ческое общение и личность учителя (А.К. Маркова) [6]. Более пятидесяти личностных свойств учителя (как профессионально значимых качеств, так и собственно личностных характеристик) выделяет Л.М. Митина [Цит. По 9, с. 223]. Однако в общем перечне свойств, составляющих психологический портрет идеального учителя мы не обнаружили такие, которые позволяют увидеть уровень его культуры (инкультура-цию).
Анализируя теоретические и методологические основания социально-культурной деятельности (С.Б. Брижатова [7], А.Д. Жарков, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников, Е.Л. Кудрина, Ю.А. Стрельцов, В.Е. Триодин [8], В.В. Туев, Н.Н. Ярошенко и др.) мы пришли к выводу, что социально-культурная деятельность является одной из категорий педагогической науки.
По своим целям и функциям социально-культурная деятельность взаимодействует и взаимообогащает педагогическую деятельность. Вслед за Н.Н. Ярошенко мы отмечаем, что педагогический статус теории социально-культурной деятельности определяется ее нацеленностью на изучение закономерностей и условий воспитания субъекта культуры [3].
В процессе полноценной практической работы педагога-воспитателя совершается постоянное взаимодействие его как субъекта культуры, а поэтому, на наш взгляд, правомерно к схеме труда учителя, предложенной А.К. Марковой, включить такие составляющие, как культура и социальное взаимодействие.
Таким образом, сегодня в нашей стране начинает формироваться гражданское общество и в качестве основного средства регуляции поведения рассматривается общая культура личности, включающая «широкий кодекс норм» (Р.З. Бого-удинова), культурных ценностей, нравственно-этических правил, традиций, социализирующее воспитание, социальный опыт в целом. Поэтому, на наш взгляд, повышается роль учителя в современном обществе как носителя и транслятора культуры, приобретает важность его культурная компетент-
ность. В канун Года Учителя (2010) актуализируются слова С. А. Рубинштейна: «Я живу на виду у людей: каждый мой поступок и каждый мой жест приобретают то или иное значение, в зависимости от того, чем он является для другого человека... Я для другого человека и другой для меня - является условием нашего человеческого существования» [5, с. 369]. Основной задачей в этом плане является «культурное строительство» воспитанника и «самостроительство» самого педагога посредством культуры и социального взаимодействия, межсубъектного общения.
Схема 2. Учитель как субъект педагогического труда (по А.К. Марковой)
Педагог как субъект педагогической
Педагог как субьект социально-культурной деятельности и субъект
Педагог как субьект педагогического
социального взаимодействия и межсубъектного обтпения
Схема 3. Педагог как субьект педагогического труда (наша интерпретация)
Библиографический список
1. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. - 2-е изд., доп., испр. и перераб. - М.: Логос, 2000.
2. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. - М.: Педагогика, 1983. - Т. 2.
3. Ярошенко, Н.Н. История и методология теории социально-культурной деятельности: учебник. - М.: МГУКИ, 2007.
4. Стрельцов, Ю.А. Педагогика досуга : учеб. пособие / Ю.А. Стрельцов, Е.Ю. Стрельцова. - М.: МГУКИ, 2008.
5. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии / отв. ред. Е.В. Шорохова. - М.: Педагогика, 1976.
6. Маркова, А.К. Психология труда учителя: кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1993.
7. Брижатова, С.Б. Технологии формирования региональных программ социокультурного развития в современной России. - Барнаул: Изд-во АлтГАКИ, 2008.
8. Триодин, В.Е. Педагогика клубной работы. - М.: Сов. Россия, 1984.
9. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология. - Ростов-н/Д : Феникс, 2000.
Статья поступила в редакцию 16.12.09.
УДК 378.144+398.8(571.15)
И.Н. Соловьева, ст. преп. АлтГАКИ, г. Барнаул, E-mail: altgaki@gmail.com
ЛОКАЛЬНЫЕ ПЕСЕННЫЕ ТРАДИЦИИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПЕЦИАЛИЗАЦИЙ
В статье рассматриваются музыкально-стилистические признаки песенных традиций, бытующих на территории Алтайского края. Обобщаются сведения о деятельности специалистов по собиранию, обработке местного музыкального фольклора и использовании его в музыкальном воспитании студентов.
Ключевые слова: изучение региональных певческих традиций в вузе культуры и искусств, формирование певческой традиции, переселенцы, собирательская деятельность, музыкальное воспитание студентов.
