УДК 343.3
ОЦЕНКА ВОЗМОЖНОСТИ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЁМ, И ФИНАНСИРОВАНИЯ ТЕРРОРИЗМА ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЭЛЕКТРОННЫХ ДЕНЕГ
EVALUATION OF THE POSSIBILITY OF LEGALIZATION OF THE INCOMES RECEIVED BY A CRIMINAL WAY AND TERRORISM FINANCING BY THE USE OF ELECTRONIC MONEY
© Гурьянов Константин Валентинович
Konstantin V. Guryanov кандидат технических наук, доцент, Почётный сотрудник МВД России, преподаватель, Саратовская государственная юридическая академия, колледж экономики, права и сервиса.
PhD (Technical), Associate Professor, Honored worker of the Russian Interior Ministry, lecturer, Saratov State Law Academy, College of Economics, Law and Service.
© Шатило Ярослав Сергеевич
Yaroslav S. Shatilo
кандидат технических наук, доцент, профессор Академии военных наук старший научный сотрудник, Поволжский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации.
PhD (Technical), Associate Professor, Professor of the Academy of military Sci ences, senior researcher, Volga Region Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation.
Аннотация. Рассмотрены особенности электронных денег и функционирования систем электронных платежей; проведён анализ рисков использования электронных денег; проведён анализ способов ввода/вывода денежных средств в/из системы электронных денег; представлены предложения по направлениям организации противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма.
Ключевые слова: электронные деньги, электронные платёжные системы, противодействие отмыванию доходов.
Abstract. Features of electronic money and the functioning of electronic payment systems are considered; an analysis of the risks of using electronic money; the analysis of ways of input / output of money resources in / from system of electronic money is spent; the proposals on the directions of the organization of combating the laundering of proceeds from crime and financing of terrorism are presented.
Key words: electronic money, electronic payment systems, anti-money laundering.
Развитие информационно-коммуникационных технологий и социальных сетей привели, с одной стороны, к совершенствованию социальных коммуникаций между людьми, с другой - к возникновению реальных проблем в организации противодействия преступным проявлениям с применением высоких технологий. Интернет, онлайновые социальные сети, помимо выполнения функций поддержки общения, обмена мнениями и получения информации их членами, всё чаще становятся объектами и средствами преступного деяния [12, с. 101].
Полагаем, что к одной из таких технологий с полным основанием необходимо отнести новое средство оплаты, ориентированное преимущественно на использование в сети Интернет - электронные деньги. Обращение электронных денег происходит при помощи компьютерных сетей, Интернета, платёжных карт, электронных кошельков и иных устройств, работающих с платёжными картами (например, банкоматы, POS-терминалы, и т. п.).
По опубликованным данным на долю наличных расчётов в мире приходится около 85% от общего числа потребительских платежей, доля же безналичных расчётов с каждым
?ffMP"
■ SISH^ '
<
X Ш
s
^
о
Ш
Û.
годом неуклонно растёт. Так, крупнейший в Европе интернет-ресурс для IT-специалистов «Habrahabr», издаваемый компанией «TechMedia», опубликовал рейтинг ТОП-10 ведущих стран мира по внедрению технологий безналичных платежей (табл. 1), основанный на исследованиях компаний MasterCard Advisors и CNBC [10].
В настоящее время Россия не входит в число лидирующих по объёму безналичных платежей стран, однако, в целом россияне не отстают от мировой тенденции. Жители РФ все чаще используют банковские карты при оплате покупок в интернете и в традиционных магазинах. Для экономически активных групп населения характерно и владение несколькими картами.
Самыми популярными операциями среди владельцев российский карт являются: снятие наличных (85%), оплата Интернета или услуг мобильной связи (53%), перевод средств с карты на карту (41%) и оплата коммунальных услуг, то есть динамика наличных денег в широкой денежной массе регулярно снижается. Е. Ю. Дюдикова [15] со ссылкой на опубликованную денежно-кредитную статистику Центрального Банка Российской Федерации [20] приводит следующие цифры (табл. 2).
Ведущая исследовательская компания «TNS Россия» на российском рынке исследовательской деятельности, своими последними исследованиями подтверждает рост популярности электронных денег в Российской Федерации.
Выяснилось, что большинство россиян - 53% пользователей электронных денег платят, используя персональный компьютер, 7% - смартфон, а многие в буквальном смысле носят электронный кошелёк с собой - 40% пользователей электронных денег платят ими как через компьютер, так и через мобильное устройство. Частота использования электронных денег сведена в таблицу 3 [22].
Популярность электронных денег в Российской Федерации подтверждается другим аналитическим исследованием - исследованием ведущей международной консалтинговой компании J'son & Partners Consulting, специализирующейся на рынках телекоммуникаций, медиа, ИТ и инновационных технологий в России, СНГ, Центральной Азии. По опубликованным данным, если оборот платежей через системы электронных денег по итогам 2012 года составлял 310 млн. рублей, в 2014 году - 570 млн. рублей, то к концу 2018 года
достигнет почти одного триллиона рублей и составит по прогнозам порядка 980 млн. рублей [19].
По результатам опроса 2800 респондентов среди жителей городов России с населением более 800 тыс. человек в возрасте от 12 до 55 лет, рост популярности электронных денег связан с расширением возможностей их использования - улучшение функциональности мобильных версий, расширение списка услуг, доступных к оплате, и т. д. [21].
При этом 53% подростков чаще всего выбирают электронные деньги для платежей через интернет, а 68% пользователей в возрасте 46-55 лет используют электронные деньги наравне с банковскими картами.
Подростки тратят, в основном, электронные деньги на онлайн-игры, а пользователи старшей возрастной группы чаще платят за товары и услуги. Так, более 40% пользователей старшего возраста платят электронными деньгами за услуги ЖКХ, более 20% - уплачивают штрафы и налоги.
Учитывая стремительное развитие и рост популярности электронных денег в последнее десятилетие, все большую их распространённость, особенно среди молодёжи, электронные деньги были выбраны в качестве объекта исследования в нашей работе, предмет исследования - анализ рисков их использования для организации противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ).
Задачи нашего исследования с точки зрения ПОД/ФТ:
- определение основных уязвимых мест электронных денег;
- рассмотрение основных видов преступлений, совершаемых с помощью электронных денег;
- разработка предложений и рекомендаций, направленных на снижение рисков использования электронных денег в целях ПОД/ФТ.
Что же такое электронные деньги и почему растёт их популярность в последнее десятилетие? Необходимо сразу оговориться и отметить, что поскольку электронные деньги - понятие относительно новое, то до настоящего времени есть определённые различия в его трактовке.
Идея электронных денег была выдвинута доктором наук, профессором Калифорнийского Университета (г. Беркли, США) Девидом Чомом (Dr. David Chaum) в 1981 году, и эти деньги рассматривались как предоплаченные карты, на которые заносилась информация о количестве денежных средств. С развитием глобальной сети электронные деньги перешли в виртуальную сферу, и перестали обладать каким-либо конкретным материальным воплощением. С помощью электронных денег можно приобрести большинство всех товаров и услуг, которые мы привыкли приобретать за наличный расчёт или при помощи банковской карты.
