ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
АХМЕДУЕВ А.Ш.
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН
Обоснованы стратегические направления развития малого и среднего предпринимательства, налаживания государственного учета и уточнения статуса предпринимателей, предложены правовые, экономические и социальные меры по легализации теневого малого бизнеса, усилению стимулирования и государственной поддержки развития предпринимательства.
AHMEDUEVA.SK
STRATEGIC DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF SMALL AND AVERAGE
BUSINESS IN REPUBLIC DAGESTAN
Strategic directions of development of small and average business, adjustment of the state account and specification of the status of businessmen are proved, legal, economic and social measures on legalisation of a shadow small-scale business, strengthening of stimulation and the state support of development of business are offered.
Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, государственная регистрация и учет предпринимательской деятельности, теневой бизнес, государственное регулирования и поддержка.
Keywords: small and middle enterprise, state registration and account of entrepreneurial activity, shadow business, state adjustings and support.
Стратегия социально-экономического развития РД до 2020г. определяет долгосрочные основные цели, задачи и приоритеты развития республики. В ней намечена также система мер государственного управления, цели и задачи органов власти по реализации Стратегии - 2020.
На основе и исходя из республиканской Стратегии - 2020 должны быть разработаны стратегии долгосрочного развития отраслей и сфер экономики, муниципальных образований, а также схема территориального планирования республики. Целесообразно также разработать среднесрочные и долгосрочные стратегии развития крупных предприятий, объединений и иных хозяйственных звеньев. Все эти долгосрочные стратегии развития республики, отраслей экономики, муниципальных образований и крупных предпринимательских структур должны быть взаимоувязаны и в
совокупности составят цельную систему долгосрочного стратегического планирования развития Дагестана на период до 2020 года.
Для реализации стратегий должны разрабатываться оперативные и среднесрочные (на 1-3 года), а также долгосрочные (на 5-7 лет) комплексные и целевые программы, адресные инвестиционные программы, индикативные планы и т.д. В результате будет создана качественно новая и уникальная система плановой организации общественного производства и регулирования рыночной экономики.
Развитие малого и среднего предпринимательства в проекте Стратегии -2020 определено как одна из важнейших долгосрочных стратегических задач. Было бы целесообразно разработать отдельную целевую стратегию развития в республике малого и среднего предпринимательства на период до 2020 года, в которой необходимо предусмотреть долгосрочные цели и стратегические направления развития, а также решение всех принципиальных проблем этого сектора экономики.
Главной Стратегической целью этого сектора экономики республики, на наш взгляд, является динамичное и устойчивое развитие малого и среднего бизнеса, увеличение общего числа предпринимателей, повышение занятости и качества жизни населения, формирование в республике солидного слоя среднего класса.
В Республике Дагестан острой стратегической проблемой продолжает оставаться, прежде всего, увеличение числа предпринимателей. По данным ТО Федеральной службы государственной статистики по РД, на начало 2007г. в республике было зарегистрировано 4381 малое предприятие, 30575 индивидуальных предпринимателей и 39188 крестьянских (фермерских) хозяйств. Много это или мало, можно оценить, лишь сравнивая со средними данными по России и развитых стран мира. По данным Росстата, на начало 2007г. на 1000 человек населения в России приходилось 7,3 малых предприятий, в ЮФО - 4,9, а в Республике Дагестан - 1,7, или меньше в 4,3 и в 2,9 раза соответственно. В развитых странах мира на 1000 человек жителей приходится от 35 до 74 малых и средних предприятий, в которых занято от 46 до 78% работающих.
С учетом современных условий переходной экономики нам представляется оптимальным в долгосрочной перспективе до 2020 года достижение 18-20 малых и средних предприятий на 1000 жителей республики. Это значит, что к 2020 г. в Дагестане должно реально и легально функционировать примерно 55 тысяч малых и средних предприятий.