В современной социокультурной ситуации, сложившейся - одна из важнейших задач современной фольклористики. Без
в российском обществе, возрастает роль изучения националь- учета местных локальных явлений в народном музыкальном
ных музыкальных традиций, которые лежат в основе ментали- творчестве невозможно в полной мере охарактеризовать на-
тета русских людей. Русский менталитет с наибольшей полно- циональную народную культуру. Развитие певческих тради-
той проявляется через традиционную культуру, которая вы- ций и пропаганда народно-певческого искусства как в русле
полняет нравственно-регулятивную роль в обществе. Изуче- сохранения традиционных форм бытования, так и создания
ние местных традиций и выяснение причин, способствующих концертных «транскрипций» возможны лишь на основе глу-
формированию региональных особенностей народного пения боких знаний этих традиций.
Своеобразие каждой отдельно взятой певческой традиции зависит от многих факторов: географическое расположение местности, исторические и этнографические особенности, различия в песенном репертуаре и стиле исполнения песен. Основную роль в формировании местных традиций сыграли процессы миграции населения. Изучением региональных народно-певческих традиций на протяжении XVIII - XX веков занимались многие русские и современные фольклористы. На основании научных трудов и исследований выделены основные географические зоны бытования народно-певческих традиций: западнорусская, северорусская, южнорусская, среднерусская, волжская, уральская, сибирская. В Сибирский регион входят: Восточная Сибирь (Иркутская, Читинская область, а также Красноярский край и Забайкалье). В Западную Сибирь вошли Новосибирская, Омская, Томская, Кемеровская области и Алтайский край.
Предмет нашего исследования - изучение и выявление отличительных стилевых основ песенных традиций русскоязычного населения Алтая как первоисточника национальной культуры и основы музыкального воспитания студентов. Прежде чем приступить к характеристике локальных песенных традиций, бытующих на территории Алтайского края, коснемся истории поэтапного заселения русскими людьми алтайских земель.
На русское заселение Алтая существенное влияние оказывало, с одной стороны, развитие горнорудной и металлургической промышленности и связанное с этим принудительное переселение крестьян, работных и мастеровых людей с Урала, Европейской части России и ранее освоенных мест Сибири, массовая приписка крестьян к заводам и рудникам. С другой стороны, добровольная колонизация алтайских земель беглыми (крепостными крестьянами, раскольниками и др.). По определению фольклористов-исследователей А.М. Мехне-цова и В.М. Щурова, заселение делилось на два основных музыкально-этнографических слоя: старожильческий и позднепереселенческий. Старожильческое население составили старообрядцы, переселившиеся с Русского Севера, казаки, горнозаводские рабочие. Группу переселенцев образовали выходцы из южнорусских и центральных областей России, Украины и Белоруссии. В.А. Липинская утверждает, что освоение алтайских земель начинается в XVI - XVII веках выходцами из ранее заселенных мест Кузнецкого и Томского уездов, Урала, Сибири и северных районов Европейской части страны. [1, с. 116]. Элементы материальной и духовной культуры первопоселенцев (которых впоследствии стали называть «старожилами»), сформировались в условиях севера России, Поморья (Архангельская, Олонецкая, Вологодская губернии), Приуралья (Пермская и Вятская губернии) и Зауралья (Тобольская губерния). Окончательное формирование старожильческой традиции закончилось на рубеже XVШ-XIX веков. В результате на территории Верхнего Приобья сформировались локальные этнографические группы старожилов: чалдоны, казаки, сибиряки, вятские. Наиболее сложными по составу были староверы: «кержаки», поморы, «поляки», «каменщики», «самокресты» и т.д. Изучение традиции старожилов, выявление стилистических признаков связано с такими районами современного Алтайского края, как Шипуновский, Петропавловский, Чарышский, Краснощековский.
Для всей старожильческой песенной культуры характерно стилистическое единство, которое выражается в особенностях ладоинтонационного строения, приемов формообразования, характером многоголосия песен, различной роли отдельных песенных жанров, формах их бытования и исполнительских приемов. Отличительной особенностью старожильческой традиции является большая собранность, строгость, суровость. Голоса исполнителей песенного фольклора звучат в предельно низком, грудном регистре; песни выдержаны в медленном или достаточно умеренном темпе.
