Научная статья на тему 'Моделирование лесопользования в изменяющихся институциональных условиях'

Моделирование лесопользования в изменяющихся институциональных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
80
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА / ЛЕСНОЙ КОМПЛЕКС / КОМПЛЕКС МАТЕМАТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ / ПОСЛЕДСТВИЯ ИЗМЕНЕНИЙ / СЕЗОННЫЙ ФАКТОР / INSTITUTIONAL FRAMEWORK / FOREST SECTOR / THE COMPLEX OF MODELS / THE EFFECTS OF CHANGES / SEASONAL FACTOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Блам Юрий Шабсович, Ермолаев Олег Владимирович

В статье рассмотрены изменения в институциональной среде лесного комплекса. Описан комплекс моделей, который позволяет «проигрывать» различные сценарии поведения предприятий, в том числе: с учетом сезонного фактора, неопределенности в привлечении заемных средств, изменений на внутреннем рынке и последствия вступления в ВТО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Блам Юрий Шабсович, Ермолаев Олег Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CHANGES IN THE INSTITUTIONAL FRAMEWORK OF THE FOREST SECTOR

The article describes the changes in the institutional framework of the forest sector. The complex of models, which allows you to "play" the different scenarios of business conduct, including taking into account seasonal factors, uncertainties in the borrowing of funds, changes in the domestic market and the impact of WTO accession.

Текст научной работы на тему «Моделирование лесопользования в изменяющихся институциональных условиях»

МОДЕЛИРОВАНИЕ ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЯ В ИЗМЕНЯЮЩИХСЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ

Юрий Шабсович Блам

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения РАН, 630090, Россия, г. Новосибирск, проспект Лаврентьева 17, заведующий отделом, тел.: (903)-933-8338, e-mail: [email protected]

Олег Владимирович Ермолаев

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Новосибирский национальный исследовательский государственный университет», аспирант, 630090, Россия, г. Новосибирск, ул. Пирогова 2, НГУ, тел.: (383) 330-89-53, e-mail: [email protected]

В статье рассмотрены изменения в институциональной среде лесного комплекса. Описан комплекс моделей, который позволяет «проигрывать» различные сценарии поведения предприятий, в том числе: с учетом сезонного фактора, неопределенности в привлечении заемных средств, изменений на внутреннем рынке и последствия вступления в ВТО.

Ключевые слова: институциональная среда, лесной комплекс, комплекс математических моделей, последствия изменений, сезонный фактор.

THE CHANGES IN THE INSTITUTIONAL FRAMEWORK OF THE FOREST SECTOR

Yuriy Sh. Blam

Federal State Institution of Science Institute of Economics and Industrial Engineering of Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, 630090, Russia, Novosibirsk, Lavrentiev avenue 17, Head of Department, tel.: (903) -933-8338, e-mail: [email protected]

Oleg Vl. Ermolaev:

Federal State Educational Institution of Higher Professional Education "National research Novosibirsk State University", aspirant, 630090, Russia, Novosibirsk, Pirogova street 2, NSU, tel.: (383) 330-89-53, e-mail: [email protected]

The article describes the changes in the institutional framework of the forest sector. The complex of models, which allows you to "play" the different scenarios of business conduct, including taking into account seasonal factors, uncertainties in the borrowing of funds, changes in the domestic market and the impact of WTO accession.

Key words: institutional framework, forest sector, the complex of models, the effects of changes, seasonal factor.

Многие авторы приходят к выводу, что основные проблемы лесного сектора связаны именно с институциональным устройством. Большинство проблем периода перехода и функционирования лесного комплекса в рыночной экономике, описанные зарубежными и российскими учеными, относятся к несоответствию институциональной среды особенностям рыночного регулирова-

ния в России, причем как в «докризисный» период, так и в настоящее время [1, 2, 3].

Институциональные изменения обычно связывают с изменением институциональных структур, формальных и неформальных правил, прав собственности, доверия, и их адаптации. Институциональное устройство и институциональные изменения в лесном комплексе тесно связаны с лесной политикой. Она представляет собой совокупность институтов, регулирующих экономические, экологические и социальные последствия лесопользования, которые включают и вопросы собственности, и управления. Чтобы повысить эффективность лесного комплекса, требуется целая система мер, что является неотъемлемой частью национальной и региональной лесной политики и это (как один из аспектов) предполагает необходимость проведения тщательного институционального анализа и количественной оценки последствий ее изменения.

