Научная статья на тему 'Милленаристская концепция и архетип бессмертия'

Милленаристская концепция и архетип бессмертия Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
380
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИЛЛЕНАРИЗМ / ХИЛИАЗМ / ТЫСЯЧЕЛЕТНЕЕ ЦАРСТВО / ЦАРСТВО БОЖЬЕ / ПРОДЛЕНИЕ ЖИЗНИ / АРХЕТИП / АРХЕТИПИЧНОСТЬ СОЗНАНИЯ / БЕССМЕРТИЕ / АРХЕТИП БЕССМЕРТИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Шаров Константин Сергеевич

В статье рассматривается вопрос о милленаризме как теологической концепции и архетипической схеме мышления, отражающих стремление людей к борьбе со смертью, желание продлить жизнь хотя бы до сроков жизни первых библейских патриархов и чаяние божественной награды праведников еще во время земной жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MILLENARIANISM CONCEPT AND IMMORTALITY ARCHETYPE

In the article, the question of millenarianism as a theological concept and an archetypal scheme of thinking reflecting people’s striving to fight death, are discussed. Millenarianism is also studied as a persistent people’s desire to extend life even to the level of life length of the first biblical patriarchs and the aspiration of the divine reward of the righteous during their earthly life.

Текст научной работы на тему «Милленаристская концепция и архетип бессмертия»

Социально-политические науки

3'2018

17.3. МИЛЛЕНАРИСТСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ И АРХЕТИП БЕССМЕРТИЯ

Шаров Константин Сергеевич, кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры философии естественных факультетов философского факультета

Место работы: ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова»

const.sharov@mail.ru

Аннотация: в статье рассматривается вопрос о милленаризме как теологической концепции и архетипической схеме мышления, отражающих стремление людей к борьбе со смертью, желание продлить жизнь хотя бы до сроков жизни первых библейских патриархов и чаяние божественной награды праведников еще во время земной жизни.

Ключевые слова: милленаризм, хилиазм, тысячелетнее царство, Царство Божье, продление жизни, архетип, ар-хетипичность сознания, бессмертие, архетип бессмертия.

MILLENARIANISM CONCEPT AND IMMORTALITY ARCHETYPE

Sharov Konstantin S., PhD (Philosophy), Senior Lecturer of Philosophy Department Place of employment: Lomonosov Moscow State University

const.sharov@mail.ru

Abstract: in the article, the question of millenarianism as a theological concept and an archetypal scheme of thinking reflecting people's striving to fight death, are discussed. Millenarianism is also studied as a persistent people's desire to extend life even to the level of life length of the first biblical patriarchs and the aspiration of the divine reward of the righteous during their earthly life.

Keywords: Millennialism, millenarianism, chiliasm, millennial kingdom, Kingdom of God, prolongation of life, archetype, archetypal consciousness, immortality, archetype of immortality.

Всем нам присуще бытовое и метафизическое желание жить дольше. Человечество рассматривает вопрос о принципиальной возможности жить столько же, сколько жили древние библейские патриархи, с разнообразных точек зрения: биологической, философской, аксиологической, правовой, богословской.

В рамках эсхатологического богословия рассматривается вопрос о милленаризме, или хилиазме - учении о том, что Царство Божье наступит не где-то на новых Небе и Земле, а прямо здесь, на нашей Земле, в нашем пространстве, в конце истории человечества [1; 5]. Милленаристские чаяния как иудеев, так и христиан отражают не только богословскую позицию, но и архетип мышления - архетип награды, даваемой Богом, за перенесенные праведниками страдания на Земле. Речь идет о некотором продлении жизни до 1000 лет (или другого продолжительного срока) тех, кого Второе пришествие Христа застанет живущими на Земле, и первом воскресении умерших праведников и предоставлении им новой жизни [4].

Милленаризм никогда не был доминирующей богословской концепцией, однако его поддерживали многие авторитеты теологии, начиная от отцов Церкви до мыслителей Нового времени. Из древних хилиастов можно назвать Юстина Мученика, Иринея Лионского, Ипполита Римского, Папия Иерапольского, Коммодиана, Мефодия Патарского, Лактанция, Юлия Африкана, Сульпиция Севера, Викторина Пиктавийского, Оригена, Тертуллиана, Непота Египетского, Аполлинария Лаодикийского.

В Новое время милленаризм получил второе дыхание благодаря деятельности англиканских богословов и в меньшей степени мыслителей континентального протестантизма: Мида, Брайтмана, Арчера, Альстеда, Твисса, Хорнса, Уичкота, Кадверта, Генри Мора, Уильяма Шервина и, конечно же, Исаака Ньютона.

Ньютон, например, не признавал существенной разницы между чувственно-гедонистической, максимально телесной версией тысячелетнего царства правед-

ников в ветхозаветной, древнееврейской версии хилиазма и тонким духовно-метафизическим хилиазмом первых веков христианства, например, в версии Ири-нея Лионского и Мефодия Патарского [6].

