Легализация преступных доходов
с использованием современных информационных технологий: проблемы противодействия
О.В. Зимин*
The actual article handles with principles of anti-money laundering process through informational financial instruments: it is also concerned to the mechanism of crime control in the above mentioned field. The author touches on factors directly or indirectly affecting upon a dilatant application of informational technologies in illegal income authorization process and its crossing means.
Практически во всех сферах жизнедеятельности страны стремительными темпами ведутся организационные и технические преобразования в сфере электронных коммуникаций, осуществляемых на основе новейших информационных технологий.
В настоящее время увеличился российский сегмент глобальной информационной сети Интернет, число пользователей возросло до 6,5 млн физических и юридических лиц, без учета абонентов, использующих Интернет-карты. Количество фирм, обеспечивающих доступ в сеть Интернет (первичных и вторичных провайдеров), составило свыше 8501. Пользователи Интернета в 2000 г. потратили на покупки 28 млрд долл., что превысило аналогичные показатели за 1998 г. (7,7 млрд долл.) и 1999 г. (17,3 млрд долл.). Больше всего денег потрачено на покупку авиабилетов — 7,8 млрд долл. (27,9 %). На покупку ПК в Интернете потрачено 5,1 млрд долл. (18,2 %), а на бронирование номеров в отелях — 2,1 млрд (7,5 %). При этом через Интернет производилось 24 % всех продаж компьютерного оборудования. На покупку программного обеспечения пользователи израсходовали 1,3 млрд долл. (4,6 %), или 21 % от всего объема данного рынка. Рост данного сектора электронной коммерции составляет 46 % в год2.
Развитие информационной инфраструктуры создало предпосылки для широкого распространения преступлений в сфере телекоммуникаций и компьютерной информации как внутри страны, так и за рубежом. Электронные банки и системы электронной оплаты предоставляют практически неограниченные возмож-
ности для легализации денежных средств. Кроме того, новые информационно-финансовые инструменты обладают такими качествами как удобство, оперативность и анонимность, что, несомненно, порождает увеличение спроса и предложений, на рынке незаконных финансовых услуг. По нашим оценкам в 2006 г. использование электронных банковских продуктов в целях отмывания криминальных капиталов в России составляет более 70 % от общего количества незаконных операций. На этом основании можно с уверенностью констатировать, что легализация денежных средств постепенно прошла все стадии своего развития, от оборота наличных денег к безналичным, в итоге достигнув наивысшего пика — использования в целях отмывания дериватов или киберде-нег. Таким образом, Интернет становится, по образному выражению Питера Лилли3, «виртуальным отбеливателем».
Вольфганг Хетцер в своей статье: «Отмывание денег посредством электроники» отмечает, что «анонимный и виртуальный мир банковских операций — «онлайн» может стать эльдорадо для лиц, занимающихся отмыванием денег»4. В Интернете уже существуют аукционы, виртуальные казино и «финансовые ворота», с помощью которых все операции финансового рынка становятся доступными. Более того, новое поколение информационных технологий повысило возможности для спекулятивных и иных махинаций и просто не оставило большинству компаний времени на традиционные способы накопления капитала, на повышение выживаемости на основе легитимных способов получения доходов5. Электронные сети и телекоммуникационные си-
Кандидат юридических наук.
О) О О CJ
о о о
Q.
со
S
н о
0
1
о я с о т ф VO >5
о *
о ф
У S
2
0
1
о *
о
2
ф
d
я *
<
*
S I
н
о ф
со
•
О) О
о
CJ
о о о
Q.
со
S
н о
0
1
о я с о т ф VO >s о
о ф
у
S
2
0
1
о о
2
ф
d
л <
S I
н
о ф
со
стемы, используемые для совершения финансовых, торговых и иных сделок, действуют практически бесконтрольно, являясь широким каналом для проведения теневых финансовых операций. Рост электронной торговли способствует созданию современных путей и инструментов платежа. При этом возникает огромный криминогенный потенциал для легализации преступных доходов, не поддающихся реальной оценке и контролю фискальных, надзорных и правоохранительных органов.