Вместе с тем в Дагестане на начало 2007г. зарегистрировано 39188 КФХ, что составляет 36,1% всех КФХ ЮФО и 15,3% их общего числа в России. На 1000 человек сельского жителя в Дагестане приходится 25,7 КФХ, в ЮФО -11,1, а в России - 6,7 (в 3,8 раза меньше). Оценить такой размах в численности КФХ как успех весьма сложно, так как они производят лишь 11,7% продукции сельского хозяйства республики.
Все это свидетельствует об отсутствии точного учета, отсюда и ясного представления о состоянии малого предпринимательства в республике. Если
к этому добавить, что, по различным оценкам, от 40 до 60% малого предпринимательства находится в «тени», то легализация «теневого» малого и среднего бизнеса, полный и точный учет деятельности предпринимателей по видам и территориям является одной из важнейших стратегических задач. Без этого невозможно объективно оценить состояние и перспективы развития, тем более осуществить эффективное регулирование и государственную поддержку малого и среднего бизнеса.
Для точного учета количества малых и средних предприятий нужно прежде всего, исходя из новых критериев, определить статус действующих предприятий, которые при регистрации не относились к категории малых предприятий, а по всем параметрам являются таковыми. Тем более, надо выделить и отдельно учитывать хозяйственные субъекты, которым присваивается статус среднего предприятия.
В настоящее время установлены следующие критерии отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства:
„ Выручка от реализации товаров
Средняя численность . г/ _
(работ, услуг) или балансовая работников за год, чел. ^ _
стоимость активов, не выше млн. руб.
Среднее предприятие 101-250 1000
Малое предприятие до 100 400
Микропредприятие до 15 60
Если исходить из этих критериев, то подавляющее большинство ныне действующих в республике предприятий должны получить статус субъекта малого или среднего предприятия. Например, на действовавших на начало 2007г. 864 промышленных предприятиях средняя численность промышленно-производственного персонала на одно предприятие составляла 46 человек, хотя по видам деятельности наблюдается существенные различия (см. табл. 1).
Подавляющее большинство, если не все, из субъектов хозяйствования первой группы по четырем видам деятельности могут получить статус субъекта малого предприятия, а отдельные, возможно, и микропредприятия. Во второй группе предприятий по четырем видам деятельности большинство (возможно, и все) предприятий, бесспорно, может быть отнесено к средним, а отдельные - к малым, так как численность работающих на них наверняка не превышает 250 человек.
Еще более очевидной эта ситуация является в строительстве. Из действующих на 1 января 2007г. 1287 строительных организаций 1251 (97,2%) по числу работающих (до 100 человек) могут быть отнесены к малым предприятиям, а по данным ТО Росстата по РД, в строительстве зарегистрировано как малые только 644 предприятия. Еще 20 (1,6%) строительных организаций с численностью работающих от 101 до 200 человек вполне могут быть отнесены к средним предприятиям.
Аналогичная ситуации наблюдается и в других отраслях и сферах деятельности. Отсюда вытекает одна из важных стратегических задач:
тщательный анализ и определение статуса действующих хозяйствующих субъектов с учетом новых критериев отнесения к малым и средним предприятиям, соответственно уточнение учета и общего их количества в республике.
Таблица 1
Средняя численность промышленно-производственного персонала на промышленных предприятиях РД на начало 2007г.
Число Средняя численность
предприятий, промышленно-производственного
ед. персонала, чел.
Группа 1.
Производство пищевых продуктов 587 15
Обработка древесины и производство 17 23
изделии из дерева
Текстильное и швейное производство 49 57
Группа 2.