На II Вселенском Соборе в Константинополе в числе прочих был поднят вопрос о статусе тысячелетнего царствования Христа, однако окончательного мнения вынесено не было [2, с.93-123]. С тех пор хилиазм находил как сторонников, так и противников среди авторитетных богословов.

Из канонических ветхозаветных ссылок, прямо или косвенно говорящих о грядущем Царстве Христа на земле, можно выделить следующие фрагменты: Ис. 2: 2-4, Ис. 11: 6-9, Ис. 16: 4, Ис. 26: 19, Ис. 30: 25-26, Ис. 35: 10, Ис. 51: 11, Ис. 58: 14, Ис. 65: 17-25, Иез. 28: 2526, Иез. 37: 12-14, Иез. 40: 48, Иер. 23, 7-8, Быт. 1: 28, Быт. 3: 17-19, Пс. 20: 4-6, Пс. 115: 9-10, Мих. 4: 1, Мих. 7: 14, Ос. 5: 8, Ам. 9: 11-15, Соф. 3: 18-20, Зах. 13: 8-9, Зах. 14: 16, Зах. 14: 20-21.

Некоторые книги Священного Писания раскрывают идею о Царстве Божьем более широко: это Апокалипсис, книга пророчества Даниила и неканоническая 3 книга Ездры (в протестантской и католической традиции она называется 4 книгой Ездры). Некоторые места Евангелия также трудно трактовать амилленаристски. Одно из таких мест - Тайная Вечеря Господа Иисуса Христа; вспомним его знаменитую фразу «Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего» (Мф. 26: 29) [3]. Другой вопрос -трактовать ли это высказывание Христа в материальном земном ключе или применительно к Новой вечной земле (Царству Небесному)? Намеки на милленарист-скую идею Царства Божьего на земле можно также усмотреть в Мф. 19: 29, Лк. 14: 12-14, Лк. 18: 29-30.

Если мы внимательно исследуем Писания, то придем к выводу, что, по сути, уже сама внутренняя структура ветхозаветных пророчеств очень часто имеет черты

Шаров К. С.

МИЛЛЕНАРИСТСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ И АРХЕТИП БЕССМЕРТИЯ

милленаристской позиции. В конце практически каждого пророчества явный позитивный посыл по отношению к «народу израилеву» высвечивает ту или иную черту будущего тысячелетнего царства. Не только содержание пророчеств, но и их форма зачастую отражают веру в наступление Царства Божьего на земле.

Милленаризм имеет определенные исторические корни. Исторический контекст в развитии христианского милленаризма допускает, что при написании Откровения апостол Иоанн Богослов, возможно, до определенной степени выразил сопротивление нездоровому социальному климату в Риме в первом веке. Христианство было тогда одной из многочисленных религиозных традиций, которые отклонялись от римской государственной религии. Христианский хилиазм мог быть одним из способов реагирования древних христиан на противодействие римских властей христианству, на многочисленные гонения. Возможность избавления первых христианских церквей от владычества римского государства могло воплотиться в мысль о тысячелетнем государстве под благословенным правлением Иисуса Христа. Хилиазм был крайне привлекательным для ряда первых христиан по той же самой причине, по которой он стал популярен у иудеев периода Маккавеев.

Возможно, не стоит трактовать Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис), 20 главу в материальном земном ключе. Однако существующий уже в течение 2000 лет хилиазм является отражением веры людей в земную

справедливость, в доброе воздаяние со стороны Бога за праведные дела и злое - за грешные, - и непоколебимость этой веры. Милленаризм и как богословская теория, и как частное мнение людей, таким образом, имеет удивительные точки соприкосновения как с современным дискурсом о продлении жизни, так и с вечным архети-пичным отторжением смерти, межпоколенческим воспоминанием людей о том, что они - вечные существа, лишившиеся до времен Христа бессмертного существования в результате своего грехопадения.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 92,71%.

Список литературы:

1. Григоренко А.Ю. Эсхатология, милленаризм, адвентизм: история и современность. Философско-религиоведческие очерки. - СПб., 2004. - 392 с.

2. Деяния Вселенских Соборов в 4-х тт. - Казань, 1908.

3. Ириней Лионский, свт. Сочинения свт. Иринея, епископа Лионского. Издание второе, книгопродавца И.Л.Тузова. - СПб., 1900. - 1337 с.

4. Кирьянов Б., свящ. Полное изложение истины о Тысячелетнем Царстве Господа на Земле. - СПб., 2001. - 302 с.

5. Христианство. Энциклопедический словарь: В 3-х тт. - М., 1993-1995.

6. Silver A.H. Messianic Speculation in Israel. - New York, 1927. - 501 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.