По результатам опросов6 сотрудников оперативных служб ОВД и работников коммерческих предприятий, отмечается значительное повышение активности операций по отмыванию преступных доходов с использованием современных информационных технологий. Особый интерес представляет то, что процент респондентов, отметивших данную тенденцию среди сотрудников органов внутренних дел, в компетенцию которых входит противодействие легализации преступных доходов, значительно ниже, чем у их оппонентов. Так, на это обстоятельство указали 79 % респондентов из числа сотрудников коммерческих предприятий, и лишь 37 % сотрудников ОВД. Причина этого, на наш взгляд, кроется в недостаточности у сотрудников ОВД навыков по выявлению и документированию преступлений с использованием электронных расчетов, а также соответствующей финансовой и экономической подготовки.
Тенденция расширения использования возможностей, предоставляемых современными информационными технологиями, объясняется тем, что экономика страны функционирует в условиях доминирования манипуляций с чужими активами, поскольку все материальные ресурсы уже поделены и имеют собственника7. Иными словами, основная конкурентная борьба в России переместилась из товарной сферы в финансовую, где значительные экономические преимущества дает использование современных информационных технологий.
Криминальные организации, предоставляющие услуги по легализации преступных доходов, имея в своем арсенале достаточное число высококлассных специалистов в сфере юриспруденции, экономики, финансов, информационных технологий, активно используют в незаконных «экономических схемах» банковские счета, обслуживание которых осу-
ществляется с использованием удаленного доступа к ним. Подавляющее число операций по легализации (отмыванию) денежных средств, приобретенных преступным путем, связано с использованием компаний и банков, находящихся в различных оффшорных юрисдикциях. Важной тенденцией, определяющей возможности использования для отмывания денег новых информационных технологий, является глобализация хозяйственной деятельности и организационной инфраструктуры бизнеса в национальном и международном аспектах8.
Вследствие этого, рассматриваемые методы легализации (отмывания) преступных доходов, особенно при их переводе за рубеж, являются крайне трудными для выявления и доказывания. Определенную сложность при выявлении и пресечении операций по легализации преступных доходов представляет использование коммерческих транзакций через Интернет. Большинство банков рассматривает Интернет как выгодный инструмент проведения операций, с незначительными затратами. Необходимо отметить, что открыть такой банк достаточно просто и сравнительно дешево, — это под силу практически любой средней компании. Уже сегодня ряд коммерческих организаций открыли собственные банки и с успехом одновременно ведут, к примеру, розничную торговлю и оказывают финансовые услуги через Интернет. Подобные субъекты финансового рынка, благодаря существенному снижению операционных расходов, могут предложить более дешевые услуги по сравнению с традиционными банковскими учреждениями и, что немаловажно, индивидуальный подход к каждому клиенту, избегая при этом большого количества административных процедур, установленных законодательством в сфере финансового контроля и противодействия легализации преступных доходов. Компании, предоставляющие финансовые ои-Иие-услуги используют практически весь спектр банковских операций: принимают вклады, предо -ставляют займы, осуществляют валютнообменные операции, поэтому все в большей степени вовлекаются в операции, связанные с легализацией противоправных доходов, а иногда и создаются исключительно с этой целью.
Несмотря на то, что факторов, прямо или косвенно влияющих на растущее применение информационных технологий в
деятельности по легализации криминальных доходов имеется достаточно много, попытаемся сформулировать некоторые из них:
1. Всеобщая доступность сетевых ресурсов.
2. Эффективность и оптимальность риска и затрат как для владельца денежных средств, приобретенных в результате совершения уголовно наказуемого деяния, так и для лиц, предоставляющих услуги по отмыванию преступных доходов, достигаемые за счет сокращения персонала, стоимости аренды, различных платежей, затраты на которые, при использовании традиционных криминальных экономических схем, составляют от 30 до 60 % легализуемых средств.
3. Новизна, рассматриваемая с позиции метода легализации преступных доходов.
4. Стоимость информации приобретает тенденцию к увеличению, что приводит к разработке разнообразных способов воздействия на электронно-вычислительные системы как с целью хищения или уничтожения информации, так и с целью ее модификации.
5. Появление электронных расчетов и платежей (WEB money, Кибер деньги, Yandex money и др.), электронных денег (киберденьги) (DigiCash, квази деньги, дериваты).
6. Использование глобальной информационной сети Интернета для заключения бесконтактных сделок. Наркоторговцы и их клиенты все чаще заключают сделки в «private-room» (закрытых комнатах) чат-каналов, защищенных от постороннего взгляда программно-аппаратными средствами.
7. Анонимность, как фактор, имеющий решающее значение на начальных этапах отмывания денежных средств.
8. Интернет одновременно обеспечивает каналы и достигает цели легализации преступных доходов.
