История древней Церкви
Н.А. Хандога ЛАТИНСКИЙ ХИЛИАЗМ III-IV вв.
В статье рассматривается латинский хилиазм III-IV вв. За основу принимается следующая классификация хилиастических и антихилиастических воззрений: милле-наризм, премилленаризм, постмилленаризм, амилленаризм. Оценкой хилиастических взглядов является буквальное или символическое толкования 20 главы Апокалипсиса. К первому направлению примыкают Коммодиан и Лактанций, ко второму — Тертуллиан. Свт. Викторин Петавский занимает среднее положение: он органично сочетает буквальный подход с символическим.
Ключевые слова: хилиазм, апокалипсис, эсхатология, эсхатологические воззрения, милленаризм, премилленаризм, амилленаризм, аллегорические образы, чувственно-исторические черты тысячелетия, царство Мессии, «истинная суббота».
Известно, что в III-IV вв. среди св. отцов и церковных писателей были хилиасты, причем латинский хилиазм III-IV вв. имел свои особенности. В статье мы постараемся показать, какие признаки преобладали в этом учении на Западе по сравнению с Востоком.
В дореволюционное время этому вопросу уделяли внимание Я. Алфио-нов («Хилиазм первых трех веков христианства»)1 и Л. Гри («Милленаризм: его происхождение и развитие»)2. Первая работа отличается более полемическим характером; особое значение придается учению блаж. Августина. Во второй работе просматривается постепенное развитие учения на Востоке и Западе, вплоть до его исчезновения.
Среди последних исследований по милленаризму нужно вспомнить труд Ж. Даниэлу «Богословие иудео-христиан»3, в котором уделяется этому вопросу целая глава (под названием «Милленаризм»), где автор подробно останавливается на представителях милленаризма III-IV вв. Весьма важна также книга свящ. Николая Кима «Тысячелетнее Царство»4, в которой он подробно анализирует текст Откр 20:1-3, ставший одним из ключевых в учении хилиастов.
Николай Анатольевич Хандога — студент III курса Богословского отделения Санкт-Петербургской православной духовной академии.
1 Альфионов Я. Хилиазм первых трех веков христианства. Исторический очерк. Казань, 1875. 68 с.
2Gry L., pretre. Le millenarisme dans ses origines et son development. Paris, 1904. 144 p.
3Danielou J. Theologie du jureo-christianisme. Paris, 1991. 517 p.
4Ким Н., свящ. Тысячелетнее Царство: Экзегеза и история толкования XX главы Апокалипсиса. СПб.: Алетейя, 2003. 331 с.
Одной из базовых предпосылок хилиазма (или, иначе — милленариз-ма)5 является определенное понимание следующего текста Апокалипсиса (Откр 20:1-10): «И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, <...> и сковал его на тысячу лет, <...> дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время».
Хилиазм так понимает данный текст: «Задолго до кончины мира Христос Спаситель опять придет на землю, поразит антихриста, воскресит одних праведников и устроит новое царство на земле, в котором праведники, в награду за свои подвиги и страдания, будут царствовать вместе с Ним в продолжение тысячи лет, наслаждаясь всеми благами временной жизни. Затем уже последует второе, всеобщее воскресение мертвых, всеобщий суд и всеобщее вечное мздо-воздаяние»6.
Из этого описания позиции хилиазма можно извлечь три посылки: 1) тысячелетний период — «царствование Христа в этой истории»7, вместе с воскресшими святыми; 2) «торжество правды Божией на земле»8, как следствие продолжающихся долго мучений праведников; 3) учение милленаризма — «это идея о промежуточном царстве» 9, время которого нам не известно.
1. Виды милленаризма
Разные взгляды на способы толкования книг Священного Писания «привели к формированию двух больших групп: милленаристов и амилленаристов. В свою очередь, попытки согласовать между собою различные пророчества разделили первую группу на премилленаристов и постмилленаристов.. ,»10.
«Премилленаристы (они же в древности — хилиасты) придерживаются взгляда, что тысячелетнее Царство следует за пришествием Христа, который явится лично, чтобы начать Свое Царство, что праведные умершие воскреснут
5В данной работе термины «милленаризм» и «хилиазм» употребляются как синонимы.
6Ложность учения хилиастов // Христианское чтение. Ч. II. 1852. С. 393.
1 Сорокин А., прот. Христос и Церковь в Новом Завете. Введение в Священное Писание Нового Завета (Курс лекций). М.: Изд. Крутицкого подворья, 2006. С. 584.
8МеньА., прот. Библиологический словарь: В III т. Т. III. М.: Фонд имени Александра Меня, 2002. С. 352.
9Еврейская энциклопедия. Под ред. д-ра Л. Канценельсона: В XVI т. Т. XV. СПб.: Изд. Общества для научных еврейских изданий и Изд. Брокгауз-Ефрон, б/г. С. 627-628.
10Кюэн А. Эсхатология евангельских христиан // Учение о спасении в различных христианских конфессиях. М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2005. С. 152.
и будут лично царствовать с Ним на земле на протяжении тысячи лет, а после Его Царства будет последнее воскресение, нечестивые умершие подвергнутся суду, и потом наступит вечность»11.
«Данное толкование пророчества в духе иудейского мессианизма было довольно распространено в период “иудейско-христианского” богословия, когда новозаветные откровения были перемешаны с разного рода ветхо- и новозаветными апокрифами и еврейскими легендами.»12, которые не подвергались богословскому осмыслению.
Премилленаризм или «исторический премилленаризм»13 берет свое начало с I в. в учении эвионитов и еретика Керинфа; активно развивается во II и III вв. и приходит в упадок в первой четверти IV в. Представителями на Востоке являлись Папий Иерапольский14, св. мч. Иустин Философ15 и свт. Мефодий Олимпский. На Западе к премилленаристам можно причислить свт. Иринея Лионского16, свт. Ипполита Римского17, среди латиноязычных писателей — Тер-туллиана (с известными оговорками), Коммодиана, Викторина, Лактанция.