Производство машин и оборудования 89 93
Производство прочих неметаллических 50 101
минеральных продуктов
Химическое производство 6 118
Производство и распределение 54 178
электрической энергии и воды
Добыча полезных ископаемых, кроме 6 218
топливно-энергетических
С этим же связана острейшая проблема легализации «теневого» бизнеса. В большинстве своем в «теневом» режиме работают именно малые и микропредприятия. В ряде случаев, возможно, и средние. Легализация «теневого» бизнеса нужна не только для оценки состояния и регулирования малого и среднего предпринимательства, занятости и доходов населения, расширения налоговой базы и т.д. «Теневой» бизнес полностью искажает все макроэкономические показатели, затрудняет оценку состояния и прогнозирование развития экономики, дезориентирует органы власти всех уровней, деморализует общественные отношения, питает коррупцию и т.д. Именно поэтому легализация «теневого» бизнеса, прежде всего малого и среднего, является одной из важнейших стратегических задач на ближайшую и долгосрочную перспективу.
Прежде всего, конечно, нужно разобраться и понять, почему гражданин охотно пользуется конституционным правом свободно заниматься предпринимательской деятельностью, но не выполняет свою обязанность регистрировать и узаконить эту деятельность.
Объяснением этому может быть следующее: во-первых, от регистрации своей деятельности предприниматель не получает никакой экономической выгоды или каких-либо преимуществ; во-вторых, «теневое» предпринимательство без регистрации практически не связано с реальным
дополнительным риском; в-третьих, предприниматель без регистрации уклоняется от уплаты налогов и получает экономическую выгоду; в-четвертых, за счет уклонения от налога получает дополнительную прибыль, следовательно, имеет преимущества в рыночной конкуренции; в пятых, нет конкретного государственного или муниципального органа власти, в функцию которого входит обеспечение обязательной государственной регистрации любой предпринимательской деятельности и несение ответственности за незаконный «теневой» бизнес.
Чтобы фундаментально решить стратегическую задачу легализации «теневого» бизнеса, во всех этих направлениях нужно разработать и реализовать комплекс глубоко продуманных и действенных мер.
Нам представляется, прежде всего, изучение опыта КФХ. Почему фермерские хозяйства охотно регистрируют себя как предприниматели, даже те, которые в последующем реально не ведут хозяйственную деятельность, по существу не функционируют? Ни в одном субъекте Российской Федерации нет такого количества крестьянских (фермерских) хозяйств. Более того, число фермерских хозяйств в сумме всех субъектов по федеральным округам, кроме ЮФО, меньше, чем в одном Дагестане. По-видимому, здесь играет свою роль доступность льготного кредитования, налоговые льготы, возможности аренды или приватизации земли, финансовая и административная поддержки со стороны государственных и муниципальных органов власти и другие факторы.
Во-первых, эти преимущества прежде всего могут быть предоставлены малым и средним предприятиям, создаваемым и функционирующим в сельском хозяйстве. Такую же предпринимательскую среду можно создать и для малого и среднего бизнеса в других отраслях и сферах, а именно делать доступными льготные кредиты, ввести льготное налогообложение, по крайней мере в первые 2-3 года передавать в аренду на льготных условиях помещения, производственные площади, оборудование, земельные участки и т.д., осуществлять правовую, информационную и финансовую и т.д. поддержки через «бизнес-инкубаторы», федеральный, республиканский и муниципальные фонды поддержки и т.д. Этим надо только постоянно и серьезно заниматься.
Следует серьезно продумать и законодательно решить вопрос об ответственности за предпринимательскую деятельность без государственной регистрации. Согласно Налоговому Кодексу РФ (Часть 1, Ст. 23), предприятие или индивидуальный предприниматель как налогоплательщик обязан встать на учет в органах Государственной налоговой службы, а за невыполнение этой обязанности должен нести ответственность в соответствии с законодательством. Предпринимательство без госрегистрации и постановки на учет в налоговом органе, на наш взгляд, надо оценивать как незаконную деятельность независимо от того, лицензируемая она или нет. Незаконное (незарегистрированное) предпринимательство можно приравнять к браконьерству с установлением, в зависимости от вида и масштаба деятельности, уголовной, экономической и административной
ответственности.
