УДК 330.46
ЛЕСНОЙ КОМПЛЕКС СИБИРИ В КОНТЕКСТЕ «ЗЕЛЕНОЙ» ЭКОНОМИКИ
Юрий Шабсович Блам
Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, 630090, Россия, г. Новосибирск, пр. Академика Лаврентьева, 17, заведующий отделом, тел. 8-903933-83-38,
e-mail: [email protected] Людмила Вячеславовна Машкина
Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, 630090, Россия, г. Новосибирск, пр. Академика Лаврентьева, 17, старший научный сотрудник, тел. 328-34-42, 8-965-826-42-34, e-mail: [email protected]
В статье рассмотрены влияние изменений в институциональной среде по отношению к переходу лесного комплекса к принципам «зеленой» экономики. Отмечается сохранение традиционных технологий лесопользования и переработки древесины, отсутствие инноваций в предлагаемых приоритетных инвестиционных проектах.
Ключевые слова: зеленая экономика, институциональная среда, лесной комплекс, последствия изменений, приоритетные инвестиционные проекты.
SIBERIAN FOREST SECTOR IN THE CONTEXT OF THE GREEN ECONOMY
Yuriy Sh. Blam
Federal State Institution of Science Institute of Economics and Industrial Engineering of Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, 630090, Russia, Novosibirsk, Lavrentiev avenue 17, Head of Department, tel.: 8-903-933-83-38, e-mail: [email protected]
Ludmila V. Mashkina
Federal State Institution of Science Institute of Economics and Industrial Engineering of Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, 630090, Russia, Novosibirsk, Lavrentiev avenue 17, Senior Researcher, tel. 328-34-42, 8-965-826-42-34, e-mail: [email protected]
The article examines the impact of the institutional changes on the forest sector's transition to green economy. Observed is the persistence of traditional technologies in the timber processing and forest management, and lack of innovations in the proposed priority investment projects.
Key words: green economy, institutional changes, forest industry, the impact of changes, priority investment projects.
Перед страной, как и перед субъектами СФО, стоят новые вызовы, которые определяют необходимость инновационного развития экономики. И это может трактоваться как обеспечение устойчивого развития на основе принципов «зеленой экономики». Приоритеты «зеленой экономики», экологические требования должны быть включены в общие планы развития, нацеленные на решение социально-экономических задач [1].
Суть модернизации - обеспечение технологического прогресса для экономического развития и поддержания благоприятной окружающей природной среды (экологической безопасности, которая становится определяющей для экономического роста и самого существования человека). Это является центральной задачей современного инновационного развития, то есть, помимо осознания важности соблюдения экологических требований, необходимы как строгие экологические требования, так и экономическая заинтересованность, включая все возможные механизмы - модернизация должна быть выгодна. Перспективным в этом направлении представляется переход на политику использования наилучших доступных и перспективных технологий.
Для перехода к зеленой экономике России понадобится долгий период трансформации и модернизации экономики, структурно-технологических изменений, формирования новой экономической модели. Важной задачей является снижение издержек такого перехода и радикальное повышение эффективности использования природных ресурсов. Во-первых, необходимо усилить действенность государственного регулирования природопользования в сфере добычи и использования ресурсов. С помощью экономических и правовых инструментов (налоги, платы, тарифная политика, штрафы, соблюдение нормативов и стандартов и др.) необходимо заставить государственные и частные компании повышать эффективность использования ресурсов, предотвращать их потери, адекватно компенсировать внешние издержки и экологические ущербы, наносимые природе. Во-вторых, важную положительную роль в переходном периоде могут сыграть создание конкурентной среды, обострение конкуренции между производителями, уход от преобладающего сегодня монополизма в лесном секторе. Эти факторы могут повлиять на снижение затрат, стимулировать предприятия к инновациям, диверсификации производства, глубокой переработке сырья, что приведет к снижению лесоемкости продукции за счет внедрения новых технологий.
Для лесной политики эколого-экономический приоритет можно переформулировать следующим образом - не надо использовать больше круглого леса, так как экономически доступные лесные ресурсы ограничены и их дополнительная эксплуатация приводит к дополнительной нагрузке на экосистемы, истощению природного капитала и ухудшению состояния окружающей среды.
