Научная статья на тему 'СТРУКТУРА ОБЩИХ ПРИНЦИПОВ ОБУЧЕНИЯ ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНОЙ И ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СОТРУДНИКОВ ОВД'

СТРУКТУРА ОБЩИХ ПРИНЦИПОВ ОБУЧЕНИЯ ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНОЙ И ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СОТРУДНИКОВ ОВД Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
139
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / СЛУШАТЕЛЬ / ПРИНЦИПЫ / ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА / БЕЗОПАСНОСТЬ / PROFESSIONAL TRAINING / LISTENER / PRINCIPLES / TACTICAL AND SPECIAL TRAINING / FIRE TRAINING / SECURITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мухтаров Далгат Джамалудинович

Данные МВД России свидетельствуют о том, что в первом квартале 2020 года в нашей стране зарегистрировано 510,5 тысяч преступлений. При сравнении указанной цифры с данными за аналогичный период 2019 года, следует отметить рост количества на 4,0% [1]. Сложная оперативная обстановка, обусловленная ростом количества преступлений, совершаемых в нашей стране, а также выполнением поставленных задач в условиях, граничащих с экстремальными и критическими, обуславливают актуальность темы данной статьи. Процесс развития технического оснащения, в частности, появление на вооружении ОВД новых видов оружия, специальных средств защиты и активной обороны, инженерно-технических средств охраны, специфичность оперативно-служебных задач являются поводом для постоянного совершенствования методики обучения тактико-специальной и огневой подготовке в системе профессионального образования сотрудников ОВД. По этой причине, автором в статье раскрыты общие сведения о содержании и особенностям организации тактико-специальной и огневой подготовки в виде системы общих принципов обучения с учетом специфики оперативно-служебной деятельности ОВД. Говоря о тактико-специальной подготовке, необходимо отразить, что ее теоретические положения разбирают особенности, характерные черты, а также содержание чрезвычайных обстоятельств, устанавливают источники их появления и ситуации, повлекшие их возникновение, кроме этого рассматривает логику, и алгоритм применения сил и средств ОВД, а также тактические особенности их действий в условиях необходимости применения огнестрельного оружия и специальных средств. В статье указанные положения систематизируются и формируются на основе обстоятельного исследования и последующего анализа опыта действий ОВД в разнообразных ситуациях, после чего реализуются путем издания приказов, методических рекомендаций, учебников и учебных пособий. Тактико-специальная и огневая подготовка являются самыми динамичными отраслями специальных знаний в сфере правопорядка, где изменения происходят тем быстрее, чем быстрее происходят перемены в общественной жизни, меняется социальная структура общества, совершенствуются средства вооруженной борьбы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мухтаров Далгат Джамалудинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURE OF GENERAL PRINCIPLES OF TRAINING IN SPECIAL TACTICS AND FIRE TRAINING IN THE SYSTEM OF PROFESSIONAL EDUCATION OF POLICE OFFICERS

Data from the Ministry of Internal Affairs of Russia show that 510.5 thousand crimes were registered in our country in the first quarter of 2020. When comparing this figure with the data for the same period of 2019, it should be noted that the number of crimes increased by 4.0% [1]. The complicated operational situation caused by the growth of the number of crimes committed in our country, as well as the fulfillment of tasks in conditions bordering on extreme and critical, determines the relevance of the topic of this article. The process of development of technical equipment, in particular, the appearance of new types of weapons, special protective and active defense means, engineering and technical means of protection, the specificity of operational and service tasks are the reason for continuous improvement of methods of training tactical and special and fire training in the system of professional education of IAB staff. For this reason, the author of the article reveals general information about the content and peculiarities of the organization of tactical-special and fire training in the form of a system of general principles of training, taking into account the specifics of operational and service activities of IAB. Speaking about tactical-special training, it is necessary to reflect that its theoretical provisions analyze the features, characteristics, as well as the content of emergency circumstances, establish the sources of their occurrence and the situations that led to their occurrence, in addition, considers the logic and algorithm of the use of forces and means of ATC, as well as tactical features of their actions in the conditions of the need to use firearms and special means. In the article, these provisions are systematized and formed based on detailed research and subsequent analysis of IAB experience in various situations, and then implemented by issuing orders, methodological recommendations, textbooks and training manuals. Tactical-special and fire training are the most dynamic branches of special knowledge in the field of law and order, where changes occur the faster the changes in public life, the social structure of society is changing, and the means of armed struggle are improving.