Таблица 1
Рейтинг ведущих стран мира по внедрению технологий безналичных платежей
Место в рейтинге Страна Доля безналичных расчётов в общем объёме потребительских платежей, % Процент граждан, имеющих дебетовую карту Примечание
1 Бельгия 93,0 86,0 Повышение эффективности платёжных систем является одной из приоритетных задач бельгийского правительства. Большая часть населения страны имеет свободный доступ к платёжным сервисам, современной платёжной инфраструктуре и новейшим технологиям. Введено ограничение на денежные выплаты наличными, максимальный размер которых не может превышать 3000 €, запущена новая мобильная система платежей, позволяющая оплачивать покупки с помощью QR-кодов
2 Франция 92,0 69,0 Франция достигла больших успехов в уходе от традиционных способов оплаты благодаря большому числу банковских клиентов (97% населения страны), и правительственной программе, направленной на повышение эффективности электронных платёжных систем
3 Канада 90,0 88,0 Канада демонстрирует высокий уровень развития платёжной системы благодаря высокому уровню финансовой доступности (96% канадцев в возрасте 15 лет и старше имеют счёт в банке) и правительственной программе, направленной на оптимизацию национальной платёжной системы
4 Великобритания 89,0 88,0 В Великобритании наличные, как правило, используются для мелких розничных покупок, но зачастую даже незначительные покупки оплачиваются с помощью PayPass
5 Швеция 89,0 96,0 В стране наблюдается повсеместное использование дебетовых карт для розничных платежей. Отказ от наличных платежей происходит за счёт уменьшения доли мелких покупок и внедрения новых технических решений
6 Австралия 86,0 79,0 Сокращение доли наличных платежей при совершении мелких розничных покупок осуществляется за счёт введения новых тарифных ставок
7 Нидерланды 85,0 98,0 Рост электронных платежей стал результатом национального проекта Hotspot, запущенного Фондом содействия развитию эффективных платежей (SBEB). Цель данной инициативы заключается в повышении безопасности и удобства совершения платёжных операций
8 США 80,0 72,0 Apple, Microsoft и другие высокотехнологичные компании регулярно выпускают «умные» гаджеты с платёжными возможностями
9 Германия 76,0 88,0 Регулярное повышение безопасности и удобства совершения электронных платёжных операций
10 Южная Корея 70,0 58,0 Стабильный рост популярности безналичных расчётов
< X
ш
о ш
о. 2
Таблица 2
Доля наличных денег в Российской Федерации
Год Доля наличных денег Доля наличных денег в денежной массе (национальное определение), %
в широкой денежной массе, %
2000 26,8 37,2
2001 26,6 36,4
2002 27,3 36,3
2003 26,7 35,8
2004 29,0 35,8
2005 29,0 35,3
2006 27,9 33,3
2007 27,5 31,0
2008 26,0 28,8
2009 23,3 29,2
2010 21,1 26,4
2011 21,3 25,3
2012 20,7 24,3
2013 20,0 23,5
2014 18,7 22,2
2015 16,7 22,3
2016 14,1 20,2
Примечания:
1. Денежная масса России в национальном определении: выпущенные в обращение Банком России наличные деньги, за исключением сумм наличности, находящейся в кассах Банка России и кредитных организаций; остатки средств нефинансовых и финансовых (кроме кредитных) организаций и физических лиц на расчётных, текущих и иных счетах до востребования (в том числе счетах для расчётов с использованием банковских карт), открытых в банковской системе в национальной валюте, а также начисленные проценты по ним; остатки средств в национальной валюте на счетах срочных депозитов и иных привлечённых на срок средств населения, нефинансовых и финансовых (кроме кредитных) организаций, являющихся резидентами Российской Федерации, открытых в банковской системе, а также начисленные проценты по ним.
2. Широкая денежная масса в России: денежная масса в национальном определении и все виды депозитов в иностранной валюте; счета в драгоценных металлах, а также все начисленные проценты по депозитным операциям.
Таблица 3
Частота использования электронных денег в Российской Федерации
Частота использования электронных денег Персональный компьютер Смартфон
Пользовались когда-либо 82 54
Платят не реже одного раза в год 74 49
Платят не реже одного раза в полгода 66 42
Платят не реже одного раза в месяц 45 29
Примечание. Пользователи интернета (1+ раз в неделю) 20-44 лет, совершающие один и более платежей в год и проживающие в городах РФ с численностью населения не менее 700 тыс. человек, %.
В глобальной сети действуют десятки электронных платёжных систем, которые предоставляют своим пользователям все сервисы, которые они получают в банках: хранение и перевод денежных средств, снятие наличных, выдача кредитов и т. д. В связи с развитием во многих государствах систем ПОД/ФТ, злоумышленники ищут все более сложные способы по легализации преступных доходов, одним из которых и являются электронные деньги.
Современная научная литература по экономике даёт полную, многогранную и многостороннюю оценку, как традиционных банковских форм расчётов, так и видам и способам наличных и безналичных расчётов. Тем не менее, за последнее десятилетие появились так называемые виртуальные деньги, криптографическая валюта, а также множество новых способов расчётов электронными деньгами, которые, претерпев значительные изменения, зачастую не рассматриваются в научной литературе в необходимой мере.
Сущность электронных денег до сих пор является предметом дискуссий, в экономической науке не сформировалась целостная теория электронных денежных средств. При наличии множества публикаций, в которых рассматриваются различные аспекты электронных денег, практически отсутствуют фундаментальные исследования, раскрывающие концептуальные основы их функционирования. Электронные деньги постепенно внедряются в обращение, и их популярность растёт, вопросы их сущности, учёта и анализа, достоинств и недостатков, преимуществ и уязвимостей находят отражение в публикациях отечественных и зарубежных авторов. Значительный вклад в изучение вопросов, связанные с определением сущности и природы электронных денег, а также выполнения операций с их использованием внесли учёные, проводящие исследования как в сфере экономики, так и в сфере информационно-коммуникационных технологий: В. С. Аксёнов, С. В. Ануреев, М. П. Березина, Д. Г. Кисляк, Д. А. Кочергин, Л. Н. Красавина, О. И. Лаврушина, С. В. Овсейко, С. В. Тимофеев и другие.
Одни учёные склонны относить электронные деньги к безналичным деньгам, вторые придерживаются мнения о том, что это в большей степени новая форма наличных денег [13, с. 23-24; 17, с. 72-73; 25, с. 73-75]. Существуют и предложения о целесообразности выделения электронных денег в самостоятельный экономический подвид, не относящийся в полной мере ни к одной из имеющихся форм [9, с. 108; 18, с. 162-166; 23, с. 54-60].
Сложилась такая ситуация, что в настоящее время, как среди учёных, так и среди практиков нет единого понимания сущности электронных денег. В связи с этим приведём сравнение понятия электронных денег, трактуемое Европейским Центральным Банком (ЕЦБ), Европейским Парламентом и Советом ЕС
и официальным понятием, регламентированным в законе «О национальной платёжной системе».