Браконьер использует в своих корыстных интересах и разрушает природную среду, а «теневой» предприниматель то же самое делает в отношении общественной среды. «Теневой» предприниматель, как и браконьер, незаконно и безвозмездно использует ресурсы общества: трудовые ресурсы, на подготовку и обучение которых затрачены средства налогоплательщиков, пользуется всеми бесплатными услугами производственной и социальной инфраструктур, разрушает нравственные устои общества, деформирует рыночные отношения и его механизм мотивации. Именно поэтому и в правовом, и в экономическом отношениях оправдано установление ответственности за «теневую» деятельность как за браконьерство.
Экономическая ответственность при этом должна быть неотвратимой, например, крупный штраф, изъятие всех активов, орудий производства и самой продукции, закрытие предприятия и т.д. Такими или иными законодательными мерами незаконное «теневое» предпринимательство нужно делать рискованным.
Самый серьезный мотив ухода предпринимателя в «теневую» экономику -это возможность уклонения от уплаты налогов. Эта проблема, на наш взгляд, имеет три аспекта - правовой, экономический и нравственный.
Уклонение от налога во всех странах мира считается одним из тяжких преступлений, за которое виновный подвергается суровому наказанию. Законы России уклонение от налогов также рассматривают как уголовно наказуемое преступление, но применяется это наказание крайне редко, что сводит на нет его влияние на поведение предпринимателей. Этот рычаг нужно задействовать в полной мере, а наказание предпринимателя за преднамеренное уклонение от налога сделать неотвратимым. Это должно сыграть существенную роль в легализации «теневого» малого и среднего предпринимательства.
Крайне важно доводить до сознания граждан и формировать общественное мнение, что уклонение от налога противозаконно и аморально. Противозаконно, как уже отмечалось, потому, что предприниматель, который не платит налог с доходов от предпринимательской деятельности, как и все граждане, пользуется общественными благами и услугами, осуществляемыми за счет налоговых поступлений (управлением, поддержанием общественного порядка, образованием, здравоохранением, культурой и т.д.). «Теневые» предприниматели, уклоняясь от налога и получая эти услуги и блага за счет других налогоплательщиков, по существу обкрадывают последних и общество в целом, хотя многие из них, как и всё население, об этом, возможно, и не подозревают. Вот почему «теневое» предпринимательство является экономическим преступлением и поэтому аморально.
Однако у этой проблемы есть и другая морально-этическая сторона. Гражданский долг и обязанность каждого правоверного мусульманина -делать от полученных доходов закат в пользу бедных, больных, безработных,
неимущих слоев населения и т.д. В средневековом Арабском халифате закат представлял собой один из видов государственных налогов. Согласно Корану, этот налог должен был расходоваться на оказание помощи неимущим и нуждающимся мусульманам, путешественникам, а также на другие государственные нужды. Позднее средневековье закат был заменен другими налогами и сохранился как добровольный взнос мусульманина на помощь бедным и нуждающимся [1]. Налог с доходов и недвижимости по своему существу и назначению - это, по нашему мнению, тоже форма заката на удовлетворение тех же самых насущных потребностей сограждан. Правда, не только бедных и неимущих. Но, если все предприниматели вдруг перестанут платить налоги, то подавляющее большинство граждан в одно мгновение станет нищенствовать, следовательно, будет нуждаться в помощи, в том числе в форме заката. Вот почему налог - это объективно необходимая форма заката, а уклонение от него не только противозаконно, но и противоречит нормам Корана и поэтому аморально.
Однако по понятной причине предприниматели, как и остальные граждане, чаще всего не воспринимают налоги как закат и как свой обязательный вклад на удовлетворение определенных общих объективных потребностей населения. Скорее, наоборот, многие граждане и предприниматели уверены, что налоги собирают власти, они же ими распоряжаются и нередко в своих интересах.
Чтобы каждый предприниматель и вообще граждане думали иначе, добровольно и охотно платили налоги, делали закат в государственную казну, они должны быть уверены, что их налоговые отчисления (закат) полностью расходуются на острые и неотложные нужды общества. Для этого прежде всего нужна всеобъемлющая открытая информация, глубокая и убедительная разъяснительная работа среди населения, полная прозрачность в формировании налоговых поступлений, их распределении и использовании. Иначе одними правовыми, экономическими и административными или иными насильственными мерами легализовать «теневой» бизнес не удастся.