Текст научной работы на тему «СТРУКТУРА ОБЩИХ ПРИНЦИПОВ ОБУЧЕНИЯ ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНОЙ И ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СОТРУДНИКОВ ОВД»

Структура общих принципов обучения тактико-специальной и огневой подготовке в системе профессионального образования сотрудников ОВД

Мухтаров Д.Д.

УДК 034

2.17. Структура общих принципов обучения тактико-специальной и огневой подготовке в системе профессионального образования сотрудников ОВД

© Мухтаров Далгат Джамалудинович

Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, г.Нальчик, КБР, Россия [email protected]

Аннотация

Данные МВД России свидетельствуют о том, что в первом квартале 2020 года в нашей стране зарегистрировано 510,5 тысяч преступлений. При сравнении указанной цифры с данными за аналогичный период 2019 года, следует отметить рост количества на 4,0% [1]. Сложная оперативная обстановка, обусловленная ростом количества преступлений, совершаемых в нашей стране, а также выполнением поставленных задач в условиях, граничащих с экстремальными и критическими, обуславливают актуальность темы данной статьи.

Процесс развития технического оснащения, в частности, появление на вооружении ОВД новых видов оружия, специальных средств защиты и активной обороны, инженерно-технических средств охраны, специфичность оперативно-служебных задач являются поводом для постоянного совершенствования методики обучения тактико-специальной и огневой подготовке в системе профессионального образования сотрудников ОВД. По этой причине, автором в статье раскрыты общие сведения о содержании и особенностям организации тактико-специальной и огневой подготовки в виде системы общих принципов обучения с учетом специфики оперативно-служебной деятельности ОВД. Говоря о тактико-специальной подготовке, необходимо отразить, что ее теоретические положения разбирают особенности, характерные черты, а также содержание чрезвычайных обстоятельств, устанавливают источники их появления и ситуации, повлекшие их возникновение, кроме этого рассматривает логику, и алгоритм применения сил и средств ОВД, а также тактические особенности их действий в условиях необходимости применения огнестрельного оружия и специальных средств. В статье указанные положения систематизируются и формируются на основе обстоятельного исследования и последующего анализа опыта действий ОВД в разнообразных ситуациях, после чего реализуются путем издания приказов, методических рекомендаций, учебников и учебных пособий.

Тактико-специальная и огневая подготовка являются самыми динамичными отраслями специальных знаний в сфере правопорядка, где изменения происходят тем быстрее, чем быстрее происходят перемены в общественной жизни, меняется социальная структура общества, совершенствуются средства вооруженной борьбы.

Ключевые слова: профессиональное обучение, слушатель, принципы, тактико-специальная подготовка, огневая подготовка, безопасность.

Для цитирования: Мухтаров Д.Д. Структура общих принципов обучения тактико-специальной и огневой подготовке в системе профессионального образования сотрудников ОВД // Пробелы в российском законодательстве. 2020. Т. XIII. №4. С. 185-188.

Structure of General principles of training in special tactics and fire training in the system of professional education of police officers

© Mukhtarov Dalgat Dzhamaludinovich

North Caucasus Institute for Advanced Studies (branch)

of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Nalchik, Russia [email protected]

Abstract

Data from the Ministry of Internal Affairs of Russia show that 510.5 thousand crimes were registered in our country in the first quarter of 2020. When comparing this figure with the data for the same period of 2019, it should be noted that the number of crimes increased by 4.0% [1]. The complicated operational situation caused by the growth of the number of crimes committed in our country, as well as the fulfillment of tasks in conditions bordering on extreme and critical, determines the relevance of the topic of this article.

