственных успехов и успехов коллектива колледжа и т. д. • понимание значимости имиджа преподавателя и адекватная оценка собственного имиджа; • понимание значимости здоровья и экологии бытия во всех ее проявлениях; • стремление к максимальной творческой самореализации и т. д. • понимание роли эмоционального познания окружающего мира и себя в этом мире в процессе педагогической деятельности; • понимание ценности гуманистической направленности мышления; • понимание чувств, состояний, переживаний собственной личности и т. д. • понимание значимости риторической рефлексии; • понимание ценности общения на основе культуры речи и педагогической риторики и т. д.
Рассматривая профессионально-педагогическую компетентность преподавателя колледжа как интегральную характеристику личности, которая имеет сложную структуру и представляет собой
синтез коммуникативной, профессионально-технической, психологической и риторической составляющих, позволяющих описать своеобразие видения им организации педагогической деятельности, мож-
но определить, что миссия преподавателя в контексте инновационных преобразований заключается в следующем:
• в развитии студента колледжа, изменении его взглядов, установок, ценностей, а не в усвоении комплекса сведений или приобретении отдельных навыков;
• освоении инновационных технологий практической деятельности;
• объединении обучения и исследования, представлении обучения как вида исследовательской работы;
• ориентации на самостоятельное «выращивание» знаний самим сту-
дентом, отказ от информационного подхода.
Таким образом, обращение к проблеме миссии преподавателя колледжа обусловлено, во-первых, необходимостью актуализировать национальную идею «служения» в странах СНГ (Россия, Украина), вне которой не существовало, не существует и не может существовать образование любой страны. Во-вторых, сохранить менталитет преподавателя: его приверженность служению национальной идее, т. е. выполнение государственной миссии.
ЛИТЕРАТУРА
1. БЕЛКИН А. С., СУТЫРИНА Т. А. Ментально-миссионное направление в образовании : моногр.. М. : Спутник, 2009.
2. БЕЛКИН А. С., НЕСТЕРОВ В. В. Педагогическая компетентность. Екатеринбург : Учебная книга, 2003.
3. КОЗЛОВА О. Г. Сутністі складові інноваційної діяльності вчителя // О. Г. Козлова. 2009.
4. МАЗУРЧУК Н. И. Генезис взглядов на профессионально-педагогические качества учителя как средства реализации миссионного подхода образования : коллект. моногр. / под ред. Т. А. Сутыриной, Н. И. Мазурчук. Екатеринбург : ИРА УТК, 2011.
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Т. А. Сутырина