«Постмилленаристы, т. е. те, кто думает, что тысячелетнее царство предшествует пришествию Христа, считают, что тысяча лет, вероятно, имеет переносный смысл, означающий долгий период перед пришествием Христа. В начале этого периода торжество Евангелия над народами введет Царство мира, которое продлится до пришествия Христа для окончательного суда»18.
11ТенниМ.С. Мир Нового Завета. Вена, 1988. С. 395.
12Писания мужей апостольских. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2003. С.435.
13Уинтерс Г. Комментарии по Книге Откровение Иоанна Богослова. Победа христиан — вечная жизнь на небесах / Пер. с англ. Л. Голубева. Киров: 1998. С. 307.
14Его труды дошли до нас в цитатах в III книге (главы 21-30) «Церковной истории» Евсевия Памфила. Евсевий Памфил. Церковная история. М.: Изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1993. С. 118. О нем см.: Сидоров А.И. Курс патрологии: Возникновение церковной письменности: учебное пособие. М.: Русские огни. 1996. С. 120-123.
15Иустин Философ. Разговор с Трифоном Иудеанином. М.: Св.-Троицкий Новоголутвин женский монастырь, 1995. 352 с. Сидоров А. И. Курс патрологии... С. 140-180.
16Ириней Лионский, свт. Пять книг против ересей / Пер. прот. П. Преображенского. СПб., 1900. О его эсхатологии см., в частности: Сагарда Н.И., Сагарда А.И. Полный курс лекций по патрологии. СПб.: Воскресение, 2004. С. 510-511.
11 Ипполит Римский, свт. Творения. Толкование на книгу прока Даниила. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1991. Вып. 1. LX + 110 с. О его эсхатологии см.: Сагарда Н.И., проф., Сагарда А.И,. проф. Полный курс лекций. С. 669-610.
18Тенни М.С. Мир Нового Завета. С. 395.
Одним из ярких представителей постмилленаризма является свт. Афанасий Великий (296-372). В трактате «О воплощении» («Слово о воплощении Бога Слова и о пришествии Его к нам во плоти») и «Четырех словах на ари-ан» он излагал свои воззрения, которые можно охарактеризовать как умеренно-хилиастические. В конце IV в. африканский донатист Тихоний продолжил разработку этой концепции19.
«Амилленаристы верят, что миллениум (тысячелетие) начинается при воскресении Христа и закончится с его финальным пришествием. Этот взгляд называется амилленаризмом, хотя лучше назвать его более просто “начавшийся милленаризм”, так как “амилленаризм” является более неопределенным [понятием]»20. Таким образом, «Христос может прийти в любое время и будет судить мир, и даст вечное блаженство праведникам, новое небо и новою землю»21.
Первым амилленаристом на Востоке явился Ориген, который в своем сочинении «О началах» и в «Толкованиях на Евангелие от Луки» выступил против буквального толкования слов о тысячелетнем царстве22. На Западе первым амилленаристом стал блаж. Августин (354-430). Именно его толкование 20 главы апокалипсиса стало примирением ветхозаветной эсхатологии с новозавет-ной23. Как замечает проф. Н.Н. Глубоковский, «тут цифры, разумеется, условные и символические, и тысяча, по контрасту с малым числом, означает лишь великое множество в продолжении времени весьма и весьма длинного, но все-таки ограниченного предрешенным пределом. Поэтому и вообще нельзя говорить о каком-либо хронологическом тысячелетии, ибо речь идет просто о бессмертной протяженности»24.
Большинство рассматриваемых нами авторов являются либо милленари-стами, либо постмилленаристами. Наша задача — определить основые черты их хилиастических воззрений в рамках следующих подходов.
19См.: КюэнА. Эсхатология евангельских христиан. С. 156.
20Beale G.K. The Book of Revelation. A Commentary on the Greek Text. Cambridge, 1999. Цит. по: Ким Н., свящ. Тысячелетнее Царство. С. 26.
21 Тенни М.С. Обзор Нового Завета. М.: Ассоц. Духовного возрождения, 2000. С. 448.
22SimonettiM. Ilmilennarismo in Oriente da Origene al Methodio //Corona Gratiarum. Brugge, 1975. P. 37-54.
23См.: Фокин А.Р. Августин Блаженный // Православная энциклопедия. Под ред. патр. Алексея II. Т. I. М.: Православная энциклопедия, 2001. С. 104.
24Глубоковский Н.Н. Благовестие христианской славы в Апокалипсисе св. апостола Иоанна Богослова: Краткий обзор / [Предисл. архиеп. Аверкия (Таушева)]. СПб.: Библиополис, 2002. С. 186.
1. Буквализм или символизм толкования 20 главы Апокалипсиса.
2. Чувственно-материалистическое или духовное понимание тысячелетнего царства, во многом проистекающее из экзегетического метода.
Для их определения мы воспользуемся следующими критериями.
1. Наличие или отсутствие представления о вступлении святых в брак и возможность им иметь детей.
2. Наличие или отсутствие представления о грешниках, которые должны служить святым. В случае наличия такового представления цели данного служения: связаны ли они с благом только для святых, или также и с исправлением грешников.
3. Материальный или символическо-духовный характер трапезы святых и тех благ, которые они получают в тысячелетнем царствии.
4. Прямые указания в тексте на символизм тех или иных элементов в тексте 20 главы Откровения, или их отсутствие.
2. Милленаризм Тертуллиана
Одним из первых представителей милленаризма среди латинских писателей явился Тертуллиан25. Он верил, что после того, как дьявол будет разбит и заключен в бездну, настанет некое земное царство. Однако, до конца не ясно, следует ли причислять Тертуллиана к премилленаристам или постмилленаристам, так как из его творений непонятно, произойдет ли Второе пришествие перед тысячелетним царством26, или же только в Судный день27. Возможно, Тертуллиан в течение своей жизни склонялся то к одной, то к другой точке зрения и не пришел к окончательному выводу. Тем не менее, он утверждал, что святые будут царствовать со Христом на земле. После пришествия Господа (adventus Domini)
25Из последних исследований относительно хилиастическх воззрений Тертуллиана см., в частности: Osborn E. Tertullian, the first theologian of the West. Oxford, 1997. P. 210-217.