The process of development of technical equipment, in particular, the appearance of new types of weapons, special protective and active defense means, engineering and technical means of protection, the specificity of operational and service tasks are the reason for continuous improvement of methods of training tactical and special and fire training in the system of professional education of IAB staff. For this reason, the author of the article reveals general information about the content and peculiarities of the organization of tactical-special and fire training in the form of a system of general principles of training, taking into account the specifics of operational and service activities of IAB. Speaking about tactical-special training, it is necessary to reflect that its theoretical provisions analyze the features, characteristics, as well as the content of emergency circumstances, establish the sources of their occurrence and the situations that led to their occurrence, in addition, considers the logic and algorithm of the use of forces and means of ATC, as well as tactical

ISSN 2072-3164 (print) Том XIII №4 2020 Пробелы в российском законодательстве 185

ISSN 2310-7049 (online)

features of their actions in the conditions of the need to use firearms and special means. In the article, these provisions are systematized and formed based on detailed research and subsequent analysis of IAB experience in various situations, and then implemented by issuing orders, methodological recommendations, textbooks and training manuals.

Tactical-special and fire training are the most dynamic branches of special knowledge in the field of law and order, where changes occur the faster the changes in public life, the social structure of society is changing, and the means of armed struggle are improving.

Keywords: professional training, listener, principles, tactical and special training, fire training, security.

For citation: Mukhtarov D.D. Structure of General principles of training in special tactics and fire training in the system of professional education of police officers // Gaps in Russian legislation. 2020. Vol. XIII. №4. Pp. 185-188. (in Russ.).

Введение

На сегодняшний день регулярно перед сотрудниками ОВД возникают задачи, возможность выполнения которых зачастую усложняется условиями, граничащими с экстремальными и критическими, включая применение огнестрельного оружия в различных сложных условиях.

Для качественного выполнения оперативно-служебных и боевых задач в указанных условиях от сотрудников ОВД требуется морально-психологическая устойчивость, физическая развитость, а также высокий уровень владения навыками применения табельного огнестрельного оружия в условиях внезапного огневого контакта. В связи с этим, тактические основы действий взвода; порядок и особенности обеспечения личной и коллективной безопасности при выполнении служебно-боевых задач в различных условиях местности; твердые и умелые действия при обращении с табельным огнестрельным оружием; наличие теоретических знаний и умелое применение сотрудниками ОВД типичного алгоритма действий при обнаружении взрывных устройств; умение добывать в кратчайшие сроки полноценные данных об оперативной обстановке в районе нахождения; хорошие знания топографических особенностей рельефа местности, а также умелое владение техникой передвижения в сложных топографических местностях в совокупности являются важнейшими составляющими выучки сотрудников ОВД [2, с. 166-168].

Основные положения

На основании нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность ОВД, сотрудники, впервые принимаемые на службу в органы внутренних дел, до момента самостоятельного исполнения служебных обязанностей проходят профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки по должности служащего «Полицейский», целью которого является получение ими необходимых профессиональных знаний, умений, навыков и компетенций для выполнения служебных обязанностей, в том числе в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия [3].

В литературе по тактико-специальной подготовке под экстремальными условиями принято понимать оперативную обстановку, нормализация которой требует от руководителей четких и осмысленных решений, а от подчиненного личного состава мужества, отваги, затраты больших моральных и физических сил. Подобные ситуации складываются при проведении специальных мероприятий по ликвидации групповых нарушений общественного порядка, техногенных катастрофах, поиску преступников в сложной местности (например, горно-лесистой), проведении меропри-

ятий по задержанию опасных преступников, природных катастроф и т.д.

Непрерывное развитие технического процесса, появление на вооружении ОВД новых видов вооружения, специальных средств защиты и активной обороны, а также инновационной техники, изменения специфики выполняемых оперативно-служебных задач, возникновение современных инженерно-технических средств охраны являются поводом для постоянного совершенствования тактико-специальной и огневой подготовки. А особенности выполняемых личным составом ОВД задач, быстрота развития и моментальные изменения оперативной обстановки требуют наличия хорошей тактико-специальной выучки.

По этой причине практическая сторона тактико-специальной и огневой подготовки включает в себя работу руководства подразделений различных уровней. Она содержит в себе деятельность по сбору и дальнейшему анализу оперативных данных окружающей обстановки, последующему принятию решений и дальнейшему информированию личного состава о принятом решении в виде распоряжения о необходимости выполнения конкретных задач в определенные сроки.