В статье [4] показано, что число рассмотренных официальных документов/законопроектов составляло за период 1917-1991 гг. - 774, 1992-2008 гг. -1792, в том числе по лесопользованию - 124 и 274, соответственно. Такая «интенсификация» законотворчества продолжилась и в последующие пять лет, что наверняка наложила свой отпечаток на глубину проработки последствий принятия того или иного закона. Период с 2000 г. по настоящее время относится к числу самых нестабильных в истории российского лесоуправления. С мая 2000 г., когда указом президента РФ была ликвидирована Федеральная служба лесного хозяйства, по сентябрь 2010 г., когда им принято решение о том, чтобы передать Федеральное агентство лесного хозяйства непосредственно правительству, происходило практически непрерывное реформирование органов управления лесами, в лесное законодательство вносились многочисленные изменения. А в декабре 2010 г. Госдумой был одобрен законопроект «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования правового регулирования лесных отношений)». Принятые поправки существенно изменили Лесной кодекс 2006 года и потребовали принятие правительством РФ и уполномоченными федеральными органами исполнительной власти множества новых нормативно-правовых актов, касающихся в основном охраны лесов от пожаров [5, 6]. Сейчас (март-апрель 2013 г.) заканчивается работа над еще одним важным документом для функционирования лесного комплекса страны - «Национальная лесная политика». Новые изменения в институциональной среде функционирования лесного комплекса связаны и с вступлением России в ВТО, последствия которых еще не до конца осознаны и оценены.

Важным аспектом, во многом определяющим эффективность лесоуправле-ния, является количественная оценка последствий изменений в институциональной среде хозяйствования и объективная оценка экономических условий. Под этим мы понимаем как количественную оценку экономически доступных лесных ресурсов, так и возможности рентабельной их переработки и реализации лесопродукции на внутреннем и внешнем рынке. Такая комплексная количественная оценка экономических условий функционирования лесных предприятий возможна лишь с использованием экономико-математических моделей

(ЭММ) [7]. Нами предложен и реализован набор экономико-математических моделей, включающий динамическую ЭММ логистики автономного лесозаготовительного предприятия (учитывающую существенное влияние сезонного фактора и способы пополнения оборотных средств) и ЭММ лесного сектора региона. В качестве функционала и дополнительных ограничений моделей (при различных гипотезах относительно объемов и конъюнктуры на рынках сбыта -внешнем и внутреннем) рассматривалась максимизация условной прибыли.

Расчеты подтвердили гипотезу, что сложившийся в настоящее время высокий процент за предоставляемый кредит может привести к банкротству предприятия при ценах, которые формируются на «падающем» рынке в кризисных ситуациях, когда резко снижается спрос со стороны основных потребителей. Предоставляемые льготы по аренде сырьевой базы для заявленных крупных приоритетных инвестиционных проектов предопределяет неконкурентоспособ-ность малых лесозаготовительных предприятий. Выделение квот на экспорт круглого леса в рамках таможенных пошлин, обусловленных вступлением в ВТО, зачастую не могут быть получены малыми предприятиями из-за бюрократических ограничений.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Блам Ю., Ермолаев О., Машкина Л. Лесное ярмо России //ЭКО. - 2011.- № 2. -С. 4-15.

2. Ярошенко А. О положении дел в области охраны лесов от пожаров ... /Блог руководителя лесной программы Гринпис [Electronic resource] - Режим доступа: http://echo.msk.ru/blog/alexey_yaroshenko/789245-echo/

3. Carlsson, Lars and Mats-Olov Olsson, eds. (1998). Initial Analyses of the Institutional Framework of the Russian Forest Sector. IIASA Interim Report IR-98-027.Laxenburg, Austria: International Institute for Applied Systems Analysis.

4. Суховольский В., Суховольский А., Нестеренко Е. Закономерности генерации нор-

мативных документов по природопользованию в СССР и РФ. /Современные проблемы /библиотека [Electronic resource] - Режим доступа:

http://modernproblems.org.ru/ecology/hlebopros11

5. Бабенко Т., Блам Ю., Машкина Л., Ермолаев О. Экономические последствия государственного регулирования лесного сектора //Регион: экономика и социология. - 2011. -№ 2. - С. 211-222.

6. Блам Ю. Проблемы лесного комплекса Сибири //ЭКО. - 2005. - № 3. - С. 37-48.

7. Блам Ю., Ермолаев О., Труш Е. Методы и результаты анализа институциональной среды лесного комплекса //Экономическое развитие России: региональный и отраслевой аспекты: сб. науч. тр. Вып. 9 /под ред. Е. Коломак, Л. Машкиной. - Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2008. - С. 165-174.

© Ю.Ш. Блам, О.В. Ермолаев, 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.