Черты стиля старожильческой традиции хорошо прослеживаются в хороводных песнях - жанре, занимающем одно из ведущих мест в музыкальном фольклоре Алтайского края.
Хороводные песни разнообразны по своему содер-
жанию, игровому и хореографическому оформлению и календарной приуроченности. Весенние хороводные песни отличаются сложной мелодикой, широким звуковым диапазоном, непрерывностью развития. Бытуют «улушные», «вешние», круговые песни. Вечёрочные песни характеризуются наличием игровых сюжетов, в завершении которых часто присутствует поцелуй. Значительное место в старообрядческой песенной традиции занимают духовные стихи. Бытуют покаянные, исторические, лирические стихи. Этот жанр включен в систему повседневных бытовых и трудовых обрядовых действий.
Немаловажная роль в освоении Сибири принадлежит казакам. Первые крепости - Тюмень, Тобольск, Томск - были возведены после похода Ермака, на рубеже ХУТ-ХУП веков. После присоединения Алтая к России, в 1717 году были основаны Белоярская и Чарышская крепости, чуть позже - Бийская и Ануйская. [2, с. 104]. В крепостях и укрепленных пунктах (форпостах, редутах, маяках) царское правительство размещало отряды служилых людей и казаков (выходцев с Дона), которые впоследствии составили основу сибирского казачества. Из-за достаточно замкнутого образа жизни некоторые казачьи станицы частично сохранили этнокультурную традицию до сегодняшнего времени, к таким относятся Петропавловская, Верх-Ануйская, Чарышская. В.М.Щуров указывает на то, что основу репертуара алтайских казаков составляют песни, имеющие много общего с казачьими песнями Дона, Урала. Песенный же стиль развивался, впитывая и синтезируя влияние музыкального фольклора разных регионов европейской части России. Исполнительский стиль алтайских казаков характеризуется степенностью, проникновенностью, особенно в проголосных песнях. [3, с. 43].
Казачьи песни имеют развитую многоголосную фактуру. При терцовом двухголосии количественное соотношение голосов в хоровой партитуре может быть различным. Вертикальная исполнительская структура представляет собой функциональное двухголосие с обособленным верхним голосом, противостоящим вариантногетерофонному «пучку» нижних голосов при синхронном произнесении поэтического текста. Горизонтальная структура песенной строфы опирается на чередовании сольного зачина и коллективного подхвата.
Широко представлен в казачьей традиции жанровый состав репертуара: свадебные, лирические песни, очень популярны «кадрили» и «восьмерка». Значительную и самобытную часть репертуара составляют военные и походные песни. Из календарной обрядности в среде казачества было популярным празднование Масленицы, с присущим ей «взятием городка».
В первой половине XVIII века в связи с развитием горнозаводского дела на Алтае начинается принудительное заселение территории Алтайского горнозаводского округа крестьянами. В этот период происходит интенсивное освоение Обского левобережья (бассейны рек Чарыш, Алей, Ануй). Еще до создания укрепленной казачьей линии в горных ущельях Алтая стали селиться приписные крестьяне, горнозаводские рабочие, беглые солдаты и раскольники. Немаловажное значение в миграционном процессе имел Указ Екатерины II о поселении в Сибирь староверов из Польши. В 30-е годы XVIII века при горнорудных заводах Демидовых стали селиться старообрядцы разных толков и согласий. В 40-е годы в верховьях рек Бухтармы и Катуни староверы образовали новые поселения, получившие название «каменщики» (от выражения «бежать в камень» (горы)), так как их поселения располагались в труднодоступных ущельях. Большинство «каменщиков» принадлежало к числу сибирских старообрядцев-«раскольников», искавших легендарное Беловодье. История бухтарминских «каменщиков» - это история поисков сказочной страны Беловодья. Чуть позже, в 1765 году, из Польши в Сибирь была выслана значительная часть старообрядцев. Они селились изолированно от других старожилов, стойко сохраняя свою социально-конфессионную обособленность и специфические черты быта и культуры. Часть переселенцев посилилась в деревнях Шемонаихе, Екатерининской. Крупным центром «поляков» стала деревня Староалейская. В конце
XVIII века поселения «поляков» распространились на территории Убинской, Чарышской, Ануйской, Алейской волостей. Часть староверов переместилась в Забайкалье.
