Научная статья на тему 'Личная сфера школьника по данным ассоциативного словаря'

Личная сфера школьника по данным ассоциативного словаря Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
76
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гольдин В. Е.

Наши представления о личной сфере на первый взгляд кажутся легко эксплицируемыми: нужно лишь мысленно обозреть мир вокруг себя и назвать явления, имеющие к нам непосредственное отношение. Однако стоит только на самом деле предпринять такое перечисление, как обнаруживается ряд трудностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Личная сфера школьника по данным ассоциативного словаря»

В.Е. Гольдин (Саратов)

Личная сфера школьника по данным ассоциативного словаря

Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (грант № 05-04-04142а).

Наши представления о личной сфере на первый взгляд кажутся легко эксплицируемыми: нужно лишь мысленно обозреть мир вокруг себя и назвать явления, имеющие к нам непосредственное отношение. Однако стоит только на самом деле предпринять такое перечисление, как обнаруживается ряд трудностей.

Во-первых, неясно, с чего начинать: с указания на пространство (на комнату, квартиру, дом, улицу и т.п.) или, например, с упоминания самых близких людей (детей, родителей, друзей и т.д.), также входящих в личную сферу.

Можно ли, во-вторых, установить все разновидности, типы явлений, так или иначе относящихся к личной сфере? Личные вещи (костюм, ручка, телефон и т.п.), а также все другое, что нам принадлежит, конечно, располагаются в пределах личной сферы. Но входят ли в неё или относятся к ней наши чувства, мысли, мнения, знания? Представлены ли в личной сфере прошлое и будущее (события, судьба) или имеется лишь настоящее?

Где, в-третьих, нужно остановиться при перечислении: есть ли у личной сферы определенные границы, можно ли строго разделить «моё» и «наше», четко ли противопоставлены «моё» и «ничьё»? Наконец, что мы имеем в виду, когда говорим о «личной сфере»: фрагмент окружающего мира или представление о нем?

Поскольку в данном случае нас интересуют представления школьников, проявляю-

щиеся в словесных ассоциациях, то к личной сфере отнесём всё, о чем они говорят мой, моя, моё или мои. Тем же способом определим сферы коллективно-личного (маркеры наш, наша, наше, наши) и чужого (маркеры твой, ваш, их, его, ее, чужой, чужая, чужое, чужие). Сфера личной собственности оказывается в данном случае подмножеством явлений личной сферы. На ассоциативном материале она диагностируется менее четко: ее границы определяются не столько положительно (собственность, собственное, личное), сколько через отрицание, маркерами ничей, чужой. Определение ничей маркирует еще одну зону - зону «ничейного». Осуществив данную формализацию обозначений личной сферы, сфер коллективно-личного, «ничейного», чужого и сферы личной собственности, можно обратиться к данным ассоциативного словаря.

Полученные в ходе свободных ассоциативных экспериментов со школьниками 9-11 классов материалы прямых статей электронного Ассоциативного словаря школьников Саратова и Саратовской обл.

(АСШС)1 дают основание полагать, что в центре личной сферы находится дом. Дом - это вторая по частоте реакция на стимул мой (первая - твой); вторая по частоте реакция на стимул твой (первая -мой), вторая по частоте реакция на стимул наш (первая - человек), третья по частоте реакция на стимул ваш (первые две - наш и мой).

Дом в качестве главного объекта, определяемого маркером мой, выделяется также по ответам младших школьников, по ответам учащихся средних классов, по раздельно рассмотренным ответам мальчиков и девочек. Приведем начальные фрагменты соответствующих прямых статей АСШС по стимулу мой, ограничившись реакциями, доля которых в корпусе ответов соответствующей группы испытуемых составляет не менее 2%:

мальчики 1-4 кл. (121 анкета): (отказ) 13,22%, дом 10,74% , твой 9,09%, друг 4,96%, кот 4,96%, брат 2,48%, мой 2,48%, мяч 2,48%, чужой 2,48%, яблоко2 2,48%...

девочки 1-4 кл. (126 анкет): твой 14,29%, (отказ) 13,49%, дом 7,94%, кот 3,97%, моя 3,97%, друг 3,17%, чужой 2,38%...

