Научная статья на тему 'Лекарственное обеспечение населения России: старые проблемы и новые контексты'

Лекарственное обеспечение населения России: старые проблемы и новые контексты Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1406
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕКАРСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ / РHARMACOLOGICAL SUPPORT / PUBLIC HEALTH

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кузнецова А. М., Тухбатуллина Р. Г.

В статье анализируется проблема лекарственного обеспечения населения России на основе сравнительного анализа в период с 1993 по 2010 гг. Результаты исследования иллюстрируют изменения в нормативно-правовом регулировании, обеспечении доступными лекарственными средствами

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кузнецова А. М., Тухбатуллина Р. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper deals with the problem of pharmacological support in Russia. Sociological research based on comparative analysis of pharmacological support in the period from 1993 to 2010. Results of sociological research show the transformation in legal area, providing affordable drugs.

Текст научной работы на тему «Лекарственное обеспечение населения России: старые проблемы и новые контексты»

УДК 316.023

А. М. Кузнецова, Р. Г. Тухбатуллина

ЛЕКАРСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ:

СТАРЫЕ ПРОБЛЕМЫ И НОВЫЕ КОНТЕКСТЫ

Ключевые слова: лекарственное обеспечение, здоровье населения.

В статье анализируется проблема лекарственного обеспечения населения России на основе сравнительного анализа в период с 1993 по 2010 гг. Результаты исследования иллюстрируют изменения в нормативно-правовом регулировании, обеспечении доступными лекарственными средствами.

Keywords: рharmacological support, Public Health.

The paper deals with the problem of pharmacological support in Russia. Sociological research based on comparative analysis of pharmacological support in the period from 1993 to 2010. Results of sociological research show the transformation in legal area, providing affordable drugs.

Улучшение здоровья людей и снижение уровня смертности - такова цель и конечный результат созидательного труда Правительства, учреждений здравоохранения и каждого специалиста работающего в этой сфере.

Начиная с середины XX столетия, предлагалось несколько сотен определений и концепций здоровья населения, в контексте которых предлагались различные модели и показатели для его измерения. Наиболее часто используемыми индикаторами являются показатель средней продолжительности жизни (или ожидаемой продолжительности жизни при рождении) и общий коэффициент смертности.

Изучение доступной литературы показывает, что социально-экономическое развитие России в 2010 году характеризуется в целом положительной динамикой по большинству показателей. Улучшились основные демографические показатели, увеличилась занятость населения, произошли положительные изменения ряда показателей здоровья и социального обслуживания населения. В 2010 Правительством страны реализовывались мероприятия по усилению защиты населения, обеспечивались необходимые объемы и качество социальных и медицинских услуг, доступность качественных и безопасных лекарственных средств. Расширились масштабы деятельности государства в сфере занятости, включая сдерживание роста безработицы, оказание адресной поддержки гражданам в трудоустройстве. В 2010 г. реальные располагаемые денежные доходы составили 104,1% (за 2009г.-102,1 %) [1].

В результате последовательной реализации мер демографической политики на федеральном и региональном уровнях положительная динамика демографических процессов в Российской Федерации в 2010 году получила дальнейшее развитие. Численность населения РФ по оценке на 1 января 2010 года составила 141914,5 тыс. человек, что на 10,5 тыс. человек больше, чем на 1 января 2009г. Естественная убыль населения уменьшилась по сравнению с 2006 г. в 2,8 раза - с 687,1 тыс. человек в 2006г. до 241,4 тыс. человек в 2010 г. В 2010 году родились 1789,6 тыс. детей, что на 27,9 тыс. детей (на 1,6 %) больше, чем в 2009г. Коэффициент рождаемости составил 12,6 на 1000 населения против 12,4 в 2009г. Смертность по сравнению с 2009 г. увеличилась на 20,5 тыс. человек, или на 1,0%. Коэффициент смертности составил 14,3 на 1000 населения, в то время как в 2009г.-14,2. [1]

В первом полугодии 2010 года наблюдалась положительная динамика снижения смертности. Превышение числа умерших над числом родившихся снизилось до 1,13 раза (в 2009г.-1,14). Естественная убыль населения составила в 2010 г. 241,4 тыс. человек, или на 3% меньше, чем в 2009г. Коэффициент естественной убыли составил 1,7 на 1000 населения (в

2009 г.-1,8), что является минимальным значением за 1993-2010 годы.

