УДК 378.014 ББК Ч448.043
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ВНЕУЧЕБНОЙ РАБОТЫ КАК ОСНОВА ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ЭКСТРЕМИЗМА
М.А. Волкова
Экстремистская деятельность представляет угрозу жизни и здоровью граждан, угрозу стабильному развитию (а порой и существованию) государства. Основой противодействия распространению идеологии экстремизма является воспитание граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности. Гражданская культура студентов рассматривается как система, состоящая из трех компонентов: когнитивного, потребностно-мотивационного, поведенчески-деятель-ностного. В качестве примера практической реализации модели формирования гражданской культуры студентов предложен и детально охарактеризован проект «Мы вместе!»
Ключевые слова: гражданская культура, внеучебная работа, социальная активность студенческой молодежи, экстремизм, социальный проект.
Гражданская культура молодежи, в том числе студенческой, является важнейшей предпосылкой и условием становления в России гражданского общества и демократического правового государства. Однако, как показывает проведенный рядом авторов анализ научных источников по данной проблеме, образовательный процесс в организациях профессионального образования далеко не всегда ориентирован на развитие у студентов не только профессиональных, но и гражданских качеств, которые способствуют успешной социальной адаптации личности, ее интеграции в гражданское общество на основе свободы самовыражения, освоения системы общечеловеческих ценностей и гражданско-правовых норм [2-5].
Высшая школа как один из институтов гражданского общества является элементом системы противодействия идеологии терроризма и экстремизма наряду с другими образовательными организациями, федеральными органами государственной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, бизнес-сообществом, другими институтами гражданского общества.
Идеология экстремизма и терроризма, как показывает практика, может оказывать влияние на современное студенчество. Так, одна из исполнительниц террористического акта в московском метро окончила педагогический
университет, ее родители - учителя в средней школе [1, с. 69].
Актуальность проблемы подготовки в организациях высшего образования бакалавров и магистров, обладающих высоким уровнем гражданской культуры, отражена в документах, формулирующих политику государства в сфере образования. Так, в статье 3, пункте 3 закона «Об образовании в Российской Федерации» гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод, а также свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры провозглашается как один из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования [8].
Данные принципы нашли отражение в содержании ФГОС третьего поколения. Проиллюстрируем это утверждение типичным примером. Так, в федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки 010200 «Математика и компьютерные науки (квалификация „бакалавр“)» отражены следующие общекультурные компетенции, присвоение которых направлено на формирование гражданской культуры студентов:
- умение работать самостоятельно и в коллективе, руководить людьми и подчинять личные интересы общей цели (ОК-1);
- обладать знаниями правовых и этических норм и использованием их в профессиональной деятельности (ОК-2);
- способность выстраивать и реализовывать перспективные линии интеллектуального, культурного, нравственного и профессионального саморазвития и самосовершенствования (ОК-4) [10].
В федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по тому же направлению подготовки 010200 «Математика и компьютерные науки (квалификация „магистр1“)» также представлены общекультурные компетенции, присвоение которых направлено на формирование гражданской культуры студентов:
- углубленные знания правовых и этических норм при оценке последствий своей профессиональной деятельности, при разработке и осуществлении социально значимых проектов (ОК-4) [11].
«Национальная доктрина образования до 2025 года» среди основных целей и задач системы образования в Российской Федерации называет «воспитание... граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов» [6].
Все это является отражением социального заказа общества сфере образования, в том числе высшего, по формированию в ходе образовательного процесса выпускников, обладающих высоким уровнем гражданской культуры.
Гражданская культура - важнейший показатель активного гражданства, инициативного поведения и практического гражданского соучастия в общественных делах. Понятие гражданской культуры отражает, прежде всего, уровень осознания гражданином общественных задач, его практической активности в деле претворения их в жизнь. Гражданская культура отдельной личности отражает ее способность разделять общегражданские интересы, использовать социально одобряемые формы и механизмы выработки и реализации совместных решений, согласованных действий. Главной функцией гражданской культуры выступает обеспечение социальной интеграции общества, единства действий в
достижении общей цели гражданского процесса [9].
Формирование гражданской культуры позволяет личности «обрести в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоничное проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения» [5, с. 60].
Без сомнения, формирование компетенций, направленных на развитие гражданской культуры личности, осуществляется в ходе присвоения студентами содержания образования изучаемых дисциплин, в первую очередь гуманитарного, социального и экономического цикла для будущих бакалавров и общекультурного цикла для магистрантов, обучающихся по стандартам третьего поколения. Формирование данных компетенций осуществляется с опорой на социокультурную среду организаций высшего образования. И здесь большие возможности для профилактики молодежного экстремизма на основе развития гражданской культуры предоставляет система внеучебной воспитательной работы вуза и факультета.