мальчики 5-8 кл. (121 анкета): твой 23,31%, (отказ) 16,53%, дом 8,26%, друг 7,44%, моё 3,31%, велосипед 2,48%, его 2,48%, компьютер 2,48%...

девочки 5-8 кл. (151 анкета): твой 20,53%, дом 7,95%, (отказ) 5,30%, собственность 3,97%, кот 3,31%, моё 2,65%, свой 2,65%, собственный 2,65%...

мальчики 9-11 кл. (84 анкеты): твой 27,38%, (отказ) 11,90%, дом 7,14%, личный 4,76%, своё 3,57%, собственность 3,57%, личное 2,38%, не отдам 2,38%, чужой 2,38%...

девочки 9-11 кл. (99 анкет): твой 21,21%, дом 11,11%, собственность 9,09%, личный 8,08%, (отказ) 7,07%, собственный 6,06%, парень 3,03%, все 2,02%, друг 2,02%, моё 2,02%, своё 2,02%, чужой 2,02%...

Представим в той же форме начальный фрагмент статьи МОЙ (от стимула к реакциям) «Русского ассоциативного словаря» [РАС 2002]:

студенты (80 анкет): твой 20%, дом 11,25%, друг 8,75%, любимый 6,25%, дорогой 2,50%, муж 2,50%, портфель 2,50%, собственный 2,50%...

Между наиболее частотными ответами выделенных групп испытуемых имеется много общего.

1 Об Ассоциативном словаре школьников Саратова и Саратовской области см. [Гольдин, Мартьянов, Сдобнова 2004]. На 10.04.2007 г. в базе данных АСШС представлено 433368 пар S^R.

2 Реакция яблоко, по-видимому, дана на стимул мой, воспринятый как повелительная форма глагола мыть.

Первое место почти во всех случаях занимает парадигматическая реакция твой, второе - синтагматическая реакция дом, чем подтверждается значительная сила данных ассоциативных связей. Реакция друг частотна в ответах школьников всех возрастных групп, хотя у девочек 5-8 кл. и мальчиков 9-11 кл. она не попадает в выделенную нами двухпроцентную зону; в ответах же студентов (РАС) реакция друг имеет высокий третий ранг. Отметим, что у старшеклассниц рядом с другом закономерно появляется парень, а в ответах испытуемых послешколь-ного возраста столь же естественно представлен муж. Реакция кот попадает в двухпроцентную зону только у школьников 1-4 и 5-8 классов, причем в ответах мальчиков исчезает раньше.

Реакция чужой, как видим, достаточно равномерно представлена на периферии двухпроцентной зоны в ответах школьников всех возрастных групп, а доли реакций собственность, собственный заметно возрастают по мере взросления школьников, в первую очередь у девочек; у школьников 9-

11 кл. в двухпроцентной зоне ответов значительное место начинает принадлежать и реакции личный (4,76% - у мальчиков, 8,08% - у девочек).

Актуализация смыслов, связанных с зонами собственности и личной собственности, по-видимому, может быть поставлена в связь с постепенным возрастанием общей доли реакции я в ответах школьников на все предложенные им стимулы. См. рис. 1, на котором количественная динамика ответов я в корпусах ответов мальчиков и девочек показана раздельно и где хорошо видно резкое возрастание доли ответов я у девочек после 8 класса.

Наиболее частотные реакции

“мальчики • девочки

Рис. 1 - Доли реакции я в ответах мальчиков и девочек на все стимулы вместе

Если перейти теперь к обратным статьям АСШС (от реакции к стимулам) и посмотреть, какую долю занимает реакция мой в ответ на стимул дом, то обнаруживается, что ассоциативные отношения мой ^ дом и дом ^ мой в частотном отношении весьма различны: в ранжированном по убыванию частот списке ответов старшеклассников на стимул дом (112 анкет) реакция мой занимает далеко не первое место (см. табл. 1). Эта асимметрия отношений 8мой^Кдом и 8дом^Ямой, с одной стороны, осложняет интерпретацию ассоциативных данных, а с другой стороны, облегчает ее, показывая, как именно представлен «дом» в сознании школьников.

