УДК 378.034+378.126
ЛИЧНОСТЬ КУРАТОРА В ФОРМИРОВАНИИ НРАВСТВЕННО-ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ
TUTOR’S PERSONALITY IN FORMING MORAL AND LEGAL CULTURE OF STUDENTS
М. В. Павлова
M. V. Pavlova
ФГБОУ ВПО « Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары
Аннотация. В статье рассмотрена значимость личности куратора в формировании нравственно-правовой культуры у студентов вузов. Установлено, что данный процесс в контексте двух культур будет проходить намного эффективнее, чем его организация в отдельном аспекте.
Abstract. The article considers the significance of the tutor’s personality in forming moral and legal culture of students. It has been established that forming moral and legal culture of students in the context of two cultures will be much more effective than organizing this process in an autonomous aspect.
Ключевые слова: формирование нравственно-правовой культуры, образовательно-
воспитательная среда вуза, функции куратора.
Keywords: forming moral and legal culture, educational environment of the institute of higher education, tutor's functions.
Актуальность исследуемой проблемы. Жизнь ставит перед человеком задачу осуществления сознательного выбора между различными альтернативами поведения и ответственности за него. Окружающая действительность всегда образует определенные преграды, границы свободному выбору: материальные, правовые, духовные. Мера свободы человека - степень ответственности за принятое решение. Культура ограничивает произвол природных побуждений. Запреты были и будут, пока существует человеческое общество, так как культура всегда остается нормативно регулирующей поведение людей системой. Для подлинно культурного человека обоснованные общественным интересом нормы и запреты отнюдь не принимаются как ярмо. Усвоенные с детства, они свободно и естественно реализуются в дальнейшей жизни.
Материал и методика исследований. Исследование проводилось на базе Чебоксарского политехнического института (филиала) МГОУ им. В. С. Черномырдина. В процессе исследований по соответствующей теме был использован комплекс теоретических и эмпирических методов: изучение и анализ литературы, наблюдение за социальным поведением студентов в учебное и внеучебное время, обобщение опыта кураторов, беседы и др.
Результаты исследований и их обсуждение. Цивилизованность общества неотделима от правовой культуры граждан. Исследователи В. П. Сальников и Р. А. Ромашов подмечают, что значимость правовой культуры в процессе стабилизации социальнополитических отношений, сложившихся в современной России, определяется прежде всего тем, что с ее помощью устанавливаются нравственно-правовые пределы, ограничивающие и вместе с тем гарантирующие свободу поведения субъектов общественных отношений [2, 245]. Правовая культура функционирует во взаимосвязи с другими областями культуры - нравственной, политической, эстетической, религиозной и др. Это взаимодействие в тех или иных формах необходимо по той причине, что содержательное наполнение правовой культуры и, естественно, самого права невозможно без заимствования и специфического усвоения в различных формах всего того традиционного ценного, что «оседает» в ходе развития общества в нравственных ценностях, религиозных заповедях, вообще на глубинном уровне человеческой психики, в индивидуальном и коллективном опыте жизни людей. Особое исследовательское поле открывается в плане формирования нравственно-правовой культуры у молодого поколения в условиях образовательно-воспитательной среды вуза. Основанием создания такой среды являются ценности. Для молодежи это особенно значимый показатель. Образовательновоспитательная среда вуза включает в себя исторический опыт, зафиксированный в традициях, материальных ценностях, искусстве, морали, науке; достижение общечеловеческой культуры, отраженное в формах поведения, одежде, стиле жизни; потенциал складывающихся в настоящем времени новых социальных отношений. Через слагаемые образовательно-воспитательного пространства вуза осуществляется позитивное или негативное влияние на развитие личности студента-первокурсника, на процесс адаптации его в вузе. Вузы должны создавать такие условия развития личности, чтобы студенты младших курсов могли не только противостоять негативным тенденциям, происходящим в обществе, но и обогащать посредством своей личностной культуры продуктивное взаимодействие с обществом и государством, преобразуя социум, гармонизируя его. Критериями эффективности образовательно-воспитательной среды вуза являются: обретение готовности выполнять необходимые и соответствующие возрасту, статусу функции; возможность удовлетворить или развить свои потребности в условиях образовательно-воспитательной среды вуза; стремление сознательно соблюдать правила вуза. Несформировавшаяся в условиях образовательно-воспитательной среды вуза мировоззренческая позиция студента в дальнейшем обедняет его конструктивные отношения с окружающей средой.