ЕЦБ полагает, что электронные деньги - «... E-money can be defined as any amount of monetary value represented by a claim issued on a prepaid basis, stored in an electronic medium (for example, a card or computer) and accepted as a means of payment by undertakings other than the issuer, predominantly for small-value transactions.» («... могут быть определены как любая сумма денежной стоимости, представленная требованием, выданным на предо-плаченной основе, хранящейся на электронном носителе (например, карта памяти или компьютер) и принимаемом в качестве средства платежа предприятиями, не являющимися эмитентом, преимущественно для малоценных транзакций.») [5, с. 6].
Директива ЕП и Совета ЕС от 16.09.2009 г. № 2009/110/ЕС определяет электронные деньги как «... хранимую в электронном виде, в том числе и на магнитном носителе, представленную в виде требований к эмитенту стоимость в денежном выражении, эмитируемую при получении денежных средств для проведения платёжных трансакций, определение которых приведено в статье 4 (5) Директивы 2007/64/ЕС, и принимаемую физическими или юридическими лицами, отличными от эмитента электронных денег...» [3, 4].
Официальное определение электронных денег появилось в России в 2011 году с принятием Федерального закона № 161-ФЗ «О национальной платёжной системе»: «... электронные денежные средства - денежные средства, которые предварительно предоставлены одним лицом (лицом, предоставившим денежные средства) другому лицу, учитывающему информацию о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счета.» [1, ст. 3]. Хотя несколько позже это определение было уточнено Письмом Банка России: «... это безналичные денежные средства в рублях или иностранной валюте, учитываемые кредитными организациями без открытия банковского счета и переводимые с использованием электронных средств платежа.» [2, ст. 1], тем не менее, в законе сформулировано, что: «... оператор электронных денежных средств учитывает денежные средства клиента путём формирования записи, отражающей размер обязательств оператора электронных денежных средств перед клиентом в сумме предоставленных денежных средств.» [1, ст. 7].
Внимательно вчитываясь в текст ФЗ РФ № 161 и в текст письма Банка России, уточняющего термин, заметим, что хотя в ст. 3 этого закона введён термин «электронные денежные средства», всё-таки, на наш взгляд, здесь в большей степени описана не правовая сущность вводимого термина, а действия, которые производятся с электронными денежными средствами. Анализ отличия правовой сущности этого должен стать предметом отдельного ис-
?ffMP"
■ SISH^'
<
X Ш
s
^
о
Ш
Q_ 2
следования, в своей же работе на этом мы останавливаться не будем.
Таким образом, мы пришли к тому, что понятие электронных денег не только является предметом дискуссий среди учёных, но и до сих пор не имеют однозначного толкования и определения в нормативных актах.
В настоящее время большинство исследователей склонны подразделять системы электронных денег на две группы: а)электронные деньги на базе карт; б) электронные деньги на базе сети Интернет [14, с. 161-175; 15, с. 57-64; 25, с. 73-75].
В нашем исследовании под понятием «электронные деньги» мы будем понимать любой инструмент, позволяющий осуществлять обмен прав требования на ценности между пользователями с использованием виртуальных счетов, электронных учётных записей (электронная почта и т. п.), позволяющий конвертировать данное право требования в денежные средства. Исходя из этого, рассмотрим наиболее распространённые виды электронных денег, остановившись лишь на наиболее популярных, которыми пользуется большинство граждан (логотипы распространённых платёжных систем приведены в таблице 4).
Первая, наиболее популярная в России система онлайн-платежей - Яндекс.Деньги (расчёты, переводы, оплата услуг и товаров, снятие и получение наличных, оплата телефона, интернета, любых квитанций, штрафов ГИБДД, налогов, коммунальных услуг, погашение кредитов и др.).
Система Яндекс.Деньги позволяет бесплатно открыть виртуальную карту. Это аналог пластиковой карты, но использовать её можно только в Интернете: оплачивать покупки на сайте, где к оплате принимаются карточки (eBay, App Store, Google Play и др.). Возможно получение и обычной карты, при заказе на официальном сайте, - по почте придёт пластиковая карта, привязанная к кошельку. Это даёт возможность оплачивать Яндекс. Деньгами не только покупки в магазине, но и снимать наличные в банкоматах.
Популярность объясняется во-первых, простотой принципа работы: после регистрации на официальном сайте, пользователю сразу выдаётся номер кошелька (набор цифр), который и указывается для взаимных расчётов; во-вторых, при наличии электронной почты на Яндексе, можно просто зай-
ти в свой почтовый ящик и нажать на ссылку «Деньги» вверху.
Webmoney - одна из крупнейших систем электронных расчётов в России, через которую возможна оплата услуг, перевод денежных средств, получение займов и кредитов.
Webmoney (виртуальные деньги) есть не только в российских рублях, но и в другой валюте: евро, доллары, гривны, белорусские рубли, казахстанские тенге и др.
Принцип работы похож на Яндекс.Деньги. После регистрации на сайте пользователь получает номер в системе, который называется WMID. После получения WMID можно создать кошелёк в желаемой валюте. У пользователя может быть несколько кошельков, как для одной валюты, так и для нескольких. Причём у каждого кошелька будет свой уникальный номер, который нужен для отправки и получения денег.
Аналогично системе Яндекс.Деньги в Webmoney к своему WMID можно прикрепить банковский карту, банковский счёт или электронный кошелёк из другой системы. Также можно выпустить виртуальную карту для совершения покупок в Интернете.
Управление счётом происходит через сайт webmoney.ru или мобильное приложение. Можно также использовать специальную компьютерную программу Keeper WinPro, но работа с ней сложнее, что является недостатком этой системы.
PayPal - самая популярная система электронных денег в мире. Подходит для расчётов с иностранными гражданами и покупок в зарубежных Интернет-магазинах (eBay и др.).
Принцип работы также аналогичен. Вначале необходимо пройти регистрацию на сайте. Но здесь эта процедура несколько сложнее, - нужно указать свои полные данные (ФИО, адрес, телефон и др.). После этого система открывает счёт без номера, вместо него используется указанный при регистрации адрес электронной почты.
Для оплаты покупок и услуг через систему PayPal, нужно привязать пластиковую карту к своему счету на сайте, деньги будут списываться непосредственно с карты. В том случае, если необходимо получить деньги, то зачисление осуществляется на внутренний счёт в системе, с которого их можно перевести на свой банковский счёт.
Управление системой происходит через личный кабинет пользователя на сайте paypal.com или через мобильное приложение.
Qiwi - ещё одна популярная в России система, удобная для личного использования из-за своей просты и понятного интерфейса.