9. Сложности, связанные с идентификацией обеих сторон, участвующих в легализации преступных доходов, в связи с обезличенностью контактов клиента и финансово-кредитного учреждения.
10. Отсутствие четкой юрисдикции, экстерриториальность.
Конечно же, приведенные выше причины расширения использования информационных технологий в целях легализации денежных средств, приобретенных преступным путем, в частности посредс-
твом Интернета, не исчерпывают весь возможный перечень, поэтому мы привели лишь основные из них.
Остановимся на использовании системы электронных (кибер) денег.
Под термином электронные деньги или «киберденьги» понимают денежные знаки, с помощью которых могут осуществляться платежи в Интернете9. Иными словами электронные деньги — это оплаченные авансом электронные единицы платежа, которые могут эмитироваться банковским или небанковским учреждением и использоваться в качестве платежных средств вместо наличных денег или наличных средств на счетах. В обиходе, понятие «электронные деньги» зачастую используется для обозначения любой из форм электронных расчетов.
В принципе речь идет о созданных специальным математическим алгоритмом номерах (цифрах), которые записываются на жесткий диск компьютера и при этом также неповторимы, как и серийные номера обычных денежных знаков. По отношению к стоимости «реальных» денег эти номера сохраняют покупательную способность полностью обесцененных номеров.
Оборот электронных денег осуществляется только через электронные платежные системы, которые позволяют производить платежи как путем проведения электронных наличных расчетов (Webmoney Transfer, Yandex money и пр.), так и безналичных через виртуальные счета (Assist, Kreditpilot и др.).
Платежные системы, используемые сейчас в Интернете, можно разделить на три основных типа10.
1. Использование суррогатных платежных средств для оплаты в Интернете.
2. Расширение несетевых платежных систем в рамках Интернета.
3. Полноценные цифровые деньги.
Электронные расчеты через Интернет в режиме реального времени позволяют производить зачисление электронных средств со счета плательщика на счет получателя или «третьего» лица. Управление электронным счетом с использованием доступа в сеть Интернета, позволяет списывать денежные средства на различные цели внутри компьютерной сети, т.е. в системе «онлайн-банкинга».
Также электронные денежные средства могут быть переведены на счета в кредитных организациях за пределами сети Интернета, т.е. в системе «оффлайн».
о> о о
CJ
о о о
Q.
со
S
н о
0
1
о я с о т ф VO >5
о *
о ф
У S
2
0
1
о *
о
2
ф
d
я *
<
*
S I
н
о ф
со
•
О) О
о
CJ
о о о
Q.
со
S
н о
0
1
о я с о т ф VO >s о
о ф
у
S
2
0
1
о о
2
ф
d
л <
S I
н
о ф
со
Интернет — это «сеть сетей», которая служит для передачи цифровых данных. Данные, переданные через Интернет, преобразуются в цифровой формат («пакеты»). Каждый пакет содержит данные о своем отправителе и месте назначения, а также об отправителе и приемном обслуживающем устройстве. Каждое обслуживающее устройство Интернета имеет индивидуальный «адрес» или «номер протокола Интернет». Таким образом, гарантируется, что пакеты данных достигнут своей цели. В настоящее время имеется около четырех миллиардов номеров протокола Интернета, которыми широко пользуются. Особым пользователям Интернета выделены определенные номера. Они имеют статические адреса — номера протокола Интернета.
Несмотря на большое количество, номеров недостаточно для того, чтобы каждому пользователю был выделен определенный адрес. При этом провайдером номера протокола Интернета часто выделяются временно. Такие адреса имеются обычно в соединениях автоматического поиска Интернета. Все данные, которые передаются через Интернет, проходят ряд обслуживающих устройств компьютера.
Каждое соединение определенного обслуживающего устройства должно оставить след в находящихся рядом с ним обслуживающих устройствах (запись номеров протокола Интернета, даты, время соединения). Эти данные предоставляются только в том случае, если приемные обслуживающие устройства производят данные протокола. Если для каждой записи существуют картотеки протокола и пользователь, который посылает данные, имеет статический адрес протокола Интернета, то можно проследить путь от отправителя до приемника. Если пользователь применяет выборку автоматического поиска, то его идентичность устанавливается посредством картотек протокола. Если эти картотеки при каждой записи не устанавливаются на дорожке или, если данные автоматического поиска (или приемника) рассматриваются как кон-такторные, то значительно сложнее установить связь между противоправной деятельностью и соответствующим лицом. Эта обстоятельство позволяет предположить, что, например, даже азартные игры в Интернете предлагают почти идеальные возможности для отмывания денег посредством маскировки (завуалирования). Установлено, что электронная индустрия
азартных игр используется преступными элементами и организациями для того, чтобы совершить преступление или отмыть нелегальные доходы. Необходимость приобретения соответствующей лицензии и наложение запретов не смогут что-то изменить.