Формирование нравственной и правовой культуры у студентов в контексте двух культур будет проходить намного эффективнее, чем организация этого процесса в отдельном аспекте. Многие исследователи отмечают, что нравственность является стержнем правовой культуры. Еще в догосударственный период (когда не было понятия «правовые нормы») люди понимали, что такое «хорошо» и что такое «плохо», и в выборе поведения ориентировались на нравственные установки и моральные нормы. Эта мысль подтверждена и в исследованиях М. М. Султыгова. Он отмечает, что «правовая культура представляет собой необычайно динамическое явление, где исключительно важное место занимают нравственные ценности...» [3, 314]. В научной литературе понятие «нравственно-правовая культура личности» рассматривается как интегративное качество, включающее систему правовых и нравственных взглядов, позволяющих субъ-
екту быть дееспособным в сфере нравственно и правоориентированной экономики, нести ответственность по ее качеству в отношении государства и общества. Практика показывает, что у людей, не выработавших в себе навыков соблюдения нравственных и правовых норм, зачастую формируются определенные асоциальные жизненные принципы, свой образ поведения - некий суррогат человеческих отношений.
С целью формирования нравственно-правовой культуры было проведено исследование среди студентов младших курсов Чебоксарского политехнического института (филиала) МГОУ им. В. С. Черномырдина. Оно показало, что испытуемые еще не имеют достаточного жизненного опыта, направленного на постоянное саморазвитие правового сознания и поведения. Студенты используют модель жизненного успеха, которая ориентирует личность на прагматические, утилитарные и материальные ценности, жизненный рационализм. Как следствие - «одноразовая культура» со своими «одноразовыми» предметами, фильмами, книгами, отношениями; развивается девальвация нравственных ценностей; уменьшается значение прошлого опыта, опыта поколений, механизма социокультурного воспроизводства нации. Нужно отметить, что на формирование мировоззрения студентов активно влияют средства массовой информации, неорганизованный досуг, зачастую неблагополучные и сложные взаимоотношения с родителями, значительное снижение воспитательного потенциала семьи и др. Известный философ В. П. Зинченко пишет: «В образовании одной из основных проблем является развитие технократического мышления как основы мировоззрения, существенными чертами которого являются примат средства над целью, цели - над смыслом и общечеловеческими интересами, смысла -над бытием и реальностями современного мира, техники, в том числе психотехники - над человеком и его ценностями. Технократическое мышление - это рассудок, которому чужды разум и мудрость. Для технократического мышления не существует категорий нравственности, совести, человеческого переживания и достоинства» [1, 92-93]. В связи с этим в системе образования начались поиски новых подходов к формированию нравственно-правовой культуры у студенческой молодежи, которая нуждается в систематическом и целенаправленном приобщении к нравственно-правовой культуре со стороны всех социальных институтов, среди них ведущая роль принадлежит семье, учебному заведению. Именно микросреда этих социальных институтов является условием целенаправленного формирования нравственно-правовой культуры у студентов в учебновоспитательном процессе.
Данная проблема требует от педагогов глубоких знаний теоретико-методических основ, систематизации основных форм и методов решения задач по привитию молодежи правовых норм и нравственных установок. В этом процессе ведущую роль играет куратор (прикрепленный преподаватель) группы - ключевая фигура в воспитательной работе вуза, преподаватель и старший товарищ, с которым студенты советуются с самого начала учебы в вузе. Его личный пример, отношение к студентам, к своим функциональным обязанностям являются фактором эффективности воспитательной работы в группе. Способность куратора увлечь за собой студентов, взаимоуважение, высокий уровень нравственно-правовой культуры, социальная и профессиональная компетентность, личностная готовность к осуществлению идеологической и воспитательной работы, гражданственность, высокая нравственная и политическая культура, ответственность и коммуникабельность - все это является показателем его высокого профессионализма. Заметного успеха можно достичь только в том случае, если работа куратора
основана на личностно ориентированном (индивидуальном) подходе к воспитанию студентов, уважении их личности, содействии в саморазвитии и самореализации, формировании гражданской позиции, включенности в дела группы, развитии студенческого самоуправления.