26На это, кажется, указывают, некоторые места в трактате «О зрелищах». См.: De spectaculis, 30.
27К этой точке зрения Тертуллиан склоняется в трактате «Против Праксея» (Adversus Praxeum, 2), «Против Маркиона (Adversus Marcionum, IV. 10) и т. д.
должно настать Царство праведных (regnum justorum). Для Тертуллиана характерно представление о том, что тела святых воскреснут не сразу, но постепенно, в меру своих заслуг28. Для воскресших сойдет с небес богозданный Новый Иерусалим29 и в нем воскресшие будут тысячу лет наслаждаться всеми духовными благами в возмещение за все страдания, которые они претерпели в земной жизни30. Примечателен тот акцент, который Тертуллиан ставит на духовности благ: характерно наречие utique, «непременно». Нигде он не говорит о телесных наслаждениях и, конечно, не упоминает о браке святых в жизни будущего века. В то же время стоит отметить, что его хилиазм отчасти подпитывался сектантскими источниками: Тертуллиан ссылается на пророчества монтантистов о скором появлении знамения небесного града, что исполнилось, по его мнению, во время похода Септимия Севера на персов в 198 г.31. Возможно что спиритуализм Тертуллиана также был связан с монтанистскими влияниями.
3. Милленаризм Коммодиана
В отличие от Тертуллиана, ни свт. Киприан Карфагенский, ни Новациан не были хилиастами. Это тем более важно и примечательно, что святитель Киприан представляет собой своеобразное «правило веры» как для латинского Запада Ш-ГУ вв., так и для более поздней эпохи, а Новациан, при всех недостатках своего богословия, пользовался репутацией выдающегося теолога32. Соответственно, можно предположить, что в какой-то момент для магистрального пути латинского богословия хилиазм не был актуален. Напротив, он был востребован
28Это смысл земного царствования, длящегося тысячу лет, внутри какового временного промежутка завершится воскресение святых, в меру заслуг воскресающих раньше или позже. Adversus Магсюпшт, III. 24. См.: Р^ Т. 2. Со1. 195.
29Ibid. 1п сгу^е divini operis Hierшsalem сае1о delata (Во граде божественного творения, сошедшего с неба).
30Ibid. Мы говорим, что в нем святые восприимут воскресение и насладятся богатством всех благ, непременно духовных ^ап^ refovendis сорга Ьопогшт, utique spiritшaliшm) в возмещение того, что в веке сем мы или презрели, или потеряли.
31 Аdversшs Магсюпшт, III. 24.
32Новациан характеризуется некоторой поврежденностью экклесиологических взглядов, а также неточностью христологических формулировок. Как считает А.Р. Фокин, у него можно найти формулы, пригодные как для несторианской, так и аполлинаристской ереси. Фокин А.Р. Латинская патрология. Т. I: Доникейская латинская патрология (150-325 гг.). М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 2005. С. 229.
таким маргинальным богословом, как Коммодиан, африканским поэтом III в.33, чьи тексты, несмотря на грубость стиля, представляют несомненный интерес для истории эсхатологических воззрений. Свои апокалиптические и эсхатологические взгляды он отчасти излагает в поэме «Наставления» (Instructiones), но полностью их отражает в «Апологетической песни» (Carmen apologeticum)34.
Его представления о последних временах основывается на библейском учении о семи днях творения и символическом переносе каждого дня творения на тысячелетие: первые три тысячи лет прошли от творения мира до Авраама, а вторые — от Авраама до современной Коммодиану эпохи. То есть мир будет существовать 6000 лет, а в седьмом тысячелетии случится ожидаемое воскресение и восстановление человека в первозданное райское состояние. «После того как окончатся шесть тысяч лет, мы будем бессмертны»35.
Как и свт. Ириней Лионский, и свт. Ипполит Римский, он верил в существование тысячелетнего царствия, но, в отличие от них, представлял его в грубо-материалистических тонах. Это связано с его сильной зависимостью от достаточно маргинальных иудео-христианских источников и традиций. Эта зависимость сквозит в его апокалиптических и эсхатологических представлениях, в частности о двух антихристах: одном — для язычников, другом — для иудеев. Прообраз воскресшего Нерона, как антихриста для язычников и жестокого гонителя христиан, скорее всего, также является иудео-христианским: Нерона ненавидели не только за казнь св. апостолов Петра и Павла, но и за то, что при нем началась иудейская война, приведшая к погибели Иерусалима. Кроме того, иудейской чертой является и то, что обличителем антихриста является пророк Илия, который претерпит мученическую смерть, но воскреснет. Явным иудейским влиянием обусловлено представление о том, что перед концом мира из неких сокровенных мест выйдут два с половиной иудейских колена, чтобы принять Христа. Вот как рисует Коммодиан будущую жизнь:
«С неба ведь город сойдет в воскресении первом.
Что же мы скажем об этом небесном творенье?
Все воскреснем мы те, кто преданы Ему были.
33О нем см.: Варкл. Л. Характеристика Коммодиана // Вестник Древней Истории. Т. 68. 1959. С. 165-167; ФокинА.Р. Латинская патрология. С. 238-259; Martin J. Commodianus//Traditio. T. 13. 1959. P. 1-71; Hoppenbrowers H. Commdien poete chretien. Nijmegen, 1964. 344 p.
34Критическое издание: Commodianus. Carmen apologeticum /ed. B. Dombart // Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum. Vol.15. Lipsiae. 1887.
35PL. T. V. Col. 227 A.
Будут нетленны и жизнь же будет без смерти,
Там не пребудет болезнь, или воздыханье.
В град сей войдут лишь те, кто при антихристе победили В подвигах мученических, и жизнь на все время стяжают Воспримут блага, ибо скорби они претерпели,
Будут вступать они в брак, породят же потомство Тысячу лет, и даны им будут дани земные.
Ибо земля будет их изливать, без конца обновлять.
Ливень не хлынет, ни хлад не войдет в сию крепость златую,
И не будет, как ныне, осад, грабежа же не будет.
Город не будет желать этот света светильников, ибо Сам Творец его светом пребудет, там ночи не будет.