Осуществление сделки за границей через кредитные карточки и размещение пунктов азартных игр за границей часто делают невозможным установление и привлечение преступников к уголовной ответственности.
Таким образом виртуальные казино способны предоставить достаточно широкие возможности для легализации денежных средств, имеющих преступное происхождение. По данным зарубежной печати, ежегодно через «он-лайн» казино проходят миллиарды долларов, практически все ставки делаются с помощью кредитных карт.
От традиционных систем с использованием телекоммуникационных технологий эти системы расчетов и платежей отличаются тем, что их связь с реальными деньгами практически полностью отсутствует, соответственно сами деньги становятся условной единицей. При этом ряд российских и зарубежных банков открывают электронные счета для граждан любого государства, позволяя им оплачивать покупки через Интернет.
Порядок пополнения электронного кошелька следующий. Владелец счета помещает на свой счет в банке реальные денежные средства, после чего он имеет право перевести на жесткий диск своего компьютера определенную сумму. Для совершения покупки ему необходимо произвести действия по подтверждению самого факта покупки, а также перечислить требуемую сумму электронных денег. Специальное программное обеспечение, установленное на компьютере клиента, присваивает каждой электронной купюре уникальный порядковый номер, «упаковывает» требуемое их количество в «конверт» и отправляет на подпись банку, выдавшему электронные деньги. По возвращении завизированных электронных банкнот пользователь пересылает их продавцу товара. Поскольку все купюры имеют свои уникальные номера, дважды расплатиться одними и теми же электронными деньгами невозможно. При совершении виртуальной операции израсходованные клиентом электронные купюры поступают в банк анонимно, так как на подпись они посту-
пили в зашифрованном виде, в так называемом «конверте».
По мнению российских и зарубежных экспертов11 развитие систем электронных платежей и электронных денег может иметь негативные последствия. Так, некоторые из использующихся сейчас способов регистрации совершенных операций в действующих системах электронных денег позволяют переводить крупные суммы, практически не оставляя следов ни на бумаге, ни в сервере системы. Это особенно характерно для систем многосторонних расчетов и платежей с многочисленными участниками, территориально удаленными друг от друга.
Вращаясь в виртуальной среде, электронные деньги не оставляют достаточных идентификационных следов, которые можно было бы использовать в качестве доказательства противоправной деятельности по отмыванию преступных доходов.
На данном этапе наблюдается отставание методик проведения компьютерных экспертиз и фиксации данных, находящихся в информационно-коммуникационном пространстве, поэтому, как правило, применяемые меры контроля за такими операциями основаны на использовании регистрации переводимых сумм и реквизитов получателей банками и другими финансовыми учреждениями. По мнению первого заместителя начальника ЭКЦ МВД России Т.В. Аверьяновой каких-либо специализированных методов проведения подобных (компьютерных — О.З.) экспертиз пока не разработано12. С учетом того, что при осуществлении многозвенных расчетов формирование доказательственной базы связано со значительными трудностями, так как скорость и использование различных систем расчетов вне национальной юрисдикции не позволяют не то, что задокументировать, но иной раз и подвергнуть тщательному анализу действительные аспекты и сущность совершенной операции, сотрудники правоохранительных органов предпочитают не заниматься документированием операций по отмыванию преступных доходов с использованием информационных технологий.
Анализ существующей практики и специальной литературы наглядно показывает, что иногда довольно сложно различить законную торговлю и действия, связанные с отмыванием денег. Преступники основывают фирму, предлагающую услуги, которые подлежат оплате через
Интернет. Лицо, занимающееся легализацией преступных доходов, пользуется затем этими услугами, и осуществляет по своему распоряжению оплату кредитными карточками, со счетов, находящихся за границей. На эти счета переводятся криминальные доходы. Фирма лица, отмывающего денежные средства, допускает оплату счета через фирму кредитными карточками. Данная компания всегда может обосновать поступающие взносы, ссылаясь на предоставленные ранее услуги. В действительности, лицо, отмывающее деньги, контролирует счета по оплате, а также фирму, которая предлагает свои услуги. Фирма, предоставляющая кредитные, дебетные и иные карточки, дающие возможность виртуальной оплаты провайдер услуг Интернета, служба Интернета по осуществлению расчетов и даже банк, из которого поступают нелегальные доходы, не имеют, вероятно, оснований для подозрений, потому что каждый из них совершает только часть противоправных действий. Описанная «экономическая схема» может использоваться и в целях мошенничества. Однако при мошенничестве дебетуемые счета принадлежат третьему лицу, а не преступнику, который использовал схему мошенничества.