Как бы это не было сложно и проблематично, крайне важно формировать и в полной мере задействовать цельную систему участия населения, прежде всего предпринимателей, общественных организаций, корпоративных структур и других налогоплательщиков в планировании и формировании доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также использовании бюджетных средств по целевому назначению. Налогоплательщик должен занять подобающее место в новой системе управления бюджетом, ориентированного на результат (БОР).
Только в этом случае можно убедить налогоплательщика, что налоги идут на общее благо, а его участие в этом является благим и богоугодным делом. При этом выработается общественное мнение, осуждающее «теневую» деятельность и уклонение от налогов, а честное и открытое предпринимательство станет и экономически выгодным. Это сложная и крайне важная стратегическая задача, на решение которой надо ориентировать все органы власти, предпринимательские структуры,
общественные организации, весь идеалогический и культурно-воспитательный потенциалы.
Совершенно ясно, что регистрация, учет субъектов малого и среднего предпринимательства и результатов их деятельности, отсюда и легализация «теневого» бизнеса - это функция и прямая обязанность органов власти. Только нет ясности в том, какие органы этим должны заниматься, кто за это несет ответственность и какую.
Комитет Правительства Республики Дагестан по поддержке и развитию малого предпринимательства и потребительского рынка (далее Комитет) является органом республиканской исполнительной власти, разрабатывает и реализует государственную политику в области развития и поддержки малого предпринимательства и потребительского рынка. В его функцию не входит регистрация, учет и контроль деятельности малых предприятий. Он имеет дело с официально зарегистрированными и легально функционирующими малыми предприятиями и не имеет рычагов воздействия на предпринимателей, работающих нелегально без регистрации.
Полное бессилие в этом вопросе проявляют органы Федеральной службы государственной статистики, республиканские отраслевые и функциональные министерства и ведомства. Они не имеют ни четких полномочий, ни экономических, правовых и административных ресурсов для реального воздействия на субъектов «теневого» бизнеса.
Муниципальные органы власти не занимаются легализацией «теневого» бизнеса, так как в условиях дотируемого местного бюджета непосредственно не заинтересованы в полном учете предпринимательской деятельности и расширении налоговой базы на территории муниципального образования.
Взаимоотношения предпринимателей и органов МВД регулируются Федеральным законом «О Защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» №134-Ф3 от 08.08.2001г. и законом РФ «О милиции» №1026-1 от 18.04.1991г. Согласно нормам этих законов, органы МВД осуществляют мероприятия по контролю только на основании мотивированного постановления руководства органа внутренних дел в определенных условиях, в том числе при наличии возбужденного уголовного дела или в порядке проведения оперативно-розыскных мероприятий при наличии информации о нарушении законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность, влекущем уголовную или административную ответственность. Поскольку «теневая» предпринимательская деятельность по действующему законодательству не является нарушением, влекущем уголовную или административную ответственность, осуществление контроля (надзора) в этом секторе экономики, тем более легализация «теневого» бизнеса, не входит в функцию органов милиции.
Согласно действующему законодательству, основными функциями органов налоговой службы являются:
государственная регистрация юридических и физических лиц в качестве индивидуального предпринимателя и крестьянских (фермерских) хозяйств;
учет организаций и физических лиц - индивидуальных предпринимателей;
ведение учета налогоплательщиков в установленном порядке;
контроль и надзор за соблюдением законодательства о налогах и сборах.
В соответствии с Налоговым кодексом налогоплательщик обязан встать на учет в органах Государственной налоговой службы, вести учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения и представлять в налоговые органы налоговую декларацию. Это и есть одно из основных норм действующего законодательства о налогах и сборах, за соблюдением которого органы налоговой службы должны осуществлять контроль и надзор.