Тысяч двенадцать он стадиев будет длиной, шириной, высотой, Корень пребудет в земле, а глава сравняется с небом.
А пред воротами города солнце с луной воссияют,
Злобный в скорбях заключен будет ради питания правых, Тысячу лет Бог будет все сохранять таковое»36.
36Оригинальный текст:
De caelo descendit ciuitas in anastase prima.
Et quod referamus de fabrica tanta caeleste?
Resurgimus illi, qui fuimus illi deuoti,
Et incorrupti erint iam tunc sine morte uiuentes,
Sed nec dolor ullus nec gemitus erit in illa.
Uenturi sunt illi quoque, sub Antechristo qui uincunt Robusta mar<tyr>ia, et ipsi toto tempore uiuunt Recipiuntque bona, quoniam mala passi fuere,
Et generant ipsi per annos mille nubentes.
Conparantur ibi tota uectigalia terrae,
Terra quia nimium fundit sine fine nouata.
Inibi non pluuiam, non frigus in aurea castra,
Obrsidiae nullae, sicut nunc, neque rapinae.
Nec lucerne lumen desiderat ciuitas illa Ex auctore suo lucet, nec nox ibi paret.
Per duodecimo milia stadia lata, longa, sic alta;
Radicem in terra, sed caput cum caelo peraequat;
In urbem pro foribus autem sol aut luna lucebit.
Flamma tamen gentis media partiturque servans In annis mille ut ferant corpora sanctis.
Malus in angore saeptus propter iustos alendos.
Ab annis autem mille Dues omnia portat.
(Intructiones, 43:1-20. PL. Vol. V. Col. 270).
При буквальном понимании этого текста картина будущего блаженства мало чем отличается от картин мусульманского рая37. Возникает вопрос: можно ли воспринимать ее в символико-аллегорическом ключе? Ответ будет скорее отрицательным, поскольку, за исключением образов, непосредственно заимствованных из Апокалипсиса (двенадцать тысяч стадиев (Откр 21:18), Бог как светильник Града) прочие элементы текста не обладают должной символикометафорической наполненностью, позволяющей символическую интерпретацию.
За образной системой 43 главы «Наставлений» скрывается буквалисти-ческая иудейская экзегеза и иудейское сознание. В строке «вступят в брак и будут рожать детей» нет ни малейшего намека на духовный брак между Христом и Церковью. Судя по всему, здесь присутствует иудейское представление о браке и многодетности как о несомненном благословении Божием и об одном из признаков блаженства. Чисто иудейской чертой является и построенное на слишком буквальном понимании соответствующих пассажей из пророка Исаии (60:5-6) представление о том, что нечестивцы после первого воскресения будут служить праведникам. Возможно, что подобная мысль носит социальный, а не религиозный характер и связана с желанием переустроить общество. Во многом справедливо суждение Л. Варкла: «Несомненно, в стихотворениях Коммодиана мы можем встретить мысли и образы, в которых отразилось осуждение существовавшего порядка вещей и стремление устранить его, хотя все это подано под хилиастической оболочкой»38.
В итоговой оценке хилиазма Коммодиана хотелось бы поспорить с оценкой А.Р. Фокина, который пишет: «В целом следует отметить, что хилиасти-ческая эсхатология Коммодиана пронизана иудео-христианскими мотивами и очень близка к эсхатологии свт. Иринея Лионского; она характерна именно для западного богословия П-Ш вв. Ее следы мы встречаем далее у Викторина Пе-
37Вот что говорится в суре 44: 51—55 о рае: «Благочестивые будут в безопасном жилище среди садов и источников, будут одеты в атлас и в шелк, выказывая себя перед очами друг друга. Так и мы сочетаем их с черноокими [то есть — с прекрасными женщинами-гуриями]. Там они каких ни спросят плодов, всякие получат наверно» (Коран / Пер. и прим. В. И. Гараджи. М., 1988. С. 322). Отметим, что в Евангелии о рае говорится, что там не женятся, но пребывают как Ангелы Божии на небесах (Мф 22:30).
38Варкл Л. К вопросу о характере Коммодиана / Пер. и прим. К. И. Козыриной // Вестник Древней Истории. Т. 68 (2). 1959. С. 166.
тавского и Лактанция»39. Однако, Коммодиан в своих хилиастических взглядах гораздо ближе к Керинфу, чем к свт. Иринею Лионскому.
4. Милленаризм свт. Викторина Петавского
Свт. Викторин Петавский (230-303/304) — первый латинский экзегет, преемник воззрений свт. Иринея Лионского и свт. Ипполита, папы Римского. Кроме того, «он сторонник восточного обряда и подражатель Папия, который часто говорит о тысячелетнем царствовании.»40 Его хилиастические взгляды раскрываются в трактате «О сотворении мира».
В начале трактата свт. Викторин говорит: «По той причине, что всем небесным и земным управляет седмеричное число дней, в качестве введения я буду размышлять об этой неделе, которая — царица всех недель. И, согласно моим возможностям, я попытаюсь объяснить день силы (virtutis diem), в зависимости от его выполнения»41. В результате с помощью недели он старается объяснить настоящее и сделать проекцию на будущее.
Шестой день творения, в который Бог создал все, он называет «приготовлением царства»42 (praeparatio regni) для человека, на что указывает и название шестого дня (греч. тсараакеиг| —пятница, букв. приготовление). Свт. Викторин этим хочет сказать, что в настоящее время человечество находится в состоянии ожидания второго пришествия Христова.
Седьмой день творения является прообразом «истинной субботы» (verum sabbatum), то есть седьмой тысячи лет, «в течение которой Христос будет царствовать с избранными»43. Под этим периодом свт. Викторин понимал будущее тысячелетнее царство Христово, которое должно было наступить после шестого («подготовительного») тысячелетия.
С помощью этих семи дней, которые «отражают структуру неба и земли»44 , Господь обозначил каждый из семи тысячелетних периодов мировой истории (septimo millium annorum)45. Подтверждением для свт. Викторина являются
39Фокин А.Р. Латинская патрология. С. 259.
40Gry L., pretre. Le millenarisme dans ses origines et son development. Paris, 1904. P. 114-115.