Наше исследование показало, что формирование нравственно-правовой культуры студентов проходит наиболее успешно в процессе проведения культурно-досуговых, оздоровительных мероприятий и организации общественно полезной работы во внеучебное время. Постоянная систематическая занятость в различных формах внеучебной работы позволяет выработать некоторые профессиональные качества будущих специалистов, соответствующие уровню новых требований культуры вообще и нравственно-правовой -в частности. Проведение любого внеучебного мероприятия формирует у студента умения строить межличностные отношения, проявить инициативу, принимать решения; в спорах вырабатывать навыки разрешения конфликтных ситуаций, находить компромисс, аргументировать свою точку зрения. Выработка концепции внеучебного мероприятия в значительной мере приучает к творческому отношению к порученному делу. Момент творчества не только имеет самостоятельное значение, но и развивает личность студента; подготовка и проведение внеучебных мероприятий заставляют студентов вырабатывать в себе такие нравственно-правовые качества, как ответственность, дисциплинированность, законопослушность, добросовестность, самоотверженность, доброжелательность. Следует признать, что успех любого дела зависит от активного поведения студентов и результативного их участия во всех мероприятиях. Идеален вариант, когда куратор не только стимулирует участие во внеучебной работе, но и проявляет действительный интерес к ее результатам, более того, сам участвует в этой работе.
Деятельность по формированию нравственных качеств и правовой компетенции, без всяких сомнений, должна начаться с первых дней учебного процесса в вузе, когда идет период адаптации студента. Очень важно при этом поднять вопрос об учебной и бытовой дисциплине, самоорганизации и личной ответственности каждого студента и студенческой группы в целом.
В деятельности куратора мы выделяем следующие основные направления в формировании у студентов нравственно-правовой культуры:
1. Нравственно-правовое, интеллектуальное и физическое развитие студента.
2. Формирование в студенческой среде основополагающих общечеловеческих и национальных ценностей, патриотических идей, убеждений, отражающих сущность российской государственности, чувства гордости за свою страну.
3. Совершенствование политической, гражданской и нравственно-правовой культуры студентов, уважение к законодательству Российской Федерации и Чувашской Республики, профилактика противоправного поведения.
4. Информационное сопровождение организации жизни и деятельности студентов, их социальной адаптации, оказание им помощи в усвоении и выполнении установленных норм и правил внутреннего распорядка вуза, прав и обязанностей студента.
5. Развитие традиций университета, факультета, формирование у студентов добросовестного отношения к учебе, воспитание трудолюбия, содействие в их дальнейшей профессиональной ориентации.
6. Формирование сплоченного коллектива студенческой группы.
7. Развитие и углубление навыков здорового образа жизни, социально-бытовой, эстетической и экологической культуры студентов, культуры семейных отношений.
8. Содействие в организации культурного досуга студентов, вовлечение их в различные формы внеучебной деятельности.
9. Взаимодействие и координация усилий с педагогом-психологом, медицинскими работниками, родителями, иными заинтересованными лицами с целью создания в студенческой группе морально-психологического климата, благоприятного для сотрудничества и взаимопомощи.
Резюме. Овладение нравственно-правовой культурой способствует накоплению опыта позитивного социального поведения, осознанию социальных ценностей, пониманию действующих законов. В условиях девальвации истинных ценностей молодежи и ценностной переориентации педагогам особенно усиленно нужно работать над формированием нравственно-правовой культуры студентов. Молодежи нужно помочь не потерять жизненные ориентиры, базирующиеся на нравственном, правовом императиве, чувстве патриотизма, гражданской ответственности. За это каждый преподаватель, особенно куратор, несет личную ответственность.
ЛИТЕРАТУРА
1. Зинченко, В. П. Образование, культура, сознание / В. П. Зинченко // Философия образования для XXI века : сб. ст. / под ред. Н. Н. Пахомова, Ю. Б. Тупталова. - М. : Логос, 1992. - С. 92-93.
2. Сальников, В. П. Правовая культура как фактор стабилизации современного российского общества / В. П. Сальников, Р. А. Ромашов // Право как явление из культуры : сб. тр. / Санкт-Петербургский государственный университет. - СПб. : Б. и., 2004. - С. 245.
3. Султыгов, М. М. Роль правовой культуры в становлении и развитии современной цивилизации / М. М. Султыгов // Гуманитарные проблемы современной цивилизации : VI Международные Лихачевские научные чтения / сост. и отв. ред. Г. М. Бирженюк. - СПб. : СПбГУП, 2006. - С. 314.