УДК 614.2:615:31
АНАЛИЗ ЛЬГОТНОГО ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СМОЛЕНСКА И
СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Васильева Д.С., Кисилёва А.Н., Кракова А.В.
Научный руководитель - Кисилёва А.Н.
ФГБОУ ВО «Смоленский государственный медицинский университет», Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28.
Резюме. Лекарственное обеспечение населения и учреждений здравоохранения Российской Федерации остается одной из приоритетных целей социальной политики государства. Уровень затрат на приобретение медикаментов в Российской Федерации в расчете на одного жителя значительно ниже соответствующих уровней в развитых странах. Остается острым вопрос соотношения стоимости медикаментов, платежеспособности населения и размеров бюджетов системы здравоохранения. В статье проанализированы региональные особенности льготного лекарственного обеспечения в 2013-2016 гг. В работе применяли методы статистического, математического и сравнительного анализа полученных данных. Ключевые слова: льгота, лекарственное обеспечение.
ANALYSIS OF PREFERENTIAL DRUG SUPPLY IN SMOLENSK AND SMOLENSK REGION
VasilievaD.S., KisiliovaA.N., KrikovaA.V. Scientific advisor - Kisiliova A.N.
Smolensk State Medical University, Russia, 21019, Smolensk, Krupskoy st.,28. Summary. Drug provision of the population and healthcare institutions of the Russian Federation remains a priority aim of social policy. The level of costs of medicines in the Russian Federation per capita is significantly lower than the corresponding levels in the developed countries. The thorny issue of the correlation of the cost of medicines, the paying capacity of the population and the sizes of the budgets of the health system remains controversial. The article analyzes the regional characteristics of preferential drug supply in 2013-2016. Statistical, mathematical and comparative analysis of the obtained data were performed. Key words: benefit, drug coverage.
Введение. Приоритетной целью социальной политики Российского государства является повышение уровня и качества жизни населения, соблюдение основных социальных гарантий. Уровень затрат на приобретение медикаментов в Российской Федерации в расчете на одного жителя значительно ниже
соответствующих уровней в развитых странах. Остается острым вопрос соотношения стоимости медикаментов, платежеспособности населения и размеров бюджетов системы здравоохранения.
Федеральный закон от 17.07.1999 №178-ФЗ (ред. от 19.12.2016 г.) «О государственной социальной помощи» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017 г.) устанавливает правовые и
организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным
категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом. В рамках данной правовой документации государственная социальная помощь -предоставляется в виде социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.
Законодательство о
государственной социальной помощи включает в себя Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ).
Право на получение
государственной социальной помощи в виде ЕДВ и получения набора социальных
услуг имеют следующие категории граждан: инвалиды войны, участники ВОВ, ветераны боевых действий, военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях в период с 22 июня 1941 г. по 3 сентября 1945 г., лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда», лица, работавшие в период ВОВ на объектах ПВО, на строительстве оборонительных сооружений и пр.; члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников ВОВ; инвалиды I, II, III групп; дети-инвалиды; инвалиды войны; участники ВОВ; ветераны боевых действий; военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях в период с 22 июня 1941 г. по 3 сентября 1945 г.
Лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на семипалатинском полигоне, и приравненные к ним категории граждан также имеют право обратиться за предоставлением им набора социальных услуг в порядке, установленном Правительством.
В соответствии с действующими нормативными документами Гражданин, имеющий право на получение необходимых лекарственных средств, при обращении впервые в медицинское учреждение за получением рецепта предъявляет: документ, удостоверяющий личность; документ, подтверждающий право на получение набора социальных услуг; справку из территориального ПФ РФ, подтверждающей назначение ему ежемесячной денежной выплаты.
Сроки обслуживания льготных рецептов с момента обращения гражданина в аптечное предприятие: не более десяти рабочих дней; не
более пятнадцати рабочих дней на лекарственные препараты, назначенные по решению врачебной комиссии.
Целью настоящей работы явился анализ структуры льготного
лекарственного обеспечения в Смоленске и Смоленской области.
Методика. Данное исследование основано на проведении статистического, математического и сравнительного анализа полученных данных по льготному лекарственному обеспечению по Смоленску и Смоленской области за предшествующие годы. В статистическом анализе использовался метод «временной ряд» (ряд динамики) - ряд последовательных значений,
характеризующих изменения показателя во времени.