Вторая половина XVIII- начало XIX века относится к но-восельческому музыкально-этнографическому слою. Огромную роль в этом сыграли отмена крепостного права, Столыпинская реформа и положение «О водворении в Алтайский округ государственных крестьян» в 1865 году, положившие начало делению русского населения на старожилов и переселенцев - «россейских». На территорию Алтайского края устремляются выходцы из Европейской части России: Тамбовской, Воронежской, Рязанской областей, Поволжья (русские, немцы, мордва, чуваши и другие носители не только славянской, но и германской, финно-угорской, тюркской культур) [1, с. 53]. Поселение выходцев из одной местности основывали улицы, «края» по земляческому принципу и развивавшиеся в новых условиях культурные традиции тех местностей, откуда переселились в Сибирь.
Вторая половина XIX- начало XX века характеризуется как поздний переселенческий музыкально-этнографический слой. Во второй половине XIX века на Алтае появляются первые украинские переселенцы. По разным причинам на территорию Алтайского края в течение XIX-XX столетий прибывают украинцы из Харьковской, Черниговской, Киевской, Херсонской, Полтавской и других губерний. Очагами этой культуры можно назвать Романовский, Завьяловский, Кытмановский районы. Украинские переселенцы пытались сохранить традиционный уклад семейной, хозяйственной и общественной жизни, но процесс проникновения культуры «сибиряков» был неизбежен. Тем не менее в этой культуре сохранились «корни» их прежней родины. Особенно четко выражен говор. Украинский язык для «хохлов» до сих пор является разговорным языком. Из жанров музыкального фольклора как наиболее сохранившиеся можно выделить песни свадебного обряда, лирические песни балладного типа, плясовые и шуточные песни. Для песен с движением характерно преобладание пунктирного ритма, подчеркивающего танцевальный характер. Календарный цикл представлен весьма разнообразно. Из зимнего периода - «колядки»,
«щедр1вки», «поавания», «Миланка». Весной исполняли веснянки, пасхальные славления и лирические песни; для летнего периода характерно исполнение «польови» - лирические песни, исполняемые женщинами во время полевых работ.
В отдельную певческую традицию выделены переселенцы из южных губерний: Воронежской, Курской. Элементы южнорусской певческой традиции прослеживаются в сохранении «акающего» говора, элементах народного костюма. Наиболее ярко традиция выражена в Солонешенском, Змеиногорском и ряде других районов Алтайского края. Большую часть жанрового состава южных переселенцев составляют свадебные, плясовые, игровые и хороводные песни с присущими им «алилёшными» припевами. Хороводные песни различны по своему назначению и форме исполнения и делятся на такие разновидности, как: проходные, круговые, игровые вечорочные. Для песен с движением характерен полураспев-ный тип мелодики, четкий акцентированный ритм. Основой многоголосия является склад со «второй» и его разновидности. Для протяжных песен семейно-бытовой и любовной тематики характерно более сложное движение голосов с большими внутрислоговыми распевами, многочисленными огласовками, скольжениями, спадами, подъездами.
С 1906 года в Алтайском округе участки для переселенцев наделялись в предгорьях Алтая. Так, на берегу озера Секачи был образован город Славгород, ставший уездным центром. Вошедшие за 50 лет (1865-1915 гг.) в население Алтайского края российские переселенцы составили преобладающую массу сельских жителей, среди которых старожилы остались в меньшинстве. В 40-е годы на Алтай выселяется значительная часть немцев с Поволжья. Современным центром немецкой культуры можно назвать Славгородский район, ныне Немецкий национальный район. Территория современного Алтайского края является зоной компактного прожива-
ния многих этнических и этнокультурных групп со своей самобытной материальной и духовной культурой. Каждая традиция на территории по-своему уникальна и имеет ярко выраженные стилевые признаки, которые можно определить по манере пения, диалекту, хореографии, элементам народного костюма. В советское время встала задача музыкальноэтнографического изучения местных традиций русского народа. В связи с быстрыми темпами освоения Сибири, в том числе Алтая, перед учеными встала задача по выявлению связи приносимых переселенцами традиций с процессами оседания и приживаемости новоселов, с практикой их адаптации бытовых традиций на новых местах. Одним из направлений деятельности ученых и исследователей-фольклористов стало проведение полевых наблюдений, исследования и публикации музыкального фольклора Алтайского края. В разные годы собиранием песенного фольклора Алтайского края и его изучением занимались С.И. Гуляев, Ф.Ф. Болонев, А.М. Мельников, А.В. Анохин, В.М. Щуров.