По предварительной оценке Росстата ожидаемая продолжительность жизни при рождении в 2010 г. по сравнению с 2009г. увеличилось на 0,31 года, в том числе мужчин - на

0,26 года, женщин - на 0,2 года и составила в 2010 г.- мужчины и женщины - 68,98 лет, мужчины - 63,03 года, женщины - 74,87 года [1].

Острой проблемой остается смертность населения в трудоспособном возрасте. В общем числе умерших, лица трудоспособного возраста составляют около 30 %. На первом месте стоят болезни кровообращения и внешние причины (несчастные случаи, отравления, травмы). Уровень смертности у мужчин в трудоспособном возрасте почти в 4 раза выше уровня смертности у женщин трудоспособного возраста. Уровень смертности от причин, определяемых поведенческими факторами, у мужчин трудоспособного возраста значительно превышает аналогичные показатели у женщин трудоспособного возраста. В 2010 году показатели смертности улучшились практически по всем видам основных заболеваний, кроме болезней системы кровообращения, органов пищеварения, случайных утоплений. В 2010 году впервые за последние три года зафиксировано снижение смертности от новообразований. Число умерших от новообразований в 2010 году по сравнению с 2009 годом снизилось на 1,3 тыс. человек или на 0,4 % и составило 292,3 тыс. человек. Показатель младенческой смертности имеет стабильную положительную тенденцию - этот показатель снизился в 61 субъекте РФ. В 46 субъектах РФ показатель младенческой смертности ниже среднероссийского.

Анализ изучения материалов, опубликованных Министерством здравоохранения и социального развития РФ позволяет заключить, что проведена большая работа по нормативноправовому регулированию в сфере обращения лекарственных средств, обеспечения граждан доступными и качественными лекарственными средствами, в том числе дорогостоящими лекарственными препаратами, стимулированию импортозамещения и внедрению инноваций в производство лекарственных средств и медицинской техники. С целью совершенствования законодательного регулирования правоотношений в сфере обращения лекарственных средств, с учетом интересов и приоритетов отечественной фармацевтической промышленности принят Федеральный закон от 12 апреля 2010г. №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств». Закон позволяет обеспечить прозрачность процедуры регистрации лекарств, повысить доступность лекарственных средств гражданам РФ, устанавливает общие принципы государственного регулирования цен на лекарственные препараты, оказывающие влияние на обеспечение приоритетных потребностей здравоохранения в целях профилактики и лечения заболеваний, преобладающих в структуре заболеваемости в РФ. С вступлением в силу с 1 января 2011 года этого закона производитель обязан зарегистрировать предельные отпускные цены на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты, а субъекты РФ -установить предельные оптовые и предельные розничные надбавки. Результаты мониторинга ценовой доступности лекарственных препаратов, ежемесячно осуществляемые в субъектах РФ, выявляют устойчивую тенденцию к снижению уровня цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты. В среднем по РФ в амбулаторном сегменте фармацевтического рынка произошло снижение уровня цен на 2,64 %, в госпитальном - 2,58 %. В амбулаторном сегменте стоимость импортных препаратов снизилась на 3,58 %, в госпитальном - на 3,72 %. На отечественные лекарственные препараты снижение цен составило 1,52 % в амбулаторном сегменте и 1,22 % в госпитальном. Во исполнение Федерального закона Министерством подготовлен Перечень жизненно-необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2011 год, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 11 ноября 2010 г.№1938-р. С целью обеспечения гарантий и доступности качественной медицинской помощи гражданам, Министерством утверждены приказы по минимальному ассортименту лекарственных препаратов для медицинского применения, состоящий из 60 наименований лекарственных средств (50 наименований относятся к жизненно-важным лекарственным средствам, в том числе 45 препаратов входят в льготный перечень), а также разработан перечень стратегически значимых лекарственных средств,

необходимых к производству в РФ, включающий 57 международных непатентованных наименований лекарственных средств. Изменилась ценовая сегментация фармацевтического рынка. «Через 10 лет объем продаж лекарственных средств в нашей стране будет составлять около полутора триллионов рублей. Очень значительная цифра. Фактически мы должны выйти на среднеевропейский уровень потребления лекарственных препаратов, что, естественно, должно быть, в конечном счете конвертировано в продолжительность жизни и в ее качество», - эту оптимистическую цитату сказал в своем выступлении Президент Д.А.Медведев на заседании комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России, которое состоялось в г. Покровск Владимирской области 31 августа 2009г. [2].