Результаты исследования. В системе льготного лекарственного обеспечения в области задействованы ОГАУЗ «СОЦККСЛС», ОГАУЗ «СОМИАЦ», 41 медицинская и 48 аптечных организаций. Право на выписку льготных рецептов имеют 1 582 врача и 15 средних медицинских работников.
На лекарственное обеспечение льготных категорий граждан в 2015 г. выделено: из федерального бюджета - 267 671,1 тыс. руб.; из областного бюджета -181 936,4 тыс. руб.
Кроме того, из федерального бюджета дополнительно выделено 54 802,8 тыс. руб. в целях улучшения
лекарственного обеспечения граждан, страдающих редкими заболеваниями граждан, имеющих право получать препараты бесплатно или с 50% скидкой в рамках территориальной программы государственных гарантий.
На 367 597,18 рублей поставлены лекарственные препараты по программе 7 нозологий.
Лекарственные препараты закупаются согласно утвержденным на федеральном и региональном уровнях перечням. С 01.03.2015 года изменился перечень лекарственных препаратов для
обеспечения федеральных льготников в связи с вступлением в силу Распоряжения Правительства РФ от 30.12.2014 №2782-р.
С 1 января 2016 г. норматив финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего
государственную социальную помощь в виде социальной услуги, составляет: 758 руб. на обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по
рецептам врача (фельдшера)
необходимыми лекарственными
препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов (Федеральный закон от 29.12.2015 №383-ФЗ).
В 2013 году норматив финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную
социальную помощь в виде социальной услуги, составлял 638,0 руб., в 2014 - 671,0 руб., в 2015 - 707,0 руб., в 2016 - 758,0 руб. (табл. 1.).
Таблица 1. Динамика роста норматива финансовых затрат _на 1 гражданина за период 2013-2016 гг._
Наименование позиции 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.
Норматив финансовых затрат на 1 гражданина в месяц (руб.) 638,0 671,0 707,0 758,0
Анализ данных о реализации программы обеспечения необходимыми лекарственными препаратами на территории Смоленской области в 2013 -2016 гг. указывает на снижение численности граждан, имеющих право на
государственную социальную поддержку с 114334 до 107553, а также, численности граждан, сохранивших право на государственную социальную поддержку в части лекарственного обеспечения (чел.) с 23 528 до 19 291 человек (табл. 2).
Таблица 2. Снижение численности федеральных льготников за период 2013-2016 гг.
Наименование позиции 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год
Численность граждан в Смоленской области, имеющих право на государственную социальную поддержку (чел.) 114 334 110 899 107 553 104 054
Численность граждан в Смоленской области, имеющих право на государственную социальную поддержку в части лекарственного обеспечения (чел.) 19 891 (на 01.01.2013) 23 528 (на 31.12.2013) 19 208 (на 01.01.2014) 22 803 (на 31.12.2014) 19 088 (на 01.01.2015) 22 531 (на 31.12.2015) 18 906 (на 01.01.2016) 19 291 (на 4.03.2016)
Объем финансовых средств, выделенных на реализацию программы ОНЛП увеличился с 234 830,1 тыс. руб. до 240 119,8 тыс. руб., что связано с
увеличением норматива финансовых затрат на 1 гражданина в месяц с 638 руб. до 758 руб. и дополнительного финансирования) - таблица 3.
Таблица 3. Динамика роста объема финансирования за период 2013-2016 гг.
Наименование позиции 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.
Объем финансовых средств, выделенных на реализацию программы ОНЛП (тыс. руб.), в т.ч. 234 830,1 241 693,6 267 671,1 240 119,8
субвенция (тыс.руб.) 162 039,9 165 708,2 173 571,5 166065,70
трансферт (тыс. руб.) 72 790,2 75 985,4 94 099,6 74 054,10
Отмечается уменьшение количества отдельным категориям граждан, с 293 462 обслуженных рецептов, выписанных до 49 980 шт. (табл. 4.).
Таблица 4. Динамика роста количества обслуженных рецептов за период 20 13-2016 гг.
Наименование позиции 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.
Количество обслуженных рецептов (шт.) 293 462 311168 305 229 49 980
Отмечается снижение численности помощью граждан с 15 516 до 9 969. (табл. обратившихся в учреждения 5.). здравоохранения за лекарственной
Таблица 5. Снижение численности обеспеченных л за период 2013-201 екарственными препаратами граждан 6 гг.