Проблема профилактики экстремизма в молодежной среде в последние годы привлекает пристальное внимание научного сообщества, общественных организаций, представителей государственной власти. Ведь экстремистская деятельность представляет угрозу жизни и здоровью граждан, угрозу стабильному развитию (а порой и существованию) государства.
Государство защищает своих граждан на уровне законодательства. Так, Федеральным законом РФ от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» определяются правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, перечисляются основные принципы и направления противодействия экстремистской деятельности и устанавливается ответственность за ее осуществление.
В законе представлено содержание понятия «экстремизм». Под экстремистской деятельностью (экстремизмом) понимают «деятельность общественных и религиозных объединений, иных организаций, средств массовой информации, физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на насильст-
венное изменение основ конституционного строя, подрыв безопасности Российской Федерации, захват или присвоение властных полномочий, создание незаконных вооруженных формирований, осуществление террористической деятельности, унижение национального достоинства; пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения; публичные призывы к осуществлению указанной деятельности или ее финансирование».
В статье 5 данного закона говорится о необходимости воспитательных, пропагандистских мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, подчеркивается значение профилактических мер [7].
Формирование гражданской культуры личности является своего рода прививкой против экстремизма. А содействие формированию гражданской культуры такой социальной группы как студенчество особенно важно. Ведь молодежь представляет собой группу риска, склонную к агрессивно-экстремистским действиям. В силу своего возраста молодые люди характеризуются такими психологическими особенностями, как максимализм и нигилизм, радикализм и нетерпимость, безоглядность и непримиримость, склонность к групповщине, зачастую им свойственны мировоззренческая неустойчивость и неудачи в поиске самоидентичности, которые при определенных жизненных условиях и наличии питательной среды могут выступить пусковым механизмом их антисоциальной активности [4].
Осуществление профилактики экстремизма как приверженности к крайним деструктивным взглядам и мерам в молодежной среде представляется целесообразным осуществлять в ходе всего цикла обучения в русле содействия формированию гражданской культуры студентов.
Анализ работ, посвященных данной проблеме, позволил разработать теоретические основания проекта формирования гражданской культуры и законопослушного поведения студентов, препятствующих принятию идеологии экстремизма (как системе деструктивных взглядов и практических действий на основе данных взглядов).
Представляется целесообразным рассматривать гражданскую культуру студентов как систему, состоящую из трех компонентов:
когнитивного, потребностно-мотивационного, поведенчески-деятельностного.
1. Когнитивный компонент включает в себя знания о содержании понятия «гражданская культура», о законных механизмах участия в общественно-политической жизни; о содержании понятия «экстремизм», о содействующих возникновению экстремизма факторах: социально-экономических, политических, культурных и религиозных; о формах проявления экстремизма, об угрозах устойчивому развитию государства, которые несёт экстремизм.
2. Потребностно-мотивационный компонент представляет собой систему доминирующих потребностей, мотивов деятельности и поведения личности в социальной сфере. Формирование ценностного отношения к жизни и здоровью своему и окружающих, к законным механизмам участия в общественнополитической жизни страны, то есть создание условий для усвоения идей и гуманистических ценностей, лежащих в основе современного конституционного порядка и организации жизни демократического общества.
3. Поведенчески-деятельностный компонент предполагает обогащение опыта деятельности, направленной на повышение социально-политической активности студентов применительно к жизни образовательной организации, муниципалитета, города, региона, страны.
Представляется, что содействовать профилактике экстремизма среди студентов организаций высшего образования может проект «Мы вместе!»
Целевая аудитория проекта - студенты 1-4 курсов (бакалавриат).
Цель проекта: повышение уровня гражданской культуры студенческой молодёжи как основы противодействия идеологии экстремизма.
Предполагаем, что реализация данного проекта будет способствовать получению студентами знаний по теории и практике становления и развития гражданской культуры личности, позитивному отношению к соблюдению норм морали и нравственности, развитию законопослушного поведения, освоению эффективных форм и методов соучастия в гражданских делах, демонстрируемого студентом и как представителем той или иной общественной и политической организации, и как представителем того или иного профессионального сообщества.
Сроки реализации - весь период обучения студентов. В программу целесообразно вносить коррективы, отражающие изменения в общественно-политической жизни в стране и мире.
Особенностью проекта является непрямое воздействие на мотивационную сферу студентов, на формирование системы ценностных ориентаций (в том числе применительно к участию в общественно-политической жизни).