Однако в своем выступлении на совещании по вопросу лекарственного обеспечения льготных категорий граждан пожилого возраста, президент Д. А. Медведев сообщает: «по данным статистики, с начала 2010 г. выявлена тенденция к снижению уровня цен, но это именно статистические данные, потому что где-то это снижение, а где-то, к сожалению, нет. Причем это зависит от группы лекарственных препаратов. Люди, с которыми я разговаривал здесь, говорят следующее: если по нашим лекарствам ситуация более-менее выглядит нормально (либо роста нет, либо даже на какие-то препараты, по сути, произошло снижение цен), то по иностранным препаратам ситуация несколько иная. Конечно, надо заниматься импортозамещением, нужно свою промышленность возрождать, но, тем не менее, пока мы не можем игнорировать ситуацию на рынке иностранных препаратов. В целом ситуация в этом году стабильна, потому что еще недавно рост цен на лекарства существенно превышал уровень инфляции. Мы приложили довольно немало сил, чтобы остановить этот рост. Но очевидно, что эффективность государственных закупок и на федеральном уровне, и на уровне регионов, на муниципальном уровне - это предмет нашей общей обеспокоенности, в том числе и для пенсионеров, которые имеют льготы по лекарственным препаратам. Всего сейчас таких людей, насколько я понимаю, около 4 миллионов человек, это 70 % от общего числа льготников. Очевидно, это наиболее уязвимая группа людей. Это инвалиды, ветераны войны и труда. Таким людям, для того чтобы получить так называемый льготный рецепт, приходится трудно. Они иногда месяцами выстаивают в очередях, для того, чтобы добиться приема в поликлинике, впоследствии добиваются, соответственно, отоваривания этого рецепта. Поэтому вопросов как минимум два. Первый вопрос заключается в том, что нам делать со сроками действия этих рецептов. Возможно, придется увеличивать срок действия для льготных рецептов. И второй вопрос или способ решения этой задачи - это внедрение иных форм доставки лекарственных препаратов, включая адресную или надомную доставку лекарств людям пожилого возраста [2].

Одним из основных приоритетов Министерства здравоохранения и социального развития РФ являлось выполнение социальных обязательств, в части обеспечения отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными препаратами в рамках набора социальных услуг, и финансирование расходов на централизованную закупку лекарственных препаратов, предназначенных для лечения больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и тканей. В перечень централизованно закупаемых за счет средств федерального бюджета лекарственных препаратов для лечения этих заболеваний включено 18 препаратов. По состоянию на 1 января 2011 г. в Федеральном регистре числилось 102,6 тыс. получателей лекарственных препаратов, централизованно закупаемых за счет средств федерального бюджета (увеличение по сравнению с 2009 годом составило 20,8 %). Расходы на эти цели в

2010 году составили 42501,0 млн. руб. По данным федерального регистра больных, нуждающихся в лечении дорогостоящими препаратами, сформированного на основании данных субъектов РФ по состоянию на январь 2008г. включено 25592 человека, январь 2009г.-52814 человек, январь 2010г. - 77145 человек, январь 2011г. - 102602 человек. Около 65 % больных пожилого возраста страдают злокачественными новообразованиями лимфоидной,

кроветворной и родственной им тканей, около 15 % - рассеянным склерозом и около 13 % больных после трансплантации органов и тканей. Т.А.Голикова отметила в докладе, что «это дорогостоящее, реально дорогостоящее лечение. У нас стоимость одного рецепта на сегодняшний день составляет в 2010-м году, по данным за 6 месяцев, 63,2 тысячи рублей. При этом, правда, в прошлом году это было 73,5 тысячи рублей. То есть постепенно за счет того, что на рынке появляются отечественные препараты, отечественные дженерики, которые вполне качественны и вполне заменяют иностранные, мы сумели удешевить этот рецепт. Если касаться категории пожилых людей, самое большое потребление 64,8 процента по болезням, связанным с онкологией, а в деньгах это 58 процентов от потребления дорогостоящих лекарственных препаратов» [2].