Регистрация в системе Qiwi происходит по номеру мобильного телефона, который и является счётом в системе. Этот счёт можно пополнить через платёжный терминал, банковской карточкой или с баланса мобильного телефона. Также можно выпустить виртуальную или обычную пластиковую карточку Visa,
Наиболее распространённые платёжные системы
Таблица 4
Логотип системы Краткая характеристика Официальный сайт
Яндексй Российский сервис онлайн-платежей https://money. yandex.ru/new
ШеЫЛопеу Международная система электронных расчётов https://www.webmoney.ru/
Щ PayPal Оператор электронных денежных средств https://www. paypal.com/ru/
VISA QIWI WALLET Платёжная система, основанная на счёте Visa https://qiwi.com/
G bitcoin Биткоин - инновационная платёжная система и вид электронной валюты https://bitcoin.org/ru/
moneta ru Моментальные и безопасные платежи в интернете https://www.moneta.ru/
1П ^AMDEP' Г1 ^H ^f плйтввдо! ,:w:№r/,o H Международная платёжная система https://leadermt.ru/#/ index/main-page
PAУ № Мультисервисная платёжная система http://www.payhd.ru/
Л wepav Платформа для приёма онлайн-платежей https://go.wepay.com/
PAYEER Онлайн-кошелёк для бизнеса https://payeer.com/ru/
Российская платёжная система денежных переводов https://www. contact-sys.com/
HI maodarin Организация онлайн-платежей https://mandarinpay.com/
Pa *oneer Платформа для осуществления международных платежей https://www. payoneer.com/ru/
36Ш7 Платёжный сервис для интернет-бизнеса https://appex.ru/
^^^^^ PAYVISION ^^^ Онлайн-платежи для электронной коммерции (e-commerce) https://payvision.ru
ÉPay Платежи в магазинах, приложениях и на сайтах. Apple Pay - система, позволяющая оплачивать покупки кредитной картой https://www.apple. com/ru/apple-pay/
Рис. 1. Особенности электронных денег
<
X
ш S
о
ш
о. 2
оплатить на сайте услуги (телефон, Интернет, игры, кредит и др.), отправить денежный перевод. То есть система аналогична системе Яндекс. Деньги. Управление счётом происходит через личный кабинет на сайте qiwi. com или через мобильное приложение.
В контексте предмета нашего исследования - проведения анализа рисков использования электронных денег ПОД/ФТ, выделим основные, на наш взгляд особенности электронных денег (рис. 1).
Именно представленные особенности электронных денег в совокупности, на наш взгляд, делают их удобными для использования в качестве инструмента ПОД/ФТ, поскольку позволяют практически из любого места, в котором есть доступ к сети Интернет легко, быстро и просто осуществить перевод любого (в том числе - значительного) количества денежных средств в практически же любую точку мира.
Рассматривая описанные выше виды электронных денег и их особенности, предлагаем выделить четыре основных момента, которые делают электронные деньги уязвимыми к использованию в целях отмывания преступных доходов и финансирования терроризма. Как ни странно, уязвимостью электронных денег являются их несомненные достоинства, то есть то, что является достоинством для обычного, законопослушного гражданина, становится уязвимостью и проблемой при выявлении преступлений, связанных с оборотом электронных денег.
Первое. На наш взгляд, основной уязвимостью является то, что электрон-
ные деньги обеспечивают ускоренное, практически мгновенное перемещение денежных средств в значительных объёмах.
Так, для перемещения наличных денежных средств потребуется затратить значительное количество времени на железнодорожный, автомобильный транспорт или авиаперелёт, покупку билетов или организацию логистики, сопровождение, обеспечение безопасности и т. д. Такой способ опасен, так как перевозом большой суммы наличных денег могут заинтересоваться таможенные органы страны, в которую перевозится данная сумма.
Использование легитимной банковской системы в отдельных случаях не всегда обеспечивает необходимую скорость переводов ввиду того, что валютное законодательство отдельных стран предполагает обязательное предоставление документов в банк, осуществляющий платёж.
Электронные деньги не имеют этих недостатков - переводы внутри системы электронных денег осуществляются практически моментально, причём в отдельных платёжных системах отсутствуют и ограничения на максимальную сумму переводов.
Кроме того, электронные деньги обеспечивают ускоренное перемещение денежных средств в любых значительных объёмах, в то время как физическая наличность, имеет существенные неудобства, прежде всего - большой объём и массу. Так, например, в своей работе [11] С. Гриняев приводит следующий пример: вес 44 фунтов кокаина, стоящего 1 миллион долларов, почти в шесть раз меньше 256 фунтов наличности суммой в 1 миллион долларов.
Второе. Использование наличных обусловлено личным контактом плательщика и получателя, поскольку денежные средства кто-то физически должен переносить и приносить.
Использование банковской системы для безналичных денежных переводов предполагает контактирование с этой системой:
клиенту необходимо личное присутствие в банке, заполнение различных платёжных документов, что облегчает физическую идентификацию клиента.
Использование удалённого доступа и управления банковским счётом также может повлечь физическую идентификацию клиента, поскольку в некоторых банках присутствует привязка атрибута пользователя (IP-адреса, электронной почты, номера телефона и т. п.) к банковскому счету клиента. Применение различных ключей для управления счётом (флеш-накопитель) снижает мобильность пользователя.
Системы же электронных денег не предполагают личного контакта системы с клиентом. Электронные деньги, не имеющие физической природы, по своей сущности изначально были ориентированы на удалённое использование, то есть пользователи могут не оставлять никакой информации ни о себе, ни о сделках. Кроме этого, клиенты могут осуществлять свою деятельность при помощи специальных технических или программных средств (анонимайзеры), затрудняющих идентификацию пользователя.
Здесь весьма показателен пример превращения достоинства электронных денег в фактор уязвимости, о котором говорят многие учёные, например: «... При использовании электронных денег снижается воздействие человеческого фактора - эти деньги не требуют физического контакта (данную функцию теперь выполняет платёжный инструмент)...» [25, с. 74].
Третье. Как мы говорили, электронные деньги изначально ориентированы на использование в сети Интернет, то их использование может принимать международный характер: клиент может находиться в одной юрисдикции, преступник во второй, используемая система электронных денег может быть зарегистрирована в третьей. Таким образом, использование электронных денег для международных переводов в значительной мере осложняет противодействие, раскрытие и расследование преступлений, связанных с системой электронных платежей.
Четвёртое. Системы электронных денег могут располагаться в странах со слабой нормативной базой в сфере противодействия легализации преступных доходов и финансирования терроризма. То есть, недостаточный объём процедур, проводимых в данной сфере, в одной стране может уменьшить эффективность мер, принимаемых для противодействия незаконным финансовым операциям в других странах.
Именно этому вопросу уделяется неослабное внимание со стороны Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) - (The Financial Action Task Force (FATF) ), активным членом которой является Российская Федерация [7].
Так, 21-23 июня 2017 года в г. Валенсия (Испания) состоялось пленарное заседание Группы, на котором основное внимание было
уделено вопросам повышения эффективности мер противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ). Одним из основных вопросов являлась актуализация списков государств, от которых исходят риски ПОД/ФТ для мировой финансовой системы.
Из списка государств, находящихся в режиме текущего мониторинга со стороны ФАТФ, были исключены Афганистан и Лаос. Таким образом, на настоящий момент «серый» список таких государств насчитывает семь юрисдикций: Босния и Герцеговина, Вануату, Ирак, Йемен, Сирия, Уганда и Эфиопия [6].