41 PL. T V. Col. 302 B-303 A.
42PL. T. V. Col. 305 A.
43Ibid. Col. 309 B-310 A.
44Ibid. Col. 302 B-303 A.
45В таком же направлении мыслит и свт. Киприан Карфагенский (нач. III в. 258 г.): «семь дней творения равны семи тысячам лет мировой истории» (PL. Т. IV. Col. 668 A), но при этом у его творениях мы не найдем и намека на хилиазм.
слова из Священного Писания: «В глазах Твоих, Господи, тысяча лет точно один день. Следовательно, в очах Владыки каждая тысяча лет помещена, ибо семь имеет Господь глаз»46.
Гораздо более о тысячелетнем царстве свт. Викторин Петавский говорит в Толковании на Апокалипсис. «В нем сохранится все творение и по повелению Бога излиет47 сокрытые в нем блага. Там воспримут святые “вместо бронзы золото и вместо железа серебро ” (Ис 60:17) и камни драгоценные. В то место перенесет Бог богатства моря и силы языков (Ис 60:5)». Эти слова можно понимать как в чувственном, так и в духовном смысле: под бронзой и железом могут подразумеваться земная жизнь и страдания праведников, под золотом и серебром — небесные награды. Это толкование тем более справедливо, что перед этим свт. Викторин говорит о видении Даниила — сокрушении «камнем неру-косечным» кумира, состоящего из четырех элементов — золота, серебра, меди и железа, которое символизирует земные царства и, соответственно, земную жизнь.
В том царствии «служители Божии назовутся священниками Божьими» (Ис 61:6), те самые, кто называются сейчас «кощунниками»48. И эти слова можно понимать как относящиеся прежде всего к духовному священству, а не к материальной власти над миром, которая ярко обозначена в соответственном пассаже пророка Исаии49. Этому, как кажется, противоречит следующее утверждение свт. Викторина Петавского относительно судьбы грешников: «Увидел я коня белого и седящего на нем». Он показывает Господа, грядущего с воинством небесным для царствования, в пришествии Которого все языческие народы ^еШ£8) соберутся и падут от меча. Однако, некоторые из них, которые были более благородными (поЫ1юге8), сохранятся для служения святых, но, впрочем, и им подобает быть убитым в последнее время, когда окончится царство святых, перед судом, когда будет выпущен диавол»50.
46PL. T. V. Col. 309 A.
47Eructabit. Буквально: «отрыгнет». Ср. Пс 44:1.
48Sacrilegii. Имеется в виду обвинение христиан в безбожии со стороны римских властей.
49И придут иноземцы и будут пасти стада ваши; и сыновья чужестранцев будут вашими земледельцами и вашими виноградарями. A вы будете называться священниками Господа, служителями Бога нашего будут именовать вас; будете пользоваться достоянием народов и славиться славою их (Ис 61:5-6).
50Victorin de Peravio. Trait sur l’Apocalypse / ed. M. Dulaey // Sources chretiennes. Vol. 423. Paris, 1997. P.112.
Возможно, свт. Викторин Петавский имеет в виду следующие слова Апокалипсиса: «Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их как песок морской. И вышли на широту земли, и окружили стан святых и город возлюбленный. И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их» (Откр 20:7-9).
Первое и наиболее вероятное объяснение: этими народами, имеющими сохраниться и послужить святым, явятся Гог и Магог, которые будут обольщены диаволом, отвратятся от служения святым и поэтому будут истреблены небесным огнем. Однако, народы Гог и Магог никогда не считались «более благородными», чем прочие, напротив, существовало предание, отраженное позднее у Псевдо-Мефодия Патарского (VII в.) о том, что Александр Македонский, ужаснувшись нечистоте этих народов, загнал их за северные горы, откуда они выйдут перед концом мира.
Мог ли свт. Викторин считать, что эти «более благородные народы» как раз будут умервщлены не небесным огнем, а Гогом и Магогом и соответственно, пострадают ради святых? Если это так, то их служба святым должна способствовать прежде всего их очищению и спасению, а не комфорту святых.
Казалось бы, достаточно буквалистически звучат следующие строки из свт. Викторина Петавского: «В том царствии будут пить вино и намазываться мазями и предадутся радостям»51. Он отчасти подтверждается контекстом библейской цитаты: «И сделает Господь Саваоф на горе сей для всех народов трапезу из тучных яств, трапезу из чистых вин, из тука костей и самых чистых вин» (Ис 25:6-7).
Однако, нельзя забывать сакральный контекст вина и помазания для Ветхого и Нового Завета. Следующая цитата все расставляет по своим местам. «Об этом царствии упоминает Господь перед Своим страданием: «H буду пить от плода лозы сей, пока не буду пить с вами в будущем царствии» (Мф 26:29), то есть в сто раз больше, и в десять тысяч для большего и лучшего»52. Метафоры, связанные с сотней, десятью тысячами и тысячью, выводят нас на одного из первых хилиастов — еп. Папия Иерапольского.
То, что свт. Викторин явно мыслил в символико-аллегорическом ключе, показывают его слова о драгоценных камнях на вратах Нового Иерусалима: «Драгоценными камнями он являет мужей, мужественных во время преследо-
51 Ibidem. P. 120.
52Ibidem. P. 122.
вания, кого гонители не смогли оторвать от истинной веры ни бурей преследо-
53
ваний, ни натиском дождя»53.
Наконец, один из самых главных критериев духовного понимания свт. Викторином тысячелетнем царства: в отличие от Коммодиана, он нигде не утверждает, что в тысячелетнем царстве святые будут вступать в брак и рожать детей.