Однако государственную регистрацию и постановку на учет налоговые органы осуществляют по заявлению юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а выявление и учет незарегистрированных и неучтенных предпринимателей, работающих в «теневом» режиме, не входит в их функцию.
Вышесказанное подводит к заключению, что ни один орган власти конкретно не осуществляет контроль (надзор) в сфере «теневого» бизнеса и не несет ответственности за обеспечение регистрации, учета и налогообложения предпринимателей, функционирующих в «теневом» режиме.
Прежде всего нужно создать правовую основу для деятельности контрольных (надзорных) органов и признать предпринимательскую деятельность без государственной регистрации и налогового учета незаконной, установить, как сказано выше, уголовную, экономическую и административную ответственности предпринимателей за «теневой» бизнес.
Необходимо обеспечить четкое разграничение функций, координацию деятельности и объединение усилий всех федеральных и республиканских органов государственной власти и органов местного самоуправления, законодательно установив место, роль и меру ответственности каждого органа за полный учет и развитие предпринимательства, расширение налоговой базы.
При законодательном определении «теневого» бизнеса незаконным «теневая» предпринимательская деятельность должна оцениваться как нарушение, влекущее уголовную и административную ответственность. В этом случае контроль (надзор) в сфере «теневого» бизнеса, выявление и присуждение «теневых» предпринимателей к государственной регистрации и постановке на налоговый учет должно стать функцией органов МВД. Именно территориальные органы МВД должны нести всю ответственность за допущение таких преступлений, как уклонение предпринимателей от государственной регистрации и уплаты налогов.
Если принуждение уклоняющихся предпринимателей к государственной регистрации и постановке на налоговый учет - функция органов МВД, то собственно регистрация и налоговый учет, следовательно, и контроль за полной легализацией всей предпринимательской деятельности, бесспорно, является функцией органов Федеральной налоговой службы. Именно эти
органы должны нести всю ответственность за государственную регистрацию, полный учет, легальное функционирование и налогообложение юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Органы же МВД при этом выступают одним из инструментов решения этой масштабной задачи.
Активную роль в легализации «теневого» бизнеса и развитии предпринимательства призваны играть муниципальные органы власти. Они в первую очередь должны быть заинтересованы в развитии легального предпринимательства и расширении налоговой базы местного бюджета.
Для формирования и усиления такой заинтересованности следовало бы муниципальным районам и городским округам устанавливать среднесрочные и долгосрочные программные индикаторы роста собственных доходов за счет развития малого и среднего предпринимательства и нормативы ежегодного сокращения дотационности муниципальных бюджетов.
В последние годы Комитетом по поддержке и развитию малого предпринимательства и потребительского рынка при Правительстве РД реализован ряд программных мер для развития и поддержки малого бизнеса. Однако в этой сфере проблемы растут как снежный ком, а для их решения и осуществления существенного перелома в развитии сектора малого и среднего бизнеса у Комитета недостаточно полномочий и, главное, экономических возможностей. По нашему мнению, этот орган прежде всего целесообразно преобразовать в Комитет по развитию малого и среднего предпринимательства с соответствующим расширением его функций, поля деятельности и экономических возможностей для создания благоприятной предпринимательской среды и существенных преимуществ для предпринимателей, работающих легально и в правовом поле.
Таким образом, необходимо создать цельную и эффективно функционирующую систему, где Комитет по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства при Правительстве РД, отраслевые и функциональные министерства и ведомства, муниципальные органы власти выполняют функцию развития и государственной поддержки малого и среднего бизнеса: органы МВД обеспечивают функционирование предпринимательских структур в правовом поле, органы Федеральной налоговой службы гарантируют их государственную регистрацию и налоговый учет.
Такая система, будучи детально разработана, законодательно принята и введена в действие, позволит не только легализовать и полностью учесть «теневой» бизнес, но и существенно увеличить темпы и расширить масштабы развития предпринимательства в республике.