Наименование позиции 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.
Численность граждан, обеспеченных лекарственными препаратами (чел.) 15 516 13 891 13 963 9 969
Общая стоимость отпущенных уменьшилась с 272076,28 тыс. руб. до
пациентам лекарственных препаратов 55 010,95 тыс. руб. (табл. 6.).
Таблица 6. Динамика роста стоимости обслуженных рецептов за период 2013-2016 гг.
Наименование позиции 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.
Общая стоимость отпущенных пациентам лекарственных препаратов (тыс. руб.) 272 076,28 306 247,32 371 885,14 55 010,95
Общая стоимость отпущенных бюджета (тыс. руб.) уменьшилась со 181
пациентам лекарственных препаратов 117,67 тыс. руб. до 47 665,38 тыс. руб.
(тыс. руб.) за счет средств федерального (табл. 7.).
Таблица 7. Динамика роста стоимости обслуженных рецептов за счет средств федерального
бюджета за период 201 3-2016 гг.
Наименование позиции 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.
Общая стоимость отпущенных пациентам лекарственных препаратов за счет средств федерального бюджета (тыс. руб.) 181 117,67 227 863,45 276 895,23 47 665,38
Количество обслуженных рецептов (тыс. руб.) уменьшилось с 235 990 до
за счет средств федерального бюджета 49 858 (табл. 8.).
Таблица 8. Динамика роста количества обслуженных рецептов за счет средств _федерального бюджета за период 2013 -2016 гг._
Наименование позиции 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.
Количество обслуженных рецептов за счет средств федерального бюджета (тыс. руб.) 235 990 304 932 301857 49 858
Около 50 % лиц, сохранивших право на государственную социальную поддержку в части лекарственного обеспечения составляют, люди пожилого возраста.
Выводы
1. Коснувшиеся изменения перечня лекарственных препаратов для обеспечения федеральных льготников позволяют улучшить качество оказания медицинской помощи пациентам, но, с другой стороны, имеют место проблемы в обеспечении пациентов длительно получающих терапию исключенными из перечня препаратами.
2. Действующее законодательство РФ по льготному обеспечению граждан лекарственными препаратами не предусматривает тот факт, что в случае отказа от получения социального пакета по программе ОНЛП, федеральные льготники получают медикаменты уже за счет регионального бюджета, что негативно сказывается на всей системе льготного обеспечения.
3. В федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, проживающих на территории области по состоянию на 01.01.2016 г. включено 104054 человека, сохранили право на получение набора социальных услуг в части лекарственного обеспечения - 18 906 человек.
4. Сохранили право на получение набора социальных услуг в части лекарственного обеспечения - 18 % от общей численности федеральных льготников, отказались в пользу денежных выплат - 72 % населения.
5. Норматив финансовых затрат в соответствии с законодательством с 2013 г.
увеличился незначительноЖ с 638,0 руб. до 758,0 руб. в 2016 г. 6. С 2013 по 2016 г. объем финансирования программы из
федерального бюджета увеличился не значительно, на 5 289,7 тыс. руб. с 234 830,1 тыс. руб. до 240 119,8 тыс. руб.
Литература
1. Постановление Администрации Смоленской области от 15.02.2005 №36 «Об обеспечении отдельных групп населения Смоленской области лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания, отпускаемыми по рецептам врачей бесплатно или с пятидесятипроцентной скидкой» - 10 с.
2. Приказ Департамента Смоленской области по здравоохранению от 11.09.2013 №1232 «О порядке обеспечения льготных категорий граждан лекарственными препаратами, не включенными в перечень лекарственных средств, устанавливаемым Территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи» - 19 с.
3. Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2014 №2782-р (с изм. от 26.12.2015) «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2015 год, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи». - 173 с.
4. Федеральный закон от 17.07.1999 №178-ФЗ (ред. от 19.12.2016) «О государственной социальной помощи» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) - 19 с.
5. Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ (в ред. от 28 декабря 2013 г. №386-ФЗ, 25 ноября 2013 г. №317-ФЗ, 27 сентября 2013 г. №253-ФЗ, 23 июля 2013 г. №205-ФЗ, 2 июля 2013 г. №185-ФЗ, 2 июля 2013 г. №167-ФЗ, 25 июня 2012 г. №93-ФЗ, 25 июня 2012 г. №89-ФЗ) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» - 82 с.