Таблица 1.

гаршеклассников на стимул дом

Реакция Доля Частота Реакция Доля Частота Реакция Доля Частота

семья 6,25% 7 мама 2,68% 3 коттедж 1,79% 2

(отказ) 5,36% 6 очаг 2,68% 3 красивый 1,79% 2

квартира 5,36% 6 помещение 2,68% 3 мой 1,79% 2

крыша 5,36% 6 родители 2,68% 3 родина 1,79% 2

хата 5,36% 6 где я живу 1,79% 2 телевизор 1,79% 2

большой 3,57% 4 жилище 1,79% 2 уют 1,79% 2

родной 3,57% 4 изба 1,79% 2

жилье 2,68% 3 кирпичный 1,79% 2

Как можно видеть, часть реакций на стимул дом связана с физическими характеристиками дома, с домом-строением, домом-пространством, часть - с его «человеческой стороной», в том числе с отношением «дом - семья». Отношение «дом -семья» слабо представлено в ассоциациях учеников 1-4 кл. (см. ответы младших школьников на стимул дом, расположенные в порядке убывания их частоты: квартира; большой; жить; жилье; дверь; домашний, домик, кирпич, окно; жилище, крыша; комната, красивый, мама...), но постепенно

занимает в ответах всё большее место. Соответствующий ряд в ответах учеников 7-8 кл. уже выглядит так: квартира; жилище; семья; большой, крыша; жилье; мой; жить, окно...

В ответах старшеклассников связь «дом - семья» выступает на передний план, обогащая и без того сложное семантическое поле слова1. АСШС регистрирует реакцию дом в ответах на 368 различных стимулов из 1095, предлагавшихся

1 О динамике связанных с домом ассоциаций школьников см. [Гольдин, Сдобнова 2006].

школьникам. Дом - одна из самых распространенных реакций не только школьников, но и взрослых и входит в «ядро языкового сознания» говорящих по-русски. Не удивительно, что именно дом представляется центром личной сферы.

Но если на стимул дом реакция мой оказывается не самой частотной, то естественно поставить вопрос, существуют ли вообще в корпусе предлагавшихся школьникам стимулов такие, в ассоциативном поле которых реакции мой, моя, моё, мои занимают одно из первых мест. Такие стимулы есть. В таблице 2 указаны те из них, в ассоциативном поле которых реакции мой, моя, моё, мои имеют ранг1 не ниже третьего (доли отказов от реагирования при ранжировании не учитывались).

Отметим, что среди стимулов, в ассоциативном поле которых доли реакций мой, моя, моё, мои особенно велики (см. табл. 2), преобладают слова, в самих лексических значениях которых представлена отнесенность к лицу: брат, папа, мама, родители, друг, родина, судьба, тайна, идея, честь, проблема, имя, мнение. Среди них мы видим не только известные релятивные обозначения родственников, а также друга (брат, папа, мама, родители, друг), но и слова, которые традиционно не относят к релятивным, но которые, по-видимому, достаточно к ним близки.

В данном случае важна не номинация лица (половина перечисленных выше стимулов лиц не называют), а именно отнесенность к лицу. Так, тайна в своем значении «Нечто скрываемое от других, не всем известное» [Ожегов, Шведова 2003] соотносится с ситуацией, в которой представлены лицо А, знающее Р, лицо В, не знающее Р, и коммуникативные отношения между А и В. Поэтому тайна обычно представляется «чьей-то»2. Не случайно выражения тайны природы, тайны живой клетки и подобные им со значением «Нечто неразгаданное, не познанное» во многих случаях допускают преобразования типа природа хранит от нас свои тайны, живая клетка постепенно раскрывает свои тайны, где объект познания трансформируется в субъект - носитель скрываемого знания. Судя по ассоциациям, стимул вещь в ассоциативной паре 8вещь^Ямоя воспринят испытуемыми, скорее всего, как «То, что принадлежит к личному движимому имуществу» [Ожегов, Шведова 2003], то есть включает в своё содержание идею собственности и не замкнутое в слове, не реализованное в нем до конца и потому требующее раскрытия в высказывании отнесение к «собственнику». Этой своей особенностью содержание слова вещь принципиально отличается от содержания слова предмет, лишенного реляции к человеку в значениях, представленных

1 Подчеркнем, что цифра в столбце «Ранг реакции» данной таблицы показывает не ранг стимула, а ранг реакций мой, моя, моё, мои в корпусе ответов на соответствующий стимул.