Одной из долгосрочных стратегических задач является оптимизация отраслевой и территориальной структур малого и среднего предпринимательства. Крайне важно активно поддерживать и обеспечить дальнейшую диверсификацию сектора малого и среднего бизнеса.
Традиционно наибольшее распространение малое предпринимательство получило в оптовой и розничной торговле, общественном питании, сфере услуг населению. Здесь функционирует 37,7% из общего числа малых
предприятий, занято 27,0% работающих и создается около 54,6% продукции, произведенной малыми предприятиями.
Второе место по числу малых предприятий занимает сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (24,6%), но по численности работающих и производительности труда здесь сектор малого бизнеса существенно отстает. Обусловлено это, прежде всего, слабостью материально-технической базы малых предприятий в сельском хозяйстве.
Эффективным и перспективным в Республике Дагестан является малое предпринимательство в строительстве. В этой отрасли функционируют 14,7% малых предприятий, работают 25,2% занятых на малых предприятиях и осуществляется 25,3% общего объема оборота. Учитывая высокие темпы строительства в республике, эта отрасль является весьма привлекательной и перспективной для развития малого предпринимательства.
Наименее привлекательной для малого бизнеса остается промышленность республики. Здесь в начале 2007 г. в основных профилирующих отраслях функционировало всего 390 субъектов малого предпринимательства, из них в добывающей промышленности - 43 и обрабатывающих производствах - 345 предприятий. Конечно, неразвитость малого предпринимательства в электроэнергетике, топливной, химической и нефтехимической промышленности, цветной металлургии в определенной мере объясняется спецификой этих отраслей. Наибольшее распространение малое предпринимательство получило в пищевой промышленности (27,1% из общего числа), машиностроении и металлообработке (18,2%). Но и здесь функционировало всего 147 и 99 малых предприятий соответственно, что совсем мало в условиях Дагестана.
Недостаточно используется потенциал малого бизнеса в таких традиционных для республики отраслях, как легкая и деревообрабатывающая промышленность, промышленность строительных материалов. Учитывая высокие темпы индустриального развития республики в последние годы, в этих и во всех остальных отраслях промышленности имеются большие возможности для дальнейшего расширения как масштабов, так и сферы деятельности малого и среднего предпринимательства.
По территории Республики Дагестан малое предпринимательство развито не равномерно. Из общего числа в городах расположены 51,2%, а в районах -48,8% малых предприятий. Существенная дифференциация наблюдается также в городах и районах. В городах малые предприятия сосредоточены преимущественно в г.Махачкале (28,3% из общего числа), г.Каспийске (5,4%), г.Дербенте (4,3%) и в районах - Дербентском (3,4%), Левашинском (3,2%), Каякентском, Кизлярском, Хасавюртовском (по 2,5%). Соответственно из общего числа занятых на малых предприятиях 65,2% приходится на города и лишь 34,8% на сельские районы, а объем оборота соответственно 77,3 и 22,7%. Это свидетельствует о больших потенциальных возможностях для развития малого и среднего предпринимательства в городах и особенно в сельских районах республики.
Малое и среднее предпринимательство объективно необходимо развивать
в сфере рационального использования природных ресурсов. Малым и средним предприятиям принадлежит особая роль в реструктуризации и подъеме сельского хозяйства, инновационной модернизации отраслей промышленности, транспорта, связи и инженерных коммуникаций. Крайне важно высокими темпами развивать венчурные малые и средние предприятия, поощрять и поддерживать франчайзинг.
Важным, актуальным и перспективным является развитие малого и среднего предпринимательства в сфере народных художественных промыслов. Крайне важно в долгосрочной перспективе развивать малый и средний бизнес, а также микропредприятия в туристско-рекреационной сфере.
Необходимо максимально использовать возможности развития малого и среднего бизнеса во всех городах и сельских районах, создавать благоприятную предпринимательскую среду и инфраструктуру их поддержки по всей территории Дагестана.