Качественно новым этапом в целенаправленном, последовательном изучении местной певческой традиции было открытие в Барнаульском музыкальном училище им. 40-летия Октября отделения по подготовке руководителей для народного хора, которое возглавил В.Е. Дятлов. Выпускники этого отделения продолжили обучение в высших учебных заведениях городов Москвы и Саратова и в настоящее время являются ведущими специалистами по сохранению и пропаганде традиционной культуры Алтайского края.
Начиная с 70-х годов ХХ века собирательскую деятельность по сбору, обработке и популяризации местного песенного фольклора вели В.Е. Дятлов, О.А. Абрамова, В. Бодрова, Ф.П. Пьянова, Н.И. Бондарева, О.С. Щербакова. Жанровая картина музыкального фольклора, бытующего на Алтае, и его локальные особенности систематизированы в трудах В. Пеш-няка, В.М. Щурова [5], О.А. Абрамовой, Н.И. Бондаревой [4], О. С. Щербаковой. Также накоплен большой опыт по анализу локальных песенных традиций Алтайского края в выпускных квалификационных работах студентов кафедры народного хорового пения Алтайской государственной академии культуры и искусств. Некоторые исследования выпускников стали основой для учебных и учебно-методических изданий.
Планомерное, целенаправленное изучение и пропаганда местной традиционной культуры фольклористами и выпускниками академии привела к тому, что к концу 90-х годов ХХ века сформировалась многоуровневая система подготовки специалистов по народно-певческому исполнительству. Она охватывает широкую сеть воспитательно-образовательных учреждений. В нее входят дошкольные образовательные учреждения, лицеи, общеобразовательные школы, средние специальные и высшие учебные заведения. На различных уровнях, с учетом возрастных особенностей, происходит знакомство и глубокое изучение традиционной музыкальной культуры Алтайского края и других регионов России. Многоуровневая система подготовки специалистов позволяет последовательно пополнять теоретические и практические умения и навыки, необходимые молодым специалистам в деле сохранения и пропаганды традиционной музыкальной культуры Алтайского края.
Изучение и практическое исполнение народных песен Алтайского края оказывает влияние на развитие у студентов не только профессиональных музыкальных качеств студентов, но и на их понимание музыкальной культуры Алтая в целом. Посредством освоения музыкального фольклора в рамках учебного вокального ансамбля осуществляется воспитание художественного вкуса, эстетических и морально-этических взглядов будущих специалистов. На основе музыкальнотеоретической подготовки студенты кафедры народного хорового пения получают потенциальные возможности для серьезной научно-исследовательской и концертно-творческой деятельности. Использование теоретических и практических знаний по традиционной музыкальной культуре Алтая позволяют студентам реализовать свои исполнительские и хормейстерские навыки. В учебном процессе студенты приобретают
навыки исполнения музыкального материала локальных песенных традиций, бытующих на Алтае, движения в соответствии с характерными хореографическими особенностями, навыки воспроизведения фрагментов обрядовых действий. С помощью этих навыков формируются и закрепляются профессиональные качества будущих специалистов, уверенных в своих знаниях, подготовленных к будущей самостоятельной деятельности.
Неотъемлемой частью профессионального роста студентов - будущих руководителей вокально-хоровых коллективов
- является творческо-исполнительская деятельность. Достигнув определенного профессионального мастерства в стенах вуза, учебные коллективы, как правило, это курсовые ансамбли, начинают вести концертную деятельность. Музыкальный фольклор Алтайского края, представленный в местной песенной традиции во всем своем многообразии, способствует этому. Постепенно продвигаясь по пути освоения региональной специфики жанров музыкального фольклора, студенты накапливают репертуарный «багаж», необходимый для будущей профессиональной деятельности. В процессе совместного пения происходит накопление слухового опыта по тембровой многокрасочности звучания голосов, различных вокальных исполнительских приемов, которые создают особый колорит и своеобразное звучание ансамбля, позволяющее слышать и
Библиографический список
отдельного певца, и весь коллектив в целом. Этот принцип лежит в основе исполнительского аутентичного искусства.