Сложность документирования такого рода незаконных финансовых операций состоит в том, что для того, чтобы доказать наличие факта легализации преступных доходов необходимо установить взаимосвязь (афилированность) между различными звеньями. Трудности начинаются уже на начальном этапе установления лиц, занимающихся отмыванием денежных средств, так как при регистрации веб-сайта, идентификация клиента провайдером, предоставляющим услуги Интернет не осуществляется. Свободный доступ к Интернету в других странах позволяет установить оперативную связь на большом расстоянии между компаниями, существование которой возможно даже в виртуальном виде. Недостаточная унификация управления средствами связи — «он-лайн» при обслуживании провайдерами, несомненно, создает благоприятные условия для анонимности проводимых операций по легализации доходов. Даже пристальное внимание правоохранительных органов, располагающих информацией лишь о части финансовых операций не позволяет установить противоправную деятельность.
О)
о о сч
о о о о.
с[ со
I-
О
0
1
о я с о т ф ю
О *
О ф
У
2
0
1
о *
о
2
ф
■а
я <
I I-
О ф
со
•
О) О
о
CJ
о о о
Q.
со
S
н о
0
1
о я с о т ф VO >s о
о ф
у
S
2
0
1
о о
2
ф
4
л <
5 I
н
о ф
со
Продемонстрируем преимущества легализации преступных доходов с использованием информационных технологий.
Допустим, что у организованного преступного сообщества «X» скопилась критическая масса наличных денежных средств, полученных в результате незаконного розничного сбыта наркотиков. В связи с усилением предупредительных мер, предпринимаемых государством в сфере противодействия легализации преступных доходов, а также с учетом того, что при розничной торговле в руках организаторов преступного сообщества (ПС) аккумулируется пул, состоящий преимущественно из банкнот небольшого номинала, введение их в легальный экономический оборот с использованием традиционных механизмов представляет значительные трудности и несет угрозу выявления и привлечения к уголовной ответственности участников ПС. Хранение банкнот с низким номиналом представляется также маловероятным, так как требует использования больших складских помещений. В связи с изложенными обстоятельствами у организатора ПС возникает потребность в поиске финансовых инструментов, позволяющих изменить правовой статус денежных средств, полученных от сбыта наркотиков. С учетом того, что большинство развитых государств мира усилили финансовый контроль, использование традиционных финансовых инструментов значительно затруднено. Наиболее оптимальным выходом из сложившегося положения будет видеться проведение операций по отмыванию преступных доходов с помощью электронных денег.
В последующем возможен выбор следующего способа легализации (отмывания) преступных доходов. Для легализации денежных средств через возможности Интернета создается коммерческая фирма «А», например, по почтовой рассылке книги за наличный расчет электронными деньгами. Официальное место нахождения фирмы «Б», например, Голландия. Там действительно покупается складское помещение для хранения книг, а для получения и отправки товара нанимается несколько лиц, которых не вводят в курс дела. Даже руководитель фирмы не имеет информации о том, что речь идет об отмывании денег. Если клиент из другой части света заказывает книги, то он действительно получает их за наличные кибер-деньги.
Каждое утро наличные доходы каждого дилера за прошедший день обмениваются у эмитента кибер-денег на анонимно используемые кибердоллары, которые дилер записывает на жесткий диск компьютера. Затем компьютерная программа анализирует, сколько кибер-дол-ларов имеется в данный момент на виртуальной фондовой (валютной) бирже и, исходя из этого, составляет заказ в режиме «он-лайн» (в режиме реального времени) на книги на фирме «Б», так чтобы имеющаяся сумма денег по-возможности полностью использовалась. Программа представляет заказ в таком виде, что вместо одного большого поручения рассылается много небольших поручений максимально на 30-50 кибер-долларов. Эти «заказы» затем размещаются на электронных страницах, с помощью криптографического метода шифруются, и каждое утро автоматически посылаются на фирму «Б», например в Голландию. Так как дилер сам не просматривает программу, установленную в его компьютере, то он не знает адресатов электронных страниц.