2 См. [Новый объяснительный 1997: 432].

ассоциациями школьников. Закономерно, что в ранжированном по убыванию частоты перечне реакций учащихся на стимул вещь реакция моя имеет третий ранг, что в этом ряду представлены также реакции чужая 0,94% и чья-то 0,38%., а среди ответов на стимул предмет такие реакции вообще не зарегистрированы. Ср. начальные фрагменты соответствующих статей:

Таблица 2

Стимулы, в ассоциативном поле которых реакции мой, моя, моё, мои входят в число наиболее частотных

(по ответам учеников 5-11 кл.)

Стимул Ранг реакции мой Стимул Ранг реакции моя Стимул Ранг реакции моё Стимул Ранг реакции мои

друг 1 территория 1 мнение 1 родители 3

ничей 1 душа 2 имя 1

твой 1 личность 2 своё 1

брат 3 родина 2

класс 3 судьба 2

папа 3 тайна 2

свой 3 вещь 3

собственный 3 идея 3

комната 3

мама 3

проблема 3

честь 3

ВЕЩЬ (5-11 кл., 533 анкеты): одежда 21,01%, (отказ) 14,82%, предмет 4,50%, моя 4,32%, кофта 2,06%, куртка 2,06%, платье 1,50%...

ПРЕДМЕТ (5-11 кл., 136 анкеты): (отказ) 13,24%, вещь 9,56%, ручка 7,35%, алгебра 5,15%, стол 5,15%, история 2,94%, книга 2,94%, физ-ра 2,94%, в школе 2,21%, русский 2,21%, русский язык 2,21%, красивый 1,47%, математика 1,47%, машина 1,47%, парта 1,47%, биология 0,74%, бокал 0,74%...:

Слово проблема (Б^облеш^^м) как обозначение чего-то трудно разрешимого также содержит не раскрытую до конца отсылку к лицу, для которого это нечто и составляет проблему, отсюда особенности ассоциаций, вызываемых данным стимулом.

В словарном толковании слова территория «Ограниченное земельное пространство» [Ожегов, Шведова 2003] отношение к лицу не выявлено, между тем оно существует и проявляется в особенностях употребления данного слова. Его используют преимущественно тогда, когда речь идет о границах артефактов, то есть искусственно созданных объектов, имеющих, таким образом, отношение к человеку. Можно поэтому говорить о территории парка, заповедника, пляжа, автостоянки или лагеря, но не леса, берега, опушки, горы, долины или, например, ледника, а определение мой, обычно выступает при словах второго ряда лишь в особых контекстных условиях.

Таким образом, сильные ассоциативные связи с реакциями мой, моя, моё, мои обнаруживают прежде всего те стимулы, в содержании которых представлена реляция к человеку и смысл которых в высказывании оказывается неполным без соответствующего развертывания и замыкания этой связи. Слова стол, ручка, книга, парта, бокал (см. реакции на стимул предмет) и кот, велосипед, компьютер (см. выше реакции на стимул мой)

1 Ассоциативные поля стимулов веттть и предмет, представленные в РАС, демонстрируют то же соотношение.

также могут вступать в связи с обозначениями лиц, но не стимулируют развертывания смысла высказывания в данном направлении. Это различие можно выразить и по-другому: наиболее частотные реакции мой, моя, моё, мои даются на особый релятивный компонент в содержании некоторых стимулов; идя же от стимулов мой, моя, моё, мои к реакциям, мы получаем ответы на значения слов мой, моя, моё, мои, что, конечно, не одно и то же.

Значение местоимения мой определено в [Ожегов, Шведова 2003] как «Принадлежащий мне, имеющий отношение ко мне». В этом толковании соединены значение принадлежности и более общее значение актуальной для говорящего связи явлений. Реакции на стимул мой, как можно видеть, вполне соответствуют именно так определенному значению: ими отмечается как отношение

принадлежности (твой, дом, кот, мяч, велосипед, компьютер, собственный, собственность, личность, моё, своё, свой), так и более общей, но актуальной для говорящего связи с лицами (твой, дом, брат, друг, парень).