В течение первого года обучения проходят три ключевых мероприятия с первокурсниками:
- дебаты - возможная тема «Власть и народ: мы вместе!» (ноябрь);
- ролевая игра «Выборы - честная политическая борьба» (март);
- конкурс социальных проектов для участия во всероссийских и региональных инновационных форумах, конкурсах бизнес-идей (апрель).
Возможные направления проектирования -«Здоровьесберегающие технологии», «Молодежное творчество», «Развитие молодежного патриотизма», «Привлечение молодежи в
производственный сектор экономики», «Инновации в научно-технической сфере», «Молодежное предпринимательство», «Информационные, блогерские и интернет-проекты» и «Гражданские и общественно-политические молодежные инициативы».
Для качественного проведения трех основных мероприятий необходимо выстроить систему «подготовительных» мероприятий, направленных на вовлечение студентов-первокурсников в активное участие в «ключевых» мероприятиях, позволяющих высказать свои общественно-политические взгляды, услышать точку зрения сверстников на те или иные события общественно-политической жизни страны, попробовать себя в тех или иных ролях при реализации предложенной ситуации участия в жизни гражданского общества и предложить свой проект, вносящий определенную лепту в развитие интеграционных процессов в обществе, в достижение общей цели гражданского процесса современного российского общества.
Приведем проект «подготовительных» мероприятий для проведения первого «ключевого» мероприятия - «Дебаты».
1. Знакомство первокурсников с системой внеучебной воспитательной работой вуза.
2. Презентация системы внеучебной воспитательной работы факультета. Донести
данную информацию до каждого первокурсника позволяет помощь студенческих кураторов (студентов старших курсов, которые с первых шагов помогают первокурсникам адаптироваться к образовательному процессу вуза).
3. «Школа молодого лидера (этап „Учись говорить, слушать, полемизировать!“)»: учеба первокурсников, которым предстоит участвовать в первом серьезном внеучебном мероприятии факультета - дебатах. В ходе учебы, на которую приглашаются только желающие (а задача студенческих кураторов - так зажечь и вдохновить курируемую группу, чтобы желающих стало большинство), первокурсники знакомятся с технологией проведения дебатов, участвуют в «пробных» дебатах, знакомятся с содержанием материала по проблемам гражданского общества, экстремизма, законных механизмов участия в жизни гражданского общества, знание которого необходимо для содержательного ведения полемики. Учебу осуществляют представители студенческого актива вуза и преподаватели цикла социально-гуманитарных дисциплин. В ходе учебы проводится серия дебатов. Для участия в финальных дебатах отбираются студенты, показавшие лучшие результаты.
4. Для информирования о ходе подготовки к ноябрьским дебатам (и освещения их результатов) используются возможности сайта факультета и вуза, группа в социальной сети Вконтакте, посвященная данному мероприятию, возможности вузовской и факультетских газет.
В первые семь месяцев реализации проекта (сентябрь - апрель) команду проекта составляют:
- разработчики проекта;
- ответственные за информационное обеспечение проекта;
- ответственные за взаимодействие с внешними структурами и внутренними подразделениями образовательной организации;
- игротехники.
В апреле после подведения итогов конкурса проектов на уровне образовательной организации происходит пополнение членов команды проекта первокурсниками, победившими в конкурсе проектов, имеющих соответствующие интересы, склонности и способности. Обновленный актив («ветераны» и второкурсники) проводит в следующем учебном году работу с будущими первокурсниками по следующим направлениям:
- курирование первокурсников в процессе работы над проектом;
- создание группы в социальных сетях и проведение в ней обсуждения по различным темам, например, «Единая Россия - сильная Россия?» и др.;
- работа с сайтами для выявления тех, что попадают под категорию экстремистских, а также организация обращения в Роспотребнадзор с предложением о закрытии подобных сайтов;
- проведение (с опорой на членов социологического общества образовательной организации) соцопросов для выявления ценностных ориентаций студентов;
- участие в работе молодёжного Совета г. Челябинска по соответствующему направлению.
Именно обновленный состав организаторов проекта разрабатывает мероприятия следующего года, учитывая интересы первокурсников, особенности общественно-политической ситуации в мире и в стране.
Система таких мероприятий может включать: участие в акциях «Горжусь своим городом», «Горжусь своим вузом»; участие в молодежных фестивалях, форумах по данной проблематике, проведение конкурсов журналистских и иных материалов (фотографий, баннеров, буклетов, социальной рекламы), направленных на повышение гражданской культуры студентов; привлечение к участию в деятельности общественных организаций и иные мероприятия.