В списке государств, в отношении которых ФАТФ призывает своих членов и другие государства к применению контрмер («чёрный» список), остаются Корейская Народно-Демократическая Республика и Иран [8].
При этом в отношении Ирана принято решение продолжить приостановление действия контрмер (в первый раз мораторий на применение контрмер в отношении Ирана был введён в июне 2016 года). При принятии решения о продлении моратория ФАТФ приняла во внимание решительное намерение Ирана, заявленное на высоком политическом уровне, устранить стратегические недостатки в национальной системе, и конкретные меры, уже реализованные страной в соответствии с согласованным с ФАТФ планом действий по устранению указанных недостатков.
Рассмотрев виды, особенности и возможные уязвимости электронных денег, попробуем установить возможные способы ввода и вывода денежных средств из систем электронных денег.
Учёным-правоведам ещё предстоит определить, чем являются электронные деньги в контексте их использования для отмывания доходов, полученных преступным путём и финансирования терроризма. Орудием преступления? То есть предметом материального мира, которым совершается преступление? Средством преступления? То есть тем с помощью чего совершается преступление? Или же - предметом преступления?
«Учение о предмете преступления в уголовном праве России до настоящего времени носит дискуссионный характер. Не все учёные единодушны в своих оценках относительно его роли и значения в процессе квалификации содеянного, влияния на научно обоснованную правотворческую и правоприменительную деятельность. Правильное понимание предмета преступления способствует чёткому уяснению сущности объекта преступного посягательства, его места в системе норм Особенной части УК РФ, позволяет сделать верное различие между ним и орудием или средством совершения преступления. <...> ... Предмет преступления - это материальный (вещественный) элемент общественного отношения, прямо указанный или подразумеваемый в уголовном законе и на-
<
X ш
о
ш
о. 2
ходящийся в одной и той же ценностной плоскости и взаимосвязи с охраняемыми общественными отношениями, путём противоправного воздействия на который всегда причиняется вред объекту преступления...» [16, с. 70-74].
Дискуссия на эту весьма интересную тему выходит за рамки данной работы, поэтому здесь остановимся лишь на констатации того факта, что для лиц, занимающихся отмыванием преступных доходов, электронные деньги не являются конечной целью. Получив некоторую сумму электронных денег (полагаем, что значительную) эти лица предпримут попытку конвертации её в наличные денежные средства, то есть электронные деньги выступят здесь в виде некоего «инструмента» совершения преступления. Таким образом, анализ способов ввода (вывода) денежных средств в систему (из системы) электронных денег является весьма важным с точки зрения организации противодействия ПОД/ФТ.
В настоящий момент существует несколько способов ввода денежных средств в системы электронных денег. Эти способы могут меняться, корректироваться, прекращать своё существование или наоборот - появляться. На становление, развитие и «период жизни» каждого способа влияют множественные факторы, начиная от совершенствования законодательства и заканчивая информационно-технической составляющей (развитие информационно-коммуникационных технологий).
Перечень способов ввода (вывода) денежных средств в систему (из системы), представленный в таблице 5, ни в коей мере не является окончательным и исчерпывающим, тем не менее - это вполне доступные и распространённые способы, которые позволяют пользователям электронной системы легко и оперативно осуществлять как ввод значительной суммы денежных средств в систему, так и её вывод. Некоторые из этих способов не обеспечивают должной идентификации пользователя и, соответственно, повышают риск использования электронных денег в преступных целях.
Невзирая на то, что системы электронных денег - сравнительно новый финансовый инструмент, в некоторых странах разработаны и действуют законодательные акты, которые позволяют регулировать функционирование систем электронных денег и их обращение [14, с. 161-175; 18, с. 162-166;
25, с. 73-75; 26, с. 220-228]. Проведя анализ имеющейся законодательной практики и опыт организации противодействия ПОД/ФТ, предлагаются следующие пути в организационной работе по этому направлению, вытекающие из анализа существующих возможных способов ввода/вывода денежных средств.
Принимая во внимание тот факт, что система электронных платежей и оборот электронных денег имманентно не предполагают постоянного личного контакта пользователя с системой, весьма актуальным становится необходимость нахождения таких способов организации противодействия ПОД/ФТ и механизмов организации правоохранительной деятельности, которые, в необходимых случаях, с одной стороны, представляли бы достоверную информацию о клиенте-пользователе системы электронных платежей, с другой, ни коим образом не усложняли бы использование системы электронных платежей и оборот электронных денег законопослушным гражданам - пользователям электронных денег.
В связи с этим первым направлением организации противодействия ПОД/ФТ представляется необходимость введения идентификации пользователя, вносящего или получающего наличные денежные средства.
Одним из механизмов такой идентификации может стать привязка электронных кошельков к банковской карте пользователя. Другим механизмом могла бы стать возможность введения и проведения упрощённой идентификации для пользователей системы, отвечающих некоторым определённым условиям. Например, к таким условиям можно отнести введение ограничений по сумме переводимых денежных средств через один счёт в течение определённого и фиксированного периода времени. Такие ограничения уже существуют в некоторых системах онлайн-банкинга, например, в СБ-онлайн доступный лимит для совершения онлайн-опе-раций составляет 500 000 рублей. Вместе с введением такой идентификации для пользователей системы полагаем, что пользователи-клиенты системы - юридические лица должны проходить свою полную идентификацию.
Так как электронные деньги обеспечивают высокую оперативность (скорость) перемещения денежных средств между клиентами-пользователями системы электронных платежей и, учитывая тот факт, что электронные деньги ориентированы, в основном, на использование в качестве средства платежа в электронных магазинах, вторым направлением организации противодействия ПОД/ФТ представляется целесообразным введение разумного ограничения на суммы переводимых денежных средств между различными группами пользователей. Такие ограничения могли бы быть различными, например, для физических и юридических лиц.