Соединительный компьютер замаскированной фирмы «Б» может различить настоящие и фиктивные заказы и сортирует их так, что настоящие заказы появляются на экранах у сотрудников, в то время как фиктивные заказы сразу направляются на электронную страницу компьютера, например, на Кипр. Сотрудники фирмы, обычным образом обрабатывают настоящие заказы. Компьютер на Кипре может расшифровать электронные страницы и брать с них кибер-деньги, размещать их на новых электронных страницах, снова шифрует и посылает их, опять маскируя как заказы, в Интернет-фирму «В», например, в Швейцарию, которая принадлежит организации «А» и обслуживает, прежде всего, клиентов в Европе в режиме «он-лайн». Фирма «В» ежедневно обменивает полученные таким образом кибер-деньги вместе со своими легальными доходами от коммерческих фирм — «Г» посредством Интернета официально на доллары США или Евро в банке Швейцарии и уже «реальные» деньги зачисляются на счет. Затем доходы репатриируются как прибыль от легальной деятельности в Россию на основную фирму с использованием традиционной системы расчетов через кредитно-финансовое учреждение и вводятся в экономический оборот. Так как фирма ежедневно обменивает большое количество киберде-
нег на реальные деньги, то дополнительные суммы незаметны в общей массе. Кроме того, правоохранительным органам России будет трудно проверить, относятся ли платежные знаки к законной или фиктивной торговой операции.
Созданная таким образом структура затрудняет работу правоохранительных органов, а часто делает ее и не возможной, так как предусматривает множество мер противодействия. Назовем некоторые из них:
• дилеры обменивают ежедневно только небольшое количество наличных денег в виртуальной системе расчетов (наличные кибер-деньги) и не имеют представления об истинных целях и задачах фирмы;
• ежемесячная рассылка составляет около одного млрд электронных страниц, если коммерческая фирма «В» в течение нескольких лет будет успешно развиваться, то количество электронных страниц увеличится. Электронные страницы, которые дилеры каждый день децентрализовано отсылают, теряются в ежедневном потоке электронных сообщений;
• в том случае, если правоохранительные органы целенаправленно или случайно перехватывают электронную страницу, то ее расшифровка потребует значительных временных и финансовых затрат;
• единичная расшифровка не позволяет понять сущность осуществляемых операций, и будет выглядеть как обычный заказ на небольшую сумму;
• в случае, если дилер дает показания, что он обменял деньги, полученные от реализации наркотиков на кибер-доллары, и отправил их на электронную страницу, то правоохранительные органы одной национальной юрисдикции должны будут начать длительные процедуры, связанные с оказанием правовой помощи по получению требуемой информации от правоохранительных органов других национальных юрисдикций. С учетом того, что создаваемые для легализации доходов предприятия как правило существуют небольшой промежуток времени, имеется вероятность того, что к тому времени фирма прекратит свое существование;
• с прекращением деятельности фирмы, используемой для легализации преступных доходов уничтожается и
информация, хранящаяся на жестком диске компьютера, что не позволяет установить взаимосвязь между фирмой «Б» и фирмой в Интернете «В». Даже приведенная выше криминальная экономическая схема, являющаяся достаточно простой, с точки зрения отмывания денежных средств, имеет некоторые преимущества:
1. При легализации денежных средств, приобретенных преступным путем, финансовые потери составляют около 3040% от объема денежного обращения. Исследование, проведенное автором, показало, что в специальной литературе имеется множество оценок объема отмывания доходов, однако в настоящее время реальной методики осуществления такого рода расчетов не имеется. Выразить в числах объем средств, которые отмывались, еще сложнее, чем определить объем доходов организованной преступности. Некоторые эксперты, осмелившиеся дать оценку, исходили из того, что большая часть противоправных доходов организованных преступных формирований реинвестируется в легальную экономику. По данным Счетной палаты Российской Федерации только на Кипре ежегодно «отмываются» до 12 млрд долларов США российского происхождения13. А даже по приблизительным оценкам экспертов МВФ, посредством мировых финансовых систем ежегодно легализуются доходы, полученные преступным путем, в объеме от 500 миллиардов до 1,5 триллиона долларов США, что в среднем объеме составляет от 2 до 5 % мирового валового продукта14. По оценкам экспертов ООН, число незаконных операций по осуществлению только международных электронных переводов достигает 70 000 в день, и к концу суток 2 трлн долларов пересекают земной шар в разных географических направлениях15.