Имеющиеся отсталые ресурсоемкие технологии приводят к избыточному потреблению («перепотреблению») и потерям лесных ресурсов, истощению доступной лесосырьевой базы. Надо вкладывать инвестиции в улучшение использования уже эксплуатируемых лесных ресурсов на основе модернизации технологий, поддержки инноваций, замены лесоемких технологий на наилучшие доступные технологии, углублению и диверсификации переработки лесосырья и т.д.
В лесопромышленном комплексе проблема модернизации, возможно, одна из самых острых на фоне других отраслей промышленности, что особенно проявилось в последнее время. Можно утверждать, что ЛПК столкнулся с «двойным кризисом», то есть с собственным отраслевым и общемировым финансово-экономическим кризисом 2008-2011 гг.
Сложившиеся в современных условиях предпосылки для модернизации являются весьма неординарными и носят системный характер [2]. Для лесопромышленного комплекса характерны свои вызовы и проблемы, для преодоления которых нужна всесторонняя и более активная, чем в предыдущие 30 лет, модернизация. Развитие технологий открывает широкий спектр новых видов и областей применения древесных материалов, в том числе для волокнистых полуфабрикатов из древесного сырья (например, имплантация сенсорных элементов в структуру бумаги - «умная бумага»). Новые виды деревянных конструкций преобразуют рынок жилищного строительства, а современные технологии глубокой переработки древесного сырья открывают принципиально новые рынки для использования материалов. Следует отметить и новый тип предприятий, выпускающих как основной или побочный продукт разнообразные виды биоматериалов и биотоплива, что приводит к повышению эффективности использования древесного сырья за счет практически стопроцентного использования биомассы деревьев.
Последние два десятилетия политических и экономических реформ показали, что лесопромышленный комплекс России и Сибирского федерального округа трудно адаптируется к рыночным отношениям и требованиям мировых рынков. Лесопромышленный комплекс не является приоритетом национальной экономической политики. В Прогнозе Минэкономразвития РФ [3] отмечены основные причины неэффективного функционирования отрасли: неэффективное лесопользование; истощение ресурсной базы в регионах лесозаготовок; непрозрачность рынков деловой древесины и пиломатериалов; большие расстояния между предприятиями по переработке лесных ресурсов и сырьевой базой; недостаточная степень переработки лесосырья и низкая производительность труда. Есть и другие, во многом сходные «наборы» причин: неопределенность экономического климата; пробелы в законодательной базе; высокий уровень незаконного оборота древесины; истощение ресурсной базы на наиболее доступных территориях; слаборазвитая лесная инфраструктура; устаревшая производственная база; недостаток мощностей по глубокой переработке древесины; низкий уровень рентабельности большинства предприятий лесозаготовительной и деревообрабатывающей промышленности; нехватка кредитных ресурсов и отсутствие интереса к отрасли со стороны кредитно-финансовых организаций.
В Прогнозе развития мирового лесного сектора до 2060 года отмечается, что развитие науки в перспективном периоде за счет «прорывных инноваций» может существенно изменить темпы и возможности реализации
инновационных сценариев [4]. Для лесного сектора России прорывные технологии являются единственным путем выхода на инновационный путь развития. Двадцатилетняя задержка в развитии лесного комплекса Российской Федерации открывает уникальную возможность реализации инновационного сценария за счет комплексной реконструкции существующих предприятий на базе научных достижений предшествующих двух десятилетий, новейших поколений техники и технологии. Наиболее целесообразным путем реконструкции существующих предприятий будет переход на производство наукоемкой продукции.
Для многих отечественных производств такой путь является единственным путем выживания в условиях мировой конкуренции и свободной торговли.