Третье предлагаемое направление организации противодействия ПОД/ФТ основывается
Таблица 5
Некоторые способы ввода/вывода денежных средств в/из системы электронных денег
Способы ввода денежных средств в системы электронных денег Способ ввода Краткий примерный перечень действий
Терминал по приёму наличных Ввод в терминал номера «электронного кошелька» (возможно, иные идентификационные данные пользователя: номер мобильного телефона и т.п.), вставить в терминал требуемую сумму наличных денежных средств
Банковская карта Вход в систему электронных денег через интернет-браузер (либо специальную программу), ввод своих установочных данных, ввод данных своей банковской карты, ввод суммы денежных средств, которые необходимо списать с банковской карты
Банковский перевод Офис банка. Указание банку зачислить необходимую сумму денежных средств со своего счета на счёт с известными реквизитами системы электронных денег
Наличные через отделение банка Офис банка. Указание банку зачислить наличную сумму денежных средств на счёт с известными реквизитами системы электронных денег
Интернет-банкинг Вход в систему банка-онлайн через интернет-браузер (либо специальную программу) списание денежных средств в удалённом режиме со своего банковского счета на счёт системы электронных денег
Денежный перевод через системы альтернативных денежных переводов Осуществление денежного перевода в адрес системы электронных денег
Предоплаченная карта Приобретение специальной предоплаченной карты в магазине без предъявления своих установочных данных. Ввод данных с карты в систему электронных денег, после чего на электронный кошелёк зачисляется соответствующая сумма электронных денег
Обменный пункт Обмен наличных денежных средств в специальном обменном пункте на электронные деньги; при этом обменный пункт может не осуществлять идентификации пользователя
Система других электронных денег Вход в систему электронных денег через интернет-браузер, либо специальную программу на специализированные интернет сайты и осуществление обмен одних имеющихся электронных денег на другие
Способы вывода денежных средств из систем электронных денег Банковский перевод Формирование заявки на вывод требуемой суммы электронных денег из системы и указание реквизитов перевода. В итоге с банковского счета системы электронных платежей осуществляется списание соответствующей суммы денежных средств на указанные реквизиты (банковский счёт)
Перевод на банковскую карту Способ аналогичен предыдущему, но перевод в данном случае осуществляется на реквизиты банковской карты клиента
Выплата наличными через системы денежных переводов Формирование заявки на вывод денежных средств из системы электронных денег и получение соответствующей суммы наличных денежных средств в офисе системы альтернативных денежных переводов
Выплата денежных средств при помощи специального обменного пункта Обмен электронных денег на соответствующую сумму наличных денежных средств в специальный обменном пункте
<
X ш
о
ш
о. 2
на том факте, что электронные деньги, в основном, являются способом оплаты различных товаров, выполненных работ и/или предоставляемых услуг. Следовательно, с помощью электронных денег могут быть произведены оплаты либо совершены сделки, которые подлежат обязательному контролю. Так, например, с помощью электронных денег можно получать банковские займы, приобретать драгоценные металлы, инвестиционные монеты из драгоценных металлов, ценные бумаги. В связи с этим представляется целесообразным для эффективного выявления таких сделок необходимо ввести обязательное указание назначения платежа.
Поскольку мы говорим об организации противодействия ПОД/ФТ и предполагаем, что системы электронных денег используются для отмывания преступных доходов и финансирования терроризма, то с целью эффективного противодействия этому преступному проявлению полагаем целесообразным рассмотрение четвёртого направления - необходимости законодательного закрепления фактов информирования соответствующих государственных органов о совершаемых сделках с электронными деньгами. Разумеется, по этому направлению предстоит большая законодательная и правоохранительная работа. В частности, возникает необходимость определения, должны ли сделки с электронными деньгами подлежать обязательному контролю: в пределах какой суммы денежных средств, в какой временной период, каков перечень товаров, работ, услуг о покупке и/или предоставлении которых должно происходить такое информирование и т. д. Понятно, что это направление весьма трудоёмкое, информативно ёмкое и затратное, поскольку с одной стороны позволит, несомненно, получить большое количество информации, с другой стороны создаст весьма ощутимую дополнительную нагрузку, как на системы электронных денег, так и на государственные и правоохранительные структуры, следовательно, увеличит не только стоимость использования электронных денег, но и финансовые затраты на функционирование различных структур. Поэтому рассмотрение данного направления организации противодействия ПОД/ФТ требует дополнительного изучения и исследования.
В связи с тем, что оборот электронных денег и функционирование их систем прямо касаются такой важной
деятельности российского государства, как денежное обращение, а с развитием информационно-коммуникационных технологий размах их оборота постоянно увеличивается, представляется необходимым рассмотрения пятого направления организации противодействия ПОД/ФТ - введение лицензирования эмиссии электронных денег. Данное направление также требует серьёзного изучения и разработки соответствующих нормативных актов и рекомендаций. Так, например, могут быть предусмотрены различные виды лицензий. Это может быть либо лицензирование кредитно-финансового учреждения в целом, либо это может быть отдельная лицензия на операции с электронными деньгами. В любом случае, на наш взгляд, подобное лицензирование позволит сократить риски с точки зрения ПОД/ФТ за счёт того, что оно сделает сферу оборота электронных денег более прозрачной.
Таким образом, на наш взгляд, для успешной организации противодействия ПОД/ФТ необходима комплексная и планомерная работа по следующим направлениям:
- введение идентификации клиентов-пользователей системы электронных платежей и оборота электронных денег;
- введение ограничений на суммы переводов электронных денег;
- введение обязательного указания назначения платежа;
- закрепление фактов информирования государственных органов о совершаемых сделках с электронными деньгами;
- введение лицензирования эмиссии электронных денег (лицензирование систем функционирования электронных денег).
Таким образом, электронные деньги стали весьма серьёзным инструментом, который используется для совершения преступных посягательств [23, 24]. Дальнейший рост оборота электронных денег и систем электронных платежей весьма предсказуем в связи с неуклонным ростом информационно-коммуникационных технологий и проникновением онлайн-сервисов в повседневную жизнь обычных пользователей. Как следствие, будут возрастать риски их использования в преступных целях, в том числе и для ПОД/ФТ.
Принятие соответствующих нормативных актов, разработка рекомендаций по организации противодействия ПОД/ФТ, учитывающих специфику особенностей оборота электронных денег (доступность, мобильность простота, оперативность) позволят значительно снизить риски их использования для отмывания доходов, полученных преступным путём, и финансирования терроризма.
Материалы поступили в редакцию 24.09.2017 г.
Библиографический список (References)
1. О национальной платёжной системе [Электронный ресурс] : федер. закон от 27.06.2011 г. № 161-фЗ (ред. от 18.07.2017)// Центр стратегических оценок и прогнозов : официальный сайт. URL: http://csef.ru/ru/ oborona-i-bezopasnost/466/sistemy-elektronnyh-platezhej-i-problema-otmyvaniya-deneg-805 (дата обращения: 19.02.2016).
2. О предоставлении клиентам-физическим лицам информации об особенностях оказания услуг по переводу электронных денежных средств [Электронный ресурс] : письмо Банка России от 20 декабря 2013 г. № 249-Т // Гарант.Ру : Информационно-правовой портал. URL: http: / / www.garant.ru/pr0ducts/ip0/prime/d0c/70476142 (дата обращения: 12.09.2017).
3. Директива 2009/110/ЕС Европейского парламента и Совета ЕС от 16 сентября 2009 года об организации, деятельности и пруденциальном надзоре за деятельностью учреждений электронных денег, вносящая изменения в Директивы 2005/60/ЕС и 2006/48/ЕС и отменяющая Директиву 2000/46/ЕС. М. : Центральный Банк Российской Федерации. 2011. Выпуск 25. 74 с.
4. Directives 2009/110/EC of the European Parliament and of the Council of 16 September 2009 on the Taking Up, Pursuit and Prudential Supervision of the Business of Electronic Money Institutions Amending Directives 2005/60/EC and 2006/48/EC and Repealing Directive 2000/46/EC. Official Journal of the European Union. 10.10.2009. L 267 [Электронный ресурс] // URL: http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=OJ: L:2009:267:0007:0017:EN:PDF (дата обращения: 12.09.2017).