Издержки, связанные с отмыванием денег, также невозможно определить в полной мере. Серьезным препятствием на пути является значительное количество объективных и субъективных факторов, которые определяют «цену отмывания». Сюда можно отнести: способ легализации, количество, задействованных в криминальной экономической цепочке фирм и осуществляемых через них операций, степень риска и профессионализма членов организованных преступных формирований, участвующих в отмывании, активность сотрудников правоохранительных органов в той или иной сфере
о> о о сч
о о о о.
с[ со
I-
О
0
1
о я с о т ф ю
О *
О ф
У
2
0
1
о *
о
2
ф
■а
я <
I I-
О ф
со
•
О) О
о
CJ
о о о
Q.
со
S
н о
0
1
о я с о т ф VO >s о
о ф
у
S
2
0
1
о о
2
ф
4
л <
5 I
н
о ф
со
экономической деятельности. Еще одним немаловажным фактором объективного свойства следует назвать малочисленность раскрытых преступлений реально относящихся к легализации преступных доходов. Все вышесказанное объясняет то, что преобладающее количество опрошенных сотрудников ОВД не смогли даже приблизительно оценить действительные масштабы отмывания криминальных доходов в России. Их ответы носили индивидуализированный характер, применительно к каждому конкретному преступлению. Так, например, активность Департамента экономической безопасности МВД России по пресечению деятельности ряда фирм, занимающихся обналичиванием-обезналичиванием денежных средств, привела к повышению процентной ставки за оказываемые услуги с 0,5-1,5 до 6-15 %. Кроме того, имеющиеся оперативная информация, свидетельствует о готовности преступных формирований с высокими противоправными доходами расходовать на их отмывание от 20 до 40 % от общей суммы.
В том случае, если отмывание денег связано с особыми рисками, как, например, при зарегистрированных банкнотах, расходы на отмывание денег могут составлять даже от 50 до 60 % от предназначенной для этого суммы. В общем, можно исходить из того, что чем больше внимания уделяется феномену отмывания денег на международном уровне, тем выше риск для лиц, занимающихся этой деятельностью, и, следовательно, выше стоимость их услуг.
По заявлению бывшего президента FATF Фернандо Карпентири, «цена» отмывания денег в период с 1989 г. по 1996 г. увеличилась с 5% до 20%, то есть на 15%16.
В описанном выше примере эти издержки намного меньше и составляют по приблизительным подсчетам менее 5 %, что повышает эффективность операций.
2. Быстрота и низкая финансовая затратность ликвидации и создания виртуальных компаний, практически по всему миру.
Следует отметить, что в случае перехода на электронные расчеты между продавцами и мелкооптовыми покупателями оружия или наркотиков (а такие факты уже не единичны и зафиксированы ФСКН России17), ситуация с легализацией полученных ими преступных доходов значительно упроститься.
С развитием электронной коммерции стало очень выгодно использовать для мошеннических действий так называемые электронные магазины. Создание магазинов электронной торговли или юридических лиц преследует своей целью обеспечение и прикрытие преступной деятельности.
При расследовании уголовных дел по фактам мошенничества с кредитными и расчетными картами правоохранительным органам и службам безопасности банков надо иметь в виду, что в большинстве случаев, когда преступники в результате хищения получают не деньги, а другие ценности, за мошенничеством обязательно следуют другие преступные действия, нацеленные на легализацию похищенного, его трансформацию в денежную форму и распределение выручки между соучастниками преступления.
Подводя итог, можно высказать мнение, что электронные расчеты в ближайшие годы придут на смену традиционным финансовым инструментам, что в свою очередь потребует от правоохранительных органов разработки новых методик, отвечающих современным требованиям, по выявлению, документированию и расследованию легализации преступных доходов с использованием информационных технологий.
Литература и примечания
1. Электронная база НТИ-ЦА ГИАЦ МВД России, 2006.
2. Голдовский И. Безопасность платежей в Интернете. — СПб: Питер, 2001.
3. Питер Лили. Грязные сделки. Тайная правда о мировой практике отмывания денег, международной преступности и терроризме. — Ростов н/Д: «Феникс», 2005. С. 185-211.
4. Hetzer Wolfgang Elekronische Geldwasche? Kriminalistik, BRD, 2002, № 2, S. 123-126 // перевод Н.П. Климовой. - М.: ВНИИ МВД России, 2003.