Необходимо кардинально расширить структуру и многократно увеличить потенциал инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства. Имеющаяся инфраструктура (один «бизнес-инкубатор», общественные Советы, информационно-аналитические центры в городах и районах и др.) совершенно недостаточна при ожидаемом масштабном развитии малого и среднего предпринимательства в долгосрочной перспективе до 2020 года.
Необходимо, чтобы вся территория с разбивкой по зонам была охвачена эффективно работающими «бизнес-инкубаторами», бизнес-школами, консалтинговыми фирмами, государственными центрами обучения и занятости, департаментами по поддержке малого и среднего бизнеса и т.д. Каждый предприниматель должен постоянно ощущать опору, получать консультацию, помощь и поддержку на месте и в любое время. Только при этом условии можно рассчитывать на развитие и результативность малого и среднего предпринимательства в республике.
Особого внимания и кардинальных решений требует финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства. Прежде всего, надо покончить с порочной практикой, когда в программах социально-экономического развития республики, целевых программах развития малого и среднего бизнеса, республиканских и муниципальных бюджетах и т.д. предусматриваются средства на развитие малого предпринимательства, но фактически не выделяются или выделяются в меньшем размере. Причем размер средств на финансирование программы поддержки малого предпринимательства ежегодно уменьшается. Например, в 2007г. на эти цели было выделено 37,4 млн. руб., а на 2008г. предусмотрено всего 11,0 млн. руб., или в 3,4 раза меньше.
Для финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства и финансирования соответствующих программ развития необходимо ежегодно предусматривать в бюджетах соответствующего уровня не менее 0,5% от доходов на планируемый период. В максимальной степени нужно привлекать
на эти цели средства из федеральных источников, выделяемых в порядке софинансирования на реализацию программ.
Для определенной финансовой поддержки малого и среднего бизнеса целесообразно создавать и эффективно использовать специализированные республиканские финансовые институты, такие, как гарантийный фонд, венчурный фонд, лизинговый фонд и другие, а также корпоративные финансовые структуры типа кооперативов или союзов взаимного кредитования и взаимопомощи, микрокредитования и др.
Такие или иные подобные фонды и финансовые структуры могут оказывать разнообразную помощь и поддержку на возмездной и безвозмездной основе, в частности предоставлять льготные кредиты, беспроцентные ссуды, краткосрочные займы, гарантии кредитным организациям, субсидировать часть затрат по процентным ставкам, лизинговым и арендным платежам и т.д. Все это позволит концентрировать на приоритетных направлениях и эффективно использовать средства из всех источников, включая инвестиционные ресурсы самих предпринимателей.
Если учесть, что республиканская Стратегия - 2020 будет увязана и согласована с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, стратегиями развития базовых отраслей РФ, Стратегией развития Южного федерального округа до 2020 года, то создается совершенно новая предпринимательская среда, при которой любой предприниматель располагает информацией о стратегических целях и приоритетах развития отраслей и сфер экономики, отдельных территорий и зон опережающего развития и т.д. В таких условиях можно вести предпринимательскую деятельность с минимальным риском, обеспечивать ее планомерность и предсказуемость.
Вот почему предприниматели, предпринимательские союзы и объединения в первую очередь должны быть заинтересованы в принятии обоснованных и качественных республиканской, отраслевых и муниципальных стратегий, планов и программ всех уровней, принимать активное участи в их разработке, обсуждении и, конечно, реализации.
Именно резкое увеличение численности и дальнейшее развитие современных предпринимательских структур во всех отраслях и муниципальных образованиях, повышение эффективности их деятельности позволит успешно реализовать Стратегию - 2020, существенно поднять экономику и уровень жизни населения республики. Эта задача становится крайне актуальной в связи с экономическим кризисом, когда реализация крупных инвестиционных проектов осложняется, а развитие малого и среднего предпринимательства становится важнейшим фактором развития экономики, сокращения безработицы, повышения реальных доходов населения, формирования среднего класса, общественно-политической стабильности.
Литература
1. Большая советская энциклопедия. - М.: 3 издание, Т. 16, -с.359.