Численность граждан-получателей лекарственных препаратов в виде набора социальных услуг на 1 января 2010 г. составляла 4182,4 тыс. человек, что на 17 % (на 893,1 тыс. человек) меньше, чем в 2009г., в том числе участников Великой Отечественной войны -304,2 тыс. человек, что на 33,2 % меньше, чем в 2009г. Численность граждан-получателей по состоянию на 1 января 2011 г. составила 4156,0 тыс. человек, что на 0,6 % меньше, чем в 2010 году. Норматив финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов на 2011 год составляет 570 рублей, что на 7,3 % выше норматива 2010 г. (531 рубль). Совокупный объем бюджетных ассигнований, перечисляемых в бюджеты субъектов РФ, на реализацию этих полномочий в 2010 году составил 43321,7 млн. рублей. На 2011 г. из федерального бюджета предусмотрено на оплату лекарственных препаратов, предоставляемых в виде набора социальных услуг, 32720,0 млн. рублей и 13600,0 млн. рублей иных межбюджетных трансфертов. Размер консолидированного финансового норматива на одного получателя в месяц в 2011 году - 850 рублей в месяц, что на 12,4 % больше, чем в 2010 году. В своем выступлении министр здравоохранения и социального развития РФ Т.А.Голикова, отметила: «И в первый год реализации норм закона у нас все граждане получали натуральное обеспечение. Только со следующего года, то есть с 2006г., мы решили законодательно осуществить выбор. В результате на сегодняшний день, как Вы правильно сказали, у нас 70 % фактически отказались от натурального пакета. Количество граждан, которое на 2011 год у нас выбрало социальный пакет, составляет 4052 тысячи. Но в процессе года количество этих граждан прирастает в среднем на 500-600 тысяч человек. Рост финансового норматива (до 952 рублей) может несколько скоректироваться в зависимости от того, какое количество граждан прирастет в течение 11-го года. Но традиционно, и всегда это звучит в докладах губернаторов, в том числе это звучало в Курске, когда губернатор докладывал, что норматив очень маленький. Финансовый норматив, который в рамках закона о государственной и социальной помощи действительно 500 с небольшим рублей в месяц. Но на сегодняшний день с учетом того, что мы предоставляем регионам Российской Федерации вот эти иные межбюджетные трансферты, так называемый консолидированный норматив за счет средств федерального бюджета в 10-м составит 757 рублей в месяц и возрастет на 13 % по сравнению с уровнем 9-го года, а в 2011 году - это 26 %, это 952 рубля, но он может скорректироваться, как я уже сказала, в зависимости от той численности граждан, которую мы имеем. У нас наиболее частыми и значимыми патологиями среди пожилых граждан являются болезни сердечно-сосудистой системы - 36%. Начиная с 2005 года отмечается тенденция к повышению доли заболеваний органов зрения с 7, 1 в 5-м году до 7,4 в 9-м году, и злокачественных новообразований - с 3,5 до 4,2 процента. Стоимость отпущенных лекарственных препаратов этим гражданам составила из суммы 44 миллиарда почти 24 миллиарда рублей, или 54 %. То есть 70 процентов - это граждане, если брать численность, и 54 процента- это деньги. По деньгам у нас на первом месте стоят лекарственные препараты, которые выписываются с разрешения врачебной комиссии. Это практически все дорогостоящие лекарственные препараты. На втором месте стоят гормоны и

препараты, влияющие на эндокринную систему, крайне востребованы, и крайне недостаточное обеспечение больных сахарным диабетом. И третье место занимают препараты, влияющие на сердечно-сосудистую систему, хотя в структуре заболеваемости и смертности они занимают первое место» [2].