5. Логинов Е.Л. Отмывание денег через Интернет-технологии: методы использования электронных финансовых технологий для легализации криминальных доходов и уклонения от уплаты налогов: учеб. пособие для студентов вузов / Е.Л. Логинов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. С.20.
6. Проведен ВНИИ МВД России в 2007 году.
7. Зимин О.В. Типология легализации преступных доходов // Материалы межведомственной научно-практической конференции. — М.: Академия экономической безопасности, ВНИИ МВД России. 2007.
8. Логинов Е.Л. Указ. ранее. С.6.
9. Reder Erik. Geldwasche mit Cybermoney // Kriminalistik, BRD, 2000, s. 261-271 / переводчик: Н.П. Климова. - М: ВНИИ МВД России. 2001.
10. Логинов Е.Л. Указ. ранее. С.95.
11. Сводные данные о ситуации в России относительно отмывания денег. Аналитический обзор (подготовлен по заказу UNDPSHD и UNODCCP в рамках исследований, проводимых Всемирной Программой ООН по борьбе с отмыванием денег (GPML). - М.: ВНИИ МВД России. 2002; Reder Erik. Geldwasche mit Cybermoney // Kriminalistik, BRD, 2000, s. 261-271. / перевод Н.П. Климова. - М: ВНИИ МВД России. 2001; Логинов Е.Л. Указ. ранее.
12. Аверьянова Т.В. Некоторые проблемы теории и практики судебной экспертизы и пути их решения // Вестник МВД России, 2007. № .С.10.
13. Например: Корж В. Типичные способы легализации преступных доходов. Сравнительный анализ законодательства России и Украины / Российская юстиция, 2002. № 4. С.62; Шохин С.О. Противодействие легализации доходов, полученных преступным путем: роль Счетной палаты Российской Федерации / Банковское право, 2004, № 3. С.10.
14. Шохин С.О. Указ. работа. С.8.
15. Лазутин А.Ю. Отмывание денег: традиционные формы и современные тенденции // Информационный бюллетень № 2. - М., 2000. С.65.
16. Stolpe Oliver. Geldwasche und die Mafia Kriminalistik, BRD, 2000, № 2, S. 99-109. /перевод Н.П. Климова.
17. Легализация наркодоходов с использованием пластиковых карт: методические рекомендации. - М.: ФСКН России, 2006.
Организация деятельности
правоохранительных органов по обеспечению общественной безопасности
М.Т. Какимжанов*
In clause questions ofperfection and the organization of activity of law-enforcement bodies in sphere of maintenance of public safety are considered.
Безопасность личности, ее свобода и совершенствование немыслимы вне общества. В свою очередь существование общества зависит не только от защищенности некоторых личностей, а от безопасности всех. Безопасность общества не может обеспечиваться без опоры на право, без властного стеснения произвола отдельных лиц и их противообщественных инстинктов. Между тем и в философии, и в теории права вопрос о пределах вмешательства государства в область индивидуальных свобод личности не имеет единого решения. Идея права и порядка сама по себе подвергается жесточайшему социальному нападению. Начало этому было положено, когда толстовское понимание «непротивления злу» вплотную подошло к отрицанию права и противопоставлению правовых учреждений законам нравственности1. Осмыслить проблему общественной безопасности с юридических позиций достаточно трудно, поскольку трудно сугубо правовыми средствами определить общественный идеал, тем более связать его с внутренней духовной работой личности каждого члена общества. Выражаясь словами классика английско-
го права Дайси, невозможно думать, что в мире воображаемом или действительном можно открыть совершенную конституцию, способную служить образцом для исправления существующих недостатков государственной организации2.
В этой связи немаловажное значение в обеспечении национальной (в том числе и общественной) безопасности принадлежит правоохранительным органам. В широком смысле к функциям правоохранительных органов по обеспечению национальной безопасности может быть отнесена совокупность обязанностей, юридически оформленных в законодательстве о данных структурах. Однако это не в полной мере позволяет оттенить особенности их деятельности именно в части обеспечения общественной безопасности. Представляется, что указанные особенности могут быть определены посредством четкого формулирования понятия общественной безопасности как важнейшей составляющей национальной безопасности, цели функционирования правоохранительных органов в названной области, раскрытия предполагаемых угроз.
Докторант Академии управления МВД России, кандидат юридических наук, доцент.