5. Electronic Money Institutions Current Trends, Regulatory Issues and Future Prospects. Legal Working Paper Series European Central Bank. 2008. No 7 (july). P. 6. 48 p.
6. Improving Global AML/CFT Compliance: Ongoing Process - 23 June 2017 [Электронный ресурс] // FATF : официальный сайт. URL: http://www.fatf-gafi.org/publications/high-riskandnon-cooperativejurisdictions/documents/ fatf-compliance-june-2017.html (дата обращения: 19.08.2017).
7. FATF Members and Observers The 37 Members of the FATF [Электронный ресурс] // FATF : официальный сайт. URL: http://www.fatf-gafi.org/ about/membersandobservers/ (дата обращения: 19.08.2017).
8. Public Statement - 23 June 2017 [Электронный ресурс] // FATF : официальный сайт. URL: http://www.fatf-gafi.org/publications/high-riskandnon-cooperativejurisdictions/documents/ public-statement-june-2017.html (дата обращения: 19.08.2017).
9. Баташева Э. А. Управление электронными деньгами: проблемы и перспективы /
1. O nacional'noj platjozhnoj sisteme [On the national payment system] : feder. zakon ot 27.06.2011 g. № 161-FZ. Centr strategicheskih ocenok i prognozov. URL: http://csef.ru/ru/ oborona-i-bezopasnost/466/sistemy-elektronnyh-platezhej-i-problema-otmyvaniya-deneg-805 (accessed 19 February, 2016).
2. O predostavlenii klientam-fizicheskim licam informacii ob osobennostjah okazanija uslug po perevodu jelektronnyh denezhnyh sredstv [On providing individuals with information about the features of the provision of electronic transfer of funds] : pis'mo Banka Rossii ot 20 dekabrja 2013 g. № 249-T. Garant.Ru. URL: http://www.garant. ru/products/ipo/prime/doc/70476142 (accessed 12 September, 2017).
3. (2011). Direktiva 2009/110/ES Evropejskogo parlamenta i Soveta eS ot 16 sentjabrja 2009 goda ob organizacii, dejatel'nosti iprudencial'nom nadzore za dejatel'nostju uchrezhdenijjelektronnyh deneg, vnosjashhaja izmenenija v Direktivy 2005/60/ES i 2006/48/ES i otmenjajushhaja Direktivu 2000/46/ES. [Directive 2009/110/EC of the European Parliament and of the Council of 16 September 2009]. Moscow. Centralnyj Bank Rossijskoj Federacii. Vypusk 25. 74 p.
4. Directives 2009/110/EC of the European Parliament and of the Council of 16 September 2009 on the Taking Up, Pursuit and Prudential Supervision of the Business of Electronic Money Institutions Amending Directives 2005/60/EC and 2006/48/EC and Repealing Directive 2000/46/EC. Official Journal of the European Union. 10.10.2009. L 267. URL: http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/ LexUriServ.do?uri=OJ:L:2009:267:0007:0017:EN :PDF (accessed 12 September, 2017).
5. Electronic Money Institutions Current Trends, Regulatory Issues and Future Prospects. Legal Working Paper Series European Central Bank. 2008. No 7 (july). P. 6. 48 p.
6. Improving Global AML/CFT Compliance: On-going Process - 23 June 2017. URL: http:// www.fatf-gafi.org/publications/high-riskandnon-cooperativejurisdictions/documents/fatf-compliance-june-2017.html (accessed 19 August, 2017).
7. FATF Members and Observers The 37 Members of the FATF. URL: http://www.fatf-gafi.org/about/ membersandobservers/ (accessed 19 August, 2017).
8. Public Statement - 23 June 2017. URL: http:// www.fatf-gafi.org/publications/high-riskandnon-cooperativejurisdictions/documents/pubfic-statement-june-2017.html (accessed 19 August, 2017).
9. Batasheva Je. A. (2016). Upravlenie jelektronnymi den'gami: problemy i perspektivy
?ffMP"
■ SISH^'
<
X
Ш
^
о
Ш
Q.
Э. А. Баташева // Актуальные проблемы функционирования финансового механизма регионов : матер. Всероссийской научно-практ. конф. Дагестанский государственный университет, 2016. С. 107-110. ISBN 978-5-9909526-4-5.
10. ТОП-10 безналичных стран мира [Электронный ресурс] // Хабрахабр : блог компании Web-payment.ru. URL: https://habrahabr.ru/company/web_ payment_ru/blog/258625/ (дата обращения: 12.09.2017).
11. Гриняев С. Системы электронных платежей и проблема отмывания денег [Электронный ресурс] / С. Гриняев // Центр стратегических оценок и прогнозов : официальный сайт. URL: http:// csef.ru/ru/oborona-i-bezopasnost/466/ sistemy-elektronnyh-platezhej-i-problema-otmyvaniya-deneg-805 (дата обращения: 19.02.2016).
12. Гурьянов К. В. Организация противодействия распространению наркотиков через Интернет / К. В. Гурьянов, Я. С. Шатило // Антинаркотическая безопасность. 2016. № 1 (6). С. 101-107. ISSN 2308-7366.
13. Деньги. Кредит. Банки : учебное пособие; под ред. О. И. Лаврушина. 4-е издание. М. : КНОРУС, 2010. 320 с.
14. Дюдикова Е. И. Анализ и управление рисками использования информационных технологий при работе с наличными, безналичными и электронными деньгами / Е. И. Дюдикова [и др.] // Прикаспийский журнал: управление и высокие технологии. 2016. № 1 (33). С. 161-175. ISSN 2074-1707.
15. Дюдикова Е. И. Денежная масса и электронные деньги / Е. И. Дюдикова // Проблемы современной экономики : матер. V Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2016 г.). Самара : АСГАРД, 2016. С. 57-64.
16. Епифанов Б. В. Предмет преступления: понятие и проблемы правотворчества / Б. В. Епифанов // Вестник Санкт-Петербургского Университета МВД России. 2015. № 2 (66). С. 70-74. ISSN 2071-8284.
17. Кисляк Д. Г. Электронные деньги в системе электронного бизнеса / Д. Г. Кисляк // Экономика, право и проблемы управления : сб. науч. трудов. 2012. № 2. С. 72-73.
18. Кучинская А. А. Операции с электронными деньгами в странах таможенного Союза / А. А. Кучинская // Проблемы управления. 2012. № 3 (44). С. 162-166. ISSN 2071-3711.
19. Краткий обзор российского рынка электронных денег по итогам первого полугодия 2014 года (по состоя-
[Electronic money control: problems and prospects]. Aktual'nye problemyfunkcionirovanijafinansovogo mehanizma regionov : mater. Vserossijskoj nauchno-prakt. konf. Dagestanskij gosudarstvennyj universitet. Pp. 107-110. ISBN 978-5-9909526-4-5.
10. TOP-10 beznalichnyh stran mira [TOP-10-cash of the world]. Habrahabr : blog kompanii Web-payment.ru. URL: https://habrahabr.ru/company/ web_payment_ru/blog/258625/ (accessed 12 September, 2017).