Задачами тактико-специальной и огневой подготовки являются:

- создание в сотрудниках качеств, необходимых для выполнения служебно-боевых задач на должном уровне и в короткие сроки;

- выработка единого интегративного подходв к выполнению служебно-боевых задач и контролю за службой;

- повышение уровня практических навыков по управлению нарядами, боевыми порядками при обеспечении охраны общественного порядка либо проведении специальной операции, а также методов поддержания высокой боевой готовности подразделений, оружия и техники;

- совершенствование имеющихся теоретических знаний по нормативным документам, регламентирующим служебно-боевую деятельность подразделений, по вопросам организации и руководства служебно-боевой деятельностью подразделений;

- формирование навыков работы с картами и схемами, а также обращению со служебной документацией.

Все вышеперечисленное позволяет сделать вывод о предмете указанных дисциплин, это формирование теоретических знаний и привитие необходимых практических навыков для подготовки сотрудников ОВД к выполнению поставленных задач в экстремальных условиях [4, с. 77-78; 5, с. 45-47].

Процесс обучения слушателей включает в себя лекционные, семинарские и практические занятия, а также разные виды промежуточной аттестации, после сдачи которых, слушатели должны:

186

Gaps in Russian legislation

Vol XIII №4 2020

ISSN 2072-3164 (print) ISSN 2310-7049 (online)

Структура общих принципов обучения тактико-специальной и огневой подготовке в системе профессионального образования сотрудников ОВД

Мухтаров Д.Д.

- изучить роль и место МВД в системе правоохранительных органов;

- знать порядок взаимодействия ОВД с частями ВС, и Росгвардии;

- уметь принимать обоснованные управленческие решения по управлению силами и средствами;

- организовывать оперативное планирование деятельности подчиненных органов и учреждений;

- обеспечивать устойчивое функционирование объектов руководимого органа;

- владеть навыками в разработке графических документов.

Для закрепления полученных знаний и навыков со слушателями проводят специализированные практические занятия, на которых слушатели знакомятся с основными элементами боевых подразделений и тактикой их действий при проведении специальных операций, изучают тактику действий органов внутренних дел при освобождении заложников, учатся организовывать заслоны, засады, сплошное и выборочное блокирование. Свои знания и умения они воплощают в виде навыков принятия решений в ходе практических занятий по соответствующим темам, совершенствуют эти навыки в практическом управлении подразделениями во время учений.

Кроме этого, в ходе проведения занятий и учебно-тренировочных выездов по тактико-специальной и огневой подготовке у слушателей профессиональной подготовки открываются широкие возможности по изучению новой организационной структуры подразделений и их органов управления, предназначенных для борьбы с преступными группами; служебно-боевых возможностей подразделений; вопросов всестороннего обеспечения служебно-боевой деятельности; методов работы старших нарядов, руководителей по организации служебно-боевой деятельности и управлению личным составом подразделений в различных обстоятельствах [6, с. 177-179].

Также, следует отметить тесную взаимосвязь указанных дисциплин с иными профилирующими дисциплинами, что способствует формированию всесторонне подготовленного сотрудника ОВД для работы в любой обстановке в качестве рядового исполнителя, старшего наряда, группы, боевого подразделения, а также в роли руководителя специальной операции [7, с. 364-365].

Содержание, организация и методика тактико-специальной и огневой подготовки определяются системой общих принципов обучения с учетом специфики оперативно-служебной деятельности ОВД. Основными из них являются:

- научность;

- уяснение всего важного и нужного для качественного и своевременного выполнения служебно-

Список литературы:

1. Официальный сайт МВД РФ. Пресс-центр. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://xn--b1aew.xn--p1ai/repoгts/item/20016032/ Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь -март 2020 года (дата обращения: 10.05.2020г.).

2. Кучмезов, Р.А. Основы повышения качества подготовки сотрудников МВД России / Р.А. Кучмезов // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-1.

оперативных задач, как при нормальной оперативной обстановке, так и в условиях, вызвавших ее резкое обострение;

- осознание необходимости обеспечения постоянной боевой готовности;

- чувство ответственности и активность;

- очередность в процессе обучения;

- устойчивость владения теоретическими знаниями и практическими умениями.

Раскроем указанные принципы более детально.