Как считает церковный исследователь Я. Алфионов, «хилиастические воззрения св. Викторина отличаются более чистым характером; за недостатком источников вполне неизвестно, в чем именно Викторин поставлял высшее блаженство праведников в земном 1000-летнем царстве Христовом»54. С этим выводом, безусловно, следует согласиться, поскольку свт. Викторин не предусматривает возможность продолжения брачных отношений. Что же касается неясности относительно того, в чем свт. Викторин полагал высшее блаженство праведных, то, на наш взгляд, именно это и является доказательством того, что он видел его в Самом Боге, Который неописуем по Своей природе, а соответственно, не описуемо и не определяемо то, что Он дарует. Это подтверждает следующий достаточно красноречивый пассаж из свт. Викторина Петавского: «В этом царствии те, кто были лишены благ55 ради имени Господа, а также многие убиенные всяческими злодейскими способами и во всех узилищах “воспримут утешение свое” (Мф 5:5), то есть небесные венцы и богатства»56.
5. Милленаризм Лактанция
Милленаристическое учение Луция Целия Фирмиана Лактанция (ок. 250/260 - после 325) — «одного из самых интересных и “светлых” авторов раннего христианства»57, который с «полною верою принял все мечты хилиазма, бывшие до него, и изложил их в седьмой книге своих “Божественных постанов-лений”»58.
Подобно свт. Викторину Лактанций в своем учении о мировых эпохах исходит из библейской аритмологии: «Поскольку все дела Божии были совершены
53Ibidem. P. 128.
54Альфионов Я. Хилиазм первых трех веков. С. 53.
55Fraudati. Буквально: «обманулись».
56Victorin de Peravio. Trait sur l’Apocalypse. P. 120.
51 Лактанций. Божественные установления. Книги I-VII / Пер. с лат., вступ. ст., комм. и указ.
В.М. Тюленева. СПб.: Изд. Олега Абышко, 2007. С. 5.
58Никольский П.Ф. Краткий очерк истории хилиазма в Древней Церкви // Вера и разум. Т. III. Ч. II. 1911. С. 468.
в течение шести дней, то на протяжении шести веков, то есть шести тысяч лет (id est annorum sex millia), мир должен прибывать в этом состоянии. Ибо великий день Божий ограничивается периодом в тысячу лет. И подобно тому, как Бог трудился над сохранением вещей в течение шести дней, так и религия и истина должны трудится в продолжении шести тысяч лет, когда будет преобладать и господствовать зло. И опять, поскольку, завершив дела, Бог почил в седьмой день и благословил его, необходимо, чтобы в конце шестого тысячелетия все зло было устранено с земли, и на протяжении тысячи лет царствовала справедливость (et regent per annos mille justitia); и будет тогда отдых и успокоение от трудов, в которых мир уже давно пребывает»59.
При этом Лактанций, «подобно другим раннехристианским писателям, предчувствовавшим близкий конец света, определяет свое настоящее как завершение последнего, шестого столетия несправедливости»60.
В самом же учении преобладают чувственно-исторические черты: «После воскресения Сын Божий будет царствовать 1000 лет среди людей, и они будут править очень праведным правлением. Те, кто будут тогда жить, не умрут, но в течение 1000 лет будут рождать бесчисленное множество; что касается воскресших, они будут первенствовать над живущими, как судьи. Тогда солнце будет светить в 1 раз ярче, чем теперь, земля явит свое плодородие и произведет обильную жатву. Животные не будут более питаться кровью»61.
«С начала IV века приверженность к хилиазму начинает мало-помалу ослабевать. Принятие христианства императором Константином Великим62 уничтожило среди верующих прежние страстные ожидания падения Римской империи и развеяло миф о близком разрушении всего мира и наступлении второго пришествия Христа для 1000-летнего царствования на земле. С этих пор хилиазм делается исключительным достоянием одних только мистиков и разного рода религиозных мечтателей, разочарованных окружающею их действитель-ностию»63.
59PL. T. VI. Col. 808.
60Тюленев В.М. Лактанций: христианский историк на перекрестке эпох. СПб.: Алетейя, 2000.
С. 46, со ссылкой на: Lact. Div. Inst. VII. 25.
61 PL. T. VI. Col. 808 B-809 A.
62Имеется ввиду Миланский эдикт 313 года.
63Альфионов Я. Хилиазм первых трех веков. С. 54.
6. Амилленаризм блаж. Августина Иппонского
После Лактанция мы не можем назвать ни одного сколь-нибудь значимого богослова-хилиаста на Западе, за исключением, возможно, Амброзиастра64. Ни Марий Викторин, ни святитель Иларий Пиктавийский, ни святитель Амвросий Медиоланский хилиастами не были. Подобный отход ведущих богословов от хилиазма был связан с двумя причинами. Миланский эдикт 313 года прекратил гонения и уничтожил эмоциональную основу для скорого ожидания тысячелетнего царства. С другой стороны, если не господство, то широкая распространенность александрийского метода толкования Священного Писания выбивали почву из под буквального толкования 20 главы Апокалипсиса.
Главным борцом с хилиастами на Западе стал знаменитый еп. Иппонский Августин (354-430) — один из святых отцов Церкви, богослов и философ, давший «новое мистическое осмысление истории, уже не нуждающееся в хилиазме.»65.
Блаж. Августин в первые годы своей жизни с особой любовью предавался хилиастическим надеждам и ожиданиям66. В последующем под влиянием Тихо-ния67, он «принял чисто духовное понимание миллениума, которое потом блестяще развил в своих трудах»68. При этом блаж. Августин перетолковывает теорию двух воскресений, усвоенную еще свт. Амвросием у Оригена и приходит к выводу, не противоречащему традиционному церковному: «Под первым воскре-
64Влияние умеренного хилиазма чувствуется в некоторых отрывках толкования на Евангелие от Матфея, приписываемые Амброзиастру. См.: Фокин А.Р. Амброзиастер // Православная энциклопедия. Под ред. патр. Алексея II. Т. II. М.: Православная энциклопедия, 2001. С. 105.
65Аверинцев С. София-Логос. Словарь: Собрание сочинений/Под ред. Н.П. Аверинцевой и К.Б. Сигова. К.: Дух i лггера, 2006. С. 472.
66«Когда исполнится шесть тысяч лет, равняющихся шести дням, последует как бы седьмой день субботы в виде последних тысячи лет, с воскресением, т. е. для празднования этой субботы святых. Мнение это могло бы быть до некоторой степени терпимо, если бы предполагалось, что в эту субботу святые будут иметь некоторые духовные радости от присутствия Господа. Когда-то и мы думали так» (Августин Аврелий, блаж. О граде Божием. Т. 4. М.: Изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря», 1994. С. 177.