С учетом этого дадим еще одно определение обсуждаемого различия: рассматривая, на какие стимулы чаще всего даются реакции мой, моя, моё, мои, мы узнаем круг слов, в значении которых представлен компонент отнесенности к лицу; исследуя же реакции на стимулы мой, моя, моё, мои, мы устанавливаем круг явлений, наиболее актуальных для испытуемого в аспекте их принадлежности и вообще связи с ним. Таким образом, данные прямых и обратных статей словаря, включающие единицы «мой», «моя», «моё», «мои», не противоречат одни другим, а раскрывают разные стороны изучаемого явления.

Говоря о границах личной сферы, важно соотнести их с границами «лично-коллективного». Это удобно сделать, рассмотрев пересечения множеств стимулов, на которые даются реакции мой и наш, моя и наша, моё и наше, мои и наши. Выделяются следующие группы стимулов:

1. стимулы, ассоциируемые школьниками с «моим», но не «нашим»:

папа, брат, отец, бабушка, мама, матушка, сын, дочь, дядя, семья, дети, родители, род, родной, индивидуальный, собственный, единственный, личность, девушка, его, ее, она, глаз, глаза, руки, рука, палец, сердце, почка, здоровье, голос, дух, ум, идея, мысль, предложение, образ, душа, юность, счастье, честь, власть, тайна, энергия, копия, имя, личность, деревня, сторона, место, территория, иметь, состояние, деньги, игрушка, шляпа, кукла, стакан, картина, краски, шахматы, велосипед, собака, кошка, котёнок, щенок;

2. стимулы, ассоциируемые школьниками преимущественно с «моим»:

твой, ничей, весь, друг, фамилия, голова, судьба, комната, вещь, обувь, компьютер, проблема;

3. стимулы, ассоциируемые школьниками с «нашим», но не «моим»:

молодежь, армия, война, гости, мафия, ссора, река, ворота, российский, местный;

4. стимулы, ассоциируемые школьниками преимущественно с «нашим»:

их, русский, общий, класс, школа, район, страна, Вселенная, Земля, область, Россия, жизнь, победа, дружба, лошадь;

5. стимулы, в равной мере ассоциируемые школьниками с «моим» и «нашим»:

свой, дом, родина.

Оценивая полученный результат, необходимо учитывать, что, работая с обратными статьями ассоциативного словаря, то есть двигаясь от реакций к стимулам, на которые были даны реакции, мы получаем подмножества только того множества стимулов, которое было использовано в эксперименте. На 10.04.2007 корпус стимулов, материал по которым уже вошел в АСШС, состоит из 1095 лексем с различными лексическими и грамматическими свойствами. Конечно, он не представляет лексику школьников во всём её объеме, поэтому отсутствие в выборках какого-либо из интуитивно ожидаемых компонентов того или иного подмножества не означает, что данного компонента на самом деле нет в сознании школьников, тогда как наличие того или компонента в выделенном подмножестве характеризует реальное положение дел. Другими словами, материалы обратных статей позволяют судить о том, что есть в представлениях школьников, но не о том, чего в них нет. Поэтому полезно дополнить полученные подмножества стимулов лексемами, выступившими в качестве реакций на стимулы рядов мой и наш, то есть материалами прямых статей. Однако оказывается, что заметного изменения характера подмножеств при этом не происходит. Так, группа лексем, связанная с «моим», дополняется словами пенал, дневник, в группу лексем, преимущественно связанных с идей «нашего», входит слово мир, но в большей части случаев лексемы-реакции совпадают с лексемами-стимулами, что говорит о лексическом богатстве и высокой насыщенности списка стимулов АСШС.