Предприятия лесного сектора, которые были спроектированы и построены в середине прошлого века, ныне подлежат полной реконструкции. Реконструкция позволит создать принципиально новые предприятия XXI века, минуя те стадии, которые проходили лидеры мирового лесного комплекса за последние десятилетия. Иными словами, лесной комплекс России должен «перешагнуть» через стадии, которые поэтапно проходил в последние десятилетия лесной комплекс передовых лесопромышленных стран. Реализация такой модели технологического и интеллектуального прорыва требует очень серьезного научного и кадрового обеспечения, предвидения рынков и тенденций развития на несколько десятилетий вперед.
Без привлечения инвестиций исправить положение в лесопользовании невозможно и было принято постановления правительства «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов».
К приоритетным относятся инвестиционные проекты по созданию и (или) модернизации объектов лесной инфраструктуры (лесных дорог, складов и др.)
и (или) лесоперерабатывающей инфраструктуры (объектов переработки заготовленной древесины и иных лесных ресурсов, биоэнергетических объектов и др. В числе критериев оценки инвестиционных проектов имеются требования рационального использования заготавливаемой древесины, снижения энергопотребления и увеличения объемов выпуска импортозамещающей продукции.
Однако предложенные приоритетные инвестиционные проекты показывают, что предприниматели воспользовались статусом приоритетного только для получения лесосечного фонда без аукциона, а также половинной арендной платы за лесные участки. В принципе, строительство крупных производств по глубокой переработке древесины позволяет повысить средний показатель эффективного освоения лесов, то есть комплексную переработку древесины при производстве «традиционных» видов лесопродукции. Это приводит к экологическому «утяжелению» и примитивизации структуры комплекса. Поддержка и спасение крупных экспортно-ориентированных природоэксплуатирующих производственных
структур со стороны государства способствуют закреплению структуры лесной промышленности на уровне первичных переделов сырья (табл. 1).
Из-за этого могут оказаться в бедственном положении малые предприятия, вынужденные платить высокую арендную плату и не гарантированно имеющие выход на внешний рынок. То есть одно из следствий такой лесной политики может быть массовое банкротство малых лесозаготовительных и лесопильных предприятий моноотраслевых поселений.
Отметим также, что такое развитие лесного комплекса противоречит основным принципам «зеленой» экономики - «системе видов экономической деятельности, связанных с производством, распределением и потреблением товаров и услуг, которые приводят к повышению благосостояния человека в долгосрочной перспективе, при этом не подвергая будущие поколения воздействию значительных экологических рисков или экологического дефицита» [5].
Таблица 1
Основные виды лесопродукции в заявленных приоритетных инвестиционных проектах по субъектам Сибирского федерального округа
Субъект СФО Пиломатериалы тыс. 3 м Фанера и шпон, тыс. м3 ,3 3 S т. ис S 3 С н Целлюлоза, тыс. т Картон и бумага, тыс. т
Республика Бурятия 490 200
Иркутская область 1400 100 300 1270 370
Красноярский край 1021 450 830 1043 1200
Томская область 264
Кемеровская область 6 60
Омская область 77
Итого 2994 610 1594 2313 1570
Источник: URL: http://lesprominform.ru/proekty_lpk.html
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Навстречу «зеленой» экономике России (обзор) [Electronic resource] - Режим доступа: http://www.ecopolicy.ru/main.php?cnt=115
2. Блам Ю.Ш., Машкина Л.В., Бабенко Т.И., Ермолаев О.В. Лесопромышленный комплекс России в контексте мирового сектора // ЭКО. - 2013. - № 11. - С. 26-44.
3. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 г. Москва. Январь, 2013. [Electronic resource] - Режим доступа: URL: http://www.economy.gov.ru/
4. Buongiorno J., Zhu S., Raunikar R. and Prestemon J.P. 2012. Outlook to 2060 for World Forests and Forest Industries. A Technical Document Supporting the Forest Service 2010
RPA Assessment. Southern Research Station, 200 W. T. Weaver Blvd., Asheville, NC 28804. [Electronic resource] - Режим доступа: URL: www.srs.fs.usda.gov/pubs/40454
5. «Зеленая экономика» - новый вектор устойчивого развития. [Electronic resource] - Режим доступа: URL: http://ictsd.org/i/news/bridgesrussian/82851/
© Ю. Ш. Блам, Л. В. Машкина, 2014