67Тихоний (| между 390-400 гг.) — донатиский епископ, автор «Книги о семи правилах», «Комментария на Апокалипсис», составил ряд экзегетических правил, которыми пользовались свт. Амвросий Медиоланский, блаж Августин и др. См. о нем, в частности: Троицкий В.Н. Очерки по истории догмата о Церкви. СПб., 1912. С. 501-504.
68Ким Н. Свящ. Тысячелетнее Царство. С. 221.
сением понимает совершающееся уже на земле религиозно-нравственное вос-
69
кресение душ, а под вторым — воскресение плоти при кончине мира»69.
В «Граде Божием» блаж. Августин особое внимание уделяет толкованию Апокалипсиса, который является ключом к разгадке учения о тысячелетнем царстве: «В конце истории произойдут следующие события: пришествие Илии, уверование иудеев во Христа, воцарение антихриста и его гонения на Церковь, всеобщее воскресение мертвых и последний Суд Божий, на котором и осуществится разделение двух Градов и их обитателей70. Этому не будет предшествовать так называемое тысячелетнее царство Христово с праведными71, ибо это Царство уже наступило в Церкви Христовой после Его первого пришествия, чем опровергается всякий хилиазм72»73. Тем самым блаж. Августин «установил норму для кафолической экзегезы на Западе, отказавшись от милленаристско-го толкования 20 главы Откровения, которого придерживался раньше, в пользу мнения, что тысяча лет, упоминаемая в этом тексте, относится к истории Церк-ви»74.
После смерти блаж. Августина диспуты с хилиастами заканчиваются. Сначала в западной части Церкви, а потом и в восточной утверждается мнение, согласно которому тысячелетие есть «время существования Церкви на земле»75. «Хилиазм, не находя для себя более поддержки во внешних исторических обстоятельствах <.. .> ослабевает и почти исчезает из народного сознания.»76.
В результате чего, «если и можно было держаться учения о хилиазме как частного мнения, то лишь до тех пор, пока не выразила об этом своего голоса Церковь вселенская. Но когда второй Вселенский собор (в 381 г.), осуждая все заблуждения еретика Аполлинария, осудил и учение его о тысячелетии Христовом и для того внес в самый символ веры слова о Христе: “Егоже царствию не
69Адамов И.И. Св. Амвросий Медиоланский. Сергиев Посад, 1915. С. 682.
10De civ. Dei. XX.
11 «Тысячью лет Апостол назвал последнюю, оставшуюся до конца века, часть тысячелетия, как бы часть дня, употребив тот способ выражения, по которому часть называется именем целого; или вернее тысячью лет он назвал все остальные годы этого века» (Августин Аврелий, блаж. О граде Божием. С. 178).
12De civ. Dei. 20: 7-9.
73Фокин А.Р. Августин блаженный. С. 104.
14Пеликан Я. Христианская традиция. С. 124.
15Адамов И.И. Св. Амвросий Медиоланский. С. 682.
16Алъфионов Я. Хилиазм первых трех веков. С. 68.
будет конца”, — держаться этого учения даже в качестве частного мнения совершенно непозволительно православному христианину»77.
Таким образом, из обзора хилиастических воззрений латинского Запада можно сделать следующие выводы.
1. Взгляды Тертуллиана находятся на стыке милленаризма и постмиллена-ризма. В его учении о тысячелетнем царстве нет ярко выраженного материализма, напротив, он делает акцент на духовном аспекте радостей в тысячелетнем царствии. Самобытной чертой является представление о воскресении святых сообразно заслугам.
2. В отличие от Тертуллиана, Коммодиан представляет грубо материалистические воззрения и демонстрирует буквалистический подход к тексту. Святые в тысячелетнем царстве могут вступать в брак и рождать детей. Хилиастическая эсхатология Коммодиана пронизана иудео-христианскими мотивами и гораздо ближе к Керинфу, чем к свт. Иринею Лионскому и, тем более, к ап. Иоанну Богослову.
3. В отличие от Коммодиана, свт. Викторин Петавский органично сочетает буквальный подход с символическим. Хотя он говорит о пиршестве святых и умащении их мазями, но эта деталь носит скорее символический, чем реальный характер. Нигде свт. Викторин не говорит о возможности вступать в брак и рождать детей в тысячелетнем царстве, так как понимает его преимущественно духовно.
4. Напротив, Лактанций утверждает подобную возможность и особо акцентирует многократное умножение жителей царствия. Отличительная черта его милленаризма — живущие к моменту наступления тысячелетнего царства не умрут, а воскресшие будут над ними судьями и вождями.
5. После Лактанция мы не встречаем заметных богословов-хилиастов. Блаженный Августин перешел от милленаристских позиций к амилленарист-ским, утверждая, что тысячелетнего царство наступило, и это — бытие Церкви. Угасание милленаризма связано с прекращением гонений на Церковь с одной стороны, и распространением символико-аллегорического метода толкования — с другой.
77Ложность учения хилиастов... С. 398.
Источники и литература
1. Commodianus. Carmen apologeticum /ed. B. Dombart // Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum. Vol.15. Lipsiae, 1887.
2. Danielou J. Theologie du jureo-christianisme. Paris, 1991. 517 p.
3. Dulaey M., prof. Introduction k La theologie de Victorin, Vie de Victorin de Poetovio // Sources chretiennes. Vol. 423. P. 38-41.
4. Gry L., pretre. Le millenarisme dans ses origines et son development. Paris, 1904. 144 p.
5. Hoppenbrowers H. Commdien poete chretien. Nijmegen, 1964. 344 p.
6. Martin J. Commodianus // Traditio. T. 13. 1959. P. 1-71.
7. Osborn E. Tertullian, the first theologian of the West. Oxford, 1997. P. 210-217.
8. Simonetti M. Il milennarismo in Oriente da Origene al Methodio // Corona Gratiarum. Brugge, 1975. P. 37-54.
9. Victorin de Petavio. Trait sur l’Apocalypse / ed. M. Dulaey // Sources chretiennes. Vol. 423. Paris, 1997.
10. Аверинцев С. София-Логос. Словарь: Собрание сочинений / Под ред. Н.П. Аверинцевой и К.Б. Сигова.- К.: Дух i лгтера, 2006. 912 c.