Публичное выступление формирует у исполнителей целостное воплощение художественного замысла исполняемого произведения. Для того, чтобы достичь этого необходимы: предельная концентрация певческих навыков и таких качеств, как собранность, точность и ясность выражения. Немаловажную роль играет психологическая свобода, раскрепощенность студентов в концертно-творческой деятельности, которая достигается только при твердом знании музыкального и поэтического текста, знании своего места расположения в мизансценах музыкальных номеров в процессе публичных выступлений перед зрительской аудиторией.
Плодотворная и целенаправленная учебная и концертнотворческая деятельность возможна в том случае, если у студентов развит интерес к художественно-творческому процессу. Владение методами и формами сценического воплощения музыкального фольклора, несомненно, будет вести к повышению качества подготовки студентов, станет крепким фундаментом для будущей продуктивной самостоятельной деятельности. Тщательный отбор песенного репертуара, органичная связь напева, слова и движения, своеобразно проявляющаяся в каждом музыкальном жанре, - не абстрактное понятие, а реальный комплекс средств, необходимый для реализации творческих замыслов будущих специалистов.
1. Липинская, В.А. Старожилы и переселенцы. Русские на Алтае XVIII - нач. ХХ века. - М.: Наука, 1996.
2. История Алтая : учебное пособие. - Барнаул: Изд-во Алтайского университета, 1995. - Ч. I.
3. Щуров, В.М. Стилевые основы народной музыки. - М.: Моск. гос. консерватория, 1998.
4. Бондарева, Н.И. Песня в наследство: учебное пособие. - Барнаул: Диалог-Сибирь, 1998.
5. Щуров, В.М. О региональных традициях в русском народном музыкальном творчестве // Музыкальная фольклористика. - М., 1986. - Вып.3.
Статья поступила в редакцию 12.12.10
УДК 374.2:577.4
А.В. Стромова, аспирант ТГУ им. Г.Р. Державина, г. Рассказово, E-mail: stromna@mail.ru
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКА
Рассмотрен педагогический потенциал формирования экологической культуры подростков средствами социально-культурной деятельности. Представлена модель формирования экологической культуры подростка средствами социально-культурной деятельности, которая качественно изменяет поведение подростка и проявляется в уровне развития его экологической образованности, экологической деятельности, экологической сознательности - составляющих частей экологической культуры.
Ключевые слова: экологическая культура, подростки, социально-культурная деятельность.
В настоящее время происходит процесс перехода от экологического образования к экологически-культурному воспитанию подрастающего поколения. Это сложная масштабная задача, но именно в этом видится новый смысл и цель современного социокультурного процесса. Данное обстоятельство актуализирует тенденцию обогащения содержания деятельности учреждений дополнительного образования и поиска новых культурно-досуговых технологий в работе с подростками. Основная социально значимая функция досуговых учреждений заключается в развитии социальной активности и творческого потенциала личности, организации разнообразных форм досуга и отдыха, создании условий полной самореализации личности в сфере досуга.
В рамках прежней образовательной парадигмы оказалось совершенно невозможным достижение новых целей социокультурного развития - формирование целостного мировоззрения, экологической культуры и ноосферного мышления. Поэтому предстоит выйти за пределы прежних образовательных моделей, создать новую экогуманитарную парадигму, способную проектировать экологическую культуру и ноо-сферное мышление личности подростка. Динамика нынешнего культурно-исторического времени изменяет приоритеты досуговой деятельности, дополнительного образования и культуры, направляя их к образности, множественности, ва-
риативности, самоорганизации, поиску новых способов отражения действительности, творческому мышлению в условиях социально-культурной деятельности. В этой связи становится исключительно актуальным исследование феноменов социально-культурной деятельности (СКД) в общем контексте ее социальной природы.
По нашему мнению, процесс формирования экологической культуры подростка должен осуществляться на основе компетентностного подхода. Данный подход предполагает формирование у подростков не только знаний, умений и навыков в сфере экологии, но и готовности (мотивация) и ответственности в их применении. В качестве основ построения содержания социально-культурной деятельности могут быть выделены следующие базовые положения, ориентированные на формирование экологической культуры:
- на этапе перехода к устойчивому развитию социально-культурная деятельность приобретает приоритетный характер, выступая как средство формирования экологической культуры подростка;
- содержание социально-культурной деятельности должно способствовать формированию представлений подростков о процессах и явлениях окружающей среды, об объектах и роли подростка в обеспечении устойчивого развития;