Хотелось бы подчеркнуть, что одним из значимых «акцентов» внеучебной работы по повышению гражданской культуры студентов является «региональный». Это предполагает знакомство студенческой молодежи с целями и задачами развития региона, с возможностями для участия в его общественно-политической и культурной жизни, в том числе благодаря участию в деятельностью общественных организаций города и региона. Это предоставляет возможность молодежи вписаться в существующую систему взаимодействия органов власти с обществом.
Так, в ходе подготовки к конкурсу социальных проектов осуществляется анализ социально-экономических проблем региона. В ходе подготовки к дебатам студенты знакомятся с существующей не только в стране, но и в регионе социальной практикой, осуществляется их информирование о потенциальных
возможностях поддержки со стороны государства молодежных, гражданских, общественных инициатив. В этот период осуществляется презентация существующих в области общественных организаций с целью содействия содействие выбору студентами тех, где они могут проявить свою социальную активность в соответствии с интересами, склонностями и способностями.
Если говорить о Челябинской области, то выбор достаточно широк. Среди 39 общественных организаций региона: первичные
профсоюзные организации образовательных учреждений высшей школы, Челябинская ре-гональная волонтерская организация «Доброволец», Челябинская городская общественная организация «Независимый исследовательский Центр «Есть мнение», Автономная некоммерческая организация военно-патриотическое молодежное объединение «Воин», Челябинская областная общественная организация центр детско-юношеского туризма и краеведения «Наследие», Челябинское региональное отделение российской общественной физкультурно-спортивной организации «Юность России», Челябинская региональная общественная организация общероссийской общественной организации «Российский Союз Молодежи», Государственное бюджетное учреждение «Молодежный ресурсный центр», Некоммерческое партнерство Челябинский телевизионный историко-музейный культурно-поисковый цент «Булат», Челябинская областная общественная организация развития паркура и уличных видов спорта, Челябинская региональная общественная организация «Центр волонтерских объединений Челябинской области».
Ожидаемый результат проекта, который планируется реализовать в течение четырех лет обучения бакалавров - повышение уровня самосознания и гражданской ответственности студенческой молодёжи, а в перспективе -профессионалов, обладающих высоким уровнем гражданской культуры. Сформирован-ность гражданской позиции, готовность к осуществлению социально значимой деятельности, развитие компетенций проявления социальной активности в рамках существующих в стране законных механизмов свидетельствуют о достаточном уровне гражданской культуры и минимизируют риски создания условий, способствующих проявлению экстремизма в молодежной среде.
Литература
1. Брижак, З.И. Высшее образование и система противодействия идеологии терроризма / З.И. Брижак, П.Н. Ермаков // Рос. психол. журнал. - 2010. - Т. 7, № 5. - С. 68-75.
2. Волкова, М.А. Развитие нравственной культуры студентов в образовательном процессе / М.А. Волкова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». -2010. - Вып. 9. - № 23 (199). - С. 82-88.
3. Волкова, М.А. Измерение и оценивание нравственной культуры студентов в ходе учебно-педагогического взаимодействия / М.А. Волкова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2013. -Т. 5, № 3. - С. 114-121.
4. Звездина, Г.П. Проблема формирования мировоззренческой безопасности как средства профилактики экстремизма в молодежной среде / Г.П. Звездина // Рос. психол. журнал. - 2010. - Т. 7, № 6. - С. 76-80.
5. Курина, В.А. Формирование гражданской культуры у студентов педагогических вузов / В.А. Курина, А.Г. Ступина // Вестник Самар. технол. ун-та. Серия «Психологопедагогические науки». - 2006. - № 44. -С. 57-63.
6. Национальная доктрина образования до 2025 года. Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 окт. 2000 г. № 751. - http://www.rg.ru/2000/ 10/H/doktrina-dok.html.
7. Закон Российской Федерации «О противодействии экстремистской деятельности ». - http://base.garant.ru/12127578/.
8. Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации». -
http://минобрнауки.рф/документы/2974.
9. Политология: слов. - М. : РГУ, 2010. -http://enc-dic.com/polytology/Grazhdanskaja-kultura-2733.html.
10. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению 010200 Математика и компьютерные науки (квалификация «бакалавр»). - http://www.edu. ru/db-mon/mo/Data/d_10/prm374-1.pdf
11. Федеральный государственный об-
разовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению 010200 Математика и компьютерные науки (квалификация «магистр»). - http://
www.edu. ru/db-mon/mo/Data/d_09/prm760-1. pdf.
Волкова Милена Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «Безопасность жизнедеятельности», Южно-Уральский государственный университет (Челябинск), [email protected].