11. Grinjaev S. (2016). Sistemy jelektronnyh platezhej iproblema otmyvanija deneg [Electronic payment system and the problem of money laundering]. Centr strategicheskih ocenok i prognozov: oficial'nyj sajt. URL: http://csef.ru/ru/ oborona-i-bezopasnost/466/sistemy-elektronnyh-platezhej-i-problema-otmyvaniya-deneg-805 (accessed 19 February, 2016).
12. Gur'janov K. V., Shatilo Ya. S. (2016).
Organizacija protivodejstvija rasprostraneniju narkotikov cherez Internet [Organization of counteraction to distribution of drugs via the Internet].Antinarkoticheskaja bezopasnost'. No 1 (6). P. 101-107. ISSN 2308-7366.
13. (2016). Den'gi. Kredit. Banki: uchebnoe posobie; pod red. O. I. Lavrushina. 4-e izdanie. [Money. Credit. Banks]. Moscow. KNORUS. 320 p.
14. Djudikova E. I. [et al.]. (2016). Analiz i upravlenie riskami ispol'zovanija informacionnyh tehnologijpri rabote s nalichnymi, beznalichnymi i jelektronnymi den'gami [Analysis and risk management the use of information technology when working with cash, cashless and electronic money]. Prikaspijskij zhurnal: upravlenie i vysokie tehnologii. No 1 (33). P. 161-175. ISSN 2074-1707.
15. Djudikova E. I. (2016). Denezhnaja massa i jelektronnye den'gi [Money supply and electronic money]. Problemy sovremennoj jekonomiki: mater. V Mezhdunar. nauch. konf. (g. Samara, avgust 2016 g.). Samara. ASGARD. P. 57-64.
16. Epifanov B. V. (2012). Predmet prestuplenija: ponjatie i problemy pravotvorchestva [The Subject of crime: the concept and problems of lawmaking]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo Universiteta MVD Rossii. No 2 (66). P. 70-74. ISSN 2071-8284.
17. Kislyak D. G. (2012). Jelektronnye den'gi v sisteme jelektronnogo biznesa [E-money system e-business]. Jekonomika, pravo i problemy upravlenija : sb. nauch. trudov. No 2. P. 72-73.
18. Kuchinskaja A. A. (2012). Operacii s jelektronnymi den'gami v stranah tamozhennogo Sojuza [Transactions with electronic money in the countries of the Customs Union]. Problemy upravlenija. No 3 (44). Pp. 162-166. ISSN 2071-3711.
19. Kratkij obzor rossijskogo rynka jelektronnyh deneg po itogam pervogo polugodija 2014 goda (po sostojaniju na dekabr' 2014 goda) [A brief
нию на декабрь 2014 года) [Электронный ресурс] : аналитический обзор // J'son & Partners Consulting : официальный сайт. URL: http:// json.tv/ict_telecom_analytics_view/kratkiy-obzor-rossiyskogo-rynka-elektronnyh-deneg-po-itogam-pervogo-polugodiya-2014-goda-20141205043004 (дата обращения: 17.09.2017).
20. Денежно-кредитная статистика [Электронный ресурс] // Центральный Банк Российской Федерации : официальный сайт. URL: http:// www.cbr.ru/statistics/default.aspx?Prtid=dkfs&ch =dm#CheckedItem (дата обращения: 12.09.2017).
21. Электронные деньги набирают популярность в России [Электронный ресурс] // Вести. Экономика. URL: http://www.vestifinance.ru/ articles/42889 (дата обращения: 17.09.2017).
22. Популярность электронных денег в России растёт [Электронный ресурс] // Web-payment. ru. URL: http://web-payment.ru/article/78/ populjarnost-jelektronnyh-deneg-v-rossii-rastet (дата обращения: 17.09.2017).
23. Текущие тенденции электронных денег, нормативные вопросы и перспективы на будущее // Юридическая рабочая бумажная серия. Европейский центральный банк. 2008. № 7 (Июль). 48 с.
24. Тимофеев С. В. К вопросу о расчётах электронными деньгами в Российской Федерации / С. В. Тимофеев, Е. Ю. Князева / / Инновационное развитие Российской экономики : матер. IX Междунар. научно-практ. конф. 2016. С. 73-75. ISBN 978-5-7307-1152-5.
25. Холодова Е. И. Перспективы обеспечения сетевой экономики электронными деньгами / Е. И. Холодова // Актуальные проблемы модернизации управления и экономики: российский и зарубежный опыт : матер. Всерос. науч.-практ. конф. (Томск, 29-30 марта 2012 г.). Томск : Изд-во Томского ун-та, 2012. 446 с. ISBN 9785-7511-2098-6.
\ K*
overview of the Russian market of electronic money in the first half of 2014]. J'son & Partners Consulting : oficial'nyj sajt. URL: http://json. tv/ict_telecom_analytics_view/kratkiy-obzor-rossiyskogo-rynka-elektronnyh-deneg-po-itogam-pervogo-polugodiya-20i4-goda-20i4i205043004 (accessed 17 September, 2017).
20. Denezhno-kreditnaja statistika [Monetary and credit statistics]. Central'nyj Bank Rossijskoj Federacii: oficial'nyj sajt. URL: http://www.cbr. ru/statistics/default.aspx?Prtid=dkfs&ch=dm#Ch eckedltem (accessed 12 September, 2017).
21. Jelektronnye den'gi nabirajut populjarnost' v Rossii [Electronic money is gaining popularity in Russia]. Vesti. Jekonomika. URL: http:// www.vestifinance.ru/articles/42889 (accessed 17 September, 2017).
22. Populjarnost'jelektronnyh deneg v Rossii rastjot [The popularity of electronic money is growing in Russia]. Web-payment.ru. URL: http://web-payment.ru/article/78/populjarnost-jelektronnyh-deneg-v-rossii-rastet (accessed 17 September, 2017).
23. (2008). Tekushhie tendenciijelektronnyh deneg, normativnye voprosy i perspektivy na budushhee [Current trends of e-money, regulatory issues and future prospects]. Juridicheskaja rabochaja bumazhnaja serija. Evropejskij central'nyj bank. No 7 (July). 48 p.
24. Timofeev S. V., Knyazeva E. Yu. (2016).
K voprosu o raschjotah jelektronnymi den'gami v Rossijskoj Federacii [To the question of the settlement of electronic money in the Russian Federation]. Innovacionnoe razvitie Rossijskoj jekonomiki: mater. IX Mezhdunar. nauchno-prakt. konf. P. 73-75. ISBN 978-5-7307-1152-5.
25. Holodova E. I. (2012). Perspektivy obespechenija setevoj jekonomiki jelektronnymi den'gami [Prospects for non network economy electronic money]. Aktual'nye problemy modernizacii upravlenija i jekonomiki: rossijskij i zarubezhnyj opyt: mater. Vseros. nauch.-prakt. konf. (Tomsk, 29-30 marta 2012 g.). Tomsk. Izd-vo Tomskogo un-ta. 446 p. ISBN 978-5-7511-2098-6.