Если рассмотреть пересечения множеств не только «моего» и «нашего», но также «моего» и «чужого», то полученный материал позволяет сказать, что в представлениях школьников «моими» являются 1) ближайшие родственники, 2) внешние (имя, фамилия, судьба,) и внутренние (мысль, идея, мнение и под.) атрибуты личности, 3) части тела, 4) личные вещи {рубашка, обувь, стакан и под.), 5) домашние животные, а также 6) ближайшее пространство относительно небольшого размера (дом, квартира, комната, село), которое в то же время может относиться и к сфере личноколлективного («нашего»). Преимущественно в сфере лично-коллективного представлены крупные пространственные объекты (район, область, страна, Россия, Земля, Вселенная), номинации коллективов и социальных общностей (класс, армия, молодёжь, мафия), обозначения коллективных действий, событий и состояний (ссора, дружба, война, победа, гости и под.), объекты коллективной собственности (дом, квартира). Область собственно «чужого» представлена в основном номинациями явлений, противопоставленных «я» и «мы» (люди, новенький, кто-то, тот, запретный) и неприятно вторгающихся в нашу личную сферу или разрушающих ее (болезнь, больной, воровать, хулиган, брехня). По-видимому, не случайно, что личная сфера представлена самым большим количеством составляющих, коллективно-личная -меньшим, а сфера «чужого» - еще меньшим 1.

Если с областью «чужого» связаны в значительной мере негативно-враждебные оценки, то область «ничейного» враждебного отношения не вызывает. Ассоциации школьников на стимул «ничей» свидетельствуют о том, что «ничейное» противопоставлено не «нашему», а «моему»: самая частая реакция на этот стимул - мой (23,74% реакций). «Ничей» воспринимается школьниками как не имеющий хозяина, никому не нужный, брошенный или потерянный, а потому им можно (или нужно) овладеть. Ср. реакции взять, значит мой, а мой, моё, не твой, все равно мой, забрать себе, надо забрать, теперь мой и под. Кроме вещей, домашних животных и детей, которые могут в представлении школьников оказаться ничьими (мяч, кошелёк, учебник, коробка, лампа, дом, котенок, пёс, щенок, малыш, ребёнок...), в ряд «ничьих» школьники отнесли и природные объекты снег, песок, свет, звезда, муравейник, в обычном случае никому не принадлежащие.

1 Можно предположить, что слова мой, моя, моё, мои в качестве реакций на предлагаемые стимулы в каких-то случаях отражают лишь грамматические значения рода и числа стимулов, а не их отношение к личной сфере. Реакции типа сын^мой и дети^мои в ответах школьников как будто подтверждают эту точку зрения. Таких реакций, однако, немного, и если бы предполагаемый собственно грамматический характер ассоциаций на самом деле оказывал значительное влияние на результаты эксперимента, то приведенное выше разделение сфер не выявило бы их системной организации.

В социально-психологическом плане интересно, что, как показывают ассоциации, быть ничьим означает не только отсутствие хозяина и связанную с этим свободу (свободный, сам по себе), но и негативно оцениваемое отсутствие покровительства, помощи, заботы. См. следующие реакции на стимул ничей: одинокий, брошенный, бездомный, уличный, беспризорный, бомж, сирота, дворняга, никакой, никто, никчемный, не нужный никому, лишний, никто не возьмет, плохо. Стоит отметить, что данный компонент ассоциативного значения стимула ничей определяется уже по ответам младших школьников, а в ответах учеников средних и старших классов становится еще более заметным. Возможно, это связано с усиливающимся в это время вниманием подростков к себе и к своему месту среди окружающих.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гольдин В.Е., Мартьянов А.О., Сдобнова А.П. Компьютерная версия Ассоциативного словаря школьников Саратова и Саратовской области // Русский язык сегодня. 3. Проблемы русской лексикографии. - М., 2004.

2. Гольдин В.Е., Сдобнова А.П. «Дом» в ассоциациях школьников (динамический аспект) // Вестник Пермского университета. Сер. Филология. 2006. Вып. 3.

3. Новый объяснительный словарь синонимов русского языка. М., 1997. Вып.1.

4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2003.

Русский ассоциативный словарь. В 2 т. / Ю.Н. Караулов, Г.А. Черкасова, Н.В. Уфимцева, Ю.А. Сорокин, Е.Ф. Тарасов. М., 2002.8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.