Главным, первым приоритетом Основных направлений антикризисных действий и политики модернизации российской экономики Правительства РФ на 2010 г. была определена поддержка социальной стабильности и обеспечение полноценной социальной защиты населения. Были приняты масштабные меры по материальной поддержке малообеспеченных групп населения, прежде всего пенсионеров. Доля социальных выплат в денежных доходах населения увеличилась с 14,9 % в 2009г. до 18 % в 2010 г. Соотношение между среднедушевым доходом и величиной прожиточного минимума на душу населения увеличилось с 3,26 раз в 2009г. до 3,29 раза в 2010г. Отдельным категориям граждан (инвалидам, ветеранам войны и труда, некоторым другим категориям граждан) в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 г. №122-ФЗ предоставлялись меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) и набора социальных услуг, включающего лекарственное обеспечение, санаторно-курортное лечение, проезд к месту лечении я и обратно и проезд на железнодорожном транспорте. Размеры ЕДВ с апреля 2010 г. повышены на 10 %.

По словам Т.А.Голиковой « 2010 год для сфер здравоохранения, трудовых отношений, пенсионного обеспечения и социального развития был очень интенсивным. В этом году было много инициировано перемен, которые должны привести к улучшению качества жизни людей». Несмотря на большую проделанную работу Правительством России по различным направления, в Министерство здравоохранения и социального развития РФ за период с 1 января по 30 ноября 2010 года поступило 77824 письменных обращений граждан по различным вопросам, что на 21580 обращений больше, чем за тот же период 2009г. Наибольшее количество обращений (34%) касалось социальной тематики - пенсионное обеспечение, социальная защита, вопросы медико-социальной экспертизы. При этом общее количество обращений по этим вопросам снизилось на 9,5 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (в 2009г. эти обращения составляли 43,5 %). Количество обращений по вопросам организации медицинской помощи по сравнению с 2009г. увеличилось на 4,3 % и составило 32,5 % (в 2009 году-28,2 %), количество вопросов по лекарственному обеспечению увеличилось на 2 % и составило 6,2 % (в 2009 году - 4,2 %), количество обращений по вопросам труда и занятости населения в 2010 году возросло на 1,6 % и составило 7,8 % (в

2009 г. - 6,2 [1].

В рамках контроля за реализацией органами государственной власти субъектов РФ переданных полномочий по организации обеспечения отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными средствами Росздравнадзором осуществляется мониторинг показателей льготного лекарственного обеспечения и проведение проверок непосредственно в местах представления медицинской и лекарственной помощи (лечебно-профилактических и аптечных учреждениях), органах управления здравоохранения субъектов РФ. В рамках осуществления субъектами РФ переданных полномочий по организации льготного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан в регионы поставлены лекарственные препараты на общую сумму 42173047 тыс.рублей, что на 8,4 % меньше объемов поставок в 2009 году. Размер товарных запасов лекарственных препаратов, закупленных и поставленных в 2009 г., но оставшихся по итогам года невостребованными, составил 3,5 млрд. руб. в рамках региональных закупок и 4,2 млрд. руб. по «высокозатратным» нозологиям. При этом необходимо отметить, что количество граждан, имеющих право на получение льготного лекарственного обеспечения в 2010 году, уменьшилось по сравнению с 2009г. и составило на 01.01.2010г. 4182 тыс. человек. Средняя стоимость рецепта по программе ОНЛС имеет тенденцию к увеличению и по итогам 2010 г. составила 724 руб., что на 3,6 % больше, чем в 2009 г.(699 руб.). Норматив финансовых затрат,

на одного льготополучателя, в месяц увеличился в 2010 г. на 13 % по сравнению с 2009г. и составил 757 руб. В течение 2010 г. было выписано 507915 рецептов по высокозатратным нозологиям (на 14 % больше, чем в 2009г.), из которых обслужено 507804 рецепта на сумму 31875813 тыс. руб. (на 2,2 % меньше, чем в 2009г.). По общему перечню выписано 58326984 рецепта (на 8 % меньше, чем в 2009г.), из которых обслужено 58180507 рецептов на сумму 42148861 тыс. руб. (на 4 % меньше, чем в 2009г.).