Bulletin of the South Ural State University Series “Education. Pedagogy” _____________2014, vol. 6, no. 1, pp. 102-108
BUILDING UP THE STUDENTS’ CIVIC CULTURE DURING THE EXTRA-CURRICULAR STUDY AS A BACKGROUND FOR EXTREMISM PREVENTION
M.A. Volkova, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation, [email protected]
The extremist activity poses a threat to the life and health of citizens. It also affects the sustainable development (and sometimes the very existence) of a state. The basis of the extremism ideology counter-proliferation is to educate the citizens of a law-governed and democratic state capable of socialization in a civil society and showing respect to individual rights and freedoms. Students’ civic culture is viewed as a system consisting of three components: cognitive, need-motivational, behavioral-active ones. As an example of the practical implementation of civic culture formation model the project “We are together!” is offered and described in detail.
Keywords: civic culture, extracurricular activities, social activities of students, extremism and social project.
References
1. Brizhak Z.I. Higher Education System and to Counter Terrorist Ideology [Vysshee obrazovanie i sistema protivodeystviya ideologii terrorizma]. Russian Psychological Journal [Rossiyskiy psikhologi-cheskiy zhurnal], 2010, vol. 7, no 5, pp. 68-75.
2. Volkova M.A. Students' Moral Culture Development in Educational Process [Razvitie nravstvennoy kul'tury studentov v obrazovatel'nom protsesse]. Bulletin of the South Ural State University. Series “Education. Pedagogy” [Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya “Obrazovanie, Pedagogicheskie nauki”], 2010, no. 23, pp. 82-88.
3. Volkova M.A. Measurement and Assesment of Students’ Moral Culture in the Education and Pedagogic interaction [Izmerenie i otsenivanie nravstvennoy kul'tury studentov v khode uchebno-pedagogicheskogo vzaimodeystviya]. Bulletin of the South Ural State University. Series “Education. Pedagogy” [Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta, Seriya “Obrazovanie. Pedagogicheskie nauki”], 2013, vol. 5, no 3, pp. 114-121.
4. Zvezdina G.P. The Problem of Formation of Ideological Security as a Means of Preventing Extremism among Young People [Problema formirovaniya mirovozzrencheskoy bezopasnosti kak sredstva profilaktiki ekstremizma v molodezhnoy srede]. Russian Psychological Journal [Rossiyskiy psikhologi-cheskiy zhurnal], 2010, vol. 7, no 6, pp. 76-80.
5. Kurina V.A. Foster Civic Culture among Students of Pedagogical Universities [Formirovanie grazhdanskoy kul'tury u studentov pedagogicheskikh vuzov]. Bulletin of the Samara University of Technology. Series “Psycho-pedagogical sciences” [Vestnik Samarskogo tekhnologicheskogo universiteta, Seriya “Psikhologo-pedagogicheskie nauki”], 2006, no. 44, pp. 57-63.
6. “Natsional'naya doktrina obrazovaniya do 2025 goda”. Utverzhdena Postanovleniem Pravi-tel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 4 oktyabrya 2000 g. № 751. [“National Doctrine of Education until 2025”. Approved by Decree of the Government of the Russian Federation from October 4, 2000, number 751]. Available at: http://www.rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html (accessed 29 August 2013).
7. Zakon Rossiyskoy Federatsii “O protivodeystvii ekstremistskoy deyatel'nosti” [Russian Federation Law “On Countering Extremist Activities”]. Available at: http://base.garant.ru/12127578/ (accessed 20 August 2013).
8. Zakon Rossiyskoy Federatsii “Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii” [Russian Federation Law “On Education in the Russian Federation”]. Available at: http://минобрнауки.рф/документы/2974/ (accessed 15 August 2013).
9. Politologiya. Slovar' [Politics. Dictionary]. Available at: http://enc-dic.com/polytology/ Grazhdanskaja-kultura-2733.html (accessed 30 August 2013).
10. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart vysshego professional'nogo obrazovaniya po napravleniyu 010200 Matematika i komp'yuternye nauki (kvalifikatsiya “bakalavr”) [Federal State Educational Standard of Higher Education in the Direction 010200 Mathematics and Computer Science (qualification “Bachelor”)]. Available at: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_10/prm374-1.pdf (accessed 20 August 2013).
11. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart vysshego professional'nogo obrazovaniya po napravleniyu 010200 Matematika i komp'yuternye nauki (kvalifikatsiya “magistr”) [Federal State Educational Standard of Higher Education in the direction 010200 Mathematics and Computer Science (qualification “Master”)]. Available at: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/prm760-1.pdf (accessed 20 August 2013).
Поступила в редакцию 3 сентября 2013 г.