Осознание обучаемыми важности и значения выполняемых задач в повседневной службе в ОВД является проявлением принципа научности, соблюдение которого накладывает на слушателей обязанность правильного отбора научно обоснованных сведений, которые отражают реальное состояние практической служебной деятельности, и в последующем позволяют выбирать наиболее эффективнее методы их использования на практике.

Второй принцип заключается в строгом соответствии учебного процесса с характером служебно-боевой деятельности ОВД, при этом, окружающая обстановка должна быть максимально приближена к реальной. Данный принцип накладывает на обучение целеустремленность, требуя от личного состава подготовку к выполнению поставленных задач, исходя из состава обучаемых, предназначения тех или иных подразделений, нарядов, и определяет содержание, а также условия обучения личного состава по тактико-специальной и огневой подготовке.

Выводы

Обеспечение постоянной боевой готовности подразделений - принцип обучения, который определяет такую организацию тактико-специальной и огневой подготовки, которая обеспечит готовность каждого работника ОВД и всего подразделения в полном объеме выполнять поставленные оперативно-служебные и боевые задачи в короткие сроки при возникновении любых не предвиденных ситуаций.

Заключение

Подводя итог, необходимо отметить, что в современных реалиях условия выполнения сотрудниками ОВД повседневных задач зачастую довольно экстремальны и опасны, по причине чего требуют от них постоянного физического, интеллектуального и морального напряжения. По этой причине готовность личного состава ОВД в любую минуту выполнить поставленными перед ними задачи, применяя при этом полученные теоретические знания и практические навыки и сохраняя самоконтроль при несении боевой службы и выполнении задач, достаточно актуальны.

References:

1. Official website of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation. The press center. [Electronic resource]. -Access mode: https://xn--b1aew.xn--p1ai/reports/item/200-16032 / brief description of the state of crime in the Russian Federation for January-March 2020 (accessed: 10.05.2020).

2. Kuchmezov, R.A. Fundamentals of improving the quality of training of employees of the Ministry of internal Affairs of Russia / R.A. Kuchmezov // Problems of modern pedagogical education. 2018. # 60-1.

ISSN 2072-3164 (print) Том XIII №4 2020 Пробелы в российском законодательстве 187

ISSN 2310-7049 (online)

3. Приказ МВД России от 5 мая 2018г. № 275 «Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.

4. Тактико-специальная подготовка: Учебник. - М.: МВШМ МВД СССР, 1979.

5. Методика тактико-специальной подготовки: Учебник. - М.: Воениздат, 1983.

6. Лобачева, Г.К. Современные системы оповещения сотрудников правоохранительных органов при выполнении служебных задач / Г.К. Лобачева, Р.Р. Карданов, А.А. Курин // Пробелы в российском законодательстве. 2019. № 1.

7. Машекуашева, М.Х. Актуальные вопросы психологической подготовки сотрудников органов внутренних дел / М.Х. Машекуашева, З.Х. Кочесокова // Пробелы в российском законодательстве. 2018. № 4.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Мухтаров Далгат Джамалудинович, преподаватель кафедры огневой подготовки Северо - Кавказского института (филиал) Краснодарского университета МВД России, E-mail: [email protected]

3. Order of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation dated may 5, 2018 No. 275 "On approval of the Procedure for training personnel for filling positions in the internal Affairs bodies of the Russian Federation" // SPS Con-sultantPlus.

4. Tactical and special training: Textbook. - M.: MSHM MVD of the USSR, 1979.

5. Methods of tactical and special training: Textbook. - M.: Voenizdat, 1983.

6. Lobacheva, G.K. Modern notification systems for law enforcement officers when performing official tasks / G.K. Lobacheva, R.R. Kardanov, A.A. Kurin // Gaps in Russian law. 2019. # 1.

7. Mashekusheva M.Kh., Kochesokova Z.Kh. Actual issues of psychological training of employees of internal affairs bodies. Gaps in Russian law. 2018. No. 4

- 84,14%

ABOUT THE AUTHOR

Mukhtarov Dalgat Dzhamaludinovich, Lecturer, Department of Fire Training, North Caucasus Institute (branch), Krasnodar University of MIA Russia. E-mail: [email protected]

Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста

188

Gaps in Russian legislation

Vol XIII №4 2020

ISSN 2072-3164 (print) ISSN 2310-7049 (online)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.