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития рассматривает письменные и устные обращения граждан как один из индикаторов качества оказания медико-социальной и лекарственной помощи населению. В 2010 году из 19457 письменных обращений 3382 или 17 % (в 2009г.-2124 или 15%) касались вопросов, связанных с обеспечением необходимыми жизненно важными лекарственными средствами льготных категорий населения. Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития отмечает стабилизацию количества обращений граждан по этим вопросам в центральном аппарате Росздравнадзора и сохранение достаточно большого количества обращений в территориальные органы (в 2010 г.-4687 - 31 %, в 2009 г.- 3197- 37,8 %). Большинство обращений граждан по вопросам льготного лекарственного обеспечения связано с неудовлетворенностью пациентов отсутствием лекарственных средств в аптеках -1998(59%), отказом врача в выписке лекарственных средств - 640 (18,9%), длительностью отсроченного обслуживания в аптеках - 347 (10,2 %). В 2010 году в Росздравнадзор поступило 488 обращений от граждан РФ (в 2009г.-243 обращения), касающихся предоставления информации по Перечню жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, регулирования цен на лекарственные средства, предоставления информации о предельных отпускных ценах [3].

В 2010 году в территориальные фонды обязательного медицинского страхования и страховые медицинские организации от граждан, в том числе застрахованных лиц, поступило 19,35 млн. обращений. Количество жалоб снизилось по сравнению с предыдущими периодами и составляет около 50 тыс. жалоб в год. Около 60 % жалоб, зарегистрированных в РФ, признаны обоснованными. В структуре причин обоснованных жалоб по вопросам лекарственного обеспечения поступило 3,36 тыс. жалоб (11,2%), качество медицинской помощи 2,61 тыс. жалоб (8,7 %), этика и деонтология медицинских работников - 0,93 тыс. жалоб (3,1 %) [4].

Таким образом, охрана здоровья населения занимает центральное место в структуре жизненно-важных интересов личности, общества и государства, является одним из системообразующих факторов. Отражением социального неблагополучия в обществе за эти годы являются негативные тенденции в состоянии здоровья населения, слабая социальная защищенность, снижение доступности высокоэффективных средств лечения, недостаточное финансирование здравоохранения. Существенное влияние на эти процессы оказывают проводимые в России преобразования, значительная дифференциация денежных доходов населения, доступность медицинской помощи [5]. В настоящее время российскому здравоохранению требуется продуманная стратегия и политика и на уровне субъекта федерации с четко выстроенной системой целей, задач, форм и методов управления процессов регионального развития в области лекарственного обеспечения. Необходимо разработать единую политику в лекарственном обеспечении населения, позволяющую соблюдать страховой принцип в реализации государственных гарантий льготного лекарственного обеспечения: каждый нуждающийся имел возможность своевременно получить лекарственное средство, независимо от места жительства человека, социального статуса и от принадлежности к федеральному или региональному льготнику. Особое внимание уделять уязвимым группам населения, а также сформировать систему контроля рационального расходования выделяемых бюджетных средств и рационального назначения лекарственных средств.

Литература

1. Об итогах работы Министерства здравоохранения и социального развития РФ в 2010 году и задачах на 2011г. г. Москва, 2011.-С.145

2. Стенографический отчет о совещании по вопросу лекарственного обеспечения льготных категорий граждан пожилого возраста. 20 октября 2010 г. г.Козельск. ( http:www.kremlin.ru/transcripts /9294)

3. О деятельности Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития в

2010 году.-М.-2011.-С.86-87

4. Обязательное медицинское страхование в Российской Федерации в 2010- 2011 гг.-М.-С. 21

5.Зубкова, Г.И. Нанотехнологии в медицине / Г.И. Зубкова // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2011. - Т. 14, № 2. - С. 191.

© А. М. Кузнецова - асп. каф. государственного муниципального управления и социологии; Р. Г. Тухбатуллина - д-р фарм. наук, дир. Казанского медико-фармацевтического училища (колледж), ги2аНуаШ№а1иШпа@тай. ги.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.