11. Августин Аврелий. О граде Божием. Т. 4. М.: Изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря», 1994. 404 с.
12. Адамов И.И. Св. Амвросий Медиоланский. Сергиев Посад., 1915. 684 с.
13. Алъфионов Я. Хилиазм первых трех веков христианства. Исторический очерк. Казань, 1875. 68 с.
14. Апокрифические апокалипсисы // Пер., сост., вступ. ст. и комм. М.Г. Витковской, В.Е. Витковского. СПб.: Алетейя, 2003. 278 с.
15. Ложность учения хилиастов // Христианское чтение. Ч. II. СПб, 1852. С. 393-400.
16. Варкл Л. К вопросу о характере Коммодиана / Пер. и прим. К.И. Козыриной // Вестник Древней Истории. Т. 68 (2). 1959. С. 165-167.
17. Глубоковский Н.Н. Благовестие христианской славы в Апокалипсисе св. апостола Иоанна Богослова: Краткий обзор / [Предисл. архиеп. Аверкия (Таушева)]. СПб.: Библиополис, 2002. 288 с.
18. Еврейская энциклопедия. Под ред. д-ра Л. Канценельсона: В XVI т. T. XV. СПб.: Изд. Общества для Научных еврейских Изданий и Изд. Брокгауз-Ефрон, б/г. C. 627-628.
19. Евсевий Памфил. Церковная история. М.: Изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1993. 446 с.
20. Ириней Лионский, свт. Пять книг против ересей / Пер. прот. П. Преображенского. СПб., 1900. 560 с.
21. Ипполит Римский, свт. Творения. Толкование на книгу прока Даниила. СвятоТроицкая Сергиева Лавра, 1997. Вып. 1. LX + 170 с.
22. Иустин Философ, св. Разговор с Трифоном Иудеанином. М.: Св.-Троицкий Но-воголутвин женский монастырь, 1995. с. 352.
23. Ким Н., свящ. Тысячелетнее Царство: Экзегеза и история толкования XX главы Апокалипсиса. СПб.: Алетейя, 2003. 331 с.
24. Киприан (Керн), архим. Патрология: ВII т. М., 1996. Т. I. 184 с.
25. Коран / Пер. и прим. В. И. Гараджи. М., 1988. 850 с.
26. Кюэн А. Эсхатология евангельских христиан // Учение о спасении в разных христианских конфессиях. М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2005. С. 138-162.
27. Лактанций. Божественные установления. Книги 1—УП / Пер. с лат., вступ. ст., комм. и указ. В.М. Тюленева. СПб.: Изд. Олега Абышко, 2007. 512 с.
28. П. деЛобье. Эсхатология / Пер. с франц. Н. Зубкова. М.: Изд. Астрель, Изд. АСТ, 2004. 400 с.
29. Мень А., прот. Библиологический словарь: В III т. Т. III. М.: Фонд имени Александра Меня, 2002. 526 с.
30. Никольский П.Ф. Краткий очерк истории хилиазма в Древней Церкви // Вера и разум. Журнал Богословско-философский. Т. III. Ч. II, III. 1911. С. 453-468; 597-608.
31. Падовезе Л. Вступ до патристичного богослов’я / Пер. з гтал. Г. Теодорович. Львiв: Свiчадо, 2001. 184 с.
32. Пеликан Я. Христианская традиция. История развития вероучения. Возникновение кафолической традиции (100-600). М.: Духовная библиотека, 2007. Т. I. XXIV + 376 с.
33. Писания мужей апостольских. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2003. С. 672 с.
34. Реверсов И.П., проф. Апологеты. Защитники христианства. СПб.: Сатис, 2002. 192 с.
35. Сагарда Н.И., Сагарда А.И. Полный курс лекций по патрологии. СПб.: Воскресение, 2004. 1212 с.
36. Сидоров А.И. Курс патрологии: Возникновение церковной письменности: учебное пособие. М.: Русские огни. 1996. 349 с.
37. Смирнов Е. История Христианской Церкви. Курс III и IV классов духовных семинарий. СПб.: Труд, 1915. 456 с.
38. Сорокин А., прот. Христос и Церковь в Новом Завете. Введение в Священное Писание Нового Завета (Курс лекций). М.: Изд. Крутицкого подворья, 2006.647с.
39. Тенни М.С. Обзор Нового Завета. М.: Ассоц. Духовного возрождения, 2000.496 с.
40. Тенни М.С. Мир Нового Завета. Вена, 1988.443 с.
41. Троицкий В.Н. Очерки по истории догмата о Церкви. СПб., 1912. 178 с.
42. Тюленев В.М. Лактанций: христианский историк на перекрестке эпох. СПб.: Ал-тейя, 2000. 320 с.
43. Уинтерс Г. Комментарии по Книге Откровение Иоанна Богослова. Победа христиан — вечная жизнь на небесах / Пер. с англ. Л. Голубева. Киров: 1998. 367с.
44. Христианство. Энциклопедический словарь: В III т. Т. III: Т-Я / Ред. кол.: С.С. Аверинцев (гл. ред.) и др. М.: Большая Российская энциклопедия, 1995. 783 с.
45. Фокин А.Р. Августин Блаженный // Православная энциклопедия. Под ред. патр. Алексея II. М.: Православная энциклопедия, 2001. Т. I. С. 93-109.
46. Фокин А.Р. Амброзиастер // Православная энциклопедия. Под ред. патр. Алексея
II. М.: Православная энциклопедия, 2002. Т.П. С. 104-109.
47. Фокин А.Р. Викторин Петавский // Православная Энциклопедия. Под ред. патр. Алексея II. М.: Православная энциклопедия, 2004. Т. VIII. С. 458-461.
48. Фокин А.Р. Латинская патрология. Т. I: Доникейская латинская патрология (150-325 гг.). М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 2005. 366 с.